Закон об образовании домашнее обучение

Закон о домашнем образовании

Еще несколько лет назад обучать ребенка на дому было возможно только в том случае, если он имел подтвержденную инвалидность. Сейчас родители могут перевести своих детей на домашнее обучение просто по желанию. Получение знаний вне стен образовательных учреждений регламентировано законом Российской Федерации № 273-ФЗ. Обучающийся дома ребенок имеет право сдать экзамены после 9 и 11 классов. Это позволяет ему, как и всем остальным детям, поступать на равных основаниях в средние специальные и высшие учебные заведения.

Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:

  • Статья 17. В ней расписаны формы получения образования. Согласно данной статье, знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается сочетанное получение знаний, то есть можно некоторые предметы проходить в школе, а другие осваивать дома. Знания обучающегося оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
  • Статья 44. Регламентирует права родителей брать на себя ответственность за образование детей. После получения документа о среднем образовании учащийся может уже сам выбрать форму обучения;
  • Статья 63. Расписывает особенности получения общего образования.

Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение. Однако родителям, если они желают перевести ребенка на альтернативный вариант усвоения школьной программы, необходимо тщательно изучить данный закон РФ. Это поможет понять, что они обязаны дать своему ребенку и какую помощь при этом может предоставить государство.

Варианты обучения на дому

Выбрать обучение вне стен школы можно с учетом состояния здоровья ребенка, исходя из особенностей жизни семьи и религиозных убеждений.

В России признаны три формы домашнего образования:

  • надомное;
  • семейное;
  • дистанционное.

Каждый из вариантов имеет свои особенности. Выбирая из них, родители должны руководствоваться интересами ребенка и его возможностями. Необходимо помнить о том, что домашнее получение знаний имеет не только ряд преимуществ. У него есть и определенные недостатки, которые могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ученика.

Особенности надомного варианта (в случае проблем со здоровьем)

В законе об образовании РФ надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет инвалидность. Надомное образование позволяет получить аттестат о среднем или общем образовании. Учащиеся с инвалидностью могут учиться либо по общей школьной программе, либо по индивидуальным, составленным с учетом их возможностей, планам. Уроки на дому могут быть сокращены до 20-25 минут или удлинены до 2-х часов. По завершении учебы по школьной программе выдается аттестат об основном или среднем общем образовании.

Этапы оформления ребенка на надомное обучение

Перевести ребенка на надомную форму учебы на самом деле не так сложно. Однако процесс упростится, если родители заранее будут знать, в какие учреждения следует обращаться.

Чтобы перевести ребенка на надомный вариант обучения, необходимо выполнить следующее:

  • Взять медсправку у участкового педиатра, о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в домашнем обучении. Педиатр только выдает такую справку, а решение принимает комиссия МСЭ.
  • Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором учится ребенок. Если решение о надомном образовании принимается перед поступлением в первый класс, то заявление пишется на имя начальника Департамента образования города.
  • При необходимости составления индивидуальной программы родители или законные представители совместно с завучем или директором школы подбирают индивидуальный учебный план. В нем указывают необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.
  • На основании медицинской справки и заявления составляют приказ. В нем указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, и периодичность проверки знаний в течение всего года.
  • Родители получают журнал. В нем учителя должны отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося. По окончании учебного года журнал сдают в образовательное учреждение.

Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ. Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи.

Образовательное учреждение обязано:

  • обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;
  • оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;
  • проводить аттестации – промежуточные и итоговые;
  • после итоговой аттестации выдавать документ о получении соответствующего образования.

Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.

Особенности семейного образования

Учиться на дому может не только школьник-инвалид. Закон об образовании предусматривает возможность приобретать знания самостоятельно и в случае, если серьезных проблем со здоровьем нет. Тогда речь идет о семейном образовании. Родители могут обучать ребенка сами или приглашать репетиторов или педагогов, в школу ученик приходит только на промежуточные и итоговые аттестации.

На домашнее самообразование детей переводят по нескольким причинам, основные из них следующие:

  • Частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями спортом, музыкой. Очень часто увлеченные дети вследствие занятий в спортшколах, секциях, из-за соревнований и конкурсов не могут каждый день ходить в обычную школу. Домашнее обучение позволяет им приобрести необходимый багаж знаний и получить соответствующий документ об окончании 9 или 11 класса.
  • Высокий уровень умственных способностей. Общешкольные программы рассчитаны на детей со средними знаниями, поэтому сверстникам, опережающим своих одноклассников в развитии, на обычных уроках не интересно. Это негативно сказывается на процессе учебы;
  • Характер работы родителей, предполагающий постоянные переезды. Частые переводы из одной школы в другую отрицательно сказываются не только на успеваемости, но и на психическом здоровье учеников. Избежать этого помогает самообразование;
  • Религия или идеологические соображения, не позволяющие отдавать детей в школу.

Переводя здорового ребенка на домашнее обучение, необходимо в первую очередь учитывать его желание. Многие дети отрыв от коллектива переносят очень болезненно.

Этапы перевода на домашнее обучение

Чтобы получать школьное образование в домашних условиях, необходимо выполнить следующее:

  • Написать заявление соответствующего образца в Департамент образования. Департамент образования предоставляет родителям перечень школ, куда ребенок может прикрепиться для сдачи итоговых экзаменов;
  • Школе необходимо издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
  • Родителям необходимо заключить договор с образовательным учреждением. В данном договоре отражаются все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указывается количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.

При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом. Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты. Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний.

При домашнем обучении в России закон предусматривает:

  • возможность перевода ребенка как из школы для обучения на дому, так и обратно в любом классе;
  • обеспеченин учащегося учебниками, консультативную помощь педагогов.

В Законе об образовании указано, что родители, по усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации. Конкретные цифры могут разниться, а в некоторых районах и вовсе не предусмотрены такие субсидии, поэтому сумму денежных средств нужно уточнять по месту жительства.

Дистанционное образование

Получение школьных знаний с помощью интернета подходит тем детям, которые могут самостоятельно контролировать учебный процесс. Контакт с преподавателями происходит через системы телекоммуникации или очно. Практически нет единого плана дистанционного получения знаний, технических средств и специальной методической литературы. Но постепенно появляются частные учреждения, готовые работать со школьниками дистанционно.

Преимущества и недостатки домашнего обучения

У обучения ребенка вне стен традиционной школы есть свои плюсы и минусы.

Основные преимущества получения школьных знаний дома:

  • Более комфортная организация процесса: возможность заниматься в любое удобное время и из любого места, по своему собственному расписанию.
  • Возможность получать знания из разнообразных источников: учебников, электронной литературы, энциклопедий, видеоуроков.
  • Возможность обучать ребенка по интересующим его предметам в той степени, которая ему нужна.
  • Больше свободного времени на увлечения: музыку, спорт, научные кружки, изучение иностранных языков и т.д.
  • Выше эффективность усвоения темы: не отвлекают одноклассники, не тратится время на решение дисциплинарных вопросов.
  • Отсутствие стресса от пребывания в детском коллективе. Не все дети по своему характеру хорошо адаптируются в школах, что негативно сказывается на психическом здоровье и общем самочувствии.

При семейной и дистанционной форме самообразования семья может путешествовать в любое время года, так как нет необходимости учитывать школьное расписание.

К самым явным минусам домашнего получения знаний относят отсутствие социальной адаптации, особенно при отсутствии каких-либо групповых занятий, а также необходимость контроля со стороны родителей.

Изменения в законе об образовании в 2019 году

Закон ФЗ-№273 не совершенен, поправки в него вносятся практически ежегодно. Основная причина вносимых корректировок – несоответствие разработок закона реальному состоянию образования в РФ.

В новых поправках существенных изменений, касающихся среднего и общего школьного образования, нет. Единственное, что заслуживает внимание, – это то, что правительство на законодательном уровне закрепило такие формы обучения как семейное, сетевое, дистанционное.

Домашнее обучение: отвечаем на основные вопросы

Домашнее обучение (homeschooling, home education) – это обучение детей вне обычной школы, государственной или частной. За этим понятием стоят очень неоднородные явления. В широком смысле так принято называть все способы получения образования, кроме стандартного посещения школы: и заочное, и дистанционное (в онлайн-школе), и собственно домашнее. В этом материале мы ответим на самые общие вопросы о хоумскулинге, которые встают перед родителями.

Кто может перейти на домашнее обучение

Несколько слов о терминах. Понятия «домашнее обучение» в российских законах нет. В них упоминаются такие формы обучения: в организации, ведущей образовательную деятельность; вне ее (семейное или самообразование); надомное обучение.

Последний случай мы рассматривать не будем: надомное обучение подразумевает, что ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья. Перечень диагнозов, дающих право на надомное обучение, утвержден Минздравом (Приказ № 436н от 20 июня 2016 года). Но образованием такого ребенка по-прежнему занимается школа: учителя приходят на дом или общаются с учеником дистанционно.

Вернемся к первым двум вариантам. Обучение в образовательной организации не обязательно означает обычное сидение на уроках с понедельника по пятницу (или с понедельника по субботу, как повезет). В школе можно учиться как в вузе: очно, очно-заочно и заочно. Все формы, кроме первой, обычно тоже относят к домашнему обучению.

При этом обучение в школе и вне ее можно сочетать, то есть перейти на домашнее обучение не по всем предметам, а по одному или нескольким. Такую систему обычно выбирают в двух случаях. Во-первых, из-за конфликта с учителем. Во-вторых, если ребенок сильно отстает по этому предмету от одноклассников или, напротив, опережает программу.

А теперь самое главное: учиться дома может любой ребенок. Об этом говорит статья 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Выбирают форму обучения родители или другие законные представители, если ребенок несовершеннолетний. Мнение ученика требуется учитывать (правда, как это должно выглядеть с формальной точки зрения, непонятно). Школа никакого отношения к этому выбору не имеет.

Что нужно сделать, чтобы учиться дома

Если решение принято, необходимо уведомить органы местного самоуправления. Сама процедура в разных регионах может отличаться. Например, в Москве уведомление о выборе семейной формы обучения следует направлять в адрес управы района. Его можно принести лично или отправить «Почтой России».

Затем нужно прикрепиться к школе для прохождения аттестации. По закону для детей на домашнем обучении обязательна только итоговая аттестация. Промежуточная, с первого по восьмой классы, обязательной не является, и некоторые родители решаются отказаться от нее совсем. Но таких немного: большинство предпочитает писать контрольные ежегодно, начиная с первого класса или немного позднее.

ОГЭ дети на домашнем обучении сдают так же, как и все остальные. После этого можно поступить в колледж, а можно продолжить учебу дома и сдать ЕГЭ (на этом этапе обучение называется самообразованием).

На этапе прикрепления могут возникнуть трудности: в обычных школах хоумскулерам обычно не рады. Для администрации и учителей такие дети – лишняя головная боль. Однако прохождение промежуточной аттестации – право ученика, поэтому с отказом (незаконным!) мириться не стоит. Опытные родители советуют не тратить время на разговоры и сразу писать заявление на имя директора. Обязательно в двух экземплярах. Второй нужно оставить у себя, после того как секретарь сделает на нем отметку о том, что заявление принято.

Борьбы с администрацией можно избежать. Дело в том, что прикрепиться можно к любой школе, а не только к той, в которую ребенок ходил раньше, или к ближайшей по месту прописки. И не обязательно к государственной – главное, чтобы у школы была аккредитация. При этом проходить аттестацию можно экстерном, никаких особых причин на это не требуется.

В некоторых регионах родители могут претендовать на денежную компенсацию, если речь идет именно о семейном обучении (то есть не очно-заочном или заочном обучении в школе). Средняя сумма компенсации – несколько десятков тысяч рублей в год.

Как организовать процесс

Здесь все зависит от причин перехода на домашнее обучение. Они могут быть самыми разными: конфликты в школе, желание иметь больше свободного времени для спорта или других внешкольных занятий, длительные командировки родителей. В этом случае самый простой, но и самый затратный способ – обучение в онлайн-школе по индивидуальному плану.

В России есть частные школы, которые занимаются обучением и аттестацией хоумскулеров: «Фоксфорд», «Наши Пенаты», школа имени Лобачевского и т. д. Как правило, экзамены в них можно сдать дистанционно – это удобно для семей, которые долго живут за рубежом или часто переезжают.

Есть и варианты с очным обучением: школы одного дня, где занятия проходят раз в неделю, или семейные школы, которые семьи-единомышленники создают для совместного обучения своих детей.

Однако далеко не все российские семьи могут позволить себе услуги частных школ. А кто-то с самого начала хочет взять образование ребенка под свой контроль, отдавая предпочтение альтернативным образовательным системам и методикам (это характерно, в частности, для религиозных семей). В этом случае нужно получить в школе рабочие программы и график аттестации и, исходя из них, разработать свой учебный план.

Заниматься самостоятельно можно не только по учебникам, но и с помощью интернет-ресурсов, где есть вся необходимая информация. Если позволяют средства, можно пригласить репетитора – например, для подготовки к ЕГЭ или углубленного изучения отдельных предметов.

Может ли домашнее обучение быть качественным

Противники домашнего обучения настаивают, что дать ребенку полноценное образование вне школы невозможно. Западная статистика говорит об обратном.

За последние десятилетия ученые из США, Великобритании и Германии провели множество исследований того, как влияет на детей домашнее обучение. Они показывают, что хоумскулеры превосходят своих сверстников из обычных школ по академическим результатам. Хорошую подготовку абитуриентов, обучавшихся дома, отмечают и университеты. Важно, что на успеваемость почти не влияют такие факторы, как уровень семейного дохода и наличие или отсутствие педагогического образования у родителей.

Немногие российские же авторы, занимавшиеся этой проблематикой (в частности, А. Н. Якунина, а за ней – И. В. Кощиенко и Л. И. Покровская), указывают на то, что многие родители фактически уже обучают своих детей на дому, хотя те по-прежнему посещают школу. Родители разбирают с детьми сложные темы, вместе делают домашнее задание, выбирают курсы или репетиторов, меняют школу на более сильную… С этой точки зрения переход на хоумскулинг вообще ничего не меняет: родители точно так же отвечают за образование ребенка, просто выбирают для этого другие инструменты.

Наконец, в качестве школьного образования также есть основания сомневаться. По данным мониторинга эффективности школы «Дополнительное образование школьников (2013–2017 гг.)» РАНХиГС, в 2017 году дополнительные занятия посещали 64,7 % школьников. 18,2 % – чтобы подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ, еще 17,7 % — чтобы подтянуть школьные предметы. Получается, что немалой части школьников нужна посторонняя помощь, чтобы осилить школьную программу и сдать экзамены.

Что с социализацией

Ребенок не социализируется – первое опасение, которое возникает, когда разговор заходит о домашнем обучении. Кажется, что если отпадет необходимость ежедневно ходить в школу, то ребенок будет сидеть в четырех стенах под присмотром мамы или бабушки и в конце концов разучится общаться.

Вновь сошлемся на результаты западных исследований. По мнению ученых, проблем с социализацией у хоумскулеров не возникает. Дети, которые учатся дома, активнее посещают курсы, кружки, спортивные тренировки – просто потому, что у них больше свободного времени. По мнению ученых, хоумскулеры более уверены в себе и самостоятельны, более дружелюбны и даже более счастливы.

Интересный пример: исследование, опубликованное в 1999 году в США, показало, что дети, обучающиеся дома, намного меньше смотрят телевизор, чем обычные школьники (оценивались результаты учащихся четвертого класса). Не более часа в день просиживали перед экраном 65 % хоумскулеров, три часа – 1,6 %. Ученики обычных школ разделились иначе: 25 % в первом случае и 40 % во втором.

Не стоит забывать и о том, что в обычной школе детей объединяют в классы по одному признаку – возрасту. Их собственные интересы и желания никак не учитываются. Навязанный системой коллектив ребенок обречен терпеть одиннадцать лет. Такая модель социализации может скорее навредить. Не говоря уже о том, что во взрослой жизни, к которой якобы готовит школа, действуют другие модели (за исключением разве что армии и мест лишения свободы).

К каким трудностям готовиться

По закону за образование детей в любом случает отвечают родители, а не школа. Но на практике традиционный способ обучения позволяет снять с себя часть ответственности. Ребенок может находиться в школе с утра до вечера: сначала на уроках, потом на продленке или факультативах; а родители только проверяют дневник и ходят на собрания.

Переход на домашнее обучение потребует максимального включения – особенно в первый год, когда происходит адаптация к новым порядкам. Сами порядки тоже нужно будет вырабатывать самостоятельно. Готовых схем здесь нет, самый успешный чужой опыт придется адаптировать к своей ситуации.

Сколько часов в неделю нужно заниматься математикой? А как учить английский, с репетитором или в языковой школе? Во сколько вставать, во сколько ложиться? Какие пособия купить, на какие каналы на YouTube подписаться? Добавьте к этому, что с маленьким ребенком кому-то из взрослых придется постоянно оставаться дома: папе-фрилансеру, маме в декретном отпуске с младшими, бабушке или няне.

Одно из частых родительских опасений связано с тем, что без жесткого графика и строгих учителей ребенок расслабится и совсем не захочет учиться. Да, поначалу такое расслабление почти неизбежно (здесь мы не говорим о детях, которые учатся дома с самого начала). Родителям надо постараться не паниковать, а дать ребенку время отдохнуть и перестроиться. Родители и работающие с детьми на домашнем обучении специалисты называют этот процесс «расшколивание». Он может растянуться на месяцы, и это нормально.

Нежелание учиться может оказаться стойким. Тогда надо задуматься о причинах. Одна из них – страх неудачи, особенно если раньше ребенку уже внушили, что у него ничего не получится. Отбивают интерес и неправильно подобранные программы и методики: слишком простые или слишком сложные, не соответствующие возрастным или индивидуальным особенностям. А иногда родители, профессиональные педагоги, обнаруживают, что легче научить десять чужих детей, чем одного своего. Дело в том, что другим ты можешь объяснить одну и ту же тему десять раз подряд и сохранить спокойствие, а со своим теряешь терпение моментально.

В запущенных случаях, когда предмет не дается с самого начала и к старшим классам мотивация у подростка на нуле, стоит проконсультироваться у психолога. Обратиться за помощью придется и в том случае, если причиной перехода на домашнее обучение стал серьезный конфликт с учителями или одноклассниками. Для ребенка, особенно маленького, это травмирующий опыт. С ним надо работать, иначе он напомнит о себе в будущем.

До сих пор речь шла о практической стороне вопроса. Но едва ли не самое важное – смириться с тем, что ребенок может не оправдать ваших надежд. У него свой путь, и задача семьи – помочь его найти. Редкий родитель не запаникует, если ребенок откажется поступать в престижный вуз и пойдет учиться на повара или работать аниматором. Но иногда именно такое решение оказывается правильным.

Наконец, не исключено, что в какой-то момент вы захотите вернуться в школу. В этом тоже нет ничего страшного – форму обучения можно поменять не один раз.

Домашнее обучение в России до сих пор воспринимается как что-то исключительное и даже экстремальное. Большинство родителей о такой возможности ничего не знают, а те, кто хочет узнать, встречают сопротивление школьной администрации и чиновников. Семей, которые преодолели эти барьеры, чрезвычайно мало. Но они, как правило, готовы помочь другим и охотно делятся своим опытом – в соцсетях, на форумах и даже фестивалях. И этот опыт показывает, что домашнее обучение может быть хорошим выбором в самых разных жизненных ситуациях.

Мы управляем расписанием, а не оно нами: родители о семейном образовании

В Кузбассе растёт число детей, родители которых предпочитают семейное образование школьному. Под таким образованием понимают форму обучения, при которой родители преподают общеобразовательную программу ребёнку вне школы.

Ученикам при этом следует проходить промежуточные аттестации, чтобы продолжать семейное обучение. Семейное обучение не стоит путать с домашним обучением, когда школьник по каким-либо причинам вынужден учиться дома, например, из-за травмы. К таким детям преподаватель приходят домой.

Сейчас в области на семейном обучении находятся 220 детей, 56 из них в Кемерове, 49 — в Новокузнецке. В законе об образовании сказано, что родители могут выбирать форму обучения для ребёнка, однако реакция школьного руководства пока разная.

ВашГород.ру пообщался с многодетной мамой, которая занимается семейным обучением своих детей, и узнал, как пришло решение самостоятельно обучать детей, как на это отреагировал муж и сложно ли заниматься образованием детей.

Наталья Мухина по образованию психолог, у неё четверо детей, старший ребёнок проходит программу второго класса, ещё один — первого.

«Школа у меня вызывала с самого начала отрицательные ассоциации. Что-то было из собственного опыта, что-то из наблюдения за знакомыми. Но самый основной и первый фактор, который меня удручал на тот момент — это расписание. У меня складывалось впечатление, что вся жизнь перевернётся и будет крутиться вокруг школы. Я этого не хотела», — рассказала Наталья.

Многие родители признаются, что после школы ребёнок садится делать уроки, но не справляется, потому что плохо понял некоторые предметы. Тогда мамам приходится дома ещё раз проходить урок с детьми. По сути, на изучение одного и того же нужно тратить в два раза больше времени.

Ежедневно на обучение уходит около четырёх часов. Расписание всегда разное, оно учитывает и дополнительное образование детей. Каждый день обязательны для изучения русский язык, чтение и математика, в какие-то дни изучают окружающий мир, английский, творческие занятия и так далее. Обучение может проходить не только в строго отведённые часы, но во время игры или просмотра передачи. Есть и выходные — обязательно два дня в неделю, но если ребёнок не успел за неделю что-то сделать, то для этого отводят утро субботы.

Часть уроков проходят в интернете, например, в прошлом году было три основных — математика, русский и окружающий мир, в этом году — только английский.

«Именно благодаря семейному обучению мы реально успеваем много куда ходить без лишнего напряжения и усталости. Музыкальная школа у одного и художественная школа у другого. Вместе они ещё ходят на вольную борьбу и в бассейн», — рассказала многодетная мама.

У детей нет чёткого разделения на роли мамы и учителя, они понимают, что родителей нужно слушаться и делать то, что говорят. Бывает, что учиться не хочется, чаще это связано с трудным для них материалом — математика, русский. Сложностей не возникает при изучении истории и окружающего мира.

При семейном обучении ребёнок сможет научиться самостоятельной работе и рассчитывать свои силы — это поможет в вузе. Опять же, не получится сделать задания кое-как — нет варианта, что не спросят, поэтому можно не учить.

«Пока рано говорить, что дети стали более организованными. У нас ещё пока не тот возраст. И пока дело здесь не в формате обучения. Они в любом случае только учатся этому. В принципе, свои задания они стараются выполнить сами и сделать это быстрее, хотя не всегда. Вижу, что они понимают, что это от них зависит. Но пока это процесс, а не результат», — пояснила Наталья.

Раз в год необходимо сдавать промежуточную аттестацию. Можно организовать обучение таким образом, чтобы ребёнок освоил учебную программу раньше, чем школьники. С двумя детьми разных возрастов программы могут пересекаться — например, первоклассник может что-то знать из программы второго класса, иногда затрагивают даже третий и пятый.

Критики считают, что при семейном обучении дети мало общаются со сверстниками, ведь ребята не ходят в школу. Сторонники обучения на дому не считают, что детям негде социализироваться.

«У нас многодетная семья — это раз. У нас много друзей с детьми — это два. Они ходят в церковь, и там тоже много детей — это три. Опять же, мы получаем дополнительное образование. Я вот в школу ходила, а общения в общем и нормального общения, в частности, мне часто не хватало. Так что социализация и школа вещи параллельные. Хотя почему-то все сразу начинают переживать об этом вопросе. Но мы же не в землянке посреди леса живём. Откуда такая фантазия, что только школа в этом вопросе может помочь?»

Муж сначала был не согласен с семейной формой обучения, однако позже согласился попробовать и теперь сам всем рекомендует. Наталья призналась, что начинать было сложно.

«Да всегда всё сложно. Даже ложкой есть начать и то проблема, только мы этого не помним. В данном случае результат и плюсы перекрывают все сложности».

Сами дети в школу не хотят, хотя периодически родители им предлагают пойти в класс.

Семейное обучение добавляет сложностей, требует дополнительных сил — кроме уроков, приходится следить за малышами, хлопотать по хозяйству и уделять время для мужа.

«Я устаю как любой нормальный человек. Мне тоже нужен покой, личное пространство и время для себя. Но не потому что у меня образ жизни такой. А потому что это нужно каждому человеку как еда, вода и воздух. Наоборот, именно оставив работу, я научилась лучше распределять своё время, выстраивать режим, больше успевать, энергичнее и сосредоточение работать и решать возникшие вопросы. Даже если бы получилось так, что я воспитывала бы детей одна, то я рассмотрела все возможные и невозможные варианты чтобы дети остались на семейном обучении или опять к нему вернулись».

Что такое домашнее обучение и как на него перейти

Уроки, перемены, домашние задания, строгий голос учителя. Сложно представить школьные годы без всего этого.

Но современные родители всё чаще выбирают аутскулинг, или обучение вне школьных стен. Официальная статистика по домашнему обучению в России не ведётся. По разным данным, дома учатся от 8 Мифы о домашнем обучении. Что нужно знать про семейное образование до 100 В России около 100 тысяч школьников перешли на дистанционное обучение тысяч детей. И с каждым годом их становится всё больше.

Что такое домашнее обучение

Согласно Федеральному закону Формы получения образования и формы обучения , учиться можно в организации, то есть в школе: очно, заочно и очно‑заочно. И вне учреждения: в форме семейного образования и самообразования.

Между этими группами есть принципиальное различие. Когда ребёнок получает образование в организации — будь то очная или заочная форма, школа несёт за него ответственность вместе с родителями. А если выбран вариант вне учреждения, все обязательства ложатся только на семью.

Термин «домашнее обучение» объединяет все формы, при которых ребёнок хотя бы часть времени учится вне школы.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в учреждение и занимается самостоятельно — с помощью онлайн‑ресурсов или частных репетиторов. При этом он числится учеником школы. Значит, нужно скрупулёзно следовать учебному плану, нельзя менять программу, разработанную на основе Федеральных государственных образовательных стандартов Федеральные государственные образовательные стандарты , или перескакивать через класс. И учебники лучше выбирать те, что предоставила библиотека. Аттестации проходят по графику, в школе или дистанционно.

Некоторые путают заочное обучение с его формой — дистанционным образованием.

В первом случае ребёнок получает знания своими силами, а школа контролирует и направляет его. Во втором с ним будут бесплатно заниматься школьные учителя — например, по Skype. Такое возможно, только если ученик серьёзно болен или физически не может посещать уроки.

Очно‑заочное обучение

Ребёнок приходит только на часть уроков, по выбору родителей, а остальное время занимается дома. Для него составляют индивидуальный учебный план, предполагающий, например, посещение школы три дня в неделю или присутствие только на уроках русского языка и математики. Аттестации нужно проходить в классе, вместе с другими детьми.

Если ребёнок тяжело болен, учителя иногда могут посещать его сами. Такой вариант называется надомным обучением, но практикуется редко и не считается отдельной формой обучения.

Семейное образование

Семья не водит ребёнка в школу и учит его своими силами. Программу выбирают родители. Они самостоятельно решают, по каким учебным пособиям и онлайн‑ресурсам будет заниматься ребёнок, могут записать его в образовательный центр или в альтернативную школу (Монтессори, вальдорфская и так далее) или нанять репетиторов. Правда, льгот, например на проезд, учащийся лишается. Аттестацию можно проходить очно — в школе — или дистанционно.

Разновидностью семейного образования можно считать анскулинг.

При этой форме обучения ребёнок не прикрепляется к школе и не следует программе, даже составленной родителями. Он читает книги, которые ему интересны, изучает окружающий мир, занимается творчеством. В России при выборе этой формы, скорее всего, возникнут сложности — общее образование (девять классов) у нас обязательно Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование .

Формулировки в законе довольно расплывчатые и в теории позволяют заниматься по своей программе, а учителям показываться только для того, чтобы сдать ОГЭ. Но на практике семьями, которые не прикрепили детей к школе, могут заинтересоваться органы опеки. К тому же таким ученикам сложно сдать итоговую аттестацию.

Самообразование

Ребёнок учится сам, без участия школы или родителей. Решение о переходе на такую форму обучения он тоже принимает самостоятельно, после 9‑го класса.

Кому подойдёт домашнее обучение

Поводов выбрать домашнее обучение может быть очень много. Вот некоторые из них:

  • Ученик отстаёт от программы или, наоборот, сильно её опережает.
  • У него сложности в общении со сверстниками. Или он просто застенчивый интроверт, которому куда комфортнее учиться одному.
  • Ребёнок пережил травлю и не хочет возвращаться в школу.
  • Он на профессиональном уровне занимается спортом или творчеством — снимается в кино, ездит на соревнования и конкурсы и так далее.
  • Ученик живёт там, где нет школ.
  • Семья много путешествует и долго не задерживается на одном месте.
  • У родителей есть собственное видение того, как и чему должен учиться ребёнок. И оно не совпадает с позицией школы.

Кому лучше не переходить на домашнее обучение

Домашнее обучение может показаться идиллией. Но на деле такой формат подойдёт не всем. Вот несколько причин воздержаться от этого:

  • Ребёнок нуждается в ежедневном общении со сверстниками, дома ему скучно, он плохо переносит изоляцию.
  • Учащийся очень неорганизован и без постоянного жёсткого контроля быстро расслабляется и отказывается что‑либо делать.
  • Оба родителя много работают, у них нет времени, чтобы заниматься с ребёнком — ведь при семейном образовании все функции учителя им придётся взять на себя. Если, конечно, они не готовы отдать крупную сумму за альтернативные школы или частные уроки.
  • У семьи не хватает сил, терпения и педагогических навыков, чтобы выстроить образовательный процесс дома.
  • У родителей финансовые трудности. Домашнее обучение обходится дороже, чем школьное, особенно если речь о семейном образовании.
  • У ребёнка нет подходящих условий для того, чтобы учиться вне школы. Например, маленькая жилплощадь, много разновозрастных братьев и сестёр, дома шумно и неспокойно.

Как перейти на заочное или очно‑заочное обучение

1. Проинформируйте администрацию школы

Нужно написать заявление о переводе ребёнка на заочную или очно‑заочную форму обучения.

Лучше сделать это перед началом учебного года — чтобы директор успел подготовиться, внести изменения в ведомости, проинформировать о вашем решении департамент образования. К сожалению, заочникам рады далеко не везде. Для учреждения это означает дополнительные трудности, ведь если школьник не сдаст аттестацию, отвечать придётся учителям и директору.

Закон Статья 17. Формы получения образования и формы обучения на стороне родителей — они могут выбрать любую форму обучения. Но многие семьи предпочитают не вступать в конфликт и перевести ребёнка в школу, которая относится к заочникам лояльно.

2. Изучите программу

Получите в школе учебный план и пособия, обучайте ребёнка дома, не отступая от программы. Если выбрана очно‑заочная форма, часть предметов осваивается в школе. Всё это нужно обговорить с администрацией.

3. Сдавайте аттестацию

В теории это можно сделать дистанционно, но на практике большинство школ такой возможности не предоставляет. Список организаций, в которых всё-таки разрешено писать контрольные работы и тесты дома, есть на портале альтернативного образования и в журнале «Семейное образование», а также в тематических родительских сообществах.

Как перейти на семейное образование

1. Оцените возможности

Обучение ребёнка дома — большая ответственность.

Придётся полностью взять на себя роли методиста, директора, школьного повара и психолога.

А возможно, и учителя. Правда, преподавать одновременно математику, химию и английский мало кому под силу, так что некоторые родители ищут репетиторов, обращаются в альтернативные или частные школы. Цены за услуги начинаются от нескольких тысяч рублей в месяц и стремятся в бесконечность, так что позволить себе это могут далеко не все.

Многие считают, что родителям детей, обучающихся в форме семейного образования, должны предоставлять ежемесячную материальную компенсацию. Но выплачивают её только в четырёх регионах РФ: Омской области Об утверждении Порядков выплаты компенсации при получении ребёнком общего образования в форме семейного образования (с изменениями на 16 июля 2018 года) , Пермском крае Об утверждении Порядка предоставления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае (с изменениями на 21 ноября 2018 года) , Свердловской области О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 10.07.2013 № 873‑ПП «Об утверждении Порядка финансирования расходов, связанных с освоением программ общего образования в форме семейного образования» , Тульской области ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСЛОВИЙ, ПОРЯДКА И РАЗМЕРА КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (с изменениями на: 26.10.2016) .

Поэтому, перед тем как перевести ребёнка на семейную форму обучения, нужно взвесить все за и против и тщательно спланировать бюджет.

2. Изучите свои права

Это пригодится, если администрация школы будет противиться переводу ребёнка на семейное обучение или откажется принимать у него аттестацию.

Внимательно прочитайте Федеральный закон Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Особое внимание обратите на статьи 17, 33, 34, 58 и 63. Также не лишним будет ознакомиться с письмом Письмо Минобрнауки РФ № НТ‑1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме» Министерства образования и науки РФ «Об организации получения образования в семейной форме» и с региональными положениями о семейном образовании, в каждой области они свои.

3. Проинформируйте государство о своём выборе

В свободной форме напишите заявление о том, что хотите перевести ребёнка на семейное образование. Бумагу нужно предоставить Статья 63. Общее образование в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.

4. Выберите школу для прикрепления

Возможно, на этом этапе придётся найти для ребёнка новую школу, даже частную — если прежняя отказывается идти навстречу, не помогает, настаивает на жёстком графике аттестаций и личном присутствии ученика.

Можно Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся выбрать любую школу — необязательно в своём районе или даже городе.

Чтобы прикрепиться к школе, нужно связаться с администрацией, написать заявление и предоставить необходимые документы:

  • свидетельство о рождении или паспорт ребёнка;
  • паспорт одного из родителей или законного представителя;
  • справка о регистрации ребёнка по месту жительства — если он младше 14 лет;
  • СНИЛС ребёнка.

5. Составьте учебный план

В некоторых случаях школа может в этом помочь, но чаще родителям приходится всё делать самостоятельно.

Кроме того, на этом этапе нужно определиться, как вы видите обучение ребёнка. Сколько времени он может посвящать занятиям, должен ли изучать предметы по очереди или блоками? Ратуете ли вы за строгий подход или за более творческий? Исходя из этого и нужно составлять программу.

6. Обучайте ребёнка дома

Следуйте составленной программе, корректируйте её в зависимости от семейных обстоятельств, потребностей, настроения и состояния здоровья ребёнка. При необходимости обращайтесь к репетиторам, в частные школы и образовательные центры.

7. Сдавайте аттестации

По закону Письмо Минобрнауки РФ № НТ‑1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме» ученик не обязан проходить промежуточную аттестацию до 9‑го класса, но имеет на это право. Однако многие родители, как и центры семейного образования, считают, что тесты всё же нужны — чтобы оценить знания ребёнка и контролировать учебный процесс.

Аттестацию можно сдавать очно или дистанционно — это зависит от школы.

В первом случае ученик пишет контрольные работы в присутствии учителя. Во втором процесс проходит по‑разному. У некоторых частных школ есть собственные платформы, где ребёнок может сдать тесты онлайн. Или учитель выдаст задание, которое нужно выполнить дома перед включённой видеокамерой.

Аттестации проводят один или два раза в год — как решит школа и родители. Если ученик освоил программу быстрее, можно сдать все предметы раньше.

8. Позаботьтесь о социализации

Один из главных аргументов противников домашнего образования — это то, что ребёнок будет изолирован и недополучит необходимого общения со сверстниками. Аргумент отчасти справедливый: ученик не ходит на уроки, коммуницирует только с родителями и репетиторами. Но есть ряд нюансов.

Например, и в традиционных школах дети не всегда Teens Are Over Face‑to‑Face Communication, Study Says много играют и разговаривают, особенно с появлением смартфонов. К тому же потребности в общении у всех разные. Кто‑то готов болтать целый день, а другой, отучившись шесть уроков в окружении 30 одноклассников, чувствует себя абсолютно опустошённым.

Контактировать можно и нужно не только в школе.

Никто не отменял кружки, секции, детские лагеря, клубы по интересам, творческие и спортивные коллективы. Подумайте, куда можно отвести ребёнка и как вписать дополнительные занятия в его расписание.

Как перейти на самообразование

Как мы уже сказали выше, это можно сделать только после 9‑го класса. Для этого ребёнок должен самостоятельно написать заявление на имя директора школы.

Затем ученик осваивает программу 10‑го и 11‑го классов в удобном для него формате — прикрепившись к альтернативному учреждению или самостоятельно. А по завершении проходит промежуточную аттестацию за 11‑й класс, получает аттестат об окончании средней школы и сдаёт ЕГЭ.

Где найти информацию про домашнее обучение

Раньше российские родители, которые думали о переводе детей на домашнее обучение, оставались один на один с вопросами и проблемами. Но со временем появилось немало ресурсов, где можно найти информационную поддержку и материалы для занятий с ребёнком, а также узнать об опыте других семей или поделиться своим.

  • Центр поддержки семейного образования проводит вебинары об альтернативном образовании, консультирует родителей, помогает с аттестацией и составлением учебной программы.
  • Журнал «Семейное образование» пишет о теории и практике внешкольного получения знаний в России, проводит фестиваль свободного образования.
  • Ассоциация развития семейного образования (АРСО) консультирует родителей, проводит конференции, фестивали и вебинары. Также на сайте можно найти материалы об альтернативном обучении.
  • «Клуб поддержки семейного образования» (группа в Facebook) — площадка для обмена опытом и онлайн‑общения. Кроме того, здесь организуются офлайн‑встречи, совместные прогулки и походы в музеи.
  • «Домашнее обучение» (группа «ВКонтакте») — онлайн‑общение, статьи о внешкольном образовании, подборки полезных ресурсов.
  • Российская электронная школа — это полный школьный курс уроков. Бесплатный, государственный проект.
  • InternetUrok — бесплатные видеоуроки по основным школьным предметам за 1–11‑й классы.

Система школьного образования, в рамках которой ребенок получает знания не за партой и в компании сверстников, а дома и с помощью наставника, в Хабаровском крае медленно, но верно привлекает всё больше сторонников. Обучение в семье принято называть термином «хоумскулинг» (от английских слов home — «дом», school — «школа»). habinfo.ru разбирается, почему это направление становится востребованным у родителей, и с какими сложностями сталкиваются те, кто хочет учить своих детей самостоятельно.

В чём суть?

Система хоумскулинга подразумевает, что ребёнок получает знания в рамках утверждённого образовательного стандарта, но по индивидуальной программе. В отличие от обычного плана уроков, к которому мы привыкли – по 40 минут обучения нескольким дисциплинам, в семье школьник может заниматься один день только русским языком, другой — математикой, третий — географией.

Важно, чтобы по истечении отрезка времени (четверть или семестр) ребёнок успешно сдал аттестацию по этим предметам. Продолжительность занятий и их наполненность (теория или практика) также выбирают родители. При этом, что важно, семья несёт ответственность за качество знаний, а педагогический коллектив берёт на себя лишь проверки и оценки.

В первую очередь, такой формат необходим школьникам, которые не могут посещать образовательное учреждение по состоянию здоровья — это ребята с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, а также с дефектами слуха, зрения и речи. Большинство школ региона располагают необходимым оборудованием и специалистами, чтобы создать «особому» ребёнку условия для обучения в классе — такой вид образования называется инклюзивным.

Однако родители могут отказаться от него и учить детей дома — самостоятельно или при помощи репетиторов. Такое решение семья принимает чаще всего из-за психологических факторов: школьника с ограниченными возможностями здоровья стремятся уберечь от возможных травм в социуме.

Ещё одно направление — это семейное обучение детей без нарушений здоровья. Среди аргументов, которые приводят родители, желание организовать индивидуальный график занятий в соответствии с биоритмической активностью ребёнка, скептическое отношение к «массовому» образованию, а также забота о психологическом комфорте. При этом перейти на хоумскулинг можно как с начала года (в том числе с первого класса), так и посреди учебного процесса.

— Если не считать некоторых трудностей на старте, то обучение на дому моему ребёнку нравится гораздо больше, чем в школе. Нам есть с чем сравнивать: шесть лет сын учился в «обычном» формате. Это была типичная средняя школа, каких большинство, со стандартным педагогическим подходом к детям. В классе было 24 человека. Когда у сына начались типичные подростковые проблемы в общении, связанные со взрослением, появились конфликты — как с одноклассниками, так и с преподавателями.

Естественно, это не могло не отразиться на обучении: мой ребёнок просто не хотел учиться, не хотел ходить в школу, ему было психологически тяжело совершать это усилие воли каждый день. Успеваемость тоже «съехала». Мы с мужем приняли решение перевести его на семейное обучение. Уже второй год сын занимается дома, и мы ещё не пожалели ни разу.

Программу на четверть утверждаем со школой, но ежедневное расписание организуем по желанию. Главное, как мне кажется, чтобы ребёнку было комфортно учиться — благодаря хоумскулингу нам удалось вернуть интерес к знаниям и создать нужную атмосферу, — рассказала хабаровчанка Ольга Шишкова.

Просто или сложно?

И родители, и психологи отмечают: в рамках хоумскулинга дети учатся самостоятельно планировать своё время. А благодаря индивидуальному режиму школьники легче усваивают новые знания. Однако те особенности семейного обучения, которые становятся плюсом для детей, могут обернуться трудностями для родителей.

— Хоумскулинг — это процесс, который требует много родительского терпения и сил. Особенно это важно в начальной школе: там к необходимости разбираться в учебной программе прибавляется такое важное качество как умение заинтересовать ребёнка. Главное значение школы — привить ученику желание узнавать новое. Родителям сложнее в этом процессе, потому что детское время нужно ещё и грамотно организовать. Важный нюанс — это доверие к ребёнку, моральная поддержка. Если родители помогают школьнику обрести уверенность в том, что он справится, и всячески это поддерживают, у него всё получится. В этом нет ничего страшного, — отметила педагог-психолог Елена Волкова.

Впрочем, некоторые хабаровчане говорят, что семейное обучение для своих детей они выбрали именно для того, чтобы организовывать образовательный процесс самостоятельно.

— Для старшего сына выбрали семейное обучение. Преимущества — ясный график аттестаций, который можно передвигать спокойно в процессе учёбы, ясные экзаменационные вопросы — без сюрпризов, когда ты готовишься к одному, а спрашивают другое, — поделилась жительница Хабаровска Ксения Громова.

Как учить?

Практик организации семейного обучения несколько. Самая простая — это упрощённый перенос школьного расписания в домашние стены. Она подразумевает, что ребёнок ежедневно уделяет время нескольким дисциплинам — как гуманитарным, так и точным.

Ещё один вариант — так называемая методика Unit Study, или тематические занятия. Такой подход основан не на предметном изучении информации, а на подборе дисциплин к определённой вехе образования. К примеру, тему Великой Отечественной войны преподают с точки зрения истории, литературы, географии, физики и биологии. Таким образом ребёнку дают возможность разбирать каждый вопрос всесторонне и находить связи между реальными фактами и отражением в науке и творчестве.

В начале XX века британский педагог Шарлотта Мейсон разработала систему обучения для детей, ориентированную на естественное познание. Школьники, чьи родители выбрали такой формат, познают окружающий мир на прогулках, делая наблюдения, с искусством знакомятся на выставках и экскурсиях, а химию и физику осваивают с помощью наглядных бытовых опытов. Методика учит ребёнка размышлять на основе опыта участия в реальной жизни.

В противовес стандартной образовательной системе в 70-е годы прошлого века американец Джон Холт разработал метод, который получил название «анскулинг». Он предполагает, что ребёнок сам выбирает тему для изучения в соответствии с собственными интересами на данный момент. Родители при этом выступают не педагогами, а помощниками, обеспечивая «анскулера» всем необходимым — пособиями, опытными материалами.

Интересно, что в рамках метода считается нормальным, к примеру, что до 10-12 лет школьник может не уметь читать и писать. Подразумевается, что такие навыки он постигает, когда это становится необходимым. Однако в российских школах эта система всё же подстраивается под актуальные реалии системы классического образования.

Наконец, самый популярный подход — система эклектичного комбинирования. Большинство родителей выбирает именно её, переводя ребёнка на семейное обучение. Такой метод сочетает в себе преимущества всех вышеперечисленных, но при этом ориентирован на потребности и интересы школьника на каждом этапе развития. К примеру, биологию и экологию можно изучать по принципам Шарлотты Мейсон, точные науки — по обычной школьной программе, а историю и географию — в рамках анскулинга.

За и против: школа или дом?

В Хабаровском крае число детей, которые обучаются дома, не дотягивает даже до 200. По всей России таких ребят около 80 тысяч, и эта цифра растёт. Сторонники хоумскулинга, кроме озвученных выше аргументов о развитии самостоятельного мышления и самоорганизации, утверждают, что выбор семейного образования позволяет не лишать ребёнка детства. Обучение дома оставляет больше времени для игр и активного отдыха.

В свою очередь, приверженцы традиционного школьного обучения склонны считать хоумскулинг системой «не для всех». Многие родители уверены, что минимальный контакт с коллективом повредит социализации ребёнка в обществе. Также противники семейного образования высказывают мнение о том, что обучение дома формирует у детей безответственность и привычку откладывать дела на потом.

Среди точек зрения часто всплывают и другие аргументы «против». Некоторые родители уверены, что качественное образование в домашних условиях можно получить лишь в том случае, если с ребёнком занимаются профессиональные педагоги-репетиторы. Как следствие, хоумскулинг считают «забавой» для очень обеспеченных людей.

Кроме того, домашнее обучение популярно в этнических и религиозных меньшинствах, поэтому его иногда приравнивают к национальной традиции, не соответствующей российским реалиям, а в особо негативной форме – и к признаку сектантства.

Наконец, в нашей стране нередки случаи, когда дети не ходят в школу из-за того, что растут в асоциальных семьях. Говорить о домашнем обучении в таких ситуациях бессмысленно: речь идёт чаще всего о полном его отсутствии. Однако ребёнок, не посещающий образовательное учреждение, ассоциируется у некоторых людей с неблагополучием.

Буква закона и статистика

В России хоумскулинг, в соответствии с формулировками нормативных актов – законная форма получения образования. Она подразумевает освоение общей школьной программы вне учебного заведения.

Согласно федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», школьник в течение года постигает основной перечень знаний дома, а в течение учебного года проходит несколько промежуточных аттестаций по изучаемым предметам в стенах образовательного учреждения, к которому он прикреплён. Правом на получение семейного образования может воспользоваться любая семья — в России этот нормативный акт действует с 1 сентября 2013 года.

В соответствии с законом, школа не имеет права вмешиваться в учебный процесс: выбор программы обучения и соответствующих методик остаётся за родителями. Важно помнить: если ребёнок не прошёл промежуточную аттестацию, его переводят на стандартное обучение в образовательной организации. Обязательные итоговые испытания — ГИА и ЕГЭ — ребёнок также сдаёт в школе.

В Хабаровске с каждым годом число сторонников семейного обучения растёт примерно на 15-20 человек. По данным городского управления образования, в 2014 году на учёт приняли 83 школьника, которые получали знания в формате хоумскулинга. В 2015 году таких ребят было уже 105, а в 2016-м — 128. Статистику по 2017 году в ведомстве подводят в конце августа — накануне начала нового учебного года. Но и по цифрам последних трёх лет можно сказать: семейное образование медленно, но всё же набирает популярность у хабаровчан.

При этом детей, которые переходят на такую форму обучения посреди учебного года, стабильно меньше — около 20 %. Большинство хабаровчан выбирают хоумскулинг с первого класса. Как старшеклассники, так и воспитанники начальной школы вправе рассчитывать на полноценное взаимодействие с учебным заведением, куда они прикреплены.

— Образовательное учреждение, к которому прикреплён ребёнок, обучающийся дома, обязано предоставить все условия для того, чтобы этот ребёнок получил образование. Школа выдаёт ученику тот же комплект необходимых пособий, что и ребятам, которые занимаются в классах: учебники, рабочие тетради. Кроме того, педагоги помогают представителям ребёнка составить график промежуточных и итоговых аттестаций, а перед каждой из них учителя проводят две консультации, — прокомментировала начальник отдела общего образования управления образования администрации Хабаровска Ольга Лалетина.

Как перевести ребёнка на семейное обучение?

Первый шаг, который нужно предпринять, если семья выбирает хоумскулинг — проинформировать о своём решении органы местного самоуправления. В Хабаровске эти вопросы курирует управление образования при мэрии города. Специалисты ведут приём на улице Владивостокской, 57.

Если ребёнок уже учится в школе, необходимо написать заявление на имя директора учреждения — это можно сделать как в начале учебного года, так и в середине. В соответствии с законом, в любой момент можно отказаться от такой формы и вернуться в стандартный образовательный процесс.

После этой формальности родители выбирают школу, которая будет курировать обучение ребёнка и проводить для него ежегодные аттестации. С учреждением нужно заключить договор на оказание такой услуги — на основании документа будущего «хоумскулера» принимают на условиях экстерната.

В соответствии с законом, семья имеет право выбрать любую школу в России. Находясь в Москве, можно учиться удалённо в Казани или Нижнем Новгороде, из Владивостока контактировать с Иркутском или Астраханью: география семейного образования в этом плане формально не ограничена. На практике же выясняется иная ситуация: со школьниками, которые обучаются на дому, согласны работать лишь те учреждения, в которых есть наработанный опыт экстерната.

В дальневосточной столице практика семейного образования реализована неплохо: сегодня принять ребёнка на таких условиях готовы 90 % организаций. Впрочем, некоторые хабаровчане предпочитают «выездной» экстернат — популярностью пользуются новосибирские школы.

Финансовый вопрос

Ещё один аспект, который стоит учитывать — материальная компенсация. Российское законодательство предписывает определённую сумму ежемесячных выплат родителям, которые занимаются обучением своих детей вместо школы. Размер этой компенсации исчисляется в каждом регионе по-разному, но и оформление выплаты остаётся на совести властей. И чаще всего деньги просто не выделяют.

В некоторых субъектах страны есть практика, когда родители добивались выплаты компенсации за обучение детей на дому. Так, в 2016 году жительница Омска Ирина Глазкова подала в суд на местный департамент образования и выиграла дело. Благодаря тому, что женщина долгое время оббивала пороги различных инстанций, собирая кипы документов, а потом обратилась в надзорные органы, её соотечественники — сторонники хоумскулинга — теперь могут претендовать на пособие. Для ученика начальной школы оно составляет 7 816 рублей, в среднем звене — 9 770 рублей, а для старшеклассника — 11 724 рубля ежемесячно.

В Хабаровском крае такой практики не было. Более того, региональный бюджет просто не предусматривает такой статьи расходов. В марте 2017 года общественная организация «Союз многодетных семей» обратилась к депутатам Законодательной Думы края с просьбой поддержать инициативу родителей и принять закон о регулировании финансирования семейного образования. Жители Хабаровского края озвучили в своём письме, что нуждаются в такой мере социальной поддержки. Предложение до сих пор находится на рассмотрении.

На пороге выбора между семейным и школьным образованием хабаровским родителям стоит задуматься о том, осилят ли они такие затраты. И дело не только в деньгах, которые государство попросту экономит на своих маленьких гражданах.

Обучение на дому — это сравнимые с общепринятой системой вклады в виде времени, терпения и понимания, которые окупятся разве что гарантированным психологическим комфортом ребёнка. Впрочем, стабильное развитие и счастливое детство школьника — то, ради чего стоит жертвовать многим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *