Сколько получает младший воспитатель в детском саду?

Пять лет назад простая нянечка из Красноярска поинтересовалась у Владимира Владимировича о том, о чем хотели бы спросить все работники детских садов: почему их зарплата — ниже прожиточного минимума?

— В группе у нас до 30 детей, объем работы большой, ответственность просто огромная! – пожаловалась тогда красноярка Виктория Николаевна. — У помощника воспитателя зарплата копеечная — на руки мы получаем 3800 рублей. На эти деньги нужно и за квартиру заплатить, и одеться, и лекарства купить, а что остается на питание? Когда правительство займется вопросами бедности работающего населения?

— Прожить на эти деньги очень сложно, либо практически невозможно, — ответил Владимир Путин. — Вопрос в том, что делать? В декабре прошлого года мы приняли решение о повышении фонда оплаты труда на 30%, но мы при этом предоставили и дали возможность руководителей тех или иных учреждений перейти на стимулирующую систему оплаты труда. И там, где она работает, зарплаты растут. В Красноярске достаточно молодой и энергичный губернатор, и мы обязательно обсудим с ним эту проблему. Если в Красноярске этого не сделано, видимо, пора начинать.

Сразу после этого у красноярских младших воспитателей появились премии в тысячу рублей. В народе их прозвали – хлопонинские.

За прошедшие пять зарплата нянечек, конечно, стала более справедливой. Да, это все еще очень небольшие деньги, но и не те символические суммы, за которые люди трудились раньше.

При окладе в 3 500 нянечки получают со всеми надбавками, в том числе и стимулирующими выплатами, в среднем от 8 000 до 12 000 рублей в месяц. Эти данные мы получили, обзвонив больше десятка красноярских садиков:

— Если сравнить, как было пять лет назад, то, конечно, повысилась у младшего воспитателя зарплата, — рассказала заведующая одного из детсадов Кировского района. – Они сейчас получают из городского бюджета премию в три тысячи рублей (те самые «хлопонинские», проиндексированные прим. Ред.). Плюс стимулирующие. И получается в общей сложности около 12 000 рублей. Так это еще ребенок в детский сад ходит бесплатно.

Что касается воспитателей, то они могут заработать от 10 000 до 21 000 в месяц. Все зависит от стажа, опыта, и, конечно, загруженности. Причем молодой специалист может получить больше даже самого опытного, — если отдаст работе все силы и свободное время.

Анна, воспитатель из садика Советского района Красноярска, три месяца назад вышла из декретного отпуска. Говорит — довольна своей заработной платой, к тому же есть стимул работать больше.

— Я просто воспитатель, оклад – 3 800 рублей, — рассказывает Анна. — Со всеми надбавками получается 11 — 12 тысяч, еще премия добавляется каждый месяц. Все зависит от того, насколько ты «выпендришься»: мероприятие проведешь, подготовишь открытые занятия, или на совещаниях районных выступишь. А если получится одержать победу в конкурсе, то дадут внушительную премию – от 11 до 16 тысяч рублей. Но это редко бывает. В январе я 20 с копейками получила, в феврале тоже. Думаю, и сейчас так же насчитают.

— Стимулирующие выплаты сейчас очень хорошие, — подтвердила заведующая из ДОУ Свердловского района. — Средняя зарплата у воспитателя около 21 000 рублей. У кого-то 24 000, у кого-то 19 000. Например, у нас пенсионерка работает, у нее стимулирующие небольшие. Но просто она не берет дополнительную нагрузку.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Повара и прачки получают по-минимуму

Зато в жизни обслуживающего персонала детских садов мало что изменилось. Как получали минимум, так и получают. Что повар, что прачки.

— Мы получаем голый МРОТ, минимальный прожиточный минимум, — жалуется прачка из детского сада Октябрьского района. – Официальная зарплата не дотягивает часто до минималки. Премией добрасывают, чтобы законно все было. Был приказ, что меньше МРОТ получать нельзя.

Повар из того же садика зарабатывает около 10 000 рублей. Потому что работает за двоих, в буквальном смысле слова. Зарплата одного – около 5 200 рублей.

Так может, и обслуживающему персоналу стоит дозвониться до Владимира Путина. Может, еще какая-нибудь премия появится с народным названием.

Какая зарплата у младшего воспитателя в 2019 году

Молодые мамы, чтобы получить для своего ребенка место в детском саду, часто устраиваются на вакансии, которые не требуют определенной профессиональной подготовки. Чаще всего они выбирают для себя вакансии нянечек (младших воспитателей), бухгалтеров, кухонных работников.

Наиболее часто мамы обращают внимание именно на должность младшего воспитателя, так как эта профессия востребована, и в садах часто необходимы сотрудники на эту вакансию. Требования к соискателям сейчас гораздо ниже, чем были 15-20 лет назад. Однако в связи с ужесточением и расширением круга обязанностей от соискателей на эту должность наличие среднего специального или высшего образования обязательно. Часто при приеме на работу руководители дошкольных учреждений закрывают глаза на профиль, по которому оно было получено. Это частично связано с тем, что при большом количестве обязанностей зарплата у помощника воспитателя не слишком велика.

Какие обязанности придется выполнять

У младшего воспитателя достаточно большая нагрузка. Эти специалисты выполняют широкий круг обязанностей, который заметно вырос за последние годы. В первую очередь все действия няни, а именно так эту должность называют родители, должны быть направлены на создание в группе комфортной и спокойной атмосферы. Кроме того, помощнику воспитателя необходимо думать о соблюдении санитарно-гигиенических норм, переодевать детей и накрывать на столы.

Подробно все обязанности описаны в должностной инструкции, которую в каждом детском саду дают для ознакомления при устройстве на работу или собеседовании с руководителем дошкольного учреждения. Условно можно разделить все обязанности на большие группы:

  • педагогическая деятельность (помощь воспитателю в организации мероприятий, которые положено проводить по распорядку дня);
  • обеспечение безопасности (необходимо охранять жизнь и здоровье все время нахождения ребенка в детском саду, в том числе младший воспитатель обязан оказывать доврачебную помощь);
  • чистота помещений (влажная уборка, смена белья, санобработка игрушек);
  • организация приема пищи детьми (раздача продуктов, перенос их с кухни, сервировка стола);
  • организация сна (переодевание, укладывание и обеспечение тишины и покоя во время отдыха детей);
  • участие в мероприятиях по оздоровлению (подготовка группы к прогулке или в бассейн, организация гигиенических процедур, закаливание под присмотром медицинского работника);
  • участие в воспитательном процессе (например, профилактика вредных привычек и выявление отклонений в поведении).

Обязанностей у помощника воспитателя достаточно много, но при определенной сноровке за рабочий день можно легко все успеть. По нормам, как уже упоминалось выше, наличие педагогического образования приветствуется, но на деле нянечками устраиваются молодые мамы, без его наличия. Это связано с высокой потребностью в таких специалистах, а получить необходимый стаж и навыки можно в процессе работы.

Какая зарплата у младшего воспитательского состава детского сада

Зарплата в этой сфере достаточно низкая, следовательно, наблюдается текучка кадров. Поэтому к кандидатам на эту должность всего два требования: возраст 18 лет и более и успешное прохождение медицинской комиссии (врачи должны дать допуск к работе с детьми). За наработанный трудовой стаж можно получить вторую либо первую категорию. От наличия успехов в этой профессии зависит зарплата. Со временем существует возможность получения педагогического образования и повышения до воспитателя или переход в частное дошкольное учреждение:

  • при опыте работы более трех лет присваивается 1-ая категория;
  • 2-ую категорию получают младшие воспитатели, проработавшие в детском саду более года.

Возможность роста оклада очень привлекает соискателей на должность помощника воспитателя, так как в среднем по стране работники с этой специальностью не получают больше 6-10 тысяч рублей. В Москве и области, как правило, эта сумма немного выше, но не сильно отличается от средней по стране – 12 000 рублей. При этом как работникам бюджетной сферы младшим педагогическим работникам положен ряд льгот и компенсаций.

Читайте также: Повысят ли в следующем году зарплату мировым судьям

Как начисляется зарплата младшего воспитателя

Зарплата складывается из нескольких факторов. Вычисляют ее следующим образом: к голому окладу добавляются проценты за выполнение обязанностей и дополнительные часы. На величину заработной платы может повлиять:

  1. Квалификация. Это уже было затронуто выше, но стоит отметить, что уже в 2018 году произошел существенный пересмотр сетки тарифов и надбавки у младших воспитателей после получения определенной категории стали изменяться более существенно.
  2. Выработка по количеству смен или часов. Например, когда младший воспитатель работает 5 дней в неделю по 10-12 часов, зарплата может быть выше в 1,5-2 раза. Обычно полный рабочий день встречается в детском саду только в случаях нехватки кадров, когда у нянечки нет сменщицы. На коэффициент при расчете часов увеличивается оклад.
  3. По действующему Трудовому кодексу должность младшего воспитателя является тяжелым трудом, и к окладу за нее положена надбавка 10%.
  4. В профилированных учреждениях (для детей с ослабленным здоровьем, в офтальмологическом или логопедическом детском саду), как правило, назначают более высокий базовый оклад или прописывают в договоре надбавки.
  5. В круглосуточных детских садах за наличие ночных смен к окладу добавляется от 15 до 20 процентов.
  6. Зарплата воспитателей и их помощников в языковых дошкольных учреждениях выше на 15%.
  7. В зависимости от региона, работникам положены дополнительные северные надбавки, коэффициент колеблется от 15 до 35%.
  8. За успехи в работе по усмотрению администрации может быть назначена премия.

Некоторые виды надбавок положены только в узкоспециализированных детских учреждениях и не всегда могут быть назначены. Учитывая сравнительно небольшой размер фиксированной ставки, итоговая сумма получается небольшой.

В негосударственных учебных заведениях зарплата в несколько раз выше, но с ростом их количества эта тенденция стала иметь обратный характер. Получить достойную зарплату можно только в престижном детском саду, а в большом количестве недавно открытых учебных заведений оклад ненамного отличается от государственных учреждений. Дошкольные заведения, в которых всем сотрудникам положен хороший оклад, предъявляют к соискателям на должность младшего воспитателя более высокие требования, и текучка кадров там намного ниже, чем в обычных детских садах. При этом нагрузка там намного ниже, в связи с небольшими размерами групп.

На что могут рассчитывать младшие воспитатели в 2019 году

В связи с нестабильной экономической ситуацией, все работники бюджетной сферы, в том числе и воспитатели, переживают: выполнит ли государство свои обещания и продолжится ли реформирование зарплат? Напомним, что в 2012 году был подписан Указ об оплате труда бюджетников. Согласно ему, к 2020 году зарплата специалистов дошкольных учреждений должна быть максимально приближена к среднестатистическим показателям по регионам.

В бюджете на 2019 год заложено повышение оклада младших воспитателей. Это будет дополнением к начатым на сегодняшний день реформам. За последние годы алгоритм начисления зарплаты уже было изменено. За основу теперь берется базовый оклад согласно должности в штатном расписании. Для 2019 года уже прописана более высокая тарифная ставка, на которую далее бухгалтерии будут насчитывать надбавки.

Большое количество вопросов до сих пор остаются нерешенными, и отсюда можно сделать вывод: чтобы к 2020 году радикально поменять размер оплаты труда, необходимо еще не раз за ближайшие два года пересмотреть тарифную сетку.

Зарплата воспитателя детского сада с 01.01.2020 и 01.04.2020 года в России: будет ли повышение и на сколько, размер индексации — последние новости

Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы» прописана необходимость в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. В документе также обозначен срок — 1 апреля 2020 и 2021 года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам государственных ведомств и учреждений, в том числе образовательных, следует ожидать повышение оклада в среднем на 5,5%, а в 2021 году — на 6,8%.

Зарплату с 1 января 2020 года и по итогам первого квартала с 1 апреля 2020 года будут поэтапно повышать работникам казенных, бюджетных и автономных учреждений. В первую очередь, финансирование будет направлено на деятельность врачей (медиков), учителей, воспитателей детских садов (ДОУ), работников культуры и других представителей социальной сферы.
Вывести оклады воспитателей на достойный уровень чиновники смогут в 2020 году, когда размер плановой индексации составит не менее 150%. В государственных учреждениях есть несколько факторов, которые учитываются при начислении заработной платы:
квалификация и присвоенная категория. В 2020 году будет произведен пересмотр тарифной сетки, что скажется на повышении оплаты;
фактически отработанные часы и количество смен. Из-за нехватки кадров обычно есть переработка по этим позициям, что тоже увеличивает выплату;
в ТК указано, что эта работа относится к разряду тяжелых, соответственно, положена прибавка в 10 процентов;
если работа младшего воспитателя проходит в специализированных учреждениях с детьми, имеющими нарушение функций жизнедеятельности, то назначается более высокий оклад либо (по договоренности с руководством) дополнительные выплаты и надбавки;
за круглосуточное пребывание с детьми положена доплата до 20 процентов от общей суммы;
если дошкольное учреждение имеет языковой профиль, то также должна быть финансовая надбавка в 15 процентов;
работа в северных регионах страны также оплачивается по повышенному «северному» тарифу.

На период до 1 января 2020 года доход воспитателей останется на прежнем уровне (в среднем 19 842 рублей, что на 25% ниже зарплаты учителя). Самые большие оклады у воспитателей, работающих в Москве и области. Они могут похвастаться почти 25 000 рублей заработка. Город на Неве сильно проигрывает, оклады не превышают 16 000. По остальным городам России средняя зарплата составляет от 6 000 до 15 000 рублей. Конечно, это показатель для бюджетных работников.
Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.
На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.
«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.
Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.
Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.
На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.
«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.
Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».
«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.
В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.
По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.
«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.
Кадровый вопрос
Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.
«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.
«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.
Кто в списках на увольнение?
Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.
«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает… В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.
По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.
«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.
По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».
«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.
Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.
Уловка государства?
Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.
«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.
Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.
«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.
Куда пойдут сокращенные госслужащие?
Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».
Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.
«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.
Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2020 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов управления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО. 10.11.2019 11:40

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *