Проблема пиратства

Пиратство в отношении авторских продуктов: компьютерное, интеллектуальное и в интернете

Но далеко не все считаются с ценностью произошедшего фурора.

Многие стремятся присвоить изобретение себе или же нажиться на нем.

Для таких людей не существует совести, законов этики и уважения.

Именно, отчасти, поэтому они заслужили такое название как «пираты», а борьба с ними ведется на государственном уровне.

Понятие

Понятие пиратства берет свои истоки из семнадцатого века.

Тогда, в Англии, один из драматургов увидел куски своей пьесы в произведении одного из тогдашних мелких писателей.

В своей обличающей статье одной из газет он отметил, что «такой поступок – настоящее пиратство».

Слово подхватили и позже им стал выражаться весь мир.

Первый законодательный акт, в котором было употреблено слово пиратство, и относилось к незаконному присвоению себе заслуг другого также впервые появился в Англии.

Правда, тогда наказание для пиратов было не слишком суровое.

В Россию термин пиратство пришел в девяностых годах, когда с грохотом рухнул железный занавес и зарубежный кинопрокат стал выливаться в российскую культуру.

Во всех развитых странах мира пытаются бороться с таким явлением, как пиратство.

Все ведут борьбу различными средствами, да и меры ответственности у всех разные.

А это значит, что в каждой стране понятие пиратство трактуется по своему, а, следовательно, то, что ненаказуемо в одной стране, подвергается ответственности в другой.

В данном конкретном случае нас интересует только российское законодательство и то, как именно в законе о пиратстве отражено данное преступление.

Пиратство представляет собой деятельность по присвоению себе предметов и плодов творчества, искусства, научных изобретений и так далее без непосредственного ведома самого автора данных произведений.

Именно так трактуется подобное преступление в нашем законе.

Но конечно, если вы начнете перелистывать Уголовный кодекс нашей страны, то не встретите термин пиратство.

И, тем не менее, он есть, правда законодатель придумал ему более емкий и сутеотражающий синоним.

По-другому пиратство называют нарушением авторского права, что вполне закономерно и логично.

Права человека, который приложил руку к своему творению ущемлены в корне, и только уголовная ответственность может повлиять на справедливость.

В Уголовном кодексе за пиратство отвечает статья 146 УК РФ.

Именно там раскрывается такое деяние как пиратство в компьютерной сфере, а также предусматривается уголовная ответственность.

Виды

Компьютерное

Компьютерное пиратство является достаточно распространенным видом, а также очень разнообразным.

Сегодня выпускается достаточно много уникального контента, который можно назвать компьютерной информацией.

Это и видеоигры, и различного рода программы, приложения и виджеты.

Все они активно копируются пиратами и становятся легкой наживой.

Компьютерные и видеоигры

Компьютерные видеоигры также постоянно подвергаются нападкам.

Производители, выставляя игру на продажу рассчитывают на непосредственную выгоду, о есть хотят окупить свои затраты на ее производство а также получить прибыль от своей деятельности.

Но пираты, покупая одну лицензионную игру предоставляют ее широкому кругу людей или же продают за более выгодную цену сразу нескольким гражданам, тем самым нарушая закон нашей страны.

Было много известных случаев, когда только что вышедшая игра на одну операционную систему автоматически становилась доступна и пользователям других систем.

Что уж говорить, пираты научились похищатьвидеоигр без лицензий или с поддельными лицензиями – яркий тому пример.

Интеллектуальное

К интеллектуальным произведениям относится литература и ее шедевры, статьи, ночные труды и другие изобретения, которые не носят материальный характер.

К сожалению, именно такая составляющая, как интеллектуальная собственность страдает от пиратства, именуемого «интеллектуальным».

Литературные произведения

Литературные произведения копировались как много лет назад, так и продолжают копироваться.

Вместо того чтобы люди покупали книги, пираты делают множественные копии и предоставляют содержание книги в открытом доступе в том или ином ресурсе.

Это больно бьет по карману авторов.

Очень часто в свет выходят книги, авторство которых присваивается другим людям, а разгромные статьи несколько раз копируются и также присваиваются другим людям.

В интернете

Пиратство в Интернете — что это такое?

Рассмотрим этот вопрос.

Пиратством в Интернете занимаются также преступники.

О том, как оно проявляется известно всем ценителям западных фильмов.

Рассылка по различным торрентам кинокартин, которые только вышли в прокат, и есть Интернет пиратство.

Также под пиратством в Интернете понимают другие виды распространения авторских программ, аудио и видеозаписей.

Посмотрите видео от компании РБК об Интернет-пиратстве:

Аудиопиратство

Теперь подробнее поговорим об аудиопиратстве.

Многие звезды эстрады и простые любители, записав аудиопроизведения, стремятся защитить свои права на него.

А это значит, что другим гражданам не позволительно распространять эти произведения, а тем более, выдавать их за свои.

Но, к сожалению, на российском рынке мы видим, что во многих социальных сетях появляются песни, которые не могут использоваться общественными пользователями.

Видеопиратство

Видеопиратство – это, прежде всего получение видеоматериала преступным путем и дальнейшее его использование.

Проявляется это в следующем:

  • пират записывает произведение видеоискусства;
  • пират распространяет данный материал.

Сегодня пираты копируют только появившиеся в кинопрокате ленты и выливают их в интернет или же продают широкой публике на электронных носителях.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующими признаками данного преступления является его совершение организованной группой.

Если в пиратстве принимал участие лишь один человек, это можно назвать желанием личного обогащения.

Но вот участие группы лиц увеличивает ответственность, факт тогда сам собой устанавливается то, что организованная группа желала наступления преступного результата.

Борьба с пиратством в России

В России ведется ожесточенная борьба с пиратством.

Волонтеры устраивают рейды по магазинам видеоигр, а также аудио- и видео-продукции и ищут продукты без лицензии.

И вес же, несмотря на суровое наказание и постоянные проверки, пираты все еще умудряются действовать.

Недавно вышел закон о том, что все торренты в интернете, которые распространяют информацию, которая защищена авторским правом, необходимо закрыть.

Работы уже ведутся.

Отграничение от смежных преступлений

Пиратство запросто можно перепутать с присвоением и растратой, особенно если человек плохо посвящен в детали преступления.

И пираты и люди, совершившие присвоение и растрату желают обогатиться за счет других людей, а это значит, что цель преступления схожа.

Но вот способы ее совершения поражают разнообразием.

В случае с пиратством, преступник лишь пользуется плодами творчества других людей, тогда как человек, осуществивший присвоению и растрату, неправомерно присвоил себе имущество, принадлежащее другому человеку.

Пират же просто имеет выгоду с того или иного обстоятельства и в этом проявляется вся весомая разница.

Наказание и ответственность

За данное преступление, конечно же, предусмотрено наказание.

В соответствии со статьей 146, за нарушение авторских и смежных прав преступник несет серьезное наказание.

Оно проявляется в штрафе на сумму, которая не будет превышать порог в двести тысяч рублей.

Также существует наказание в виде исправительных работ.

Оно может продлиться до двухсот часов.

Также данным преступлением предусмотрело лишение свободы на срок до двух лет.

Но если в преступлении найден квалифицирующий признак, то этот срок может быть увеличен.

Каждый из участников данного преступления будет отбывать наказание индивидуально.

Судебная практика

Для примера можно привести случай с известной игрой Батлфилд, которую разработали норвежские программисты.

Игра вышла в продажу на официальном сайте, и скачать ее могли, только заплатив определенную сумму или же сделать предзаказ.

Один из пиратов еще давно сделал предзаказ и ему в числе первых покупателей была направлена игра.

Конечно, он тут же выставил все пароли, коды и сам материал из игры в общественное пользование и компания по производству игры понесла убытки.

Еще один случай произошел с публикацией известного романа.

Тогда, молодой писатель, захотевший славы и легкий денег отсканировал текст и стал продавать роман под своим именем.

Не получив должного признания он и вовсе выложил роман в сеть, за что и был наказан.

Хочется верить, что активная политика борьбы с пиратством скоро принесет свои плоды, и каждый гражданин нашей страны станет полноправным пользователей уникального контента.

Российская пиратская партия

Олег Татарников

Официальные пиратские партии

Простота хуже воровства

Российская специфика

Это отдельный вопрос для дискуссии между правящими
и оппозиционными политическими силами.
Многие говорят, что надо навести порядок.
Не хочу высказываться на этот счет.
Это общество должно само решить.
Но, в принципе, чем меньше ограничений, тем лучше,
несмотря на все негативные моменты.

Президент Российской Федерации
Владимир Путин

По данным американских экспертов, именно Россия является мировым лидером по объему контрафактной продукции в сфере интеллектуальной собственности, и экономические потери от этого, по мнению тех же экспертов, «ошеломляющие». Реализация и осуществление эффективной защиты авторских и смежных прав даже оговаривается специальным условием присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО).

В ответ на многочисленные обвинения со стороны США в том, что Россия наряду с Китаем является мировым лидером по объему контрафакта, российские эксперты постоянно заявляют об уменьшении доли нелицензионной продукции на отечественном рынке и склонны считать эти обвинения в большей мере политическими. Впрочем, пиратство неискоренимо и подобного рода «исследования» можно получить по любой стране и трактовать их как угодно. Например, после очередной антипиратской акции в Америке правоохранительные органы заявили, что клеймо «украдено в Нью-Йорке» можно поставить на 20% пиратских DVD во всем мире, а вину в распространении пиратской продукции можно возложить и на США.

Официальные пиратские партии

Что касается «организованных» пиратов, то Россия находится далеко не на первом месте — родоначальником пиратского движения стала Швеция. Именно там год назад появилась первая так называемая пиратская партия (http://www2.piratpartiet.se/the_pirate_party). Чуть позже аналогичная партия была зарегистрирована в США (http://www.pirate-party.us/), а затем к этому движению присоединилась Германия, где также растет недовольство неоправданными перегибами в борьбе за интеллектуальную собственность. А вот в России пиратская партия (http://pirateparty.ru/) основана совсем недавно, и пока ее появление особого резонанса в обществе не вызвало — все-таки, что бы там ни говорили американские эксперты, пиратство не является для России проблемой первостепенной важности.

Пиратские партии отрицают законодательные ограничения на интеллектуальную собственность и использование копирайтных материалов в том виде, в каком они существуют сейчас, и настаивают на реформе законодательства об авторском праве. Несмотря на общую идею, объединяющую пиратские партии, есть у них и некоторые разногласия в подходе к проблемам авторского права. Наиболее радикальной в плане последовательного отрицания ограничений сегодня является шведская партия. Ее члены ратуют за отмену всех нематериальных прав собственности (в первую очередь, авторского и патентного права), а также выступают за неучастие в международных организациях по защите авторских прав. Причем шведская пиратская партия от призывов уже перешла к конкретным действиям. Например, она открывает специальные сервисы для обмена файлами, которые позволяют скрывать настоящие IP-адреса пользователя. Таким образом, правоохранительные органы и владельцы авторских прав не могут отследить пользователя и предъявить ему какие-либо обвинения.

Сайт шведской пиратской партии

При всем этом шведская пиратская партия существует абсолютно легально (перед последними шведскими выборами высказывались даже предположения, что она сможет набрать достаточное число голосов среди молодежи страны, для того чтобы войти в парламент), а недавно она основала свою молодежную организацию «Молодые пираты», которая насчитывает уже более тысячи членов, и на этом основании, по шведским законам, имеет право получать финансирование от шведского правительства.

Княжество Силенд (Principality of Sealand) —
самопровозглашенное микрогосударство
в Северном море в шести милях от побережья
Великобритании

Сейчас шведские пираты ищут способ радикально обойти закон о защите авторских прав. Например, шведская файлообменная сеть The Pirate Bay («Пиратский залив»), пользователи которой бесплатно обмениваются гигабайтами музыки и фильмов, начала сбор средств для приобретения морской платформы Sealand, которую собственник провозгласил суверенным государством — княжеством Силенд (Principality of Sealand). Пираты собираются купить остров-платформу, а вместе с ним и статус независимой территории, на которой не будут действовать принятые во всем остальном мире законы, в том числе и закон об авторских правах. Именно там шведы планируют поставить сервер The Pirate Bay, а также будут предоставлять гражданство Силенда всем, кто преследуется в других странах за нарушение авторских прав.

Американская партия к законодательному регулированию более лояльна и не поддерживает свободное распространение копирайтных материалов. Единомышленники из Германии тоже не призывают к полной отмене авторского права. Тем не менее и они считают, что область действия авторских прав необходимо сузить, исключив из нее софтверные, генетические и сельскохозяйственные патенты. В сфере интересов немецких партийных пиратов находится в первую очередь возможность бесплатного копирования информации посредством цифровых технологий. Ограничение свободы распространения информации тормозит развитие цифровой индустрии Интернета, а значит, и технологическое развитие цивилизации в целом. Получается, что законодательство пытается наложить запрет на право граждан свободно обмениваться информацией.

Сайт американской пиратской партии

К реформированию авторского права и патентного законодательства стремится и российская пиратская партия (РПП), ставшая частью международного движения, начало которому положила Швеция. В частности, оргкомитет этой партии резко критикует недавно принятый Государственной думой РФ «Закон о персональных данных», утверждая, что он идет вразрез с принципами неприкосновенности частной жизни. Партия призывает правозащитников, политические силы и граждан России начать общественную кампанию протеста с целью «законодательного недопущения подобных решений».

Copyleft журнала New Scientist

Известный американский журнал New Scientist однажды решился на беспрецедентный для западного издательского мира эксперимент по публикации одной статьи на условиях copyleft (или, как говорят программисты, на условиях «открытого кода»). Статья называлась «Большая раздача» (“The Great Giveaway”) и была посвящена проблеме авторских прав в цифровую эпоху. Эту статью можно было копировать, публиковать и даже редактировать без спроса, но при выполнении следующих условий лицензии copyleft (на самом деле, это совсем не та General Public License, под которой распространяется операционная система Linux):

  • любые модификации данной статьи будут опубликованы на условиях той же лицензии, без каких-либо новых ограничений на ее распространение/модификацию;
  • производная (модифицированная) статья будет называться по-другому, чтобы отличаться от оригинала;
  • в новой статье будет корректно указано авторство, а именно: какие части написаны автором предыдущей статьи, а какие — новым, а также все прочие изменения и дата их внесения.

Этот эксперимент вызвал живой отклик у общественности. Конечно, идеи copileft’а трудно экстраполировать на другие цифровые продукты, отличные от программ (например, подобное распространение музыки потребовало бы создания новых схем финансирования авторов), но ничего невозможного в этом пути нет.

Простота хуже воровства

Прежде чем обсуждать достоинства и недостатки пиратских движений, давайте выделим то действительно рациональное зерно, которое побуждает многих людей поддерживать их. Во-первых, отметим, что само понятие «пират», которое все чаще упоминается в прессе, ко всем областям интеллектуальной деятельности применять по меньшей мере некорректно. Изначально представители музыкальной киноиндустрии называли так тех, кто нелегально распространял фильмы и музыкальные записи, а теперь, когда интеллектуальной собственностью считается и авторское право, и патенты, и секреты производства, и торговые марки, к пиратам часто причисляют даже тех, кто просто использует чужие идеи или знания, что пока никакими законами не запрещено, — появился даже специальный термин — «интеллектуальное пиратство». Если так и дальше пойдет, то вскоре встанет вопрос о запрете на преемственность в развитии науки и культуры!

Конечно, чиновникам и законодателям проще разработать единый закон, но в результате применения обобщенного термина «интеллектуальная собственность» смешиваются разные, порой даже несовместимые друг с другом понятия, в следствие чего их смысл искажается вплоть до полной потери разумного содержания. Становится все более очевидным, что использование общих подходов ко всем интеллектуальным видам деятельности оказывается выгодно только тем, кто заинтересован в этой неразберихе ради личной выгоды, а никак не для прогресса человечества в целом.

Между тем изначально законы принимались отдельно по каждому виду интеллектуальной деятельности, по-разному развивались и имели свою специфику. Причем законы специально разрабатывались так, чтобы выгоду от их применения получало прежде всего общество в целом, а не конкретные авторы или изобретатели.

Например, патентное законодательство было задумано только для того, чтобы изобретатели не скрывали своих открытий и изобретений в надежде получить личную выгоду от их использования. Общество, по сути, заключало с авторами идей взаимовыгодный договор, по условиям которого изобретателю давалось исключительное право запрещать другим лицам в течение фиксированного периода времени осуществлять, использовать и продавать запатентованное изобретение, а взамен изобретатель публично раскрывал его подробности. Таким образом, изобретение или открытие не пропадало для общества и служило на благо прогресса даже в том случае, если автор по тем или иным причинам не мог его реализовать. Практика показала, что патентное законодательство себя оправдало, но это совсем не означает, что подобный подход был лучшим, и уж тем более не значит, что он применим и для других областей интеллектуальной деятельности.

Авторское право изначально разрабатывалось прежде всего для содействия развитию литературы и искусства в целом, а не для обогащения отдельных авторов, галерей или издательств. Например, первые попытки введения авторства на художественные произведения были предприняты еще в отношении древнегреческого поэта Гомера. Дело в том, что до Гомера существовало исключительно устное эпическое творчество, которое принципиально не поддерживало никаких авторских прав. Однако поэмы такой длины и столь сложной структуры, как «Илиада» и «Одиссея», не могли сохраниться в устной эпической традиции, в которой важнейшую роль играла импровизация. Соответственно те поэты, которые пытались воспроизводить «Илиаду» или «Одиссею» по памяти на слух, неизбежно разрушали стройную композицию поэмы, пытаясь каждый на свой лад сделать ее лучше. Поэтому было решено зафиксировать тексты письменно с указанием оригинального авторства Гомера (ведь по «Илиаде» и «Одиссее» в свое время учились читать, как по учебнику). Причем за неимением бумаги произведения высекали на камне, глиняных табличках или процарапывали на коже. Установить зависимость от носителя произведения никому и в голову тогда не приходило, так как плоды человеческого гения должны были идти на пользу всему обществу, а не отдельной его части. Теперь же вместо фиксации самого художественного произведения авторское право сосредоточилось на его носителях, принципах копирования и защите получения прибылей издателями.

Законы о торговых марках и знаках обслуживания разрабатывались вовсе не для того, чтобы способствовать деловой активности или брендингу компаний, а должны были регулировать маркировку товаров и услуг, которая повышала ответственность продавца за них и подтверждала их качество. Сегодня же, под влиянием общих тенденций унификации и расширения понятия «интеллектуальная собственность», законодатели включили и эту область в общую схему, поддерживая и стимулируя рекламу, а не интересы покупателей и общества в целом.

Таким образом, в результате общего подхода к понятию «интеллектуальная собственность» в одну кучу сваливаются несовместимые области и виды деятельности, которые до сих пор регулировались разными правилами и законами, причем о том, что эти законы разрабатывались исключительно в интересах общества, а не отдельных индивидов, все уже давно позабыли.

Сегодня, услышав об интеллектуальной собственности применительно к чему бы то ни было, все больше склоняются к принятию общих мер и руководствуются общими принципами, даже невзирая на то, что регламентирующие их законы разрабатывались независимо и различаются и в целях, и в методах, и в деталях.

Забавно, что патентное законодательство, которое когда-то считалось наиболее спорным с точки зрения интересов общества, является сегодня самым либеральным в смысле закрепления интеллектуальной собственности за автором и предполагает меньший срок защиты его прав, нежели авторский копирайт. Ведь не раз утверждалось, например, что патенты тормозят научно-технический прогресс, позволяя монополизировать какие-то достижения и методы, при этом сотни тысяч патентов положены на полку и не используются. Но посмотрите, сколько бумаг необходимо оформить для регистрации изобретения, как трудно доказать его новизну и оригинальность (которые являются необходимыми условиями его регистрации) и, наконец, сколько надо заплатить, чтобы запатентовать его в той или иной стране! При этом совершенно бессмысленный и малоценный для общества поп-шлягер достаточно один раз записать, а какой-нибудь анекдот — напечатать («зафиксировать в осязаемой среде выражения»). К тому же в большинстве стран регистрация копирайта, в отличие от патентования, относительно проста и недорога.

Общественная защита такой продукции приводит к тому, что именно ширпотреб становится все более выгодным для издателей, в результате чего наблюдается засилье низкопробной музыки, литературы и прочего интеллектуального «мусора».

Таким образом, унификация понятия «интеллектуальная собственность» приводит к законодательной неразберихе и упрощенной трактовке несопоставимых законов, а сама сущность интеллектуальной деятельности творца и ее общественная полезность игнорируется в угоду относительно небольшого бизнес-сообщества.

Российская специфика

Недавно российская Госдума приняла во втором чтении поправки к четвертой части Гражданского кодекса РФ, регулирующие отношения в сфере интеллектуальной собственности. Законопроектом, в частности, определяется перечень видов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране (произведения науки, литературы и искусства, секреты производства, изобретения, промышленные образцы и полезные модели, фирменные наименования, программы для ЭВМ, базы данных, коммерческие обозначения, товарные знаки и др.).

Существующее законодательство предлагается кардинально пересмотреть и изменить многие нормы правоприменения. Это значит, что в течение нескольких лет придется перенастраивать систему, переучивать сотрудников милиции, судей, адвокатов, отслеживать появление новых подзаконных актов и т.д. Возможно, процесс такой перестройки и стремление к унификации приведут к тому, что от принятия нового закона будет больше вреда, чем пользы. Однако есть в новых положениях и ряд позитивных изменений. В частности, это касается свободного использования произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях. И хотя сегодня некоторые специалисты из бизнес-сообщества пугают тем, что либерализация ряда положений может вызвать массовый отток обладателей интеллектуальной собственности из страны, расцвет теневых производителей и обеднение малобюджетных отраслей культуры, нельзя не отметить и положительного влияния поправок в плане общественной пользы.

В конце концов, для борьбы с пиратством важнее практика правоприменения, а не формальное изменение тех или иных законов, хотя, конечно, законодательная инициатива диктует основные направления вектора правоприменений. Однако некоторые тенденции нового законодательства в сфере интеллектуальной деятельности настораживают, в первую очередь это касается области секретов производства и коммерческой тайны. Вот здесь теперь, напротив, допускается расширенное толкование.

Сайт российской пиратской партии

Отметим, что, хотя все члены ВТО в соответствии с международными соглашениями обязаны соблюдать законы об интеллектуальной собственности, национальные законодательства разных стран могут иметь ряд отличий, а следовательно, и соответствующие права являются по своему объему национальными. Что касается секретов производства, то они вообще нигде не регистрируются, подобно другим видам интеллектуальной собственности, и не являются предметами статутов. Требования по получению охраны секретов производства определяет судебная система каждой страны, так что тут допускаются любые отклонения от международной практики.

Да, законы об авторском и смежных правах принимать необходимо, Россия является участницей значительного количества крупных международных соглашений в данной области и до сих пор не давала повода усомниться в добросовестности выполнения ею своих обязательств. Однако не следует бежать впереди паровоза и ужесточать соответствующие законодательства больше, чем это делают соседи. Тогда и обладателям интеллектуальной собственности из страны некуда будет бежать, и собственное население не пострадает.

Напротив, необходимо внимательно следить за теми послаблениями в области защиты интеллектуальной собственности, которые предпринимаются в других странах, и перенимать такого рода опыт. Например, недавно Бюро авторских прав США опубликовало перечень из шести классов нарушения авторского права, которые не будут преследоваться по закону (эти правила вступили в силу с 27 ноября 2006 года и будут действительны до 27 октября 2009-го). Благодаря этому преподаватели университетов смогут копировать фрагменты видео- и аудиозаписей с защищенных от копирования дисков для использования этих материалов в своих курсах.

Разрешено также копирование программных приложений и видеоигр, распространяемых в форматах, которые считаются устаревшими и для работы которых требуется оригинальный носитель данных или специфическое аппаратное обеспечение.

Взлом кодов, защищающих электронные книги, разрешен незрячим людям, чтобы они могли использовать программы для декламации текста.

Что касается мобильных телефонов, хотя это решение лежит вне образовательной сферы, то глава Библиотеки Конгресса, шефствующей над Бюро авторских прав США, разрешил взламывать предустановленный софт, ограничивающий доступ пользователей ко всем функциям телефона (к примеру, выход в Интернет только в рамках услуг основного контракта).

И наконец, специалистам по безопасности разрешено искать уязвимости в системах защиты от копирования и создавать эксплоиты в научных целях. И эти «поблажки» были приняты именно в той стране, которая ранее в области авторского права традиционно придерживалась принципа «всё или ничего».

Может и нам последовать примеру США? В конце концов, чем дальше российский рынок будет уходить от зачаточного состояния, тем меньший процент пиратской продукции будет использоваться как корпоративными, так и частными пользователями. И произойдет это естественным образом, а не по инициативе сверху. Например, по последним данным Института сотрудничества в целях развития (IDC), количество случаев применения нелицензионного ПО сократилось в России за последний год с 87 до 83%. Кстати, убытки разработчиков программного обеспечения, как ни странно, не снизились, а, наоборот, увеличились с 1,1 до 1,625 млрд долл. По мнению специалистов IDC, ничего необычного в этом нет, так как развитые ИT-рынки отличаются более высокими потребностями в сложных и дорогих программных продуктах, что приводит к резкому увеличению финансовых рисков разработчиков. Например, один из наиболее благополучных в плане пиратства рынков — североамериканский, на котором нелицензионным оказывается лишь каждый пятый программный продукт (21%), — приносит разработчикам убытков в десятки раз больше, чем неблагополучный российский рынок.

Почему нелегальное скачивание контента делает человека не пиратом, а вором

Эта статья — часть проекта «Аутодафе». В нём мы объявляем войну всему, что мешает людям жить и становиться лучше: нарушению законов, вере в чушь, обману и мошенничеству. Если вы сталкивались с подобным — делитесь своими историями в комментариях.

Почему люди скачивают нелегальный контент

У пиратов тысячи оправданий, и почти все не выдерживают критики.

То, что в открытом доступе, принадлежит всему миру

«Если я могу что-то взять бесплатно, значит, я имею на это право».

Конечно, нет. То, что распространитель пиратского контента взял на себя все юридические риски и выложил контент в открытый доступ, не значит, что вы можете смотреть сериал онлайн без зазрений совести. Seasonvar, Kinogo и FreeSoft существуют только потому, что пираты ими пользуются.

От авторов не убудет

«У разработчиков, музыкантов, режиссёров и писателей полно денег. Неужели им действительно так нужна пара сотен моих рублей?»

Условным Universal и Warner Bros. вы действительно не навредите: все риски большие корпорации продумывают. А вот более уязвимые, независимые и самостоятельные творцы просто сгинут, если будут писать книги, снимать фильмы и записывать музыку, рассчитывая на деньги с продажи лицензий. Всё из-за пиратов.

Мы спросили деятелей искусства, писателя и музыканта, о том, сколько денег можно заработать на музыке и литературе, если ты не Монеточка или Сергей Лукьяненко.

Антон Образина Вокалист московской нойз-рок-группы Jars. Jars выступает в Москве раз в пару месяцев, ездит в туры, издаёт музыку в стриминговых сервисах и на физических носителях.

Вообще у меня нет такого уж серьёзного предубеждения против пиратства, но могу понять музыкантов, которые борются с этим. Наш доход со стримингов пока ни разу не превысил 100 долларов за квартал. Это настолько незначительно, что я даже не помню суммы. Основные деньги мы получаем с концертов, продажи мерча и носителей: кассет и пластинок. Но всё это моментально съедает запись, съёмки видео или иные производственные дела. Пока что мне кажется, что выход в ноль — это уже показатель определённого успеха для DIY-артиста.

Должен сказать, что стриминги вызывают у меня серьёзные вопросы. Да, это удобный способ доставки своей музыки слушателю, но выплаты за это получаются абсолютно жалкие. Справедливости в этом не сильно больше, чем в прямом воровстве, разве что это вроде как легально. Какие-то ощутимые доходы со стримингов получают только крупные артисты, они же и относительно ощутимо могут пострадать от пиратства. А маленькие и нишевые музыканты будут страдать всегда. Или же не будут страдать никогда — это как посмотреть.

Артём Сошников Молодой писатель, выпускник Литературной мастерской Аствацатурова и Орехова.

У молодых прозаиков словосочетание «заработок писателя» не вызывает ничего, кроме усмешки. Выпускники нашей литературной мастерской публикуются в толстых журналах, писательских сборниках, у них выходят книги — но денег за свой труд не ждёт никто.

Говорят, что в случае успеха первой книги ты можешь рассчитывать на 30–40 тысяч рублей гонорара. Возможно, тебе заплатят роялти с продаж тиража. Стартовый тираж ведущих издательств — плюс-минус 3 000 экземпляров, с такого количества ты получишь… ну, ещё тысяч 30. Издательство всегда заинтересовано заплатить поменьше, не рисковать.

Роман, на который ты тратишь год-полтора бессонных ночей, вечеров и выходных, оценивается на рынке как две зарплаты сотрудника «Макдака».

Хороший роман может получить премию. Победитель «Нацбеста», допустим, заработает 900 000 рублей. Но победа никому не гарантирована, рассчитывать на эти деньги не стоит.

Большинство писателей промышляет чем может: преподаёт в университетах, работает юристами, пишет сценарии… и так далее. Конечно, на рынке есть исключения вроде Сорокина или Пелевина. Но даже у Прилепина есть собственный бизнес, а Алексей Иванов получает основной доход со сценариев и экранизаций. Для того, чтобы жить литературой, нужно учитывать желания аудитории, уметь себя продавать и подавать, заводить знакомства… это очень сложная и комплексная задача. Одним талантом, качеством прозы обойтись не выйдет.

Литература перестаёт быть профессией, но остаётся призванием, так что я не переживаю. Если хочется заработать денег — лучше стать востребованным специалистом или бизнесменом. Люди пишут не ради прибыли, а потому что не могут не писать. Конечно, рыночные механизмы душат таланты, не позволяют нам писать много и регулярно. Но те из нас, что преодолеют трудности, в итоге станут сильными авторами, авторами-титанами. И сюжеты мы, конечно же, возьмём из нашей повседневной жизни.

Выводы делайте сами.

У меня нет денег

«Лицензионный контент дорого стоит. Особенно в России и особенно западный — там-то и зарабатывают, и платить привыкли больше».

Действительно, за хорошую игру от большого бренда на PlayStation 4 придётся заплатить до 5 тысяч рублей, а условный Photoshop стоит почти 1,5 тысячи в месяц. Но есть аргументы и против:

  • Контент становится доступнее, а многие лицензии у нас стоят дешевле. Например, сейчас вместо покупки альбома за 109 рублей в iTunes вы можете купить подписку на Apple Music за 169 рублей в месяц и слушать не только его, а все альбомы мира. И да, в Америке такая подписка стоит 10 долларов — больше 600 рублей.
  • Много контента просто не нужно. Сколько фильмов остаются в памяти после просмотра? Два, три в месяц? А как часто вы слушаете музыку? А сколько книг читаете? Мы не призываем потреблять меньше контента, просто предлагаем посчитать бюджет, который вы потратили бы на лицензионное кино, книги и музыку. Возможно, выйдет не так много.
  • Условные Photoshop и Lightroom — инструменты для профессионалов. Строители покупают шуруповёрты, диджеи — пульты, а фотографы и дизайнеры — Photoshop и Lightroom. Если вы не пользуетесь софтом как профессионал, то можете рассмотреть бюджетные или бесплатные альтернативы, а серьёзные игрушки оставить тем, кто на этом зарабатывает. Есть вероятность, что вы станете дизайнером в будущем, но ведь вы не крадёте гитару, чтобы стать музыкантом?

Возможность приобретать легальный контент есть не у всех. Не у всех пожилых людей, детей или, например, учителей информатики, которые ставят пиратскую Windows на школьные компьютеры. Но обычно этот аргумент исходит не от них.

Авторы и сами не против пиратов

«Да если бы не пиратство, эти деятели никому и нужны бы не были! Пускай скажут нам спасибо».

Действительно, иногда авторы сами выступают за свободное распространение творчества, говорят спасибо пиратам и выкладывают свои произведения на некоммерческие площадки. К Oxxxymiron можно относиться по-разному, но подобную позицию он красноречиво озвучил Oxxxymiron‏ в Twitter ещё в 2013-м.

Ещё один пример, за которым не надо далеко ходить, — реакция создателей «Игры престолов» на то, что многие зрители не платили за доступ к сериалу. Портал Techdirt опубликовал Time Warner CEO Says Having Game Of Thrones As ‘Most Pirated’ Is ‘Better Than An Emmy’ комментарии режиссёра Дэвида Петрарки и генерального директора WarnerMedia Джеффа Бьюкса. Кажется, они всем довольны.

Дэвид Петрарка Один из режиссёров «Игры престолов».

Нелегальные скачивания «Игры престолов» спровоцировали шум вокруг сериала и сделали шоу процветающим.

Джефф Бьюкс Генеральный директор WarnerMedia — владельца HBO.

Да, я думаю, что «Игра престолов» — самое «спирачиваемое» шоу в мире. И это звание лучше, чем «Эмми».

И всё же это не оправдание. Пользоваться контентом бесплатно допустимо, но только если автор сам предоставил для этого все возможности.

Пиратский контент — это самодостаточный продукт

«Озвучки от „Фаргуса“ гениальны. Голос Володарского — бальзам на душу. Альбом Beastie Boys — Paul’s Boutique, построенный на чужих сэмплах, прекрасен. Пиратские радиостанции, вещающие музыку без лицензий с морских суден, изменили мир».

Да, мы тоже всё это любим, но современное пиратство не за что романтизировать. Оно не про творчество и талантливые интерпретации чужого материала. Оно про бездарное воровство, яркие баннеры, браузер «Амиго» и бесконечные «ставки на спорт».

Я обязательно куплю лицензию, если мне понравится продукт

«Зачем платить за то, что может не понравиться? Если будет круто, я потом всё куплю, честно-честно!»

Ну, во-первых, скорее всего, человек всё равно ничего не купит. А во-вторых, никто же не надкусывает яблоко в магазине перед покупкой?

То, что мне нужно, просто нельзя купить

«Хочу посмотреть пару серий „Скорой помощи“ из 1990-х, а потом — редкие выпуски „Монти Пайтон». И ребёнку „Улицу Сезам“ показать. Очень хочу заплатить, но не знаю кому».

Пожалуй, это единственное работающее оправдание.

Пользоваться лицензионным контентом неудобно

«У меня нет времени разбираться с этими подписками и стриминговыми сервисами. Запрос в поисковике, пара кликов, и я смотрю любимый сериал — это гораздо удобнее».

С большинством популярных сервисов придётся потрудиться лишь раз: завести аккаунт и привязать банковскую карту. Современный пират сталкивается с куда большим количеством неудобств: навязчивой рекламой или, например, нестабильно работающим софтом, «крякнуть» который может быть куда сложнее, чем купить.

Другие тоже это делают

«Почему всем можно, а мне нельзя?»

Да, многие тоже воруют контент. А многие не воруют, и быть во второй группе, на наш взгляд, как-то правильнее.

Каковы последствия пиратства

Не бывает преступления без жертвы. И в случае с пиратством жертвами выступают производители контента, его потребители и, самое прискорбное, искусство.

Авторы не зарабатывают деньги

Ещё 10–15 лет назад культура легального приобретения контента у нас была совершенно не развита, а купить что-то по-честному было непросто: лицензионные диски продавались не в каждом городе и стоили в разы дороже «пираток». Может показаться, что в эпоху стриминговых сервисов и ПО по подпискам, когда большинство из нас привыкло платить за что-то в интернете, ситуация изменилась, но нет.

Портал MUSO, специализирующийся на исследованиях нарушений авторских прав, сообщает Global piracy increases throughout 2017, Muso reveals , что в 2018 году количество посещений пользователями пиратских сайтов выросло по отношению к данным 2017 года на 1,6%. Россия заняла второе место по количеству правонарушителей, уступив первую позицию США.

По данным исследования Subscription Mooching. Examining Who Really Pays for Video Streaming Services , проведённого блогом о стриминговых видеосервисах CordCutting.com, Netflix ежемесячно теряет 192 миллиона долларов из-за пользователей, которые делятся своим аккаунтом с друзьями. 40 и 45 миллионов — убытки сервисов Hulu и Amazon Prime соответственно.

Ежегодный отчёт IFPI: Music Consumer Insight Report Международной федерации производителей фонограмм говорит о том, что каждый третий пользователь слушает музыку нелегально.

Большинство результатов исследований свидетельствуют о грандиозных убытках корпораций из-за пиратства. Но у игроков помельче всё ещё хуже: одни компании сокращают штаты и экономят на производстве, другие — закрываются, а вольные творцы-одиночки умирают в нищете или ходят на основную работу, занимаясь творчеством по выходным.

Поп-культура становится примитивнее

Киноделы понимают, что могут рассчитывать только на прокат, выпуская эффектные трейлеры и фильмы нестабильного качества. Музыканты уходят от сложных форм и стремятся заинтересовать слушателя в первые секунды трека, пока тот не скипнул его в плеере «ВКонтакте». Гейм-дизайнеры, вынашивающие проекты годами, просто боятся рисковать. Ведь проще сделать игру покороче и заработать деньги на встроенном платном контенте и дополнениях.

Мы не снобы, выступающие за элитарность искусства, но присутствие Артура Пирожкова в топах «Яндекс.Музыки» даже не тревожный звоночек, а тревожный грохот колокола. Как и то, что Владимир Мединский обсуждает Владимир Мединский и Александр Невский обсудили продвижение российского кино за рубежом с Александром Невским судьбу российского кино.

Не пиратством единым — формированию печальной картины послужили и другие причины. Чей-то дурной вкус, чьё-то отсутствие таланта.

Сами пираты потребляют продукт сомнительного качества

Вот с чем приходится мириться:

  • с рекламой перед песнями и сериалами, иногда — посреди серии;
  • играми с багами и самыми внезапными глюками;
  • отсутствием своевременных обновлений и поддержки от производителя;
  • вероятностью заразить компьютер или смартфон вирусами.

Как закон карает за пиратство

Всё зависит от того, что человек натворил.

  • Если он прочитал книгу, посмотрел сериал или послушал песню онлайн, ему ничего не грозит.
  • Если скачал что-то на компьютер или смартфон, а обладатель авторских прав каким-то образом об этом узнал, он может Глава 70 ГК РФ. Авторское право (действующая редакция) потребовать компенсацию в любом размере. В каком захочет.
  • Если поделился пиратским файлом или ссылкой на нелегальный контент и даже просто участвовал в раздаче в торрент-сети, то всё серьёзно. Закон Статья 146 УК РФ. Нарушение авторских и смежных прав (действующая редакция) трактует это как использование объектов авторского права и предусматривает в качестве наказания до шести лет лишения свободы.

Более подробно о правовом регулировании пиратства можно прочитать в статье 146 Статья 146 УК РФ. Нарушение авторских и смежных прав (действующая редакция) УК РФ и главе 70 Глава 70 ГК РФ. Авторское право (действующая редакция) ГК РФ.

Прецедентов в России было не много, но вероятность того, что молния ударит в вас, всегда есть. Судебная кара уже настигла администраторов торрент-трекера семью Лопуховых Срок за торренты, или Дело семьи Лопуховых. Судебный прецедент для новой правоприменительной практики и активного пользователя торрент-трекера Алексея Семёнова Россиянин осуждён по уголовной статье за раздачу на торренте . Также уголовное дело было возбуждено против несчастного директора сельской школы Александра Поносова Учитель оправдан, а дело живёт , который поставил в классы компьютеры с пиратской Windows.

Как жить честной полноценной жизнью и не быть пиратом

Не быть пиратом в 2019-м легче, чем когда-либо. Вот что можно сделать.

Купить подписку на музыкальный стриминговый сервис

Самые популярные из них — Apple Music, «Яндекс.Музыка», Deezer и «Google Play Музыка». Вот тарифы:

Индивидуальная подписка Семейная подписка Студенческая подписка Бесплатный период
Apple Music 169 рублей в месяц 269 рублей в месяц 75 рублей в месяц 3 месяца
«Яндекс.Музыка» 169 рублей в месяц 3 месяца
Deezer Обычная подписка — 169 рублей в месяц, подписка с музыкой в формате FLAC — 339 рублей в месяц 255 рублей в месяц 84 рубля 50 копеек в месяц 30 дней
«Google Play Музыка» 169 рублей в месяц 269 рублей в месяц 30 дней

Выбирайте 🎧

  • 9 стриминговых сервисов, с которыми музыка всегда под рукой

Купить подписку на онлайн-кинотеатр

Чтобы не искать сериалы и фильмы на подозрительных сайтах, вы можете оформить подписку на онлайн-кинотеатр с ежемесячной оплатой. Netflix, «Амедиатека», ivi.ru, «Кинопоиск» — вариантов масса. Выбирать сервис в этом случае лучше исходя не из цены, а из каталога.

Найдите подходящий вариант 🎬

  • 6 лучших сервисов для просмотра фильмов и сериалов

Подобрать бесплатные альтернативы дорогому ПО

Большинству пользователей не нужны дорогостоящие Photoshop или Audition. Чтобы обрезать картинку, достаточно редактора Paint.NET, а чтобы склеить два кусочка аудио — бесплатного Audacity.

Вместо покупки программы или поиска её «крякнутой» версии попробуйте ввести в Google запрос «*Название программы* free alternatives». Скорее всего, что-то найдётся.

Подберите нужный инструмент 💻

  • Обойдёмся без Adobe: как сэкономить на рабочих инструментах

Покупать музыку и фильмы на носителях

Коллекция из того, что можно потрогать, всегда приятнее. И с дисками, пластинками и аудиокассетами у вас не будет ощущения, что вы заплатили за воздух.

Играть по правилам площадки

Можно купить альбом в iTunes, а можно «выдернуть» его из YouTube — сервиса, где есть любая музыка, а защита от скачивания обходится проще простого. И здесь важно уловить эту грань: слушать музыку на YouTube не пиратство, а качать её с помощью сторонних программ — уже да.

Приговор

Статистика намекает, что пиратство будет жить ещё долго. Но это не значит, что это правильно. Мы всегда призывали соблюдать этику в Сети и уважать чужую интеллектуальную собственность. В 2019-м это делать проще простого.

Если мы кого-то не переубедили и вы остаётесь пиратом, который принципиально не платит за контент, — что ж, возможно, мы доживём до момента, когда время выкинет ваши принципы на свалку истории. Вместе со всеми торрентами, ставками на спорт и сериалами без СМС и регистрации.

А если вы согласны, что нелегальное потребление контента лишает авторов денег и ведёт к деградации поп-культуры, поделитесь этой статьёй в социальных сетях. Возможно, кто-то из пиратов перейдёт на сторону добра.

Ответственность за компьютерное пиратство

Компьютерное пиратство – тема весьма широкая. Существует множество видов неправомерных действий, подпадающих под это определение. Весьма полный список подобных действий составили юристы компании Adobe. В соответствии с этим списком, существует пять основных видов пиратства:

  • незаконное копирование конечными пользователями,
  • незаконная установка программ на жесткие диски компьютеров,
  • изготовление подделок,
  • нарушение ограничений лицензии,
  • интернет-пиратство.

Для дизайнеров – наиболее популярными являются виды номер два и четыре из приведенного списка. Таким образом, абсолютнейшее большинство практикующих дизайнеров являются компьютерными пиратами. Причем это касается не только частных дизайнеров, но и студий дизайна, подчас весьма крупных.
Какая же ответственность предусмотрена действующим законодательством за компьютерное пиратство и за нарушение условий лицензий в частности?
Начнем с того, что здесь также могут применяться три вида ответственности:

  • административная,
  • уголовная,
  • гражданская.

При этом, административная и уголовная ни при каких обстоятельствах не могут быть применены одновременно за одно и то же нарушение. А вот гражданская ответственность – может быть применена наравне с административной либо с уголовной. Но обо всем по порядку.
Административная ответственность за нарушение условий лицензий и прочие виды компьютерного пиратства предусмотрена в ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) – «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав». Она предусматривает наказание за следующие действия: ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.
Действия компьютерных пиратов подпадают под запрет «иного незаконного использования произведений».
Вероятно, у вас могут возникнуть сомнения по поводу того, является ли компьютерная программа «произведением». Дабы развеять эти сомнения, отмечу, что законодатель приравнивает правовой статус компьютерных программ к правовому статусу литературных произведений, о чем прямо сказано в ст. 1261 ГК РФ.
Итак, какие же административные санкции предусмотрены за нарушение авторских прав? Варианты следующие:

  • для граждан – штраф в размере 1500 р. – 2 000 р., плюс конфискация оборудования,
  • для должностных лиц – штраф 10 000 р. – 20 000 р., плюс конфискация оборудования,
  • для юридических лиц – штраф 30 000 р. – 40 000 р., плюс конфискация оборудования.

Таким образом, – нарушитель выплатит штраф и потеряет оборудование, используемое при совершении правонарушения.
Как видите, в целом административное наказание является весьма лояльным, особенно по отношению к простым гражданам. В их случае – угроза конфискации оборудования является более существенной, чем угроза выплаты штрафа в размере до 2 000 р. Однако, не стоит забывать, что наряду с административной, также может быть применена и гражданская ответственность, а она в данной категории дел – весьма существенна. Впрочем, обо всем по порядку.
Уголовная ответственность за нарушение условий лицензий программного обеспечения предусмотрена ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации. Часть 2 этой статьи предусматривает наказание за следующие виды действий: незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере.
Варианты ответственности, закрепленные в ч. 2 ст. 146 УК РФ – следующие:

  • штраф в размере до 200 000 р.,
  • обязательные работы на срок до 480 часов,
  • исправительные работы сроком до двух лет,
  • принудительные работы сроком до двух лет,
  • лишение свободы сроком до двух лет.

Как видите, уголовные санкции – гораздо более серьезны, чем административные. Это вполне логично, ведь уголовные санкции применяются в тех случаях, когда совершенное правонарушение носит более тяжкий характер.
Как же определить, когда применяются административные, а когда – уголовные санкции?
Для этого необходимо оценить общую сумму ущерба, нанесенную правообладателям неправомерными действиями нарушителя. Общая сумма ущерба складывается из сумм стоимости всех пиратских программ, обнаруженных на компьютерах нарушителя. В случае, если совокупная стоимость программ превышает сумму в размере 100 000 р., то будут применены уголовные санкции. Если же общая стоимость контрафакта не дотягивает до этой суммы, – то будут применены административные санкции.
Пороговое значение в 100 000 р. закреплено в примечании к ст. 146 УК РФ.
Когда мы говорили об уголовной и административной ответственности дизайнера за ведение бизнеса без регистрации, я отметил, что уголовная ответственность в этой категории дел в отношении дизайнеров не применяется практически никогда.
В случае же с ответственностью за использование пиратских программ – все ровным счетом наоборот: чаще всего применяется именно уголовная ответственность. Почему так происходит? Потому что стоимость графических редакторов, используемых дизайнерами в своей практике, – как правило весьма высока. «Перепрыгнуть» пороговое значение суммы ущерба в 100 000 р. – крайне легко и возможно при использовании буквально одного профессионального редактора. Поэтому риски ответственности за использование контрафакта – для дизайнеров особенно актуальны.

Важно знать, что для возникновения уголовной или административной ответственности необходимо соблюдение двух условий: нарушение условий лицензии, и использование программ в коммерческих целях.
Это означает, что если вы – просто частное лицо, сидя дома установили себе пиратскую версию какого-либо платного графического редактора исключительно в целях личного ознакомления, то состава правонарушения в ваших действиях нет. Если же вы при этом осуществляете предпринимательскую деятельность, принимаете заказы, работаете над ними, получаете оплату за работу и используете эти программы в работе, – то формально вы совершаете действия, подпадающие под административную или уголовную статью.
Но это касается «домашних» пользователей.
С организациями – все гораздо проще: если на компьютерах организации установлены пиратские версии тех или иных программ, то это УЖЕ образует состав правонарушения. Отдельно доказывать факт использования этих программ в работе фирмы – не надо. Судебная практика по данным вопросам такова, что понятие «использовать» и «держать в памяти компьютера» – в этом случае идентичны.
Поэтому, если на компьютерах студии дизайна установлены (именно установлены, а не используются) пиратские версии программ, то руководитель студии понесет наказание. В большинстве случаев – согласно уголовных санкций.
Да, отмечу этот момент отдельно: в абсолютном большинстве случаев за контрафакт, обнаруженный на компьютерах фирмы – отвечает руководитель фирмы. Независимо от того, сам он устанавливал эти программы или нет. Руководитель всегда должен знать что происходит в его организации. Поэтому если вы – руководитель студии дизайна (директор ООО или индивидуальный предприниматель) – обязательно примите меры по оптимизации рисков, связанных с уголовной ответственностью за использование пиратских версий программ на вашей студии.
Итак, небольшой вывод: в случае, если суммарная стоимость контрафакта, обнаруженного на компьютерах конкретного лица (физического или юридического) – превышает сумму в размере 100 000 р., то будет назначено наказание в соответствии с уголовной санкцией. Если не превышает – то в соответствии с административной.
Гражданская ответственность за нарушение авторских прав, как уже было отмечено, может быть применена вместе с уголовной или административной.
Логика здесь следующая: административная или уголовная ответственность применяется за то, что субъект взял на себя наглость нарушить закон. То есть – за сам факт нарушения закона. Однако не забываем, что в результате этих действий всегда есть и конкретный пострадавший. Это – компания-разработчик, которая потерпела убытки в форме упущенной выгоды в результате действий нарушителя. И с целью компенсации этих убытков, компания-разработчик (или иной правообладатель) вправе самостоятельно привлечь нарушителя к гражданской ответственности.
Гражданская ответственность за нарушение исключительных прав на произведение предусмотрена в ст. 1301 ГК РФ. В соответствии с этой статьей, автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Сложившаяся практика такова, что в абсолютном большинстве случаев правообладатели выбирают второй вариант – выплату компенсации в двукратном размере стоимости найденного у нарушителя контрафакта.
Становится понятно, что речь идет о весьма значительных суммах.
Приведем пример.
Студия дизайна «N» предоставляет населению услуги по разработке проектов интерьеров и работает от лица ООО. Как известно, полноценный проект интерьера включает во-первых реалистичные визуализации, во-вторых всю необходимую рабочую документацию. Для производства визуализаций на студии используется программа 3ds max. Для производства рабочей документации – ArchiCAD. Для финальной доработки и редактирования – используется Photoshop.
В студии всего два компьютера для производства работ. Оба оснащены полным комплектом вышеназванных программ. Все установленные в студии программы – пиратские. Третий компьютер – администраторский, его в расчет не берем.
Таким образом, на студии «N» нелегально используются три пары дорогостоящих программ. Стоимости этих программ регулярно меняются, поэтому я не буду приводить здесь конкретных цифр. Скажу лишь, что совокупная стоимость лицензий на эти шесть программ студии составит порядка 700 000 р.
Допустим, что в один прекрасный день, который, впрочем, для руководства студии прекрасным не был, сотрудники правоохранительных органов посещают студию с проверкой легальности использования компьютерных программ.
Разумеется, в рамках проверки выясняется, что программы используются с нарушением требований лицензий, и все компьютеры изымаются для производства экспертизы.
Экспертиза покажет, что суммарная стоимость контрафакта на компьютерах студии – 700 000 р. (мы с вами сейчас сознательно используем круглые цифры). На основе этих данных будет возбуждено уголовное дело в отношении руководителя студии о привлечении его к ответственности по ст. 146 УК РФ.
С крайне высокой степенью вероятности – приговор будет обвинительным. Допустим, суд приговорит руководителя к выплате штрафа в размере 200 000 р. Компьютеры конфискуются.
На этом дело может закончится, а может и нет. Далее – все зависит от правообладателей компьютерных программ, чьи интересы были нарушены.
На основании совершенного преступления, они вправе подать гражданский иск о выплате компенсации в двойном размере. Если подключатся все компании-правообладатели, то общая цена такого иска составит 1 400 000 р. И с крайне высокой долей вероятности – суд вынесет положительное решение в пользу правообладателей.
Сухой итог таков:
руководитель студии на основании приговора суда должен выплатить штраф в размере 200 000 р.,
студия (ООО) на основании решения суда должна выплатить компенсацию в размере 1 400 000 р.
В случае же, если студия работает от лица индивидуального предпринимателя, – оба вида наказания будут лежать лично на нем (это к слову о границах ответственности у ООО и ИП).
Картина весьма безрадостна. И хотя приведенный выше пример – совершенно абстрактный, но в жизни все происходит именно так. Можно привести сотни примеров, когда организации и предприниматели подверглись применению санкций в таком порядке и примерно в таких размерах. Мы не приводим конкретных примеров лишь из соображений элементарной деловой этики.

Что такое компьютерное пиратство?

Компьютерное пиратство стало проблемой мирового масштаба благодаря Китаю, США и Индии, являющимися тремя главными нарушителями. Коммерческая стоимость пиратского программного обеспечения составляет 19 миллиардов долларов США в Северной Америке и Западной Европе и достигло 27,3 миллиардов долларов США в остальных странах мира. По данным, представленным в исследовании 2018 Global Software Survey, 37% программ, установленных на персональных компьютерах, является нелицензированным программным обеспечением.

Для компьютерного пиратства не требуется, чтобы вы были хакером или квалифицированным программистом. Любой обычный человек с компьютером может стать компьютерным пиратом, если не знает законов об использовании программного обеспечения. Поэтому необходимо понимать, что такое компьютерное пиратство и какую опасность оно представляет.

Определение компьютерного пиратства

Компьютерное пиратство – это акт кражи программного обеспечения, защищенного законом. В данном случае кража включает в себя незаконное копирование, распространение, изменение или продажу программного обеспечения.

Законы об авторском праве изначально были созданы для того, чтобы люди, которые разрабатывают компьютерные программы (программисты, дизайнеры и т.д.), могли бы получать компенсацию своей работы. Когда происходит компьютерное пиратство, эта компенсация похищается у данных людей (правообладателей).

Регулирование компьютерного пиратства

Компьютерное пиратство является незаконным действием и преследуется по закону. Нарушители законов об авторских правах могут столкнуться с огромными денежными штрафами (в некоторых странах и при определенных ситуациях размер штрафа может достигать 150 тысяч долларов США) за каждый случай нарушения авторских прав.

Лицензионное соглашение с конечным пользователем

Лицензионное соглашение с конечным пользователем (End-User License Agreement, EULA) – это лицензия, используемая для большинства программ. По сути, это контракт между производителем и/или автором программы и конечным пользователем. Данное соглашение определяет правила использования данной программы. Не все соглашения одинаковы, но в большинстве лицензионных соглашений с конечным пользователем есть одно общее правило: пользователям запрещено распространять программу среди других людей.

Типы компьютерного пиратства

Существует пять основных типов компьютерного пиратства. Такое разнообразие пиратских техник объясняет, как некоторые люди намеренно используют пиратское ПО, в то время как другие могут делать неосознанно.

Софтлифтинг

Софтлифтинг – это ситуация, когда человек покупает одну лицензию программы, но загружает ее на несколько компьютеров, даже если лицензия на программу говорит о том, что она может быть загружена только на одно устройство. Такое часто происходит в коммерческой или образовательной среде, как правило, для экономии денег. Софтлифтинг – это самый распространенный тип компьютерного пиратства

Злоупотребления клиент-сервер

Злоупотребления клиент-сервер – это ситуация, при которой превышается количество пользователей, которые могут использовать одну основную (сетевую) копию программы одновременно. Такое часто происходит в компаниях, где существует локальная сеть, в которой на сервер устанавливается какая-либо программа для использования всеми (многими) сотрудниками. Такая ситуация становится случаем компьютерного пиратства, если лицензия на программу не позволяет вам использовать ее одновременно многими пользователями (или установлен предел на количество пользователей в одной локальной сети).

Незаконное распространение

Это тип коммерческого компьютерного пиратства, при котором кто-то покупает легальную версию программы, а затем воспроизводит, копирует или устанавливает ее на жесткие диски компьютеров. Затем этот человек перепродает эту программу. Такое часто происходит в магазинах по продаже ПК, где покупатели не всегда четко знают, что дополнительное приобретаемое ПО является незаконно распространяемым.

Подделка

Подделка имеет место быть в тех ситуациях, когда программа незаконно копируется и продается под видом законной программы (аналогичный внешний вид коробки, диска и т.д.). Поддельное ПО, как правило, продается по более низкой цене по сравнению с законной программой.

Онлайн-пиратство

Онлайн-пиратство, известное также как Интернет-пиратство, — это действия, при которых программа распространяется, продается или приобретается через Интернет. Как правило, это проводится через пиринговые системы обмена файлами (P2P), которые обычно представлены в виде сайтов с онлайн-аукционами или блогами.

Опасность компьютерного пиратства

Пиратское ПО может иметь более низкую цену, но существует масса опасностей, о которых компьютерные пираты должны знать.

Последствия компьютерного пиратства:

  • Увеличивается вероятность того, что пиратское ПО будет работать неправильно или вообще не работать
  • Утрачивается доступ к поддержке пользователей лицензионного ПО, например, обучение, обновления, техническая поддержка, исправление ошибок и пр.
  • Нет гарантий производителя, программа не сможет обновляться
  • Повышается риск заражения вашего ПК вредоносными программами, вирусами или рекламным ПО
  • Замедление работы ПК
  • Правовые последствия нарушения авторских прав (административная / уголовная ответственность)

Обеспечьте безопасность вашего ПК, приобретая только лицензионное ПО у авторизованных партнеров. Помните о правилах и условиях использования программы – убедитесь, что вы правильно поняли их, согласны с ними и придерживаетесь этих правил. Защитите ваше устройство от любых потенциальных угроз с помощью бесплатного антивируса Panda для ваших устройств с Windows, Mac или Android.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *