Травма в школе

Кто виноват, если
ребёнок пришёл из школы
с синяками
и переломами

Детские падения и ушибы в школе — такое же обычное дело, как снег зимой. Школьники от 7 до 17 лет по всей стране каждый день попадают в передряги. Зачастую и учителя, и администрация школы боятся брать на себя ответственность за травмы ученика, и перебрасывают её друг на друга. А поранившийся ребёнок может оказаться предоставлен сам себе. Мы почитали родительские форумы и постарались ответить на самые важные вопросы, а также составили алгоритм действий, когда травма оказывается серьёзней, чем царапина или синяк.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

«Урок физкультуры у четвёртого класса, дети на матах кувыркаются друг за другом. Учитель велит моему сыну остановиться и подождать. Тот останавливается, сидит на мате, сзади на него накатывается мальчик (весом раза в полтора тяжелее моего), падает сыну на руку. Итог — у моего ребёнка трещина кости между локтем и запястьем, носить лонгету две недели. Факт травмы зафиксирован. Кто виноват?».

Кто несёт ответственность

Пока ребёнок находится на территории школы, ответственность за его жизнь и здоровье всегда лежит на школе, это установлено законодательно (статьи 32 и 51 закона «Об образовании в РФ»). Обеспечение безопасности входит в обязанности работников школы как во время занятий, так и во время перерывов между ними (приказ Минобрнауки от 27 марта 2006 г. N69). Семейный кодекс (статья 56) уточняет, что во время уроков за ребёнка отвечает учитель, на переменах, до и после уроков — дежурный педагог.

«Сегодня старший сын вернулся из школы и рассказал, что играл с мальчиком на перемене, тот его сильно толкнул и сын, падая, ударился лицом о стену. Всё происходило на перемене в коридоре, а учительница была в классе. Итог: раскрошены два передних зуба, а они уже не молочные. Теперь нужно восстанавливать зубы, наращивать, а это требует немалых денег, да и самое главное — ребёнку больно, есть не может. Что мне делать в такой ситуации?».

Что должен делать родитель

1. В письменной форме призвать директора провести служебное расследование ситуации и выдать вам акт о несчастном случае, если он имеет место. Также родители вправе попросить администрацию наказать виновных преподавателей, проверить безопасность помещения, и выяснить, соблюдаются ли необходимые правила.

2. Зафиксировать факт травмы. Для этого необходим акт о несчастном случае, выданный директором, либо запись об осмотре ребёнка в травмпункте.

3. Требовать возмещения затрат на лечение и компенсацию морального вреда, причинённого ребёнку. Размер компенсации морального вреда определяет суд, равно как и степень вины того, кто причинил вред.

«Сын из школы пришёл с сильным ушибом мягких тканей окологлазничной области (синяк, отёк, ссадина). Травма была получена на уроке физкультуры. Никто из педсостава вечером, когда я забирала ребёнка из школы, ответить на вопрос „что случилось“, не мог. Со слов сына на уроке физкультуры в него с разбегу врезался одноклассник, в то время как сын стоял на месте. К кому обращать вопрос: что случилось на уроке? В каких случаях сотрудники школы обязаны связываться с родителями ученика?».

Что должен сделать учитель

Во-первых, ообщить о травме школьной администрации. Во-вторых, необходимо позвонить родителям и постараться рассказать о ситуации максимально объективно, избегая оценочных реплик, в том числе фраз вроде «ваш Вася, как обычно, бежал сломя голову». Но избегая и оправдывающегося тона: «Не уберегла я, Мария Ивановна, вашего сына». Постараться успокоить ребёнка, если он напуган, организовать медицинскую помощь и, конечно, не разводить панику.

12 признаков хорошего учителя

Администрация школы должна составить акт о получении травмы и отправить его в Управление образования.

«Звонит мне учительница около четырёх часов дня и рассказывает, что моя дочь на уроке физкультуры столкнулась с девочкой головами, ударилась носом. Учитель физры отправила мою дочь к медику в сопровождении двух девочек. Пришли они к кабинету медика, а медика нет — работает до полчетвертого. Решили искать свою учительницу. Пока ходили по этажам, у неё пошла кровь из носа. Нашли учителя, оказали моему ребёнку медицинскую помощь: приложили лёд на нос. Позвонили мне на работу. Я пока в такси ехала, вызвала скорую помощь. Нас увезли в травматологическое отделение с подозрением на перелом носа и сотрясение головы. У меня вопросы: а есть ли какой-то утверждённый регламент действий в данной ситуации? Почему ребёнку скорую вызывала я, а не те люди, которые видели, в каком состоянии мой ребёнок? Почему моя дочь ходила по кабинетам и этажам и сама искала, кто бы ей оказал первую медицинскую помощь? И что это такое — отправили ребёнка в сопровождении таких же детей?».

Что должен делать медицинский работник

Первую помощь пострадавшему ребёнку должны оказать школьные врачи. В случае если травма требует более серьёзного вмешательства или если врачей нет на месте, администрация или кто-то из медперсонала обязан вызвать скорую помощь. Врачи должны описать повреждения (тип, характер, степень тяжести) в журнале учёта пациентов и выдать родителям пострадавшего справку с предварительным диагнозом, а также дать рекомендации по уходу. Сообщить о случившемся в полицию.

«На прошлой неделе ребёнок упал (говорит, что на перемене во время дошкольной подготовки), ушиб колено и стал хромать. Так как за сутки боль и хромота не проходили, я с перепугу решила отвезти его в травмпункт. Там врач сказал, что это просто ушиб и что может быть хромота дня три. А сегодня мне почему-то позвонили из полиции по поводу этого ушиба, спрашивали обстоятельства падения. Почему они этим интересуются?».

Что должен делать сотрудник полиции

После получения сообщения о травме полицейский должен опросить пострадавшего, его родителей и того, кто нанёс травму (если участников инцидента было двое и больше). Выяснить у родителей пострадавшего ребёнка, намерены ли они подавать жалобу или иск. Потребовать, чтобы Управление образования проверило соблюдение мер безопасности в школе.

«Перед праздниками мальчик пришёл из школы с синяком под глазом. Сказал, что подрался с одноклассником. Кто-то кому-то что-то сказал, кто-то кого-то толкнул, завязалась драка. „Бойцы“ обменялись несколькими ударами, потом одноклассники их растащили и уговорили помириться. Мать приложила к синяку холод и посчитала инцидент исчерпанным. Через три дня её вызвали к директору школы. Выяснилось, что родители второго драчуна отвели его в травмпункт, зафиксировали гематому на лице, написали заявление в полицию и директору школы. Мальчика теперь чуть ли не на учёт в детской комнате ставят. Мать в шоке, не знает, что делать, синяк-то у сына прошёл не зафиксированный. Я предложила себя в свидетели. Это нормально? Может быть, теперь стоит с каждой царапиной наперегонки в полицию бежать?»

Если дети подрались

Важно помнить, что даже в этой ситуации ответственность лежит на администрации школы и дежурном учителе. Поэтому алгоритм действий начинается с того же: для начала нужно установить факт учительской вины или её отсутствия. В то же время родителю нужно выяснить подробности. Затем сообщить родителям второго участника о случившемся, не унижая и не оскорбляя ни их, ни их ребёнка. И постараться выяснить причины конфликты и урегулировать его. Если родители второго участника не идут на контакт, попросить о помощи учителя или школьного психолога.

Управление гневом: что делать, если ребёнок вечно злится

Если выяснится, что один из детей намеренно избил другого, и второй получил травмы средней и тяжкой степени, то обидчик, если он старше 14 лет, может быть привлечён к уголовной ответственности.

К травмам средней и тяжкой степени относятся:

1. Потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа или утрата органом его функций;

2. Прерывание беременности;

3. Психическое расстройство;

4. Обезображивание лица;

5. Утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

6. Полная утрата профессиональной трудоспособности.

Если есть смягчающие обстоятельства и инцидент произошёл впервые, скорее всего, уголовное наказание будет заменено воспитательными мерами. В случаях, когда травма слишком тяжкая, — условным наказанием. Кроме этого, ребёнка поставят на учёт в отделе по делам несовершеннолетних.

«На перемене дети шли с учителем. Двое первоклассников повздорили и один толкнул другого. Тот стукнулся о стеклянную витрину для кубков и сильно порезал колено. Учительница ничего не заметила и, только поднявшись в класс, увидела, что у мальчика задралась штанина. Она попросила его поправить, а там кровища. В результате была скорая, травмпункт, ребёнку зашивали рану. Сейчас он ходит на перевязки и сидит дома. На вопрос мамы, как это произошло, учительница выдала (дословно): „Не знаю, я отвернулась и ничего не видела“. После чего учительница заявила, что родители должны оплатить витрину. Родители молчат, так как почему-то думают, что ребёнка могут отчислить из школы. Кто же прав и кто виноват в случившемся? Что делать родителям?»

На что может претендовать пострадавший

В случае физической или психологической травмы, родители могут предъявить иск к администрации школы, но только после того как докажут, что ребёнок не виноват в случившемся. При этом под виной школы подразумевается недосмотр за детьми в момент причинения вреда. Если ребёнок получает травму во время пребывания в школе, родители могут претендовать на возмещение расходов, связанных с лечением этой травмы (статья 1087 ГК РФ).

Размер компенсации морального вреда определяет суд в зависимости от характера причинённых физических и нравственных страданий, а также степени вины того, кто причинил вред. В случае если вина доказана, суд обяжет школу выплатить семье школьника денежную сумму.

Если при этом установлена вина работника школы, то директор может сделать виновному замечание или выговор, или даже уволить. Когда виноват директор — за него отвечает районное Управление образования. И, разумеется, никакие витрины родители оплачивать не должны.

Почему ребёнка тошнит от школы

6 слов, значение которых вы можете перепутать

Что делать, если ваш ребёнок влюбился

Основы безопасности жизнедеятельности11 класс

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 11 класса | План проведения занятий на учебный год | Первая медицинская помощь при ранениях

Урок 6
Первая медицинская помощь при ранениях

Ранения

Раны — повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающиеся нарушением целостности кожи и слизистых оболочек, а иногда и более глубоко лежащих тканей (подкожная клетчатка, мышцы).

Раны могут быть огнестрельными, резаными, рублеными, колотыми, ушибленными, размозженными, рваными, укушенными и т. д.

Огнестрельные раны возникают в результате пулевого или осколочного ранения. Они могут быть сквозными (имеются входное и выходное раневые отверстия), слепыми (пуля или осколок застряли в тканях) и касательными (пуля или осколок, пролетая по касательной, повредили кожу и мягкие ткани, не застряв в них).

Резаные и колотые раны имеют малую зону повреждения, ровные края. Стенки таких ран сохраняют жизнеспособность, сильно кровоточа. Эти раны меньше других подвергаются инфицированию. Колотые проникающие раны при небольшой зоне повреждения кожи или слизистой могут быть значительной глубины и представляют большую опасность в связи с возможностью повреждения внутренних органов и заноса в них инфекции (следствием этого могут стать воспаление брюшины и заражение крови).

Рубленые раны имеют неодинаковую глубину, сопровождаются ушибом и размоз- жением мягких тканей.

Ушибленные и размозженные раны обычно имеют сложную форму, неровные края, пропитанные кровью, омертвленные ткани на значительном протяжении. В них, как правило, создаются благоприятные условия для развития инфекции.

Рваные раны возникают при грубом механическом воздействии, часто сопровождаются отслойкой лоскутов кожи, повреждением сухожилий, мышц и сосудов, подвергаются сильному загрязнению.

Укушенные раны всегда инфицированы слюной животных, насекомых или человека и наиболее опасны, так как невозможно исключить инфицирование пострадавшего вирусом бешенства.

Все раны, кроме операционных, считают первично инфицированными. Микробы в рану попадают вместе с ранящим предметом, землей, кусками одежды, из воздуха и при прикосновении к ране руками. Микробы, попавшие в рану, могут вызвать ее нагноение и такие осложнения, как рожистое воспаление. Мера профилактики заражения раны — быстрое наложение на нее асептической повязки, предупреждающей дальнейшее поступление в рану микробов.

На схемах 7 и 8 показаны порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшему при обширной и незначительных ранах.

При обширном ранении недопустимо промывать рану любой жидкостью, содержащей спирт: это может привести к усилению травматического шока и омертвлению краев раны с последующим развитием тяжелых осложнений.

Повязка представляет собой перевязочный материал, иногда содержащий лекарственные и некоторые другие вещества, которым закрывают рану. Процесс наложения повязки на рану называют перевязкой. Повязка состоит из двух частей: внутренней, которая соприкасается с раной, и наружной, которая закрепляет и удерживает повязку на ране. Внутренняя часть повязки должна быть стерильной.

В качестве перевязочного материала можно применить марлю, вату белую и серую, косынки. Перевязочный материал должен быть гигроскопичным, хорошо впитывать из раны кровь и гной, быстро высыхать после стирки, легко стерилизоваться.

Повязку, которую накладывают впервые, называют первичной стерильной. При наложении повязок необходимо стремиться не вызывать у пострадавшего излишней боли. Головку бинта нужно держать в правой руке, а бинтовать следует слева направо, при этом левой рукой надо удерживать повязку и разглаживать ходы бинта (рис. 3).

Бинт раскатывают, не отрывая его от бинтуемой поверхности, слева направо, каждым последующим ходом (туром) перекрывая предыдущий наполовину. Повязку накладывают не очень туго (кроме тех случаев, когда требуется специальная давящая), чтобы не нарушить кровообращение, и не очень слабо, чтобы она не спадала с раны. Некоторые виды повязок указаны на рисунке 4. Прежде чем наложить первичную повязку, нужно аккуратно обработать рану, не причиняя пострадавшему боли.

Верхнюю одежду пострадавшего в зависимости от характера раны, погодных и местных условий или снимают, или разрезают. Сначала снимают одежду со здоровой стороны, затем — с пораженной. В холодное время года во избежание охлаждения, а также в экстренных случаях оказания первой медицинской помощи у пораженных в тяжелом состоянии одежду разрезают в области раны. Нельзя отрывать от раны прилипшую одежду, ее надо осторожно обстричь ножницами и затем наложить повязку. Надевают снятую одежду в обратном порядке: сначала на пораженную, а затем на здоровую сторону.

Давящая повязка выполняет три функции: предупреждает вторичное инфицирование, останавливает кровотечение, обеспечивает покой поврежденной поверхности.

Вопросы и задания

1. Какое кровотечение называют наружным, а какое — внутренним?

2. К какому виду можно отнести кровотечение, если кровь из раны вытекает непрерывно, спокойно и имеет темный цвет?

3. Каковы правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях?

4. Какие вам известны способы временной остановки кровотечения?

5. Для каких целей предназначена давящая повязка?

6. В каких местах нужно прижать артерию, чтобы остановить кровотечение?

7. Как правильно наложить жгут при повреждении крупных артериальных сосудов при ранениях ног и рук?

8. При кровотечении из руки или ноги врачи рекомендуют поднять руку или ногу. Как вы думаете, зачем?

9. Назовите признаки внутреннего кровотечения.

10. Что необходимо делать и какие рекомендации выполнять при внутреннем кровотечении?

11. Как классифицируют раны?

12. Что нужно делать для профилактики загрязнения ран?

13. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при обширных и незначительных ранах.

Задание 13

Из приведенных признаков выберите те, которые характерны для венозного и артериального кровотечений:
а) кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей;
б) кровь сочится по всей поверхности раны, ее трудно остановить;
в) кровь имеет темный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно.

Задание 14

Временную остановку кровотечения можно осуществить несколькими способами. Выберите из приведенных ответов правильные:
а) пальцевым прижатием артериального сосуда ниже места ранения;
б) наложением на место кровотечения асептической повязки;
в) наложением жгута на 3—5 см выше раны;
г) пальцевым прижатием артериального сосуда выше раны;
д) максимальным разгибанием конечности;
е) наложением на место кровотечения давящей повязки;
ж) наложением жгута на 3—5 см ниже раны;
з) максимальным сгибанием конечности;
и) приданием поврежденной конечности возвышенного (несколько выше грудной клетки) положения;
к) минимальным сгибанием конечности.

Задание 15

Самый надежный способ остановки кровотечения в случае повреждения крупных артериальных сосудов рук и ног:
а) наложение давящей повязки;
б) пальцевое прижатие;
в) наложение жгута;
г) максимальное сгибание конечности.
Выберите правильный вариант ответа.

Задание 16

Какой метод можно использовать для остановки кровотечения из сосудов кисти или предплечья. Выберите правильный из приведенных ниже вариантов ответа:
а) максимально отвести плечи пострадавшего назад и зафиксировать их за спиной широким бинтом;
б) поместить в локтевой сустав валик из скатанной материи, согнуть руку в локтевом суставе и зафиксировать предплечье к плечу.

Задание 17

Из приведенных вариантов ответов выберите те, которые определяют максимальное время наложения жгута летом и зимой:
а) не более 30 мин;
б) не более 60 мин;
в) не более 90 мин;
г) не более 120 мин;
д) не более 150 мин.

Задание 18
а) определить вид кровотечения и дать его характеристику;
б) назвать правила и последовательность наложения жгута на верхнюю конечность для остановки кровотечения;
в) ответить, как и в каком порядке надо оказывать первую медицинскую помощь водителю после остановки кровотечения.

Задание 19

При отпиливании куска доски пила неожиданно выскочила из руки столяра и поранила ему ногу ниже колена. Из раны в голени пульсирующей струей вытекает кровь алого цвета. Вам необходимо:
а) определить вид кровотечения и дать его характеристику;
б) ответить, в каких случаях для остановки кровотечения используют способ максимального сгибания конечности;
в) ответить, как и в какой последовательности надо останавливать у столяра кровотечение из голени, используя способ максимального сгибания конечности.

Задание 20

Ваш сосед — хирург. Он пообещал вам провести экскурсию по больнице, если вы подготовитесь и ответите на следующие вопросы:
а) каким образом классифицируются кровотечения; в чем состоит отличие венозного кровотечения от артериального;
б) какие способы временной остановки кровотечений вы знаете;
в) в каких местах на теле человека находятся точки прижатия артерий для остановки кровотечений.

Задание 21

Ваш одноклассник на уроке труда поцарапал руку. Вам необходимо:
а) определить вид повреждения и ответить, в чем состоит отличие закрытых повреждений от открытых;
б) ответить, что такое рана, какие общие признаки имеют ранения и чем они различаются между собой;
в) ответить, как и в каком порядке вы будете оказывать первую медицинскую помощь однокласснику.

Задание 22

Как правильно оказать помощь при глубоком и обширном ранении? Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) дать пострадавшему успокаивающее лекарство;
б) продезинфицировать рану;
в) обеспечить неподвижность поврежденной части тела;
г) измерить температуру;
д) остановить кровотечение;
е) наложить стерильную повязку;
ж) доставить пострадавшего в травматологический пункт;
з) перед отправкой в травматологический пункт дать пострадавшему обезболивающее средство.

Задание 23

В результате автомобильной аварии мужчина получил рану волосистой части головы. При осмотре в теменной области слева обнаружена рана размером 3×5 см, обильное кровотечение. Перечислите объем необходимой первой медицинской помощи. Какую повязку и как целесообразно наложить пострадавшему?

Задание 24

Во время игры в футбол молодой человек получил рану локтевого сустава. При осмотре на задней поверхности правого локтевого сустава обнаружена рана размером 2,5 х 1,0 см, слегка кровоточащая, поверхностная. Перечислите объем необходимой первой медицинской помощи. Какую повязку нужно наложить пострадавшему?

Кто ответит за травмы школьника?

В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?

Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:

  • на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
  • на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
  • в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
  • во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
  • дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
  • после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
  • школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.

Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.

Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.

Травма в школе ответственность

В данной статье подробно рассказывается чем грозит травма в школе ответственность, и все что об этом надо знать. У детей школьного возраста энергии слишком много. Отсидев смирно урок, на перемене они стараются быть более активными, что нередко заканчивается падениями, ушибами и другими видами травм. Но как бы педагогический коллектив не пытался обезопасить пространство, в котором находятся учащиеся, все же неприятности периодически случаются. Но произошедшая травма в школе ответственность обязательно возложит на преподавателей и директора. Так отмечено в Законе «Об образовании», в статье 32.

Чем грозит травма школьника коллективу школы

Прежде всего проблемы коснутся директора. Ведь он – руководящее лицо, максимально обеспечивающее комфортные условия для учебы, а потому и безопасность в стенах школьного учреждения. Естественно, уследить за должной дисциплиной одному директору невозможно, потому каждый рабочий день за порядком следит дежурный педагог. Такая обязанность в основном – почти добровольная, то есть не имеет юридической силы из-за отсутствия регулирующих документов и не оформляется посредством должностной инструкции или трудовым договором. Но юристы предлагают график дежурств оформлять документально, закрепив подписями педагогов.

Но случившаяся травма в школе ответственность все же вызовет всего учебного учреждения, если ребенок пострадал даже находясь в нормальных условиях.

Чтобы не растеряться, когда ученик получил увечья, взрослые должны действовать быстро и грамотно, то есть:

  1. отправиться с пострадавшим в медкабинет. Грубым нарушением посчитается, если ученик пойдет к врачу сам либо вместе с другим учащегося. Давать любые препараты без согласия родителей нельзя;
  2. если травма угрожает здоровью значительно, обратиться в службу «скорой помощи»;
  3. известить родителей ученика;
  4. если ситуация тревожная – обратиться сразу в правоохранительные органы;
  5. предупредить администрацию школы о произошедшем;
  6. выяснить у свидетелей – что же произошло на самом деле и выявить непосредственных участников событий;
  7. создать атмосферу, чтобы другие ученики не испытывали волнений.

Если несчастный случай повлек за собой серьезные проблемы со здоровьем, директору необходимо предоставить объяснительный документ в письменном виде в отдел образования.

Судебные разбирательства тоже происходят

Не все ушибы, к сожалению, заканчиваются быстрым восстановлением здоровья. Случается, что этот инцидент приводит к дальнейшей инвалидности, и виновными оказываются педагоги или директор. Тогда случившаяся травма в школе ответственность предполагает обращения родителей в суд.

Процедура доказательства халатности педагогического коллектива очень долгая и сложная, но если вина признана, то, как сказано в УК России, в ст. 293, можно оказаться за решеткой от 2 до 5 лет.

Но даже если травма не такая значительная, все равно виновное лицо может поплатиться, заплатив значительный штраф, или отправиться на исправительные работы, длящиеся год.

Если пострадавший ученик должен был пройти курс реабилитации, от учебного учреждения родители могут потребовать компенсацию за потраченные на медицинские нужды средства и процедуры в денежном эквиваленте. Чтобы оформить официально свои требования, необходимо обращение в суд или заявление с приложением медицинских документов, предоставленное руководству школы.

Мера вины школы может быть определена:

  • во время расследования происшествия. Если событие произошло с серьезными нарушениями, вмешиваются правоохранительные органы;
  • по ходу судебного разбирательства.

Случившаяся травма в школе ответственность возлагает на воспитательную организацию исходя из того, что она является юридическим учреждением, и может нести именно административную ответственность.

Если ведется судебный процесс, в котором рассматривается вопрос, касающийся несовершеннолетнего, по закону, в нем принимают участие следующие лица:

  • прокурор;
  • представляющие учреждение представители органов опеки и попечительства;
  • от учебного заведения лично директор или его заместитель.

Законом разрешается отсутствие на процессе истца и ответчика. Но все же без ответчика решение может быть вынесено не совсем такое, на которое он надеется. Потому игнорировать такое заседание правоведы не рекомендуют.

Чтобы в случае несчастного случая, произошедшего с ребенком, особенно если речь идет об учреждениях, где большинство детей – проблемные, сотрудники владели ситуацией, коллективу необходимо помнить, что существует ответственность образовательных организаций, и регулируется она законом. Поэтому требуется вести постоянное наблюдение за учениками, чтобы сократить возможность травм и иных несчастных случаев.

Но также нанесенная травма в школе ответственность возлагает на виновного в качестве юридического лица. Этот факт достаточно широко освещается в законодательной базе. Прежде всего – это Закон «Ответственность юридического лица» под номером 1068.

В этой статье вы узнали, чем грозит травма в школе ответственность. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

О расследовании несчастных случаев, произошедших с обучающимися

Давыдова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Если с работником учреждения произошел несчастный случай, работодатель должен провести расследование, прежде всего, чтобы установить причину и предотвратить подобное в дальнейшем. Кроме того, работодатель должен квалифицировать несчастный случай как связанный или не связанный с производством с целью получения работником компенсации за полученные травмы в виде социальной страховки. А что делать, если несчастный случай произошел с учеником или студентом, который каждый день ходит в школу или институт? Обязанность расследовать несчастный случай, произошедший с лицом, обучающимся в образовательном учреждении, лежит на этом учреждении. Как должен происходить данный процесс?

Обязанность осуществлять расследование и учет несчастных случаев, произошедших с лицами, обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях охраны их здоровья была установлена п. 4 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании). Однако, поскольку самого порядка осуществления расследования не было, руководителям образовательных учреждений рекомендовалось применять ст. 227 – 231 ТК РФ, которыми установлен порядок расследования и учета несчастных случаев, произошедших с работниками.

И вот не так давно (в октябре 2017 года) вступил в силу Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 27.06.2017 № 602 (далее – Порядок). Между Порядком и процедурой расследования несчастных случаев, установленной для работников организации, много общего, но есть и различия.

На кого распространяется Порядок?

Как следует из Порядка, он распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность, к которым в соответствии с Законом об образовании относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

В силу ст. 23 Закона об образовании в РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация – организация, основной деятельностью которой являются образовательная деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

  • общеобразовательная организация – организация, основной деятельностью которой является деятельность по программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

  • профессиональная образовательная организация – организация, основной деятельностью которой является образовательная деятельность по программам среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения;

  • образовательная организация высшего образования – организация, основной деятельностью которой являются образовательная деятельность по программам высшего образования и научная деятельность.

Кроме того, существуют образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы. Это организации дополнительного образования и организации дополнительного профессионального образования.

Проще говоря, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся детские сады, школы, училища, колледжи, техникумы и институты, осуществляющие обучение по основным и дополнительным программам. Лица, осваивающие образовательные программы в данных организациях (как несовершеннолетние, так и совершеннолетние), называются обучающимися.

К сведению: различают также такую категорию, как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 Закона об образовании).

Таким образом, Порядок следует применять и при несчастных случаях, произошедших в специальных образовательных учреждениях, осуществляющих обучение по основным и дополнительным программам.

Однако Порядок не распространяется на федеральные государственные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения и (или) дополнительные профессиональные программы и находящиеся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

К сведению: к таким организациям в силу ст. 81 Закона об образовании относятся организации, находящиеся в ведении Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Службы внешней разведки, федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, гражданской обороны, обороны, внутренних дел и т. д.

Какой случай считается несчастным и подлежит расследованию?

Под несчастными случаями, произошедшими с обучающимися, согласно Порядку понимаются следующие повреждения здоровья:

  • телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, острое отравление, тепловой удар;

  • ожог;

  • обморожение;

  • утопление;

  • поражение электрическим током, молнией, излучением;

  • укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми, а также полученные в результате контакта с растениями;

  • повреждения здоровья вследствие взрывов, аварий (в том числе в дорожно-транспортных происшествиях), разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;

  • иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов;

  • смерть обучающихся.

При этом расследованию и учету подлежат только те несчастные случаи, которые повлекли временную или стойкую утрату трудоспособности, здоровья в соответствии с медицинским заключением и, как следствие, освобождение от занятий не менее чем на один день или смерть обучающегося, а также в случае, если таковые произошли в определенное время и определенном месте.

Расследованию также будет подлежать случай, произошедший с обучающимся при осуществлении иных действий, обусловленных уставом организации или правилами внутреннего распорядка либо совершаемых в интересах данной организации, в целях сохранения жизни и здоровья обучающегося, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо совершаемых при выполнении работ по ликвидации их последствий.

Первостепенные действия при несчастном случае

Итак, пострадавший или очевидец несчастного случая должен известить лицо, непосредственно проводившее учебное занятие (мероприятие), которое, в свою очередь, обязано немедленно сообщить о несчастном случае руководителю организации или лицу, его замещающему.

Руководитель организации или лицо, его замещающее, при наступлении несчастного случая обязаны:

1) немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему и при необходимости его доставку в медицинскую организацию;

2) принять неотложные меры по предотвращению чрезвычайной ситуации, в том числе аварийной ситуации, воздействия травмирующих факторов на других лиц;

3) принять меры по фиксированию до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была на момент происшествия (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, осуществить другие мероприятия), если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств;

4) принять меры по устранению причин, вызвавших несчастный случай;

5) проинформировать о несчастном случае с обучающимся учредителя, а также родителей или законных представителей пострадавшего;

К сведению: учредителями образовательной организации в зависимости от ведомственной принадлежности являются органы местного самоуправления, исполнительной власти субъекта РФ или федеральные органы, осуществляющие управление в сфере образования.

6) принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

При групповом несчастном случае (произошедшем с двумя обучающимися или более независимо от степени тяжести полученных повреждений здоровья), несчастном случае, в результате которого обучающийся получил тяжелые повреждения здоровья, или несчастном случае со смертельным исходом руководитель организации обязан в течение суток с момента, когда стало известно о нем, направить сообщение по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи:

  • в территориальный орган МВД;

  • родителям или законным представителям пострадавшего;

  • учредителю;

  • в соответствующий выборный орган первичной профсоюзной организации обучающихся (при наличии) и (или) иной представительный орган обучающихся в образовательной организации.

К сведению: образец сообщения приведен в приложении 1 к Порядку.

Если несчастный случай (в том числе групповой) по прошествии времени перешел в категорию тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, руководитель должен направить сообщение в течение трех суток после получения соответствующей информации в территориальный орган МВД, учредителю и в профсоюз.

Создание комиссии по расследованию несчастного случая

При расследовании несчастного случая в образовательной организации незамедлительно должна быть создана комиссия. При этом порядок создания комиссии, состав и срок расследования несчастного случая зависят от того, какой несчастный случай расследуется.

Так, если расследовать предстоит несчастный случай, в результате которого обучающийся получил легкие повреждения здоровья, комиссия создается руководителем организации и ее состав утверждается его распорядительным актом.

Комиссия должна состоять как минимум из трех человек:

1) руководитель (лицо, его замещающее) организации, возглавляющий комиссию;

2) специалист по охране труда или лицо, на которое руководителем организации возложены обязанности специалиста по охране труда, прошедшее обучение по вопросам охраны труда;

3) представитель выборного органа первичной профсоюзной организации обучающихся (при наличии) и (или) иного представительного органа обучающихся образовательной организации.

Расследование несчастного случая, произошедшего с обучающимся, получившим легкую травму, проводится комиссией в течение трех календарных дней с момента происшествия.

При расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая либо несчастного случая со смертельным исходом комиссия по расследованию несчастного случая создается учредителем и ее состав утверждается распорядительным актом учредителя.

Комиссию возглавляет руководитель учредителя или уполномоченное им лицо.

В состав комиссии также включаются специалист по охране труда и представитель профсоюза или иного представительного органа обучающихся.

При этом в состав комиссии могут быть включены по согласованию представители Минобразования (если только данное ведомство не является учредителем образовательной организации) и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ.

Обратите внимание: лица, непосредственно проводившие учебные занятия (мероприятия) и (или) осуществлявшие контроль за безопасным проведением данных учебных занятий (мероприятий), во время которых произошел несчастный случай с обучающимся, не включаются в состав ни той, ни другой комиссии.

Расследование группового (тяжелого) несчастного случая проводится комиссией в течение 15 календарных дней с момента происшествия.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая срок расследования может быть продлен распорядительным актом руководителя или учредителя с учетом изложенных председателем комиссии причин продления до 30 календарных дней.

Каждый совершеннолетний пострадавший (его законный представитель или иное доверенное лицо) и его родитель (законный представитель) имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая (без включения в состав комиссии), а также на ознакомление с материалами расследования.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено руководителю организации или в результате которого утрата обучающимся здоровья наступила не сразу, расследуется комиссией в соответствии с квалификацией несчастного случая по заявлению совершеннолетнего пострадавшего (представителя или доверенного лица), родителя (законного представителя) несовершеннолетнего пострадавшего в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления в организацию. При этом срок подачи такого заявления не ограничен.

К сведению: если несчастный случай с обучающимся произошел во время прохождения производственной практики в другой организации и при выполнении им работы под руководством и контролем полномочного представителя организации, он расследуется данной организацией. При этом в состав комиссии, созданной организацией, включается представитель образовательного учреждения.

Порядок работы комиссии

Комиссия организации, осуществляющей образовательную деятельность, по расследованию несчастного случая обязана:

  • получить письменное объяснение от пострадавшего (по возможности), должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие), во время которого произошел несчастный случай, лица, которое должно было обеспечить соблюдение безопасных условий проведения учебного занятия (мероприятия);

  • составить протокол опроса очевидцев несчастного случая, должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие) в организации (рекомендуемый образец приведен в приложении 2 к Порядку);

  • запросить в медицинской организации заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая и степени их тяжести, а также о возможном нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее – медицинское заключение) или заключение о причине смерти;

  • составить протокол осмотра места, где произошел несчастный случай, рекомендуемый образец которого приведен в приложении 3 к Порядку, схему данного места и по возможности произвести фото– или видеосъемку;

  • изучить документы, характеризующие условия осуществления образовательной деятельности, проводимого учебного занятия (мероприятия);

  • сделать выписки из журнала регистрации инструктажа по технике безопасности с обучающимися о прохождении пострадавшим обучения или инструктажа в соответствии с локальными нормативными актами организации, предписаниями органов государственного и общественного контроля (надзора), выданными образовательной организации, касающиеся предмета расследования, изучить состояние выполнения предписаний об устранении допущенных нарушений;

  • ознакомиться с инструкциями, положениями, приказами и другими актами, устанавливающими меры, обеспечивающие безопасные условия проведения образовательной деятельности, и ответственных лиц;

  • составить акт о расследовании несчастного случая, произошедшего с обучающимся, рекомендуемые образцы которого приведены в приложениях 4 и 5 к Порядку.

По требованию комиссии руководитель обеспечивает за счет средств организации получение от компетентных органов экспертного заключения по результатам:

  • технической экспертизы (транспортного средства, элементов и конструкций здания, спортивного и иного инвентаря, электроприборов и оборудования, проектной документации и др.);

  • медицинской экспертизы;

  • экспертизы качества медицинской помощи;

  • ветеринарно-санитарной экспертизы;

  • иной необходимой для расследования экспертизы.

Медицинская организация, в которую был доставлен или обратился самостоятельно пострадавший в результате несчастного случая, обязана по запросу руководителя выдать медицинское заключение или заключение о причине смерти.

Какие документы оформляются при расследовании несчастного случая?

К материалам расследования несчастного случая, произошедшего с обучающимся, которые должны быть у работодателя, относятся:

  • распорядительный акт о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

  • письменное объяснение от пострадавшего (по возможности);

  • протокол опроса очевидцев несчастного случая, должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие);

  • планы, эскизы, схемы, протокол осмотра, описание места, где произошел несчастный случай, а также (при необходимости) фото- и видеоматериалы;

  • информация о мероприятиях по предупреждению травматизма, проведенных с пострадавшим;

  • экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний (при необходимости);

  • медицинское заключение или заключение о причине смерти (в случае их представления лицами, имеющими право на их получение);

  • выписки из инструкций, положений, приказов и других актов, устанавливающих меры, обеспечивающие безопасные условия проведения образовательной деятельности и ответственных лиц;

  • другие документы по усмотрению комиссии.

Акт о расследовании несчастного случая, произошедшего с обучающимся, составляется в трех экземплярах и не позднее трех рабочих дней после завершения расследования утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Первый экземпляр акта выдается совершеннолетнему пострадавшему (его представителю или доверенному лицу), родителям (законным представителям) несовершеннолетнего пострадавшего, второй остается в организации и хранится в течение 45 лет, а третий вместе с копиями материалов расследования направляется учредителю.

Информация о несчастном случае регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев, произошедших с обучающимися (рекомендуемый образец приведен в приложении 6 к Порядку).

Акт о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая либо несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего с обучающимся, составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр вместе с материалами расследования хранится у учредителя, а второй хранится в организации в течение 45 лет.

По результатам расследования несчастный случай может быть признан не связанным с образовательной деятельностью, в частности, когда он повлек смерть обучающегося вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденного медицинскими организациями и следственными органами, либо вследствие алкогольного, наркотического или токсического отравления, подтвержденного медицинским заключением, а также когда несчастный случай квалифицирован правоохранительными органами как преступление.

Акт о расследовании несчастного случая, не связанного с образовательной деятельностью, в зависимости от квалификации несчастного случая составляется по рекомендуемым образцам, приведенным в приложениях 4 и 5 к Порядку, в двух экземплярах. Первый экземпляр выдается на руки совершеннолетнему пострадавшему (его представителю или доверенному лицу), родителям (законным представителям) несовершеннолетнего пострадавшего, а второй хранится в организации в течение 45 лет.

Отчеты о несчастных случаях

Работодатели должны отчитываться о произошедших за истекший год несчастных случаях. Отчет оформляется по рекомендованному в приложении 7 к Порядку образцу. Представим порядок направления отчета.

* * *

В заключение отметим, что разногласия, возникшие между комиссией и совершеннолетним пострадавшим или родителем несовершеннолетнего пострадавшего по итогам расследования несчастного случая, а также в случае отказа руководителя организации проводить расследование несчастного случая, рассматриваются в судебном порядке.

Контроль за своевременным расследованием и учетом несчастных случаев, произошедших с обучающимися, и выполнением мероприятий по устранению их причин обеспечивает учредитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *