Труженики тыла

Кто относится к ветеранам ВОВ и приравненным к ним категориям в России

Коротко о последних изменениях в начислении пенсий в 2020 г.

  • всем неработающим пенсионерам в январе 2020 г. была проведена индексация страховой части пенсий на 6,6 %;
  • в апреле 2020 г. проиндексирована социальная часть пенсии на 6,1 %;
  • в апреле также получили прибавку к пенсии некоторые категории военных пенсионеров на 6,1 %, имеющие несовершеннолетних детей, ветераны боевых действий, инвалиды вследствие службы и т. д.;
  • в мае 2020 г. на 1 000 рублей пенсию увеличили одиноким пенсионерам 65-летнего возраста Подмосковья;
  • к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне ветераны и труженики тыла получили единовременные выплаты на федеральном уровне по 75 тыс. и 50 тыс. рублей соответственно. Этим категориям граждан положены также региональные выплаты, размер которых каждый регион определяет самостоятельно.

Ветераны ВОВ и приравненные к ним категории граждан

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

  1. Солдаты, отслужившие в рядах действующих армий.
  2. Работники Отделов внутренних дел государственной безопасности в годы войны.
  3. Морской флот и сухопутные войска.
  4. Разведчики и контрразведчики.
  5. Работники предприятий, выполнявшие военные заказы.
  6. Солдаты из партизанских отрядов, подпольных групп и других антифашистских формирований.
  7. Саперы, ликвидировавшие минирование с оккупированных территорий.
  8. Лица, не принимавшие участие в боях, но находившиеся рядом с военными объектами не менее 6 месяцев.
  9. Защищавшие Сталинград.
  10. Инвалиды войны.
  11. Инвалиды детства вследствие войны.

К ветеранам ВОВ приравнены труженики тыла, жители блокадного Ленинграда, члены семей погибших на фронте, узники концлагерей.

Тружениками тыла считаются граждане, осуществлявшие трудовую деятельность в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее полугода.

Ежемесячная пенсия ветеранов Великой Отечественной войны в 2020 г. в среднем составила 37 400 рублей.

Другие льготные категории граждан

Кроме ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним граждан в России существуют следующие льготные категории пенсионеров:

  • военнослужащие, в том числе участники боевых действий и их семьи;
  • чернобыльцы.

Как рассчитываются пенсии

В таблице представлен расчет выплаты пенсии по перечисленным категориям граждан.

Ветераны ВОВ, труженики тыла От страховой пенсии: 250 % для инвалидов первой группы;
200 % для инвалидов второй группы;
150 % для инвалидов третьей группы
Жители блокадного Ленинграда От страховой пенсии: 200 % для инвалидов первой группы;
150 % для инвалидов второй группы;
100 % для инвалидов третьей группы
Военнослужащие 50 % от заработной платы после 20 лет военного стажа, каждый последующий год прибавляется 3 % (но не более 85 %)
Чернобыльцы Для ликвидаторов, получивших инвалидность вследствие катастрофы ‑ 250 % от социальной пенсии;
тех, кто, проживает в зоне радиоактивного загрязнения – 200 %
Выплаты вдовам и детям От суммы расчетного размера пенсии: 200 % в случае военной травмы;
150 % в случае заболевания

Какие льготы полагаются ветеранам ВОВ и приравненным к ним гражданам

  1. Обеспечение жильем (осуществляется один раз, не зависит от материального положения ветерана).
  2. Компенсация 50 % оплаты коммунальных услуг.
  3. Установка стационарного телефона вне очереди.
  4. Бесплатная медпомощь.
  5. Санаторно-курортное лечение.
  6. Бесплатное изготовление всех видов протезов, их установка, за стоматологических.
  7. Оплачиваемый отпуск длительностью 35 суток.
  8. Обслуживание вне очереди во всех социальных учреждениях.
  9. Оказание помощи социальными работниками в домашних условиях.

Участники боевых действий имеют право на бесплатное профессиональное обучение; получение санаторного лечения.

Рекомендации

По вопросам льгот для ветеранов Великой Отечественной войны, их семей рекомендуется обращаться в Общественную палату Российской Федерации по бесплатному телефону горячей линии из любого уголка России: 8-800-555-25-00 (круглосуточно).

Если возникли вопросы о начислении пенсии, необходимо обратиться на сайт Пенсионного фонда России: www.pfrf.ru, телефон горячей линии: 8-800-775-54-45.

Вопрос о приравнивании ветеранов Великой Отечественной войны (тружеников-тыла) к участникам Великой Отечественной войны

Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» категории ветеранов Великой Отечественной войны и критерии отнесения к ним определены с учётом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы и продолжительного добросовестного труда.

Согласно концепции Закона «О ветеранах» статус участника Великой Отечественной войны устанавливается лицам, принимавшим участие в боевых действиях на фронте, в обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий, а также в работах по обороне г. Ленинграда.

Граждане, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, относятся к категории ветеранов Великой Отечественной войны – тружеников тыла.

Таким образом, федеральным законодательством разграничены статусы лиц, принимавших участие в боевых действиях, и лиц, работавших в тылу.

Также при рассмотрении данного вопроса следует учитывать тот факт, что в настоящее время в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

По состоянию на 01.06.2016 года в Самарской области проживает 34091человек, имеющих статус ветерана Великой Отечественной войны – труженика тыла.

В случае приравнивания ветеранов Великой Отечественной войны – тружеников тыла к участникам Великой Отечественной войны меры социальной поддержки данной категории граждан должны будут финансироваться за счет средств федерального бюджета.

При этом также следует учитывать, что предлагаемые изменения приведут к расширению круга лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий (предоставление пенсии по инвалидности дополнительно к трудовой пенсии по старости согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (Указ Президента РФ от 30.03.2005 № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»).

Вместе с тем согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.

Необходимо отметить, что численностью граждан, имеющих статус ветерана Великой Отечественной войны – труженика тыла в целом по Российской Федерации, для подготовки законодательной инициативы Самарская область не располагает.

Источники и порядок исполнения расходных обязательств, которые возникнут в случае реализации рассматриваемой законодательной инициативы, не определены.

Учитывая изложенное, инициировать рассмотрение вопроса о признании ветеранов Великой Отечественной войны – тружеников тыла участниками Великой Отечественной войны не представляется возможным.

Какие льготы и выплаты существуют для ветеранов ВОВ с учетом их заслуг

Законодательство Российской Федерации среди существующих привилегий для разных слоев населения предусматривает и льготы участникам Великой Отечественной войны.

Регламентирование всего процесса, в том числе и уровня льгот, определено нормативными документами.

При этом степень привилегии может значительно отличаться в зависимости от значимости заслуг ветерана.

Кто относится к ветеранам

К категории лиц, имеющих право на подобный статус, относятся те, кто защищал Родину в период оккупации, занимался обеспечением армии в этот же период, трудился в тылу на благо общего дела.

При этом период подобного активного участия должен составлять не менее полугода (за исключением территорий, оккупированных противником).

Поэтому размер льготных выплат может отличаться в зависимости от степени личного вклада каждым участником периода ВОВ, но, несмотря на такое колебание, он достаточно большой.

В 2018 году количество выдаваемых средств и объем материального обеспечения для ветеранов сохранили свои размеры.

Нормативное закрепление статуса и прав

Законодательной базой для определения статуса ветерана и установления ему определенного размера льгот является Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ.

Относительно спектра действия статуса, категорий лиц, которые подпадают под данную позицию, работает ст. 2.

Степень социальной защиты определена ст. 13 этого закона, в которой подробно описан уровень обеспечения человека.

Ст. 14—19 установлено, что государство обязано обеспечить всех участников войны материальной поддержкой в объеме, соответствующем их статусу ветерана.

Меры социальной поддержки ветеранов ВОВ прописаны в ст. 15.

В ст. 25 указаны варианты регулирования деятельности общественных организаций ветеранов.

При определении перечня документов на получение государственных пособий и иных льгот необходимо опираться на ст. 28.

Участники ВОВ и приравненные к ним категории

Согласно вышеупомянутому закону, правомерно деление граждан, участвовавших в боях или обеспечении фронта, на 4 категории.

Так, к первой категории — непосредственным участникам ВОВ — относятся:

  • граждане, отдававшие долг Родине в рядах действующей армии;
  • специалисты ОВД или госбезопасности;
  • добровольцы морского флота и сухопутных войск;
  • лица, осуществлявшие разведку и контрразведчики;
  • работники различных организаций, выполнявшие заказы армии;
  • военные, боровшиеся с десантом противника и национальным подпольем, а также лица, снимающие минирование с оккупированной территории;
  • лица, не участвовавшие в боях, но находившиеся при военных объектах не менее полугода;
  • граждане, защищавшие Сталинград;
  • инвалиды детства вследствие боевых действий.

Владельцы наград и медалей жителям блокадного Ленинграда попадают во вторую категорию.

В третьей значатся работники, сооружавшие защитные сооружения, прочие стратегические объекты или обслуживающие объекты ПВО.

И последняя категория насчитывает работников тыла, принимавших активное участие в выполнении заказов фронта не менее полугода и получивших награды за труд.

Их льготы отнесены к сфере ответственности субъектов, то есть объем выплат определяется и выплачивается органами местного самоуправления.

Льготное обеспечение

Предоставление льгот рассматриваемым лицам осуществляется на основании удостоверения ветерана, которое дает право получать помощь от государства.

Кроме этого, гражданин должен четко знать, к какой категории он имеет отношение, исходя из законодательных актов государственного и местного значения.

Пакет социальной помощи может значительно изменяться в зависимости от места проживания, что следует учитывать при смене места регистрации.

После получения официального статуса ветеран вправе рассчитывать на определенный перечень мер поддержки, который касается:

  • материальной помощи с учетом статуса гражданина и региона его проживания;
  • медицинской помощи;
  • социальной поддержки.

Вдобавкок воевавшие лица имеют право на бесплатное оздоровление, обучение, а также предоставление жилья.

Всем категориям

Для всех без исключения гарантируется обязательное получение следующих привилегий:

  1. Ежемесячные выплаты пенсий, пособий согласно установленным размерам с учетом определенной категории граждан.
  2. Единовременное право гражданина на получение жилья вне зависимости от его наличия на текущий момент.
  3. 50-процентная компенсация стоимости коммунальных услуг, к которым имеют отношение аренда и содержание жилья, взносы в общую кассу на нужды многоквартирного дома, обеспечение требуемыми для проживания коммуникациями, отвод сточных вод, оплата топлива и его транспортировки (при отсутствии центральной коммуникации).
  4. Обеспечение стационарным телефоном вне очереди.
  5. Преимущество при вступлении в кооперативы и прочие некоммерческие организации.
  6. Бесплатное медицинское обслуживание, а также обслуживание в профессиональных медучреждениях, за которыми ветеран числился до выхода на пенсию.
  7. Бесплатное протезирование и возврат средств при оплате изготовления протезов с личных сбережений ветерана (за исключением стоматологических услуг).
  8. Использование ежегодного оплачиваемого отпуска в полном объеме или его части (с возможностью использования дополнительных 35 суток неоплачиваемого отпуска).
  9. Преимущество при получении услуг в учреждениях связи, торговли, культурных заведениях, социальных ведомствах.
  10. Первоочередное получение помощи социальных служб по уходу за домом, а также поступление в дома престарелых.

Кроме этого, данные граждане имеют право на материальные выплаты каждый месяц (в дополнение к трудовым, социальным или военным пенсиям).

На государственные пенсии могут рассчитывать государственные служащие или граждане по окончании выслуги лет, причем она может превышать обычный размер до 2,5 раза.

В отношении похорон для ветеранов существует отдельный перечень услуг, на которые могут рассчитывать родственники:

  • захоронение на любом выбранном родственниками кладбище;
  • доставка транспортом к месту захоронения;
  • подготовительные действия перед похоронами или кремирование;
  • установка памятника.

Отдельные привилегии

Кроме этого, существуют отдельные виды льгот, на которые могут рассчитывать ветераны с определенным статусом.

Так, для инвалидов ВОВ предусмотрены:

  • профессиональное или дополнительное получение знаний за счет работодателя;
  • получение отпуска за свой счет длительностью до 60 дней;
  • путевки в оздоровительные заведения;
  • замену специального автотранспорта после 7 лет эксплуатации или компенсация его стоимости (при наличии соответствующих медицинских показаний, оформленных заранее).

Участники боевых действий могут претендовать на:

  • получение специализированного образования за счет работодателя;
  • обеспечение бесплатными путевками в санатории и профилактории.

Лица, пережившие блокаду Ленинграда и трудившиеся на стратегических объектах, вправе получать бесплатные путевки для оздоровления при наличии официально зафиксированных медицинских показаний.

Для работников тыла

Так как к труду в период войны привлекались несовершеннолетние граждане, их участие в трудовой деятельности на благо Родины должно быть документально зафиксировано.

Почетным званием подобных лиц наделяет Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Также следует помнить, что граждане, трудившиеся на оккупированных территориях по принуждению не имеют права на льготы.

При этом общий стаж труда в тылу или на оборонительных объектах должен составлять не меньше 6 месяцев.

В перечень льгот для тружеников тыла входят:

  • ежегодная материальная помощь в честь 9 мая, которая устанавливается органами местного самоуправления;
  • бесплатные (или со скидкой в 10%) путевки при наличии медицинских справок;
  • оплата дороги к месту лечения или отдыха;
  • 50%-ная скидка на оплату недвижимости вне зависимости от оснований владения ею;
  • обеспечение социальной картой для проезда в городском или железнодорожном транспорте в пределах региона (за исключением скоростных поездов повышенной комфортности);
  • льготы на оплату билета водного транспорта;
  • бесплатное медицинское обслуживание в районных и городских поликлиниках;
  • скидка на медикаменты в любой аптеке;
  • первоочередное вступление в некоммерческие и жилые организации, в дома престарелых или специализированные интернаты;
  • использование мер социальной поддержки и государственное субсидирование при получении ипотеки (если существующее жилье не соответствует техническим требованиям или не оформлено в собственности);
  • помощь родственникам при погребении и установке памятника.

Отдельно следует выделить право на медицинскую поддержку в данном направлении от государства:

  • обеспечение лекарствами согласно выписанному рецепту врача (при отсутствии требуемого препарата замена аналогом или спецзаказ для удовлетворения потребностей труженика за счет государства);
  • бесплатное медицинское обслуживание в госучреждениях;
  • зубные протезы, имеющие в своем составе драгметаллы или керамику (за счет средств муниципалитета).

При этом следует помнить, что размер субсидирования и предоставления помощи зависит от региона проживания ветерана.

Пенсии и социальные выплаты

Пенсия участника ВОВ складывается из нескольких видов социальных выплат, пенсии по инвалидности и страховых сумм.

При этом ее размер на сегодняшний день варьируется в пределах 20-30 тыс. руб.

Учитывая это, пенсия может быть:

  • государственной;
  • социальной;
  • включающей в себя обязательное или накопительное пенсионное страхование;
  • по старости, инвалидности или потере кормильца.

В расчете пенсии для участников ВОВ при выходе на отдых с настоящего времени используются накопленные баллы из расчета стоимости каждого на момент оформления выплат.

Так как граждане, участвовавшие в военных событиях, уже давно на пенсии, их выплаты подлежат перерасчету согласно новым требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Если после этого полученный размер ниже минимального предела, то выплаты рекомендуется оставить в прежнем объеме.

Размер пенсии по инвалидности зависит от объема социальной выплаты и рассчитывается согласно следующей формуле:

Кроме этого для данных граждан вне зависимости от их статуса полагаются:

  • ЕДВ – ежемесячная денежная выплата;
  • НСУ – набор услуг социального характера, включенный в первую сумму и оцениваемый на сегодня в 1 048, 97 руб.;
  • ДЕМО – дополнительная поддержка материального характера, причитающаяся каждый месяц в размере от 500 до 1 000 руб.

Размер пособий, выплачиваемых ежемесячно ветеранам в 2018 году в зависимости от их статуса, варьируется от 2022,94 руб. до 5054,11 руб. с учетом набора социальных услуг, от которого можно отказаться для сохранения размера выплат.

Максимум, что может получить участник ВОВ на сегодняшний день, – это 38 400 руб.

Таким образом, участники Великой Отечественной войны в 2018 году получают выплаты без существенных изменений: объем льгот и привилегий остался прежним. Изменения в размере произошли только в связи с проведенной индексацией.

Государство по-прежнему осуществляет поддержку таких граждан как в материальном, так и в социальном плане.

Оно всецело обеспечивает их медицинскими и образовательными услугами, а также дает возможность получить жилье или компенсировать расходы на его содержание.

Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны: 5 основных направлений

Валерий Тимошенко

История социальной поддержки участников Великой Отечественной войны берет свое начало с первых дней войны, когда были введены «денежные аттестаты», на основании которых члены семей военнослужащих получали за них заработную плату. Это позволило семьям фронтовиков выжить в голодающем тылу. Ставшим в результате участия в боевых действиях инвалидами государство назначало пенсию.

После Победы, по мере восстановления экономики, социальная поддержка инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны расширялась. В то время она выражалась в льготном медицинском обслуживании, улучшении жилищных условий, праве приобрести автомобиль на особых условиях, введении гибких условий труда и т. д. Так продолжалось вплоть до начавшейся в Советском Союзе перестройки, глобальные последствия которой затронули, в том числе, и ветеранов войны. Произошла девальвация ценностей, в результате чего почетный социальный статус ветеранов резко упал. Распад СССР усугубил эти негативные процессы, была разрушена советская система социального обеспечения, что сильно подорвало уровень жизни ветеранов.

В первые годы становления Российской Федерации социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны утратила свое приоритетное значение. Такая же ситуация была характерна для всего постсоветского пространства. Внимание проблемам бывших фронтовиков вновь стали уделять лишь начиная с 1993 года. Тогда на уровне СНГ был принят ряд актов, направленных на улучшение социального положения ветеранов – причем предполагалось, что те или иные меры помощи будут оказываться в одинаковом объеме на территории всех стран-участниц соглашений (например, соглашение от 15 апреля 1994 г. «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих», соглашение от 9 декабря 1994 г. «Об установлении для участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла военных лет и вдов погибших воинов дополнительных льгот и материальной помощи в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (Российская Федерация прекратила применение данного соглашения).

НАША СПРАВКА

По данным Минтруда России, по состоянию на 1 января 2015 года в Российской Федерации проживает около 3 млн ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и ветеранов боевых действий, бывших несовершеннолетних узников фашизма.

К 50-й годовщине Победы (1995 год) началась работа по восстановлению почетного статуса ветеранов Великой Отечественной войны. Были систематизированы все действовавшие на тот момент нормативно-правовые документы, касавшиеся социальной поддержки и социальной защиты ветеранов. Результатом этого стал Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – закон о ветеранах). Однако, этот закон не раскрывает подробно механизм обеспечения ветеранов мерами социальной помощи, а лишь определяет круг лиц, на которых распространяется его действие, декларирует их основные права и гарантии. Реализация закрепленных прав осуществляется на основании большого массива нормативных актов, принятых во исполнение положений закона.

Рассмотрим, кому и какие гарантии предоставляются.

Ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

  • участники ВОВ;
  • лица, работавшие на военных объектах непосредственно в зоне боевых действий, члены экипажей судов, интернированные в начале ВОВ в портах других государств;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (далее – жители блокадного Ленинграда);
  • труженики тыла, а также лица, награжденные орденами и медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период ВОВ (ч. 1 ст. 2 закона о ветеранах).

Лица, составляющие категорию участников Великой Отечественной войны, подразделяются на девять подгрупп (проходившие службу в действующей армии, проходившие службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и др.), что в значительной мере влияет на объем и состав социальной поддержки.

К особо защищаемой группе ветеранов закон относит инвалидов Великой Отечественной войны. Им социальная поддержка оказывается в несколько большем объеме по сравнению с другими участниками войны.

Значительную часть мер социальной поддержки ветеранов, предусмотренных различными правовыми актами, получают приравненные к ним лица – члены семей умерших ветеранов, узники концлагерей и т. д.

Закрепление прав тружеников тыла на социальную поддержку и их реализация относятся к компетенции субъектов РФ (ст. 20 закона о ветеранах).

К примеру, жители Санкт-Петербурга из числа этой группы ветеранов имеют право на такие меры социальной поддержки, как:

  • ежемесячную денежную выплату и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (в размере 1011 и 866 руб. соответственно);
  • обеспечение льготным проездным билетом на городской транспорт и право пользоваться пригородным транспортом по льготным тарифам;
  • дополнительные льготы по оплате занимаемого жилого помещения и услуг ЖКХ;
  • право на получение оздоровительного отдыха за счет города (ч. 1-2 ст. 61 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»).

Большой социальной проблемой, на данный момент не решенной, остается поддержка такой многочисленной группы, как «дети войны», то есть лиц, родившихся во время Великой Отечественной войны или незадолго до ее начала. По данным Минтруда России, в настоящее время в России насчитывается 13 млн граждан, которых можно отнести к этой категории, однако в настоящее время на федеральном уровне их статус на закреплен. Ранее неоднократно предпринимались попытки провести через парламент соответствующие законопроекты, однако они по разным причинам были отклонены. Так, депутаты фракции КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым неоднократно выступали с такой инициативой, однако до ее рассмотрения нижней палатой парламента дело не дошло1.

В то же время, ряд регионов в той или иной форме помогает детям войны. Например, жителям Республики Алтай, родившимся в период с 1 января 1932 года по 2 сентября 1945 года, полагается ряд льгот, таких, как:

  • внеочередная установка квартирного телефона;
  • внеочередное оказание медицинской помощи по полису ОМС;
  • первоочередное вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • первоочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, находящихся в ведении Республики Алтай;
  • внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;
  • внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому, находящимися в ведении Республики Алтай (Закон Республики Алтай от 6 июня 2014 г. № 24-РЗ «О мерах социальной поддержки граждан, относящихся к категории «дети войны», в Республике Алтай»).

Рассмотрим конкретные меры поддержки ветеранов.

Материальная поддержка ветеранов

Участники Великой Отечественной войны, за исключением лиц, непосредственно не принимавших участия в боевых действиях, или получивших статус ветерана в связи с награждением орденами и медалями, имеют право на льготы по пенсионному обеспечению. Так, участники Великой Отечественной войны имеют право на одновременное получение двух видов пенсий: им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости (подп. 2, 6 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; далее – закон о государственном пенсионном обеспечении). Это положение распространяется и на инвалидов войны.

Кроме того, участники войны и жители блокадного Ленинграда имеют право на получение пенсии по инвалидности в увеличенном размере – до 250% в зависимости от группы инвалидности (п. 1-1.1 ст. 16 закона о государственном пенсионном обеспечении).

НАША СПРАВКА

По данным Минтруда России, средний размер «двойной» пенсии, выплачиваемой инвалидам и участникам Великой Отечественной войны в 2015 году составляет 30 257 руб. Вдовы погибших военнослужащих в среднем получают по 21 799 руб., а инвалиды, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» – по 23 512 руб. При этом средний размер страховой пенсии по старости в Российской Федерации равен 12 930 руб.

Участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на пенсию по выслуге лет, назначаются значительные надбавки как к самой пенсии по выслуге лет, так и к пенсии по инвалидности – в размере 32%, а лицам, достигшим 80-летнего возраста, – в размере 64% расчетного размера пенсии (ст. 17, ст. 24 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; далее – закон о пенсионном обеспечении военнослужащих). Инвалиды войны и жители блокадного Ленинграда пенсию за выслугу лет получают в увеличенном размере – до 300% от расчетного в зависимости от группы инвалидности (ст. 16 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих).

Ветеранам, непосредственно не принимавшим участия в боевых действиях, а также награжденным орденами или медалями СССР, пенсия по выслуге лет предоставляется в размере, увеличенном на 16%, по отношению к расчетному (п. «д» ст. 45 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих).

Ленинградцы-блокадники, имеют право на одновременное получение пенсии по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения и страховой пенсии, установленной в соответствии с законодательством о страховых пенсиях (подп. 6 п. 3 ст. 3 закона о государственном пенсионном обеспечении). Причем, пенсия по инвалидности жителям блокадного Ленинграда полагается повышенная (п. 1.1 ст. 16 закона о государственном пенсионном обеспечении).

Для лиц, работавших в зоне боевых действий, а также членов экипажей судов, насильственно удерживаемых в начале ВОВ в портах других государств, льгот по пенсионному обеспечению не предусмотрено.

Участникам Великой Отечественной войны установлено и льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (п. 1, п. 3 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941). Так, один месяц участия в боевых операциях в составе штрафных частей засчитывается за шесть месяцев службы, а один месяц службы засчитывается за три всем участникам военных действий – как военнослужащим, так и партизанам. За службу в частях, не принимавших непосредственного участия в военных действиях, а также ветеранам, побывавшим в плену, один месяц службы засчитывается за два.

В дополнение к перечисленным мерам ветеранам Великой отечественной войны предусмотрены ежемесячные денежные выплаты (ст. 23.1 закона о ветеранах). Однако, если ветеран одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законом о ветеранах и иному нормативному правовому акту, ему предоставляется только одна выплата по выбору за некоторым исключением. Если же ветеран одновременно относится к разным группам, например является и участником, и инвалидом войны, то он будет получать ту из причитающихся выплат, размер которой больше. Ежемесячная денежная выплата назначается без учета районного коэффициента (п. 7 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации).

Размеры таких выплат прямо установлены законом о ветеранах (п. 4 ст. 23.1) и с учетом последней ежегодной индексации, которая была проведена 1 апреля 2015 года, составляют:

  • инвалидам Великой Отечественной войны – 4481,47 руб.;
  • участникам Великой Отечественной войны – 3361,09 руб.;
  • бывшим несовершеннолетним узникам – 3361,09 руб.;
  • жителям блокадного Ленинграда – 2337,13 руб.;
  • иным категориям лиц – 1275,50 руб.

Следует отметить, что индексация указанных выплат в 2015 году составила 5,5% (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов») и это значительно ниже прогнозируемого Минэкономразвития России уровня инфляции в 2015 году – от 12% до 12,4%. Кроме того, в 2015 и 2016 годах ежемесячные денежные выплаты будут индексироваться в особом порядке.

В дополнение к перечисленным мерам поддержки устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в отношении:

  • инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей – в размере 1 тыс. руб.;
  • ветеранов, непосредственно не принимавших участия в боевых действиях, а также награжденных орденами или медалями СССР, вдов военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдов умерших инвалидов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, бывших совершеннолетних узников нацистских концлагерей – в размере 500 руб. (Указ Президента РФ от 30 марта 2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).

Помимо перечисленных мер социальной поддержки, закрепленных на федеральном уровне, субъекты РФ могут устанавливать дополнительные меры, финансирование которых производится из региональных бюджетов.

Поддержка ветеранов в жилищной сфере и сфере ЖКХ

Ветераны Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (подп. 3 п. 1 ст. 15, подп. 3 ч. 1 ст. 18 и подп. 6 п. 1 ст. 19 закона о ветеранах). Право на эту льготу имеют также члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года (подп. 4 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). Получить жилье можно только один раз, но независимо от имущественного положения ветерана. Военнослужащие, непосредственно не принимавшие участия в боевых действиях, а также награжденные орденами или медалями СССР, и лица, работавшие на военных объектах в зоне боевых действий, обеспечиваются жильем только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений (подп. 4 ст. 17 закона о ветеранах).

В дополнение к этим мерам, президент поручил Правительству РФ и органам государственной власти регионов капитально отремонтировать жилье инвалидов и ветераны войны, обеспечение жильем которых не запланировано (перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 июля 2013 года № Пр-1831 по итогам 34-го заседания Российского организационного комитета «Победа»2). По данным Минтруда России, в 2014 году в регионах капитально отремонтировано более 36 тыс. жилых помещений, в которых проживают ветераны.

Ветеранам войны и нетрудоспособным членам семей умерших инвалидов и участников войны также предоставляется преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, а также садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (подп. 7 п. 1 ст. 14, подп. 9 п. 1 ст. 15, п. 3 ст. 17, подп. 5 п. 1 ст. 18 и подп. 3 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). Однако для лиц, работавших на военных объектах непосредственно в зоне боевых действий, это право ограничивается вступлением в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (подп. 3 ч. 1 ст. 19 закона о ветеранах).

Еще одной мерой социальной поддержки инвалидов и участников войны, а также членов их семей является уменьшение платы за жилье и коммунальные услуги на 50% (подп. 8-9 п. 1 ст. 14, подп. 5-6 п. 1 ст. 15, подп. 9-10 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). При этом учитываются и проживающие совместно с ветеранами члены их семей. Ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, оплачивается 50% стоимости приобретаемого ими топлива. Обеспечение топливом ветеранов Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Эта мера распространяется и на нетрудоспособных членов семей умерших инвалидов и участников войны. Военнослужащие, непосредственно не принимавшие участия в боевых действиях, не имеют такой льготы. Жителям блокадного Ленинграда оплачивают жилье и коммунальные услуги только при условии наличия у них инвалидности (подп. 2- 3 п. 2 ст. 18 закона о ветеранах).

Медицинское обслуживание

Эти меры поддержки являются особенно ценными для ветеранов, учитывая их преклонный возраст. Ветераны Великой Отечественной войны имеют право на сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию (подп. 11 п. 1 ст. 14, подп. 10 п. 1 ст. 15, подп. 6 ст. 17, подп. 6 п. 1 ст. 18, подп. 7 п. 1 ст. 19, подп. 7 п. 1 ст. 21 закона о ветеранах). Кроме того, ветеранам положено внеочередное оказание медицинской помощи по полису ОМС. А инвалиды войны, инвалиды боевых действий и бывшие узники концлагерей имеют право на ежегодную бесплатную диспансеризацию (подп. 11 п. 1 ст. 14, подп. 1 п. 2 ст. 18 закона о ветеранах, подп. 3 п. 4 Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения) – напомним, по общему правилу оно проводится один раз в три года. Инвалиды войны обеспечиваются также протезами и протезно-ортопедическими изделиями, за исключением зубных протезов (подп. 13 п. 1 ст. 14 закона о ветеранах).

Ветераны Великой Отечественной войны также имеют право на получение набора социальных услуг:

  • обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями по рецептам врача;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно (ст. 6.1-6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Если ветеран изъявил желание получать этот набор, то его стоимость вычитается из ежемесячных денежных выплат.

Еще одной мерой социальной поддержки инвалидов войны является внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания и обслуживание отделениями социальной помощи на дому (подп. 29 п. 1 ст. 14 закона о ветеранах).

Иные меры социальной поддержки

Также ветеранам предоставляется право на преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта и внеочередное обслуживание магазинами и предприятиями бытового обслуживания (подп. 19 п. 1 ст. 15 закона о ветеранах).

Помимо названных льгот, ветераны Великой Отечественной войны, и иные приравненные к ним категории граждан не платят налог при получении помощи (в денежной и натуральной формах), а также подарков в части их стоимости, не превышающей 10 тыс. руб. в год (п. 33 ст. 217 НК РФ). Также они освобождены от уплаты государственной пошлины при регистрации на свое имя программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы (подп. 14 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Не оплачивают ветераны государственную пошлину и в случае обращения в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям за защитой своих специальных прав (подп. 3 п. 2 ст. 333.36 НК РФ). Им предоставляется налоговая льгота при расчете земельного налога – налоговая база уменьшается на 10 тыс. руб. (подп. 4 п. 5 ст. 391 НК РФ). Освобождаются они и от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одного объекта налогообложения по выбору (подп. 4 п. 1 ст. 407 НК РФ).

Ветераны Великой Отечественной войны будут также освобождены от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела в порядке вновь принятого Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с момента введения его в действие 15 сентября текущего года (п. 3 ст. 107 КАС РФ).

Дополнительные меры социальной поддержки, приуроченные к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне

Традиционно ветеранам Великой Отечественной войны в связи с празднованием годовщины Великой Победы оказывается дополнительная помощь. Не стала исключением и 70-я годовщина. Так, на уровне Союзного государства Российская Федерация и Республика Беларусь запланирована организация с апреля по ноябрь 2015 года санаторно-курортного лечения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны (п. 8 Плана мероприятий Союзного государства на 2014-2015 годы, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков). В апреле-мае текущего года будет произведена единовременная выплата проживающим в России, Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике:

  • инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны – в размере 7 тыс. руб.;
  • труженикам тыла, бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей – в размере 3 тыс. руб (Указ Президента РФ от 26 февраля 2015 г. № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).

C 3 по 12 мая 2015 года участники, инвалиды войны и сопровождающие их лица смогут посетить торжественные мероприятия, бесплатно воспользовавшись на территории России всеми видами транспорта, кроме такси (Указ Президента РФ от 23 января 2015 г. № 32 «О некоторых вопросах, связанных с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).

Ряд субъектов РФ приняли решение об оказании ветеранам дополнительных мер социальной поддержки. Так, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, проживающие в Омской области, получат единовременную выплату в размере 3,6 тыс. руб, а участники Великой Отечественной войны, являющиеся Героями Советского Союза и полными кавалерами ордена Славы – в размере 13 тыс. руб (Указ Губернатора Омской области от 6 февраля 2015 г. № 19 «О единовременной денежной выплате отдельным категориям граждан в Омской области в 2015 году в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).

***

Фронтовики и труженики тыла уже давно стали символами патриотизма и гражданской воли, на чьем примере воспитано не одно поколение. Однако так сложилось, что внимание и почести им оказывают, к сожалению, в основном в связи с юбилейными датами и зачастую декларативно. Несмотря на оказываемую ветеранам помощь, тенденция реального ее сокращения в условиях нынешнего кризиса вызывает тревогу. Нельзя забывать, что фронтовики не просто люди старшего поколения, нуждающиеся в материальной поддержке, но люди – носители исторической памяти народа, которых с каждым годом остается с нами все меньше.

Документы по теме: Новости по теме:
  • Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
  • Федеральный Закон от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
  • Указ Президента РФ от 30 марта 2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
  • Указ Президента РФ от 23 января 2015 г. № 32 «О некоторых вопросах, связанных с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
  • Указ Президента РФ от 26 февраля 2015 г. № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
  • Подписан закон о временной отмене индексации зарплат госслужащих на уровень инфляции – ГАРАНТ.РУ, 6 апреля 2015 г.
  • Определены правила предоставления единовременной выплаты в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне – ГАРАНТ.РУ, 23 марта 2015 г.
  • Инвалидов войны и ветеранов Великой Отечественной войны могут освободить от уплаты коммунальных платежей – ГАРАНТ.РУ, 19 марта 2015 г.
  • В связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне предлагается провести амнистию – ГАРАНТ.РУ, 30 января 2015 г.
  • Правительство РФ установило порядок выплаты пособий прибалтийским ветеранам Великой Отечественной войны – ГАРАНТ.РУ, 11 декабря 2014 г.
  • В российском законодательстве может быть закреплен статус детей Великой Отечественной войны – ГАРАНТ.РУ, 20 февраля 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *