Санитарные нормы и правила обязательны для соблюдения

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу здоровью или жизни работников. Санитарные правила (СП) устанавливают гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья работников. Санитарные нормы (СН) устанавливают оптимальные, предельно допустимые и допустимые уровни факторов производственной и окружающей среды. Гигиенические нормативы (ГН) устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности факторов производственной и окружающей среды, среды обитания человека.

Наряду с С. н. и п. действуют методические документы:

руководство (Р) — свод обязательных к исполнению распорядительных и методических документов по вопросам организации госсанэпиднадзора, санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования, выполнения требований санитарного законодательства РФ;

методические указания (МУ) — документы, устанавливающие обязательные к исполнению требования по организации и проведению госсанэпиднадзора, регламентации деятельности в системе санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования;

методические указания по методам контроля (МУК) — документы, содержащие обязательные для исполнения требования к методам контроля и методикам качественного и количественного определения химических, биологических и физических факторов среды обитания человека, оказывающих или могущих оказать опасное и вредное влияние на здоровье человека.

На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, которые вводятся на 5 лет; санитарные правила на территориях субъектов РФ — на срок до 1 года. Их действие может быть продлено, но не более чем на 2 срока. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 октября 1996 г. № 1 установлено, что на территории РФ действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные Минздравом СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству РФ, а также Госсанэпиднадзором России. Указанные документы действительны впредь до отмены либо принятия новых нормативных актов взамен существующих.

В 1993 г. с целью унификации и систематизации нормативно-методических документов по основным направлениям санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования разработан классификатор нормативных и методических документов. Перечень основных действующих нормативных и методических документов в области гигиены труда составлен в соответствии с принятой классификацией. В разд. 2 «Гигиена» выделена группа нормативных документов 2.2 «Гигиена труда», которая имеет несколько подгрупп:

2.2.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий.

2.2.2. Технологические процессы, сырье, материалы и оборудование, рабочий инструмент.

2.2.3. Предприятия отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи, транспорта и др.

2.2.4. Физические факторы производственной среды.

2.2.5. Химические факторы производственной среды.

2.2.6. Биологические факторы производственной среды.

2.2.7. Физиология и эргономика.

2.2.8. Средства коллективной и индивидуальной защиты.

2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды.

Все действующие Государственные стандарты (ГОСТ), санитарные правила и нормы (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиП), правила по охране труда и др. нормативные акты, распорядительные, технические, инструктивные, методические и иные официальные документы по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности производственной и окружающей среды, среды обитания человека для его здоровья, издаваемые органами исполнительной власти (федеральными, субъектов РФ) и местного самоуправления, не должны противоречить санитарному законодательству РФ.

Главная Новости Новости Информационные сообщения О районе Еловский район сегодня Символика Экономика Почетные жители История Карты Туризм Туристические маршруты Памятники истории Места размещения Пункты общественного питания Органы власти Глава района Биография Отчеты, доклады главы Тексты выступлений и заявлений Администрация Структура Руководители Справочник телефонов сотрудников Полномочия, задачи и функции Подведомственные организации Учрежденные СМИ Муниципальная служба Использование бюджетных средств Информационные системы Предоставляемые льготы Информация о проверках Условия использования информации сайта Финансовое управление Бюджет Приказы Информация о проверках Отчеты Бюджет для граждан Еловского муниципального района Комитет имущественных отношений Инвестиционные площадки Конкурсы и аукционы Конкурсы и аукционы (сельские поселения) Невостребованные земельные паи Информация для населения Сплошная инвентаризация Земельные участки для многодетных семей НПА Земское собрание Депутаты График приема депутатов Решения Земского собрания Противодействие коррупции ЗС Депутатские запросы Контрольно-ревизионная комиссия План работы Экспертно-аналитическая деятельность Информация о контрольных мероприятиях Отчет Нормативно-правовая база Противодействие коррупции Соглашения о взаимодействии Приказы Стандарты Избирательная комиссия Поселения Брюховское сельское поселение Дубровское сельское поселение Еловское сельское поселение Малоусинское сельское поселение Сугановское сельское поселение Обращения граждан Порядок и время приема Установленные формы обращений Порядок обжалования Обзоры обращений лиц Инициативное бюджетирование Еловский муниципальный район Брюховское сельское поселение Дубровское сельское поселение Муниципальные услуги Администрация района Об услугах Перечень Проекты административных регламентов Утвержденные административные регламенты Техносхемы Брюховское сельское поселение Перечень Проекты административных регламентов Утвержденные административные регламенты Дубровское сельское поселение Перечень Проекты административных регламентов Утвержденные административные регламенты Еловское сельское поселение Малоусинское сельское поселение Перечень Проекты административных регламентов Утвержденные административные регламенты Сугановское сельское поселение Перечень Проекты административных регламентов Утвержденные административные регламенты Муниципальные услуги в электронном виде Перечень муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде Пункты активации учетных записей Предоставление муниципальных услуг в электронном виде СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО Документы Постановления администрации района Перечень постановлений администрации района Оценка регулирующего воздействия Федеральные законы Порядок обжалования НПА Градостроительство Проект планировки и проект межевания территории Капитальный ремонт Имущественные и земельные отношения Конкурсы и аукционы (сельские поселения) Земельный контроль Невостребованные земельные паи Земельные участки для многодетных семей Публичные слушания Сплошная инвентаризация (информация для населения) Конкурсы и аукционы Муниципальный заказ Предпринимательство Имущественная поддержка субъектов МСП Программы Конкурсы Устав Нормативно-правовые акты поселений Брюховское сельское поселение Дубровское сельское поселение Еловское сельское поселение Малоусинское сельское поселение Сугановское сельское поселение Общественная приемная И.Н.Шубина Общественная приемная В.А. Сухих Общественные организации Еловского муниципального района Еловская районная организация ветеранов Ветеранский вестник Местная общественная организация «Союз ветеранов боевых действий «СОДРУЖЕСТВО» Еловское станичное казачье общество Информация для населения Здравоохранение Жилищная программа Программа «Жилье для российской семьи» Архив Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Отдел ЗАГС Правовое регулирование Информация для заявителей 75-летию Победы в ВОВ посвящается Государственные услуги Статистика Мероприятия Юридическая помощь КГАУ «Пермский краевой МФЦ ПГМУ» Центр занятости населения Отдел пенсионного фонда ГО и ЧС Оперативный прогноз ГУ МЧС по Пермскому краю Памятки для населения Профилактика терроризма и экстремизма Документы 11 Отдел надзорной деятельности по Чайковскому и Еловскому муниципальным районам 2018 — Год культуры безопасности Прокуратура Еловского района Контакты Прокурор разъясняет ЕГИССО Меры социальной поддержки населения ЕДДС Приказы Расписание движения автобусов Спорт Культура Организации культуры Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры «Национальный проект «Культура» Федеральный проект «Культурная среда» Федеральный проект «Творческие люди» Федеральный проект «Цифровая культура» ЖКХ Образование Полиция График приема граждан Отчеты и доклады Ориентировки Для граждан Новости 02 Социальная защита населения Информация для инвалидов Противодействие коррупции Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции Антикоррупционная экспертиза Методические материалы Формы документов, связанных с противодействием коррупции Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Противодействие коррупции в подведомственных организациях Информация о реализации мероприятий по противодействию коррупции Обратная связь для сообщения о фактах коррупции Отчеты Муниципальные бюджетные (казенные) учреждения Всероссийская перепись населения — 2020 Пресс-релиз

О рекомендательном характере СП, СНиП и ГОСТ

17 марта 2020

Граждане, обратившиеся к нам часто говорят, что при возникновении конфликта с бригадой строителей из-за качества выполняемых работ, строители указывают на то, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер и не обязательны для применения.

Аннотация

В статье предпринимается попытка исследовать обязательный или рекомендательный характер носят СП, СНиПы и ГОСТы, регламентирующие работы по строительству, монтажу инженерных систем, отделочным работам.

Исследуемые нормативные правовые и технические акты приведены по состоянию на 17 марта 2020 г.

Резюме

Вопрос о рекомендательном характере СП, СНиПов ГОСТов не имеет однозначного разрешения:

1. Если эти нормативные технические акты исследуются в целях получения информации и т.п., то обязательны к применению только те, которые указаны в Приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, . Остальные нормативные технические акты носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе (закон О техническом регулировании) , ст. 1, п.1.

2. Если потребителем заключен договор на выполнение каких-либо работ (строительство, монтаж инженерных систем, отделка помещений и т.п.) и договор этот составлен в соответствии с действующим законодательством:

  • Гражданский кодекс ,ст. 721;
  • Закон о защите прав потребителей , ст. 7.

В договоре прямо указываются нормативные технические акты, которым должны соответствовать выполняемые работы. В этом случае, в рамках заключенного договора, СП СНиПы ГОСТы носят обязательный характер.

В Интернете вы можете найти множество материалов на эту тему. Эта статья выражает позицию нашей экспертной компании.

Как правило, те, кто утверждает, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, обосновывают это:

  1. Указом президента № 763 от 23.05.1996 , где в п.10 говориться, что нормативные правовые акты, не прошедшие регистрацию, не действуют.
  2. Перечнем стандартов и сводов правил , где указаны нормативы, обязательные к применению.

По первому доводу

Чтобы проверить первый довод строителей, выясним, что означает термин нормативные правовые акты из п. 10 Указа . Пленум Верховного суда в п. 2 разъясняет, что эти нормы носят правовой, а не технический характер и регулируют общественные отношения. Далее в п. 23 Пленум Верховного суда прямо указывает на разделение нормативов на нормативные правовые акты, технические нормы и др.

Для полноты исследования и установления предпосылок для этого довода нужно вспомнить, что закон «О техническом регулировании» который разделил технические нормативы на обязательные и применяемые на добровольной основе, был принят в 2002 году. В этот период Министерство юстиции отказало в регистрации нескольким СНиПам.

Если обратиться к действующему на тот момент Приказ Минюста РФ от 14.07.1999 N 217, , то в ст. 15 п. г) прямо указано, что технические акты не подлежат представлению на государственную регистрацию. В действующем на момент написания статьи Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 , ст. 10 прямо указано, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, носящие правовой, а не технический характер.

В тоже время в ходе исследования документом для написания этой статьи так и не удалось разрешить вопрос: почему в период 2002 -2003 г.г. СНиПы подавались на государственную регистрацию Госстроем, и почему в этом было отказано Минюстом.

Например, если рассматривать СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия», в котором содержаться требования к отделочным работам, то в Государственном реестре сводов правил , он указан как актуальный. В банке данных Министерства юстиции , нет приказа об утверждении и введение в действие этого СП.

По второму доводу

Второй довод строителей, о перечне стандартов, обязательных к применению, относится, как правило, к отделочным работам и работам по монтажу и наладке инженерных систем. Действительно, эти работы не влияют на безопасность. Исключение составляют, например, работы, по монтажу трубопроводов горячей воды, эксплуатируемые под давлением. А также монтаж инженерных систем и оборудования, аварии на которых опасны для граждан.

Внимательный читатель может возразить, например, про безопасность облицовочных работ. Если речь идет об облицовке плиткой фасада многоэтажного здания, то при некачественном исполнении работ, отвалившаяся плитка представляет опасность для граждан.

Однако эта статья призвана не искать противоречия и нестыковки в законодательстве и технических нормативах, а высказать и обосновать позицию эксперта, а также разъяснить ее заинтересованным сторонам.

Что касается отделочных работ, условно не влияющих на безопасность, технические нормативы, содержащие требования, к производству этих работ, и не должны находиться в перечне , на который ссылаются строители.

Если принять казалось бы обоснованный тезис о необязательности СНиПов ГОСТов и т.п., то получается что отделочные работы и монтаж инженерных систем можно производить как угодно, как пожелает бригада строителей, с ненадлежащим качеством?

Это не так. Обратимся к закону «О техническом регулировании» и закону «О стандартизации в Российской Федерации .

Суть стандартизации, определенная в ст. 2, п.14 закона и выражается деятельности, направленной «на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации».

Т.к. стандартизация распространяется не на все объекты, а только на объекты стандартизации, нужно определить относятся ли к таким объектам отделочные работы в жилом помещении, которые производит бригада строителей. В законе указано, что к объектам стандартизации относятся продукция (работы, услуги) ст. 2, п. 6.

Принцип по которому обеспечивается стандартизация для строительных, монтажных или отделочных работ заключается в «установлении в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением» (ст. 4, п.6 закона )

Для эффективного отстаивания своих интересов и обоснования претензий потребителю полезно знать, почему к выполнению строительных, монтажных или отделочных работ (даже если они не влияют на безопасность), вообще выдвигаются требования.

На этот вопрос отвечает п. 4 ст. 4 закона , делается это для того, чтобы результаты выполненных для потребителя работ соответствовали «современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту». Таким образом, стандартизация обеспечивает современный уровень работ и услуг и его развитие (улучшение).

Где указаны требования к выполняемым строительным, монтажным и отделочным работам, т.е. на языке закона , к объектам стандартизации? Ответ на это дает п. 1 ст.2–в документе по стандартизации.

СНиПы, которые в настоящее время актуализированы в своды правил (СП), согласно ст. 14, п. 4 относятся к одному из видов документов по стандартизации.

Свод правил как актуализированная редакция СНиП, имеет характерные черты, определенные в ст. 2, п. 12 закона . Это документ, утвержденный установленным образом, и в нем содержаться требования к процессам, т.е. в нашем случае к выполняемым работам. Этим СП (ранее СНиП) отличаются от ГОСТ, которые определяют требования не только к процессам (работам) но и к их результатам, т.е. к изделиям, материалам и т.д. п.4.1.1.

Т.к. о понятии свода правил (СП) содержится ссылка на технический регламент, для полноты нашего исследования необходимо рассмотреть и этот документ. Сведения о нем содержаться в законе «О техническом регулировании» , ст.2.

Отличие технического регламента от свода правил состоит в объектах, которые они регулируют. Технический регламент не распространяется на отделочные работы, рассматриваемые в качестве примера отношений между потребителем и исполнителем в этой статье.

Исследование документов, относящихся в технической составляющей темы о рекомендательном характере СНиПов и ГОСТов показало, что документов этих много, разобраться в них обычному гражданину-потребителю не просто. Кроме того, не на все вопросы удалось получить обоснованный ответ.

Целесообразнее и проще воспользоваться в спорной ситуации, или с целью предупреждения возникновения спора правовой составляющей исследуемой темы. Рассматриваемые в качестве примера строительные, монтажные и отделочные работы, выполняемые для потребителя, выполняются на основании заключенного между сторонами договора.

Согласно ГК РФ , могут заключаться разные формы договоров:

Потребителю целесообразно проконсультироваться с юристом, какой вид договор в его случае наиболее полно защищает его права.

Рекомендуется прямо указать в договоре, каким требованиям (с указанием нормативных документов) должны соответствовать те или иные работы проводимые исполнителем для потребителя.

В этом случае довод строителей, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, будут не обоснованы. СП(СНиПы) и ГОСТы, указанные в договоре, носят обязательный характер для работ, выполняемых по этому договору.

Закон о защите прав потребителей в ст. 4 защищает право потребителя на соответствие выполняемых работ, оказываемых услуги установленным требованиям СП, СНиПов, ГОСТов.

В ходе написания статьи были исследованы следующие документы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
  3. Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
  5. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
  6. Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
  7. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
  9. Приказ Минюста РФ от 14.07.1999 N 217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
  10. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
  11. Банк данных «Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации».
  12. Государственный реестр сводов правил Федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве.
  13. ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Термины и определения.

А. Воскресенский, эксперт ООО «Горэкспертиза»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *