Сход жителей

Понятие и порядок проведения сходов, собраний, конференций граждан

Сход граждан

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования (ст. 25 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться:

    1. в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);
    2. в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;
    3. в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;
    4. в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;
    5. в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;
    6. в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

Сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Собрание граждан

Собрание граждан (ст. 29 ФЗ) проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан может:

    • принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления;
    • избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Конференция граждан (собрание делегатов)

Статья 30 ФЗ устанавливает, что в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Сход граждан – одна из самых массовых форм непосредственной демократии (обеспечивает гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выражающейся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании).

Сход – собрание жителей всего муниципального образования, для решения вопросов местного значения. Проводится сход исключительно в муниципальных образованиях-поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Повышение роли собраний (сходов) граждан – Положение об основах организации МСУ в РФ на период поэтапной конституционной реформы (Указ Президента РФ от 26.10.1993) (собрания и сходы в небольших городских и сельских поселениях с населением до 5 тысяч человек могли выступать непосредственными органами населения и вместе с выборным главой МСУ осуществлять функции МСУ).

ФЗ 1995 года (собрания (сходы) граждан могли созываться в МО для решения вопросов местного значения; порядок созыва и проведения схода, принятия и изменения его решений, пределы компетенции устанавливались уставом МО в соответствии с законами субъекта РФ).

Общие собрания (сходы) граждан созывались главой МСУ соответствующей территории, старостами, органами территориального общественного самоуправления или по инициативе не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом.

Предложения о созыве и вопросах, подлежащих рассмотрению, вносились главой МСУ, депутатами, комиссиями при сельских администрациях, старостами, органами территориального общественного самоуправления, правоохранительными органами, руководителями предприятий и организаций, находящихся на данной территории, гражданами, проживающими на ней.

Общее собрание (сход) граждан считалось правомочным при участии более половины от общего числа граждан, обладающих избирательным правом.

Компетенция собраний (сходов) граждан:

• 
избрание и освобождение от должности старост;

• 
избрание органов территориального общественного самоуправления и утверждение их уставов;

• 
заслушивание информации о работе старост, органов территориального общественного самоуправления;

• 
обсуждение проектов законов и других НПА государственной власти и управления по важнейшим вопросам;

• 
рассмотрение и обсуждение планов застройки населенных пунктов, их благоустройства;

• 
обсуждение поведения граждан, допускающих нарушение законов, общественного порядка, правовых актов органов МСУ;

• 
утверждение программы деятельности органов территориального общественного самоуправления;

• 
рассмотрение проектов решений органов и должностных лиц МСУ, внесенных на обсуждение населения;

• 
заслушивание отчетов депутатов представительных органов, избранных по данному избирательному округу.

ФЗ 2003 (по-новому решает вопросы правового статуса схода граждан в системе МСУ):

• 
сход граждан – форма непосредственной демократии, а собрание граждан используется для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения, осуществления территориального общественного самоуправления;

• 
ФЗ подробно регулирует вопросы, связанные с использованием схода в МО (в каких поселениях проводится сход граждан; кто созывает его; в каком порядке принимаются решения схода и какова их юридическая сила).

Сход граждан проводится в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения (правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом).

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа МО.

Сход граждан может созываться главой МО самостоятельно или по инициативе группы жителей поселения (не менее 10 человек) (проведение обеспечивается главой местной администрации).

Участие в сходе выборных лиц МСУ обязательно (председательствует глава МО или иное лицо, избираемое сходом).

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода (подлежит официальному опубликованию и обязательному исполнению на территории поселения) (исполнение решений обеспечивают органы и должностные лица МСУ).

В отношении организации и проведения схода ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» определено:

• 
сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом;

• 
сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек;

• 
сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к его исключительной компетенции;

• 
сход вправе принимать решения о согласии населения муниципального образования об изменении границ муниципального образования;

• 
проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации;

• 
участие в сходе граждан выборных лиц МСУ является обязательным;

• 
на сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан;

• 
решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан;

• 
решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы МСУ и должностные лица МСУ обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Организация МСУ через сходы граждан предполагает:

• 
реальную возможность собрания схода граждан;

• 
знакомство всех или хотя бы большинства участников схода с существом вопросов, выносимых на сход.

35. Порядок поведения голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Изменение границ, преобразование.

Изменение границ, в которых осуществляется МСУ, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (КРФ).

Изменение границ МО должно осуществляться:

• 
в одних случаях – с согласия населения, выраженного путем голосования;

• 
в других – с учетом мнения населения, выраженного представительными органами МО.

Согласие населения при изменении границ МО необходимо (если изменяются границы муниципальных районов, границы поселений, при преобразовании МО).

Голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО назначается представительным органом МО и проводится в порядке, установленном ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума.

Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей МО, обладающих избирательным правом (согласие населения считается полученным, если за изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании).

Итоги голосования и принятые решения подлежат официальному опубликованию.

Институт голосования в целях учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется МСУ, впервые введен ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (06.10.2003). Данная процедура проводится в обязательном порядке в случаях, когда изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования допускаются при наличии согласия населения, выраженного путем голосования. Оно назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном для проведения местного референдума.

Одновременно установлен ряд особенностей, отличающих нормы о голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования от норм о местном референдуме:

• 
в отношении голосования не применяются законодательные нормы, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами МСУ, лицами, замещающими государственные и муниципальные должности. Данное положение обусловлено тем, что инициаторами изменения территориальной организации МСУ могут быть вышеупомянутые органы и лица;

• 
в отношении голосования не применяются положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на местном референдуме. Данное положение обусловлено тем, что решение, принятое на местном референдуме, подлежит безусловному исполнению на территории муниципального образования, а мнение населения, выявленное в рамках голосования, подлежит учету. Иначе говоря, по соответствующему вопросу может быть принято решение, совпадающее с мнением населения, однако предложение об изменении территориальной организации МСУ может быть оставлено и без удовлетворения;

• 
голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части территории муниципального образования, обладающих избирательным правом.

• 
Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования может быть получено через процедуры голосования или схода граждан и считается полученным, если за предложенные изменения проголосовало более половины жителей муниципального образования (части территории муниципального образования), принявших участие в голосовании (сходе).

В ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» также описаны конкретные случаи изменения территориальной организации МСУ, в которых голосование является обязательным:


изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов;


изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений;


объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования;


разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования;


изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа производится с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного путем голосования.

Отзыв

Отзыв депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица – форма ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением (содержание – возможность досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица по воле избирателей).

Основания отзыва (в законодательстве субъектов РФ) – не оправдали (утратили) доверие избирателей в результате невыполнения своих обязанностей, требований КРФ, ФЗ, законодательства субъектов РФ, устава МО или совершения действий, порочащих их звание (предусматривались ограничения, связанные с реализацией права инициативы проведения голосования об отзыве).

Постановление КС РФ от 02.04.2002:

• 
самостоятельность МО в правовом регулировании института отзыва (установление в уставе непосредственно процедуры отзыва либо отсылки к закону субъекта РФ);

• 
законы субъектов РФ не могут препятствовать МО самостоятельно решать, какие основания и порядок отзыва должны быть предусмотрены уставом МО;

• 
отсутствие закона субъекта РФ об отзыве выборного лица МСУ не может быть препятствием для введения данного института уставом МО и определения порядка осуществления отзыва;

• 
основания и порядок отзыва выборного лица МСУ не должны приводить к искажению смысла муниципальных выборов (за отзыв должно проголосовать не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано);

• 
основанием для отзыва выборного лица МСУ может быть действие (бездействие) данного лица, которое ставит под сомнение доверие к нему населения;

• 
большое значение при отзыве имеет судебная защита.

Стадии процедуры отзыва (инициирование проведения голосования по отзыву; назначение голосования; подготовка к проведению голосования; проведение агитационной кампании; голосование и определение результатов голосования).

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ проводится по инициативе населения в порядке, установленном ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума (ФЗ 2003) (основания для отзыва выборных лиц МСУ и процедура их отзыва устанавливаются уставом МО; основаниями для отзыва могут быть только его конкретные противоправные решения, действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке).

Выборное лицо МСУ считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в МО (итоги голосования подлежат официальному опубликованию).

Инициативная группа (не менее 10 человек; должна собрать подписи избирателей не более 5% от зарегистрированных на территории проведения отзыва, но не менее 25 подписей; период сбора подписей не менее 20 дней).

Голосование по отзыву назначается представительным органом в порядке, установленном уставом МО в соответствии с законом (выборное лицо считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины жителей МО).

Сход граждан

Сходы граждан – одна из традиционных форм осуществления местного самоуправления, но подходы законодателя к ее месту и роли в системе муниципальной самоорганизации населения в различные периоды были неодинаковы.

Так, ранее действовавший Федеральный закон № 154-ФЗ отождествлял сходы и собрания граждан как формы осуществления местного самоуправления и допускал возможность их созыва для решения вопросов местного значения в любых по числу жителей муниципальных образованиях (п. 1 ст. 24). При этом порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливались уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ (п. 2). Вместе с тем в силу п. 6 ст. 15 названного Федерального закона не исключалось, что в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Тем самым федеральный законодатель, по существу, допускал проведение собраний (сходов) граждан для реализации полномочий представительного органа местного самоуправления, не ограничивая такой вариант осуществления муниципальной власти определенной численностью жителей того или иного поселения.

Таким образом, Федеральный закон № 154-ФЗ исходил из комплексной природы собраний (сходов), что выражалось и в самом терминологическом оформлении этого института. С одной стороны, собрание (сход) выступало в качестве формы непосредственного народовластия, состоящей в осуществлении населением полномочий представительных органов местного самоуправления в отдельных поселениях, в случае если такая возможность предусмотрена уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ. С другой – при проведении схода (собрания) граждан на определенной части территории муниципального образования, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, по вопросам, отнесенным к ведению этого территориального общественного самоуправления, – как форма (орган) осуществления территориального общественного самоуправления. В то же время законом не исключалось проведение собрания (схода) граждан для целей выявления мнения населения по тем или иным вопросам, имеющим общемуниципальный характер.

В Федеральном законе № 131-ФЗ подход законодателя к условиям использования институтов схода и собрания граждан в качестве форм прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления изменился. Институт схода граждан в его текущем виде рассматривается как форма осуществления муниципальной (публичной) власти, предназначенная для непосредственного решения вопросов местного значения населением малочисленных поселений (с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чел.), где сход осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, включая и те, что отнесены к его исключительной компетенции (ст. 25), а также жителями поселений и населенных пунктов в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ (ст. 25.1). Таким образом, законодатель хотя и различает сходы граждан по их целям, выделяя сходы граждан, замещающие представительный орган муниципального образования, и сходы, созываемые для решения иных вопросов (названных в Федеральном законе № 131-ФЗ), он, тем не менее, рассматривает этот институт как обеспечивающий осуществление непосредственного народовластия на определенной территории: либо в границах всего муниципального образования, либо на части его территории – в пределах отдельного населенного пункта.

Вместе с тем действующее законодательство, поскольку оно допускает участие граждан в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, прямо не предусмотренных в Федеральном законе № 131-ФЗ, не может рассматриваться как запрещающее проводить сход в иных, не поименованных в указанном Федеральном законе целях, если при этом не предполагается принятие населением властно-обязывающих актов, в том числе призванных заменить собой решения представительного органа муниципального образования. В этом случае сход будет выступать в роли инструмента совещательной демократии и иметь, по существу, характер собрания граждан.

Такое законодательное регулирование, как констатировал Конституционный Суд РФ, ориентировано на обеспечение сбалансированного использования гражданами институтов прямой и представительной демократии при осуществлении местного самоуправления, учитывает реальные возможности непосредственного решения населением вопросов местного значения в небольших по числу жителей поселениях, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя и не нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан, проживающих в иных муниципальных образованиях, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (Определение от 8 апреля 2010 г. № 454-О-О). Согласуется оно и с п. 2 ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, предусматривающей осуществление местного самоуправления советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, и вместе с тем не исключающей обращение к собраниям граждан, референдумам или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.

Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования, может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 чел. Возможен созыв схода по решению предыдущего схода. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Организаторы схода граждан оповещают всех жителей, проживающих на территории муниципального образования, о времени и месте проведения схода (собрания) граждан и вопросах, которые вносятся на его обсуждение, используя для этого средства массовой информации, почтовые извещения, подворные обходы, объявления и иные возможные средства. Сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. Граждане, напротив, участвуют в сходе на основе принципов свободы, добровольности и равенства. Каждый гражданин участвует в сходе лично и обладает одним голосом.

Перед открытием схода проводится регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения. Регистрацию участников схода граждан осуществляют ответственные за подготовку и проведение схода лица. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Для ведения схода избираются секретарь и в случае необходимости счетная комиссия, утверждаются повестка схода и регламент его работы. На сходе граждан ведется протокол, в котором указываются дата и место проведения схода, общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право принимать участие в сходе граждан, количество присутствующих, фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии схода, повестка дня, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением схода, производятся за счет средств соответствующего местного бюджета.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и обязательному исполнению на территории поселения. Они обладают высшей юридической силой в системе муниципально-правовых актов соответствующего муниципального образования. Решение, принятое на сходе граждан, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на сходе граждан либо признано недействительным в судебном порядке. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Сход граждан может созываться и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ. Эта разновидность схода получила свое обособленное структурное закрепление в названном Федеральном законе (ст. 25.1) в связи с дополнениями, внесенными в него Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ, однако сама по себе возможность созыва схода по соответствующим вопросам допускалась и раньше: например, ч. 2 и 3 ст. 12, ч. 5 ст. 13, ч. 1 и 2 ст. 13.1, ст. 13.2, ч. 5 и 6 ст. 34. Произведенные изменения были связаны с необходимостью устранить рассогласованность в законодательном регулировании, состоявшую в том, что прежде не было соответствия между общими нормами о сходе граждан как об институте, могущем использоваться лишь взамен представительного органа и только в муниципальных образованиях определенного вида, с одной стороны, и нормами, допускавшими возможность проводить сход и по иным вопросам, причем не только в муниципальных образованиях, но и в населенных пунктах – с другой. В результате это приводило к возникновению трудностей при применении соответствующих законоположений па практике.

Систематизировав возможные случаи созыва схода граждан, кроме того, когда сход выполняет полномочия представительного органа, в отдельной статье Федерального закона № 131-ФЗ, законодатель указал, что сход граждан может проводиться:

  • 1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);
  • 2) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чел. по вопросам изменения границ, преобразования указан ного поселения;
  • 3) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 чел., по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;
  • 4) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чел. по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;
  • 5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения но вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;
  • 6) в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 чел., по вопросу об упразднении поселения.

Сход граждан, проводимый для решения вышеперечисленных вопросов, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *