Следственный комитет это прокуратура

Чем отличается прокуратура от следственного комитета?

Россияне старшего поколения твердо уверены, что полиция расследует преступления небольшой тяжести. А тяжкими преступлениями, такими как убийство, занимается прокуратура.

То, что было заложено в память с детства, позабыть сложно. Для таких людей у нас шокирующая новость: прокуратура вообще не расследует преступления. Причем уже давно. 15 января 2011 года имевшийся в прокуратуре следственный отдел был выделен в отдельную структуру, названную следственным комитетом (СК).

Давайте выясним, чем отличается следственный комитет от прокуратуры и какая из этих структур главная. Если к вам предъявляют претензии прокуратура или следственный комитет, отличие для вас не велико — ваши дела довольно плохи. Обязательно наймите себе адвоката.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 33 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Что такое прокуратура и чем она занимается

Прокуратура — это система государственных органов, занимающихся надзором за выполнением законодательства страны и соблюдением прав и свобод граждан. Помимо этого, на прокуратуру возложена обязанность представлять сторону обвинения в судах по уголовным делам, часть из этих дел готовит к суду комитет.

Деятельность прокуратуры регулируется специальным Федеральным законом №2202-1 от 17.01.1992 года. Этим законом, помимо контроля соблюдения конституционных прав и законодательства РФ, прокуратура наделена и дополнительными функциями. Функцию проведения следствия по важным делам из этого закона уже изъяли и передали ее из прокуратуры в СК.

Прокуратура относится к организациям в которых предусмотрена воинская служба. Те, кто проходят ее, имеют право на ношение боевого оружия. Помимо военной, в прокуратуре предусмотрены правоохранительная и государственная служба.

На какой именно службе находится сотрудник, определяется занимаемой им должностью. К ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной) прокуратура не относится — это отдельная государственная структура.

К задачам прокуратуры относятся:

  1. Надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности.
  2. Представление стороны обвинения в судах по уголовным делам.
  3. Уголовное преследование лиц, совершивших преступления.
  4. Работа с поступающими от граждан заявлениями и обращениями.

Прокуратура имеет собственную вертикаль подчинения и является централизованной системой государственных учреждений. Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Во главе прокуратуры стоит Генеральный прокурор РФ. Состав прокуратуры:

  • генеральная;
  • субъектов Российской Федерации;
  • городов и районов.

Кроме того, в качестве структурных подразделений существуют: Военная прокуратура, учебные заведения, специализированные подразделения и печатные органы.

В рамках своих полномочий прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в работе:

  1. Органов власти федерального, регионального, местного уровня, органов военного управления и контролирующих органов, а также должностных лиц этих инстанций. Прокуратура проверяет на соответствие законодательству все правовые акты, издаваемые такими формированиями.
  2. Органов дознания, следствия, розыска и применения мер принудительного характера. То есть прокуратура контролирует все органы охраны правопорядка, включая следственный комитет.
  3. Органов, организующих исполнение назначенных судом наказаний, а также содержание задержанных и заключенных граждан.

Помимо основных функций, на прокуратуру возложены и дополнительные:

  • координация деятельности всех органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • представление стороны обвинения в судах по уголовным преступлениям;
  • сотрудничество с международными правоохранительными структурами;
  • контроль судебных решений на соответствие их закону;
  • участие в создании законов и других нормативных актов;
  • выпуск специальных изданий прессы;
  • работа с жалобами и обращениями граждан.

Перейдем к рассмотрению структуры и деятельности следственного комитета. Именно так можно понять, в чем разница между СК и прокуратурой.

Что такое Следственный комитет РФ

Следственный комитет — тоже государственный орган, основной задачей которого является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Комитет имеет право проводить предварительное расследование.

В следственном комитете предусмотрена воинская служба, и его сотрудники могут носить боевое оружие. Помимо военной, в рядах следственного комитета, проходят правоохранительную и государственную службу. Кто на какой службе, определяет должность.

Основные функции следственного комитета:

  • проведение проверки сообщений о преступлениях, предварительных расследований и экспертиз;
  • обобщение практики применения законодательных актов;
  • разработка и законодательных актов, требующих решения Президента и Правительства;
  • проведение правовой экспертизы проектов законодательных актов по поручениям Президента;
  • образование и проведение экспертных комиссий и советов;
  • представление в судах интересов следственного комитета;
  • участие в формировании бюджета РФ:
  • взаимодействие с государственными органами иностранных государств, международными организациями и средствами массовой информации;
  • работа с обращениями граждан.

Следственный комитет имеет четкую структуру. Он состоит из:

  • главных следственных управлений, обычных следственных управлений и отделов, приравненных к управлениям в субъектах РФ;
  • межрайонных и обычных следственных отделов;
  • отделений районов и городов.

Итак: следственный комитет и объединяющая прокуроров структура — это военизированные организации, занимающиеся охраной правопорядка. На первый взгляд, они похожи.

Чем отличается СК от прокуратуры и какая организация главная

Сравнивать следственный комитет и другие правоохранительные структуры некорректно. В полной мере это относится и к сравнению с прокуратурой — это две отдельные организации, и разница между ними огромна.

Сравнивать их — это как сравнивать бригаду лесорубов и бригаду скорой помощи: название одинаковое, обе бригады состоят из людей, на этом сходства заканчиваются, во всем остальном эти коллективы отличаются.

Примерно так и у прокуратуры с СК — есть что-то отдаленно похожее, но, в целом, разница между организациями огромна. Главным отличием, конечно, является функциональное предназначение комитета и прокуратуры, остальные отличия проистекают из этого.

Многих интересует, кто главнее — комитет или прокуратура. Этот вопрос тоже некорректен. Это разные организации, не связанные взаимным подчинением. Пересекаются организации в своей деятельности, связанной с привлечением к суду обвиняемых в уголовных преступлениях. Прокурор подписывает наработанное следственным комитетом обвинительное заключение и поддерживает обвинение в суде.

Это позволяет прокурорам оказывать давление на следственный комитет. Кроме того, прокуратура проверяет законность действий следователей комитета и жалобы на них. Это тоже рычаг давления на следственный комитет. Однако это независимые друг от друга структуры, и определить, кто из них главный, невозможно.

Путин вернет Генпрокуратуре общий надзор над Следственным комитетом

«Раньше прокуратура обладала широкими полномочиями, но потом их отобрали. Сейчас широких рычагов влиять на следствие нет, особенно остро это проявилось в деле подмосковных прокуроров, – говорит источник РБК в Следственном комитете. – Влияние прокуратуры осталось только на стадии вынесения обвинительного заключения, но и его можно обойти».

Если законопроект будет принят, прокурорам вернется часть полномочий. Они смогут требовать от следователей выполнения трудового законодательства, соблюдения закона о гостайне, государственной службе и других норм. Поправки уточняют положения закона о прокуратуре в части общего надзора за соблюдением прав работников СКР, сейчас место СКР в системе разделения властей не совсем понятно, говорит партнер практики по разрешению споров «Гольцбалт BLP» Рустам Курмаев.

Два года назад законопроект о распространении общего прокурорского надзора на сотрудников Следственного комитета уже поступал в Госдуму, но тогда его не стали рассматривать, рассказал РБК автор того законопроекта, член думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Поневежский («Единая Россия»).

В нынешней редакции закона СКР не подпадает под проверки Генпрокуратуры, которые она проводит в других ведомствах в рамках общего надзора. СКР считает, что надзор необходим только в рамках УПК, но это не так, говорит депутат. «Надеюсь, теперь этот пробел будет устранен, и Генпрокуратура сможет надзирать за СКР так же, как за всеми другими ведомствами», – отмечает он.

Полномочия прокурора в уголовном процессе, в том числе на стадии осуществления предварительного следствия, определяются Уголовно-процессуальным кодексом (в частности, ст. 37 УПК – права прокурора в уголовном процессе), законопроект его не затрагивает, указывает Курмаев.

С помощью этого закона прокуратура хочет вернуть себе влияние на следствие, не согласен источник в СКР. «Напрямую это сделать не удастся, но они дадут возможность ухудшить положение СКР, забюрократизировать процессы: влиять на трудовую дисциплину, постоянно требовать отчетность», – поясняет он.

Прокурор может получить возможность опосредованно влиять на процесс предварительного следствия через административные, хозяйственные и финансово-экономические проверки, считает Терехин. СКР будет работать как и прежде, но по резонансным делам голос Генпрокуратуры может стать более весомым, это может создать некоторые сложности при расследовании коррупционных дел, связанных с прокуратурой, предполагает Поздняков.

«Это президентский законопроект, и есть все основания полагать, что его быстро примут», – прогнозирует он.

Возможно, таким образом президент хочет сбалансировать расклад сил между Следственным комитетом и Генпрокуратурой небольшим усилением полномочий последней, предполагает политолог Станислав Белковский.

В Генпрокуратуре не ответили на запрос РБК.

Как Следственный комитет отделялся от прокуратуры

В июне 2007 года были приняты федеральные законы №87 «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс РФ и федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и №90 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Из компетенции прокуроров были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Следственный аппарат органов прокуратуры фактически стал самостоятельным ведомством — Следственным комитетом (СК) при прокуратуре. Председатель СК считался первым заместителем генерального прокурора, однако назначался и освобождался от должности решением Совета Федерации по представлению президента. Заместители председателя назначались и освобождались от должности также главой государства, но по представлению руководителя СК, а не генпрокурора. Глава СК самостоятельно определял кадровую политику, структуру и полномочия подразделений ведомства.

15 января 2011 года вступил в силу федеральный закон от 28 декабря 2010 года №403 «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому ведомство подчинялось напрямую президенту, а для назначения главы СК более не требовалось одобрение Совета Федерации. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры должно было «повысить объективность следствия».

Соотношение функций единого следственного комитета и прокуратуры РФ

Библиографическое описание:

Следственный комитет Российской Федерации (СКР) — следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, начавший свою деятельность с 15 января 2011 годах . Структурная схема следственного комитета представлена на рис.1

Рис. 1. Структура Следственного комитета

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» .Структурная схема прокуратуры представлена на рис.2

Рис. 2. Структура Прокуратуры РФ

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимались попытки внести законопроекты о реформировании следственных органов.

О важности налаживания правового механизма уголовного преследования и организации органов его осуществляющих в условиях состязательности и разделения властей Н. В. Муравьев высказался так: «Разделение уголовно-судебных функций (на судебную, защитную и обвинительную) в состязательном уголовном судопроизводстве и потребность в специальном государственном органе, полномочным на реализацию публичного уголовного преследования делает прокуратуру органом обвинительной власти» .

В 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» .

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации . Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

На данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер .

Однако окончательное восстановление вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» .

Согласно пояснительной записке проекта данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, укрепит взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

Возникнет логическая цепь оперативник — следователь — государственный обвинитель — судья, где каждое звено подчиняется своему руководителю, имеет свои критерии работы и ведомственные интересы.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я Чайка является сторонником создания единого следственного комитета и считает, что соотношение функций следственного комитета и прокуратуры должно происходить следующим образом: «Прокурор смотрит за состоянием законности при расследовании преступлений с момента возбуждения уголовного дела, то есть прокурор должен иметь возможность вникать, насколько обоснованно предъявлено обвинение конкретному лицу. Именно с момента предъявления обвинения можно говорить о реализации функции уголовного преследования, и это прерогатива прокурора. Все следственные действия, которые затрагивают конституционные права граждан, которые требуют санкции суда, должны проходить с участием прокурора. Все остальные функции выполняет следствие: руководит, направляет расследование, закрепляет доказательства. Но у прокурора всегда должна быть возможность взаимодействовать со следователем, потому что именно прокурор будет поддерживать обвинение в суде от имени государства» .

Старший помощник руководителя следственного управления В. Р. Аврора по Приморскому краю отмечает: «Подводя итоги трехгодичной деятельности, можно с уверенностью сказать, что создание самостоятельного следственного органа придало новые качественные возможности следствия. Разделение следствия и надзора считаю правильным, так как его можно сравнить с принципом разделением властей: законодательной, исполнительной и судебной. Следователь СКР самостоятельно расследует, принимает решение, но вместе с тем прокуратура осуществляет надзор. При такой расстановке сил качество следствия повышается» .

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации — самостоятельный следственный орган, надзор за уголовно — процессуальной деятельностью которого осуществляет прокуратура Российской Федерации на общих основаниях, как и за остальными правоохранительными органами.

Следственный комитет (СКР) — единая федеральная централизованная система создана путем выделения из иной системы. Одним из результатов реформы досудебного производства и выделения СКР стало противостояние СКР и прокуратуры. Одной из причин конфликта ведомств послужил порядок создания СКР как системы. Вновь созданная система должна аргументировать целесообразность своего образования, а для этого показать большую результативность своей деятельности. Расчлененная материнская система, напротив, стремится к обратному обоснованию — нецелесообразности и неэффективности реформы. Поэтому противостояние и конфликт ведомств на первоначальном этапе становления СКР и прокуратуры, лишенной следствия, был, как представляется, неизбежен и предсказуем .

Ю.Я Чайка считает, что баланс между следствием и надзором нарушен по причине несовершенства законодательства .

Следовательно, пока на законодательном уровне так и не решен вопрос о разделении между ветвями государственной власти таких уголовно-процессуальных функций, как уголовное преследование, составными частями которого являются раскрытие преступлений, впоследствии перерастающее в обвинение, и предварительное расследование, оценивать результативность выделения СКР из органов прокуратуры невозможно.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.12.2012)

  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 03.12.2012) «О прокуратуре Российской Федерации»

  3. Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

  4. Федеральный закон от 06.06.2007 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  5. Федеральный закон от 06.11.2011 N 297-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

  6. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О Следственном комитете Российской Федерации»

  7. Александров А. С. К вопросу о создании единого Следственного комитета / Россия — родина слонов? // Вестник СГАП. 2010. № 6. — С. 17–21.
  8. Маслов И. В. От следственного комитета к единому органу расследования. «Законность», 2012, N 3 из информационного банка «Юридическая пресса»
  9. Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Пособие для прокурорской службы: в 2-х томах. Т. 1. М., 1899. С. 4–5, 26.
  10. Деловое еженедельник «Конкурент». Нужна ли была реформа прокуратуры? От 07.09.2010г. http://www.konkurent.ru/list.php?id=1252
  11. «Прокуратура — государственный поверенный в делах законности» http://www.genproc.gov.ru/genprokuror/interview/document-65710/
  12. Официальный сайт Следственного комитета РФ. http://www.sledcom.ru/

  13. Официальный сайт Прокуратуры РФ. http://www.genproc.gov.ru/

  14. Электронная энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org

Новости

МОСКВА, 24 дек — РИА Новости. Глава Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александр Бастрыкин считает, что разделение полномочий между органами прокуратуры и Следственного комитета оптимально и значительно повысило качество следственных материалов.

В четверг состоялось заседание коллегии СКП РФ под председательством Бастрыкина, посвященное вопросам обеспечения качества предварительного следствия. В ее работе участвовали, в частности, руководители и работники структурных подразделений центрального аппарата ведомства и отдельные руководители его региональных подразделений.

Выступая на коллегии, Бастрыкин отметил, что в результате разделения функций прокурорского надзора и руководства предварительным следствием «сформировано оптимальное соотношение полномочий, что в целом позитивно отразилось на качестве следственных материалов, направляемых в суд с обвинительным заключением».

Как пояснил РИА Новости официальный представитель СКП Владимир Маркин, с момента создания Следственного комитета одним из приоритетных направлений его деятельности является оперативное и качественное расследование преступлений.

Принятые за прошедший период меры позволили значительно улучшить эти показатели работы ведомства, сказал Маркин.

«Если в 2006 году следователям органов прокуратуры для дополнительного следствия судами было возвращено 5 тысяч уголовных дел, то в 2008 году (за полный календарный год работы ведомства) — 2,5 тысячи уголовных дел, то есть в два раза меньше», — отметил Маркин.

Он отметил, что значительно снизилось количество лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности.

«В 2008 году их количество уменьшилось на 22%. На четверть сократилось число оправданных лиц, а также количество прекращенных уголовных дел. Удалось добиться существенного сокращения числа отмененных постановлений о возбуждении уголовных дел (их количество уменьшилось на 41%)», — добавил представитель ведомства.

Кроме того, по словам Маркина, в текущем году на 30% по сравнению с показателями прошлого года сократилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для устранения выявленных недостатков.

Также на 30% сократилось количество лиц, в отношении которых по реабилитирующим основаниям прекращены уголовные дела и вынесены оправдательные приговоры.

«Коллегией отмечены положительные результаты работы на данном направлении деятельности следственных управлений по республикам Бурятия и Коми, Чувашской Республике, Астраханской, Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Калининградской, Орловской, Пензенской, Псковской и Томской областей, Западно-Сибирскому следственному управлению на транспорте», — уточнил Маркин.

В то же время председатель СКП подверг критике работу ряда территориальных подразделений, не обеспечивших должный уровень качества следствия.

«Коллегией принято решение о постановке работы этих подразделений на жесткий контроль аппарата ведомства, даны конкретные указания об устранении имеющихся нарушений в организации работы», — заключил Маркин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *