Работа без аттестата

Нужен ли аттестат при устройстве на работу и в каких ситуациях

Работодатель иногда хочет увидеть от будущего сотрудника документы, которые свидетельствует о полученном образовании. Иногда это предусмотрено законодательством, но бывает так, что требование является незаконным. Чтобы избежать сложных ситуаций такого рода, необходимо точно знать, нужен ли аттестат при устройстве на работу. В этой статье подробно рассматривается вопрос о том, нужно ли обязательно подтверждать документами уровень образования новому сотруднику.

Документы при приеме на работу

То, что можно потребовать от желающего получить рабочее место, определено Трудовым кодексом. В статье 65 приведён перечень документов, нужных тому, кто хочет устроиться на работу.

До вступления в силу этого документа применялся КЗоТ РФ. В нём было сказано, что этот список определяется законодательством, но требовать что-нибудь кроме тех, которые указаны в перечне, запрещается. При этом ссылались на «Типовые правила внутреннего трудового распорядка», принятый Госкомтруда СССР.

Начиная с 1992 года, юридический статус этих документов был поставлен под сомнение. Это дало возможность кадровиков требовать у кандидатов на рабочее место не только паспорт и трудовую книжку, но и многие другие документы по своему усмотрению. Список для этого зависел от конкретного работодателя.

После того, как Трудовой кодекс РФ урегулировал этот вопрос, требовать можно только то, что перечислено в этой статье. Здесь указан не только перечень, применяемый в большинстве случаев, но и те документы, которые необходимы в некоторых конкретных ситуациях.

Однако в этой статье имеется также разрешение требовать дополнительные документы.

Список не может быть дополнен законами субъектов РФ или нормативными актами, изданными местной властью. Ведомственные распоряжения также не могут в этой сфере устанавливать дополнительные условия.

Дополнительные документы

Документы, необходимые для предоставления работодателю, можно разделить на два типа:

  1. Требуемые в большинстве ситуаций.
  2. Такие, которые соответствуют особым требованиям, предъявляемым конкретным видам работ.

В качестве дополнительных могут рассматриваться документы медицинского характера. В большинстве случаев они не являются обязательными.

В некоторых ситуациях законодательство требует их предоставления. Это может определяться специфическими особенностями работы, особенностями конкретного человека, спецификой места, где осуществляется трудовая деятельность.

Медицинские документы обязательны для предъявления в следующих случаях:

  1. Статья 266 ТК РФ указывает, что те, кому не исполнилось 18 лет могут быть приняты только после проведения медицинского обследования.
  2. Проведение осмотра и предоставление соответствующих документов обязательно для работников транспорта. Только здоровый водитель может обеспечить безопасность при вождении автомобиля.
  3. Те, кто имеет дело с производством еды (в пищевой отрасли и на предприятиях общепита) должны регулярно подтверждать прохождение медосмотра.
  4. При работе в северных районах страны лица, которые трудоустраиваются, не должны иметь противопоказаний, связанных с климатическими условиями. Такое состояние дел быть подтверждено заключениями врачей.

В Указе Президента № 484 от 15 мая 1997 года относительно тех, кто претендует на государственные должности или уже работает на них, сказано, что они обязаны предоставлять данные о своих доходах.

Если работа сопровождается с допуском к информации, составляющей государственную тайну, то у лиц, которые там должны работать, обязан существовать соответствующий допуск.

Если кандидатом на должность является иностранец, который на законных основаниях проживает в РФ, то для него обязательным является предъявление разрешения для устройства на работу.

Что работодатель может попросить

В большинстве случаев кандидату на получение работы потребуется следующее:

  • документ, подтверждающий личность (в большинстве ситуации для этого используется паспорт)
  • наличие трудовой книжки
  • подтверждение участия в пенсионном страховании (СНИЛС)
  • документы воинского учёта
  • подтверждение необходимого квалификационного уровня для этой работы

Нет специальных нормативных актов, посвященных тому, какой именно документ может быть использован для того, чтобы удостоверять личность. Эта информация находится в различных нормативных актах. То, что паспорт установлен в качестве основного документа, подтверждающего личность на территории России, сказано в Указе Президента от 13 марта 1997 года.

Не вся информация, содержащаяся здесь, используется для устройства на работу. Это относится к личной информации, включающей фамилию, имя, отчество, информацию о дате рождения и его месте. Однако тут присутствует и другая информация:

  • сведения о заключении или прекращении брака
  • данные о регистрации
  • информация о наличии детей, которым не исполнилось 14 лет
  • об отношении к воинской обязанности

Эти данные не должны использоваться при устройстве на работу и требовать их наличия работодатель не имеет права. Такая информация не может рассматриваться в качестве оснований для приёма на работу или отказа в её получении.

Для того, чтобы удостоверить личность, вместо паспорта могут также использоваться другие документы:

  1. Если речь идет о лице, являющемся военнообязанным, то оно может для этой цели использовать военный билет или тот документ, который его заменяет.
  2. В то время, когда происходит оформление паспорта, человеку положено выдавать временный документ, который его заменяет.
  3. Если этот человек постоянно проживает за пределами страны, то при въезде на территорию РФ ему предоставляют документ, который может быть использован для удостоверения личности.
  4. Удостоверение личности моряка (паспорт моряка).
  5. Справка, которая выдается лицам при содержании под стражей.
  6. Иностранные граждане должны иметь документ, который подтверждает его право постоянно проживать на территории России.
  7. В сферу обязанностей работодателей входит проверка документов по воинскому учёту.
  8. Некоторые виды работ предполагают наличие особой квалификации или определённой подготовки. В этом случае работодатель имеет право потребовать документы, подтверждающие это.

В качестве примера можно привести поступление на работу водителя. Если у него нет водительского удостоверения, в котором указано, что он имеет право водить автомобили нужного класса, то принять его на соответствующую должность работодатель не имеет права.

Законодательство о наличии документа об образовании

В статье 65 Трудового кодекса рассматривается вопрос о том, какие именно документы может потребовать работодатель при поступлении на работу. Речь идёт о следующих документах:

  1. Необходимо удостоверить свою личность. Для этого обычно предъявляют паспорт. Допускается в этом случае использовать заменяющий его документ.
  2. Нужна трудовая книжка, за исключением случаев, когда устраиваются на работу по совместительству. Исключением является устройство на работу в первый раз — в этой ситуации она не нужна.
  3. Нужен СНИЛС в качестве документа, который подтверждает факт регистрации в системе пенсионного персонифицированного учета. Допускается его наличие в форме электронного документа.
  4. Если устраивается на работу военнообязанное лицо, потребуются документы для воинского учёта.
  5. В случае, когда работа требует определенной квалификации, необходимо предоставить документ, который подтверждает её уровень. В кодексе отсутствует указание на необходимость предъявления аттестата.
  6. Иногда для поступления необходимо, чтобы кандидат не имел судимости. В этом случае от него потребуется соответствующая справка, которая удостоверяет этот факт.
  7. Существует список должностей, где нужно подтвердить факт, что у кандидата не было случаев административных наказаний за то, что он употреблял психоактивные вещества. В этой ситуации в обязательном порядке потребуется предъявить соответствующую справку.
  8. Если трудовая книжка была утеряна, то необходимо, чтобы новый сотрудник написал заявление о выдаче нового документа.

Если у работника нет документа об образовании

Статья 84 ТК РФ предусматривает увольнение сотрудника на основании того, что у него отсутствует один или несколько документов, которые были необходимы для поступления на работу. В некоторых случаях эта норма может относиться к документам, удостоверяющим получение образования.

В этой статье сказано, что основание для увольнения имеется в том случае, если указанное обстоятельство не позволяет продолжать выполнение этим сотрудником его трудовых обязанностей.

Примером такой ситуации является работа врача, который обязан иметь соответствующее занимаемой им должности медицинское образование. При приеме на работу им должен быть предоставлен соответствующий диплом. Если по каким-либо причинам этого не было сделано, то его квалификация ничем не будет подтверждена, и он не может выполнять свои обязанности.

Однако эта норма действует лишь в тех случаях, когда документ об образовании предназначен для подтверждения профессиональной квалификации. Важно отметить, что аттестат о среднем образовании не может служить для таких целей. Поэтому его отсутствие не может быть основанием для отказа в приеме на работу или увольнения.

Если возникла ситуация, когда при приеме сотрудника или уже во время работы требуют документ об образовании, то необходимо предпринять следующие действия:

  1. Нужно уточнить, о каком именно документе идёт речь. Если это аттестат о среднем образовании, то это не может быть основанием для принятия мер. Требования могут быть предъявлены только для тех документов, наличие которых подтверждает профессиональную квалификацию.
  2. Далее нужно определить, по чьей вине не был рассмотрен документ. Если ответственность за это несет работодатель, то он обязан предложить подходящую вакансию работнику. При ее отсутствии может быть рассмотрен вопрос об увольнении.
  3. Если вина в том, что произошло, лежит на работнике, то его можно уволить на основании указанной статьи.

При этом в трудовой книжке в качестве причины для увольнения указывается нарушение правил заключения трудового договора.

Когда документы об образовании обязательны

Это необходимо в тех случаях, когда работа требует соответствующих профессиональных знаний или навыков. Примером такой ситуации может быть работа врача. Он может лечить людей только при условии, что прошел соответствующее обучение. Если он не может предъявить документ об образовании, то не имеет права выполнять соответствующие обязанности.

Противоположным примером является работа сторожа. Если он не предъявляет никакого документа об образовании, то это не может стать причиной отказать в приёме на работу.

Иногда, когда ищут сотрудника на работу, в объявлении указывают дополнительные требования, например, относящиеся к образованию. Однако такое требование не может считаться законным, если речь не идет о подтверждении профессиональной квалификации. Например, если по объявлению требуется офис-менеджер с высшим экономическим образованием, то у него не могут требовать при приеме на работу соответствующий диплом, так как это будет нарушением закона.

Бывает ситуации, когда кандидат на рабочее место имеет соответствующее образование, но диплом был утерян. В этой ситуации могут иметь место следующие варианты:

  • Человек обратится в соответствующее образовательное учреждение и восстановит утраченный документ
  • Предприятие сделает запрос и получит официальную справку, подтверждающее квалификацию гражданина

В некоторых случаях человек не занимается восстановлением утраченного диплома, а получение справки предприятием не решает поставленных задач (это может происходить, например, при попытке получить медицинскую лицензию). В этом случае считается, что этот человек не имеет нужного образования.

Аттестат о среднем образовании не может подтверждать профессиональную квалификацию. Нужно, чтобы документ об образовании был подлинным. Если его предъявление обязательно и он оказался поддельным, то уже работающий на предприятии сотрудник будет уволен по статье.

Для того, чтобы проверить диплом, прежде всего необходимо внимательно его осмотреть на предмет обнаружения возможных несоответствий. Если необходимо, можно послать запрос в соответствующее образовательное учреждение. Однако это может быть сделано только с согласия работника в связи с тем, что речь идёт о получении о нем персональных данных. Такой запрос делают на фирменном бланке с указанием причины.

В результате образовательная организация проверит наличие диплома с определенным номером, выданного данному гражданину и даст официальный ответ компании.

Какие документы требуют необоснованно

Для каждой должности существуют правила, предусматривающие необходимость наличия определенной квалификации. Иногда речь идёт о наличии опыта работы. В других случаях требуется диплом о получении соответствующего образования. Если последнее требование в законодательстве отсутствует, то работодатель лишен права требовать соответствующий документ.

Аттестат о среднем образовании не является основанием для подтверждения профессионального уровня работника. Кроме того, он не входит в перечень обязательных документов при приеме на работу. Поэтому требовать его наличия руководитель не имеет права. Даже если речь идёт о работе сторожа или уборщицы, требование предъявить аттестат об окончании школы является незаконным.

Однако необходимо понимать, что для получения диплома такой документ будет необходим, а значит и для дальнейшего занятия профессиональной деятельностью тоже, хотя работодателю его показывать нет необходимости.

Существуют дополнительные документы, которые необходимы в конкретных обстоятельствах:

  • справки об отсутствии административных нарушений за употребление алкоголя или наркотиков
  • документы о полученных доходах
  • результаты медицинского осмотра
  • допуск к государственной тайне
  • разрешение на работу (для лиц с иностранным гражданством)
  • справка об отсутствии судимости

Каждый из перечисленных документов является необходимым только в тех случаях. Когда это предусмотрено законодательством. Так, например, справка о полученных за последние месяцы доходах, требуется тем, кто поступает на работу на государственную должность. В ситуациях, не предусмотренных нормативными актами требовать эти документы незаконно.

Аттестат о среднем образовании не требуется для того, чтобы устроиться на работу. Его предоставление не предусмотрено Трудовым кодексом РФ.

Диплом больше не нужен? Смотрят ли работодатели на образование, расскажут в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

30 профессий, которые не требуют образования

Читать: 2 мин.

Вы закончили школу — и теперь вполне можете работать и зарабатывать. Есть множество профессий, которые не требуют «корочки» ни высшего, ни даже среднего профессионального образования.
Все профессии, где у вас не спросят про образование, можно разделить на 3 категории.

Низкооплачиваемые и низкоквалифицированные профессии

Для этих профессий важнее всего быть вовремя на рабочем месте. От представителей этих профессий требуются внимательность, дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность.
Обещают, что в недалеком будущем часть профессий этой категории исчезнет. Их «выдавят» новые технологии и роботы. Но мы думаем, что в нашей стране эти профессии еще долго будут актуальны:
✔ Почтальон — сотрудник почтового отделения, который разносит посылки, письма, прессу адресатам.
Зарплата: от 17 000 до 35 000 рублей
✔ Вахтер — специалист, который следит за соблюдением общественного порядка на вверенной ему территории/объекте, предотвращает хищение имущества.
Зарплата: от 15 000 рублей
✔ Няня/бебиситтер/гувернантка — обычно женщина, которая ухаживает за чужими детьми. Для профессиональной няни нужно педагогическое образование, но в ряде случаев можно устроиться и без него.
Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей

✔ Кассир — работник, который отвечает за кассу, принимает и учитывает деньги в магазине, ресторане, кинотеатре или банке.
Зарплата: от 25 000 до 70 000 рублей
✔ Продавец-консультант — сотрудник магазина, который продает товары и услуги, рассказывает об особенностях и преимуществах товара.
Зарплата: от 25 000 до 150 000 рублей.
✔ Помощник воспитателя в детском саду («нянечка») — сотрудник детского сада, который ухаживает за детьми, отвечает за чистоту в группе.
Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей
✔ Бармен — работник бара, который обслуживает посетителей за барной стойкой.
Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей

✔ Курьер — сотрудник, который доставляет деловую корреспонденцию, посылки, заказы.
Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей
✔ Грузчик — рабочий, который отвечает за погрузку и выгрузку товара.
Зарплата: от 20 000 до 75 000 рублей
✔ Официант — сотрудник кафе, ресторанов, который обслуживает посетителей за столиками.
Зарплата: от 15 000 до 100 000 рублей
✔ Рабочий на стройке — работник, которого привлекают для неквалифицированного физического труда во время строительных работ.
Зарплата: от 15 000 до 50 000 рублей
✔ Хостес — сотрудник, в задачи которого входит встреча гостей в ресторанах, отелях, на больших выставках и конференциях.
Зарплата: от 50 000 до 130 000 рублей
✔ Администратор в офисе — сотрудник, в задачи которого входит общение с клиентами, встреча гостей, а также материально-техническое оснащение офиса.
Зарплата: от 25 000 до 100 000 рублей
✔ Вожатый — сотрудник детского лагеря или школы, который отвечает за безопасность и организацию детского досуга во время смены.
Зарплата: от 10 000 до 35 000 рублей

Какую специальность выбрать после 9 класса >>
10 перспективных рабочих профессий >>

✔ Водитель такси — сотрудник или физическое лицо, который занимается доставкой пассажиров на автомобиле. Корочка об образовании здесь не нужна, но водительские права обязательны.
Зарплата: от 35 000 до 120 000 рублей
✔ Мойщик машин — работник автомойки, который моет автомобили.
Зарплата: от 15 000 до 75 000 рублей
✔ Дворник/уборщик (куда без него) — работник, который поддерживает чистоту на улице/в помещении.
Зарплата: от 10 000 до 60 000 рублей

Профессии, где опыт и портфолио важнее, чем корочка

В этих профессиях можно просто начать делать дело и развиваться, хотя на практике, конечно, все не так просто. Лучшие и самые востребованные постоянно учатся, проходят профессиональные курсы.
✔ Актер — исполнитель ролей в спектаклях и кино. Вы удивитесь, но среди обладателей Оскара большая часть не имеет актерского образования.
Зарплата: от 50 000 рублей
✔ Модель — человек, который позирует для фотографий, видеосъемок и участвует в показе одежды.
Зарплата: от 40 000 рублей
✔ Youtube-блогер — профессионально ведет видеоблог на платформе Youtube и зарабатывает на этом деньги.
Зарплата: от 100 рублей
✔ Репетитор — педагог, который преподает «в частном порядке», дома или онлайн.
Зарплата: от 10 000 рублей
✔ Стилист — специалист, который формирует общий стиль для клиента — подбирает одежду, прическу, макияж.
Зарплата: от 45 000 рублей
✔ Писатель, копирайтер — разработчик, составитель рекламных и информационных текстов для компаний, автор книг и статей. Образование в этой профессии не главное, но без таланта или, как минимум, способностей, точно не обойтись.
Зарплата: от 45 000 рублей
✔ Фотограф — специалист, который создает фотоснимки для журналов, газет, фотобанков или частных клиентов.
Зарплата: от 25 000 до 100 000 рублей

Специфические профессии, которым научат на работе

Есть востребованные и популярные профессии, где работа начинается с «учебки» или специальных курсов, где дают нужную теорию и практику. Например:
✔ Машинист в метро — специалист, который обеспечивает управление электропоездом и перевозку пассажиров по подземным и надземным линиям метрополитена.
Зарплата: от 25 000 до 95 000 рублей
✔ Полицейский — сотрудник МВД, который уполномочен следить за соблюдением общественного порядка, а также охранять жизнь, здоровье и имущество граждан.
Зарплата: от 25 000 до 80 000 рублей
✔ Пожарный — сотрудник МЧС, состоящий на службе в подразделении пожарной охраны и ответственный за тушение пожаров.
Зарплата: от 25 000 до 90 000 рублей
✔ Спасатель — сотрудник МЧС, задача которого спасать людей в случае катастроф и экстремальных ситуаций.
Зарплата: от 25 000 до 60 000 рублей
✔ Стюард — специалист авиакомпании, который отвечает за комфортные условия полета для пассажиров.
Зарплата: от 35 000 до 120 000 рублей
✔ Водитель трамвая — специалиста, который управляет трамваем и перевозит пассажиров.
Зарплата: от 35 000 до 40 000 рублей

Мы рассказали о профессиях, для трудоустройства в которых вам не потребуется диплом. Тем не менее, только через образование и постоянное самообучение лежит путь к самым интересным профессиям и материальному благополучию. Если хотите добиться большего, продолжайте учиться!
Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Дети без аттестатов: каминг-аут про моего ребенка

В Интернете при запуске поиска статистики о количестве детей не получивших аттестаты после 9 или 11 класса не выпадает ни единого федерального образовательного источника. Яндекс начинает выдавать рекламу курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ и форумы фрустрированных родителей, отчаянно ищущих пути решения проблемы — ребенок не смог сдать какой-то из обязательных предметов и не получит аттестат. Впрочем, приведенный в анонсе отрывок из статьи на РБК от 28.08.2017 года оптимистично рассказывает устами и Людмилы Дудовой, и Ольги Васильевой о росте интереса к профессиональному образованию среди подростков. Мне это сильно напомнило статьи в местных изданиях «Известия» или «Правда» советских времен, где чиновники из моего родного Узбекистана докладывали о миллионах тонн собранного хлопчатника, но не упоминали ни о принудительном труде студентов, ни о практически рабском труде дехкан (колхозников), ни о сотнях или тысячах людей (статистика даже не собиралась), получивших заболевания или родивших детей с отклонениями из-за опыления химикатами полей с «белым золотом», ни о чем-либо другом, что испортило бы глазурь на торте.

Я тоже, признаться, прошла бы мимо этого сообщения Людмилы Дудовой, если бы не столкнулась в 2015 году с этим вопросом. И коснулся он моего ребенка. Моя дочь Соня не набрала минимально необходимые баллы по математике на выходе из 9 класса, не смогла пересдать четыре раза и не получила аттестат…

Школа не готовая к любви?

Соня родилась на 8 месяце с диффузными кровоизлияниями в мозг и была инфицирована в роддоме «кишечным стафилококком» — жизнь ей спасли только переливание крови и наша вера, что пронесет. На фоне этих заболеваний развилась анемия, а позже диагностировали дисплазию шейки бедра. Кровоизлияния спровоцировали и гипертонус с искривлением шеи и перинатальную энцефалопатию, с которыми надо было тоже что-то делать. И делалось все. К 4 годам Соня стала заикаться — несильно, но стабильно. Глядя сегодня на ее фотографии и наблюдая за их отношениями со средним братом, я не могу поверить, что все это было с нами.

В 2006 году я была молодая, работающая мама, возглавлявшая крупнейший региональный проект по ИКТ Азиатского банка развития в Центральной Азии. Я замечала некоторые признаки девиантности в поведении ребенка с няней, внезапные приступы агрессии или, наоборот, страхов и истерик. Но амбиции заставляли меня отодвигать эти неприятные ощущения, гнать прочь неуютные мысли. Я была успешна во всем, за что принималась, и мне было даже невозможно подумать, что мой ребенок не превзойдет меня во всем. Эта болезнь знакома, могу поспорить, практически всем родителям, занятым в более-менее интеллектуальных сферах. Она подкреплялась тщеславием и ханжеством, вобранными из культуры — люди должны видеть успехи моего ребенка, потому что ребенок — предмет гордости, а не стыда, наличием преподавателей в семье. И я совершила первую значимую ошибку — я отдала Соню в первый класс в 6 лет. Отдала в самую дорогую частную школу, где большая часть уроков велась на английском. К четвертому классу школа переехала в отдаленный район нашего города, в новое здание, в два раза повысила чек, и я перевела ребенка в государственную школу в пешей доступности от дома. Учитель сильно отличался от учителя в частной школе. Я считаю, Соне не повезло. В начальной школе не должны работать сухари и невротики. Однако, как я поняла значительно позже, таких немало. Мне слишком повезло с собственной первой учительницей — любимой по сей день всем нашим классом, Селиной Александрой Федоровной, и мне легкомысленно представлялось, что других учителей в началке быть и не может. К 6 классу стали проявляться основные проблемы и появился еще один диагноз — «легкая форма аутизма и социофобии». Основной проблемой стали апатия и равнодушие к учебе. Наш семейный невропатолог объяснял этот диагноз тем, что из-за перинатальных травм Соня отстает в развитии и что аутизма никакого нет, а есть несоответствие требований к ней с ее реальным развитием.

Это стало переломным этапом для всех нас, для наших отношений. Я приняла решение учиться принимать ребенка таким, какой он есть. И это оказалось очень непросто, потому что принятие было связано с уничтожением моих собственных «болезней» — амбиций, тщеславия и высокомерия. Эта борьба шла несколько лет. За это время Соня уже стала ученицей московской школы на Сухаревской. Классный руководитель говорила мне, что Соня очень дружелюбная, послушная и спокойная девочка, но абсолютно отрешенная от обучения. Она показывала неплохие результаты по гуманитарным предметам, если не требовалось запоминать тексты и воспроизводить их, и слабые результаты по точным наукам и физике.

Что хочется на этом этапе выделить… Школа не имеет никакой стратегии взаимодействия с подобными детьми. Давление на меня оказывалось, но на этом все инициативы заканчивались. Я жалась к стенке, потела и робко лепетала про проблемы ребенка. Учителя твердили, что дополнительные занятия они теперь не проводят, на второй год не оставляют, коррекционные меры не имеют возможности предпринять и надо искать сильных репетиторов. Занятия с репетиторами привели к усилению заикания на фоне сильного переутомления, и я решила отказаться от лишних нагрузок, потому что в любой ситуации здоровье ребенка для меня будет первостепенным.

Из двух обязательных предметов в 9 классе Соня не смогла сдать математику. Не смогла она и 4 раза ее пересдать. Заваливалась каждый раз на геометрии.

«Мама, — сказала однажды Соня, — геометрия — не мое. Мой мозг не может понять, как можно измерить окружность без линейки. Я понимаю, что есть способ, но в геометрии все так устроено, что мне кажется, что я сижу на карусели, и у меня кружится голова и ничего невозможно понять.» Как бы ее понял и процитировал, наверное, Льюис Кэрролл.

Что я поняла важного о школах (в этой статье я избегаю сознательно анализа своих действий и решений как родителя, потому что моя цель понять механику взаимодействия образовательной системы и детей). Я поняла, что школа сегодня либо утратила навык работать с такими детьми, либо это и не является частью ее задач; либо школа не умеет это делать, не понимает, как надо включить в обучение выпадающих детей. Почему я считаю, что это именно поле школы, а не отдельных учителей? Дело в том, что школа всегда отражает среднюю температуру по системе в целом. Она не является короной на голове системы. Она — орган тела системы. И неспособность или отсутствие у школы мотивации вовлекать выпадающих детей, возвращать их посильно в обучение свидетельствуют о том, что цель всей системы — не обеспечивать всеобщий доступ к образованию, а минимизировать количество низкопроизводительных детей, но при этом ничего с ними не делать. Ведь их не более 5% по стране. Это — такая статистическая погрешность, допустимая и некритичная для системы. Но мы сегодня понимаем, что проблема гораздо шире. Ежегодно увеличивается количество выпадающих к 7 классу детей. Они присутствуют в школах, не пропускают уроки, учатся по-разному по разным предметам, но поступательно теряют интерес к обучению.

«Министр образования Ольга Васильева отчиталась о росте числа желающих вместо продолжения обучения в школе перейти на обучение в колледжи и техникумы», — говорится в той же статье РБК, на которую я ссылалась выше. Но только я бьюсь об заклад, что идут они туда не по причине привлекательности колледжей перед школами и не потому, что осознанно стремятся получить востребованные на рынке труда квалификации, а потому, что либо им смертельно надоела школа, им скучно сидеть там еще два года, либо по причине недобора баллов при сдаче ГИА в 9 классе. У Сони в одном только ее классе было три (включая ее) таких выпускника. Я опрашивала десятки детей, которые пошли в колледж, и ни один из них не заикнулся про профессиональные амбиции или коммерческие цели. Ответы были однотипные: «что толку сидеть в этой школе, там скучно», «ЕГЭ я не смогу сдать, зачем тратить время». Интересно еще и то, что почти ни один ребенок не упомянул хотя бы эмоциональную связь с одноклассниками или хотя бы одним учителем. Я помню свое расставание со школой… Было ощущение, что по непонятным причинам ты покидаешь отчий дом и прощаешься с самыми близкими людьми.

Нарушается ли Закон «Об образовании»?

Скажу прямо — не знаю. С юристом пока консультации я не проводила, поскольку с трудом справляюсь с объемом ежедневных более срочных задач. Поэтому ставлю тему под вопрос. Но хочу выстроить простую логическую цепочку в качестве гипотезы.

Итак, Соня «не прошла» по баллам по математике и пересдавала, если не изменяет память, четыре раза. И все разы на геометрии валилась. Аттестат, разумеется, она не получила. И вот тут началось самое интересное. Школа выдает таким «аутсайдерам», маргиналам лучшей в мире образовательной системы, справку об окончании девяти классов. Я было обрадовалась. К тому времени Соня решила забросить идею о поступлении в колледж, где обучалась бы дизайну — она хорошо рисовала. Под влиянием наших друзей семьи она загорелась идеей пойти в кулинарию и попутно освоить еще пару прикладных профессий. Я к тому времени тоже уже конструктивно принимала судьбу и решения Сони, и принялась радостно серфить в поисках подходящего колледжа.

Но вскоре в колледже выяснилось, что принять ее на полный курс (даже платный) колледж не может, так как без аттестата невозможно поступить ни на бюджетное, ни на коммерческое отделение ни одного колледжа! Это был коллапс. Единственная форточка возможностей, которая нарисовалась, была поступление на годичный курс с получением диплома. И даже это доступно только тем детям, которые ее не достигли 18-летия.

Но как? То есть ребенок никогда не сможет теперь пройти полный курс ни в одном колледже и никогда не сможет, если потом захочет, поступить в вуз? Это невозможно. Я не могла никак принять эту нехитрую логику из серии «Кто шляпку спер, тот и тетку пришил». Я перелопатила кучу форумов, возвращалась в колледж. Но ответ был один: нет аттестата, нет доступа к образованию. И мы решили идти на годичные курсы и получать диплом. Это был единственный шанс продолжить образование… Был какой-то момент удушья, когда одна моя приятельница с жалостью выслушав мой рассказ произнесла: «Ну как у такой мамы могло такое случиться с ребенком?» Этот вопрос я читала и в глазах многих более близких мне людей. И в висках пульсировало глупо: «Сапожник без сапог…» И тут пал последний бастион тщеславия и гордыни. Да, у такой мамы могло быть такое. В этом мире, кто не знает, бывает все…

Но вот о чем я подумала спустя какое-то время: если аттестат является доказательством и свидетельством получения ребенком общего среднего образования, а его по какой-либо причине не выдают, то, выходит, ребенок не получил общего среднего образования, то есть нарушена главная статья Закона «Об образовании», подорваны его смысл и основа?

И второе, о чем я подумала — а почему бы не выдавать аттестат всем? Не странность ли это — не выдавать его, проще сказать, по причине наличия там двойки или двоек. Ведь совершенно ясно, что наличие двойки у будущего кулинара или художника по математике в аттестате не только никак не скажется на его профессионализме, но и на способности обучаться своему ремеслу.

Если Эддисон смог нас обеспечить светом, неужели Соня нас не обеспечит профитроли? Вспомнилось смешное напутствие отца: «Запомни, дочка, главное научиться прибавлять и умножать, а вычитать и делить необязательно!»

Не нужно быть специалистом по образованию, чтобы знать, что базовые — необходимые для жизни — знания по математике мы получаем полностью, если не к 4, то 6 классу точно. Давно всем известно, что знаний по математике до уровня решения квадратных уравнений достаточно не только для адекватного существования представителей «ремесленных» профессий, но и многих гуманитарных профессий, где требуется создание таблиц, планов, прогнозов, финансовых предположений, подсчета доходности и т. д. Во-первых, для выполнения этих задач в большей степени чем алгебра или геометрия нужны знания арифметики, наличие логики, способности видеть причинно-следственные связи и выстраивать сценарии, способность складывать из отдельных кейсов стратегическую картину и, наоборот, из огромной картины уметь выделить ключевые фрагменты. А вот этому, как раз, в школах не учат. И это отмечает каждый первый работодатель, когда принимает на работу выпускников вузов!

Статистика показывает, что всего примерно 100 000 девятиклассников по России не получают ежегодно аттестаты. В 2017 году по сообщению главы Рособрнадзора их число составило 0,5% от выпускников 9 классов. И для чиновников эта цифра ничтожна. Но в нее входит моя Соня и пару ее одноклассников, и еще чьи-то дети, за которых болит душа. А если сложить эти сотни тысяч «бэкфоллеров» за несколько прошедших лет и присовокупить за последующие 10 лет, мы что, получаем миллионы? Миллионы подростков останутся без аттестатов (и это, на мой взгляд полбеды). Миллионы подростков будут депривированы от получения полноценного профтехобразования? Или я не узрела какую-то лазейку? Вопрос-то серьезный. Но так ли ценен сегодня сам по себе, не учитывая фактор депривации от получения профессионального образования, аттестат? Эмоции излиты. Пришло время взглянуть на вопрос более рационально.

Есть ли жизнь без аттестата?

Во-первых, очень значим все еще культурный аспект. Общественные стереотипы очень медленно и болезненно отмирают и трансформируются в новые ценности. Многие родители готовы на любые жертвы, чтобы вырвать аттестат из «цепких лап» образовательной системы. Я имела счастье просматривать региональные ролики с камер слежения на ЕГЭ. Бедные учителя, снующие перед камерами в попытках прикрыть своих детей, чтобы те могли хоть что-то списать, подбивание камер сбоку шваброй для имитации ее случайного падения — креатива предостаточно. Во-вторых, учителя хотят хороших рейтингов — не только же из альтруистических побуждений они устраивают «цирк с конями» на ГИА и ЕГЭ. В-третьих, жизнь, несомненно, есть!

«В прошлом году было меньше желающих учиться в колледже, говорил в сентябре 2016 года глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. По его оценке, в России ежегодно выпускается 1,2 млн девятиклассников, ” — говорит нам та же статья в РБК. А в 2017 году, констатирует статья, их и вовсе стало больше 50%. И я, разумеется, не вижу в этом дурного. Беспокойство вызывает то, почему они туда повалили. Дело в том, что ценность образования из года в год падает. Я как-то писала о том, что ценность образования сильно зависит от дивидендов, следующих за его получением. При чем, как моральных, так и материальных. «Ремесленник», как и в советское время, быстро отучившись, побыв полгода-год в подмастерьях, начинает получать оклад сопоставимый с окладом кого-нибудь с научной степенью или врача или банковского работника среднего звена. Поэтому интерес к продолжению малоувлекательного обучения в школе или к поступлению в вуз заметно падает. Мы наблюдаем трансформацию ценностей, о попирании которых еще лет пять назад никто бы и фантазировать не решился. Проблема переходит в стадию задачи, потом начинается жизнь без аттестата.

Самое прекрасное и одновременно ужасное сегодня — безразличие детей к этому вопросу. Это интересная тема для дискуссии — хорошо или плохо, что дети так спокойно воспринимают свою маргинализацию и считают ли они вообще это маргинализацией. Соня не подает симптомы депрессии. С января жизнь бросила ее в пучину практики. Новые люди, бурлящая жизнь, запахи еды, шеф из Сербии, конфликты, новые друзья, новый молодой человек, клиенты, которые ее успели полюбить — она живет полной жизнью и начинает формировать траекторию этой жизни. И в этом единственный помощник ей — семья.

И все же есть какой-то привкус предательства детей в этой истории с аттестатами. Судьба «маленького человека», ценность каждого человека, верховенство принципа возможностей над принципом ограничений, голос общества и школ в вопросах образования детей, соблюдении их прав пока видятся мне все еще отдаленным горизонтом. Но все же уже не столь невидимым, как несколько десятилетий назад. И верится, что в фразе «казнить нельзя, помиловать» запятая будет уверенно проставлена в сторону гумманизма.

И вот ведь «квадратура круга» по О’Генри — драматическая развязка этого этапа, превратности судьбы и ее лукавая усмешка… С ее рук, практически в буквальном смысле, кормятся сегодня те, кто не выдал ей аттестат. На практику ее распределили в Департамент образования города Москвы…

Алиса Клима

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *