Статья 37 об исполнительном производстве

Статья 37. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения
Комментарий к статье 37
1. Комментируемая статья предусматривает четыре способа изменения исполнительного производства:
1) отсрочка исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица. Отсрочка исполнения означает перенос совершения исполнительных действий или исполнения принудительных мер на иную, более позднюю дату. Так, в результате тяжелого имущественного положения должника может быть предоставлена отсрочка исполнения. Если исполнительный документ может быть исполнен только самим должником, который находится в больнице, то по решению суда может быть предоставлена отсрочка исполнения.
Комментируемый Закон не содержит перечня оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерии их определения — обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Вопрос о наличии таких обстоятельств разрешается в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
Так, в определении суда была дана верная оценка фактическим обстоятельствам дела. Материалами дела подтверждено наличие кредиторской задолженности общества в размере 2 289 256 руб., в том числе перед внебюджетными фондами — в размере 190 744 руб., по заработной плате — 33 541 руб. Судом установлено также отсутствие на расчетных счетах должника денежных средств. При этом судом учтена возможность исполнения должником решения суда в случае предоставления рассрочки согласно предложенному графику, что подтверждается принятыми должником мерами по частичному погашению задолженности, а также представленными в деле договорами, по которым планируется поступление денежных средств на сумму, достаточную для исполнения должником обязательств перед взыскателем.
При таких обстоятельствах судом правомерно сделан вывод о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения в соответствии со следующим графиком: с января 2008 по май 2008 г. — по 111 979 руб. ежемесячно, в июне 2008 г. — 111 982 руб. 58 коп.
При решении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта судом были учтены интересы как должника, так и взыскателя <1>;
———————————
<1> Постановление ФАС Уральского округа от 23 апреля 2008 г. N Ф09-2735/08-С5.
2) рассрочка исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица. Рассрочка исполнения означает предоставление возможности совершения исполнительных действий в течение определенного периода времени частями. К примеру, по исполнению имущественных требований со ссылкой на тяжелое материальное положение могут быть установлены периодические платежи (рассрочка).
Обращаясь с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта, общество указало на свое тяжелое финансовое положение. Несмотря на то что основная деятельность его является производственной и по результатам хозяйственной деятельности на тот момент оно обладало прибылью, а не являлось убыточным, что теперь у предприятия имеется значительная кредиторская задолженность в размере 2 740 764 руб., обществом принимаются меры для исполнения решения суда от 15 августа 2007 г. Заявитель просит предоставить рассрочку исполнения решения суда сроком на шесть месяцев с ежемесячной выплатой согласно представленному им графику.
Как отметил ВС РФ, основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться: тяжелое имущественное положение должника; причины, существенно затрудняющие исполнение; возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы установленный порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок <1>;
———————————
<1> Пункт 25 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50.
3) изменение способа исполнения. Изменение способа исполнения возможно при наличии так называемого факультативного судебного решения. Например, при присуждении имущества в натуре суд указывает в своем решении стоимость этого имущества, которая должна быть взыскана с ответчика, если при исполнении решения суда присужденного имущества не окажется в наличии (ст. 205 ГПК). В этом случае в решении суда должны содержаться основной вывод — о присуждении определенного имущества, и факультативное решение: если в момент исполнения судебного акта имущества в натуре не будет, то суд производит изменение способа исполнения решения — взыскать стоимость данного имущества, указанную в решении суда. Возможность вынесения факультативных решений предусмотрена также ст. 206 ГПК, ст. ст. 171, 174 АПК. Изменение способа исполнения исполнительного документа имеет свои пределы, обозначенные характером дела. Если должник присужден к выполнению определенных действий, не имеющих стоимостного выражения, то невозможно взыскание стоимости вместо совершения действий <1>. Нетрудно заметить, что кассационная инстанция в своем Постановлении использовала понятия отсрочки и рассрочки как синонимы, хотя они имеют разное правовое значение;
———————————
<1> См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 9 марта 1999 г. N 6534/98.
4) изменение порядка исполнения. Как разъяснил Верховный Суд РФ, в необходимых случаях судам следует определять порядок исполнения решений по делам об отобрании детей, предусматривая применение мер, способствующих переходу ребенка от одного лица к другому (например, помещение в детское учреждение) <1>.
———————————
<1> Пункт 22 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».
Субъектами, наделенными правом инициировать отсрочку, рассрочку исполнения, изменение способа и порядка исполнения, могут выступать взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель. Аналогичные субъекты названы в ст. 324 АПК. ГПК вместо сторон исполнительного производства называет лиц, участвующих в деле (ст. 434 ГПК).
Органами, уполномоченными рассматривать заявления об отсрочке, рассрочке исполнения, изменении способа и порядка исполнения, являются суды, другие органы или должностные лица, выдавшие исполнительный документ. Поскольку данные вопросы отнесены к компетенции суда, других органов и должностных лиц, постольку нормативно-правовое регулирование находится в соответствующих законах: АПК, ГПК, НК, КоАП, ТмК.
В соответствии с действующим процессуальным законодательством заявления о рассрочке, отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения рассматриваются тем судом, которым выдан исполнительный лист (ст. 324 АПК). Так, ГПК предусматривает альтернативу по месту рассмотрения — судом, рассмотревшим дело, или судом по месту исполнения судебного постановления (ст. 434).
Процессуальное законодательство, так же как и Закон об исполнительном производстве, не приводит оснований отсрочки и рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения — обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Таким образом, суду предоставлена возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. Иными словами, у суда есть право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что с учетом задачи судопроизводства в арбитражных судах по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность и являющихся, в частности, сторонами исполнительного производства, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод. Предоставляя суду право принять решение о рассрочке исполнения того или иного постановления должником, федеральный законодатель предусмотрел в ст. 324 АПК в качестве гарантии соблюдения интересов взыскателя возможность принятия различных мер по обеспечению исполнения судебного акта. Тем самым достигается необходимый баланс между интересами участников спорных правоотношений <1>.
———————————
<1> Определение КС РФ от 18 декабря 2003 г. N 467-О.
Заявление об отсрочке или о рассрочке уплаты исполнительского сбора подлежит рассмотрению по правилам разд. VII АПК <1>.
———————————
<1> Рекомендации Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Свердловской области от 23 мая 2008 г. // Арбитражный суд Свердловской области. Электронный журнал. 2008. N 1. С. 19 — 38 (сайт Арбитражного суда Свердловской области www.ekaterinburg.arbitr.ru).
В силу ст. 324 АПК заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. Лицо, заявившее ходатайство о рассрочке, рассрочке исполнения, изменении способа или порядка исполнения, должно доказать наличие обстоятельств, подтверждающих необходимость принятия соответствующих мер. Так, по одному из дел суд, отказывая в удовлетворении требований о предоставлении отсрочки исполнения решения и отложении исполнительных действий, обоснованно исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о принятии должником необходимых мер, направленных на исполнение судебного акта до возбуждения исполнительного производства <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС Уральского округа от 14 июля 2008 г. N Ф09-4948/08-С4.
По результатам рассмотрения заявления выносится определение. Копии определения направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю. Определение арбитражного суда об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения либо об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения может быть обжаловано.
Согласно ст. 434 ГПК при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Из содержания приведенной нормы ГПК очевидны некоторые отличия ее от комментируемой статьи. В первую очередь это касается подсудности рассмотрения заявления. Согласно комментируемой статье заявления об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения подлежат рассмотрению судом, выдавшим исполнительный документ, ст. 434 ГПК предоставляет альтернативу: или по месту выдачи исполнительного листа, или по месту рассмотрения дела.
В ГПК предусмотрены основания для отсрочки, рассрочки исполнения, изменения способа и порядка исполнения — имущественное положение сторон или наличие других обстоятельств (ч. 1 ст. 203). Такие заявления рассматриваются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса. На определение суда об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения может быть подана жалоба.
В отличие от процессуального законодательства КоАП, НК, ТмК предлагают перечень оснований отсрочки и рассрочки исполнения. Так, в КоАП (ст. 31.5) указывается на возможность отсрочки и рассрочки:
— при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие соответствующее постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца;
— с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
В таможенном законодательстве (ст. 334 ТмК) также приводятся основания для отсрочки и рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, которые предоставляются плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
4) осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.
В отличие от АПК и ГПК административное, налоговое, таможенное законодательство:
— указывает срок, на который может быть произведена отсрочка или рассрочка исполнения;
— предусматривает перечень оснований для отсрочки и рассрочки исполнения;
— предусматривает только рассрочку и отсрочку, но не изменение способа и порядка исполнения. Данное обстоятельство вызвано тем, что для изменения способа и порядка исполнения закон должен предусматривать возможность вынесения факультативных решений. Указанные отрасли права не предусматривают факультативных решений.
2. В ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи определяются последствия предоставления рассрочки и отсрочки исполнения. Так, в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку. А в случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.
Если обстоятельства, в силу которых лицу была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, изменились или отпали до истечения срока их предоставления либо должник нарушает установленный порядок предоставления рассрочки (сроки, размеры платежей, объем совершаемых действий), суд по заявлению взыскателя либо судебного пристава-исполнителя может решить вопрос о прекращении отсрочки или рассрочки. Рассмотрение судом заявления о прекращении отсрочки или рассрочки производится в том же порядке, что и при их предоставлении <1>.
———————————
<1> См.: п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ ст 37 (ред. от 02.12.2019)

Статья 37. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения

1. Взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

2. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

3. В случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителейСтатья 37. Принятие исполнительного документа к производству

1. Судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Законом.

3. Государственный судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, когда исполнительный документ направлен ему судом, другим органом (должностным лицом).

Частный судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, когда исполнительный документ направлен ему в порядке, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 статьи 162 настоящего Закона.

4. Судебный исполнитель после поступления к нему исполнительного документа, соответствующего установленным законом требованиям, не позднее трех рабочих дней возбуждает исполнительное производство, о чем выносит постановление, которое направляет должнику.

При этом частный судебный исполнитель с взыскателем заключает соглашение (договор) об условиях исполнения исполнительного документа, разъясняет права и обязанности, предусмотренные настоящим Законом.

Судебный исполнитель одновременно с возбуждением исполнительного производства принимает меры по обеспечению исполнения исполнительных документов, предусмотренных настоящим Законом, а также путем проверки посредством государственной автоматизированной информационной системы исполнительного производства выявляет наличие иных исполнительных производств в отношении должника, в случае выявления извещает взыскателя и разъясняет порядок очередности удовлетворения его требований согласно настоящему Закону.

5. После возбуждения исполнительного производства любое исполнение обязанностей должника перед взыскателем должно происходить с обязательным извещением судебного исполнителя.

Сноска. Статья 37 с изменениями, внесенными законами РК от 15.01.2014 № 164-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 24 октября 2016 года №439-З

Об исполнительном производстве

(В редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2019 г. №169-З)

Принят Палатой представителей 6 октября 2016 года

Одобрен Советом Республики 6 октября 2016 года

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

взыскатель — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства (далее — гражданин), в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо Республики Беларусь, иностранное юридическое лицо (далее — юридическое лицо), организация, не являющаяся юридическим лицом, Республика Беларусь, административно-территориальная единица Республики Беларусь (далее — административно-территориальная единица), в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ;

добровольное исполнение исполнительного документа — стадия исполнительного производства, в ходе которой должник исполняет требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, предоставленный судебным исполнителем должнику в соответствии с настоящим Законом;

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, Республика Беларусь, административно-территориальная единица, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и (или) иное имущество, исполнить другие требования, содержащиеся в исполнительном документе) или воздержаться от совершения определенных действий;

доходы — любые денежные средства, полученные должником и (или) причитающиеся ему от иных лиц;

законные представители — родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители или иные лица, которым законодательными актами предоставлено право осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, не обладающих дееспособностью в полном объеме, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также организации, на попечении которых они находятся;

исполнительное производство — применение при исполнении исполнительного документа работниками органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее, если не установлено иное, — орган принудительного исполнения), кроме лиц, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание этих органов, по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом и иными актами законодательства, мер, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов взыскателя, соблюдение и охрану интересов государства;

постановление — решение, принятое судебным исполнителем или руководителем органа принудительного исполнения в пределах их компетенции по вопросам исполнительного производства;

принудительное исполнение исполнительного документа — стадия исполнительного производства, которая наступает в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, предоставленный судебным исполнителем должнику в соответствии с настоящим Законом, либо в срок, установленный судебным постановлением, иным исполнительным документом или актом законодательства;

принудительный сбор — денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника на стадии принудительного исполнения исполнительного документа;

расходы по исполнению исполнительного документа — денежные средства, затраченные на организацию и совершение исполнительных действий на стадии принудительного исполнения исполнительного документа;

руководитель органа принудительного исполнения — Главный судебный исполнитель Республики Беларусь, главный судебный исполнитель по области (городу Минску), главный судебный исполнитель районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения;

третье лицо — лицо, у которого находятся денежные средства и (или) иное имущество, принадлежащие и (или) причитающиеся должнику;

участник, выигравший торги (электронные торги), — участник торгов (электронных торгов), предложивший наиболее высокую цену за арестованное имущество должника, реализуемое с торгов (электронных торгов);

участник торгов (электронных торгов) — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, допущенные к участию в торгах (электронных торгах);

хранитель имущества — лицо, которому судебный исполнитель передал на хранение описанное или арестованное имущество должника и которое обязано обеспечить сохранность этого имущества.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящим Законом определяются условия и порядок ведения исполнительного производства по исполнительному документу, по которому должник обязан совершить определенные действия (передать денежные средства и (или) иное имущество, исполнить другие требования, содержащиеся в исполнительном документе) или воздержаться от совершения определенных действий.

Если законодательными актами установлены особенности исполнения исполнительных документов, то положения настоящего Закона применяются с учетом изъятий, установленных законодательными актами.

Статья 3. Законодательство об исполнительном производстве

Законодательство об исполнительном производстве основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Задачи исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, соблюдение и охрана интересов государства посредством правильного, полного и своевременного исполнения исполнительных документов.

Статья 5. Основные принципы исполнительного производства

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

законности;

процессуальной экономии;

равноправия и добросовестности сторон исполнительного производства;

уважения чести и достоинства гражданина;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения;

беспристрастности.

Статья 6. Органы принудительного исполнения. Судебные исполнители и иные работники органов принудительного исполнения

Исполнение исполнительных документов возлагается на главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь и территориальные органы принудительного исполнения.

Территориальными органами принудительного исполнения являются:

управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов (далее — управления принудительного исполнения);

районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения управлений принудительного исполнения (далее, если не установлено иное, — отделы принудительного исполнения).

Непосредственное осуществление функций по исполнению исполнительных документов возлагается на судебных исполнителей главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь и судебных исполнителей территориальных органов принудительного исполнения (далее — судебные исполнители).

В случаях, предусмотренных актами законодательства, функции по непосредственному исполнению исполнительных документов могут возлагаться на иных работников соответствующих органов принудительного исполнения, кроме лиц, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание этих органов (далее — иные работники органов принудительного исполнения). При исполнении исполнительных документов на иных работников органов принудительного исполнения распространяются положения настоящего Закона и иных актов законодательства об исполнительном производстве.

Статья 7. Обязательность законных требований судебного исполнителя

Законные требования судебного исполнителя при исполнении исполнительных документов являются обязательными для всех граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (включая государственные органы, органы местного самоуправления), организаций, не являющихся юридическими лицами, их должностных лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Беларусь.

Статья 8. Банк данных исполнительных производств

Банк данных исполнительных производств — совокупность данных, предназначенная для централизованного накопления сведений об исполнительных производствах, а также для учета, контроля и использования этих сведений в целях реализации задач исполнительного производства.

Порядок формирования и ведения банка данных исполнительных производств, внесения в него изменений и (или) дополнений устанавливается законодательными актами.

Статья 9. Предоставление сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников. Истребование материалов исполнительного производства

Органы принудительного исполнения на основании заявления гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, либо запроса суда, нотариуса, государственного органа предоставляют сведения о наличии исполнительных производств, возбужденных в отношении должника — индивидуального предпринимателя, должника — юридического лица, должника — организации, не являющейся юридическим лицом, об ограничениях (обременениях), установленных в отношении таких должников и (или) их имущества в исполнительном производстве.

Сведения, указанные в части первой настоящей статьи, предоставляются гражданину, в том числе индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу, организации, не являющейся юридическим лицом, при условии уплаты государственной пошлины в порядке и размере, установленных законодательными актами.

Со дня вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и до вынесения постановления о его окончании материалы исполнительного производства не могут быть истребованы у судебного исполнителя, за исключением случаев необходимости их изучения судом, иным государственным органом при рассмотрении вопросов в уголовном, административном, гражданском и хозяйственном процессах.

Статья 10. Исполнительные документы

Исполнительными документами, подлежащими исполнению в порядке, установленном настоящим Законом, являются:

исполнительные листы и судебные приказы, выданные судами;

определения суда о судебном приказе;

определения суда об обеспечении иска или об обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению;

постановления суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;

постановления судебного исполнителя в случаях, установленных настоящим Законом;

исполнительные документы иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь;

исполнительные надписи нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности);

постановления прокуроров о выселении в административном порядке;

удостоверения комиссий по трудовым спорам;

иные акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, установленном настоящим Законом.

В случае утраты исполнительного документа исполнению подлежит дубликат этого исполнительного документа, выданный в установленном порядке судом, иным уполномоченным органом (лицом), выдавшими соответствующий исполнительный документ.

Статья 11. Требования, предъявляемые к содержанию исполнительных документов

В исполнительных документах, указанных в части первой статьи 10 настоящего Закона, за исключением постановлений судебного исполнителя, должны быть указаны:

наименование и адрес суда, иного уполномоченного органа (фамилия и инициалы уполномоченного лица), выдавших исполнительный документ;

наименование и номер дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ;

дата принятия судебного постановления, решения иного уполномоченного органа (уполномоченного лица);

дата вступления в законную силу судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, решения иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) либо указание на их немедленное исполнение;

сведения о должнике и взыскателе:

в отношении гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, — фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), его место жительства (место пребывания). В отношении должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, также должны быть указаны дата и место его рождения (при наличии сведений о месте рождения), данные документа, удостоверяющего его личность (идентификационный номер, серия (при их наличии), номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ), место работы (если оно известно), а в отношении должника — индивидуального предпринимателя кроме указанного — также регистрационный номер и дата государственной регистрации, учетный номер плательщика;

в отношении юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, — их наименование и место нахождения, регистрационный номер и дата государственной регистрации, учетный номер плательщика или иной аналогичный номер, присвоенный в иностранном государстве;

в отношении Республики Беларусь, административно-территориальной единицы — наименование и место нахождения органа, выступающего в соответствии с частью второй статьи 17 настоящего Закона от их имени в качестве стороны исполнительного производства;

резолютивная часть судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, решения иного уполномоченного органа (уполномоченного лица);

сведения о мерах по обеспечению иска, если таковые принимались;

дата выдачи исполнительного документа.

Если до выдачи исполнительного документа предоставлены отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, решения иного уполномоченного органа (уполномоченного лица), то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается течение срока исполнения требований, содержащихся в этом исполнительном документе.

В постановлении судебного исполнителя, являющемся исполнительным документом, должны быть указаны:

дата и место вынесения постановления;

наименование органа принудительного исполнения, его адрес, фамилия и инициалы судебного исполнителя, вынесшего постановление;

номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо наименование взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения;

требования, содержащиеся в исполнительном документе;

данные, послужившие основанием для вынесения постановления;

мотивы принятого решения со ссылкой на акты законодательства;

решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

порядок и срок обжалования (опротестования) постановления.

Постановление судебного исполнителя, являющееся исполнительным документом, заверяется печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь.

В исполнительных документах могут быть указаны и другие сведения, необходимые для их исполнения.

Статья 12. Постановления судебного исполнителя, не являющиеся исполнительными документами, постановления руководителя органа принудительного исполнения. Исправление описок и арифметических ошибок

Постановления судебного исполнителя, не являющиеся исполнительными документами, постановления руководителя органа принудительного исполнения должны соответствовать требованиям, предусмотренным частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Постановления судебного исполнителя, не являющиеся исполнительными документами, постановления руководителя органа принудительного исполнения подписываются судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения, вынесшими соответствующее постановление, и заверяются печатью с наименованием органа принудительного исполнения и указанием личного номера судебного исполнителя.

Если иное не предусмотрено настоящим Законом, постановления судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства, при необходимости — иным лицам.

Судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения вправе по собственной инициативе или по заявлению участника исполнительного производства исправить допущенные в вынесенных ими постановлениях описки или арифметические ошибки.

Описки или арифметические ошибки, допущенные в постановлении судебного исполнителя об обращении взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся на счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, исправляются путем вынесения нового постановления и отзыва ранее вынесенного постановления.

Описки и арифметические ошибки, допущенные в иных постановлениях судебного исполнителя, в постановлениях руководителя органа принудительного исполнения, исправляются путем вынесения ими постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.

Статья 13. Разъяснение исполнительного документа, не связанного со взысканием денежных средств, способа и порядка его исполнения

В случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, не связанном со взысканием денежных средств, способа и порядка его исполнения стороны исполнительного производства или судебный исполнитель вправе обратиться в суд, иной уполномоченный орган (к уполномоченному лицу), выдавшие исполнительный документ, соответственно с заявлением или представлением о разъяснении этого исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

Заявление или представление о разъяснении исполнительного документа, не связанного со взысканием денежных средств, способа и порядка его исполнения рассматриваются судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) в порядке, установленном законодательными актами.

Статья 14. Заявления, ходатайства участников исполнительного производства

Участники исполнительного производства вправе на любой стадии исполнительного производства подать заявление, ходатайство по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа.

Заявление, ходатайство подаются в письменной форме или форме электронного документа.

В заявлении, ходатайстве заявителем указываются:

наименование органа принудительного исполнения, в который подаются заявление, ходатайство;

сведения о заявителе:

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) — для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя;

наименование и место нахождения — для юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом;

сведения об исполнительном производстве, по которому подаются заявление, ходатайство;

обстоятельства, на которых основаны заявление, ходатайство;

сущность вопроса, подлежащего рассмотрению, в том числе указание на меру по обеспечению исполнения исполнительного документа, о принятии (замене, приостановлении, отмене) которой ходатайствует заявитель, обоснование причин такого ходатайства;

перечень прилагаемых документов.

В заявлении, ходатайстве заявителем могут быть указаны номера телефона, факса, адрес электронной почты и другие сведения.

Заявление, ходатайство, подаваемые в письменной форме, должны содержать:

личную подпись — для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, подающего заявление, ходатайство;

фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, либо лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление, ходатайство, и их личную подпись, заверенную печатью юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, — для заявлений, ходатайств, подаваемых в интересах юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом.

Заявление, ходатайство, подаваемые в форме электронного документа, должны содержать адрес электронной почты гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, и быть подписаны электронной цифровой подписью.

К заявлению, ходатайству, подаваемым представителем заявителя, прилагаются доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

Статья 15. Рассмотрение заявлений, ходатайств участников исполнительного производства

Заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения в соответствии с их полномочиями в порядке, установленном настоящим Законом.

В случае, если судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения, в который поступили заявление, ходатайство, не правомочны их рассматривать, такие заявление, ходатайство в трехдневный срок направляются для рассмотрения уполномоченному лицу органа принудительного исполнения, о чем уведомляется заявитель.

Если иное не предусмотрено настоящим Законом, заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступления. Результаты рассмотрения заявлений, ходатайств сообщаются заявителю.

В случаях, предусмотренных настоящим Законом, по результатам рассмотрения заявления, ходатайства судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения выносят постановления об удовлетворении заявления, ходатайства полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, которые направляются заявителю.

Глава 2. Участники исполнительного производства. Правопреемство в исполнительном производстве

Статья 16. Участники исполнительного производства

Участниками исполнительного производства являются:

стороны исполнительного производства;

лица, на которых возложена обязанность по совершению определенных действий, связанных с исполнением исполнительного документа, или воздержанию от совершения определенных действий (банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации, организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, третьи лица, собственники имущества (учредители, участники) должника — юридического лица и другие);

лица, содействующие исполнению исполнительного документа (переводчик, понятые, специалист, хранитель имущества и другие).

Статья 17. Стороны исполнительного производства

Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.

От имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в качестве стороны исполнительного производства выступают соответственно государственные органы и местные исполнительные и распорядительные органы. При этом взыскателями по таким исполнительным производствам выступают:

органы, ведущие административный процесс, вынесшие постановления о наложении административного взыскания, за исключением суда, — по исполнительным документам в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;

налоговые и таможенные органы — по исполнительным документам о взыскании налогов, сборов (пошлин) в соответствии с компетенцией, а также иных обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые и таможенные органы;

Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы, местные финансовые органы, финансовые органы администраций районов — по иным исполнительным документам о взыскании сумм в доход государства.

Статья 18. Права и обязанности сторон исполнительного производства

Стороны исполнительного производства имеют право:

знакомиться с материалами исполнительного производства, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, делать выписки из документов, содержащихся в материалах исполнительного производства, снимать за свой счет их копии;

представлять дополнительные материалы, подавать заявления, ходатайства;

участвовать в совершении исполнительных действий, давать объяснения в устной и (или) письменной формах в процессе совершения исполнительных действий;

приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в процессе исполнения исполнительного документа, возражать против ходатайств и доводов других участников исполнительного производства;

заявлять отводы;

пользоваться услугами переводчика при ознакомлении с материалами исполнительного производства, участии в совершении исполнительных действий;

до окончания исполнительного производства заключить мировое соглашение, утверждаемое судом в порядке, установленном процессуальным законодательством;

обжаловать постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя;

пользоваться другими правами, предусмотренными настоящим Законом и иными актами законодательства.

Стороны исполнительного производства обязаны:

представлять судебному исполнителю информацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее дня, следующего за днем его исполнения;

представлять судебному исполнителю сведения об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения не позднее трех дней со дня изменения;

представлять объяснения, документы и материалы, запрошенные судебным исполнителем в установленном порядке;

являться по вызову судебного исполнителя;

совершать другие действия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 19. Правопреемство в исполнительном производстве

В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерти гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица, уступки права (требования), перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) судебный исполнитель по заявлению стороны исполнительного производства или по собственной инициативе производит замену выбывшей стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Правопреемство возможно на любой стадии исполнительного производства.

Замена стороны исполнительного производства ее правопреемником производится на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих переход прав и обязанностей стороны исполнительного производства к правопреемнику, если такое правопреемство допускается законодательством, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством.

Для правопреемника все исполнительные действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

О замене стороны исполнительного производства ее правопреемником или об отказе в такой замене судебный исполнитель выносит постановление, которое является неотъемлемой частью исполнительного документа.

Статья 20. Участие в исполнительном производстве представителей сторон исполнительного производства

Граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, участвуют в исполнительном производстве лично или через своих представителей. Личное участие граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в исполнительном производстве не лишает их права иметь представителей.

Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, могут быть адвокаты, законные представители, близкие родственники (родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки), супруг (супруга), иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами. Если по исполнительному документу на должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, возложены обязанности, которые он должен исполнить только лично, то такой должник не вправе действовать через представителей.

Юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, участвуют в исполнительном производстве через свои органы или своих представителей в пределах прав, предоставленных им актами законодательства или учредительными документами.

Представлять интересы юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, вправе руководители либо работники этих юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, адвокаты, иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Статья 21. Лица, которые не могут быть представителями сторон исполнительного производства

Представителями сторон исполнительного производства не могут быть:

несовершеннолетние, не обладающие дееспособностью в полном объеме;

граждане, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

судьи, следователи, прокуроры, работники органов принудительного исполнения и судов, за исключением случаев, когда указанные лица участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей сторон исполнительного производства.

Статья 22. Участие в исполнительном производстве законных представителей

Права и законные интересы несовершеннолетних, не обладающих дееспособностью в полном объеме, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, в исполнительном производстве представляют их законные представители.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *