Выездное взыскание

Отдел досудебного взыскания: особенности и принцип работы

Поделиться записью:

Взыскание долгов – отдельный процесс в жизненном цикле банка. Независимо от его размеров, известности и статуса, наличие услуги выдачи кредита автоматически обрекает его на взаимодействие с должниками. Что же делать, если таким должником оказались вы? Как общаться с департаментом взыскания и стоит ли бояться звонков или действий с его стороны?

Отдел досудебного взыскания: что это такое?

Абсолютно любая организация, будь то банк или МФО (микрофинансовая организация), которая выдает кредиты и займы, обязательно сталкивается с несвоевременными выплатами, задержками платежей или полным отказом от уплаты долга. И добиться от заемщика возврата денежных средств в пользу банка бывает очень сложно и хлопотно. Именно поэтому существует отдел взыскания задолженности, который занимается данными вопросами.

Даже если у вас нет долгов по кредитам, но при этом вы уже являетесь клиентом банка и получили от него заем, обязательно нужно знать условия и принцип работы специального ведомства – отдела взыскания.

Служба досудебного взыскания может быть промежуточным этапом между стандартным взаимодействием заемщика с банком и передачей его долга коллекторам. Кредитный договор передается в этот отдел при систематическом нарушении сроков выплат и пребывает там до восьми месяцев. Обычно стандартным первым действием, которое предпринимает департамент взыскания задолженности, оказывается официальное письмо с досудебной претензией, отправляемой на указанный в договоре адрес. Кроме того, специалисты, привыкшие к работе с должниками, производят обзвоны нерадивых заемщиков с целями:

  • выяснить точную дату погашения долга;
  • выяснить причины неуплаты;
  • предложить варианты решения вопроса.

Разумеется, конечной целью службы взыскания банка (Сбербанка или любого другого) является возврат денежных средств от должника. У данного отдела достаточно ограниченные полномочия, но его сотрудники могут привнести в жизнь заемщика массу неудобств. Кроме того, за просрочку платежей неминуемо начисляются пенни, предусмотренные текущим кредитным договором. Зачастую одна только выплата неустойки банку существенно бьет по карману, не говоря уже об основном долге по кредиту.

На что имеет и не имеет права отдел взыскания

На самом деле сфера влияния выбивателя долгов в лице отдела взыскания задолженности Сбербанка и ему подобных достаточно ограниченна. Его сотрудники не имеют полномочий наряду с правоохранительными органами. Им запрещено проводить опись имущества, угрожать арестом (или имитировать его с целью напугать должника), наносить неприятные визиты в дом заемщика и всячески терроризировать его, как это нередко делают коллекторы.

Чаще всего развитие событий происходит по следующему сценарию:

  1. Не добившись ничего письмами и звонками, отдел досудебного взыскания передает информацию и кредитный договор в юридический департамент банка. Юристы, в свою очередь, уже занимаются подготовкой искового заявления в суд.
  2. Информация о должнике, указанная в договоре, передается в специальные выездные группы, которые могут приезжать по адресу заемщика с целью поговорить и выяснить причины неуплат, рассказать о возможных вариантах решения.Вариантов решения может быть несколько. Чаще всего предлагают разбить долг на несколько частей или взять кредит в другом банка для погашения текущего.Важно помнить о том, что вы не обязаны впускать в дом коллекторов или сотрудников банка. Они не являются представителями правоохранительных органов или судебными приставами, а потому общение с ними, несмотря на обстоятельства, остается сугубо добровольным. Если вы не хотите брать трубки или открывать дверь, вы имеете право этого не делать, и это право охраняется законом. В законодательстве РФ не предусмотрена уголовная ответственность за невыплату займов и кредитов, поэтому, как бы вас ни пугали арестом и тюрьмой, не забывайте о своих правах.
  3. Если визиты на дом и разговоры не дали никаких результатов, банк может продать кредитный договор и ваш долг коллекторскому агентству, у сотрудников которого уже совершенно другие методы выбивания долгов. Чаще всего финансовые организации работают с коллекторами по партнерскому договору, условия которого обычно включают вознаграждение в пользу агентства в размере 15-30% от суммы долга.

Поделиться записью:

Служба взыскания долгов и коллекторы: есть ли различия?

При возникновении просрочки проблемный займ передается собственной службе банка по взысканию долгов, задача которой — вернуть кредитные средства. В штате службы находятся юристы, экономисты и специалисты с опытом работы в силовых структурах. Идентичные задачи и штат имеют коллекторские агентства, но, несмотря на сходство, между двумя организациями есть некоторые различия.

Как работает банковская служба взыскания долгов

Появление просрочки по кредиту — еще не повод подавать на проблемного заемщика в суд, учитывая, что в это время по займу начисляются штрафы и повышенные проценты. Именно они в итоге составляют значительную часть выплат, поэтому служба взыскания долгов может некоторое время не сообщать клиенту о появлении задолженности. Этот период обычно составляет от недели до нескольких месяцев.

Заемщику направляется письмо с требованием погасить образовавшийся долг добровольно с учетом всех процентов и штрафов. Этот этап досудебного взыскания может длиться полгода и более в зависимости от суммы долга и сложности ее возврата. Кроме письменного уведомления сотрудники службы взыскания долгов звонят заемщику на мобильный и домашний телефоны, а также связываются по контактам, которые он указал в кредитном договоре. Согласно законодательству РФ, представители банка могут звонить родственникам, коллегам и знакомым неплательщика, если он указал их номер как контактный. Но они не вправе требовать от них погашения долга, а могут только запрашивать информацию о клиенте или просить передать ему уведомление о задолженности.

Главный инструмент работы службы по возврату задолженности — очные переговоры с клиентом в отделении. Чаще всего представители банка предлагают несколько вариантов оплаты задолженности:

  1. оплата 50 % от суммы долга сразу и выплата остатка в рассрочку на несколько месяцев;
  2. оплата 100 % от суммы задолженности со списанием начисленной ранее неустойки.

В интересах заемщика — воспользоваться предложением кредитора и начать постепенно погашать задолженность, иначе банк может подать на него судебный иск и вернуть деньги в принудительном порядке.

Как работают коллекторы

Передача проблемного займа коллекторам регулируется главой 24 Гражданского кодекса РФ. Согласно ей агентство может быть привлечено на основании:

  • агентского договора: коллекторы работают на принципах аутсорсинга;
  • договора цессии: коллекторы требуют погашения задолженности на правах кредитора.

Как и служба взыскания долгов, коллекторы начинают работу с информирования клиента о переуступке права требования по кредиту или о заключении агентского договора, в рамках которого они наделяются полномочиями кредитора. Заемщику почтой отправляются копия соглашения, выписка по сумме задолженности и реквизиты для оплаты. Если клиент не выходит на связь, коллекторы используют доступные инструменты воздействия на него.

Звонки по телефону

Коллекторы могут связываться с заемщиком, используя только те контакты, которые он оставил при заключении кредитного договора с банком. Согласно законодательству РФ, они могут звонить только в определенное время:

  • с 8 и до 22 часов в рабочие дни;
  • с 9 до 20 часов в выходные и праздничные дни.

Количество звонков не должно превышать более одного в сутки, двух в неделю и восьми в месяц. Звонящий обязан назвать свои фамилию, имя и должность, название компании и причину звонка.

Связь по почте и СМС

Уведомления на телефон клиента или его почтовый адрес могут поступать в то же время, что и звонки от коллекторов. При этом их содержание должно касаться только долга и юридических последствий его неуплаты, без угроз, шантажа и недостоверной информации.

Визиты домой и на работу

Коллекторы могут приходить к клиенту домой по предварительной договоренности с ним: не чаще одного раза в неделю и во время, установленное ГПК РФ. Несогласованные визиты допустимы, но в таком случае заемщик не обязан разговаривать с представителями компании по взысканию долгов, передав эти обязанности своему юристу. При этом коллекторы не имеют права беспокоить родственников, коллег и знакомых заемщика, только если они не являются:

  • супругой/супругом;
  • поручителем по займу;
  • вступившими в права владения наследниками.

В общении с коллекторами главная задача должника — идти на контакт и проявлять готовность погасить долг.

Различия между службой по взысканию долгов и коллекторами

Главным различием между этими структурами по взысканию долгов является то, что внутренняя служба не может менять условия погашения кредита — это полномочия финансового отдела банка. Но коллекторы вправе предложить более выгодный формат выплаты задолженности, если был заключен договор цессии с первоначальным кредитором. Заемщик может реструктуризировать долг у коллекторов, если банк отказал ему или установил невыполнимые требования.

Что такое группа выездного взыскания Сбербанка, и стоит ли этого опасаться?

Оформляя кредит в банке, клиент берет на себя обязательства по возмещению заемных средств и процентов по ссуде. Но иногда граждане относятся к выплате задолженности по потребительским кредитам безответственно, не зная, какие последствия их ожидают. Если заемщик не выполняет взятые на себя обязательства, к нему может приехать группа выездного взыскания Сбербанка; что это, и чем грозит такой визит должнику — будем разбираться.

Что представляет собой группа выездного взыскания Сбербанка?

Многих интересует, что же это такое — мобильная группа по взысканию задолженности, и имеет ли ее деятельность законные основания.

Законодательством РФ не предусмотрены меры взыскания задолженности путем устрашения, психологического или физического давления на заемщика.

Группа выездного взыскания Сбербанка действует в установленных рамках. Ее представителями являются работники службы безопасности финансового учреждения. Разговор с заемщиком ведется корректно. Поэтому у клиента Сбербанка нет оснований опасаться последствий этой встречи.

Тем не менее такой метод воздействия на должника не предусмотрен законодательством. Вопрос возврата средств по кредиту может решаться только в судебном порядке. Поэтому заемщик имеет право не выходить на контакт с представителями банка, предъявляющими ему требования по погашению задолженности.

Возможные действия мобильной группы заключаются в телефонных звонках должнику или прямом контакте с ним. Как показывает практика, если попытки договориться с клиентом не приводят к результатам, банк обращается за помощью в коллекторскую службу, а затем — суд. Последствия для должника будут зависеть в последнем случае от решения судебного органа.

В каких случаях привлекается — функции

Группа выездного взыскания привлекается в случаях, когда уплата обязательств по кредиту составляет 3 месяца просрочки и более. С этого момента плательщик приобретает статус «проблемного».

Функции мобильной группы заключаются в установлении контакта с должником или его родственниками с целью ведения переговоров для определения подходящих обеим сторонам сроков и условий погашения задолженности без необходимости обращения банка в суд.

Методы и процесс работы

Работа службы Сбербанка по возврату заемных средств заключается в следующем:

  1. В отдел по взысканию задолженности передаются списки проблемных плательщиков.
  2. Договор находится в работе на протяжении месяца.
  3. Сотрудники банка распечатывают анкетные данные и фотографию должника.
  4. Ответственные лица звонят клиенту с целью выяснения причин просрочки платежей и рекомендуют погасить образовавшуюся задолженность. В это же время плательщику приходят СМС с напоминанием о размере долга и сроках его погашения.
  5. При отсутствии результатов должнику отправляются почтовые уведомления о росте задолженности и возможных последствиях ее неуплаты.
  6. Мобильная группа выезжает по адресу фактического проживания должника.
  7. Представители банка устанавливают контакт с заемщиком или его родственниками.
  8. Сотрудники отдела взыскания задолженности ведут переговоры с должником о погашении обязательств по кредиту.

Методы Сбербанка по возврату заемных средств не предусматривают действий, влекущих за собой порчу имущества клиента, а также применения к нему физического и психологического насилия. Также исключены угрозы в сторону плательщика.

Стоит ли этого бояться и придется ли платить по счетам?

Действия мобильной группы Сбербанка не имеют под собой законных оснований. Если сотрудники банка оказывают на клиента воздействие в грубой форме или пытаются проникнуть на частную территорию противозаконным путем, не следует этого бояться. Гражданин имеет право обратиться в полицию.

Заемщик может не отвечать на телефонные звонки и не открывать входную дверь работникам банка. Если представители финансового учреждения настойчиво пытаются установить с ним связь, должник имеет право снимать происходящее на камеру. Эти материалы помогут установить подробности событий при дальнейшем обращении в правоохранительные органы.

Тем не менее нельзя забывать об обязательствах по погашению кредита. Чтобы дело не доходило до привлечения мобильной группы, при возникновении финансовых затруднений рекомендуется уведомить об этом работников банка. В этом случае плательщику будут предложены пути решения проблемы, такие как отсрочка платежа или реструктуризация задолженности.

В ином случае банк на законных основаниях имеет право подать иск в суд. По решению суда или постановлению исполнительного пристава могут быть арестованы счета заемщика, а долг по кредиту, процентам и пене за просрочку платежа будет возмещен в принудительном порядке. Избежать обязательств перед банком не удастся.

Что делать, если к вам приехали сотрудники мобильных групп?

Если своевременные меры по погашению задолженности заемщиком не были приняты, и мобильная группа по взысканию задолженности приступила к работе, нужно знать стандартный порядок действий, применяемых в таком случае:

  1. Попросить предъявить документы, удостоверяющие должность работника банка. Если документы отсутствуют, следует прекратить общение с этим лицом.
  2. Не сообщать личные данные и сведения о родственниках.
  3. Не сообщать информацию о своем финансовом положении.
  4. Не отвечать на вопросы по поводу семьи.
  5. Скрыть информацию о несовершеннолетних детях.
  6. Не сообщать сведения о больных родственниках.
  7. Перекрыть доступ на частную территорию.

Если представители группы являются работниками банка, о чем свидетельствуют их документы, их целью является установить с клиентом контакт и заключить договоренность об уплате долга. В таком случае рекомендуется предоставить им только те данные, которые были указаны при оформлении кредита. Все несоответствия могут быть в дальнейшем использованы банком против заемщика.

Чтобы избежать встречи с коллекторами или судебного разбирательства, рекомендуется найти пути решения возникшей проблемы и договориться с работниками финансового учреждения о сроках уплаты долга.

При применении сотрудниками банка агрессивных или незаконных действий рекомендуется прекратить с ними контакт и обратиться с заявлением в прокуратуру. Это не исключает в дальнейшем возможность судебного разбирательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *