Военнослужащие несут материальную ответственность

Содержание

Материальная ответственность военнослужащих

Материальная ответственность — это вид юридической ответственности военнослужащих, под которой понимается установленная государственными органами обязанность полного или частичного погашения в форме причиненного материального ущерба государству.
Основными руководящими документами о материальной ответственности военнослужащих, которые призваны способствовать повышению ответственности военнослужащих за обеспечение сохранности вооружения, техники и другого военного имущества как общенародного достояния и материальной основы боевой мощи Вооруженных Сил РФ, являются: закон Российской Федерации о статусе военнослужащих; Закон Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе; Закон Российской Федерации об обжаловании в суд действий и решений, нарушающие права и свободы граждан; общевоинские Уставы ВС РФ; Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих».
Основное назначение материальной ответственности военнослужащих — быть средством возмещения причиненного ущерба государству. Поэтому при материальной ответственности сумма, подлежащая возмещению, определяется, исходя из условий материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб.

  1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
  2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
  3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действии, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
  4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Различают ограниченную и полную материальную ответственность военнослужащего.
Ограниченная материальная ответственность военнослужащих.

  1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» и другими нормативными правовыми актами РФ для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.
  2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.
  3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
  4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием воинской части), либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Полная материальная ответственность. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

  • военнослужащему, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
  • действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • в результате хищения, умышленных уничтожений, повреждения, порчи, незаконного расходования, либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным законодательством Российской Федерации;
  • умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
  • военнослужащим, добровольным приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Определение размера причиненного ущерба.

  1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами РФ — в стране пребывания) на день обнаружения ущерба. Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.
  2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.
  3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонам) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), — разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платы) и денежным довольствием (заработной платы) по фактически занимаемой должности.
  4. Размер ущерба, причиненного в случае предусмотренном абзацем 5 раздела «Полная материальная ответственность военнослужащих», определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения.
  5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.
  6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяется на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Проведение административного расследования при обнаружении ущерба.

  1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим командиром (начальником) не более чем на один месяц.
  2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Возмещение ущерба военнослужащими.

  1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.
  2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний.
Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.
Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.
Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы.

  1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленными законодательством РФ.
  2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном Федеральным Законом «О материальной ответственности военнослужащего». При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).
  3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам. Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством РФ был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных Федеральным Законом «О материальной ответственности военнослужащих».
Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению. Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев предусмотренных абзацем 4 раздела «Полная материальная ответственность военнослужащих».
Порядок производства денежных удержаний.

  1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 % месячного денежного довольствия для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем 4 раздела «Полная материальная ответственность военнослужащих», — в размере 50 % месячного денежного довольствия военнослужащего.
  2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством РФ, то общий размер всех денежных удержании не может превышать 50 % месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие могут быть привлечены к материальной и уголовной ответственности

В нашем законодательстве имеется ряд воинских преступлений, которые именно подразумевают повреждение военного имущества. Подразумевается, что по этим преступлениям возможно привлечение военнослужащих к материальной ответственности. Основные проступки, по которым применяется данная норма законодательства это утрата военного имущества. Конечно если речь не идет об оружии – там возможно применение других норм законодательства.

Привлечение к материальной ответственности военнослужащего возможно также за какое-то незначительное повреждение оборудования в связи с нарушениями каких-то нормативов. Это может быть нарушением правил вождения воздушного судна, кораблевождения или повреждение любой другой военной техники в связи с нарушением правил в процессе эксплуатации.

Уничтожение военного имущества – привлечение к материальной ответственности

Есть определенные нюансы в юридической практике правоприменения данных норм законодательства. В первую очередь они касаются характера умышленного уничтожения или повреждения военного имущества. Необходимо понимать, что такая ответственность наступает только в том случае, если причинен ущерб определенного размера.

Уничтожение или повреждение военной техники

То есть, если вы, грубо говоря, поцарапали танк гвоздем, вас за это никто судить не будет. Но если вы уничтожили военную технику, обязательно будут разбираться был ли у вас умысел. Рассматривать характер и обстоятельства данного случая. С какой целью вы это уничтожили, может просто по халатности или по незнанию.

Проведение расследование по материальной ответственности солдата

По результатам расследования будет приниматься решение с учетом того ущерба, который был причинен вами. Стоит уточнить один момент. Речь идет о повреждении техники не в момент выполнения боевой задачи поставленной перед воинским подразделением. Имеется ввиду, что это произошло не во время боевых действий, а во время обычной ежедневной деятельности подразделений. То есть, когда осуществляются тренировочные выходы или другие аспекты хозяйственной деятельности части учебно-боевой подготовки.

Круглосуточная поддержка профессиональных военных юристов: консультация бесплатна – звоните по телефонам

Умышленное уничтожение военного имущества

Часто встречаются ситуации, когда военнослужащий просто не освоил технику и эксплуатирует ее неправильно. При этом имеются основания полагать, что он должен овладеть ею – был представлен необходимый теоретический и практический материал. Были проведены учебные занятия и после получения квалификации военнослужащему предоставили технику для эксплуатации. Об этом обязательно должны быть отметки в журналах по боевой подготовке или другой нормативно-технической документации военной части.

В этом случае уже будет устанавливаться конкретная вина, и что привело к этому. То есть речь идет о том, когда уничтожили военное имущество или какой-либо вид военной техники умышленно.

Материальная ответственность военнослужащих за ущерб расчет по 161 ФЗ

Привлечение военнослужащих к материальной ответственности полностью описывает Федеральный Закон №161. Его действие распространяется на всех военных и именно он описывает порядок возмещения и условия ответственности за ущерб причиненный в процессе прохождения службы или военных сборов. В соответствии с данным правовым актом имеется два типа материальной ответственности военных.

Ограниченная ответственность военнослужащего по призыву, контрактника или лица призванного на военные сборы

Данный вид материальной ответственности предусмотрен для командиров, военнослужащих по призыву и контрактников. Но практика применения для различных званий не одинакова. По 161 ФЗ призывника можно привлечь к ограниченной ответственности если происходит задержки в выполнении нормативов, простой конвейеров или транспортных средств. Контрактника или призывника, по этой статье не могут привлекать более чем на 2 месячных оклада, размера денежного довольствия или премии.

Размер материальной ответственности командира

На командиров распространяется ограниченная ответственность если по их приказу или отсутствию приказа произошло хищение материальных ценностей. Размером месячной нормы довольствия или надбавки за выслугу лет ограничена ответственность командира по 161 ФЗ если произошли нарушения правил транспортировки или иные аналогичные события, повлекшие ущерб. В ситуации незаконных приказов, а особенно связанных с нарушением денежных выплат – командира ответственного за ущерб могут привлечь и на три размера месячного содержания.

Командира ответственного за ущерб могут привлечь и на три размера месячного содержания

Полная материальная ответственность военнослужащих РФ

Закон 161 ФЗ подразумевает полную материальную ответственность, которую должен нести военнослужащий в случае:

  • умышленных действий повлекшие затраты на лечение;
  • хищение, умышленное уничтожение или незаконное использование служебного положения – в этом случае ответственность может перерасти и в уголовную;
  • если вред был нанесен в состоянии алкогольного или наркотического опьянения военнослужащего;
  • в случае если испортилось или пропало имущество переданное военному под отчет.

Материальная и уголовная ответственность военнослужащих за дисциплинарные нарушения и должностные преступления

Но также мы должны понимать, что кроме повреждений техники или оборудования, у нас имеются и должностные преступления. Имеется в виду, что командиры у нас не являются неприкосновенными. Давайте рассмотрим порядок привлечения к ответственности военнослужащих за дисциплинарные преступления. Тут существует определенная, довольно тонкая грань, между материальной ответственностью и уголовной. Это уже будет рассматриваться в зависимости от ситуации и решения принимаются по составу военной прокуратурой.

Неправомерные или преступные приказы – привлечение к ответственности командира

Необходимо отметить, что военнослужащие также могут привлекаться, например, за издание преступных приказов. Командиры части или подразделения – за привлечение военнослужащих по призыву к выполнению каких-то мероприятий, которые прямо нарушают порядок прохождения военной службы.

Вынужденное попадание под материальную ответственность по приказу командира

Бывают случаи, когда военнослужащий оказывается в ситуации ответственности вынуждено. Например, когда совершаются общеуголовные преступления, как, допустим, хищение какого-то имущества. Командир приказывает военнослужащему участвовать в выгрузке какого-то имущества. Впоследствии выясняется, что эти действия были незаконны и по ним возбуждается дело, а военный попадает под материальную ответственность, в лучшем случае.

Здесь необходимо понимать что действия совершаются с имуществом, которое в последующем будут использовать в личных целях: продавать и получать материальные блага. Это не всегда может понять призывник сразу, ведь зачастую он не в курсе всех армейских правил и порядков. В этой ситуации лучше проконсультироваться у профессионального юриста, специализирующегося на военном праве.

В этой ситуации лучше проконсультироваться у профессионального юриста, специализирующегося на военном праве!

Помощь призывникам: военный адвокат

Соответственно, наши специалисты часто работают с военнослужащими из призыва. Мы прекрасно понимаем, что ребята 18-20 лет не имеют основания для того, чтобы противостоять командиру. Они выполняют приказы, которые могут оказаться неправомерными. В этой ситуации рекомендуем сообщить родителям или родственникам, а они в свою очередь могут получить профессиональную консультацию военного адвоката. Мы можем обосновать и их привлекать к ответственности не будут. Потому что они выполняли приказ – указание командира.

Бесплатно по РФ: 8-800-555-67-55 доб.496

Федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих по контракту: ст 161 ФЗ, договор, за что привлекаются

Расшифровка используемых понятий

Для правильного понимания нижеприведенного текста целесообразно вначале дать определение терминов – их грамотная трактовка гарантирует от неоправданно расширенных формулировок и, как следствие, размытия границ понятий.

Термин «военнослужащий» понимается как имеющий отношение к лицу, состоящему на одноименной службе. В более широком смысле – это лицо, наделенное специфическими должностными обязанностями для решения задач в сегменте обороны и защиты государства. Данный статус предполагает наличие специфического правового режима в отношении указанной категории лиц.

Статус приобретается с момента начала прохождения воинской службы и прекращается одновременно с истечением ее срока.

ВАЖНО: несмотря на наличие специального статуса, военнослужащие, оставаясь гражданами РФ, должны в полной мере соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные законодательные акты, обязательные для исполнения всеми гражданами страны (п.16 Указа Президента № 1495 в редакции от 25.03.2015).

(Здесь и далее правовые акты цитируются в вольном изложении – но с непременным сохранением смысловой составляющей первоисточника).

Следующее понятие, требующее расшифровки – «материальная ответственность» (далее в тексте – МО). В общей теории права оно предполагает обязанность лица, причинившего (вне зависимости от умысла) вред иному лицу, принять меры к возмещению ущерба – в полном или ограниченном объеме.

В контексте данной статьи понятие рассматривается как наступление аналогичных правовых последствий для конкретного военнослужащего. Подразумевается обязанность возместить причиненный вред – в качестве «иного лица» (потерпевшего, получившего право требования) здесь выступает государство.

ФЗ о материальной ответственности

Законодатель допускает применение в отношении военнослужащих обоих видов МО – полной и ограниченной. Избрание одной из форм зависит от ряда обстоятельств и сопутствующих факторов, которые устанавливаются в соответствии с принципом индивидуализации ответственности.

Основной источник права по данному вопросу – 161 ФЗ в настоящее время используется редакция от 04.06.2014.

ВАЖНО: Нижеприведенные позиции четко и недвусмысленно сформулированы законодателем, они не допускают расширенного толкования, перечень является исчерпывающим.

Случаи наступления ограниченной МО

Ограниченная МО наступает в случаях:

  1. При причинении ущерба военнослужащим-контрактником, а также лицом, которое было призвано на сборы, исключительно по неосторожности – они подлежат МО, сопоставимой с причиненным ущербом. Размер удержания жестко ограничен размерами одного месячного оклада. Если субъектом выступает военный по призыву, то в качестве наказания предполагается удержание средств.Предельный размер удержания ограничивается размером двухмесячного оклада. Исключением являются случаи, особо оговоренные законодателем.
  2. Материальная ответственность военных по контракту, если виновным лицом признан военнослужащий-контрактник. Объективная сторона правонарушения состоит в нанесении ущерба в сфере уплаты воинской частью штрафов (в частности, вследствие неоправданного простоя транспортных единиц), а также во внесении заведомо недостоверных сведений в документацию, касающейся уплаты налогов и иных обязательных выплат. Сумма, подлежащая возмещению, исчисляется на основании установленного размера причиненного вреда, однако она не может превышать двухмесячного размера должностных окладов и надбавок по выслуге лет за тот же период.
  3. При совершении правонарушения командиром, чьи приказы или распоряжения идут вразрез закрепленным документально порядком использования, перевозки, учета материальных ценностей. Объективная сторона (при том же субъектном составе) может также состоять в ненадлежащем обеспечении сохранности вверенного имущества. Сумма, подлежащая возмещению, не должна превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет за тот же срок.
  4. Если субъектом правонарушения выступает командир, допустивший нарушения кадровой политики, повлекшей перерасход средств. Речь может идти о незаконном перемещении в любом сегменте служебной иерархии – вплоть до незаконного увольнения. Размер МО не должен превышать размер трехмесячного должностного оклада и надбавок по выслуге лет за аналогичный период.

Позиции изложены предельно четко. Дополнительных пояснений требует лишь одна из них (№№ 3-4, одноименные пункты статьи 4 ФЗ-161), касающаяся ответственности командиров при отдании незаконных приказов, нарушения порядка кадровых перестановок. Применение мер репрессии возможно только после установления факта наличия у субъекта правоотношения полномочий командира в период совершения одного из описанных нарушений – он должен располагать действительной правомочностью.

СПРАВКА: несколько однородных нарушений, каждое из которых образует оконченный состав правонарушения (должностного преступления) дает суду право взыскания материального ущерба по каждому эпизоду. При этом общая сумма, подлежащая взысканию, может существенно превышать ту, которая названа в указанной правовой норме.

Следует обратить самое пристальное внимание на то, что законодатель настаивает на предварительном расследовании обстоятельств, при которых наступили вредные последствия в виде ущерба – данное требование сформулировано в статье 7 ФЗ-161. Установление виновности конкретных лиц, определение размера ущерба, выяснение иных значимых обстоятельств является обязательной преюдицией для издания распорядительного акта (приказа) о наказании.

Соответствующие мероприятия объединены общим термином «административное расследование». Единственным поводом для его назначения является выявление наличия ущерба. Последний должен быть соответствующим образом оценен – оценка производится по правилам, установленным в статье 8 указанного нормативного акта.

Условия наступления полной МО

Сразу обратим внимание на то, что здесь законодатель не делает оговорок относительно категорий военных, ограничившись перечислением виновных действий, совершение которых предполагает наступление данного вида ответственности. Как и в предыдущем разделе, перечень не допускает расширенного толкования.

К МО привлекаются за:

  1. Объектом нарушения является имущество, переданное «под отчет».
  2. Причинение ущерба связано с конкретным лицом (субъектом правоотношения), подлежащим привлечению к уголовной ответственности. Проще говоря, причинение ущерба образует состав уголовно наказуемого деяния.
  3. Вред причинен вследствие противозаконных действий военнослужащего – при наличии прямого умысла. При этом не принимается во внимание наличие или отсутствие обязательных составляющих состава преступления.
  4. Наличествуют виновные умышленные действия, повлекшие оплату лечения в учреждениях здравоохранения пострадавших – при условии наличия причинной связи.
  5. Установлен факт добровольного приведения себя в состояние алкогольного, наркотического либо токсического опьянения.

Подводя итог исследованию понятия оснований наступления материальной ответственности военнослужащих, выделим обязательные рамки, которые обозначены в законодательстве.

В частности:

  • возможна лишь при наличии реального вреда;
  • обязательным условием применения данного института является принадлежность лица к определенному статусу, а также совершение правонарушения исключительно в период выполнения служебных обязанностей. В противном случае применяется гражданское законодательство;
  • причинение вреда, произошедшее в связи с исполнением приказа, а равно в связи со служебным риском, а также с влиянием непреодолимой силы исключает материальную ответственность;
  • возможность привлечения сохраняется на протяжении трех лет с момента обнаружения ущерба.

Договор

Отечественные правоведы не выработали единого мнения о необходимости заключения подобного договора. Дело в том, что ни один правовой акт не предусматривает обязательного заключения данного договора – применительно к случаям полной МО. Все вопросы, возникающие в этой связи, достаточно подробно прописаны в упомянутом ФЗ-161.

С другой стороны, не существует и прямого запрета на заключение договора о МО. Проще говоря, законодатель допускает подобные действия, однако никак не регламентирует процессуальные ограничения и формальные требования к тексту.

Представляется, что оптимальное решение состоит в необходимости заключения договора о МО. Как уже говорилось, несмотря на свой специальный статус, военнослужащие являются гражданами РФ – т.е. они, при отсутствии четко оговоренных ограничений, подчиняются гражданскому законодательству.

Косвенно в пользу данной позиции говорит и текст пункта первого статьи 5 ФЗ-161 – в нем речь идет о сохранности имущества, переданного «под отчет». Этот процесс можно полноценно осуществить лишь при наличии договора, в котором (или в приложении к которому) имеется список вверяемого имущества, исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон.

Кроме того, договор должен содержать:

  • перечень причин (обстоятельств), в связи с которыми заключается договор;
  • способы, посредством которых предполагается возмещение ущерба;
  • требования, касающиеся условий содержания имущества (условия хранения);
  • пункт о проверке наличия и соответствия имущества определенным требованиям (периодичность ревизий, состав комиссий и пр.);
  • особые условия – требования относительно неразглашения сведений, составляющих военную тайну и т.д.

В остальном договор должен соответствовать общим положениям о договорах, отраженных в гражданском (трудовом) законодательстве.

ВАЖНО: текст договора призван конкретизировать положения ФЗ-161 применительно к особенностям отдельного воинского формирования. Излишне упоминать о том, что положения договора, являющегося локальным правоустанавливающим документом, не должны противоречить Закону.

Субъектный состав (стороны договора). В качестве таковых могут выступать, к примеру: командир подразделения – с одной стороны и военнослужащий, чья должность предполагает хранение имущества (например, начальник склада арттехвооружения, продовольственного склада и т.п.) – с другой.

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности также регулируется федеральным (гражданским, трудовым) законодательством РФ.

В заключение еще раз подчеркнем: основной целью института материальной ответственности является возмещение ущерба, причиненного государству.

О других должностях с ответственностью вы можете ознакомиться у нас:продавец, работник кассы, сторож, бухгалтер, водитель, директор, кладовщик, а также завхоз и другие специфические должности.

Как возложить материальную ответственность на военнослужащего

Правовые основы

Основными документами, регулирующими вопросы возмещения военными нанесенного государству ущерба, являются закон о статусе военнослужащих; закон о воинской обязанности и военной службе; закон 161-ФЗ о материальной ответственности военнослужащих, который определяет перечень условий и размеры матответственности как военных, так и лиц, находящихся на военных сборах, за ущерб, который они причинили федеральной собственности воинских частей при исполнении военных обязанностей.

За что привлекаются

Рассмотрим основные условия, при которых наступает данный вид матответственности:

  • установленный факт действительного материального ущерба, т. е. утрата, хищение, порча и т. п. военного имущества;
  • нахождение виновного в момент причинения вреда при исполнении военных обязанностей (военнослужащий, находившийся не при исполнении, несет материальную ответственность по гражданскому законодательству);
  • ущерб причинен федеральной собственности (имущество военной части);
  • размер потерь, причиненных военнослужащим, не имеет значения для привлечения к материальной ответственности;
  • виновного можно привлечь как в административном, так и в судебном порядке;
  • установлена одна санкция — обязанность осуществить денежное возмещение причиненного материального ущерба за счет личных средств;
  • срок давности — 3 года со дня обнаружения потерь.

Если военнослужащий нанес убытки, исполняя приказ командира или осуществляя правомерные действия, оправданные служебным риском, привлекать его к ответственности запрещено.

Полная и ограниченная матответственность

Федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих предусматривает наличие двух ее видов: ограниченной и полной.

Ограниченная материальная ответственность наступает в случаях:

  • ущерба, который был причинен по неосторожности контрактниками, а также лицами, призванными на военные сборы. В размере нанесенного ущерба, но не больше одного оклада (месячного) и одной надбавки за выслугу лет (месячной), призывниками — не больше двух окладов денежного содержания в месяц;
  • уплаты из-за контрактника военной частью различных штрафов за простои техники, намеренное увеличение объемов выполненных работ, нарушения сроков погашения налоговых выплат. В размере нанесенного ущерба, но не больше двух месячных окладов и двух месячных надбавок за выслугу;
  • нарушения установленного порядка движения имущества (учет, хранение, перевозка), отсутствия принятых мер по недопущению его хищения, порчи, уничтожения, допущения излишних денежных выплат. В отношении командиров (начальников), из-за чьих приказов произошли указанные нарушения, установлена материальная ответственность в размере ущерба, но не больше одного оклада (месячного) и одной надбавки за выслугу лет (месячной);
  • незаконного увольнения, назначения или перевода на иную вышеоплачиваемую должность. В отношении командиров (начальников) установлена материальная ответственность в размере потерь, но не больше трех месячных окладов и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Полная материальная ответственность наступает при причинении ущерба:

  • военнослужащему, в чье ведение имущество отдано под отчет в целях хранения, перевозки, выдачи, пользования;
  • действиями, в которых содержатся признаки состава уголовного преступления;
  • вследствие осуществленного с умыслом уничтожения, порчи, хищения имущества вне зависимости от наличия признаков состава уголовного преступления;
  • намеренными действиями, которые повлекли расходы на лечение пострадавших в результате таких действий военнослужащих;
  • в состоянии опьянения различных видов.

Как правильно составить договор

Действующее законодательство не устанавливает необходимость заключения договора о полной материальной ответственности военного, поскольку вопросы по этому направлению подробно разъяснены в 161-ФЗ. Однако запрета на заключение подобного соглашения нет. Таким образом, оптимальным становится решение о заключении договора.

Документ должен включать:

  • список причин (обстоятельств), из-за которых он заключается;
  • способы, с помощью которых будет возмещен ущерб;
  • требования, касающиеся условий содержания и хранения имущества;
  • положения о наличии и соответствии имущества установленным требованиям (частота ревизий, состав комиссий и др.);
  • требования о неразглашении сведений военной тайны и т. д.

В остальной части договор должен отвечать общим требованиям о договорах, содержащимся в гражданском (трудовом) законодательстве.

Образец договора о полной матответственности военного

Скачать

Как правильно привлечь военного к материальной ответственности

Командир части назначает приказом или распоряжением проведение административного расследования, устанавливает его срок, ответственных лиц и определяет факт, по которому будет осуществляться проверка. Второй вариант — резолюция на рапорте, которая станет основанием для проверки.

Алгоритм действий следующий:

  • сбор комиссии для расследования;
  • анализ ситуации;
  • определение виновного лица, изучение его должностных обязанностей;
  • выяснение обстоятельств совершения нарушения;
  • анализ собранной информации, определение наличия или отсутствия умысла, расчет бухгалтером части размера причиненного ущерба;
  • получение объяснений участвующих в деле лиц;
  • к материалам проверки приложить акт о проверке, объяснения, рапорты, отчеты.

По факту нанесенного ущерба командир воинской части издает приказ об ответственности военнослужащего.

Установленная форма для данного вида приказа отсутствует, поэтому он оформляется в соответствии с общими требованиями.

Шапка приказа включает данные военной части, наименование, номер документа, место и дату составления.

Преамбула содержит обоснование его издания (обстоятельства, послужившие причиной создания) либо основание (прямая ссылка на конкретный документ или законодательный акт).

Основная часть содержит:

  • непосредственно информацию о нарушении;
  • указание на суммы возмещения в отношении виновного лица;
  • указание финансовой службе на необходимость производить соответствующие удержания.

Командир подписывает приказ по завершению расследования. Содержание документа доводится до виновного лица под подпись.

Приказ о привлечении к матответственности военнослужащего

Скачать

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

С изменениями и дополнениями от: 4 декабря 2006 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 июня 2014 г., 18 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 25 июня 1999 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

  • воинские части — органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;
  • командиры (начальники) — командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;
  • имущество воинской части (далее — имущество) — все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;
  • реальный ущерб (далее также — ущерб) — утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Глава II. Материальная ответственность военнослужащих

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

  • военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
  • в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;
  • в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
  • военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

Глава III. Определение размера причиненного ущерба и порядок его возмещения

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, — в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), — разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

1.1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Статья 10. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, — в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 года № 10661-Х «О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, № 3, ст.61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

Москва, Кремль

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Информация об изменениях:

Статья 5 изменена с 12 апреля 2020 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 81-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчетов;

в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *