Является ли судья государственным служащим?

Государственная служба судебной ветви власти

Особенным здесь является то, что судьи всех судов и всех уровней не являются государственными служащими. Это лица, замещающие государственные должности Российской Федерации.

Государственная служба федеральной судебной власти на сегодняшний день состоит из четырех самостоятельных и параллельных государственных служб: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Прокуратуры РФ. Каждая из них имеет свою специфику, обусловленную особенностями установленных государственных функций и полномочий. По статистике, в системе судебной власти и прокуратуры в 2008 г. работало 105 672 служащих. При этом в центральных аппаратах Конституционного Суда РФ 275 человек. Верховного Суда РФ — 749, Высшего Арбитражного Суда РФ — 393, в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ — 415, в центральном аппарате Прокуратуры РФ — 474 работника.

Структурно государственная служба, например. Конституционного Суда состоит из следующих самостоятельных подразделений (аппаратов): Секретариата Конституционного Суда секретариатов Председателя Конституционного Суда его заместителей, судьи-секретаря, управляющего делами и центрального аппарата состоящего из ряда управлений, отделов и служб. Государственные службы Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ также представлены своими аппаратами, включающими в себя секретариаты Председателя суда и его заместителей, отдельные управления, отделы, группы помощников, консультантов, референтов, секретарей суда и т.п.

Государственная служба Прокуратуры РФ строится и функционирует на тех же организационно-правовых принципах, что и государственные службы федеральных министерств. Особенным является то, что все подразделения государственной службы субординированы только Генеральному прокурору. Государственная служба здесь функционирует в аппаратах Генерального прокурора РФ и его заместителей, управляющего делами, в отделах, группах референтов, советников, консультантов.

Анализ системы федеральной государственной службы показывает, что система находится сейчас в стадии дальнейшего развития и совершенствования. Вместе с тем очевидны проблемы, существующие в данной сфере. Это прежде всего отсутствие целостности и единства системы федеральной административной власти; нестабильность вертикали исполнительной власти; наличие дублирования и параллелизма властных структур, наличие механизмов двойного и тройного подчинения, что снижает ответственность служащих; разобщенность деятельности аппаратов государственных органов; слабая координация и согласованность деятельности аппаратов федеральной власти. Наряду с этим следует отметить нестабильность службы персонала государственного органа, особенно его руководителей. Со сменой первого руководителя, как правило, меняются руководители аппаратных подразделений, а те обновляют значительную часть подчиненных им работников. В результате в аппарат приходят новые люди без необходимых управленческих знаний, опыта и профессиональной подготовки.

Опыт показывает, что основной путь решения данных проблем — квалифицированная концептуальная и правовая проработка и обеспечение системы федеральной государственной службы и своевременное принятие адекватных политических решений, направленных на совершенствование федеральной административной власти в стране.

Судья это государственный служащий

Является ли судья госслужащим? обоснуйте

Согласно Указу Президента РФ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Указов Президента РФ от 20.12.1996 N 1748,

от 23.10.1998 N 1298, от 20.03.2006 N 231):

В целях систематизации государственных должностей постановляю:
1. Утвердить Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, согласно Приложению.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
11 января 1995 года
N 32

Приложение
к Указу Президента
Российской Федерации
от 11 января 1995 г. N 32

СВОДНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Какие навыки и качества должны быть у помощника судьи?

К кандидату на должность помощника судьи предъявляют высокие требования. Связано это с тем, что человек должен не только работать с юридическими бумагами, но и косвенно участвовать в вынесении вердикта по гражданским и уголовным делам.

Гражданин, который хочет попробовать пройти собеседование на роль помощника судьи, должен отвечать следующим требованиям:

  • Иметь высшее юридическое образование, полученное в любой форме.
  • Проработать минимум четыре года по специальности. Если кандидат состоял на государственной службе, срок сокращается до двух лет.
  • Иметь навык ведения переговоров.
  • Знать основы делопроизводства.

Помощник судьи должен уметь систематизировать и анализировать полученную информацию. Работать с нормативными актами. Он должен следить за изменениями в законодательстве и тенденциями в зарубежном судопроизводстве.

Помощник судьи должен уметь планировать свой рабочий день. Быть контактным, ответственным, трудолюбивым. Не лишним будет умение сохранять спокойствие во время рабочего процесса.

Что входит в обязанности помощника судьи?

Прежде чем пытаться пройти собеседование, необходимо узнать, чем предстоит заниматься на работе. Помощник судьи должен будет выполнять следующие обязанности:

  • Изучать иски и заявления, которые поступают. Готовить проекты судебных дел по ним. Предлагать пути их решения.
  • Помогать с организацией слушаний и предварительных заседаний.
  • Готовить дела к судебному процессу.
  • Следить за состоянием разбирательств, работа над которыми была приостановлена.
  • Изучать схожие судебные дела, чтобы понять, как их можно разрешить в рамках закона.
  • Готовить юридические документы и отчеты, связанные с текущими разбирательствами.
  • Формировать ответы на вопросы и предложения, поступающие судье.
  • Заниматься подготовкой докладов для публичных отчетов о проделанной работе.

Если в организации не хватает работников, помощник может вести дела нескольких судей. Или выполнять обязанности секретаря. Например, отвечать на звонки или отправлять документацию.

Аппарат суда: регламент

В соответствии с регламентом судебного производства помощник судьи должен:

  • соблюдать Конституцию Российской Федерации;
  • поддерживать свою квалификацию на должном уровне;
  • качественно выполнять обязанности, установленные трудовым договором;
  • придерживаться служебного распорядка;
  • при выполнении работы принимать во внимание права и интересы клиентов;
  • не придавать огласке сведения, касающиеся судебных дел;
  • беречь государственное имущество, предоставленное на время работы;
  • предоставлять сведения о смене гражданства Российской Федерации в день получения документального подтверждения.

Какие полномочия есть у помощника судьи?

Список обязанностей помощника судьи широк. Чтобы выполнять свою работу максимально эффективно, он имеет право:

  • Повышать уровень своей профессиональной квалификации в государственных учебных заведениях. Аппарат суда предоставляет курсы переподготовки для работников.
  • Изучать материалы по делопроизводству, хранящиеся в государственных архивах.
  • Получать необходимую для проведения судебного дела информацию из правоохранительных органов или любых других служб.
  • Вносить идеи, которые помогут усовершенствовать рабочую деятельность помощника судьи.

Особенности работы в мировом и арбитражном суде

Помощник мирового судьи занимается разбирательством дел по следующим вопросам:

  • выплата алиментов;
  • распределение наследства;
  • расторжение брака;
  • расторжение договоров;
  • уголовные дела легкой степени тяжести, например нанесение легкого вреда здоровью или угрозы.

Помощник арбитражного судьи работает над процессами, связанными со спорами между юридическими организациями и лицами. Также он занимается делами, касающимися коммерческих вопросов.

Какие льготы предоставляют помощнику судьи?

Как и другим государственным служащим, работнику аппарата суда, стаж работы которого превышает десять лет, положен отпуск длиной в 42 дня. Также он имеет право на получение бесплатной медицинской помощи. И скидку на лечебную путевку в санаторий.

Плюсы и минусы профессии

Помощник судьи — работа непростая. К плюсам профессии можно отнести:

  • официальное оформление по трудовому договору;
  • стабильную заработную плату;
  • длительный отпуск;
  • возможность добиться должности судьи со временем.

Минусов у службы помощником судьи тоже хватает. Один из главных — нестабильный рабочий день. Несмотря на то что в трудовом договоре оговаривается стандартный пятидневный график, иногда дел бывает настолько много, что разбираться с ними приходится в выходные или сверхурочные часы. Время, дополнительно проведенное на работе, не оплачивается.

Отпуск приходится дробить на несколько частей. Отдохнуть 42 дня подряд не получится. Также отпуск можно брать только одновременно с судьей, чтобы не нарушать график его работы.

К помощнику могут неуважительно относиться клиенты. Часто приходится сталкиваться с грубостью или оскорблениями. Общаться с конфликтным человеком придется спокойно и вежливо.

Какая зарплата?

Зарплата помощника судьи зависит от региона, в котором он работает. Средний заработок — 15–20 тысяч в месяц.

Четыре раза в год эта сумма дополняется квартальной премией, которая равна размеру оклада. При условии, что зарплата помощника судьи равна 16 тысяч рублей, он получит бонус в размере 4–5 тысяч. Сумма жалования повышается вместе со стажем.

Отпуск и больничный оплачиваются в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ.

Как получить должность помощника судьи?

Начинать работать в судебном производстве лучше всего с должности секретаря в том месте, куда собираетесь устроиться в будущем. Отработав два года, можно претендовать на должность помощника. К этому времени вы уже будете разбираться в тонкостях делопроизводства, познакомитесь с особенностями работы в судебном аппарате.

Устроиться на должность секретаря можно на последних курсах учебы, тогда к моменту получения диплома у вас уже будет необходимый стаж.

На работу принимают по результатам собеседования, во время которого проверяется уровень знания Конституции Российской федерации, различных правовых актов, последних постановлений президента. Также выясняют, знаком ли кандидат с особенностями проведения гражданских и юридических дел. Смотрят на его стаж и личностные качества.

Работа помощника судьи — напряженное и ответственное дело. Приходится постоянно готовить документацию для отчетов о текущих процессах. Искать материалы, которые помогут судье успешно разрешить дело. Заниматься организацией переговоров, слушаний и предварительных заседаний. Иногда приходится выполнять обязанности секретаря или сотрудничать с несколькими судьями, что вносит путаницу в рабочий процесс.

Зарплата у помощника невысокая. Рабочий график зависит от загруженности и установок судьи. Но вы сможете набраться опыта в делопроизводстве и при хорошем раскладе получить повышение. Прежде чем устраиваться на такую работу, взвесьте все плюсы и минусы и решите, хотите ли вы регулярно тратить личное время на подготовку документации.

Особенности государственной гражданской службы в судах Российской Федерации



В статье проанализированы правовые основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации, выявлен ряд особенностей в связи с прохождением гражданской службы в органах судейского сообщества, а также отражены перспективы развития законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: государственная служба, Верховный Суд РФ, законопроект.

Как и любая профессиональная деятельность, имеющая публичный характер, эффективное осуществление государственной гражданской службы в судах Российской Федерации было бы немыслимо без четкой правовой регламентации. Знание системы правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с прохождением государственной службы в судах, позволяет государственным служащим ясно понимать стоящие перед ними задачи и находить правильные пути их решения. Кроме того, представление о правовых основах государственной гражданской службы в судах способствует профессиональному росту работников судов, а также глубокому осознанию ими своих прав и обязанностей как в сугубо профессиональном, так и в социальном аспекте.

Система законодательных и подзаконных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с осуществлением гражданами на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, профессиональной деятельности, направленной на обеспечение деятельности и функционирования судебной системы Российской Федерации представляет собой правовые основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации.

Вершиной правовой основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации являются принципы и идеи Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 15 указывает, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации» являются составной частью ее правовой системы, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, принципы и идеи Европейской Конвенции о защите прав человека и его основных свобод входят в правовую систему нашей страны и имеют приоритет перед национальным законодательством в случае расхождения норм, регламентирующих однородные общественные отношения.

Нормы Конституции Российской Федерации имеют приоритетный характер в национальной правовой системе. При рассмотрении вышеуказанной тематики особое внимание следует обратить на следующий ряд статей. Прежде всего, ст. 10, устанавливающая, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Иначе говоря — принцип разделения властей — является гарантией предотвращение узурпации всей государственной власти одним лицом или группой лиц и сохранения целостности государственного механизма и всего общества в целом.

Следующие положения Конституции позволительно объединить в одну группу и условно обозначить как «гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина», ст. 45–53. Среди них основополагающую роль, в контексте рассматриваемой тематики, приобретают положения о судебной защите прав и свобод человека и гражданина, получении им квалифицированной юридической помощи, недопущении лишении кого-либо права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, установлении принципа презумпции невиновности и др.

Нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы в судах Российской Федерации на уровне федерального законодательства является достаточно объемным и подробным. Прежде всего, это федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и его положения, касающиеся обеспечения деятельность судов, аппарате суда и особом органе при Верховном Суде — Судебном департаменте, закрепленные в ст. 30–32. И это также федеральный конституционный закон «О военных судах» , положения ст. 33 об аппарате военного суда.

Особое и ключевое значение в законодательном регулировании государственной гражданской службы в судах Российской Федерации имеют Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» , определяющий правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации и имеющий еще большую значимость, федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»), устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, в частности, принципы, должности, правовой статус государственного гражданского служащего, порядок поступления на гражданскую службу и ряд иных важнейших институтов государственной службы, непосредственно связанных, с рассматриваемой, в рамках данной курсовой работы, тематикой. ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в настоящее время является центральным нормативно-правовым актом в вопросах регулирования деятельности государственных гражданских служащих в судах Российской Федерации.

Замыкающим в актах федерального законодательства, регулирующих государственную гражданскую службу в судах Российской Федерации, является Федеральный Закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде» . Его анализ позволяет сделать ряд выводов о том, какие важные функции выполняет данный орган. Среди них, осуществление организационного, кадрового, материального обеспечения деятельности всех видов судов, в частности, определение потребности судов в кадрах, обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей, взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов, разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов, присвоение, в пределах своей компетенции, классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Судебного департамента и работникам органов и учреждений Судебного департамента, а также соответствующим работникам аппаратов судов. Судебному департаменту, также предоставлены полномочия, ходатайствовать о награждении указанных работников государственными наградами и присвоении им почетных званий и др.

Итак, рассмотрев законодательную регламентацию государственной гражданской службы в судах на федеральном уровне Российской Федерации, следует отметить, что регулирование служебной деятельности в судебной системе не осуществляется посредством особых, специфических для данной сферы, специальных нормативно-правовых актов, в целом, деятельность граждан, замещающих должности гражданской службы в судебных органах Российской Федерации регламентируется общими для всех гражданских служащих федеральными законами, актами подзаконного нормотворчества. Тем не менее, с уверенностью можно сказать, что законодательство в данной сфере с течением времени продолжает развиваться и совершенствоваться.

Рассуждая об особенностях государственной гражданской службы в судах Российской Федерации, стоит сказать, что гражданская служба в конкретном суде это, как правило, осуществление гражданином Российской Федерации деятельности на соответствующей должности государственной гражданской службы в аппарате этого суда. Поскольку именно аппарат суда обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, а в некоторых случаях — осуществлением контроля исполнения решения суда. Профессиональная работа государственных служащих аппарата суда, создавая условия для своевременного рассмотрения и разрешения дел, в значительной мере способствует эффективности и качеству правосудия .

Каждый орган государственной власти имеет государственных служащих, специфика деятельности которых органически связана со статусом органа государственной власти. Применительно к органам судебной системы специфика государственной гражданской службы заключается, прежде всего, в том, что государственные служащие не осуществляют функции судебной власти, в частности, главную функцию — правосудие. Деятельность государственных гражданских служащих в судах Российской Федерации имеет своей целью обеспечить надлежащее обслуживание деятельности судей по осуществлению правосудия — финансовое, материально-техническое обеспечение, решение организационных вопросов, информационное, юридическое обслуживание. В целом — эта деятельность может быть охарактеризована как вспомогательная по отношению к функции правосудия. Вместе с тем, служба в судах, для большинства осуществляющих свою деятельность на соответствующих должностях, обуславливает необходимость высокой квалификации в сфере юриспруденции, как правило, наличие высшего юридического образования, а для отдельных младших должностей — средне-специального юридического образования. К сожалению, законодательство о государственной гражданской службе этой специфики не учитывает. Поскольку большую часть государственных гражданских служащих составляют лица, осуществляющие свою деятельность в органах исполнительной власти, законодатель отдает предпочтение регулированию специфики работы государственной гражданской службы именно в органах исполнительной власти. Это находит проявление как в формировании принципов, прав и обязанностей служащих, так и в решении вопросов о прохождении государственной гражданской службы.

Не менее важным является необходимость учета соотношение статуса судьи как должностного лица Российской Федерации и статуса государственного служащего, призванного обеспечивать реализацию судьей его полномочий по осуществлению правосудия и выполнять лишь вспомогательные функции при строгом соблюдении требовании невмешательства в осуществление правосудия и принципа независимости судей. Иначе говоря, законодатель должен учитывать различные аспекты распределения государственных гражданских служащих аппаратов судов по категориям и классам, имея в виду при этом, особое процессуальное положение, к примеру, секретарей судебных заседаний, а также положение помощников судей, консультантов, администраторов судов и иных работников аппарата, к которым должны предъявляться повышенные дополнительные требования и вместе с тем обеспечиваться надлежащее материальное содержание.

Анализ массива нормативно-правового материала, регламентирующего государственную гражданскую службу в Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что ни законодательство на федеральном уровне, ни законодательство субъектов Российской Федерации не учитывает в полной мере особенностей работы государственных гражданских служащих в аппаратах судов и в целом, всей ветви судебной власти.

Представляется, что исправить это мог бы внесенный в 2017 году Председателем Верховного Суда Российской Федерации Вячеславом Лебедевым на рассмотрение Государственной Думой Российской Федерации законопроект , который предусматривает создание государственной судебной службы. По мнению составителей законопроекта, необходимость создания подобного вида государственной службы обусловлена важной ролью судебной власти, спецификой выполняемых ею функций, повышением статуса работников аппарата суда.

Интерес представляет краткое рассмотрение ряда вопросов государственной службы в судах Российской Федерации, которые регламентируются во внесенном законопроекте несколько иначе, чем в нынешнем законодательстве о государственной гражданской службе.

Так, в вышеуказанном акте дается достаточно точное и юридически обоснованное определение того, что собой будет являть государственная судебная служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях судебной службы в аппаратах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, направленной на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Помимо этого, в проекте обращено внимание на принципы судебной службы, такие как законность организации и деятельности судебной службы; обеспечение доступа граждан к правосудию; ответственность судебных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; деполитизация судебной службы. Указанные принципы раскрываются в правах, обязанностях служащего судебной службы, особых требованиях и запретах, связанных с прохождением судебной службы. Например, законопроектом предусмотрено, что судебный служащий обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб не только его репутации, но и авторитету судебной власти; служащему судебной службы запрещается заниматься предпринимательской, другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности и работы по совместительству в органе прохождения судебной службы.

Законопроектом вводятся специальные классные чины судебной службы, однако сохраняются классные чины юстиции для служащих, замещающих должности, квалификационным требованием к которым является юридическое образование.

Обосновывая создание государственной судебной службы, стоит отметить, что необходимость в этом диктуется существующей текучкой кадров в рядах помощников и секретарей судей, которая в отдельных регионах достигает 400 %. Краеугольным камнем такого положения вещей является низкий уровень оплаты труда государственных служащих. Учитывая это, также в связи с предъявляемыми повышенными требованиями к служащим судебной службы, рассматриваемым законопроектом предусмотрен ряд гарантий: увеличенные должностной оклад, а также, по сравнению с установленной Трудовым кодексом Российской Федерации, продолжительность отпуска, дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет; защита судебного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом; замещение иной должности судебной службы при сокращении должностей судебной службы или упразднении органа прохождения судебной службы. Стоит сказать также, что законопроект оговаривает и внешний вид формы судебных служащих. Их мундир будет иметь официальные символы в виде нашивок, указывающих на принадлежность к службе, а также погоны, соответствующие присвоенным чинам.

Законопроект «О государственной судебной службе», содержит в себе как плюсы и минусы. Так, среди плюсов, определенно, то, что заработная плата лиц, которые будут замещать государственные судебные должности, почти в три раза будет превышать нынешний оклад государственных гражданских служащих в судах. Также увеличится пенсионное обеспечение, которое будет выше, чем у государственных гражданских служащих. Это, разумеется, обусловлено спецификой деятельности, осуществляемой служащими в судебных органах.

Немаловажным достижением будет являться и то, что с принятием данного законопроекта будет урегулирован и систематизирован большой объем правоотношений, связанных с функционированием государственной службы в рамках одной из важнейших ветвей власти — судебной.

Тем не менее, не все вопросы решены. Так, например, остается проблемным аспектом профессиональная подготовка судебных служащих. Если провести аналогию с военнослужащими, которые проходят подготовку в специализированных учебных заведениях, то целесообразно обратить внимание и на вопросы качественной профессиональной подготовки служащих судебных органов в соответствующих учебных заведениях.

Стоит также отметить, что в феврале 2017 года правительственная комиссия по законопроектной деятельности предоставила отрицательный отзыв на рассматриваемый законопроект, обуславливая это тем, что отображенной в проекте специфики государственной службы в судебных органах недостаточно для выделения ее в отдельный вид государственной службы. Кроме того, по мнению Правительства, для реализации положений законопроекта потребуется внушительный объем финансирования.

Литература:

4. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ // СПС КонсультантПлюс;

5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс;

  1. Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 N 7-ФЗ // СПС КонсультантПлюс;
  2. Абрамов И. А. Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции (на примере районного суда) // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 33–35;
  3. Проект Федерального закона N 102341–7 «О государственной судебной службе Российской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *