Рапорт о снятии с должности

Последние статьи

  • Обращение в военную прокуратуру (виды обращений, порядок, рекомендации юриста)
  • Российский военно-морской флот (история развития флота, размещения флотов, состав флота и т.д.)
  • Жалоба в военную прокуратуру (кто может жаловаться, требования к жалобе, куда и кому подавать)
  • Танковые войска России (танковая история, управление, как стать танкистом, учебные заведения)
  • Звания морского флота (звания современные и исторические)
  • Воинские звания военнослужащих (исторические и современные звания)
  • Служба в военной прокуратуре (как попасть, какие условия и ограничения, зарплата)
  • Органы военной прокуратуры (история, полномочия, структура, кадровый состав, статус)
  • Как попасть в морскую пехоту (требования, условия, тестирование и т.д.)
  • Как попасть в спецназ (отбор, подготовка, требования, медосвидетельствование)
  • Выезд за границу пограничникам (о запрете выезда, в какие страны, как получить разрешение)
  • Как уволиться контрактнику (право на увольнения, алгоритм, документы, подводные камни и т.д.)
  • Cлужба в пограничных войсках (требования, подача заявления, проверки, обучение, оклады)
  • Как восстановить военный билет (ответственность, сроки, процедура восстановления, документы)
  • Медицинское обеспечения лиц, получивших ранения в боевых действиях (понятие, законы, о травмах, виды медицинской помощи)

Актуальные вопросы перемещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на нижестоящие должности

Актуальные вопросы перемещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на нижестоящие должности

С.В. Шанхаев, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

В соответствии с п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями — при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);

б) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);

г) по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

д) в порядке реализации дисциплинарного взыскания “снижение в должности” или “снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность”, а также в случае, если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания “предупреждение о неполном служебном соответствии” прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

В настоящей статье автор попытается раскрыть вопросы, связанные с правовым регулированием назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, на низшие должности по наиболее сложным основаниям, а именно: в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (далее – по состоянию здоровья).

Необходимо отметить, что воинской должностью определяются характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как стержневым связаны все другие понятия, касающиеся военной службы1.

Согласно Положению о порядке прохождения военной службы, военнослужащий может быть назначен на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями – при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия). При этом воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий – более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Как быть военнослужащему, который не желает проходить военную службу ни на равной, ни на высшей воинской должности? Может ли в таком случае командование части назначить военнослужащего на низшую должность, перевести к новому месту службы в порядке, предусмотренном ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы, или вообще уволить с военной службы?

Прежде всего, необходимо рассмотреть понятие «организационно-штатные мероприятия»2. Из всей массы нормативных правовых актов, регулирующих вопросы прохождения военной службы, только Положение о порядке прохождения военной службы в ст. 34 содержит перечень мероприятий, которые можно отнести к организационно-штатным.

Так, п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы к организационно-штатным мероприятиям, в частности, относит: сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций; снижение воинского звания, соответствующего занимаемой им воинской должности (должности), либо изменение военно-учетной специальности, соответствующей занимаемой им воинской должности (должности), переименовании воинской должности (должности); сокращение воинских должностей (должностей) в пределах их общей численности, подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в том числе если занимаемая воинская должность (должность) не подлежит сокращению. Сложность применения понятия «организационно-штатные мероприятия» заключается в том, что ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы регулирует вопросы, связанные с увольнением с военной службы.

В соответствии с нормами Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, назначается с его согласия на низшую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями при невозможности его назначения на равную или высшую должность. В противном случае (отсутствие согласия военнослужащего с назначением на низшую должность) он увольняется с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. “а” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”). Назначение на низшую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями только с согласия военнослужащего соответствует ст. 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, согласно которой государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности3.

На практике возникают ситуации, когда военнослужащие по определенным причинам не желают увольняться с военной службы (например, отсутствие у военнослужащего десятилетней календарной выслуги лет, дающей право на гарантии в сфере жилищного обеспечения4). Как быть военнослужащему? Зачислять я в распоряжение соответствующего командира (начальника)5 или переводиться к новому месту службы?

Статья 15 Положения о порядке прохождения военной службы устанавливает основания перевода военнослужащих к новому месту службы. Подпункт «е» п. 1 указанной статьи среди прочих оснований предусматривает, что военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы6 из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в связи с организационно-штатными мероприятиями. Порядок же перевода военнослужащих к новому месту службы указанная статья не определяет. Здесь же необходимо отметить, что приказы Министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» от 11 декабря 2004 г. № 410 и “Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации” от 30 сентября 2002 г. № 350 также не содержат правового механизма перевода военнослужащих к новому месту службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно ранее действовавшему порядку перемещение лиц офицерского состава с высших должностей на низшие при сокращении штатов производилось прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав по назначению на должности при условии, если нет возможности для назначения на равную должность в соответствующем виде Вооруженных Сил (роде войск, службе). Также хотелось бы отметить, что понятие «организационно-штатные мероприятия», применительно к перемещению военнослужащего на низшие должности по ранее действовавшему законодательству рассматривалось в более узком смысле, чем сегодня. Так, перемещение лиц офицерского состава с высших должностей на низшие могло производиться «при сокращении штатов»7.

В связи с тем, что перевод военнослужащих к новому месту службы осуществляется с учетом норм, регулирующих порядок назначения на воинские должности, соответственно можно сделать вывод о том, что военнослужащий может быть переведен к новому месту службы по организационно-штатным мероприятиям с назначением на низшую воинскую должность только с согласия военнослужащего. При этом в соответствии с Правилами оформления представлений военнослужащих к назначению на воинскую должность, освобождению от воинской должности, присвоению воинского звания (восстановлению в воинском звании) и увольнению с военной службы (утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 350) в представлении о назначении на воинскую должность необходимо в обязательном порядке указать послужившие для перевода военнослужащего к новому месту службы основания.

Следующим важным моментом являются правовые последствия назначения военнослужащего на низшую должность (перевода к новому месту службы с назначением на низшую должность) в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Во-первых, назначение военнослужащих на низшие воинские должности по организационно-штатным мероприятиям сопряжено с сохранением месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям. Данная гарантия предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации “О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба” от 17 марта 1999 г. № 305 (с изменениями и дополнениями от 3 декабря 2001 г.) и приказом Министра обороны Российской Федерации “О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации” от 21 апреля 1999 г. № 161. Но при этом сохранение окладов по предыдущим должностям имеет некоторые особенности, которые ограничены определенными временными рамками. В соответствии с п. 2 указанного приказа военнослужащим, назначенным после 16 июля 1997 г. с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами и исполняющим их после вступления в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации, месячные оклады по прежней воинской должности на время их военной службы в новых воинских должностях (кроме военнослужащих, исключенных из списков личного состава воинских частей в связи с увольнением с военной службы) выплачиваются с оформлением соответствующих дополнений в ранее изданные приказы об их назначении. При этом выплата сохраненного оклада по прежней воинской должности указанным военнослужащим производится за время военной службы в новой воинской должности, но не ранее чем с 25 марта 1999 г., а при последующих назначениях в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами – за время военной службы в этих воинских должностях, но не ранее чем с 19 декабря 2001 г.

Во-вторых, в соответствии с п. 9 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации” от 22 сентября 1993 г. № 941 офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.

Правовые нормы указанного выше постановления неоднократно являлись предметом рассмотрения в различных судебных инстанциях и судебных органах, в результате которых нормативный правовой акт остался без изменений8. Здесь же можно отметить, что в соответствии с ранее действовавшим порядком назначения пенсий военнослужащим, переведенным на низшие должности в связи с организационно-штатными мероприятиями, пенсия начислялась из оклада по предыдущей должности только военнослужащим, имевшим воинское звание «полковник», ему равное и выше и занимавшим предыдущую (высшую) воинскую должность не менее трех лет9.

В соответствии с п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии может быть перемещен на низшую воинскую должность.

Пунктом 29 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123 (с изменениями от 30 апреля 2005 г.), предусмотрено, что офицеры, прапорщики, мичманы, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями или ограниченно годными к военной службе, признаются не годными к службе в Воздушно-десантных войсках, плавающем составе Военно-Морского Флота и пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, морской пехоте, в специальных сооружениях, если иное не определено расписанием болезней.

Солдаты, матросы, сержанты, старшины, проходящие военную службу по контракту, и курсанты военно-учебных заведений, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, признаются не годными к службе в Воздушно-десантных войсках, плавсоставе, морской пехоте, специальных сооружениях, если иное не определено расписанием болезней.

В отличие от перемещения военнослужащего на низшую должность по ОШМ военнослужащий, перемещенный на низшую должность по состоянию здоровья, не имеет права на сохранение оклада по предыдущей должности. Данный факт обусловлен тем, что на сегодняшний день нет нормативного правового акта, который закреплял бы право военнослужащих на сохранение окладов по предыдущей должности при переводе военнослужащего на низшую должность по указанному основанию. В законодательстве о статусе военнослужащих и порядке прохождения военной службе организационно-штатные мероприятия по своим правовым последствиям, как правило, приравниваются к мероприятиям, проводимым в связи с ухудшением здоровья военнослужащих. Например, к такому случаю можно отнести гарантии, предусмотренные ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и закрепляющие, что военнослужащие – граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Но в данном случае законодатель не предусмотрел военнослужащим социальных и правовых гарантий в области денежного довольствия при перемещении их на низшие должности.

В то же время законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, как указывалось ранее, предусмотрено, что офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, под водных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет10.

Какие документы должны составляться при перемещении военнослужащих в связи с организационно-штатными мероприятиями и по состоянию здоровья на низшие должности? Как правильно документально обеспечить данное перемещение военнослужащих без ущерба для военной службы и нарушения прав военнослужащих?

На военнослужащего, представляемого к назначению на воинскую должность, оформляется представление11 по форме согласно приложению № 3 к Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 350. Представление подписывается непосредственными (прямыми) командирами (начальниками) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше и направляется по команде через кадровые органы для принятия решения соответствующими должностными лицами.

Вместе с представлением направляются личное дело и другие документы (если необходимость их представления установлена вышестоящим кадровым органом), а также рапорт военнослужащего о согласии с назначением на низшую должность.

В представлении также должно быть обязательно указано, в каком порядке представляется к назначению: основания и причины назначения и перевода. К представлению должно быть приложено заключение ВВК, если военнослужащий представляется к переводу по состоянию здоровья.

В «боковике» приказа12 целесообразно указывать основания для включения в проект приказа сведений на получение месячного оклада по ранее занимаемой воинской должности (для военнослужащего, назначаемого с его согласия в связи с организационно-штатными мероприятиями на воинскую должность с меньшим месячным окладом); основания для исчисления пенсии исходя из оклада по ранее занимаемой воинской должности (для военнослужащего, имеющего право на пенсию и назначаемого с его согласия по состоянию здоровья, возрасту, в связи с организационно-штатными мероприятиями на воинскую должность с меньшим месячным окладом).

1Военное право / Под ред. А.В. Кудашкина, В.Г. Стрекозова. М. 2004. С. 242.

2 См., например: Фатеев К.В. Организационно-правовые вопросы увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М. 2000. С. 99.

3 См. определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 2н-03/98.

4 См. ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76.

5 Вопросы правового регулирования зачисления военнослужащего в распоряжение командира (начальника) неоднократно рассматривались на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах», например, в статье П.С. Гуськова «Зачисление военнослужащих в распоряжение командира (начальника): порядок и правовые последствия», опубликованной в журнале № 8 за 2003 г.

6 См.: Корнишин С.В. Место военной службы: что это такое? // Право в Вооруженных Силах. 2000. № 3.

7 См. Положение о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. № 240.

8 См.: решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2004 г. № ВКПИ04-4, оставленное определением Кассационной коллегии Верховного Суда от 24 августа 2004 г. № КАС04-298 без изменения; определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2005 г. № 311-О.

9 См.: постановление Совета Министров СССР “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям” от 24 июля 1990 г. № 725, принятое во исполнение Закона СССР “О пенсионном обеспечении военнослужащих” от 28 апреля 1990 года.

10 См. п. 9 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации” от 22 сентября 1993 г. № 941.

11 Примеры представлений на военнослужащих при назначении на должности см.: Юридический справочник военнослужащего по кадровым вопросам / Под ред. Л.Л. Климакова. М. 2003. С. 89.

12 См.: Фатеев К.В. Указ. соч. С. 184.

Рапорт на перевод на нижестоящую должность по личной просьбе военнослужащего

Добрый вечер, Татьяна.

Согласно ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 1999 г. № 1237 (далее – Положение):

5. Назначение военнослужащего на воинскую должность производится, в случае если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья ииные обстоятельства, предусмотренные настоящим Положением.
6. Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности.
При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая переподготовка.

Согласно п. «в» ст. 10 Положения одним из обязательных для соблюдения условий при назначении на воинские должности и важным в Вашем случае является следующее условие:

военнослужащие женского пола назначаются на воинские должности, предусмотренные соответствующими перечнями воинских должностей;

Отказать Вам в назначении на низшую должность могут если:

1) должность не вакантна или в настоящий момент вакантна, но уже принято решение о назначении на нее другого военнослужащего/гражданина;

2) согласно соответствующему перечню воинских должностей данная должность не может быть укомплектована военнослужащим женского пола;

3) ваше образование не соответствует военно-учетной специальности той должности и Вы не имеете опыта в данной служебной деятельности;

4) ваше состояние здоровья не соответствует предъявляемым требованиям;

5) ваш командир до подачи Вами рапорта о назначении на низшую должность принял решение о Вашем служебном предназначении (например, об увольнении с военной службы).

Надеюсь, что моя консультация была Вам полезна. Если возникнут вопросы или необходимо будет подготовить документы об обжаловании действий должностных лиц, обращайтесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *