Россияне

Чем россиянин отличается от русского или чеченца?

Чем россиянин отличается от русского или чеченца? В чем разница между национальностью и этничностью? И почему в России назревает новый кризис? Об этом «Росбалту» рассказал профессор Новосибирского университета, составитель альманаха «Время мира», переводчик «Социологии философий» Р. Коллинза, автор книг по теории ценностей и философии истории, доктор философских наук Николай Розов.
— Ваш доклад, обсуждавшийся на научной конференции «Русское самосознание и пространство России», называется «Современный российский менталитет: разнообразие габитусов и направления изменений». Что вы подразумеваете под «российским менталитетом»? Есть ли он на самом деле?
— Прежде всего могу заметить, что привычное использование слов несколько искаженно. То, что у нас привыкли называть национальностью, в науке называется этничностью. А национальность — nacionalite — это гражданская принадлежность к какому-либо государству. Этнические вьетнамцы, которые являются французскими гражданами, по национальности — французы. Когда мы их называем их вьетнамцами, то мы указываем на этничность. А это считается не очень приличным. Соответственно, если говорить о России, то у нас есть российские граждане. Можно говорить, что поскольку российские граждане принадлежат к разным этносам, то есть разница в ментальных структурах — например, между россиянами-русскими и россиянами-украинцами, россиянами-белорусами и россиянами-татарами. И, наверное, можно с помощью каких-то тонких методов это определить. Хотя, на мой взгляд, между россиянами-русскими и россиянами-украинцами никаких серьезных различий мы не найдем.
— Это обусловлено общей этничностью?
— Отчасти — этничностью, а отчасти — их включенностью в одни социальные институты: они учились в одних и тех же школах, где они были в одной и той же системе отношений, и так далее. Скорее всего, есть отличия у татар, которые живут в своей более менее замкнутой татарской среде, от русских. Это будет касаться специфики института отношений, родства среди татар. Некоторые ученые исследуют именно эти различия. Но для меня интересны особенности менталитета, политической культуры граждан России. На мой взгляд, каких-то принципиальных отличий в отношении к власти, к своему месту в обществе, к тому, как должна быть устроена власть, между разными этничностями нет. По крайней мере, она не настолько важна, чтобы в своих макросоциологических исследованиях я это использовал. Поэтому я и говорю о российском менталитете.
— Например, менталитет этнических чеченцев и этнических якутов — разный?
— Конечно, разный. Более того, не нужно думать, что у всех чеченцев или якутов он одинаковый. Различия можно найти везде, если есть такой исследовательский запрос. Но мне кажется правильным говорить о российском менталитете, потому что это чрезвычайно важно политически — формирование российской нации. Именно граждан России. Когда мы муссируем тему русского менталитета, противопоставляя его татарскому, немецкому или еврейскому, то это приводит к каким-то противопоставлениям, которые зачастую имеют оценочную и, я бы даже сказал, ксенофобскую направленность. То есть предполагается, что у русских какие-то качества существенно лучше, чем у нерусских. А это ведет к напряженности, конфликтам, раздражению и так далее…

Очень было бы странно, если бы в современной Германии проводились конференции по прусскому менталитету, который бы противопоставлялся баварскому или кельнскому. В Америке бы проводились конференции по менталитету белых протестантов: мол, вот есть мы, белые протестанты, а те, которые католики, или латиносы, или, тем более, негры — это все ненастоящие американцы. Такого рода действия раскалывают страну по очень неприятным и болезненным этническим границам. Поэтому очень правы немцы, говорящие о немецкой идентичности. Это для них святыня. Или американский гражданин в США. А уж какого там цвета кожа, как будто и не важно. На самом деле важно, но они хотя бы делают вид, что не важно. И это имеет очень большое значение.
— А в России, получается, поощряется выделение: я — русский, я — чеченец, я — еврей, но нет поощрения того, что я — россиянин?
— Как я понимаю, пытался это делать Ельцин, когда говорил «россияне». Но одно дело, что он говорит, другое дело — реальная государственная политика. В государственную политику — планомерную, последовательную, которая бы пережила разных правителей — это не вылилось. Соответственно, поскольку свято место пусто не бывает, то появились такие этнополитические движения. А если говорить о русских, то этнополитическое движение, прославляющее русских, имеет такой шовинистический характер. Почему? Потому что в России подавляющее большинство — русские. И если им отдавать предпочтение, то, конечно, будут чувствовать свою ущемленность нерусские. К чему хорошему это может привести?
— Часто говорят, что российская история развивается по спирали. А в книге «Колея и перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке» вы упоминаете циклы, по которым «блуждает» истории России. Спираль и циклы в вашем понимании — это одно и то же?
— Спираль — это другое, там все не только повторяется, но и возрастает. Конечно же, что-то растет, есть так называемая динамика вековых трендов. Например, растет уровень урбанизации, больше становится городских жителей, чем сельских. Это не циклический процесс. Хотя тут тоже мог бы быть цикл, когда горожане начинают переселяться в деревни. Но в основном с конца XIX века все больше и больше деревенских жителей иногда добровольно, иногда почти насильственно переселяются в города. Или, например, повышается уровень образования. Это тоже вековой тренд.
А цикличность по-разному воспринимается. Некоторые говорят о повторении прошлых эпох. Хотя понятно, что полного повторения никогда не бывает. Некоторые говорят, что обязательно через такое-то количество лет, через 12 или 25, обязательно все повторится. Никаких таких последовательностей нет. Это все какие-то забавы. А что есть? А есть периоды, которые по многим существенным признакам подобны каким-то предыдущим периодам. И вот это подобие можно выделить и отдельно рассмотреть. Это то, что я называю фазы или такты. Я их насчитал шесть: авторитарный откат, потом стагнация, затем кризис, откуда может быть переход либо опять в авторитарный откат, либо в либерализацию. После чего опять откат. Иногда, когда уже совсем неблагоприятные обстоятельства сходятся, то кризисы бывают настолько глубокие, что приводят к распаду государства.

— Например, 1991 год?
— Да, 1991 год тоже. Хотя, к счастью, тогда почти бескровно все произошло.
— А сейчас какая фаза?
— Стагнация. Стагнация и назревание нового кризиса.

Как правильно — Русский или россиянин?

В последнее время опять много говорят о наличии/отсутствии национальной идеи, путаясь при этом постоянно в понятиях Русский/россиянин. Точнее, официальные власти хотят утвердить в общественном сознании термин «россиянин» — человек, который имеет гражданство Российской Федерации и формальную привязанность к территории государства. При этом человек может быть любой национальности, конфессии, мировоззрения.

Вызовами и угрозами Российской Федерации считается растущее в стране осознание Русскими самоидентичности и понимание что Русский народ любит Россию больше всего на свете. Но он не станет совершать самоубийство ради того, чтобы в доме с вывеской «Россия» жили припеваючи все, кроме него.

Русскими в исконном смысле следует считать великороссов, так как это самый большой восточнославянский народ (потому и «велико» — большой, значительный), и Русскими до 1917 года называли великороссов, малороссов и белоруссов вместе. Очевидно, что великороссы внесли значительный вклад в становление Русской нации, воспринимая и обогащая многие другие культуры. Согласно такой версии, Русские — это непосредственные потомки великроссов.

Понятие «Русский» можно рассматривать во всех смыслах сразу и в этническом смысле, и в культурно-мировоззренческом, и в смысле гражданственности.

Я Русский, почему я должен быть «россиянином»? Как и большинство, наверное, меня раздражает слово «россиянин» употребляемое нашими доблестными СМИ и так «душевно» закрепленным в законе «нашими» продажными политиками. Почему нас уравнивают с узбеками, таджиками…?

Русские не хотят быть россиянами – представителями «российской нации», создание которой одобрил президент России Ельцин и поддержал Владимир Путин. Согласно результатам опроса, подавляющее большинство проголосовавших отметили, что не поддерживают идею властей, являются Русскими по национальности и по принадлежности к государству и гордятся этим. Такой позиции придерживаются 87,58% респондентов.

Ещё 3,42% проголосовавших отметили, что являются гражданами РФ другой национальности. Согласны стать россиянами и представителями «российской нации» 4,41% участников опроса. Немногим больше – 4,59% – заявили, что их не волнует эта тема.

Русский везде останется Русским, немец – немцем, а француз – французом, несмотря на отсутствие или наличие у него паспорта гражданина РФ или другого государства.

Наше правительство, всеми силами, правдами и не правдами, пытается воплотить эту идею в жизнь, создать новый народ «россияне», который станет хозяином Русской земли, по образу и подобию Америки. Уже начались антирусские этнические чистки, идет постоянное замещение Русского народа, (вспомним, что происходит в Ставропольском крае) инородцами, а в 2010 г. официально запретили лозунг «Россия для русских».

У А. С. Пушкина, который наше все. И его знаменитое «Русский бунт — бессмысленный и беспощадный». Не российский бунт, а именно Русский. Или его же: «Тут Русский дух, тут Русью пахнет». Не Россией пахнет, а именно Русью. И Русские народные сказки были отнюдь не российскими. Иванушка-дурачок и Аленушка были вовсе не россиянами.

Со времен Петра Первого слова «российский» и «русский» стали существовать параллельно. Все войны, которые вела Российская империя, были Русскими. Русско-турецкие или русско-японская. Офицеры были исключительно русскими, а не российскими. Армия, как уже упоминалось ранее — Русская армия. Барклай-де-Толли и Багратион — великие русские полководцы. Пушкин и Лермонтов были русскими поэтами, хотя их предки были из Эфиопии и Шотландии. В Санкт-Петербурге был открыт Русский музей, в котором висели картины Куинджи и Левитана — великих русских художников. Аляска называлась Русская Америка, и осваивали ее русские первопроходцы. Например, Витус Беринг — великий русский мореплаватель.

В конце XIX века словарь Брокгауза и Ефрона указывал, что форма «россияне» — искусственная и высокопарная, отживающая себя. На рубеже веков этот термин, ушёл из употребления.

«Кто не знал ещё недавно, что наше государство есть государство Русское – не польское, не финское, не татарское, тем паче не еврейское, а именно Русское, созданное Русским народом, поддерживаемое Русским народом и не способное прожить полустолетия, если в нём окажется, подорвана гегемония Русского народа? Теперь эту азбучную истину забыли чуть не все», — негодовал наш величайший национальный мыслитель Л.А. Тихомиров.

Православная церковь всегда называлась Русской. Хотя православным может быть и малоросс, и белорус. И, наконец, самое главное. Все мы говорим на великом и могучем Русском языке. Так, может быть, мы все-таки Русские, а не россияне? Вне зависимости от национальности, если ты говоришь на Русском языке и уважаешь, законы страны, в которой проживаешь, то ты Русский.

Откуда пошло «россияне» — от политиков или журналистов?

Что-то в этом слове архаичное и искусственное?

Может кто-то испугался слова «русский»?

«Россиянин» — какое убогое слово, придуманное педерастами…

Россияне — выдумка извращенцев политиков и журналистов. А термин «россияне» только разобщает народы, проживающие в РФ. Россиянин может иметь гражданство РФ, но не знать Русского языка. Или может танцевать лезгинку на Красной площади. Или плевать на свою страну из лондонского особняка. Или выходить с арматурой на Манежную площадь.

Термин «россиянин» является абсолютно искусственным, выдуманным, синтетическим, а потому не имеет никакого права на существование, так как не имеет под собой самого главного своего основания – народа. Этот термин сначала пытались внедрить в обиход еще в десятые годы двадцатого века. Это, как обычно, очередная попытка навязать нам извращенный образ мышления и именно через язык как самый важный элемент любого этноса. Во всех западных языках слово, обозначающее исторически коренную национальность, — имя существительное. Француз, хорват. Португалец.

То есть имеет четкие черты националистической обособленности. А только у нас слово «Русский» — прилагательное, то есть, как бы объединяет, прилагает все народы к России.

Россияне — тупиковый проект, ибо оставляет за бортом Русских за границами РФ, замораживает неравноправное положение Русских в стране (нет своих административно-территориальных единиц, нет де-факто признаваемых властями «диаспор», нет в Конституции закрепления и привязки исторических корней народа и т.д.).

Россияне» – искусственная идентичность, начало которой положено Борисом Ельциным. Это он ввёл в моду фразу: не русский я, но россиянин. Таким образом, в современном политическом употреблении «россиянин» оказывается заменой, упраздняющей понятие «Русский».

«Россиянская идентичность», которую придумал и всячески пытается внедрить глава Института этнологии и антропологии господин Тишков, по сути, нацелена на подавление естественной Русской идентичности. Я надеюсь, что планам повысить количество россиян в России будет оказано достаточно энергичное сопротивление, люди будут отказываться себя так называть.

Главный же факт состоит в том, что большинство граждан России по-прежнему не хотят становиться россиянами.

Поэтому среди коренного населения наблюдается рост национализма. Люди, понимая, что на государство рассчитывать не могут, ищут какие-то замены. По моим наблюдениям, всё больше людей интересуется дальними родственниками, предками. Это значит, что люди пытаются найти какую-то опору в институте семьи. Особенно это заметно среди Русских горожан, пребывающих в состоянии атомизированности. Также многие подчёркивают своё этническое происхождение, например, носят футболки с надписями: «Я русский». То есть вместо государства люди стремятся найти опору среди представителей своего этноса.

Русские имеют право называть себя по названию своего народа в своей стране. Современное понятие россиянин искажает тот смысл, который вкладывал в него Николай Карамзин, поэтому оно должно быть выведено из употребления.

Внедрение «в массы» идеи «российской нации» неизбежно будет подрывать государственное устройство России. Слово «россиянин» является отвратительным и отмечу, что жители России много веков называли себя именно «Русскими!»

Есть такая нация, народ, этнос – Русские! Нет, и не может существовать такой нации, народа и этноса, да даже понятия – Россиянин!

Продолжаем публиковать фрагменты из книги А.В. Сергеевой (синим) (*1). Этот параграф имеет принципиальное значение для всей книги, т.к. имеет концептуальный характер. Удачное или неудачное его изложение определяет успех или неуспех всей книги в целом. Можно ли правильно ответить на вопрос «какие мы, русские», если неверно определить значение ключевого слова «русский»? >> §3. Как правильно сказать: русский или россиянин? До распада СССР, судя по опросам, 78 % русских считали себя советскими, а русскими называли себя — лишь 15 %. Даже в наше время только половина граждан России признают себя русскими, остальные — называют себя россиянами и советскими. В силу многих причин национальное самосознание русских только в последние годы начинает укрепляться. Россияне — это граждане страны Российская Федерация, среди которых могут быть представители самых разных народов (168), конфессий, говорящие на разных языках. Называя себя россиянином, человек имеет в виду формальную связь с государством и территорией. Так кто же такие русские? Во-первых — это только часть населения России. Есть точка зрения: русский — это любой человек, кто говорит по-русски, и, значит, русский — это не национальность. Поскольку нация называется с помощью имени существительного, а не определения (например, француз, казах, чукча и т. п.), то слово русский — это не самостоятельное название нации, а только обозначение общих черт и свойств характера, мировоззрения разных народов, проживающих в России. Известный ученый, профессор В.В. Колесов (22) утверждает, что по-настоящему нас, русских, правильнее называть великороссами. И не потому, что мы такие гордо-великие, а потому, что самый большой восточнославянский народ. Собственно, слово «великий» до XVIII века имело смысл — «главный», «большой»: например, «великий князь» — значит «первый». Только позже это слово приобрело смысл «замечательный». До 1917 года слово русские было названием трех восточнославянских народов: великороссов, малороссов и белорусов. Тогда никто не воспринимал эти названия как унизительные. Белорусы сохранили свое название, а украинцы — нет, хотя логике это не поддается. Ведь что такое украинец? — это тот, кто живет на окраине, на Украине. Великороссы тоже убрали свое старое название и стали называть себя русскими. Старое значение слова русский — это подданный Русского государства. Великороссы, белорусы и украинцы по отношению к древним русичам — то же самое, что итальянцы относительно римлян, с той лишь разницей, что римляне получили новую культурную доминанту (католичество), а потомки русичей сохранили древнее православие, что и определило их историческую судьбу. Россия с самого начала была государством многонациональным. Но его основой всегда были великороссы, которые внесли самую большую лепту в становление русского народа и страны России, впитав в себя вместе с тем и культуру других народов, ее населяющих. При этом происходило взаимопроникновение, а не смешение культур. Кого можно назвать русским? Имя русского не означает простую биологическую принадлежность (кровь, цвет кожи, форма носа и т. д.). Есть русские славянского происхождения, скандинавского, тюркского или немецкого рода. Грузинский князь Багратион гордился, что он генерал русской армии, а еврей Пастернак — что он русский писатель. В. Даль — сын датчанина и немки, всегда считал себя русским. «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски», — писал автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Подобных примеров можно привести великое множество, начиная с Александра Пушкина, который, имея темнокожего прадеда, стал для России — «нашим всем». А В. Ходасевич, не имеющий ни капли русской крови? Не забудем и этнических немцев А. Дельвига и В. Кюхельбекера, малоросса Н. Гоголя и многих других поэтов, писателей и деятелей, оставивших яркий след в русской культуре. Считается, что «русский — это тот, для кого русский язык является родным, кто отождествляет себя с русской культурой, причем вне зависимости от того, к какой этнической группе он принадлежит» (33, с. 8). Русские определяют национальность человека не по крови, а по духу, по привязанности к русскому языку и культуре, куда относятся не только литература, но и фольклор, традиции, обычаи, психические черты и т. д. Словом, русский — тот, кто любит Россию и разделяет ее судьбу. Среди общего количества жителей России (россиян) 82 % — это собственно русские. Их этнические корни — результат смешения славянских, финских, тюркских и других племен еще с древности. Принято считать, что русские — это не единая монолитная группа, а суперэтнос, довольно редкое образование, сформированное на многоэтнической основе. А.И. Солженицын в статье «Россия в обвале» довольно точно объясняет этот феномен с помощью метафоры: «Русские представляют собой как бы основу ковровой ткани — населения всей страны, неразрывно связанную с ней исторически и ментально, оказавшую огромное влияние на другие нации в составе России, которой и самой пришлось претерпеть влияние другихнародов». В принципе оба определения {россиянин и русский) по смыслу соотносимы с понятиями британец и англичанин и часто употребляются параллельно. За границей нередко говорят обо всем населении страны как о «русских», что может задеть достоинство других многочисленных народностей, многие из которых живут в автономных республиках и имеют собственные правительства. На новых почтовых марках латинскими буквами теперь пишется Rossija, представителя любого народа называют Rossijanin. Так можно назвать человека, который по своим корням может быть и башкиром, и татарином, и евреем, и, конечно, русским. Тогда как этнический русский — это Russian. << Замечания, критика и другие варианты изложения – в примечаниях. Главное: термин «русский» определён А.В.Сергеевой нечетко и неправильно. Весь этот параграф следует переписать с позиций современной этносоциологии и этнокультурологии. Очевидный плюс только один: автор концептуально отличает «русских» от «россиян». (*1) А.В. Сергеева. Какие мы, русские? Книга для чтения о русском национальном характере. М., 2010. В заголовок поста вынесено наименование соответствующего параграфа из книги. Владельцам прав сообщаем, что это простое цитирование, и сделано в целях критического разбора содержания.

Национальность и гражданство

Если необходимо заполнить какие-либо документы, может возникнуть вопрос, как правильно писать национальность РФ в графе анкеты — русский или россиянин?

Разберем все по порядку. В графе гражданство нужно писать наименование государства, где вам был выдан паспорт. Если национальная принадлежность совпадает, то обозначьте это так:

1Гражданство — Российская Федерация.

2Национальность — русский.

В графе «национальность» нужно указать принадлежность к этнической группе (татарин, якут, мордва, чуваш, русский и пр.). Правильнее будет, если вы напишите слово «русский», а не «россиянин». Если вы заполняете визовый бланк, то в разделе «гражданство» необходимо писать полное наименование государства, чтобы не возникло путаницы. Аббревиатуру и сокращенное наименование можно использовать в исключительных случаях. К примеру, во внутренних документах компании.

Если гражданство с национальностью не совпадает, заполнять графы нужно так:

1Гражданство — Российская Федерация.

2Национальность — итальянец.

Если вы являетесь бипатридом, нужно указать страну второго гражданства, а также статус гражданства и паспортные данные.

Стоит отметить, что в России необязательно указывать национальность. Конституционный суд РФ четко указал, что для статуса гражданина национальность не имеет значения. Гражданство является единым и не определяется основанием его приобретения. То есть будь вы хоть якутом, хоть японцем, графу «национальность» можно оставить либо пустой, либо написать «русский» либо указать свою этническую принадлежность.

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Часть 1 статьи 26 Конституции РФ

Если в процессе заполнения документов у вас возникнут вопросы, что писать в графе анкеты «национальность» и «гражданство», не стесняйтесь обратиться к работникам. Они вам подскажут, как правильно заполнить документы.

Свернуть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *