Расчет среднедушевого дохода получателя социальных услуг

Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

  1. Вопрос. Должны ли при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг включаться такие выплаты, как ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг, ежемесячная денежная выплата федеральным льготникам, выплачиваемая в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, выплаты компенсационного характера, доплаты к пенсии и иные виды выплат?

Ответ. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075 (далее — Правила № 1075), при расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные в денежной форме, в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В разъяснениях Минтруда России и Минфина России от 11.08.2016 г. № 12-3/10/В-5678 / № 12-05-06/8/47283 указано, что Правила № 1075 положений об исключении каких-либо доходов, полученных гражданами в денежной форме, из расчета среднедушевого дохода не содержат.

Согласно разъяснений Минтруда России и Минфина России ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемые гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки, социального обеспечения и социальной защиты, в связи с чем учитываются при расчете среднедушевого дохода.

Таким образом, при расчете среднедушевого дохода должны учитываться и полученные гражданами соответствующих категорий ежемесячные денежные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, различные выплаты компенсационного характера, в том числе ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, и иные аналогичные выплаты, полученные в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, по мнению Облкомсоцзащиты в расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг не должна учитываться ежемесячная компенсационная выплата в размере 1200 руб., предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343.

Согласно утвержденным постановлением № 343 Правилам осуществления ежемесячных компенсационных выплат данная выплата назначается неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, а выплачивается непосредственно нетрудоспособным гражданам, в отношении которых осуществляется уход.

  1. Вопрос. Учитывается ли в расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг натуральная помощь, оцененная в денежном эквиваленте, например, сельхозпродукция, выделенная получателю социальных услуг сельхозпредприятием.

Ответ. Согласно разъяснениям Минтруда России и Минфина России от 11.08.2016 № 12-3/10/В-5678 / № 12-05-06/8/47283 Правила № 1075 учитывают виды доходов, полученные гражданами в денежной форме, так как при расчете среднедушевого дохода не могут быть учтены виды доходов, полученные гражданином в натуральной форме.

С учетом этого считаем, что доходы, полученные гражданином в натуральной форме, независимо от того, оценены они в денежном эквиваленте или нет, не должны учитываться при расчете среднедушевого дохода граждан.

  1. Вопрос. Каков порядок расчета среднедушевого дохода граждан в связи с принятием приказа Облкомсоцзащиты от 31.08.2016 № 1076 «О внесении изменений в приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 19.02.2015 № 345 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому»?

Ответ: В октябре 2016 года необходимо произвести расчет среднедушевого дохода получателей социальных услуг на основании имеющихся в распоряжении государственных организаций социального обслуживания сведений о доходах граждан (представленных гражданами; запрошенны в центрах социальной защиты населения; полученных в рамках межведомственного запроса).

  1. Для расчета необходимо располагать сведениями за период с октября 2015 г. по сентябрь 2016 г., т.е. за 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения в октябре 2016 г. перерасчета среднедушевого дохода получателей услуг.

Среднедушевой доход получателей социальных услуг необходимо проводить с учетом доходов членов семьи – родителей, супругов, нетрудоспособных детей. Доходы иных членов семьи, в том числе совместно проживающих трудоспособных детей, при расчете среднедушевого дохода не учитываются.

Для граждан, впервые обратившихся в октябре 2016 г., ПВ составляет 11151 руб. (7434 руб. х 1,5), которая действует с даты заключения в октябре 2016 г. договора о предоставлении социальных услуг.

  1. Вопрос. Просим дать некоторые пояснения по применению раздела 5 Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденного приказом Облкомсоцзащиты от 19.02.2015 № 345 в новой редакции от 31.08.2016 № 1076?

Ответ. В соответствии с действующим законодательством, в том числе приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 159н, которым утверждена форма заявления о предоставлении социальных услуг (далее — заявление), гражданин при подаче заявления в уполномоченный орган (центр социальной защиты населения) указывает сведения о доходах, учитываемых для расчета величины среднедушевого дохода получателя социальных услуг и ставит свою подпись под формулировкой «Достоверность и полноту настоящих сведений подтверждаю», т.е. предоставление сведений о доходах — это обязанность гражданина (получателя социальных услуг).

Расчет величины среднедушевого дохода получателя социальных услуг необходим как для определения условий оплаты им социальных услуг (бесплатно, за плату, частичную плату), так и для определения размера ежемесячной платы, в том числе предельного, не превышающего 50% разницы между его среднедушевым доходом и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Учитывая декларативный подход указания получателем социальных услуг своего дохода в заявлении, причем без подробной его расшифровки по видам доходов (в том числе получаемых в виде пенсий, пособий, социальных выплат и т.д.), Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (далее — Порядок № 345) регламентирует, что поставщик социальных услуг должен располагать как можно полной и достаточной информацией о фактических доходах получателей социальных услуг, необходимых для достоверного определения условий оплаты социальных услуг, а также размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг.

Порядок № 345 предусматривает это делать за счет предоставления сведений о доходах самим получателем социальных услуг (пункт 5.1.2 Порядка № 345), предоставления сведений о социальных выплатах центром социальной защиты населения по запросу поставщика социальных услуг (пункт 5.1.1 Порядка 345), а также в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 5.1.3 Порядка № 345) в случаях, если сведений предоставленных по п.п. 5.1.1. и 5.1.2 Порядка № 345 недостаточно.

В соответствии с п.5.1.2 Порядка № 345 получателем социальных услуг предоставляются сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, сведения о доходах, полученных от реализации и (или) сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества, принадлежащего ему на праве собственности, дивиденды и проценты, полученные от российской организации и иные сведения о доходах, которые не могут быть запрошены в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ).

Сведения о доходах, полученных от реализации и (или) сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества, принадлежащего получателю социальных услуг на праве собственности, могут быть подтверждены и предоставлены гражданином в любом удобном варианте: в форме заявления, декларации, справок из налоговых органов и т.д.

В п.5.1.3 Порядка № 345 указано, что одним из документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, являются сведения о принадлежащем получателю социальных услуг имуществе на праве собственности.

Решение о запросе таких сведений в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии принимает поставщик социальных услуг.

По мнению Облкомсоцзащиты такой запрос возможен в случаях, если у поставщика социальных услуг имеются неофициальные сведения о том, что гражданин, например, имеет несколько объектов недвижимого и иного имущества одного типа (например, несколько квартир и домов; несколько гаражей и т.д.).

В случае, если Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии будет подтверждено наличие у гражданина несколько объектов недвижимого и иного имущества одного типа, а получатель социальных услуг по п.5.1.2 не указал доходов от сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то поставщик социальных услуг в соответствии с абзацем восьмым п.5.1.3 в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия вправе обратиться в налоговые и иные органы, которые обладают информацией о доходах заявителя с целью их уточнения (пункт 3 статьи 7.1 Федерального закона № 210-ФЗ).

  1. Вопрос. В обязательном ли порядке получателями социальных услуг и членами его семьи должны предоставляться сведения о принадлежащем ему (им) имуществе на праве собственности?

Ответ. В соответствии с п.5.1.2 получатель социальных услуг и члены его семьи (родители, супруги, несовершеннолетние дети) не обязаны предоставлять сведения о принадлежащем ему (им) имуществе на праве собственности, но вправе это сделать по собственной инициативе.

Вместе с тем, в соответствии с п.5.1.2 получатель социальных услуг обязаны предоставлять поставщику социальных услуг документы, содержащие сведения о наличии (отсутствии) доходов получателя социальных услуг и членов его семьи, в том числе полученных от реализации и (или) сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества, принадлежащего ему (им) на праве собственности.

Порядок № 345 не содержит нормы, по которой поставщик социальных услуг обязан в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивать сведения о принадлежащем имуществе на праве собственности абсолютно по всем получателям социальных услуг и членам их семей.

Поставщик социальных услуг вправе по своему усмотрению запросить такие сведения в случае, если представленные в соответствии с пунктами 5.1.1 и 5.1.2 Порядка № 345 документы (сведения) не содержат достаточной информации для установления фактических доходов того или иного получателя социальных услуг или членов его семьи.

В связи с этим наличие у всех получателей социальных услуг в личном деле документов о принадлежащем им и членам их семей имуществе на праве собственности не обязательно.

  1. Вопрос. При применении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075, имеются случаи отказа граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, в предоставлении сведений о своих доходах. В большей степени это относится к гражданам, являющимся пенсионерами по линии отдельных министерств и ведомств. Как поступать в этих случаях?

Ответ. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусматривает обязательность определения для получателя социальных услуг условий оплаты социальных услуг (бесплатно, за плату, частичную плату), а также размера ежемесячной платы за социальные услуги, рассчитываемого на основе среднедушевого дохода гражданина и предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

В соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075, расчет среднедушевого дохода осуществляется на основании документов (сведений), предусмотренных порядком предоставления социальных услуг, утвержденным уполномоченным органом государственной власти, о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности.

Эта норма закреплена в Порядке предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденного приказом Облкомсоцзащиты от 19.02.2015 № 345.

В случае если поставщик социальных услуг не располагает сведениями о фактических доходах гражданина в связи с его отказом предоставить такие сведения (например, сведения о размере пенсий, пособий и т.д., выплачиваемых органом, осуществляющим пенсионное обеспечение), а получение таких сведений в рамках межведомственного информационного взаимодействия не предусмотрено или невозможно, то у поставщика социальных услуг нет оснований для заключения соответствующего договора о предоставлении социальных услуг (гражданину не могут быть определены условия оплаты социальных услуг и размер ежемесячной платы).

Заявление гражданина о заключении договора на условиях полной оплаты без предоставления сведений о фактических доходах, не может быть принято поставщиком социальных услуг как основание для заключения договора.

  1. Вопрос. Что делать если в центрах социальной защиты населения отсутствует копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования?

Ответ. В случае если копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (далее — СНИЛС) в центре социальной защиты населения отсутствует, для поставщика социальных услуг достаточным будет наличие сведений о СНИЛС, указанных гражданином в заявлении о предоставлении социальных услуг (копия заявления представляется центром социальной защиты населения).

  1. Вопрос. Имеют ли право на бесплатное социальное обслуживание во всех формах социального обслуживания лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 442-ФЗ) социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно, в том числе лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Правовое положение указанных лиц регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены в Законе Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этой статьей 2 данного Закона Российской Федерации установлено, что отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Таким образом, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют специальный статус и иные акты применяются в отношении данных категорий граждан в части, не противоречащей Закону Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1.

Поскольку в Федеральном законе № 442-ФЗ не предусмотрено право бесплатного предоставления социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то оснований для его предоставления не имеется.

Данные разъяснения даны Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.05.2015 № 12-3/10/П-2598.

Прочитано: 2 910

Входит ли ЕДВ в доход инвалида при расчёте среднедушевого дохода.

01.01.2015 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ » Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым был изменен размер платы за предоставление социальных услуг.

В расчет платы за спецобслуживание с января по настоящее время в среднедушевой доход инвалидов вошли: государственная пенсия + ежемесячная денежная выплата + социальная доплата к пенсии, и суммы начислений с учетом ЕДВА.

Согласно пункта » ж» части 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (утв. постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1075) при расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные в денежной форме: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

В разъяснениях о применении настоящих правил указано, что список учитываемых доходов включает в основном доходы, предусмотренные статьей 208 Налогового Кодекса РФ, согласно п.7 ч.1 которой к доходам от источников в РФ относятся пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством. Учитываются ли ЕДВА в среднедушевой доход гражданина в указанных источниках Закона не конкретизировано!

Поскольку Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (утв. постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1075) не конкретизируют должно ли быть включено ЕДВА в среднедушевой доход гражданина, а разъяснения Минтруда России не носят нормативно — правовой характер, по закону следует учитывать действующее законодательство в сфере социальной помощи граждан в РФ. Согласно действующего в настоящем времени Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. №512) учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.

Кроме того, указанное постановление Правительства более конкретно разъясняет какие виды дохода учитываются при расчете среднедушевого дохода, и, вместе с тем улучшает положение граждан, поскольку с учетом данного постановления Правительства, которое не отменено и действует по настоящее время, ЕДВА не включено в список доходов из которых взимается плата за социальное обслуживание.

Статьей 28.1. Федерального закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ » О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентируется, что инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей, которая устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, размер которой установлен настоящим Законом для каждой группы инвалидности.

Включение в расчет среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина оплаты ЕДВА не соответствует ч.2 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. №512), и противоречит части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, в связи с чем государством предусмотрены пенсии и социальные пособия, которые устанавливаются законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *