Выявление несанкционированных свалок

Экспертам службы Правового консалтинга ГАРАНТ задали следующий вопрос:

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован.

В чьи обязанности входит ликвидация свалки: регионального оператора, муниципалитета, органа исполнительной власти области?

Ответ подготовил Васильев Александр

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее — Правила).

— Реклама —

В соответствии с п. 16 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение пяти рабочих дней:

  1. уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;
  2. уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 17 Правил).

Согласно п. 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.

Таким образом, ликвидация места несанкционированного размещения ТКО является обязанностью собственника земельного участка.

В рассматриваемой ситуации земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, не разграничен, не сформирован.

В соответствии с п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772–2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом согласно примечанию к данному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Соответственно, для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, собственность на которую не разграничена, необходимо установить лицо, ответственное за этот земельный участок.

Отметим, что согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности:

  • использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).

Из анализа судебной практики следует, что согласно нормам земельного, санитарного законодательств, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке, собственность на которую не разграничена, обязан орган местного самоуправления (смотрите, например,

постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2019 г. N Ф06-47923/19 по делу N А06-7485/2018,

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2019 г. N 12АП-6765/19,

апелляционное определение СК по административным делам Иркутского областного суда от 21 мая 2019 г. по делу N 33а-3471/2019).

Вместе с тем обращаем внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 27.02.2018 N 559-О, согласно которой до наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с предоставлением соответствующего бюджетного финансирования на органы местного самоуправления не может возлагаться вся полнота бремени несения затрат по очистке их территорий от загрязнения отходами потребления.

Поэтому ответить однозначно на вопрос не представляется возможным. Окончательное решение о правомерности возложения обязанности на городское поселение ликвидировать несанкционированную свалку в рассматриваемой ситуации может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Одна из проблем, с которой сталкиваются жители населенных пунктов, – стихийные кучи мусора. Близлежащие дома задыхаются от вони, они сталкиваются с другими серьезными проблемами. Ликвидация несанкционированных свалок выполняется региональными операторами, но возникает спор, кто за это заплатит. И пока коммунальные хозяйства, оператор, муниципальная власть ведут спор, нередко в суде, жители продолжают страдать. Сейчас можно ускорить решение проблемы, обратившись с жалобой к региональному экологическому оператору.

Что такое несанкционированная свалка?

У несанкционированной свалки есть четкие параметры.

Просто несколько небольших куч мусора – это не стихийная свалка. По закону она имеет четкие параметры, а именно:

  1. Площадь – не менее 50 м2;
  2. Объем – не менее 30 м3;
  3. Мусор находится не в мусорных баках, контейнерах или специально предназначенных и установленных урнах.

Если отходы находятся не в специальных местах, их площадь и объемы превышают указанные показатели, – это незаконная свалка мусора. Кроме того, считается административным нарушением создавать накопления твердых коммунальных отходов в следующих местах:

  1. На автомобильных, железнодорожных, морских сообщениях;
  2. В лесу, посадках, заповедниках.

Также запрещается размещать крупногабаритный (КГО) и строительный мусор в контейнеры.

На каком основании направляется жалоба на стихийную свалку?

Обнаружив стихийную свалку, потребителю необходимо направить жалобу.

Действия гражданина регулируются следующим нормативно-правовыми актами (законами):

  1. Об отходах производства (89-ФЗ);
  2. О рассмотрении обращений граждан (59-ФЗ);
  3. Об охране окружающей среды (7-ФЗ).

Инстанции, куда обращаться по поводу несанкционированной свалки мусора, зависят от того, где она расположена. Если территория принадлежит многоквартирному дому – в управляющую компанию (УК, ТСЖ, ЖК), если населенному пункту – в муниципалитет.

Именно эти организации заключает договор с региональным оператором, несут ответственность за несанкционированную свалку мусора на контролируемой ими территории. Кроме того, муниципалитет утверждает схему расположения мусорных контейнеров, полигонов ТБО, перерабатывающих заводов. Но, чтобы ускорить реагирование на жалобу, рекомендуется ее направить отдельно Российскому экологическому оператору (РЭО).

Как пожаловаться в РЭО на незаконную свалку?

Официальный сайт РЭО-радара — https://radar.reo.ru

Эта организация начала действовать со второго квартала 2019 года. Основная цель публично-правовой компании (ППК) РЭО – регулирование обращение твердых коммунальных отходов (ТКО) и другого мусора в России. В частности, она выполняет контролирующую функцию над деятельностью региональных органов власти и операторов в указанной сфере.

Граждане, которые выявили нарушение, имеют возможность направить жалобу в этот орган, чтобы призвать нарушителей к ответственности, устранить недостаток. Про нарушения экологического законодательства предусмотрены не одна статья КОАП о несанкционированной свалке мусора. В основном это 8.1, 8,2, 8.5 и некоторые другие.

Штраф за несанкционированную свалку мусора предусмотрен в размере до 250 т.р. для юридических лиц. Для справки!

Чтобы направить жалобу в ППК РЭО, необязательно посылать заказное письмо. Необходимо зайти на официальный сайт компании. Рядом с разделом «Новости» находится «РЭО радар», нужно нажать на него и перейти в раздел, через который можно направить сообщение о нарушении.

Онлайн-жалоба в РЭО — шаг 1.

С левой стороны расположена кнопка «сообщить о нарушении». Пока пользователь по ней не перешел, он может ознакомиться на текущей странице с нехитрым алгоритмом действий. На сайте обещают, что проблема будет устранена в тридцатидневный срок.

Тут же можно ознакомиться с ответами на наиболее распространенные вопросы, а именно:

  1. Как оставить обращение?
  2. Как зарегистрироваться на портале?
  3. Какова процедура решения проблемы?
  4. Что делать, если мою проблему не решили, но ложно сообщили об обратном?
  5. Как долго можно оценить решение проблемы?

Онлайн-жалоба в РЭО — шаг 2.

При нажатии кнопки «отправить сообщение» пользователь попадает на страницу, где ему предлагается выбрать одну из проблем, которая произошла с ним. Список следующий:

  1. Стихийная свалка;
  2. Нарушение сбора мусора;
  3. Сброс отходов I класса опасности;
  4. Сброс опасных отходов;
  5. Противозаконная утилизация;
  6. Нарушение деятельности полигонов ТБО;
  7. Неприятный запах;
  8. Отсутствуют контейнеры для раздельного сбора мусора.

Если ничего из указанного не подходит, пользователь выбирает другое.

Онлайн-жалоба в РЭО — шаг 3.

Для рассматриваемого случая ему нужно выбрать первый пункт «стихийная свалка». При нажатии на него пользователю раскрывается абзац, в котором разъясняется, что это такое. Далее ему предлагается выбрать причину.

Онлайн-жалоба в РЭО — шаг 4.

Нажимая на кнопку, заявитель попадает на страницу, в которой необходимо заполнить форму, указав:

  • точный адрес;
  • описание проблемы;
  • электронную почту;
  • пароль для регистрации.

Если есть фото, его можно загрузить в специальную форму. Это рекомендуется делать, чтобы дать наглядное представление о нарушении, ускорить реагирование.

Онлайн-жалоба в РЭО — шаг 5.

Если всё заполнено верно, появится оповещение о том, что обращение успешно зарегистрировано в системе РЭО-радар.

Обращение зарегистрировано в системе и отправлено на модерацию.

После этого остается ждать ответ, который придет на указанную электронную почту, и решения проблемы. Отслеживать статус обращения можно также и в личном кабинете.

Личный кабинет РЭО-радар.

Есть и другие инстанции, куда пожаловаться на несанкционированную свалку. Но на данный момент обращение в ППК РЭО наиболее эффективный и простой, не требует каких-либо финансовых и временных затрат. Направить сообщение можно в течение нескольких минут со смартфона.

Как ликвидировать свалку?

Росприроднадзор в своем письме от 09.06.2014 № ВК-03-03-36/8833 «О разъяснении норм законодательства в области обращения с отходами и направлении рекомендаций по заполнению форм предоставления информации по Приказу Росприроднадзора № 255 от 28.04.2014» рекомендует понимать под определениями:

  • навал мусора – несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком не более шести месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • свалка – несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком более шести месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Свалки твердых бытовых и промышленных отходов являются несанкционированными объектами размещения отходов, соответственно размещение на них отходов должно считаться безлимитным размещением, влекущим возникновение у собственников отходов обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду с пятикратным повышающим коэффициентом.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 13.10.2015 № 26-П указал, что в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского округа от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности:

  • использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В связи с этим обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов должна быть возложена на собственников земельных участков в случае, если данная обязанность не передавалась третьим лицам по договору.

На основании ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п. 1 ст. 7 этого же закона к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.

В п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (п. 1 ст. 8 указанного закона).

Таким образом, не предпринятые меры к ликвидации несанкционированной свалки нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. Размещение свалки на землях приводит к ее загрязнению, что нарушает интересы Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане имеют право оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.

При обращении граждан по фактам несанкционированных свалок в Росприроднадзор рекомендуется составлять схему расположения свалки с примерной оценкой ее объемов и привязкой к какому-либо опознавательному объекту (для определения ее точных координат). После составления схемы лучше всего сделать фотофиксацию мест свалки.

Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы. Согласно полномочиям Росприроднадзора данный контрольно-надзорный орган должен проводить проверку в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по факту обнаружения несанкционированной свалки отходов или мусора, собирать материалы и выписывать предписания об устранении нарушений законодательства. Также в компетенцию Росприроднадзора входит назначение административного штрафа за незаконные действия и подготовка материалов для передачи в природоохранную прокуратуру.

В связи с этим вам следует обратиться в Росприроднадзор, а также в природоохранную прокуратуру по факту несанкционированной свалки отходов для принятия мер по ее ликвидации. По результатам проведенной проверки прокурор вправе обратиться в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора.

Депутаты парламента Нижегородской области намерены обратиться с законодательной инициативой в федеральные органы власти по вопросу ликвидации несанкционированных свалок в лесах. В регионе 65% леса находится в аренде, и на этих участках уборкой занимаются частные компании, на остальной территории вопрос с уборкой и ликвидацией свалок остается открытым. Профильные региональные ведомства не имеют полномочий и средств на уборку мусора, а региональные операторы могут ликвидировать только те несанкционированные свалки, которые образовались с момента начала их деятельности.

Власти Нижегородской области не могут найти ответственных за уборку несанкционированных свалок в лесных массивах, которые не заняты арендаторами. Об этом глава регионального департамента лесного хозяйства Роман Воробьев рассказал на заседании комитета по АПК в областном законодательном собрании. По его словам, в 2019 году на реализацию мероприятий в рамках государственной программы по развитию лесного хозяйства планируется направить 764,5 млн руб., что на 17% больше, чем в предыдущем. Из них 501,1 млн руб. составят субвенции из федерального бюджета, остальные средства – из бюджета региона. На эти деньги планируется профинансировать охрану лесов от пожаров, воспроизводство фонда, учет использования лесов, лесоустроительные работы, подготовку кадров, ведение кадастрового учета лесных участков, закупку необходимой техники и многое другое. Однако депутаты обратили внимание на то, что в плане работ нет мероприятий по очистке леса от несанкционированных свалок. Роман Воробьев ответил, что в этом вопросе «образовался правовой вакуум». Оказалось, что региональный департамент лесного хозяйства соответствующими полномочиями не обладает, субвенций из федерального бюджета на уборку свалок в лесах регионам не предоставляется. Однако есть судебное решение, где говорится, что уборка несанкционированных свалок в лесах также не относится к полномочиям муниципалитетов. Региональные операторы в сфере обращения с отходами тоже «не хотят брать на себя решение этой задачи», сообщил господин Воробьев. «Мы сейчас пытаемся с минэкологии решить эту задачу, но есть риск, что этот вопрос так и останется открытым», – отметил директор департамента.

Он уточнил, что проблема касается только лесов, у которых нет арендаторов. На арендуемых территориях полномочия по ликвидации свалок возложены на компании. «От аренды на сегодня свободно примерно 35% лесного фонда Нижегородской области. И именно на этих территориях вопрос с уборкой мусора и несанкционированных свалок подвис»,– уточнил господин Воробьев.

Отвечая на вопросы депутатов о том, что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию, Роман Воробьев заявил, что решением проблемы могло бы стать предоставление субвенций из средств федерального бюджета департаменту лесного хозяйства. На сегодня, по его словам, региональные власти обладают необходимыми кадрами и техникой для разбора несанкционированных свалок в лесах.

В ООО «Нижэкология-НН» (региональный оператор по обращению с ТКО) корреспонденту «Ъ-Приволжье» пояснили, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года «Об обращении с тврдыми коммунальными отходами…» региональные операторы могут заниматься уборкой только тех несанкционированных свалок, которые образовались с момента начала их деятельности в Нижегородской области, то есть с 1 января 2019 года.

Инспектор-эколог несанкционированных свалок ООО МСК-НТ (региональный оператор по обращению с ТКО) Никита Речинский заявил, что компания готова убирать мусор из леса, но муниципалитеты бездействуют в этом вопросе и не ликвидируют свалки. «Специалисты компании составили подробный список имеющихся на подведомственной территории свалок и направили эту информацию в муниципалитеты. Компания уведомила органы МСУ о сложившейся ситуации, не предлагая какого-либо содействия в их уборке. Почти 30% муниципалитетов никак не отреагировали на полученную информацию. Остальные 70% сообщили, что приняли информацию к сведению. Из них примерно четверть также ответили, что готовы убрать свалки собственными силами. Предложений о каком-либо сотрудничестве на договорной основе в компанию пока не поступило», – рассказал господин Речинский.

Глава аграрного комитета Игорь Тюрин предложил областному правительству подготовить информацию о том, в чьей компетенции на федеральном уровне находится вопрос о принятии решений по выделению субвенций на уборку мусора в лесах. «Если нет возможности решить вопрос на региональном уровне, мы готовы выступить с соответствующей законодательной инициативой на уровень федерации. Чтобы федеральные Минсельхоз или Минприроды поставили точку в решении этого вопроса», – подытожил глава комитета. Роман Воробьев ответил, что департамент выполнит просьбу депутатов, но сроки не уточнил.

Андрей Репин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *