Устав образовательной организации

Лапина Любовь Семеновна

Новые требования к уставу образовательной организации

01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. До вступления в силу Федерального закона об образовании, у образовательных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, был срок восемь месяцев для изучения данного нормативно-правового документа и принятия необходимого комплекса организационных мер, направленных на обеспечение эффективного и грамотного перехода на функционирование в соответствие с новым законом.

У руководителей образовательных учреждений часто возникают такие вопросы: «Какие требования предъявляет новый закон к содержанию устава образовательной организации?», «Необходимо ли менять устав?», «Какие новые локальные нормативные акты должны появиться в образовательном учреждении?», «Меняется ли наименование образовательного учреждения в связи с заменой термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация?» и др.

В федеральном законе №273-ФЗ есть несколько статей, которые содержат требования к содержанию устава. Основная статья №273-ФЗ, посвященная уставу образовательной организации это статья 25 «Устав образовательной организации».

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3)виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4)структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26, часть 1 статьи 30 и часть 3 статьи 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополняют эти требования. Помимо информации, которую требует статья 25 №273-ФЗ, в уставе необходимо указывать также следующую информацию:

  1. порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации» (часть 5 ст. 26);

  2. порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30);

  3. права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52).

Требование части 3 статьи 52 Федерального закона №273-ФЗ необходимо изложить в уставе следующим образом: «Правовой статус (права, обязанности и ответственность) вспомогательного (инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного, медицинского) персонала закреплен в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовым кодексом Российской Федерации в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и в трудовых договорах с работниками».

Новый закон в отличие от утратившего силу Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, не предъявляет следующие требования к содержанию устава образовательной организации, а именно наличие следующей информации:

-наличие основных характеристик организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

-открытие счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

-порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

-права и обязанности участников образовательного процесса (за исключением прав и обязанностей работников образовательных организаций занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 нового закона);

— перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Таким образом, №273-ФЗ предъявляет гораздо меньше требований к содержанию устава образовательной организации, чем утративший силу Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1. Сокращение требований к содержанию устава образовательной организации является положительным моментом для руководителей образовательных организаций, поскольку, чем меньше содержание документа, тем меньше вероятность того, что текст его будет содержать в себе положения не соответствующие законодательству РФ в сфере образования. Образовательная организация, конечно, может по своему желанию включить в текст устава, например, положения регламентирующие правила приема обучающихся или порядок комплектования работников образовательной организации, но скорее всего включение данных положений в устав будет только во вред для образовательной организации, поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется. Согласно части 2 статьи 30 нового закона, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями)несовершеннолетних обучающихся, образовательная организация принимает локальные нормативные акты. Исходя из этой нормыФедерального закона №273-ФЗ (часть 2 статьи 30) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности должны быть регламентированы не в уставе, а в других локальных нормативных актах образовательной организации. Руководителю образовательной организации выгодно регламентировать основные характеристики организации образовательного процесса в локальных нормативных актах, поскольку в случае необходимости внесения изменений, например, в режим занятий обучающихся, не придется проходить сложную процедуру внесения изменений в устав образовательной организации, а достаточно будет внести изменения в соответствующий локальный нормативный акт.

Федеральный закон №273-ФЗ не единственный нормативный акт, которым следует руководствоваться при составлении текста устава. Поскольку образовательная организация является некоммерческой организацией, то необходимо учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предъявляемые к содержанию учредительных документов всех некоммерческих организаций, а также общие требования к учредительным документам юридических лиц, предъявляемые ГК РФ.

Согласно части 3 статьи 14 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные законодательством РФ.

С учетом положений №273-ФЗ, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданского кодекса РФ предлагается следующий вариант структуры устава образовательной организации:

  1. Общие положения

  2. Предмет, цели и виды деятельности Учреждения

  3. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения и имущество

4.Организация деятельности и управление Учреждением

5. Реорганизация и ликвидация Учреждения

6. Локальные нормативные акты Учреждения

7. Порядок внесения изменений, дополнений в Устав Учреждения

В соответствии с частью 5 статьи 108 Федерального закона №273-ФЗ, наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года, таким образом, у образовательных учреждений достаточно времени для того, чтобы внимательно изучить нормативно-правовые требования к содержанию главного локального документа образовательного учреждения и разработать юридически грамотный текст устава.

Руководителям образовательных учреждений необходимо запомнить часть 5 статьи 108 Федерального закона№273-ФЗ, так как не исключена возможность того, что контролирующие органы могут не знать о данной норме, и могут потребовать от образовательных учреждений привести свои уставы в соответствии с новым законом в иные сроки. Отметим, что никто не может сократить предусмотренный частью 5 статьи 108Федерального закона№273-ФЗ срок для образовательных учреждений, в том числе и учредитель. Образовательная организация обладает автономией и самостоятельно решает, когда ей приводить содержание устава в соответствие с новым законом, главное, не позднее 1 января 2016 года.

Другой вопрос, интересующий руководителей ОУ, касается изменений в наименовании образовательной организации. Федеральный закон №273-ФЗ заменил термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация». В связи с этим многие руководители считают, что в наименовании их школы необходимо термин «учреждение» заменить термином «организация». Недавно изданное письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 «О наименовании образовательных учреждений» (далее – письмо) разъясняет данный вопрос. В письме отмечается, что понятие «образовательная организация» используется в новом законе, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях). Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация», из чего следует, что в термине «образовательное учреждение» слово «учреждение» не нужно менять на слово «организация».

Рассмотрим следующее наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2». Обязательными в соответствии с новым законом, из данного наименования являются два слова: «общеобразовательное» и «учреждение». Понятие «учреждение» является организационно-правовой формой, а понятие «общеобразовательное» указывает на тип образовательной организации. Остальная информация, указание на собственника учреждения (муниципальное), указание на тип учреждения (бюджетное) и т.д., не является обязательной и указывается в наименовании по решению самой образовательной организации. Наименования большинства общеобразовательных учреждений Чеченской Республики соответствуют новому закону.

Согласно той же части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании, наименования образовательных учреждений, как и уставы, подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

Выводы:

1.Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе правила приема, перевода и отчисления учащихся, а также положения, регламентирующие правовой статус участников образовательного процесса теперь в уставе указывать не нужно;

2.Образовательное учреждение имеет срок до 1 января 2016 года, чтобы привести свой устав и наименование в соответствии с новым законом;

3.Термин «учреждение» в наименовании школ и других образовательных организаций не меняется на термин «организация».

Раздел: «Управление образовательными системами»

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 20

1. Порядок избрания членов Совета педагогов и вопросы его компетенции определяются

1) Положением о Совете педагогов

2) Уставом образовательного учреждения

Типовым положением образовательного учреждении

4) Законом «Об образовании» РФ

2. Лицензирование — это процедура установления…

1) статуса образовательного учреждения

2) статуса юридического лица

Соответствия условий осуществления образовательного процесса нормативным требованиям, предъявляемым к материально-техническому, кадровому обеспечению, санитарно – противопожарному состоянию образовательного учреждения.

3. Утверждение Типового положения об образовательном учреждении входит в компетенцию…

1) Правительства Российской Федерации;

2) Министерства образования Российской Федерации;

3) Органов управления образованием субъектов Российской Федерации;

4) Органов местного самоуправления.

Устав образовательного учреждения – это

Организационный документ

2) программно-методический документ

3) концептуальный документ

Кем разрабатывается и принимается новая редакция устава образовательного учреждения?

1) учредителем или учредителями;

2) органами управления образованием;

3) регистрирующими органами;

Образовательным учреждением.

6. Кто определяет содержание обязательной части устава образовательного учреждения?

1) учредитель;

2) образовательное учреждение;

3) Закон РФ «Об образовании»;

4) регистрирующие органы

Кто устанавливает структуру управления деятельностью образовательного учреждения?

1) учредитель;

2) образовательное учреждение;

Органы управления образованием.

8. Аттестация образовательных учреждений должна проходить в соответствии:

1) с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

2) с особым порядком аттестации образовательных учреждений;

3) с Положением о порядке аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных учреждений;


В соответствии с Законом Республики Татарстан «Об образовании», к педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие

1) образовательный ценз2) профессиональные качества

3) образовательный ценз и профессиональные качества

10. Педагогический работник имеет право расторгнуть трудовой договор (срочный, либо на неопределенный срок) по своей инициативе, предупредив об этом в письменной форме работодателя:

1) за две недели при любой форме договора;

За две недели, а работник, заключивший договор на срок до 2 месяцев, — за три календарных дня

3) по окончании учебного года

При приостановлении образовательной деятельности учреждения в случаях, представляющих угрозу для жизни, здоровья работников и обучающихся, заработная плата работников выплачивается в объеме

1) половины тарифной ставки (оклада)

2) 2/3 тарифной ставки (оклада)

Средней заработной платы

Может ли быть предан гласности ход дисциплинарного расследования нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения и принятые по его результатам решения?

1) Да, только с согласия заинтересованного педагогического работника;

2) Нет;

Да.

По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. На сколько частей допускается деление отпуска и возможен ли отзыв работника из отпуска?

Рекомендуемые страницы:

Помощь

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений – в случаях, не противоречащих федеральным законам);

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности;

ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения – органом местного самоуправления.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Локальный акт – это основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации, и регулирующий внутриорганизационные отношения.

Локальные акты обладают следующими признаками:

1) Локальный акт – официальный правовой документ образовательной организации.

2) Содержит необходимые реквизиты:

наименование, которое отражает форму и его краткое содержание;

дата и место издания;

порядковый (регистрационный) номер;

подпись уполномоченного должностного лица;

в необходимых случаях визы согласования и печать организации.

3) Основан на законодательстве в широком смысле слова.

4) Принимается компетентным (уполномоченным) органом управления.

5) Внутренний документ, действующий только в пределах организации.

Локальные нормативные правовые акты.

Характерные особенности: 1) содержит общеобязательные правила поведения для всех или некоторых субъектов организации; 2) рассчитан на неоднократное применение.

Примеры: Устав, Правила внутреннего трудового распорядка

Нормативные локальные акты могут издаваться в различных формах. Наиболее часто встречающимися, кроме устава, являются:

Положение устанавливает правовой статус органа управления организации, структурного подразделения либо порядок реализации организацией какого-либо из своих правомочий.

Инструкция устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности.

Правила регламентирует организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности организации, участников внутриорганизационных отношений.

  • 5 – 9 классы
  • Обществознание
  • 10 баллов

проанализируйте правила, записанные в уставе вашей школы о порядке сдачи экзаменов. предположите, с какими проблемами может столкнуться ученик на экзаменах? как их разрешать?

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Salavatzainylli 07.05.2013

Ответ

Большинство внутренних правил соотносятся и корректируются в соответствии с общепринятыми нормами сдачи экзаменов, таким образом, они не носят строго регламентирующую роль. Вместе с тем, правила устава помогают решать незначительные внутренние проблемы. Например, в каком кабинете будет проводиться тестирование или кто войдет в состав экзаменационной комиссии.

Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

в) утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений – в случаях, не противоречащих федеральным законам);

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами; е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности; ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения – органом местного самоуправления.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Статья 27. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования.Изменения, которые вносятся в него, принимаются общим собранием (конференцией) работников и представителей обучающихся и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее образовательное учреждение.

3. В уставе образовательной организации должны содержаться помимо предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации следующие сведения:

1) тип, вид категория (при наличии) образовательной организации;

2) учредитель (учредители) образовательной организации;

3) виды основной деятельности (образовательная и иная связанная с предоставлением образования деятельность) образовательной организации;

4) реализуемые образовательные программы с указанием их уровня и направленности;

5) язык или языки, на которых ведутся обучение и воспитание;

6) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) правила приема обучающихся;

б) режим занятий обучающихся;

в) формы и порядок организации промежуточной аттестации;

г) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

д) порядок регламентации и оформления возникновения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями);

7) права и обязанности участников образовательных отношений;

8) другие сведения, включение которых в устав образовательной организации предусмотрено федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устав образовательной организации может содержать и иные не противоречащие законодательству положения. Устав профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования (изменения устава и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся этой организации. В образовательной организации должны быть созданы условия всем работникам и обучающимся для ознакомления с ее уставом, предложениями о внесении в него изменений и для свободного обсуждения этих предложений.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1. Общие положения

1. Настоящее положение является типовым для следующих видов общеобразовательных учреждений: начальных, основных, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий.

На основе настоящего Типового положения разрабатываются типовые положения о соответствующих видах государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений.

На основе настоящего Типового положения и типового положения о соответствующем виде государственного, муниципального образовательного учреждения, общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав. Для негосударственных общеобразовательных учреждений Типовое положение выполняет функцию примерного.

2. Государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение (в дальнейшем – общеобразовательное учреждение) реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов.

3. Деятельность общеобразовательного учреждения строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

4. В своей деятельности общеобразовательное учреждение руководствуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением.

5. Основные цели общеобразовательного учреждения – формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

6. Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития-личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

7. В общеобразовательном учреждении создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

8. Общеобразовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся.

9. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья, могут создаваться различные виды общеобразовательных учреждений, деятельность которых регулируется соответствующими типовыми положениями.

Общеобразовательные учреждения различных видов создаются в зависимости от конкретных задач, требований к содержанию образования, особенностей образовательного процесса, режима деятельности и условий бюджетного финансирования.

10. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: в очном, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования в общеобразовательном учреждении-

Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании различных форм устанавливаются учредителем и (или) уставом общеобразовательного учреждения и осуществляются на условиях договора между общеобразовательным учреждением и родителями (законные представители) обучающихся.

Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует государственный образовательный стандарт

Типовые положения об образовательных учреждениях

Приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2010 № 117 “Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате”

Постановление Правительства РФ от 31 января 2009 № 82 “Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования”

Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 № 666 “Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении”

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 № 543 “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)”

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 № 521 “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования”

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 № 71 “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)”

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 № 196 (ред. от 10 марта 2009) “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении”

Приказ Минобразования РФ от 25 июля 2000 № 2311 “Об утверждении Типового положения о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09 августа 2000 № 2343)

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1999 № 1437 (ред. от 10 марта 2009) “Об утверждении Типового положения о межшкольном учебном комбинате”

Постановление Правительства РФ от 05 сентября 1998 № 1046 (ред. от 10 марта 2009) “Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой”

Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 № 867 (ред. от 10 марта 2009) “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи”

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 № 1204 (ред. от 10 марта 2009) “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста”

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 № 1117 (ред. от 10 марта 2009) “Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 № 288 (ред. от 10 марта 2009) “Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья”

Постановление Правительства РФ от 01 июля 1995 № 676 (ред. от 10 марта 2009) “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 № 612 “Об утверждении типового положения об общеобразовательной школе-интернате”

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 № 610 (ред. от 31 марта 2003) “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов”

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 № 420 “Об утверждении типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением”

Постановление Правительства РФ от 07 марта 1995 № 233 (ред. от 10 марта 2009) “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей”

Постановление Правительства РФ от 03 ноября 1994 № 1237 (ред. от 18 августа 2008) “Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении”

Приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2010г. № 117 “Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе – интернате”

Приказ Минобрнауки РФ от 01 декабря 2005 № 297 “Об утверждении Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2005 № 7273)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10234 – | 7239 – или читать все.

Утверждено

приказом МУ «Отдел образования

администрации городского округа

«Город Козьмодемьянск»

от «___» октября 2014 г. № ___

ПОРЯДОК

утверждения уставов, изменений и (или) дополнений в уставы муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск»

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру утверждения уставов, изменений и (или) дополнений в уставы (далее — Устав) муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее – образовательные организации).

1.2. Образовательные организации являются юридическими лицами и действуют на основании Уставов.

1.3. Функции учредителя образовательных организаций осуществляет муниципальное учреждение «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее – Отдел образования).

1.4. Устав образовательной организации должен соответствовать требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.5. Устав образовательной организации утверждается учредителем в случаях:

— создания образовательной организации;

— внесения в Устав образовательной организации существенных изменений и (или) дополнений, при которых целесообразно изложение Устава в новой редакции. В остальных случаях утверждаются изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации.

1.6. Устав образовательной организации утверждается приказом Отдела образования.

2. Порядок утверждения Устава образовательной организации

2.1. Проект Устава разрабатывается руководителем и иными уполномоченными должностными лицами в образовательной организации и подлежит принятию на общем собрании Учреждения.

2.2. Устав образовательной организации должен содержать наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующую информацию:

— тип образовательной организации;

— учредитель или учредители образовательной организации;

— виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

— структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

2.3. На титульном листе Устава в правом верхнем углу располагается гриф «Утвержден» со ссылкой на наименование утверждающего документа в творительном падеже, дату утверждения и номер.

2.4. При утверждении Устава в новой редакции под наименованием указывается «(новая редакция)».

2.5. Разработанный образовательной организацией проект Устава предоставляется в двух экземплярах (один из них в электронном виде) на правовую экспертизу в Отдел образования.

2.6. Отдел образования рассматривает проект Устава в течение 15 рабочих дней, проверяет соответствие формы и содержания Устава установленным требованиям и готовит проект приказа Отдела образования об утверждении Устава образовательной организации.

2.7. В случае обнаружения каких-либо несоответствий предъявляемым требованиям Отдел образования возвращает проект Устава руководителю образовательной организации на доработку.

2.7. Утвержденный Устав образовательной организации должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью образовательной организации.

2.8. Руководитель образовательной организации обязан:

— в установленный законодательством Российской Федерации срок с момента издания приказа Отдела образования об утверждении Устава образовательной организации обеспечить государственную регистрацию Устава образовательной организации в налоговом органе в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— при изменении наименования или местонахождения подготовить пакет документов и предоставить в Министерство образования и науки Республики Марий Эл на переоформление лицензии на право ведения образовательной деятельности и получение свидетельства о государственной аккредитации;

— в десятидневный срок с момента государственной регистрации Устава образовательной организации в налоговом органе представить в Отдел образования документы, подтверждающие государственную регистрацию Устава образовательной организации и его копию.

3. Внесение изменений и (или) дополнений в Устав

3.1. Образовательная организация при изменениях законодательства Российской Федерации, организационно-правовой формы, типа и других изменениях вносит соответствующие изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации.

3.2. Проект изменений и (или) дополнений вносимых в Устав образовательной организации (в том числе новой редакции Устава), разрабатывается руководителем и иными уполномоченными должностными лицами в образовательной организации.

3.3. Разработанный образовательной организацией проект изменений и (или) дополнений вносимых в Устав образовательной организации предоставляется в двух экземплярах (один из них в электронном виде) на правовую экспертизу в Отдел образования.

3.4. Отдел образования рассматривает проект изменений и (или) дополнений вносимых в Устав образовательной организации в течение 15 рабочих дней, проверяет соответствие формы и содержания изменений и (или) дополнений вносимых в Устав установленным требованиям и готовит проект приказа Отдела образования об утверждении изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации.

В случае обнаружения каких-либо несоответствий предъявляемым требованиям Отдел образования возвращает проект изменений и (или) дополнений вносимых в Устав руководителю образовательной организации на доработку.

3.5. Вносимые изменения и (или) дополнения вносимые в Устав образовательной организации оформляются на отдельном листе, даже если они незначительны по объему.

3.6. Титульный лист вносимых изменений и (или) дополнений аналогичен титульному листу вновь принимаемого Устава образовательной организации.

3.7. Утвержденный изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью образовательной организации.

3.8. Руководитель образовательной организации обязан:

— в установленный законодательством Российской Федерации срок с момента издания приказа Отдела образования об утверждении вносимых изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации обеспечить государственную регистрацию изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации в налоговом органе в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— в десятидневный срок с момента государственной регистрации изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации в налоговом органе представить в Отдел образования документы, подтверждающие государственную регистрацию изменений и (или) дополнений внесенных в Устав образовательной организации и их копию.

Действительно, основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ. Это указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей не исчерпываются все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций. Дополнительные нормы можно разделить на три группы:

  1. Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;

  2. Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;

  3. Нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования:

  • Закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27);

  • Порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30);

  • Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52);

  • Определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101);

  • Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией. Относительно данных вопросов следует отметить следующие нормы:

  • Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34);

  • Определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44);

  • Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47);

  • Установление порядка назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51);

  • Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51).

Ко второй группе относятся следующие требования:

  • Установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33);

  • Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50);

  • Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51);

  • Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51).

И, наконец, к третьей группе относятся такие требования, как:

  • Возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных (ч. 4 ст. 26);

  • Право образовательной организации на ведение научной и (или) творческой деятельности (ч. 4 ст. 28);

  • Установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять (ч. 1 ст. 102).

Для большей наглядности все указанные выше требования объединены в таблице (курсивом выделены требования, относящиеся к отдельным образовательным организациям):

№ п/п

Краткое содержание требования к уставу

Норма Федерального закона № 273-ФЗ

Обязательные требования

Указание на тип образовательной организации

п. 1 ч. 2 ст. 25

Указание на учредителя или учредителей образовательной организации

п. 2 ч. 2 ст. 25

Перечень видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности

п. 3 ч. 2 ст. 25

Установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации

п. 4 ч. 2 ст. 25

ч. 5 ст. 26

Закрепление норм о филиалах (при их наличии)

ч. 4 ст. 27

Порядок принятия локальных актов

ч. 1 ст. 30

Установление специальные названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе

ч. 2 ст. 33

Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией

п. 17 ч. 1 ст. 34

Определение формы участия родителей в в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность

п. 7 ч. 3 ст. 44

Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления

п. 9 ч. 3 ст. 47

Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией

п. 1 ч. 2 ст. 50

Установление порядка назначения (избрания) руководителя

ч. 1 ст. 51

Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией

ч. 6 ст. 51

Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации

ч. 10 ст. 51

Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия

ч. 13 ст. 51

Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции

ч. 3 ст. 52

Определение уставных целей деятельности (Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями)

ч. 1 ст. 101

Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования

ч. 3 ст. 102

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *