Работа родственников в прямом подчинении

Возможен ли прием на работу в государственное бюджетное учреждение здравоохранения субъекта РФ родственников заместителя руководителя учреждения на должности, находящиеся, в том числе, в его прямом подчинении? Есть ли в законодательстве нормы, устанавливающие запрет на совместную работу родственников в таком бюджетном учреждении?

13 декабря 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Прием на работу в государственное бюджетное учреждение здравоохранения субъекта РФ родственников заместителя руководителя учреждения на должности, в том числе находящиеся в его прямом подчинении, возможен. В законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие запрет на совместную работу родственников в таком бюджетном учреждении.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 3 ТК РФ какие-либо ограничения в трудовых правах и свободах или преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, в том числе в зависимости от семейного положения, могут быть квалифицированы как незаконная дискриминация, за исключением тех случаев, когда различия, исключения, предпочтения, а также ограничение прав работников определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
В некоторых случаях законодательством установлен ряд ограничений в отношении совместной работы лиц, состоящих в родстве или свойстве. Так, гражданин не может быть принят на гражданскую (муниципальную) службу, а гражданский (муниципальный) служащий не может находиться на гражданской (муниципальной) службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским (муниципальным) служащим, если замещение такой должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). На работников государственных учреждений субъекта РФ, не являющихся государственными либо муниципальными служащими, эти нормы не распространяются.
Помимо этого, часть первая ст. 349.2 ТК РФ распространяет определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Во исполнение названной нормы Правительством РФ принято постановление от 05.07.2013 N 568, устанавливающее категории работников, которые не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Однако в связи с тем, что названные ограничения распространяются только на строго определенные категории работников различных фондов, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (федеральных казенных предприятий), а работодателем в изложенной ситуации является государственное бюджетное учреждение здравоохранения субъекта РФ, полагаем, что в отношении работников такого учреждения они не действуют.
Отдельной нормы, ограничивающей совместную работу в таких государственных учреждениях родственников, в том числе при условии подчинения одного из этих лиц другому, трудовое законодательство не содержит*(1). Об отсутствии запрета на совместную работу родственников смотрите также решения Арбитражного суда Кировской области от 12.07.2013 по делу N А28-1786/2013, Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2011 по делу N А29-9015/2010, Арбитражного суда Томской области от 25.12.2012 по делу N А67-6349/2012, Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 по делу N А68-799/2012.
Таким образом, лица, состоящие в родстве, могут занимать в государственном бюджетном учреждении здравоохранения субъекта РФ любые должности без каких-либо ограничений, в том числе, при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому. Аналогичного мнения придерживаются и специалисты Роструда (вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, вопрос 4, вопрос 5, размещенные на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Соответственно, работа лиц, состоящих в родстве, в государственном бюджетном учреждении здравоохранения субъекта РФ законодательству не противоречит.
В заключение отметим, что бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, а согласно ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», если заместитель руководителя некоммерческой организации состоит в близких родственных отношениях с гражданином, в отношении которого организация совершает те или иные действия (например, повышает заработную плату), предполагаются заинтересованность и, соответственно, конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации. Поэтому, если заместитель руководителя государственного бюджетного учреждения не будет совершать в отношении работающих в учреждении своих родственников те или иные действия, приводящие к конфликту интересов заинтересованных лиц (повышать ему одному заработную плату, выплачивать одному ему премии и пр.), возникновение конфликта интересов представляется маловероятным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

19 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Содержание

Правомерен ли локальный акт о запрете на совместную работу родственников?

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии со ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Также в данной статье указано, что запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Понятие «деловые качества работника» в Трудовом кодексе РФ не раскрывается, однако его определение дал Верховный Суд РФ (см. Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Верховный Суд РФ разъяснил, что под деловыми качествами работника следует понимать, в частности, способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом:

— имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, определенных профессии, специальности, квалификации);

— личностных качеств работника (например, состояния здоровья, наличия определенного уровня образования, опыта работы по данной специальности, в данной отрасли).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

«…5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому».

Однако на работников коммерческих структур действие этого Закона не распространяется. Более того, отказ в трудоустройстве из-за родственных связей, согласно положениям Трудового кодекса РФ, является дискриминацией (ст. 3 ТК РФ).

В ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Одним из способов борьбы с коррупцией является законодательное закрепление запрета совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»).

Таким образом, считаем, что работодатель не вправе отказать соискателю в трудоустройстве по причине наличия родственных связей с одним из сотрудников коммерческой организации, в том числе на должность, предусматривающую прямое подчинение одного из них другому.

Близкие родственники на работе не должны иметь ни преимуществ, ни ущемлений. Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда. Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ.

Стоматологическое
сообщество

ТРУД И БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ:
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И СПОРЫ ПО НЕЙ

В последнее время в обществе обсуждается запрет на совместную работу близких родственников, который отменен новым Трудовым кодексом РФ. Сторонники отмены запрета ссылаются на демократические права и принципы свободы бизнеса, противники утверждают, что такая политика создает почву для развития коррупции, несправедливости и ущемления трудовых прав рядовых граждан.

Кто считается близким родственником по закону?

Для того чтобы правильно трактовать и применять нормы права, мы должны четко разбираться в терминологии. Поэтому определим понятие «близкий родственник». Для этого обратимся к законодательству РФ.

Рассмотрим, кто является близкими родственниками по закону. Термин применяют в формулировках статей, однако его значение раскрыто косвенно. В законодательстве присутствуют лишь обрывистые пояснения. Трудовой кодекс не освещает этого понятия в полной мере, поэтому обратимся к другим источникам.

За основу и ориентир возьмем определение, данное Семейным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ к близким родственникам относятся:

  • родители;
  • дети;
  • дедушки, бабушки, внуки;
  • братья, сестры (полнородные и неполнородные);
  • усыновители и усыновленные.

Но такая трактовка подразумевает ряд очевидных изъянов и требует дополнения. Законодательство России не освещает этот вопрос. В других нормативных актах этот список остается неизменным, и племянники, супруги, родственники супругов, супруги детей в него не входят.

О супругах

Супруги не являются близкими родственниками. Это вытекает из статьи 2 Семейного кодекса РФ, в которой сказано, что супруги приходятся членами семьи, равными родителям и детям. Но при этом нет утверждения о признании их близкими родственниками. Статья 14 Семейного кодекса РФ определяет узы кровного родства, которое отсутствует у мужа и жены. Таким образом, между супругами устанавливаются отношения не родства, а свойства. Близкие родственники одного из супругов не приобретают статус родства по отношению к другому супругу, а становятся свойственниками.

Прочие нюансы

В рамках поставленной темы целесообразно осветить трудовые отношения не одних близких родственников, но и затронуть свойственников, так как нам важна фактическая сторона вопроса. На практике свойственники зачастую находятся в не менее близких отношениях, чем родственники. В связи с этим возможны нарушения закона в виде неоправданных привилегий или дискриминации по отношению к ним в процессе труда и, по мнению государства, создается благоприятная почва для коррупции.

Проблемы, связанные с трудовыми отношениями родственников

Споры о целесообразности запрета на вступление в трудовые отношения близких родственников при условии, что один находится в подчинении другого, актуальны и в 2017 году. Дело в том, что ранее закон предусматривал такое обстоятельство и регулировал этот процесс. Но теперь решение оставлено на усмотрение владельцев компаний.

Сторонниками запрета трудоустройства родственников выдвигаются следующие аргументы:

  • это провоцирует коррупцию и прочие должностные преступления;
  • это негативно влияет на производительность труда;
  • это вызывает дискриминацию в отношении других работников;
  • это ставит работников, наделенных одними правами и обязанностями, в заведомо неравное положение, что противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации;
  • родственные узы мешают руководителю объективно оценивать труд таких подчиненных.

С одной стороны, эти доводы оправданны, но такой запрет противоречит праву владельца предприятия нанимать в организацию тех людей, которых он хочет нанимать. Запретив трудоустройство родственников, государство ограничит права предпринимателей, что будет шагом назад с точки зрения культуры права.

На государственной службе

Раньше в законе, регулирующем трудовые отношения, была статья 20 КЗоТ, которая запрещала совместную работу близких родственников, если их работа предполагала подчиненность или подконтрольность по отношению друг к другу. В новом законодательстве такая норма отсутствует. По мнению многих граждан, это ущемляет права других работников, которые не являются родственниками руководителей.

В отличие от КЗоТа, который действовал ранее, Трудовой кодекс РФ исключает положения, которые ограничивают право близких родственников на работу в одном предприятии, даже если они состоят в положении подчиненности или подконтрольности между собой.

Но эти ограничения по-прежнему распространяются на государственных гражданских служащих. Согласно ст. 16 Федерального закона от 27:07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Этот Закон запрещает гражданским служащим, имеющим родственную или свойственную связь, быть в отношении подчинения или подконтрольности друг к другу. Это касается родителей и детей, супругов, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей. Поэтому сотрудники государственных органов частично подчинены запрету на совместный труд близких родственников.

Закон о противодействии коррупции Российской Федерации уточняет, в каких государственных органах и ведомствах нельзя работать родственникам:

  • в государственных корпорациях;
  • в Пенсионном фонде Российской Федерации;
  • в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
  • в публично-правовых компаниях;
  • в Фонде социального страхования РФ;
  • в других организациях, которые создаются Россией на основании федеральных законов.

Работникам таких организаций присваивается особый правовой статус, устанавливаются специальные условия труда, назначаются обязанности и ограничения, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ.

Эти меры приняты для борьбы с коррупцией. Об эффективности программы на данный момент судить сложно, но определенные проблемы недобросовестным чиновникам она все-таки преподнесла.

Как быть чиновнику, если по долгу службы приходится взаимодействовать с родственником?

Присутствует вероятность возникновения такой ситуации, когда государственный служащий будет производить проверку в компании, генеральным директором которой будет, например, его сын или брат и т.п. Здесь есть вероятность, что он оценит обстоятельства необъективно, сделает поблажку родственнику, поможет избежать наказания и пр. Принятое решение может быть оспорено при вскрытии обстоятельств дела. Государство рекомендует чиновникам избегать таких ситуаций.

Для решения подобных проблем были созданы специальные комиссии. Когда государственный служащий оказывается в затруднительном положении, например проверяет стоянки для лодок в том районе, где его сын открыл клуб лодочников, он должен обратиться в комиссию с пояснением ситуации и ждать дальнейших инструкций, не предпринимая никаких действий.

Родственники и госзаказы

Нередко бывает, что по счастливой случайности крупный государственный заказ получает фирма, владелец которой приходится родственником ответственного чиновника. С одной стороны, этот исход может быть справедливым, но встречаются и обратные ситуации, когда государственный служащий попросту пользуется своим положением.

Изменения в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отчасти решили проблему. Теперь в составе комиссии не могут присутствовать родственники конкурсантов. Однако существует множество других сфер, которые и по сей день не контролируются законом.

Ситуация, которая предполагает личную заинтересованность госслужащего в принятии того или иного решения при исполнении должностных обязанностей, называется конфликтом интересов. В этом смысле личная заинтересованность, заключающаяся, как правило, в возможной материальной выгоде, может смутить чиновника и склонить его к нарушению должностных инструкций, допуску поблажки в отношении родственника, организации, имеющей к нему отношение, или несправедливому решению.

Из изложенного выше материала можно сделать вывод, что родственные и свойственные отношения могут стать причиной для нарушения трудовой дисциплины и совершения чиновниками должностных преступлений.

При трудоустройстве

Стоит отметить, что ст. 64 Трудового кодекса РФ вводит запрет на дискриминацию при заключении договора, то есть при трудоустройстве у всех должны быть равные условия. Согласно законодательству отбор кандидатов на должность производится по принципу оценки деловых качеств и навыков соискателей. Соответственно, работодатель не имеет права отказать человеку в трудоустройстве по причине наличия родственных связей с одним из сотрудников предприятия.

Также гипотетически можно представить обратную ситуацию, когда человек, занимающий руководящую должность, препятствует трудоустройству своего родственника в эту же компанию. Причины такого поведения могут вытекать из жизненных обстоятельств и нюансов межличностных взаимоотношений в семье.

Злоупотребление должностными полномочиями — это распространенная проблема для организаций, действующих на территории Российской Федерации. Пристраивание родственников и свойственников на хорошо оплачиваемые рабочие места встречается достаточно часто. От этого зачастую страдает качество производимого продукта или оказываемых услуг. При этом работодатель отвергает достойных кандидатов, обладающих более высоким уровнем квалификации.

В глобальном масштабе следствием такой несправедливости становится утечка кадров из России. Государство должно находить способы борьбы с этой проблемой. Однако запретительные меры не будут эффективными в современном мире. Лучше всего создавать условия для здоровой конкуренции между предприятиями, чтобы работодателю было невыгодно трудоустраивать специалистов с низкой квалификацией. В этом случае компании будут подбирать кадры не по принципу родства, свойственных или дружественных отношений, а по профессиональным качествам.

Суть проблемы и почему государство идет по пути ослабления контроля

С момента введения в действие Трудового кодекса РФ эта проблема значительно обострилась. Она перешла рамки права, стала социальной и общенародной. Запрет, установленный КЗоТом, не допускал исключительно совместный родственный труд служащих, занимающих руководящие должности, также в список входили работники школ, больниц и др. Граждане могли трудиться семьями, существовали династии рабочих профессий. Следствием этому были профессионализм и высокие показатели производительности труда. Но в то же время возникали казусные ситуации, например в сельской школе было некому учить детей, кроме отца-директора и сына-учителя, которые не имели права занимать эти должности по причине родства.

После неудачного опыта запретительной политики законодательный орган сделал вывод о том, что государство не должно вмешиваться в эту сферу. Тем более что с каждым годом росло количество частных компаний, зачастую основанных на родственных и свойственных связях. Теперь в силе ст. 3 ТК РФ, которая запрещает работодателю принимать сотрудников по принципу родства или другим субъективным критериям, не относящимся к профессиональным качествам.

Так как родство или свойство никак не связано с навыками, то этот критерий не должен рассматриваться законом, как повод принимать или не принимать работника. В этом смысле Закон «О противодействии коррупции» в пунктах, запрещающих трудоустройство близких родственников на государственную службу, противоречит Конституции РФ и принципам трудового права, так как государственные служащие фактически лишаются права трудоустройства без дискриминации по каким-либо признакам (в данном случае в роли признака выступает наличие родства или свойства).

Закон противоречит Конституции РФ, так как идет вразрез с презумпцией невиновности. Иными словами, законодатель предположил, что все государственные служащие, находящиеся в положении подчинения и подчиненности и имеющие степень близкого родства или свойства, являются коррупционерами. Такой подход к решению проблемы представляется регрессивным с точки зрения правового государства. Благая цель в виде борьбы с коррупцией не оправдывает средств, противоречащих принципам трудового права и Конституции РФ.

Проблема коснулась и медицинских работников

В рамках все того же Закона «О противодействии коррупции» федеральные медицинские центры обязаны организовать кадровую политику таким образом, чтобы между сотрудниками и руководителями не было родственных или свойственных связей. Основным способом для решения этой проблемы является увольнение, предусмотрен перевод на другую должность.

Что требуется от руководителей?

В декабре 2016 года Министерство здравоохранения в письменном виде направило рекомендации во все федеральные медицинские центры с указанием уволить сотрудников, имеющих родственную связь. За невыполнение руководитель мог быть лишен должности на основании утраты доверия. После чего произошли увольнения, в списке сокращенных фигурирует несколько громких имен. Среди них Ольга Чазова, дочь и. о. директора кардиологического научно-производственного комплекса Ирины Чазовой. Из ГНЦ дерматовенерологии и косметологии ушел замдиректора по научной работе Алексей Кубанов, сын главы центра.

В муниципальных учреждениях

Согласно ст. 13 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» сотрудник муниципального учреждения, находящийся в прямом подчинении главы администрации, не может быть его родственником. Об остальных работниках муниципальных учреждений в Федеральном законе не упомянуто.

При этом трудовые отношения родственников в формате подчиненности или подконтрольности регулируются законодательством субъектов Российской Федерации. Большинство регионов приняли позицию сообразно федеральным законам и запретили руководителям иметь в подчинении близких родственников.

В бизнесе

Частные предприятия, компании, ИП и физические лица имеют право нанимать на работу сотрудников, не нарушая при этом законодательство РФ, вне зависимости от их родственных или свойственных связей. Это вполне прогрессивный шаг на пути к правовому государству. Снятие запретительной политики свидетельствует о постепенном склонении юридической позиции правительства в сторону частного права.

Учитывая такие обстоятельства, напрашивается ряд выводов:

  • государство медленными шагами движется в сторону предоставления бизнесу полной свободы действий, созданию свободного рынка;
  • предприятия способны создавать семейные династии, могут появляться династии мастеров в различных отраслях;
  • нужно обеспечивать строгий контроль над соблюдением норм Трудового кодекса РФ в негосударственных предприятиях.

Чем больше появляется дозволений и возможностей, тем больше соблазнов. Повышается риск нарушения прав одних сотрудников в пользу других, являющихся родственниками руководителей. Чтобы компенсировать это неравновесие, государственная власть, а в частности Министерство труда и социальной защиты, должно обеспечить соблюдение прав работников и противодействовать дискриминации в трудовых отношениях.

Трудовая инспекция должна принимать активное участие в контроле над соблюдением законодательства, регулярно производить проверки и защищать ущемленные права любой из сторон. В настоящее время такая практика не пользуется большой популярностью. Как правило, инспекция действует лишь по жалобам или заявлениям граждан, которые поступают туда не так часто в связи с юридической неграмотностью и правовым нигилизмом большинства россиян.

Конфликт интересов

Высокопоставленные сотрудники муниципальных предприятий, равно как и государственные служащие, оказываются в обстоятельствах конфликта интересов. Это происходит, когда их действие или бездействие в рабочей ситуации связано личной заинтересованностью. Таким образом, муниципальный служащий волен решать те или иные вопросы в пользу своих родственников или свояков. Сложно доказать состав даже очевидного злоупотребления должностными полномочиями.

Ситуация конфликта интересов у муниципальных работников, в отличие от государственных служащих, никак не квалифицируется российским законодательством, поэтому сложно доказать вину человека, злоупотребляющего положением в такой ситуации.

Заключение

Близкие родственники на работе не должны иметь ни преимуществ, ни ущемлений. В цивилизованном государстве такая градация в сфере трудового права недопустима. Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда. Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ. Поэтому позиция законодательной власти в отношении отмены запрета на сотрудничество близких родственников вполне оправданна.

С другой стороны, странно выглядит политика властей, которая выразилась в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральном законе «О противодействии коррупции». Маловероятно, что коррумпированным чиновникам такие меры помешают злоупотреблять должностными полномочиями при том, что добросовестные и квалифицированные сотрудники, являясь родственниками руководителя, теперь не могут занимать ту или иную государственную должность.

Трудовые отношения — это деликатная сфера общественной жизни, трудовые права граждан должны охраняться государством. Работник должен чувствовать себя защищенным от несправедливых решений со стороны руководства. В то же время он должен добросовестно выполнять свои должностные обязанности, чтобы права работодателя не были ущемлены.

Могут ли работать родственники в бюджетной организации

Есть ли в законодательстве нормы, устанавливающие запрет на совместную работу родственников в бюджетном учреждении?

по делу N А29-9015/2010; решение Игарского городского суда Красноярского края от 06 февраля 2012 г; решение Арбитражного суда Томской области от 25 декабря 2012 г. по делу N А67-6349/2012; решение Арбитражного суда Тульской области от 13 июня 2012 г.

по делу N А68-799/2012). Согласно ст.

3 ТК РФ какие-либо ограничения в трудовых правах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, квалифицируются как дискриминация, за исключением случаев, когда ограничение прав работников определяется свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом.Для определенных случаев законодательством установлен ряд ограничений в отношении совместной работы лиц, состоящих в родстве или свойстве.

Такие ограничения установлены, например, п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; п.

5 ч.

Запрещена или нет работа близких родственников?

Норма звучала так: “Запрещается совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому”.Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) аналогичных запретов не устанавливает.

Напротив, статья говорит, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах в зависимости от семейного положения.

Ограничения трудовых прав допускаются исключительно в интересах государства и устанавливаются ТК РФ или федеральными законами. В рассматриваемом случае отказ работнику в трудоустройстве связан не с его деловыми качествами, а с его семейным положением. Сам факт прямого подчинения на работе супругов не может быть препятствием для их трудоустройства.

Труд и близкие родственники: анализ проблемы и споры по ней (Антонов К.)

Согласно ст.

14 Семейного кодекса РФ к близким родственникам относятся:- родители;- дети;- дедушки, бабушки, внуки;- братья, сестры (полнородные и неполнородные);- усыновители и усыновленные.Но такая трактовка подразумевает ряд очевидных изъянов и требует дополнения. Законодательство России не освещает этот вопрос. В других нормативных актах этот список остается неизменным, и племянники, супруги, родственники супругов, супруги детей в него не входят.

О супругах Супруги не являются близкими родственниками. Это вытекает из статьи 2 Семейного кодекса РФ, в которой сказано, что супруги приходятся членами семьи, равными родителям и детям. Но при этом нет утверждения о признании их близкими родственниками.

Близкие родственники

Минтруд России разъяснил, на какие категории работников в федеральных государственных учреждениях и предприятиях не распространяется запрет на совместную работу родственников

Таким образом, данный запрет не распространяется на вышеуказанных работников в случаях: если финансово-хозяйственные полномочия работниками — близкими родственниками (свойственниками) осуществляются вне условия непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому; если один из работников осуществляет непосредственно деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности организации, например, в сфере науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта (ученый, искусствовед, балерина, актриса, практикующий врач, учитель, спортсмен, юрист и т.п.).

Статья 14 Семейного кодекса РФ определяет узы кровного родства, которое отсутствует у мужа и жены. Таким образом, между супругами устанавливаются отношения не родства, а свойства.

О непосредственном подчинении может свидетельствовать ситуация, когда руководитель в соответствии с должностным регламентом, положением о структурном подразделении является прямым (непосредственным) начальником работника и имеет в отношении него право давать

Прием родственников на работу в 2020 году

В данных законодательных документах описываются случаи, когда лица, имеющие кровное родство не могут работать вместе. Это случаи касаются работников, когда выполняются все три условия:

  • Занятых в государственной и муниципальной сферах, в частности к ним относятся все наши Российские чиновники;
  • При осуществлении такими сотрудниками-близкими родственниками финансово-хозяйственной деятельности.
  • При наличии близкого родства, если один работник подконтролен другому. Попросту сказать, один подчиняется другому.

Еще у нас есть” , в котором в статье 21 указано: «Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Может ли заведующий детским садом (муниципальное бюджетное образовательное учреждение) принимать на работу своих родственников?

Так, гражданин не может быть принят на гражданскую (муниципальную) службу, а гражданский (муниципальный) служащий не может находиться на гражданской (муниципальной) службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским (муниципальным) служащим, если замещение такой должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п.

5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). На работников муниципальных учреждений, не являющихся государственными либо муниципальными служащими, эти нормы не распространяются.Помимо этого, часть первая ст. 349.2 ТК РФ распространяет определенные ограничения,

Могут ли работать в одном бюджетном учреждении сферы молодёжной политики близкие родственники?

Пенза Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 10,0рейтинг
  2. эксперт

Здравствуйте, Анастасия!

РФ не содержит запрета на совместную работу близких родственников в бюджетной организации, в том числе при условии прямого подчинения одного из них другому. Ограничения на совместную работу граждан, состоящих в близком родстве, установлены только для определенных случаев.

Так, например, в соответствии с п.

5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

близкие родственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, родители и дети супругов) не могут быть гражданскими служащими, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.Аналогичный запрет содержится в п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной

Могут ли в бюджетном учреждении работать в непосредственном подчинении родственники, связанные с финансово-хозяйственными полномочиями?

Так ваше учреждение не является федеральным, то данная норма на вас не распространяется.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 568 работники, замещающие должности, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящего постановления, и граждане, указанные в пункте 2 настоящего постановления, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, за исключением работников, замещающих должности (кроме предусмотренных пунктом 4 настоящего постановления) в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях),

Могут ли близкие родственники работать в одном отделе федерального бюджетного учреждения?

Установить, что на работников, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее — фонды и иные организации), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов (далее — работник), распространяются следующие ограничения, запреты и обязанности: а) работник не вправе: принимать без

Государственный финансовый контроль и аудит эффективности использования бюджетных средств.

Курс повышения квалификации.

Цель семинара: дать разъяснения по осуществлению внутреннего финансового аудита в главных администраторах бюджетных средств (планирование, проведение аудиторских проверок, оценка рисков, документирование), а также рассмотреть вопросы организации внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (риск-ориентированное планирование деятельности, особенности проверок межбюджетных трансфертов, государственных (муниципальных) учреждений, полномочия органов ГФК по контролю в сфере закупок (ч.8 ст.

Семинар предназначендля специалистов контрольных и финансово-экономических подразделений ФОИВ, государственных учреждений, финансовых органов региональных администраций

Правовое регулирование совместной работы близких родственников в государственном учреждении

Соответственно, если какое-либо из вышеуказанных условий не выполняется, то близкие родственники могут работать вместе, даже если один из них подчинен или подконтролен другому.

99 закона № 44-ФЗ), а также типичные нарушения и ошибки, выявляемые по результатам контрольных мероприятий). На семинаре будут рассмотрены примеры нарушений, выявляемых органами государственного финансового контроля. Если в круг должностных обязанностей заместителя входят финансово-хозяйственные функции (при условии, что данное учреждение создано для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами), то заместитель не вправе работать совместно с руководителем-близким родственником. Кто является близким родственником по законодательству РФ?

К близким родственникам относятся: родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. У вас похожий вопрос? Воспользуйтесь услугой: Юридическая консультация онлайн. Запрет на совместную работу близких родственников Работа близких родственников совместно допускается, если заместитель обладает только организационно-распорядительными

Прямое подчинение родственников на работе

Согласно ст.

14 Семейного кодекса РФ к близким родственникам относятся:— родители;— дети;— дедушки, бабушки, внуки;— братья, сестры (полнородные и неполнородные);— усыновители и усыновленные.Но такая трактовка подразумевает ряд очевидных изъянов и требует дополнения. Законодательство России не освещает этот вопрос. В других нормативных актах этот список остается неизменным, и племянники, супруги, родственники супругов, супруги детей в него не входят.

О супругах Супруги не являются близкими родственниками.

Это вытекает из статьи 2 Семейного кодекса РФ, в которой сказано, что супруги приходятся членами семьи, равными родителям и детям. Но при этом нет утверждения о признании их близкими родственниками. Статья 14 Семейного кодекса РФ определяет узы кровного родства, которое отсутствует у мужа и жены.

Таким образом, между супругами устанавливаются отношения не родства, а свойства.

В данной статье мы рассмотрим возможен ли прием на работу родственников, какие законодательные акты отвечают за этот вопрос.

Совместная работа родственников не запрещена

В настоящее время никаких ограничений по совместной работе родственников нет за исключением государственных и муниципальных служащих. Почему вообще встает вопрос об ограничении по приему родственников? Это происходит потому, что, когда трудовые отношения регулировались КЗОТом, в нем было ясно указано, что запрещается совместная работа лиц, имеющих родство, в подчинении одного из них другому. Современное же законодательство, представленное трудовым кодексом, гласит, что никакой дискриминации по семейному положению, расе, полу, национальности, языку и т.д. быть не может. И любое нарушение данного законодательства будет наказано.

Важно! Трудоустройство граждан, близких по родству, во всех структурах, кроме государственных, является обычным делом, не противоречащим норме закона.

Исключение — Федеральные государственные учреждения и Федеральные государственные унитарные предприятия

Откуда взялись эти исключения ведь про них в трудовом кодексе ничего не сказано? Эти исключения прописаны в Законе «О противодействии коррупции», а также в в Постановлении Правительства от 5 февраля 2017 года и в некоторых других локальных актах. В данных законодательных документах описываются случаи, когда лица, имеющие кровное родство не могут работать вместе. Это случаи касаются работников, когда выполняются все три условия:

  1. Занятых в государственной и муниципальной сферах, в частности к ним относятся все наши Российские чиновники;
  2. При наличии близкого родства, если один работник подконтролен другому. Попросту сказать, один подчиняется другому.
  3. При осуществлении такими сотрудниками-близкими родственниками финансово-хозяйственной деятельности.

Еще у нас есть Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” , в котором в статье 21 указано: «Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Важно! Работа близких родственников при подконтрольности одного лица другому запрещена в Пенсионном Фонде, Фонде социального страхования, Федеральном Фонде ОМС, Центральном Банке Российской Федерации.

Читайте также статью ⇒ Испытательный срок для работника в 2020.

Близкие родственники — кто такие?

Понятие близких родственников есть как в семейном кодексе РФ, так и в некоторых российских законах. К примеру в Постановлении Правительства от 5 февраля 2017 года говорится, что близкими родственниками признаны:

  • родители,
  • супруги,
  • дети,
  • братья,
  • сестры,
  • а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Выводы

Итак, прием на работу близких родственников разрешен Трудовым кодексов РФ, более того за ущемление прав человека исходя из его семейного положения при устройстве на работу предусмотрена административная ответственность. Исключением является работа лиц, имеющих близкое родство, занятых в государственных и муниципальных предприятиях. Работа родственников ограничена в данных учреждениях при подконтрольности одного лица другому.

Читайте также статью ⇒ Прием работника на постоянную работу.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Могу ли я быть принят на работу на должность исполнительного директора, если моя супруга работает главным бухгалтером на данном предприятии?

Ответ: Да, если данное предприятие не является государственным или муниципальным.

Вопрос: У нас на предприятии выяснилось, что дочь работает бухгалтером подконтрольно у своего отца главного бухгалтера. По закону о противодействии коррупции такого быть не должно, потому как мы являемся ФГУП. Нужно ли нам уволить одного из них и на каком основании это сделать?

Ответ: При возникновении подобного рода ситуации мы рекомендуем перевести дочь в какое-то другое подразделение, чтобы не было проблем при проверке.

Вопрос: Я работаю воспитателем в детском саду, в котором моя мама работает заведующей. Могут ли при проведении проверки потребовать, чтобы меня уволили? На каком основании?

Ответ: Нет, в данной ситуации Вы не осуществляете финансово-хозяйственную деятельность и не попадаете под действие Закона «О противодействии коррупции».

Вопрос: Может ли индивидуальный предприниматель оформить на работу своих мать и отца? Не будет ли это выглядеть странным в глазах трудовой инспекции?

Ответ: Никаких ограничений на прием родственников не существует (исключение — государственная и муниципальная служба)

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *