Стадия наблюдения

Содержание

Что такое процедура наблюдения, каковы сроки наблюдения и каковы последствия процедуры?

Процесс банкротства начинается с подачи заявления в арбитражный суд о признании юрлица финансово несостоятельным. Инициатором процедуры могут выступать сам должник, его кредиторы или уполномоченные органы. В случае признания заявления обоснованным независимо от того, от кого оно поступило, суд принимает решение о введении в отношении юрлица процедуры наблюдения.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно.

Что такое процедура наблюдения

Процедура наблюдения – это первый подготовительный этап в процессе банкротства. Наблюдение вводится по нормам п. 1 ст. 62 127-ФЗ при принятии положительного решения арбитражным судом по результатам рассмотрения заявления о признании компании неплатежеспособной.

На рассмотрение заявления о банкротстве у арбитражного суда будет 1 месяц, и если он придет к выводу, что компания не отвечает критериям неплатежеспособности, то выносит постановление об отказе в возбуждении дела и процесс наблюдения не вводится.

Введение наблюдения обозначает, что компания соответствует признакам банкротства:

  1. Она обладает неисполненными обязательствами перед кредиторами и уполномоченными инстанциями по гражданско-правовым договорам, зарплате и выходным пособиям, обязательным платежам в размере не менее 300 тыс. р. Размер долговых обязательств является обоснованным и документально подтвержденным.
  2. Просрочка по долговым обязательствам составляет 3 месяца и более.

Наблюдение имеет важное значение для банкротства юрлица, так как позволяет понять характер финансовых затруднений в компании. Если они носят временный характер, то в отношении юрлица может быть введен один из этапов реабилитации. В случае если участники процесса придут к выводу, что финансовый кризис в компании имеет необратимый характер и восстановить нормальную финансовую динамику невозможно, то должника официально признают банкротом и введут в отношении него финальную стадию банкротства.

Основным целевым предназначением наблюдения является сохранение должника как самостоятельное юрлицо через поиск путей для погашения требований кредиторов. Для этого решается ряд задач, в частности, принимаются меры по обеспечению сохранности имущества должника.

В определении о введении наблюдения суд назначает временного управляющего, кандидатура которого была указана в заявлении на банкротстве. При этом руководство компании продолжит функционировать, хотя и с некоторыми ограничениями.

После того как в отношении должника вводится процедура наблюдения, для него наступают следующие гражданско-правовые последствия:

  1. Требования кредиторов допускается предъявлять исключительно в установленном законом порядке опосредованно через арбитражный суд.
  2. Исполнительные производства по взысканию задолженности с компании-должника приостанавливаются, аресты и иные ограничительные меры по отношению к имуществу перестают действовать.
  3. Доли в уставном капитале погашать по причине выхода из участия в обществе запрещено, не допускается выплата дивидендов и иное распределение бизнес-прибыли.
  4. Изъятие собственником унитарного предприятия своего имущества недопустимо.
  5. Недопустимо проведение зачета требований, если подобного рода сделка нарушает установленную законом очередность погашения требований кредиторов.
  6. Штрафные и прочие финансовые санкции перестают начисляться.

Наблюдение имеет ценность не только для кредиторов должника, которым оно гарантирует недопущение злоупотреблений со стороны юрлица (например, в виде вывода активов или предпочтений при погашении обязательств перед определенными кредиторами).

Также оно имеет важные преимущества для должника: позволяет избавиться от прямых требований кредиторов, получить «передышку» от уплаты штрафов, сохранить имущество от рейдерских захватов.

Срок процедуры наблюдения

В самой статье 62 127-ФЗ, которая регулирует наблюдательную процедуру в отношении должника, не содержится указания на конкретные сроки наблюдения. Но в п. 3 ст. 62 127-ФЗ подчеркивается, что стадия наблюдения завершается с учетом положений ст. 51 127-ФЗ.

Статья 51 127-ФЗ регулирует общие сроки банкротства, и, согласно ей, максимальный временной период введения наблюдения составляет 7 месяцев. Сроки наблюдения начинают отсчитываться с даты принятия арбитражным судом определения о признании заявления должника обоснованным и переходе к этапу наблюдения.

Указанный временной промежуток в 7 месяцев не означает, что суд введет данную процедуру на этот срок: он может обозначить и более сжатые временные рамки. При установлении сроков наблюдения судья будет опираться на наименьшие сроки, которые необходимы для проведения наблюдения и оценки размера задолженности, величины активов должника и реализации иных задач этапа. Затягивать этап наблюдения нецелесообразно из-за увеличения финансовых и временных затрат на банкротство.

Обычно дата завершения наблюдения в определении арбитражного суда обозначается как дата следующего судебного заседания по делу о банкротстве, а дату окончания этапа прописывать не нужно. К следующему судебному заседанию должны быть пройдены обязательные стадии для дела о банкротстве, в частности, проводится собрание кредиторов.

О том, что в отношении должника ввели процедуру наблюдения, арбитражный управляющий в обязательном порядке сообщает в Федреестр и публикует сообщение в газете «Коммерсантъ». На это ему отводится не более 10 дней после вынесения судом определения о введении наблюдения. Таким образом, сведения о банкротстве юрлица становятся доступными для всех заинтересованных лиц на основании ст. 28 127-ФЗ. В сообщении приводятся реквизиты арбитражного суда, должника, сведения о временном управляющем и информация для передачи заявлений кредиторами на предъявление требований.

Для того чтобы заявить о своих требованиях должнику и включить их в официальный реестр, у кредиторов будет 30 дней с момента публикации сообщения о наблюдении. Если они не уложатся в отведенные сроки, то смогут заявить о своих требованиях и на других этапах банкротства вплоть до закрытия реестра (реестр закрывается в течение 2 месяцев после введения в отношении должника процедуры конкурсного производства).

Но если кредиторы не успевают заявить о требованиях должнику в течение месяца после введения наблюдения, то они утрачивают статус участников процесса и не смогут принять участие в первом собрании кредиторов, которое имеет определяющее значение для дальнейшего хода процесса банкротства.

В течение 3 дней после введения наблюдения арбитражный управляющий обязан оповестить об этом руководство компании и передает директору запрос на получение финансовой и бухгалтерской документации для последующего аудита и анализа.

За указанный семимесячный промежуток временный управляющий должен решить следующие задачи:

  1. Провести проверку юрлица на наличие признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.
  2. Анализ финансового положения компании-должника, расчет задолженности, определение резервов для дальнейшего ведения бизнеса.
  3. Разработка и подготовка реестра требований кредиторов. Требования кредиторов включаются в реестр на основании поступивших от них заявлений.
  4. Созыв и проведение первого собрания кредиторов.

Что происходит по окончании стадии наблюдения

Процесс завершения этапа наблюдения регламентируется ст. 75 127-ФЗ. Здесь подчеркивается, что наблюдение может быть завершено только по итогам прохождения важнейшего этапа в ходе наблюдательной процедуры – первого собрания кредиторов. Именно по итогам первого собрания кредиторов принимается решение о дальнейшей судьбе должника и передается соответствующее ходатайство в арбитражный суд (на основании ст. 74 127-ФЗ). По результатам первого собрания могут быть приняты решение о целесообразности перехода:

  • к внешнему управлению;
  • к финансовому оздоровлению;
  • к конкурсному производству.

Таким образом, по сути, у должника есть два варианта событий по результатам наблюдения – пройти комплекс реабилитирующих мероприятий на этапе внешнего управления или финансового оздоровления и восстановить свою платежеспособность либо получить официальный статус банкрота. Последний вариант означает, что по результатам конкурсного производства имущество компании будет распродано, и она будет ликвидирована.

Кредиторы, как и на любом другом этапе признания несостоятельности, могут принять решение о подписании мирового соглашения с должником, и тогда процесс банкротства будет приостановлен.

По результатам первого кредиторского собрания готовится официальный протокол. Временный управляющий в обязательном порядке передает суду протокол в течение 5 дней после его формирования. Окончательное определение о переходе к следующему этапу банкротства выносит арбитражный суд.

Истечение сроков наблюдения: допускается ли продление

После истечения сроков наблюдения его допускается продлить по решению арбитражного суда. Сроки для продления также не могут составлять более 7 месяцев. Такой вариант возможен в случае, если собрание кредиторов по каким-либо причинам не было проведено на этапе наблюдения, оно признано несостоявшимся или на нем не удалось решить вопрос о будущем этапе банкротства в отношении юрлица.

При продлении сроков наблюдения арбитражный судья опирается на положения ст. 51 127-ФЗ. В своем определении о продлении этапа наблюдения суд должен обязать кредиторов и управляющего провести собрание. Если же продленные ранее судом сроки наблюдения так же истекают, а собрание кредиторов так и не приняло решение, то суд вправе самостоятельно принять решение:

  1. О переходе к финансовому оздоровлению. Но для этого варианта в суд должны поступить соответствующие ходатайства от юрлица-должника, собственников активов унитарного предприятия, государственных органов или третьих лиц. Связано это с тем, что реабилитирующие процедуры предполагают разработку плана мероприятий по погашению задолженности, а суд разрабатывать его не может.
  2. О переходе к внешнему управлению – такое решение принимается судом при наличии оснований прогнозировать возможное восстановление платежеспособности при переходе функций руководства к профессиональному внешнему управляющему.
  3. О признании должника банкротом и введении конкурсного производства – это решение принимается чаще всего и подтверждает невозможность исполнения обязательств должником.

Таким образом, процедура наблюдения вводится на период до 7 месяцев с возможностью продления на такой же период. Решение о дальнейшем ходе процесса банкротства принимается арбитражным судом по результатам проведенного собрания кредиторов. Это может быть введение в отношении должника этапов внешнего управления, финансового оздоровления или конкурсного производства либо подписание мирового соглашения на свободных условиях.

Светлана Асадова Эксперт в сфере права и финансов Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Процедуры банкротства

Банкротство (несостоятельность) — признанный арбитражным судом или объявленный должником факт неспособности последнего удовлетворять требования кредиторов в полном объеме или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после констатации арбитражным судом признаков неплатежеспособности должника.

Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве (в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены).

Кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Проведение процедур банкротства в РФ регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» No 127-ФЗ от 26 октября 2002 года, далее Законом о банкротстве.

Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица или по месту жительства гражданина.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Основными задачами проведения процедур банкротства являются:

  • возврат долгов кредиторам;
  • восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.

Процедуры банкротства проводят соответственно:

  • наблюдение — временный управляющий;
  • финансовое оздоровление — административный управляющий;
  • внешнее управление — внешний управляющий;
  • конкурсное производство — конкурсный управляющий;

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния. В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.

Начало процедуры банкротства

В принципе, вопрос о начале процедур банкротства юридически может быть решен по-разному. Так, по закону о банкротстве США, в отношении должника сразу открывается либо процедура ликвидации, либо реорганизации (по ходатайству должника или кредитора). Однако затем ликвидационная процедура может быть преобразована в реорганизационную, и наоборот. Во Франции, так же как и в России, существует вспомогательная процедура наблюдения. В Германии все дела сразу начинаются открытием конкурсного производства, а затем уже может быть введен план реструктуризации.

При определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:

  • признание требований заявителя обоснованными и необходимость введения наблюдения;
  • утверждение временного управляющего;
  • размер вознаграждения временного управляющего и источник его выплаты.

Если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно выдвинуть кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение отложить рассмотрение вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более 15 дней.

Определение о введении наблюдения и определение об утверждении временного управляющего подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы, что не приостанавливает их исполнение.

Таблица 6.1. Наблюдение как процедура банкротства

Применяется к должнику в целях:
  • обеспечения сохранности имущества должника;
  • составления реестра требований кредиторов;
  • проведения первого собрания кредиторов.
Не применяется
  • к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации;
  • к отсутствующему должнику;
  • к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств;
  • к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями
Срок Законом не установлен, однако наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве. Срок рассмотрения дела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев (по закону 1998 г. — не более 3 месяцев с продлением не более чем на 2 месяца).
Начало

При подаче заявления конкурсными кредиторами и уполномоченным органом по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику на основании определения арбитражного суда

При подаче заявления самим должником с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом

Орган управления Руководство предприятия-должника под контролем временного управляющего
Специфика

Предприятие-должник продолжает деятельность под руководством администрации. Невозможны: ликвидация реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов, представительств; также невозможны: выпуск ценных бумаг, выход из состава участгиков, выплата дивидентов и т.д.; сделки с имуществом, превышающим 5 % балансовой стоимости активов.

Сделки, связанные с выдачей займов, кредитов, поручительств, гарантий и т.п., возможны только с разрешения временного управляющего, назначаемого арбитражным судом. Арбитражный управляющий занимается формированием реестра требований кредиторов, проведением анализа финансового состояния должника и обеспечением мер по сохранности его имущества.

Окончание процедуры

С момента:

  • признания должника банкротом и открытия конкурсного производства;
  • введения финансового оздоровления;
  • введения внешнего управления;
  • утверждения мирового соглашения.

После вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения складывается следующая ситуация:

  • в течение наблюдения требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а лишь выявляются путем их предъявления через собрание или комитет кредиторов. Это предоставляет должнику возможность работать, несмотря на долги, а также возможность оценить целесообразность продолжения своей деятельности либо ее ликвидации;
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. В этом случае кредитор может предъявить свои требования к должнику в рамках дела о банкротстве;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда. При этом подразумевается, что исполнительные документы вступили в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если же такие исполнительные документы приняты судом после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то их принудительное исполнение приостанавливается и не может осуществляться до завершения рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве;
  • запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, то после введения наблюдения определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и прекращения деятельности иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями. С введением наблюдения в деле о банкротстве появляется особая фигура — временный управляющий, который утверждается арбитражным судом и действует параллельно с руководством должника.

Органы управления должника с момента введения наблюдения могут совершать исключительно с письменного согласия временного управляющего сделки следующих видов:

  • связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения.
  • связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. Контроль над этими сделками осуществляет временный управляющий, который дает разрешение на их осуществление.

Кроме того, по решению суда этот перечень может быть расширен, т. е. суд может запретить совершать без согласия временного управляющего любую сделку.

Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручению клиентов, подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Наряду с этим есть решения, которые не могут принимать ни органы управления должника, ни временный управляющий. К ним относятся решения:

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации организации-должника;
  • о создании юридических лиц или участии в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций (уставный капитал может быть увеличен за счет дополнительных вкладов учредителей);
  • о выходе из состава участников должника — юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц (по закону о банкротстве 1998 г. такие сделки могли осуществляться с согласия временного управляющего).

С момента введения наблюдения любые ограничения по распоряжению имуществом должника, в том числе аресты имущества должника, могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Временный управляющий, как и другие арбитражные управляющие, утверждается арбитражным судом.

Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям:

  • контроль за действиями руководства должника;
  • изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности оздоровления или ликвидации должника, а также сбор информации о кредиторах.

Вопрос об отстранении руководителя всегда является одним из самых важных, поскольку некомпетентное или заведомо преступное руководство зачастую является причиной банкротства. С другой стороны, причины кризиса могут быть связаны с внешними факторами, например с кризисом на уровне экономики государства. При этом руководитель организации-должника лучше разбирается в специфике работы предприятия, чем только что пришедший, пусть и
высококвалифицированный, временный управляющий. Поэтому в мировой практике известны три варианта управления должником в случае его банкротства:

  • управление руководством должника (самоуправление);
  • управление специально назначенным управляющим или далее группой управляющих (доверительное управление, арбитражный управляющий, временная администрация);
  • управление руководством под контролем специально назначенного лица.

Выбор системы управления обычно зависит от анализа причин, в результате которых положение должника ухудшилось. Однако закон о банкротстве Российской Федерации не дает возможности оценить эффективность работы руководства должника, поскольку в любом случае во время наблюдения и финансового оздоровления полномочия руководителя ограничиваются, а во время внешнего управления и конкурсного производства руководитель вообще отстраняется, и его место занимает арбитражный управляющий.

Но если руководителем организации-должника не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускаются иные нарушения требований законодательства Российской Федерации, то арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя возлагается на временного управляющего.

Права и обязанности временного управляющего

В целях защиты интересов-кредиторов и сохранения имущества должника закон о банкротстве наделяет временного управляющего широким кругом прав и обязанностей.

Так, временный управляющий имеет право получать любую, в том числе и конфиденциальную, информацию о деятельности организации- должника, которую ему обязано предоставить руководство, и т.д. (см. табл. 6.2).

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, в который включаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Одной из обязанностей временного управляющего является установление требований кредитора. Это очень важный вопрос, поскольку при этом определяется не только сумма долгов, но и количество голосов, которыми обладает кредитор на собрании.

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования в «Российской газете» сообщения о введении наблюдения. Кредиторы могут предъявлять свои требования и после этого срока, но тогда эти требования будут рассматриваться судом после введения процедуры, следующей за наблюдением, и соответственно кредиторы не будут допущены к голосованию на первом собрании кредиторов.

Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. К требованиям должен быть приложен судебный акт или иные документы, подтверждающие обоснованность этих требований. В этом случае на основании определения арбитражного суда они включаются в реестр требований кредиторов.

При наличии возражений арбитражный суд проверяет обоснованность требований и выносит определение о включении или об отказе включения этих требований в реестр. Это определение возможно обжаловать. При необходимости арбитражный суд может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов до завершения рассмотрения требований.

Первое собрание кредиторов

Цель

Определение дальнейшей судьбы должника

Дата

Не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения

Принимаемые решения (принимаются большинством голосов из присутствующих на собрании)

1. Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о:

  • введении финансового оздоровления;
  • введении внешнего управления;
  • признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства

2. Другие вопросы, в том числе:

  • образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов;
  • определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;
  • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
  • решение иных вопросов, предусмотренных законом о банкротстве

Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится законом о банкротстве собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех кредиторов.

Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов: выявленных конкурсных кредиторов (кредиторов, обратившихся в установленный срок и в установленном законом порядке внесенных в реестр требований кредиторов), уполномоченные органы, представителя, работников предприятий-должников и др.

Решения первого собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов. При банкротстве субъектов естественных монополий топливно- энергетического комплекса первое собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не менее чем 3/4 голосов от их общего числа (это положение действовало до 1 января 2005 г.).

Первое собрание кредиторов — очень важный для должника этап. Цель его проведения состоит в определении кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий на собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются обязательными для кредиторов. Кредиторы могут иметь собственный взгляд на возможность или невозможность оздоровления должника, не совпадающий с результатами анализа.

Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней с даты проведения первого собрания кредиторов.

Последнюю точку в процедуре наблюдения ставит арбитражный суд: он на основании решения первого собрания кредиторов или, руководствуясь законом о банкротстве принимает решение, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения финансового оздоровления или внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.


Процедура наблюдения при банкротстве

Факт того, что организация или частное лицо является неплатежеспособным, подтверждается признанием банкротства в судебном порядке. Однако желающие признать свои долги списанными должны давать себе отчет в том, что процедура присвоения статуса банкрота представляет собой многоступенчатый процесс. Нормы, прописанные в законодательной базе, устанавливают, что получить статус банкрота может лишь то лицо или организация, которые не просто испытывают временные финансовые затруднения, а в принципе потеряла способность выполнять свои обязательства даже при стандартном ведении дел. Для выявления сданного фактора предназначена процедура наблюдения при банкротстве, которая является обязательным для любого заявителя и представляет собой первоначальный этап процесса признания банкротства. Рассмотрим более подробно, в чем заключается данная стадия.

При каких обстоятельствах вводится процедура наблюдения при банкротстве?

Процедуру наблюдения можно охарактеризоваться как реабилитацию, которая включает в себя меры по восстановлению платежеспособности организации.

Для того чтобы реализовать предполагаемые процедурой наблюдения мероприятия привлекается внешний управляющий. Он назначается судом и представляет собой замену имеющихся управленцев компании в подавляющем большинстве вопросов. Данному управляющему передаются в полном объеме полномочия по управлению имеющимся имуществом и по принятию решений касательно дальнейшей деятельности организации. Что касается руководства компании, то они сохраняют за собой возможность решать узкий спектр вопросов. Например, без согласия управляющего может быть проведена сделка на сумму менее пяти процентов общей стоимости активов организации. Также они не могут проводить реорганизацию предприятия и инициировать создание филиалов.

Отметим, что при наблюдении деятельность фирмы продолжается, поэтому работники остаются на своих рабочих местах и продолжают выполнять свои функции.

Первое собрание кредиторов

Можно выделить две основные цели, на реализацию которых направлено осуществление наблюдения:

  • оставить компанию на рынке для того чтобы она продолжала свою хозяйственную деятельность и после экономического восстановления осуществила погашение имеющихся долгов;
  • принять решение об осуществлении ликвидации юридического лица в том случае, если меры по улучшению ее экономического состояния не принесут желаемых результатов, поэтому единственным способом удовлетворить запросы кредиторов является реализация имущества должника.

Для выполнения одной либо второй цели проводится ряд мероприятий, среди которых можно выделить следующие:

  • сохранение имущества, которое числится на балансе организации;
  • провести комплексный анализ финансового положения, в котором оказалась компания;
  • собрать информацию о выставляемых должнику требованиях, упорядочить их и оформить в виде реестра, после чего оповестить кредиторов о начатой в отношении должника процедуре банкротства в виде первоначального этапа наблюдения;
  • организация собрания кредиторов и его проведение.

По итогам выполнения всего комплекса мер необходимо сделать вывод о том, возможно ли спасение платежеспособности организации, или необходимо рассматривать вариант о ее ликвидации.

Таким образом, сложно недооценить важность позиции и поведения внешнего управляющего, ведь именно от него зависит, как будет организована деятельность компании во время реализации процедуры наблюдения. Оптимальный результат достигается в том случае, если поставленные управляющим цели соответствуют интересам как самой фирмы, так и ее кредиторам.

Следует подчеркнуть, что за свою работу внешний управляющий получает гонорар, размер и источник которого указывается в подаваемом заявлении на банкротство и утверждается арбитражным судом.

Сроки проведения наблюдения при банкротстве

Согласно действующим нормам законодательства максимальный срок, на который устанавливается проведение процедуры наблюдения, составляет семь месяцев.

При окончании срока, который отведет на осуществление мер по наблюдению при банкротстве, назначенное управляющим лицо представляет специальный отчет. Он должен содержать в себе следующую информацию:

  • описание предпринятых мер по восстановлению платежеспособности потенциального банкрота;
  • оценка имеющегося на текущий момент финансового состояния должника;
  • выдвижение предложений по дальнейшей оптимизации материального положения компании, которая оказалась в затруднительном положении.

В качестве приложения к отчету выступает протокол о проведении собрания кредиторов.

Окончание процедуры наблюдения

Далее на основе представленных данных судом принимается решение о дальнейших действиях по отношению к должнику. В том случае если все долги были погашены, дело о банкротстве объявляется закрытым. Промежуточное выступающее следствием процедуры банкротства наблюдение финансовое оздоровление направлено на дальнейшее восстановление экономических показателей деятельности компании с целью приобретения возможности погашения имеющейся задолженности перед кредиторами. При невозможности реализации данного мероприятия по упрощенной процедуре производится переход к финальной стадии – конкурсному производству и ликвидации организации.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Команда Bankiros.ru 20 534 просмотра 32 Расскажите друзьям: Подпишитесь на Bankiros.ru

Основные этапы банкротства

Банкротство – довольно длительный и сложный процесс, направленный прежде всего на финансовое оздоровление предприятий-должников и возвращение им способности нормально осуществлять свою деятельность, включая расчеты со всеми кредиторами.

Когда же финансовое оздоровление невозможно и пройдены все необходимые для этого стадии банкротства, применяется принудительная ликвидация компании и распродажа всего имеющегося имущества юридического лица.

Этапы процедуры банкротства – это совокупность принятых мер в отношении должника, направленные на восстановление его платежеспособности или ликвидации. Моментом начала процедуры банкротства является подача искового заявления в арбитражный суд.

Законом предусмотрены следующие стадии банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Процедура признания несостоятельности предприятий, компаний, фирм или иных видов юридических лиц включает все этапы банкротства, кроме мирового соглашения, которое может быть применено к любому этапу банкротства и заключается в исключительных случаях.

Первая стадия – наблюдение

Наблюдение – это процедура банкротства, вводимая арбитражным судом при вынесении определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

На данной стадии банкротства осуществляется анализ финансового состояния предприятий, определяется стоимость всего имущества и проводится инвентаризация, выявляются кредиторы. Цель данной процедуры – определить, действительно ли должник не может удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на данный момент. Эта процедура позволяет определить реальное финансовое положение должника и в то же время сохранить его имущество.

Во время процедуры наблюдения руководитель предприятия и иные органы управления могут продолжать осуществлять свои основные полномочия с ограничениями, установленными законом. Но в случае нарушения законодательства о несостоятельности суд может отстранить руководителя от должности по ходатайству временного управляющего. Органы управления предприятий должны предоставлять по требованию временного управляющего любую информацию, связанную с их деятельностью.

В процессе стадии наблюдения временный управляющий должен опубликовать в официальном издании сообщение о введении наблюдения в трехдневный срок. Затем в течение 14 дней с момента опубликования сообщения уведомить всех кредиторов должника.

В это же время временный управляющий должен провести анализ финансового состояния и определить стоимость всего имущества предприятия для покрытия необходимых судебных издержек, на выплату вознаграждений арбитражным управляющим и на определение возможности восстановления платежеспособности в установленные законом порядке и сроки.

На основании анализа финансового состояния, результата инвентаризации имущества, анализа документов о государственной регистрации прав собственности временный управляющий готовит предложение о возможности или невозможности восстановить платежеспособность должника и обосновывает целесообразность ведения последующих процедур банкротства.

Кредиторы имеют право предъявить свои требования в течение 30 дней со дня публикации объявления о введении наблюдения. Затем эти требования направляются в арбитражный суд, временному управляющему и должнику с приложением судебного акта и других документов, которые подтверждают обоснованность этих требований.

Временный управляющий должен определить дату проведения первого собрания кредиторов и уведомить об этом всех заинтересованных лиц, которые имеют право на участие в этом собрании. Первое собрание должно пройти не позднее 10 дней до дня окончания стадии наблюдения.

На этом собрании кредиторы могут принять решение ввести финансовое оздоровление и внешнее управление или обратиться с ходатайством в суд о признании должника банкротом и начале конкурсного производства.

Решение о введении финансового оздоровления должно обязательно содержать срок, утвержденный план финансового оздоровления, графики погашения задолженности и основные требования к кандидатуре административного управляющего.

Решение о введении внешнего управления должно содержать срок такого управления и основные требования к кандидатуре внешнего управляющего.

Основываясь на решение собрания, суд может вынести следующее:

  • определение о введении внешнего управления или финансового оздоровления;
  • решение о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства;
  • решение об утверждении заключенного мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве.

Вторая стадия – финансовое оздоровление

Должник на основании решения своих учредителей может обратиться к первому собранию кредиторов или в арбитражный суд и ходатайствовать о введении финансового оздоровления, но не позднее, чем за 15 дней до дня проведения собрания.

Финансовое оздоровление и утверждение административного управляющего вводится на основании решения собрания кредиторов в арбитражном суде.

Должник обязан предоставить административному управляющему не позднее чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления отчет о результатах его проведения и баланс на последнюю отчетную дату. Кроме того, необходимо предоставить отчет о прибыли, убытках и документы, которые подтверждают погашение требований кредиторов.

После этого административный управляющий в течение 10 дней должен рассмотреть предоставленный отчет и составить заключение о выполнении плана, графика погашения задолженности, удовлетворении требований и направить эту информацию кредиторам и в арбитражный суд.

Арбитражный суд после рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления может вынести определение о введении внешнего управления в следующих случаях:

  • если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности предприятия;
  • если подано ходатайство собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению.

Срок финансового оздоровления и внешнего управления не должен превышать 2 года.

Третья стадия – внешнее управление

Арбитражный суд не сразу выносит решение об объявлении лица банкротом и предоставляет ему возможность восстановить платежеспособность, избежать стадию конкурсного производства и тем самым сохранить статус юридического лица.

Внешнее управление (так называемая судебная санация) – это процедура банкротства, которая применяется в целях восстановления платежеспособности должника. Все полномочия по управлению передаются внешнему управляющему. Может продлиться не более 18 месяцев, но возможно продление срока еще на 6 месяцев. Внешнее управление – это своего рода форма предупреждения о банкротстве в рамках законных процедур банкротства.

Правовые последствия внешнего управления:

  • прекращение полномочий руководителя и органов управления должника, возложение управления всеми делами на внешнего управляющего (временный и административный управляющие должны в течение 3-х дней со дня утверждения внешнего управляющего передать ему бухгалтерскую документацию, печати и штампы предприятия);
  • отмена всех принятых ранее мер по обеспечению требований кредиторов;
  • введение моратория на удовлетворение требований.

В течение месяца внешний управляющий должен составить план внешнего управления и предоставить его для утверждения собранию кредиторов. План должен содержать основные меры по восстановлению платежеспособности должника, порядок и условия реализации этих мер, расходы на их реализацию. Утвердить и изменить план может только собрание кредиторов, которое должно пройти не позднее 2-х месяцев с момента утверждения внешнего управляющего.

В плане внешнего управления могут быть предусмотрены такие меры по восстановлению платежеспособности как продажа части имущества, закрытие нерентабельных производств, размещение дополнительных акций, перепрофилирование производства, взыскание дебиторской задолженности и другие меры.

По результатам проведения внешнего управления управляющий должен предоставить собранию отчет, содержащий все сведения об оставшихся и удовлетворенных требованиях, балансе предприятия и приложить к нему реестр требований кредиторов.

Также в отчете должно содержаться предложение либо о прекращении внешнего управления, если платежеспособность предприятия восстановлена или требования кредиторов удовлетворены, либо о продлении срока внешнего управления, либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и начале конкурсного производства.

Если внешнее управление завершается составлением мирового соглашения или погашением всех требований, внешний управляющий остается исполнять обязанности руководителя предприятия до избрания нового руководителя.

Четвертая стадия – конкурсное производство

На следующей стадии банкротства начинается процедура конкурсного производства. После признания судом должника банкротом сообщение об этом публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ». Цель этой процедуры – соразмерное удовлетворение требований кредиторов с помощью распределения конкурсной массы.

На этом этапе банкротства существование юридического лица прекращается. Конкурсное производство вводится на один год, но срок может быть продлен до 6 месяцев. Суд утверждает конкурсного управляющего, который приглашает оценщика для проведения инвентаризации имущества и формирования конкурсной массы – денежных средств, полученных от продажи всего имущества должника.

Кредиторы, пожелавшие принять участие в конкурсе, должны предъявить свои претензии в течении 2-х месяцев со дня подачи объявления о признании должника банкротом. По истечении этого срока реестр требований закрывается и конкурсный управляющий начинает рассчитываться с кредиторами в порядке очередности.

Вне очереди удовлетворяются требования по оплате судебных расходов, погашению коммунальных услуг, выплаты вознаграждения арбитражному управляющему и текущая заработная плата.

В первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда жизни и здоровью. Ко второй очереди относятся требования по выплате заработной платы, выходных пособий и авторских вознаграждений. К третьей очереди относятся требования остальных кредиторов.

После всех расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в суд отчет о проведенном конкурсном производстве и документы, которые подтверждают продажу всего имущества должника и погашение требований кредиторов. Затем суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое конкурсному управляющему необходимо предоставить в течение 5 дней в налоговую инспекцию. После этого налоговыми органами вносится запись о ликвидации должника в ЕГРЮЛ.

Мировое соглашение

Мировое соглашение – это заключенная договоренность между должником и кредиторами в отношении исполнения обязательств. Соглашение может быть заключено на любом этапе банкротства.

Решение заключить мировое соглашение может быть принято большинством голосов конкурсных кредиторов на собрании.

Мировое соглашение заключается в письменном виде и утверждается арбитражным судом. Суд может утвердить мировое соглашение только после погашения долгов по требованиям первой и второй очередности. Утверждение соглашения судом во время процедур банкротства служит основанием для прекращения дела о банкротстве.

Односторонний отказ от соглашения не допускается.

В мировом соглашении указываются размеры, сроки исполнения обязательств и способы их прекращения, могут быть включены такие условия как уступка прав требования, отсрочка исполнения и т. д. При этом исполнение обязательств описывается в денежной форме.

В случае неисполнения условий мирового соглашения должником кредиторы могут предъявить свои требования в общем установленном законодательством порядке даже без расторжения мирового соглашения.

Если пройти все стадии банкротства и суммировать сроки их прохождения, то вся процедура банкротства займет более 4-х лет: наблюдение – 7месяцев, финансовое оздоровление и внешнее управление -2 года, конкурсное производство -1,5 года. Хотя на практике восстановление платежеспособности предприятий и компаний занимает обычно не менее 5 лет.

Стадия наблюдения в несостоятельности юридического лица

Законом Российской Федерации «О несостоятельности(банкротстве)» определен четкий механизм и последовательность введения этапов банкротства юридических лиц. Самым важным из пяти законодательно установленных стадий процедуры является наблюдение, результаты которого определяют дальнейшую судьбу организации. Наблюдение является подготовкой для запуска процесса ликвидации либо оздоровления компании и носит обязательный характер, что нельзя сказать о других этапах банкротства предприятия.

Когда вводится процедура наблюдения при банкротстве предприятия?

Введению стадии наблюдения при банкротстве предприятия предшествует принятие арбитражным судом ходатайства об инициировании процесса и проведение проверки на соответствие организации критериям банкротства:

  • сумма долга перед кредиторами составляет более 300 000 рублей;
  • просрочка по выплатам кредитору составила более 90 дней.

Организация может самостоятельно подать заявление о несостоятельности и признать свою неплатежеспособность или же инициатором процесса может выступать кредитор, желающий погасить свою дебиторскую задолженность.

К сведению Следует знать, что провоцирование процедуры о несостоятельности в корыстных целях, таких как сокрытие фактов хищения имущества и средств юридического лица или уклонение от обязательств перед контрагентами, является незаконным. Фиктивная несостоятельность может обернуться для руководителя компании уголовным наказанием, если его действия либо бездействие повлекли за собой долги или иной ущерб.

Проверка обоснованности заявления о банкротстве предприятия требует изучения судом финансовой отчетности компании. Бланки отчетности на дату, предшествующую текущему отчетному периоду, организация-должник как ответчик обязана предоставить в обязательном порядке в пятидневный срок после требования суда.

Информация Всего от подачи заявления до внедрения судом стадии наблюдения процедуры несостоятельности может пройти не более 30 дней, если решение не было обжаловано компанией-ответчиком.

Запуская процедуру наблюдения, суд преследует следующие цели:

  • анализ исков кредиторов, подсчет общего размера задолженностей и формирование списка;
  • обеспечение максимальной сохранности имущества юридического лица;
  • определение дальнейшего направления деятельности компании либо ее прекращение.

При незаконном привлечении денежных средств в отношении юридических лиц применение стадии наблюдения, как и само банкротство невозможно. Также вводить наблюдение как этап банкротства нельзя, если организация запустила процесс ликвидации.

Как проводится наблюдение при несостоятельности юридического лица?

Статья 28 ФЗ 128 обязывает информировать действующих и потенциальных контрагентов юридического лица об инициировании стадии наблюдения путем опубликования соответствующих данных в газете “Коммерсантъ”, которую Правительство определило официальным изданием. О начале процедуры несостоятельности предприятия также должны быть уведомлены банки, в которых имеется действующий расчетный счет должника, налоговый орган по месту регистрации, судебные приставы и иные контролирующие органы.

В период процедуря наблюдения деятельность организации осуществляется в прежнем режиме, за исключением некоторых ограничений:

  1. юридическое лицо не вправе проводить реорганизацию либо открывать дополнительные филиалы;
  2. запрещен выпуск ценных бумаг и перепродажа акций компании;
  3. состав учредителей не может быть изменен;
  4. запрещено перечисление дивидендов владельцам акций;
  5. имущественные сделки ограничены суммой, равной не более 5% от балансовой стоимости активов юридического лица.

Информация Наблюдение в банкротстве как оценочный этап не лишает руководителей должности и основных полномочий, но ограничивает их в принятии решений по вопросам, касательно выдачи займов, кредитов, предоставления поручительств. В перечисленных случаях руководителю придется согласовывать свои решения и предпринимать любые действия только с письменного разрешения независимого участника процесса — временного управляющего.

Руководить стадией наблюдения при банкротстве юридического лица должен независимый эксперт, назначаемый арбитражным судом — временный управляющий. Управляющий в процессе своей работы должен выполнять ряд следующих задач:

  1. контроль действий и решений руководства для исключения фиктивности банкротства;
  2. анализ финансовых показателей организации;
  3. формирование списка кредиторов и проведение первого собрания;
  4. подготовка заключения и рекомендаций по результатам проверки.

Для выполнения перечисленных задач временный управляющий имеет право получить доступ к любой документации организации, в том числе и содержащей конфиденциальные данные. Отказ в предоставлении доступа со стороны руководства юридического лица расценивается как воспрепятствование работы управляющего в процедуре наблюдения и сокрытие достоверных данных.

Чтобы определить суммарную задолженность юридического лица перед его кредиторами временный управляющий формирует реестр должников, который фиксирует требования каждого отдельного кредитора и в зависимости от размера долга определяет его долю голоса. Реестр формируется в течение всей процедуры, однако кредиторы, предъявившие свои требования в первые 30 дней с момента введения наблюдения, входят в первое собрание кредиторов и имеют право голоса при принятии решений о дальнейшей судьбе должника.

Дата проведения собрания с целью совместного определения дальнейшей деятельности юридического лица назначается временным управляющим не позднее 10-ти дневного срока до окончания процедуры. На собрании управляющий озвучивает результаты собственной финансовой проверки и рекомендует варианты выхода из сложившейся ситуации, которые могут быть приняты либо оспорены кредиторами. Решение по каждому из выдвинутых вопросов принимается путем голосования. Результаты голосования и перечень вопросов фиксируется в протоколе процедуры наблюдения, который временный управляющий должен в пятидневный срок передать в арбитражный суд. К основным рассматриваемым вопросам относятся:

  1. определение дальнейших действий относительно должника — введение следующего этапа банкротства либо полное прекращение процедуры, что снимает все ограничения с деятельности организации и восстанавливает полномочия руководителя;
  2. если не было принято мировое соглашение и процесс признания несостоятельности перешел на следующий этап, большинством голосов назначается ответственный за его проведение арбитражный управляющий. Кроме того из числа присутствующих на собрании определяется кредиторский комитет, который будет представлять интересы всех кредиторов и назначается держатель реестра.

По завершении наблюдательного этапа формируется пакет документов, который временный управляющий должен передать в арбитражный суд для принятия окончательного решения о прекращении процедуры банкротства либо введении следующего этапа. Пакет документов включает отчет о деятельности управляющего, его экспертное заключение и рекомендации, а также протокол собрания кредиторов.

К сведению Что касается вознаграждения временного управленца, то его размер определяется в арбитражном суде при назначении его на должность в соответствии со статьей 20.7 закона о банкротстве. Вознаграждение выплачивается за весь срок процедуры, обязанность по его уплате ложится на должника.

Сколько длится процедура наблюдения при банкротстве организации?

Максимальный срок с момента принятия арбитражным судом заявления до передачи результатов наблюдения временным управляющим составляет 7 месяцев. Из этого срока месяц уходит на обоснование заявления и назначение судом управляющего и полгода непосредственно на его работу. На практике длительность этапа в среднем составляет 4-5 месяцев.

Если во время наблюдения юридическое лицо и его кредиторы сумели найти выход из ситуации и заключили мировое соглашение, по ходатайству кредиторов процедура наблюдения прекращается досрочно.

На этапе наблюдения при банкротстве юридического лица участниками процедуры являются следующие субъекты:

  • юридическое лицо, являющееся ответчиком в данном процессе;
  • кредиторы организации;
  • временный управляющий.

Права и обязанности каждого из субъектов процедуры наблюдения регламентированы законодательством и для удобства восприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1. Права и обязанности участников процедуры наблюдения

Субъект Имеет право: Обязан:
Должник
  • самостоятельно начать процесс признания несостоятельности;
  • осуществлять деятельность в период наблюдения с учетом введенных ограничений;
  • ознакомиться с заключением управляющего;
  • оспаривать решение арбитражного суда в установленном порядке.
  • соблюдать установленные судом ограничения;
  • действовать по согласованию с временным управляющим;
  • предоставлять все запрашиваемые документы управляющему;
  • не препятствовать работе управляющего;
  • оплачивать все расходы, связанные с процессом.
Кредиторы
  • подать заявление о начале процедуры банкротства;
  • участвовать в собрании кредиторов и изучать результаты работы управляющего;
  • выдвигать свою кандидатуру при формировании комитета кредиторов;
  • оспорить решение суда.
  • предоставить документальное обоснование иска;
  • предоставлять достоверные данные;
  • соблюдать закон о банкротстве и иные законодательные акты в период проведения процедуры.
Временный управляющий
  • изучать любые документы, связанные с деятельностью юридического лица;
  • осуществлять контроль за работой организации и ее руководителями;
  • получить вознаграждение, установленное законом о банкротстве;
  • отказаться от участия в банкротстве, подав соответствующее заявление в суд.
  • провести независимую оценку деятельности организации и предложить в качестве рекомендации мероприятия для выхода из сложившейся ситуации;
  • контролировать действия и решения руководства;
  • формировать реестр кредиторов;
  • провести совет первых кредиторов и зафиксировать его результаты в протоколе;
  • предоставить в арбитражный суд отчетную документацию.

Соблюдение прав и обязанностей участниками процесса установления несостоятельности юридического лица сокращает его длительность, исключая возникновения спорных ситуаций и дополнительных судебных разбирательств.

Этапу наблюдения не случайно отводится большая доля от общей длительности процесса банкротства юридического лица. Опираясь на последствия работы временного управляющего и протокол первого собрания, арбитражный суд определяет дальнейшие действия в отношении должника. Последствия полугодового наблюдения в зависимости от принятого в суде решения могут нести как негативный, так и позитивный посыл.

При заключении мирового соглашения между юридическим лицом и его кредиторами стороны самостоятельно оговаривают условия погашения долгов, такие как выплата долга частями, поставка дополнительного объема продукции или услуг или передача кредитору имущества, эквивалентного размеру задолженности, и возможности дальнейшего сотрудничества. В этом случае процесс признания несостоятельности юридического лица прекращается, и организация получает право осуществлять прежнюю деятельность. Однако несвоевременная выплата долгов и иски кредиторов негативно отражаются на репутации компании, что может привести к недостатку контрагентов для осуществления дальнейшей деятельности.

Если же к мирному соглашению прийти не удалось, на основании предоставленных документов о результатах наблюдения по решению суда осуществляется переход к одной из возможных стадий банкротства:

  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.

Следует отметить, что переход к следующему этапу не всегда означает крах компании и признание его полной несостоятельности. Напротив, если наблюдение было направлено на анализ текущей ситуации и разработку мероприятий, направленных на решение проблем, то последующие стадии включают конкретные действия, направленные на стабилизацию платежеспособности организации, возврат существующих долгов и преодоление кризисного периода.

Информация Что касается последствий процедуры наблюдения для сотрудников организации, то на данном этапе они продолжают выполнять свои обязанности и работают в прежнем режиме. Но это не лишает их права при желании поменять место работы.

Банкротство является весьма сложным и дорогостоящим процессом, требующим четкого соблюдения действующего закона “О банкротстве” в последней редакции. Особое внимание требуется уделить этапу наблюдения как основополагающему при определении дальнейшей стратегии деятельности юридического лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *