Ст 33 ФЗ

Статья 33 Трудового кодекса РФ при увольнении

Ст. 33 ТК РФ: официальный текст

Скачать ст. 33 ТК РФ

Статья 33 Трудового кодекса РФ при увольнении

Значение ст. 33 КЗоТ

Трудовое законодательство: изменения 2002 года

Содержание ст. 33 в ТК РФ

Аналог ст. 33 КЗоТ в ТК РФ

Перечень причин увольнения по ст. 33 КЗоТ

Общие пункты старой ст. 33 КЗоТ и новой ст. 81 ТК РФ

Новшества ст. 81 ТК РФ в сравнении со ст. 33 КЗоТ

Смещение акцентов в ст. 81 ТК РФ по отношению к ст. 33 КЗоТ

Итоги

Значение ст. 33 КЗоТ

В Кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗоТ), утвержденном ВС РСФСР 09.12.1971 (или старом Трудовом кодексе) ст. 33 играла важную роль, т. к. содержала перечень оснований, дающих право администрации организации инициировать по собственной инициативе расторжение трудового договора с работником. Чаще всего увольнение по 33 статье Трудового кодекса означало, что работник уволен в связи с прогулом или систематическими дисциплинарными нарушениями. Это, соответственно, имело негативную смысловую окраску для него и в дальнейшем служило препятствием для нормального трудоустройства.

Хотя перечень оснований, содержавшийся в статье 33 старого Трудового кодекса РФ, в действительности был более широким и не всегда предполагал наличие нарушения дисциплины. Например, сюда относились также увольнения в связи с ликвидацией организации или из-за сокращения численности работающих.

Трудовое законодательство: изменения 2002 года

С 01.02.2002 на смену КЗоТ пришел новый закон — Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Необходимость его принятия была вызвана существенными изменениями как в общественно-политической жизни России, так и экономических отношениях. В области трудового права изменения потребовались главным образом:

  • в связи с ростом роли рыночных отношений в стране;
  • появлением работодателей иных форм собственности, чем те, при которых создавался КЗоТ.

Новый закон должен был по-новому сформулировать принципы взаимоотношений между работодателем и работником, переведя их отношения в русло договорных и максимально защитив при этом интересы каждого из них.

Сохранив преемственность многих положений старого закона (около 50%), новый ТК РФ вместе с тем стал значительно подробнее, местами приобрел иное содержание и по-другому оказался разбит на главы и статьи. Количество последних, в частности, существенно выросло. В результате изменилась их нумерация, и статья 33 Трудового кодекса РФ вопросы увольнения больше не рассматривает.

Между тем у работающих, не вникавших в тонкости изменения трудового законодательства, сохранилась память об увольнении по этой статье, поэтому часто в разговоре можно услышать отсылку к ней, подразумевающую увольнение за дисциплинарный проступок. Тем более что у некоторых отметка о ней есть в трудовой книжке. С учетом того, что в реальности давно уже действует иной закон, в котором имеется аналог ст. 33 КЗоТ под другим номером и с существенно измененным содержанием, правильнее применять другую привязку оснований увольнения по инициативе работодателя.

Содержание ст. 33 в ТК РФ

Статья 33 ТК РФ в ее новом варианте переместилась из раздела, отводившегося рассмотрению тонкостей трудового договора, в раздел, посвященный вопросам социального партнерства в сфере труда, и стала называться «Представители работодателей». Уже из ее названия совершенно ясно, что к вопросам увольнения ст. 33 ТК РФ никакого отношения не имеет.

В ее последней редакции ст. 33 ТК РФ состоит из двух частей, посвященных представителям работодателя во взаимодействии:

  • С собственными работниками (их коллективом) при проведении переговоров или разработке (изменении) коллективного договора. Здесь работодатель может быть представлен руководителем юрлица, лично работодателем-ИП или лицами, уполномоченными ими на такое представительство. А для работодателей, учрежденных государственным, региональным или муниципальным органом, таким представителем будет соответствующий государственный орган (ст. 34 ТК РФ).
  • С коллективами работников по вопросам (или спорам) коллективного характера, связанным с заключением (изменением) трудовых соглашений, а также при участии в работе комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения. Здесь интересы работодателей представляет их объединение, сформированное на соответствующем уровне (от территориального до общероссийского). Допускается также создание отраслевых и межотраслевых объединений.

Наличие у работодателей прав на объединение утверждают:

  • ст. 2 закона РФ «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ;
  • п. 2 ст. 7 закона РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 № 92-ФЗ.

Аналог ст. 33 КЗоТ в ТК РФ

Содержание, аналогичное ст. 33 КЗоТ, в новом законе приобрела ст. 81 ТК РФ, отразившая уточненный и расширенный (в сравнении с КЗоТ) перечень оснований увольнения, связанных с инициативой работодателя.

Изменения содержания выразились не только в существенном увеличении количества причин увольнения (13 против прежних 8), но и в расширении текста пояснений к ним. При этом 2 основных положения, присутствовавшие в ст. 33 КЗоТ, перенесены и в ст. 81 ТК РФ:

  • работодателю для некоторых ситуаций вменяется в обязанность попытка трудоустроить работника у себя прежде, чем увольнять его;
  • запрещается увольнение, вызванное инициативой работодателя, в период нахождения работника на больничном или в отпуске.

О том, какие возможны сочетания ситуаций увольнения и болезни, читайте в статье «Возможно ли увольнение во время больничного?».

Перечень причин увольнения по ст. 33 КЗоТ

Ст. 33 КЗоТ увольнение работника по инициативе работодателя связывала:

  • с ликвидацией организации или сокращением ее штата (п. 1);
  • несоответствием занимаемой должности из-за уровня квалификации или состояния здоровья (п. 2);
  • систематическими дисциплинарными нарушениями, выражающимися в неисполнении трудовых функций или правил трудового распорядка (п. 3);
  • прогулом, к которому приравнивалось отсутствие на работе более 3 часов за рабочий день (п. 4);
  • болезнью, длящейся более 4 месяцев подряд, если это не декретный отпуск и не увечье (заболевание), являющееся следствием связанных с производством факторов (п. 5);
  • восстановлением на работе работника, ранее занимавшего должность нынешнего сотрудника (п. 6);
  • появлением на работе в состоянии опьянения какого-либо вида (п. 7);
  • совершением кражи, факт которой подтвержден решением суда или иного органа, привлекшего работника к наказанию (п. 8).

Оговорка о необходимости предшествующей увольнению попытки трудоустройства по месту этой же работы относилась к причинам, связанным:

  • с п. 1 — ликвидацией (сокращением штата);
  • п. 2 — несоответствием должности;
  • п. 6 — восстановлением уволенного ранее работника.

Общие пункты старой ст. 33 КЗоТ и новой ст. 81 ТК РФ

В новой ст. 81 ТК РФ сохранены причины увольнения, вызванные:

  • Ликвидацией (прекращением деятельности) работодателя или сокращением его штата. При этом произведена разбивка этих причин на два самостоятельных пункта.
  • Несоответствием должности по причине недостаточной квалификации. Появилось требование о необходимости подтверждения несоответствия квалификации аттестационной комиссией. Причина, связанная с состоянием здоровья, из пункта изъята.
  • Систематическими проступками дисциплинарного характера.

Подробнее о нарушениях дисциплинарного характера, в т. ч. совершаемых систематически, читайте в материале «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».

  • Прогулом, которому равнозначно отсутствие на работе больше 4 часов подряд. В этом пункте не только увеличена протяженность времени отсутствия, но также детализировано определение прогула и уточнено место, в отношении которого может идти речь об отсутствии на работе.
  • Появлением на работе в состоянии опьянения какого-либо вида.
  • Совершением кражи, факт которой подтвержден решением суда или иного органа, привлекшего работника к наказанию. Эта причина дополнена такими основаниями, как умышленное причинение вреда имуществу, выразившееся в растрате его или намеренной порче (уничтожении).

Соответственно, осталось в силе и требование к работодателю, обязывающее к попытке трудоустройства сотрудников, предваряющей увольнения, вызванные сокращением численности или недостаточной квалификацией работников.

Новшества ст. 81 ТК РФ в сравнении со ст. 33 КЗоТ

Несохранившиеся в ст. 81 ТК РФ основания, присутствовавшие в ст. 33 КЗоТ, в новом законе были перенесены в другие статьи:

  • несоответствие должности по состоянию здоровья трансформировалось в основание, указанное в п. 8 ст. 77 ТК РФ (невозможность подбора работы, соответствующей состоянию здоровья, или отказ работника от такой работы);
  • длительная болезнь теперь может в зависимости от ситуации привести к увольнению либо по п. 8 ст. 77 ТК РФ (невозможность подбора работы, соответствующей состоянию здоровья, или отказ работника от такой работы), либо по п. 5 ст. 83 ТК РФ (полная неспособность к труду);
  • восстановление работника, ранее работавшего на месте нынешнего сотрудника, переместилось в список оснований, не зависящих от воли сторон (п. 2 ст. 83 ТК РФ).

Новыми основаниями, появившимися в ст. 81 ТК РФ, стали:

  • Перемена собственника юрлица (п. 4) как основание для увольнения руководителя этого юрлица, его заместителей и главного бухгалтера.
  • Однократно совершенный грубый дисциплинарный проступок (п. 6), в перечень которых вошли прогул, появление на работе в состоянии опьянения какого-либо вида и совершение хищения (растраты, умышленной порчи или уничтожения имущества). Кроме того, сюда же попали такие причины:
    • разглашение какой-либо из тайн, оказавшейся известной работнику;
    • нарушение требований охраны труда, приведшее к тяжелым последствиям или созданию угрозы их.
  • Виновные действия работника, имеющего дело с материальными ценностями, послужившие причиной утраты доверия к нему (п. 7).
  • Сокрытие или искажение сведений о собственных или полученных членами семьи доходах, расходах, имуществе и обязательствах, связанных с имуществом, если это значимо для занимаемой должности (п. 7.1).
  • Аморальный поступок воспитателя (п. 8).
  • Необоснованное решение руководителя юрлица (его филиала), его заместителей или главного бухгалтера, приведшее к ущербу для работодателя (п. 9).
  • Разовое грубое нарушение своих должностных обязанностей руководителем юрлица (его филиала) или его заместителем (п. 10).
  • Подлог в документах, предъявленных при оформлении трудового соглашения (п. 11).
  • Дополнительно введенные в трудовое соглашение с руководителем (или руководителями) юрлица (п. 13).
  • Иные случаи (п. 14), которые для определенных категорий работников установлены соответствующими законами. Это могут быть отказ от медицинского освидетельствования, дисквалификация, отсутствие гражданства РФ или необходимых личных качеств. Два таких основания содержит и ТК РФ:
    • решение, принятое собственником в отношении руководителя юрлица (п. 2 ст. 278);
    • принятие на полную ставку работника на место, ранее занятое совместителем (ст. 288).

Часть этих оснований (пп. 7, 8, 10, 13 ст. 81 ТК РФ) присутствовала ранее в ст. 254 КЗоТ и описывалась как возникающие в определенных условиях.

Имевшиеся в ст. 33 КЗоТ пояснения о попытке трудоустройства, предваряющего увольнение в некоторых случаях, а также о запрете увольнения в период болезни и отпуска в ст. 81 ТК РФ дополнены условиями о необходимости:

  • проведения аттестации работников в соответствии с нормами трудового законодательства;
  • приложения максимальных усилий для трудоустройства работника до его увольнения, вплоть до предложений нижестоящей должности и работы в другой местности;
  • соблюдения при ликвидации филиала правил, применяемых при ликвидации юрлица;
  • неприменения увольнения позже 1 года с момента обнаружения таких проступков, как утрата доверия в связи с виновными действиями по отношению к имуществу (п. 7 ст. 81 ТК РФ) и аморальный поступок воспитателя (п. 8 ст. 81 ТК РФ), если они совершены не на работе или не в связи с трудовыми функциями.

Смещение акцентов в ст. 81 ТК РФ по отношению к ст. 33 КЗоТ

Причины увольнения, содержавшиеся в ст. 33 КЗоТ, так же как и основания, приведенные в ст. 81 ТК РФ, делятся на 3 группы:

  • происходящие из-за изменений в организационной структуре работодателя;
  • связанные с наличием вины работника;
  • иные.

Из ст. 33 КЗоТ в них, соответственно, попадают:

  • ликвидация работодателя, сокращение штата;
  • дисциплинарные нарушения: систематические, прогул, опьянение, кража;
  • несоответствие занимаемой должности, длительная болезнь, восстановление ранее работавшего сотрудника.

В ст. 81 ТК РФ в эти группы относятся:

  • ликвидация работодателя, сокращение штата, перемена собственника;
  • систематические и однократные грубые нарушения дисциплины труда, утрата доверия, аморальный поступок, виновность руководителя, сокрытие или искажение сведений о себе;
  • несоответствие занимаемой должности, дополнительные основания для руководителя, другие случаи.

Таким образом, если не брать в расчет те основания, которые в действительности не зависят от воли ни работника, ни работодателя (длительная болезнь, восстановление ранее работавшего сотрудника), то основания увольнения по инициативе работодателя оказались дополненными целым рядом причин дисциплинарного характера (в т. ч. тех, которые в трудовом законодательстве ранее вообще отсутствовали) и мотивами, обусловленными решениями собственника (в т. ч. различающимися в зависимости от формы собственности).

Итоги

Ст. 33 действующего ТК РФ по своему содержанию никакого отношения к вопросу увольнения не имеет, но ассоциируется с имеющей такой же номер статьей уже отмененного КЗоТ, которая напрямую касалась вопросов увольнения по инициативе работодателя. В действующем ТК РФ аналогом ст. 33 КЗоТ является ст. 81, существенно расширенная в сравнении со своей предшественницей.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Статья 33 УК РФ. Виды соучастников преступления

Новая редакция Ст. 33 УК РФ

1. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.

2. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.

4. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

5. Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Комментарий к Статье 33 УК РФ

1. Соучастниками в зависимости от степени участия каждого лица в совершении преступления признаются исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

2. Исполнитель — это лицо, которое: а) непосредственно совершило преступление или б) непосредственно участвовало в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями) либо в) совершило преступление посредством использования других лиц, не подлежащих УО в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных УК РФ (ч. 2 коммент. статьи).

3. Организатор — это лицо, которое: а) организовало совершение преступления или б) руководило исполнением преступления либо в) создало организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию), а равно г) руководило организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) (ч. 3 коммент. статьи).

3.1. Организатор разрабатывает план совершения преступления, руководит его осуществлением, действиями всех участников, вербует исполнителей, снабжает их орудиями, средствами и прочим оснащением для совершения преступления.

4. Подстрекатель — это лицо, своим активным поведением склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом (ч. 4 коммент. статьи).

4.1. Подстрекатель не принимает непосредственного участия в осуществлении объективной стороны состава преступления, тем не менее его действия так же, как и других участников преступления, сопряжены с умыслом на достижение единого преступного результата.

4.2. Подстрекатель может возбудить у исполнителя решимость совершить преступление помимо уговора, подкупа, угрозы и другими способами, такими, например, как убеждение, просьба, обещание, шантаж, обман, физическое насилие. Способ подстрекательства зависит от многих свойств объективного и субъективного порядка, в том числе от характера намечаемого преступления, от человеческих качеств подстрекаемого лица.

5. Пособник — это лицо, которое: а) содействовало совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления, а равно устранением препятствий либо б) заранее обещало скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления, а равно предметы, добытые преступным путем либо в) заранее обещало приобрести или сбыть такие предметы (ч. 5 коммент. статьи).

5.1. Укрывательство признается заранее обещанным, если о нем была достигнута договоренность до или в момент совершения преступления (до его завершения). Здесь укрыватель является пособником в совершенном преступлении, если он не принимал участия в осуществлении объективной стороны его состава.

5.2. Если речь идет о заранее не обещанном сокрытии, то соучастия нет, а может быть укрывательство, причем только особо тяжкого преступления (ст. 316).

5.3. Если имеет место заранее не обещанное приобретение (или сбыт) предметов преступного посягательства, то соучастия также нет, а есть приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175), или легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174).

5.4. Можно выделить физическое и интеллектуальное пособничество в преступлении. Физическое пособничество — предоставление средств или орудий совершения преступления, устранение препятствий, сокрытие орудий, средств, следов преступления или самого преступника, а равно предметов, добытых преступным путем, приобретение или сбыт этих предметов. Интеллектуальное пособничество — содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации.

6. Подстрекательство всегда имеет место до совершения преступления, а пособничество как до, так и после совершения преступления. Если во время совершения преступления пособник хотя бы на йоту прикасается к осуществлению объективной стороны состава преступления, то он переходит в разряд соисполнителей преступления. Например, предоставляет транспортное средство для совершения кражи (пособник), но в последний момент решает собственноручно управлять транспортным средством — вывозить похищенное имущество (соисполнитель).

Другой комментарий к Ст. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Уголовному закону известны три разновидности исполнителя.

Первая из них — исполнитель, непосредственно совершающий преступление, т.е. единолично выполнивший всю объективную сторону преступления.

Второй разновидностью исполнителя является соисполнитель, непосредственно участвующий в совершении преступления совместно с другими лицами. Все эти лица именуются соисполнителями, поскольку все вместе они выполняют объективную сторону преступления. При этом для констатации соисполнительства достаточно, чтобы каждый из соисполнителей выполнил хотя бы часть объективной стороны преступления.

Третьей разновидностью исполнителя является «посредственный исполнитель». В данном случае субъект, могущий нести уголовную ответственность, использует для совершения преступления лицо, не подлежащее в силу каких-либо причин уголовной ответственности. При этом способный понести уголовную ответственность субъект непосредственно не участвует в выполнении объективной стороны преступления и фактически выполняет роль организатора (пособника, подстрекателя). Однако в силу закона он рассматривается как «посредственный исполнитель» преступления, совершенного не подлежащим уголовной ответственности лицом.

2. Из определения организатора, данного в ч. 3, можно выделить четыре разновидности организаторской деятельности.

Во-первых, организатором преступления признается лицо, организовавшее совершение преступления, т.е. подготовившее совершение преступления в целом или в большей его части посредством разработки плана совершения преступления, приискания соучастников, орудий и средств совершения преступления, обучения соучастников и т.д.

Во-вторых, организатором признается лицо, руководившее исполнением преступления, т.е. лицо, упорядочивающее деятельность соучастников по непосредственному совершению преступления как на месте его совершения, так и вне его.

В-третьих, организатором признается лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию), т.е. лицо, итогом деятельности которого по приисканию соучастников, орудий и средств совершения преступления, разработке планов совершения преступлений и т.д. стало создание организованной группы или преступного сообщества (преступной организации).

В-четвертых, организатором признается лицо, руководившее организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), т.е. лицо, возглавляющее уже созданную им самим или другим лицом организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию).

3. Подстрекателем является лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. Склонение к совершению преступления должно носить конкретный характер, т.е. вызывать у индивидуально определенного лица желание совершить определенное преступление и быть направлено на возбуждение такого желания, хотя при этом и не требуется четкой детализации преступных действий.

4. В зависимости от характера деятельности пособника пособничество делится на два вида: интеллектуальное и физическое.

К интеллектуальному пособничеству относятся дача исполнителю советов, указаний и предоставление иной информации, существенно облегчающих совершение преступления и содержащих информативные сведения. К интеллектуальному пособничеству также относятся заранее данное обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно заранее данное обещание приобрести или сбыть такие предметы. Единственное исключение, известное судебной практике, когда в отсутствие заранее данного обещания приобрести или сбыть предметы, добытые преступным путем, такие действия могут быть признаны пособничеством, основывается на систематическом их совершении в прошлом, дающем исполнителю преступления рассчитывать на подобное содействие в совершении преступления в будущем (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1962 г. N 11 «О судебной практике по делам о заранее не обещанном укрывательстве преступлений, приобретении и сбыте заведомо похищенного имущества»).

К физическому пособничеству относятся предоставление средств или орудий совершения преступления либо устранение препятствий. Физическое пособничество возможно путем как действия, так и бездействия и должно оказывать исполнителю существенную помощь в совершении преступления.

Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее – Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

До принятия Закона № 57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81).

📌 Реклама Отключить

Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ, регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее – Правила).

📌 Реклама Отключить

В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

Процедура, предшествующая увольнению

В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения – сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81), – ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

📌 Реклама Отключить

Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами.

📌 Реклама Отключить

До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22).

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности. 📌 Реклама Отключить

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

📌 Реклама Отключить

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

📌 Реклама Отключить

К сведению

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Обратите внимание

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

📌 Реклама Отключить

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

Преимущественное право на замещение вакантной должности

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

– квалификацию;

– уровень профессионального образования;

– результаты профессиональной служебной деятельности, –

и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ, согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

📌 Реклама Отключить

Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст.31, 33 и 38 Закона № 79-ФЗ.

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4ст. 31 Закона № 79-ФЗ. Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819).

📌 Реклама Отключить

Аттестация служащих

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

📌 Реклама Отключить

– о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

– об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

– служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

– не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

📌 Реклама Отключить

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

– подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– направляется для получения дополнительного профессионального образования;

– понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

📌 Реклама Отключить

Процедура прекращения служебного контракта

В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ.

Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

📌 Реклама Отключить

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

📌 Реклама Отключить

Обратите внимание

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П, ст. 261 ТК РФ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

К сведению

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

📌 Реклама Отключить

Аналогично ст. 180 ТК РФ, если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

  1. «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  2. «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
  3. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
  4. «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».
  5. «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».

Основания расторжения служебного контракта и увольнения государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы

Основаниями расторжения служебного контракта и увольнения государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы являются:

  • соглашение сторон служебного контракта;

  • истечение срока действия срочного служебного контракта;

  • расторжение служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего;

  • расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (государственного органа власти);

  • перевод государственного гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган власти или на государственную службу иного вида;

  • отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

  • отказ государственного гражданского служащего от перевода на иную должность государственной гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе власти;

  • отказ государственного гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом власти;

  • обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;

  • нарушение установленных законодательством о государственной гражданской службе обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности государственной гражданской службы;

  • выход государственного гражданского служащего из гражданства РФ;

  • несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных законодательством о государственной гражданской службе;

  • нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой:

  • утрата государственным гражданским служащим доверия;

  • коррупционные правонарушения государственного гражданского служащего.

Расторжение служебного контракта и увольнение государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы:

  • оформляются правовым актом государственного органа власти.

Статья 33 «Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

Для удобства все основания расторжения служебного контракта и увольнения государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы и соответствующие этим основаниям законодательные нормы представлены в следующей таблице:

Основания расторжения служебного контракта и увольнения государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы Статья Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе
Соглашение сторон служебного контракта Статья 34 «Расторжение служебного контракта по соглашению сторон»
Истечение срока действия срочного служебного контракта Статья 35 «Расторжение срочного служебного контракта»
Расторжение служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего Статья 36 «Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего»
Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (государственного органа власти) Часть 7 статьи 27 «Испытание на гражданской службе» и статья 37 «Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя»
Перевод государственного гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган власти или на государственную службу иного вида Часть 1 статьи 28 «Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение»
Отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта Статья 29 «Изменение существенных условий служебного контракта»
Отказ государственного гражданского служащего от перевода на иную должность государственной гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе власти Часть 2 статьи 28 «Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение»
Отказ государственного гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом власти Часть 1 статьи 28 «Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение»
Обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта Статья 39 «Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон»
Нарушение установленных законодательством о государственной гражданской службе обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности государственной гражданской службы Статья 40 «Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта»
Выход государственного гражданского служащего из гражданства РФ Статья 41 «Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства РФ»
Несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных законодательством о государственной гражданской службе Статья 15 «Основные обязанности гражданского служащего»,
Статья 16 «Ограничения, связанные с гражданской службой»
Нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой Статья 17 «Запреты, связанные с гражданской службой»
Утрата государственным гражданским служащим доверия Статья 59.2 «Увольнение в связи с утратой доверия»
Коррупционные правонарушения государственного гражданского служащего Статья 59.3 «Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения»

Ниже рассмотрены некоторые особенности расторжения служебного контракта и увольнения государственных гражданских служащих с государственной гражданской службы.

Расторжение служебного контракта и увольнение государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы по соглашению сторон:

  • служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон служебного контракта

  • с одновременным освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и

  • увольнением с государственной гражданской службы.

Статья 34 «Расторжение служебного контракта по соглашению сторон» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

Расторжение срочного служебного контракта с государственным гражданским служащим и его увольнение:

  • срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем государственный гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 7 дней до дня освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы;

  • срочный служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется;

  • срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего государственного гражданского служащего, за которым сохраняется должность государственной гражданской службы, расторгается с выходом этого государственного гражданского служащего на службу, а служащий, замещавший эту должность, освобождается от замещаемой должности и увольняется;

  • по истечении установленного срока полномочий государственного гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы категории «РУКОВОДИТЕЛИ» или «ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ)», государственный гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность государственной гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий.

При расторжении срочного служебного контракта о замещении государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы в порядке:

  • ротации,
  • освобождении его от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы в случаях его отказа от предложенной для замещения должности государственной гражданской службы по основаниям, указанным в части 9 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе,

государственному гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания.

При этом выходное пособие государственному гражданскому служащему не выплачивается.

Статья 35 «Расторжение срочного служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

Расторжение служебного контракта и увольнение по инициативе государственного гражданского служащего:

  • государственный гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя (руководителя государственного органа власти) в письменной форме за 2 недели;

  • в случае, если заявление государственного гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с государственной гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения службы:

    • зачислением в организацию, осуществляющую образовательную деятельность,

    • выходом на пенсию,

    • переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами,

    • а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта — представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении государственного гражданского служащего;

  • до истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении государственный гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. Освобождение государственного гражданского служащего от замещаемой должности и увольнение не производятся, если на его должность не приглашен другой государственный гражданский служащий;

  • по истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей;

  • в последний день исполнения государственным гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению государственного гражданского служащего обязан выдать ему трудовую книжку, другие документы, связанные со службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет;

  • при расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий исключается из реестра государственных гражданских служащих государственного органа власти, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа власти;

  • по соглашению между государственным гражданским служащим и представителем нанимателя государственный гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с нее ранее срока, указанного выше;

  • по письменному заявлению государственного гражданского служащего он освобождается от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольняется с нее после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности.

Статья 36 «Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

Расторжение служебного контракта с государственным гражданским служащим и увольнение по инициативе представителя нанимателя (государственного органа власти):

При неудовлетворительном результате испытания государственного гражданского служащего представитель нанимателя (государственного органа власти) имеет право:

  • до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с государственным гражданским служащим,

  • предупредив его об этом в письменной форме

  • не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого государственного гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Часть 7 статьи 27 «Испытание на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя (государственного органа власти), а государственный гражданский служащий уволен в случае:

  • его несоответствия замещаемой должности государственной гражданской службы:

    • по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

    • вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

  • утраты представителем нанимателя (государственного органа власти) доверия к государственному гражданскому служащему в случаях:

    • несоблюдения ограничений и запретов,

    • требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и

    • неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

  • неоднократного неисполнения государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

  • однократного грубого нарушения государственным гражданским служащим должностных обязанностей:

    • прогула — отсутствия на служебном месте без уважительных причин более 4-х часов подряд в течение служебного дня;

    • появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

    • разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными государственному гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

    • совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

    • нарушения государственным гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

  • совершения виновных действий государственным гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя (государственного органа власти);

  • принятия государственным гражданским служащим, замещающим должность государственной гражданской службы категории «РУКОВОДИТЕЛИ», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа власти;

  • однократного грубого нарушения государственным гражданским служащим, замещающим должность государственной гражданской службы категории «РУКОВОДИТЕЛИ», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и/или нарушение законодательства РФ;

  • предоставления государственным гражданским служащим представителю нанимателя (государственного органа власти) подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;

  • прекращения допуска государственного гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

  • отсутствия на службе в течение более 4-х месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности);

  • сокращения должностей государственной гражданской службы в государственном органе власти;

  • упразднения государственного органа власти.

Увольнение с государственной гражданской службы по перечисленным основаниям допускается:

  • если невозможно перевести государственного гражданского служащего с его согласия на иную должность государственной гражданской службы.

Государственный гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен по инициативе представителя нанимателя (государственного органа власти):

  • в период пребывания государственного гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее 4-х месяцев подряд,

  • а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

В случае расторжения служебного контракта по этим основаниям:

  • государственному гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания;

  • при этом выходное пособие не выплачивается.

Государственный гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы обязан:

  • сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа власти по вопросам государственной службы и кадров.

Статья 37 «Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

Увольнение государственного гражданского служащего при его отказе от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта:

  • в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя (государственного органа власти) при продолжении государственным гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта;

  • об изменении существенных условий служебного контракта государственный гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за 2 месяца до их введения;

  • если государственный гражданский служащий не согласен на замещение должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе власти или другом государственном органе власти в связи с изменением существенных условий служебного контракта,

  • представитель нанимателя (государственного органа власти) вправе освободить его от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволить с государственной гражданской службы.

В случае письменного отказа государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта:

  • служебный контракт прекращается.

Статья 29 «Изменение существенных условий служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

Увольнение государственного гражданского служащего при его отказе от перевода на иную должность государственной гражданской службы или перемещение:

  • перевод государственного гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы в том же государственном органе, либо перевод государственного гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод государственного гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом:

    • допускается с письменного согласия государственного гражданского служащего;

  • государственному гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности государственной гражданской службы:

    • предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность государственной гражданской службы;

  • в случае отказа государственного гражданского служащего от перевода на иную должность государственной гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе:

    • служебный контракт расторгается,

    • государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности государственной гражданской службы и

    • увольняется с государственной гражданской службы.

Не является переводом на иную должность государственной гражданской службы и не требует согласия государственного гражданского служащего:

  • перемещение его на иную должность государственной гражданской службы без изменения должностных обязанностей,

  • установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Статья 28 «Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

Увольнение государственного гражданского служащего по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон служебного контракта:

  • служебный контракт прекращается, государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности государственной гражданской службы, увольняется с гражданской службы и с его согласия включается в кадровый резерв в связи с:

    • призывом государственного гражданского служащего на военную службу или направлением его на альтернативную государственную гражданскую службу;

    • восстановлением на службе государственного гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность государственной гражданской службы, по решению суда;

    • избранием или назначением государственного гражданского служащего на государственную должность;

    • наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с государственной гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ;

    • исполнением государственным гражданским служащим государственных обязанностей в случаях, установленных федеральным законом.

  • служебный контракт прекращается, государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольняется с государственной гражданской службы в связи с:

    • осуждением к наказанию, исключающему возможность замещения должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

    • признанием полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением;

    • признанием недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

    • достижением предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе, за исключением случаев, когда срок государственной гражданской службы государственному гражданскому служащему продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе;

    • применением к государственному гражданскому служащему административного наказания в виде дисквалификации;

  • в случае смерти (гибели) государственного гражданского служащего либо признания государственного гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу:

    • служебный контракт прекращается.

Статья 39 «Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

Прекращение служебного контракта с государственным гражданским служащим и увольнение вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта:

  • служебный контракт с государственным гражданским служащим прекращается вследствие нарушения обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы и прохождения государственной гражданской службы в случае:

    • заключения служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности гражданской службы или заниматься определенной деятельностью;

    • заключения служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

    • отсутствия у лица соответствующего документа об образовании и о квалификации, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний;

  • в случае прекращения служебного контракта по указанным причинам представитель нанимателя (государственного органа власти) выплачивает государственному гражданскому служащему месячное денежное содержание, если нарушение правил заключения служебного контракта допущено не по вине государственного гражданского служащего.

Статья 40 «Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

Увольнение государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия:

Государственный гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

  • непринятия мер по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

  • непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

  • участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

  • осуществления предпринимательской деятельности;

  • вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

  • нарушения государственным гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и/или пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Представитель нанимателя (органа государственной власти), которому стало известно о возникновении у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов:

  • подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия им мер по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов,

  • стороной которого является подчиненный ему государственный гражданский служащий.

Сведения о применении к государственному гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения:

  • включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу,

  • в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия,

  • предусмотренный статьей 15 «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия» Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции».

Статья 59.2 «Увольнение в связи с утратой доверия» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *