Жалоба в квалификационную коллегию судей

Написание жалобы на судью в квалификационную коллегию судей – дело довольное серьёзное. Узкий круг лиц знает нюансы составления жалобы, как она составляется, куда направляется и т. д. В большинстве случаев люди, вообще, не имеют представления о процессе составления подобного рода документа. А в иной раз не хотят связываться с таким высокопоставленным должностным лицом, из-за незнания своих законных прав или обычной боязни.

Независимо от того, какой пост занимает человек, если он нарушает чьи-либо права своим неподобающим поведением или некомпетентностью, всегда можно попытаться восстановить справедливость и законность, обратившись в вышестоящую инстанцию. Это касается и судей, если они как-то унижают человеческое достоинство или нарушают процессуальные нормы и сроки.

На них также можно найти управу, а именно: обратиться в квалификационную коллегию судей субъектов РФ и написать на этого судью жалобу. Если не подействовало – обращаться в Высшую квалификационную коллегию судей. Жалоба в квалификационную коллегию судей образец представлен ниже.

Квалификационная коллегия судей

Прежде чем составлять жалобу в коллегию судей на судью, нужно чётко понимать, чем, вообще, она занимается, какими полномочиями обладает. Для этого надо обратиться к правовым источникам.

В Федеральном Законе «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 №30-ФЗ в главе 2, написано: «квалификационная коллегия судей – это такой орган, который входит в судебную систему и имеет определённый ряд функций».

Т.к. тема идёт про написание жалобы на судью в квалификационную коллегию, то в этой области, в вышеуказанном законе написано: «В ряд функций коллегии судей, входит:

  1. Проведение проверок, в связи с поданными жалобами на действия судьи, а также жалобами, опубликованных в СМИ.
  2. Наложение административных и дисциплинарных взысканий на судей (верховного, арбитражного, военного суда), а также на председателей судов и их замов.
  3. Возобновление, приостановление или же прекращение деятельности конкретного судьи на основании поступивших заявлений».

Как видно, коллегия судей принимает во внимание жалобы не только поступающие от граждан лично, но даже через иные источники (СМИ). В полномочии коллегии входит также и управлением должностью судьи – назначение и увольнение.

Зачем жаловаться в квалификационную коллегию судей?

Порой, поведение судьи вызывает сильное возмущение – хамство, наглость, или того хуже, унижение участников судебного разбирательства. Аморальное поведение судьи, неуважительное отношение невозможно не заметить. В другом случае судья пытается как-то «заморозить» судебный процесс, тянет время, появляется непонятная волокита с документами.

А некоторые судьи, вообще, грубо нарушают закон и существующие процессуальные нормы. На форумах в интернете разворачиваются настоящие дискуссии по поводу произвола судебной власти в России. Там люди пишут свои истории на эту тему, дают дельные советы: как решали проблему, куда и в какой срок обращались за помощью и т. д.

Хотя по закону, в соответствии с Кодексом судейской этики и ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации», судья обязан соблюдать ряд требований, которые к нему предъявляются, в частности, это:

  • уважительное отношение к участникам судебного заседания. Нельзя грубить, как-либо показывать лицемерие. Даже если участники процесса ведут себя в зале суда неподобающим образом, судья должен в любом случае сохранять спокойствие, сдержанность. Необходимо соблюдать существующие этические нормы, с пониманием и терпением относиться к людям, которые находятся в помещении;
  • аккуратность и пунктуальность в составлении документов. Судья должен соблюдать порядок в правовых актах. То же самое касается и содержания документов – судья не вправе как-то искажать, перевирать полученную информацию, делая её недостоверной или ложной;
  • своевременность рассмотрения дел – ещё одно важное правило, которое судья обязан соблюдать. Необходимо соблюдать и учитывать все процессуальные сроки рассмотрения дел. Судья не вправе как-то уклоняться от рассмотрения поступивших заявлений от граждан;
  • действия судьи не должны каким-либо образом понижать статус судебной власти в целом.

Произвол судей объясняется в основном тем, что они чувствуют безнаказанность, т.к. их права и властные полномочия достаточно широки, большое количество соц. гарантий.

Всё это закреплено в Конституции РФ и различных нормативно-правовых актах. Чтобы уменьшить коррумпированность в судебной системе, было решено повысить судьям заработную плату. Совокупность этих факторов в некоторой степени сказывается на неправомерном поведении и действий судей.

Квалификационная Коллегия судей предназначена именно для таких случаев. Каждый год ККС получает тысячи жалоб на судей. Обычные граждане, желающие как-то воздействовать на судью, вправе обратиться в данный орган с целью обжаловать действия судьи. Коллегия судей либо самостоятельно проведёт проверку в составе комиссии, либо же направит жалобу на проверку председателю соответствующего суда (откуда поступила данная жалоба).

После этого будет проведён анализ работы данного судьи. Поднимется вопрос – оставлять судью на прежнем месте работы (это если не доказана вина судьи) или отстранить от работы. В этом случае последует увольнение, если доказательств будет для этого достаточно. На судью налагается дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения и, собственно, увольнения.

Нужно помнить, что обратившись в ККС, приговор, решение суда не будет отменено. Ни Высшая ККС, ни ККС не имеет права как-то влиять на принятые решения судей, изменять его или настаивать на изменении какой-либо санкции.

Жалоба на судью предусматривает рассмотрение коллегией деятельности самого судьи, его поведения во время судебного заседания, а не вынесенного им решения или приговора.

Эффективность применения Квалификационной коллегией судей мер воздействия на лиц, недостойных этого звания – судьи, довольно высокая. Большое количество людей, занимающих должность судьи, были уволены в результате поступления на них жалоб от граждан в Квалификационную Коллегию.

Сроки

Письма с жалобами, поступившие от граждан в ККС, могут подлежать удовлетворению либо, наоборот, – поступит отказ.

Сроки рассмотрения жалобы различаются:

1) Если поступил отказ в принятии данной жалобы, то она направляется к тем органам и должностным лицам, которые имеют соответствующую компетенцию в течение 5 рабочих дней. Одновременно об этом извещается автор жалобы.

2) Если обращение было принято, но необходимо провести какие-то проверки, то производство по жалобе проводится в течение одного месяца. В случае если проверок никаких не требуется – в течение 15 суток. Этот же срок установлен и для военнослужащих – в теч. 15 дней.

3) Жалобы от лиц, которые обладают законодательной инициативой, будь то депутат или член Совета Федерации, рассматриваются в кратчайшие сроки – в течение 3 дней (без проведения проверки). Если нужно что-то проверить – в течение 20 дней.

В зависимости от того, приняли ли жалобу или нет, кто подал жалобу — сроки различаются.

Что нужно знать при написании жалобы?

Для того чтобы поставить хамоватого судью «на место», необходимо грамотно написать жалобу в коллегию судей на судью. Чёткое обоснование своей позиции, объективная оценка действия судьи будет поводом для вмешательства ККС в его работу.

Вот перечень важных моментов при написании, которые нужно запомнить:

  • жалоба составляется с использованием закона, т. е. нужно ссылаться на определённые статьи законодательства номера страниц дела и акцентировать внимание на том, что были зафиксированы нарушения судьёй;
  • лучше всего, если к жалобе будут приложены аудио и видеодоказательства, свидетельские показания некорректного поведения судьи (от потерпевших, например);
  • всё должно быть точным при написании жалобы: даты, адрес суда, Ф. И. О. судьи, данные о месте жительстве, работы/учёбы и т. д., иначе квалификационная коллегия не будет разбираться в этом деле.

Если эти основные пункты будут соблюдены, то вероятность того, что судью привлекут к ответственности, возрастёт в разы.

Основными причинами в отказе в рассмотрении заявления могут быть: угрозы, ненормативная лексика, текст невозможно прочитать либо же жалоба связана как-то с тайной (государственной, коммерческой служебной и др.).

Ошибки при написании жалобы в ККС

А теперь, следует разобрать типичные ошибки граждан, которые могут служить поводом в отказе от принятия жалобы.

Для лучшего понимания требований, которые предъявляются при её написании, лучше всего использовать примеры из жизни:

1) Многие граждане пишут письмо без понимания того, как функционирует Высшая ККС или ККС субъектов РФ. Примерно знают, чем эти органы занимаются, но досконально не изучили и не вникли в эту тему. Отсюда и требования в жалобах, которые разрешению не подлежат в силу того, что это не входит в компетенцию ККС. «Прошу представлять мои интересы в суде…», «Прошу отменить приговор суда…» и т. д. – эти требования никак не связаны с деятельностью ККС и ВККС.

2) Очень распространённая ошибка – люди не знают название органа. Искажают полное наименование очень сильно, практически до неузнаваемости: «Высший коллегиальный орган судей РФ», «Коллегия судей квалификационной инстанции». Либо же путают название самого суда: «Жалоба на судью Верхового арбитражного суда в квалификационную коллегию судей».

3) Порой, гр-н хочет привлечь судью к уголовной ответственности. И в жалобе так и пишет: «Прошу привлечь судью такого-то суда к уголовной ответственности…», направляет её в ККС. Эта жалоба также подлежит возврату автору. В таком случае нужно обращаться только в Следственный комитет при прокуратуре РФ. Этот комитет имеет некоторые полномочия, которые позволяют привлечь судью к ответственности. Но только в случае, если виновность судьи будет доказана. Тогда Следственный комитет вынесет соответствующее представление.

4) В Высшую ККС зачастую поступают письма с жалобами на судью из обрывков газеты. Ошибка заключается в том, что разбирательством по проблеме, которую изложил автор жалобы, входит в функции ККС субъектов РФ, рекомендовавшая данного судью на должность.

Граждане, которые хотят написать жалобу в коллегию судей на судью, должны соблюдать правила и знать нюансы по её написанию. Всё изложенное в ней должно строго основываться на законе. В противном случае в принятии жалобы будет отказано.

Жалоба в коллегию судей на судью, если не совершать ошибок, будет рассмотрена в срок.

Различия Высшей ККС от Квалификационной Коллегии Судей?

Квалификационные коллегии судей делятся на территории Российской Федерации на 2 группы:

1) Высшая ККС.

2) ККС субъектов РФ.

Вполне понятно, что Высшая Квалификационная Коллегия Судей (Высшая ККС или ВККС) занимает более высокое положение, чем Квалификационная Коллегия Судей субъектов РФ. В общей сложности в коллегию входят 29 судей различных судов.

В ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» написано, что «в состав Высшей ККС входят следующие члены коллегии:

  • из Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ избираются два судьи;
  • из федеральных арбитражных судов округов и военных судов по три судьи;
  • из верховных судов республик; краевых, областных судов и арбитражных судов субъектов РФ – 4 судьи.

Квалификационная коллегия судей субъектов РФ несколько отличается по численности:

  • по одному судьи от военного, конституционного (субъекта РФ) и мирового судов;
  • по 3 судьи от районного суда;
  • по 5 судей от мирового суда».

Численность Высшей квалификационной коллегии судей составляет 18 человек, а в квалификационную коллегию субъектов РФ входят 11.

Что касается функций и той и другой коллегий судей, то имеются некоторые отличия, которые прописаны в законе: «Высшая ККС рассматривает представления председателей Верховного суда об утверждении на должность председателя коллегий по гражданским, уголовным делам и т. д.» Также Высшая квалификационная коллегия производит отбор на вакантные места – работа судей, председателем, его заместителем и т. д. В том числе производит контроль за процессом работы ККС субъектов РФ и рассматривают жалобы, которые поступают от граждан в связи с деятельностью этих коллегий.

Кто выше квалификационной коллегии судей?

Из предыдущего пункта вытекает вывод, что квалификационная коллегия судей является не единственной и не последней инстанцией для разрешения проблемы с судьёй.

Более высокое положение занимает Высшая квалификационная коллегия судей, её полномочия более широкие, нежели у квалификационной коллегии.

Но при этом Высшая ККС никак не может влиять на ККС субъектов РФ. Эти два органа занимают одинаковое положение, нет соподчиненности между ними.

Если возникает вопрос: куда писать жалобу на действия судьи – в ККС или сразу в ВККС?

Здесь нужно выполнить следующие действия:

1) Первым делом обратиться в квалификационную коллегию судей субъектов РФ.

2) В случае если решение этого органа не устраивает, тогда уже писать жалобу в ВККС.

При этом упомянув, что ККС субъектов РФ не удовлетворила данную жалобу.

Образец жалобы в квалификационную коллегию судей

В данном пункте будет представлен примерный образец жалобы на судью в квалификационную коллегию судей, который можно использовать при написании жалобы.

Конечно же, чтобы данный документ «дошёл» куда нужно – в коллегию судей субъекта РФ либо же в Высшую коллегию, необходимо знать, как она, вообще, составляется. Лучше всего, если в этом поможет квалифицированный юрист-практик, который занимается подобными делами, имеет определённый опыт в обжаловании действий судей. Либо же скачать готовый бланк документа и вписать недостающую информацию в свободные поля. И параллельно просмотреть образцы таких же жалоб.

Итак, далее представлена жалоба на судью в квалификационную коллегию судей образец текста жалобы:

В Квалификационную коллегию судей

(или же в Высшую Квалификационную коллегию судей)

Ростовской области

г. Ростов-на-Дону, Советский пр., д. 139

Перова Виктора Станиславовича

г. Волгодонск, ул. Гоголя, д. 87

Бараников Андрей Александрович

г. Ростов-на-Дону, ул. Штахановского, д. 36

Жалоба на действия судьи

Октябрьского районного суда г. Ростов-на-Дону Иванова В.Н.

В производстве судьи Ростовского районного суда г. Ростов-на-Дону Иванова Виктора Николаевича находится уголовное дело № 12160114 по обвинению Пузырёва А.Б. в совершении преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 160 УК РФ.

В судебных заседаниях 31.03.2015 и 17.03.2015 председательствующим судьёй в ходе процесса были допущены неоднократные и грубые нарушения требований ч. 4, 6 ст. 10 Кодекса судебной этики, которыми установлены обязательные для каждого судьи правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия, в том числе корректное обращение с гражданами.

Нарушения судьёй Ивановым В.Н. указанной выше нормы были выражены в хамском, грубом и унижающим человеческое достоинство, обращении с потерпевшими по уголовному делу и их представителями.

В судебном заседании потерпевшая, Попова Екатерина Владиславовна в возрасте 78-ми лет, получив разрешение председательствующего задать свидетелю вопрос, пыталась сформулировать его ясно и понятно. Однако менее чем через минуту председательствующий в грубой форме оборвал её, приказав потерпевшей замолчать и сесть на место, лишив, таким образом, потерпевшую право задать вопросы свидетелю по делу и нарушив принципы равенства и состязательности сторон, а также принцип непредвзятости судьи при рассмотрении дела. На действие председательствующего было заявлено возражение с просьбой о внесении в протокол судебного замечания. Удостоверить факт фиксации замечания в протоколе судебного заседания не представилось возможным, поскольку по состоянию на 01.04.2015 протоколы прошедших 3 судебных заседаний изготовлены не были.

Полагаю недопустимым такое некорректное обращение судьи Иванова В.Н. в судебном заседании к представителю потерпевшего Перова Виктора Станиславовича Бараникову А.А., как «Встал! Представься!», высказанные на «ты» в грубой форме.

Следует отметить, что в судебных заседаниях 17.03.2015 и 31.03.2015 присутствовали потерпевшие в количестве 8 человек – женщины среднего и старшего возраста и мужчина в возрасте 79 лет, которые иногда эмоционально выражали свои чувства по отношению к отдельным процессуальным моментам судебного разбирательства, формально нарушая порядок в судебном заседании. Однако совершенно недопустимым является та грубая и оскорбительная форма, в которой председательствующий призывал их к порядку.

Вопиющим фактом нарушения Кодекса судебной этики судьёй Ивановым В.Н. является следующее обстоятельство. Сделав замечание представителю потерпевшего Бараникова А.А., председательствующий приказал ему встать и в дальнейшем в наказание некоторое время участвовать в судебном разбирательстве стоя. Вопрос участника уголовного судопроизводства — на основании каких норм права назначено такое наказание, был оставлен судьей без ответа.

Очевидно, что Иванов В.Н., используя свой статус судьи, допускает проявления хамства в отношении заведомо и несоразмерно более слабой стороны процесса – потерпевших фактически лишённых возможности воспрепятствовать унижению судьёй их человеческого достоинства.

Изложенное выше может быть подтверждено показаниями потерпевших, участвовавших в судебных заседаниях, показаниями допрошенного в суде свидетеля со стороны обвинения Карасевой Елены Николаевны, а также аудиозаписью в зале судебного заседания, осуществлённой представителем потерпевшего на диктофон «Sony-RSS509671» (письменная стенограмма аудиозаписи прилагается).

Полагаю, что указанными выше действиями судья Иванов В.Н. не только грубо нарушает положения Кодекса судебной этики, но и создаёт дискомфорт в судебном заседании, препятствующий всестороннему и полноценному участию потерпевших в судебном разбирательстве уголовного дела, ограничивая тем самым их доступ к правосудию.

Расцениваю действия судьи Иванова В.Н. как дисциплинарный проступок, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.1. Закона РФ «О статусе судей». По окончании рассмотрения настоящей жалобы, в случае целесообразности, намерен обратиться с соответствующей жалобой в Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

На основании вышеизложенного,

ПРОШУ:

  1. Провести проверку указанных в жалобе обстоятельств в отношении судьи Октябрьского районного суда г. Ростов-на-Дону.
  2. Принять меры по привлечению судьи Иванова В.Н. к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

Приложения:

СМИ

Жаловаться надо грамотно

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба — это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она — последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ», «Квалификационная комиссия ВС РФ», «Высшая Судебная Коллегия РФ», «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ».

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций…».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами…».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС — Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ — Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» — это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии — судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии — представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии — представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии — Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это — прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС…», «указать ККС…», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, — одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации — представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации — оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ» и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в…полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

— в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

— в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение…квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации…»

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу…квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей…к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это — полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это — компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *