Примиритель в суде

Судебные примирители. В каких случаях обращаться к ним будет выгоднее, чем к медиаторам?

Пленум ВС РФ утвердил Регламент проведения судебного примирения. В нем указано, какие судьи в отставке не смогут быть судебными примирителями и как будут формироваться списки судебных примирителей. Еще ВС РФ предусмотрел положения о конфиденциальности при работе между судебными примирителями и сторонами по делу, а также подробный порядок проведения процедур судебного примирения. В документе подтверждено, что сторонам не придется платить за услуги судебных примирителей. А это существенное преимущество перед медиаторами. Подразумевается, что работа примирителей будет оплачиваться из бюджета. Но пока такой порядок оплаты не установлен.

С 25.10.2019 вступили в силу поправки, касающиеся новых примирительных процедур. Речь идет о федеральных законах от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 197-ФЗ), № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур», а также о Федеральном конституционном законе от 26.07.2019 № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона „О Верховном Суде Российской Федерации“ в связи с совершенствованием примирительных процедур». Этими поправками была установлена возможность урегулировать судебные споры с помощью судебных примирителей — судей в отставке.

В связи с этим Пленум ВС РФ утвердил Регламент проведения судебного примирения (постановление от 31.10.2019 № 42). В нем предусмотрены требования к судебным примирителям, порядок формирования списка примирителей, а также порядок судебного примирения.

Выбор судебных примирителей

В статье 138.5 АПК РФ предусмотрено, что судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом ВС РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда. Отдельно уточняется, что по делу, рассматриваемому в ВС РФ, выступать в качестве судебного примирителя вправе только судьи в отставке ВС РФ и ВАС РФ.

Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда. Если стороны согласны на судебное примирение, но не могут выбрать кандидатуру примирителя, тогда суд должен предложить конкретную кандидатуру. Если стороны на нее согласятся, суд утвердит этого судебного примирителя. По нескольким взаимосвязанным спорам с участием одних и тех же сторон при их согласии суд может утвердить одного и того же судебного примирителя.

Список судебных примирителей сформирует и утвердит Пленум ВС РФ. Предусмотрена такая процедура: сначала кассационные суды должны собрать предложения о кандидатурах судебных примирителей от других судов, а затем вместе со своими предложениями направить их в ВС РФ.

При формировании списка ВС РФ должен будет учесть в том числе опыт работы в качестве судьи, опыт научной деятельности, специализацию, регион проживания кандидата, деятельность, осуществляемую судьей в отставке с момента ухода в отставку, и соответствие данной деятельности законодательству о статусе судей и кодексу судейской этики.

Список судебных примирителей разместят на официальном сайте ВС РФ. На официальных сайтах судов, мировых судей опубликуют выдержки из списка судебных примирителей, содержащие информацию о тех судебных примирителях, сведения о которых представляли данные суды.

Конфиденциальность

По общему правилу информация, полученная участниками в ходе судебного примирения, будет считаться конфиденциальной. Но стороны могут договориться об ином в письменном виде. В соглашении они вправе определить объем ограничения распространения информации, связанной с судебным примирением.

Так, стороны, судебный примиритель и иные лица, присутствовавшие при проведении судебного примирения, не вправе без письменного согласия обеих сторон ссылаться при рассмотрении дела в суде:

  • на мнения или предложения, высказанные одной из сторон в отношении возможного примирения;

  • на признания, сделанные одной из сторон в ходе процедуры;

  • на проявление готовности одной из сторон принять предложение о примирении, сделанное другой стороной;

  • на сведения, содержащиеся в документе, подготовленном исключительно для судебного примирения.

В то же время информацию о судебном примирении можно использовать для научно-исследовательских, образовательных или информационных целей при условии сохранения анонимности сторон.

Порядок проведения судебного примирения

Судебное примирение может быть проведено по ходатайству сторон (стороны) либо по устному или письменному предложению суда при наличии согласия сторон. По делам, находящимся на рассмотрении в ВС РФ, ходатайство о проведении судебного примирения удовлетворяется с учетом характера спора и фактических обстоятельств дела.

Основанием для проведения судебного примирения является определение суда о проведении судебного примирения. В нем указывается срок для судебного примирения. При необходимости стороны смогут ходатайствовать о его продлении. Также судебное примирение может быть завершено досрочно по заявлению стороны (сторон) или судебного примирителя.

Судебное примирение проводится в здании суда, в отдельном помещении, при условии обеспечения проведения совместных, индивидуальных переговоров, создания равных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон и достижения взаимоприемлемого результата примирения.

Судебное примирение проводится в форме переговоров и может включать в себя следующие стадии:

  • открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);

  • изложение обстоятельств спора и определение интересов сторон;

  • формулирование сторонами вопросов для обсуждения;

  • индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями;

  • выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;

  • оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска;

  • завершение судебного примирения.

Если стороны и судебный примиритель не договорились об ином, порядок и необходимость использования судебным примирителем каких-либо стадий судебного примирения определяются им самостоятельно с учетом характера, сложности, обстоятельств спора и пожеланий сторон.

Права и обязанности судебного примирителя

Судебный примиритель сможет знакомиться с материалами дела, стороны которого используют судебное примирение, но только с согласия суда. Также он вправе:

  • вести переговоры со сторонами, в том числе индивидуальные, другими лицами, участвующими в деле и в судебном примирении;

  • изучать представленные сторонами документы и иную информацию;

  • предлагать сторонам представить дополнительные документы и информацию;

  • получать необходимые консультации у специалистов;

  • содействовать сторонам в обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;

  • давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора, сохранения между сторонами деловых отношений (в частности, предлагать истцу проверить правомерность, оправданность и разумность предъявленной к взысканию суммы; предлагать ответчику проверить обоснованность возражений на иск; предлагать сторонам провести дополнительную сверку расчетов, обсудить условия договора, из которого возник спор, сопоставляя обстоятельства их выполнения или невыполнения сторонами с характером исковых требований, выяснить однозначность понимания сторонами условий договора, иных правоотношений);

  • разъяснять законодательство и практику его применения;

  • предлагать сторонам выработать и обсудить варианты урегулирования спора (оптимальный, удовлетворительный, нежелательный).

Завершение судебного примирения

Если предусмотренный судом срок проведения судебного примирения истек, а стороны не подали ходатайство о его продлении и не достигли результата примирения, то судебный примиритель письменно уведомит об этом суд и при необходимости — стороны судебного примирения о завершении судебного примирения.

Судебный примиритель до истечения срока проведения судебного примирения вправе прекратить судебное примирение, если в ходе его проведения сочтет, что дальнейшее проведение судебного примирения нецелесообразно, в том числе если:

  • спор не может быть урегулирован с помощью судебного примирения;

  • стороны не соблюдают установленный порядок и принципы судебного примирения;

  • стороны неоднократно не являются на встречу с судебным примирителем;

  • стороны затягивают проведение судебного примирения, препятствуют деятельности судебного примирителя;

  • стороны любым иным образом злоупотребляют своими правами;

  • имеются иные обстоятельства, препятствующие проведению судебного примирения.

В этих случаях судебный примиритель должен будет составить мотивированный письменный отказ от проведения судебного примирения и не позднее следующего дня передать его сторонам и суду.

Комментарий эксперта

Игорь Грицай, старший юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф»

«ЭЖ-Юрист»: К кому теперь будет выгоднее обращаться: к медиатору или судебному примирителю? В каких случаях?

Игорь Грицай: Однозначно и безапелляционно ответить на этот вопрос довольно сложно. На первый взгляд, обе процедуры имеют достаточно много общего: общие предпосылки возникновения, общие цели реализации (необходимость «разгрузить» суды) и т.п. Но есть и различия, причем достаточно существенные, с учетом которых, скорее всего, и можно понять, какая процедура более или менее выгодна, но только применительно к конкретному заинтересованному субъекту и к конкретной отдельно взятой ситуации.

Наличие у судебных примирителей, в отличие от медиаторов, профессионального опыта в области юриспруденции, полагаю, может являться первым критерием разграничения потенциально заинтересованных лиц на два лагеря. Кто-то доверится опыту и профессиональной компетентности судей в отставке, из которых формируется список судебных примирителей, у которых имеется солидный багаж знаний закона, релевантной судебной практики по тому или иному вопросу и вообще, что называется, «глаз наметан». Для кого-то, напротив, предшествующий профессиональный «судейский» опыт примирителя будет минусом: существует мнение, что профессиональный «багаж» зачастую ведет к некоей схематичности мышления, взгляда на спорную ситуацию и, соответственно, не позволяет примирителю объективно воспринимать иные сопутствующие спору факторы. В этом случае, естественно, предпочитают обращаться к медиатору, у которого должно быть высшее образование (любое) плюс дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.

Процедура судебного примирения, в отличие от медиации, охватывает более широкий спектр категорий дел, к примеру, это касается административных споров. Соответственно, если необходимость в примирении, к примеру, возникнет при рассмотрении налогового спора, критерий выгодности однозначно качнется в сторону судебного примирения, а не медиации.

То, что судебное примирение, в отличие от медиации, для сторон спора является бесплатным, также можно отнести к факторам, делающим примирение более экономически привлекательным и, стало быть, выгодным.

Еще одним фактором, делающим процедуру судебного примирения экономически привлекательной, является то, что, согласно свежим поправкам в НК РФ, при заключении мирового соглашения, отказе истца от иска, признании иска ответчиком до вынесения судом первой инстанции окончательного решения истцу будет возвращаться 70% от суммы госпошлины, оплаченной им за рассмотрение иска, если же это будет иметь место на стадии рассмотрения в суде апелляционной инстанции — то 50% от суммы госпошлины, оплаченной за рассмотрение спора в суде первой инстанции, если на стадии кассационного оспаривания, надзора — 30%.

«ЭЖЮ»: Как будет оплачиваться работа судебных примирителей?

И.Г.: Согласно преамбуле Регламента процедуры судебного примирения, утвержденного постановлением Пленума ВС РФ от 31.10.2019 № 41, судебное примирение сторонами не оплачивается. Положения процессуальных кодексов РФ предусматривают, что порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются Правительством РФ. Таким образом, финансирование деятельности судебных примирителей осуществляется из средств федерального бюджета.

Регламент проведения судебного примирения

Утвержден постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 г. N 41

Настоящий Регламент разработан в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее соответственно — ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ) и определяет порядок проведения судебного примирения.

Судебное примирение является примирительной процедурой с участием судебного примирителя.

Использование судебного примирения осуществляется для реализации таких задач судопроизводства, как мирное урегулирование споров, содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота (статья 2 ГПК РФ, пункт 6 статьи 2 АПК РФ, пункт 5 статьи 3 КАС РФ).

Судебное примирение может проводиться на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта, если иное не предусмотрено положениями ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и иных федеральных законов.

Судебное примирение сторонами не оплачивается.

Порядок судебного примирения определяется сторонами по согласованию с судебным примирителем с учетом положений процессуального законодательства и настоящего Регламента.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Цели и задачи судебного примирения

1. Судебное примирение проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон.

2. Задачами судебного примирения являются соотнесение и сближение позиций сторон по делу, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении результата примирения.

Статья 2. Принципы и правовая основа судебного примирения

1. Судебное примирение проводится на основании положений ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, законодательства о статусе судей в Российской Федерации, положений настоящего Регламента.

2. Принципами судебного примирения являются добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность, добросовестность.

Статья 3. Принцип добровольности

1. Стороны участвуют в судебном примирении добровольно. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон. Стороны вправе совместно определить наиболее подходящие порядок и результат примирения.

2. Сторона (стороны) вправе отказаться от продолжения проведения судебного примирения на любой стадии его проведения, письменно сообщив об этом другим участникам судебного примирения.

Статья 4. Принцип сотрудничества

Стороны судебного примирения сотрудничают друг с другом, с судебным примирителем и с судом.

Переговоры сторон носят конструктивный и созидательный характер, направлены на урегулирование спора, проходят в атмосфере доверия и взаимного уважения.

Статья 5. Принцип равноправия

Стороны судебного примирения пользуются равными правами на определение кандидатуры судебного примирителя, участников переговоров, правил и порядка проведения судебного примирения, индивидуальную работу с судебным примирителем, доступ к обсуждаемой информации, выработку и формулирование предложений по урегулированию спора, оценку их приемлемости и исполнимости, реализацию своих прав и законных интересов.

Судебный примиритель не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Статья 6. Принцип конфиденциальности

1. Стороны вправе определить объем ограничения распространения информации, связанной с судебным примирением.

Если стороны письменно не договорились об ином, информация, полученная участниками в ходе судебного примирения, является конфиденциальной.

В частности, стороны, судебный примиритель и иные лица, присутствовавшие при проведении судебного примирения, не вправе без письменного согласия обеих сторон ссылаться при рассмотрении дела в суде на мнения или предложения, высказанные одной из сторон в отношении возможного примирения; признания, сделанные одной из сторон в ходе процедуры; проявление готовности одной из сторон принять предложение о примирении, сделанное другой стороной; сведения, содержащиеся в документе, подготовленном исключительно для судебного примирения.

2. В ходе судебного примирения стороны вправе раскрыть информацию в той степени, которую сочтут необходимой для успешного урегулирования спора.

Вся информация, созданная или полученная в ходе судебного примирения, вне зависимости от формы носителя не подлежит разглашению или распространению участниками судебного примирения без письменного согласия сторон.

3. Информация о судебном примирении может быть использована для научно-исследовательских, образовательных или информационных целей при условии сохранения анонимности сторон.

Статья 7. Принцип независимости и беспристрастности судебного примирителя

1. Отношение судебного примирителя к каждой из сторон является беспристрастным, уважительным и доброжелательным.

Судебный примиритель обеспечивает равное участие сторон в судебном примирении.

2. Судебный примиритель обязан сообщить суду и сторонам о любых обстоятельствах, которые могут вызвать сомнения в его независимости и беспристрастности.

3. Судебный примиритель независим и осуществляет свою деятельность самостоятельно, без участия судьи, в производстве которого находится данное дело.

Статья 8. Требования к судебным примирителям

1. Судебным примирителем является судья, пребывающий в отставке и включенный в список судебных примирителей, который утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

2. Судья, пребывающий в отставке и привлеченный к осуществлению правосудия, не вправе выступать в качестве судебного примирителя.

3. Судья, пребывающий в отставке и работающий в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или помощника члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации или назначенный на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, не вправе выступать в качестве судебного примирителя.

Статья 9. Формирование списка судебных примирителей

1. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, арбитражных судов округов, Суда по интеллектуальным правам, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, арбитражных апелляционных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя, с учетом их характеристик о соответствии требованиям настоящего Регламента.

Предложения апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, арбитражных апелляционных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке данных судов, а также районных судов, мировых судей в отставке собираются соответствующими кассационными судами общей юрисдикции, кассационным военным судом, арбитражными судами округов и вместе с предложениями данных судов направляются ими в Верховный Суд Российской Федерации.

2. При формировании списка учитываются в том числе опыт работы в качестве судьи, опыт научной деятельности, специализация, регион проживания кандидата, деятельность, осуществлявшаяся судьей в отставке с момента ухода в отставку, и соответствие данной деятельности законодательству о статусе судей и кодексу судейской этики.

3. Список судебных примирителей, а также настоящий Регламент размещаются на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На официальных сайтах судов, мировых судей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещаются настоящий Регламент и соответствующие выдержки из списка судебных примирителей, содержащие информацию о тех судебных примирителях, сведения о которых представлялись судами.

Раздел II. Порядок судебного примирения

Статья 10. Основания для проведения судебного примирения

1. Судебное примирение может быть проведено по ходатайству сторон (стороны) либо по устному или письменному предложению суда при наличии согласия сторон.

По делам, находящимся на рассмотрении в Верховном Суде Российской Федерации, ходатайство о проведении судебного примирения удовлетворяется с учетом характера спора и фактических обстоятельств дела.

2. Основанием для проведения судебного примирения является определение суда о проведении судебного примирения.

Статья 11. Срок судебного примирения

Судебное примирение проводится в срок, установленный судом в определении о проведении судебного примирения. По ходатайству сторон указанный срок может быть продлен судом.

Судебное примирение может быть завершено досрочно по заявлению стороны (сторон) или судебного примирителя.

Статья 12. Участники судебного примирения

Участниками судебного примирения являются стороны (представители сторон), судебный примиритель, а также по согласованию со сторонами и судебным примирителем другие лица, участвующие в деле, и лица, способствующие проведению судебного примирения (например, переводчик).

Статья 13. Стороны судебного примирения

1. Стороны судебного примирения:

выбирают судебного примирителя;

вносят предложения по порядку проведения судебного примирения;

заявляют о необходимости участия в судебном примирении иных лиц;

сообщают информацию, необходимую для урегулирования спора;

задают вопросы другой стороне и судебному примирителю;

высказывают просьбу о проведении индивидуальной беседы с судебным примирителем;

высказывают предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения;

обсуждают высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон;

ходатайствуют о продлении процедуры в случае истечения срока судебного примирения.

2. Стороны судебного примирения не должны:

разглашать информацию, полученную в ходе судебного примирения, без письменного согласия другой стороны;

затягивать судебное примирение, препятствовать деятельности судебного примирителя.

3. Сторонам судебного примирения следует:

добросовестно пользоваться принадлежащими им правами;

представлять судебному примирителю документы, удостоверяющие их личность и при необходимости документы, подтверждающие их полномочия;

являться для проведения судебного примирения;

соблюдать согласованный сторонами порядок проведения судебного примирения;

соблюдать принципы судебного примирения;

не допускать грубых или оскорбительных высказываний, призывов к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом, а также некорректного и неуважительного отношения к другой стороне, судебному примирителю и иным участникам;

предлагать условия результатов примирения, перечень которых закреплен процессуальным законодательством;

добровольно и добросовестно исполнять условия достигнутого результата примирения.

Статья 14. Судебный примиритель

1. Судебный примиритель:

ведет переговоры со сторонами, в том числе индивидуальные, другими лицами, участвующими в деле и в судебном примирении;

изучает представленные сторонами документы и иную информацию;

предлагает сторонам представить дополнительные документы и информацию;

знакомится с материалами дела с согласия суда;

получает необходимые консультации у специалистов;

содействует сторонам в обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;

дает сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора, сохранения между сторонами деловых отношений (в частности, предлагает истцу проверить правомерность, оправданность и разумность предъявленной к взысканию суммы; предлагает ответчику проверить обоснованность возражений на иск; предлагает сторонам провести дополнительную сверку расчетов, обсудить условия договора, из которого возник спор, сопоставляя обстоятельства их выполнения или невыполнения сторонами с характером исковых требований, выяснить однозначность понимания сторонами условий договора, иных правоотношений);

разъясняет законодательство и практику его применения;

предлагает сторонам выработать и обсудить варианты урегулирования спора (оптимальный, удовлетворительный, нежелательный);

завершает судебное примирение в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом;

отказывается от проведения судебного примирения при наличии обстоятельств, препятствующих его проведению (в частности, болезнь, нахождение судебного примирителя вне пределов региона проживания или нахождения сторон спора).

2. Судебный примиритель не должен:

совершать действия, влекущие возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса;

участвовать в проведении судебного примирения при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 16 ГПК РФ, частью 1 статьи 21 АПК РФ, частью 1 статьи 31 КАС РФ;

разглашать без письменного согласия сторон полученную от них информацию, а также нарушать иные принципы судебного примирения.

3. Судебному примирителю следует:

заявить сторонам и суду об обстоятельствах, препятствующих проведению судебного примирения, а также об обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения в его беспристрастности или независимости;

добросовестно проводить судебное примирение;

быть беспристрастным и независимым;

разъяснить особенности и последствия использования результатов примирения, а также правовые последствия завершения судебного примирения в случае недостижения результата примирения;

предоставлять по запросу суда информацию о ходе судебного примирения не позднее следующего дня после дня получения соответствующего запроса.

Статья 15. Процедура судебного примирения

1. Судебное примирение может быть инициировано сторонами либо предложено судом.

Предложение суда о проведении судебного примирения может содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, о подготовке дела к судебному разбирательству или в ином определении по делу, а также может быть сделано судом в устной форме.

2. В случае согласия сторон с предложением суда о проведении судебного примирения, удовлетворения ходатайства о проведении судебного примирения сторон или одной стороны при согласии другой стороны, а также в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 190 АПК РФ, пунктом 8 части 1 статьи 191 КАС РФ, в соответствии с процессуальным законодательством выносится определение о проведении судебного примирения и при необходимости об отложении судебного разбирательства или о приостановлении производства по административному делу.

3. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей в том числе с учетом специализации и региона проживания судебного примирителя и утверждается определением суда.

Выступать в качестве судебного примирителя по делу, рассматриваемому в Верховном Суде Российской Федерации, вправе только судьи в отставке Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В случае согласия сторон на проведение судебного примирения и невозможности определения ими кандидатуры судебного примирителя суд предлагает кандидатуру судебного примирителя, которая утверждается судом по согласованию со сторонами.

По нескольким взаимосвязанным спорам с участием одних и тех же сторон при их согласии судом может быть утвержден один и тот же судебный примиритель.

4. В определении о проведении судебного примирения содержатся сведения о сторонах, о судебном примирителе, предмете спора, сроках проведения судебного примирения и при необходимости круг вопросов, для урегулирования которых может быть использовано судебное примирение.

В определении о проведении судебного примирения могут содержаться и иные указания, необходимые для обеспечения его надлежащего проведения.

5. Судебное примирение проводится в здании суда, в отдельном помещении, при условии обеспечения проведения совместных, индивидуальных переговоров, создания равных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон и достижения взаимоприемлемого результата примирения.

Статья 16. Организация подготовки и проведения судебного примирения

1. Судебный примиритель с согласия суда вправе знакомиться с материалами дела, стороны которого используют судебное примирение.

При необходимости судебный примиритель предлагает сторонам представить дополнительные документы и информацию.

2. Судебный примиритель согласовывает со сторонами правила проведения судебного примирения, решает организационные вопросы (в частности, уточняет время и место встречи со сторонами).

Неявка сторон (представителей сторон) для проведения судебного примирения без предварительного уведомления судебного примирителя может являться основанием для обращения судебного примирителя в суд для решения вопроса о возобновлении судебного разбирательства.

Неявка сторон (представителей сторон) для проведения судебного примирения по уважительной причине может являться основанием для отложения совместного с судебным примирителем заседания в пределах срока, установленного судом в определении о проведении судебного примирения. О времени и месте проведения очередного заседания судебного примирения стороны извещаются судебным примирителем в порядке, согласованном сторонами и судебным примирителем.

Статья 17. Проведение судебного примирения

1. Судебное примирение проводится в форме переговоров и может включать в себя следующие стадии:

открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);

изложение обстоятельств спора и определение интересов сторон;

формулирование сторонами вопросов для обсуждения;

индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями;

выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;

оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска;

завершение судебного примирения.

2. В случае, если стороны и судебный примиритель не договорились об ином, порядок и необходимость использования судебным примирителем каких-либо стадий судебного примирения определяются им самостоятельно с учетом характера, сложности, обстоятельств спора и пожеланий сторон.

3. Судебный примиритель управляет переговорным процессом, формирует и поддерживает его конструктивный и созидательный характер, предоставляет каждой стороне возможность высказать свое мнение относительно причин возникновения спора, его сути и целей, которые стороны намерены достичь посредством проведения судебного примирения, обеспечивает соблюдение культуры ведения переговорного процесса, снижает уровень эмоциональности суждений сторон, не допускает высказывания сторонами грубых и оскорбительных выражений, призывов к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом, следит за соблюдением корректного и уважительного отношения сторон друг к другу, судебному примирителю и иным участникам, предпринимает иные действия для создания благоприятной атмосферы для переговоров.

4. В ходе судебного примирения судебный примиритель устанавливает фактические отношения сторон, выясняет содержание взаимных претензий, мнения сторон относительно возможностей урегулирования спора, способствует выявлению интересов сторон, оказывает сторонам содействие в поиске взаимовыгодных результатов примирения.

Статья 18. Открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя)

1. Судебный примиритель в назначенные день и время открывает судебное примирение, представляется и предлагает представиться лицам, участвующим в процедуре, устанавливает их личность, проверяет полномочия, наличие обстоятельств, препятствующих проведению судебного примирения.

2. Судебный примиритель разъясняет преимущества урегулирования спора, особенности использования различных примирительных процедур, цели судебного примирения, свою роль в нем, права и обязанности сторон, правовые последствия достижения результатов примирения.

3. Судебный примиритель предлагает согласовать порядок ведения переговоров и их продолжительность, правила поведения сторон на переговорах, выясняет необходимость участия в судебном примирении иных лиц.

Статья 19. Изложение обстоятельств спора и определение интересов сторон

1. Стороны излагают свое видение причин возникновения спора, его сути, путей его урегулирования и обозначают желаемый результат примирения.

2. В ходе переговоров стороны и судебный примиритель определяют наиболее существенные разногласия, возникшие между сторонами в их отношениях, ставшие причиной обращения в суд.

3. Судебный примиритель, способствуя созданию атмосферы сотрудничества, выясняет позиции сторон и стоящие за ними интересы. Судебный примиритель обсуждает со сторонами фактические обстоятельства спора и их оценку сторонами, уточняет у сторон правильность понимания другой стороной, судебным примирителем сообщенной информации о сути спора, целях сторон и желаемом результате примирения.

Статья 20. Формулирование вопросов для обсуждения сторон

1. Стороны при содействии судебного примирителя совместно выясняют и формулируют перечень вопросов, требующих обсуждения.

2. Судебный примиритель организует переговорный процесс, предоставляя сторонам равные возможности для высказывания своих мнений и позиций, получения дополнительной информации, касающейся сути и масштабов конфликта, обозначения вопросов, решение которых является приоритетным для сторон.

3. При необходимости судебный примиритель вправе объявить перерыв в переговорах и провести индивидуальные беседы со сторонами.

Статья 21. Индивидуальная беседа с судебным примирителем

1. В целях подготовки сторон к переговорам и эффективному взаимодействию друг с другом судебным примирителем по своей инициативе или по просьбе сторон (стороны) может проводиться индивидуальная беседа с каждой из сторон. О факте проведения индивидуальной беседы с одной из сторон судебный примиритель информирует другую сторону.

2. В процессе проведения индивидуальной беседы сторона и судебный примиритель в том числе выявляют интересы стороны, наличие конфиденциальной информации, обсуждают вопрос о возможности изменения позиции стороны с учетом ее интересов, выявляют мнение стороны о возможных предложениях по урегулированию спора, проверяют предложения на их исполнимость, обсуждают пределы информирования другой стороны о содержании индивидуальной беседы.

Статья 22. Выработка предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения

1. Сторонами при содействии судебного примирителя осуществляются выработка и обсуждение предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения, а также обсуждение возможных действий сторон, направленных на его урегулирование.

2. Судебный примиритель содействует сторонам в достижении ими результата примирения, собирает и фиксирует предложения сторон по урегулированию спора, обращает внимание сторон на вопросы, по которым достигнуто согласие сторон, и вопросы, требующие дополнительного обсуждения.

3. Предложенные варианты урегулирования спора, результаты примирения обсуждаются и оцениваются сторонами с точки зрения конструктивности, приемлемости и реалистичности.

4. В случае, если стороны (сторона) затрудняются сформулировать предложения по урегулированию спора, выбрать оптимальный результат примирения, судебный примиритель вправе объявить перерыв с целью предоставления сторонам возможности дополнительного изучения предложений по урегулированию спора и результатов примирения и (или) проведения индивидуальных переговоров со сторонами (стороной).

Статья 23. Завершение судебного примирения

Судебное примирение завершается в случае:

достижения результата (результатов) примирения;

недостижения результата (результатов) примирения и истечения установленного судом срока проведения судебного примирения;

недостижения результата (результатов) примирения и направления стороной (сторонами) письменного заявления до истечения срока проведения судебного примирения;

прекращения судебного примирения судебным примирителем до истечения срока проведения судебного примирения.

Статья 24. Результаты судебного примирения

1. В ходе использования судебного примирения стороны могут достичь результатов примирения, закрепленных статьей 153 ГПК РФ, статьей 138, частью 3 статьи 190 АПК РФ, статьей 137 КАС РФ.

Результат судебного примирения должен содержать информацию о судебном примирителе.

2. Мировое соглашение, соглашение о примирении, соглашение по фактическим обстоятельствам готовятся сторонами при содействии судебного примирителя.

Судебному примирителю необходимо выяснить наличие единообразного понимания условий мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам каждой из сторон, проверить подготовленное соглашение на предмет его законности, отсутствия нарушения прав иных лиц и возможности утверждения судом.

3. Информация о достижении сторонами результата примирения и при необходимости ходатайство о его принятии или утверждении не позднее дня, следующего за днем его достижения, передаются суду в письменном виде судебным примирителем для решения вопроса о возобновлении производства по делу (в случае, если судебное разбирательство откладывалось или производство по административному делу приостанавливалось) и при необходимости для назначения даты и времени проведения судебного заседания для решения вопроса об утверждении соответствующего результата примирения.

Статья 25. Завершение судебного примирения без достижения результата (результатов) примирения

1. В случае истечения установленного судом срока проведения судебного примирения при отсутствии ходатайства сторон о его продлении и недостижения результата (результатов) примирения судебный примиритель в возможно короткий срок письменно информирует суд и при необходимости стороны судебного примирения о завершении судебного примирения.

2. Судебное примирение завершается в случае недостижения сторонами результата (результатов) примирения и направления до истечения срока проведения судебного примирения стороной (сторонами) письменного заявления другим участникам судебного примирения и суду.

Статья 26. Завершение судебного примирения в случае его прекращения судебным примирителем

Судебный примиритель до истечения срока проведения судебного примирения вправе прекратить судебное примирение, если в ходе его проведения сочтет, что дальнейшее проведение судебного примирения нецелесообразно в том числе потому, что спор не может быть урегулирован с помощью судебного примирения; стороны не соблюдают установленный порядок и принципы судебного примирения; стороны неоднократно не являются на встречу с судебным примирителем; стороны затягивают проведение судебного примирения, препятствуют деятельности судебного примирителя; стороны любым иным образом злоупотребляют своими правами, а также в случае, если имеются иные обстоятельства, препятствующие проведению судебного примирения.

В указанных случаях судебным примирителем составляется мотивированный письменный отказ от проведения судебного примирения, который не позднее следующего дня передается сторонам судебного примирения и суду.

Судебным примирителям обещаны хорошие оклады за счет бюджета

Пленум Верховного суда утвердил список будущих примирителей, а правительство установило им достойное вознаграждание. Фото со страницы Верховного суда РФ в Flickr

Власти готовят к полноценному запуску новый инструмент разрешения споров между гражданами и компаниями – институт судебного примирения. Формально он введен в октябре прошлого года для разгрузки судебной системы и экономии расходов федерального бюджета. Однако недоумение вызвал установленный размер разового вознаграждения судебного примирителя – половина дневного оклада действующего судьи, который составляет не менее 5 тыс. руб. Из постановления правительства также следует, что нет оценок эффективности действий примирителя. Деньги он будет получать по факту своего привлечения к судебному разбирательству, а гонорар ему станет выписывать тот же судья, который его туда пригласил. Эксперты считают, что раз новый институт – это своего рода арбитраж, то затраты на него следовало бы нести сторонам спора, а не налогоплательщику.

После утверждения правительством РФ постановления «Об утверждении правил оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей» возник вопрос о дополнительном регулировании этого нового института. Например, пока не совсем понятно, чем он будет отличаться от института медиации, который в России так и не прижился. Как показывает практика, граждане не готовы идти на «мировую» за свой счет, хотя большинство юристов считают, что заключать мировые соглашения и проще и дешевле. Тем не менее с помощью медиации решается мизерное количество споров – около тысячи за год.

Поэтому с октября 2019 года в Гражданском процессуальном (ГПК) и Арбитражном процессуальном (АПК) кодексах, а также в Кодексе административного судопроизводства (КАС) расширен перечень примирительных процедур – появились переговоры, судебное применение.

В январе 2020-го Верховный суд (ВС) утвердил регламент проведения судебного примирения и составил список потенциальных примирителей из числа судей в отставке. Пока это около 350 человек. По словам секретаря пленума ВС Виктора Момотова, реестр судебных примирителей обязательно будет пополняться.

Член Ассоциации юристов России Алексей Гавришев пояснил «НГ»: главное отличие от медиации будет в том, что сама процедура нового примирительства для сторон будет бесплатной. Оклады судебных посредников берет на себя госбюджет. Начало же процедуры возможно на любых стадиях судебного разбирательства – как по инициативе спорящих сторон, так и по решению судьи. «Кандидатура судебного примирителя также определяется по взаимному согласию сторон из списка и утверждается судом», – сказал эксперт.

Согласно недавнему постановлению правительства, за день работы, причем вне зависимости от его продолжительности, примиритель получит половину дневного оклада судьи, рассматривающего дело. Как разъяснили «НГ» эксперты, по минимуму это 5 тыс. руб., которые положены самым молодым служителям Фемиды. Но поскольку примирители будут появляться явно не в самых простых делах, то, значит, их половины будут высчитываться из несколько больших сумм. За работу же в местностях с тяжелыми климатическими условиями могут предусматриваться надбавки. А при проведении нескольких процедур в один день примирителю по твердому тарифу оплатят каждую из них. То есть у части судей в отставке появляется возможность зарабатывать даже больше действующих.

Поэтому у некоторых экспертов возникло мнение о том, что пока этот институт выглядит скорее как синекура для отставников, которые станут получать дополнительный доход за проведение формальных встреч со сторонами. Эксперты указывают и на отсутствие у отставников специальной подготовки, как будто все они автоматически владеют необходимыми навыками. Похоже, сказал «НГ» старший юрист BMS Law Firm Владимир Шалаев, расчет делается на то, что примиритель – это «опытный и квалифицированный специалист, который хорошо понимает логику мышления судей». По словам юриста Сергея Савченко, институт примирительства необходимо развивать, но сомнительной выглядит попытка перенаправить туда отставных судей, да еще и с зарплатой почти что действующих служителей Фемиды. Мол, возможно, они действительно эффективные организаторы и понимающие проблемы люди, но с другой стороны – а как быть с солидарностью судейского сообщества, если вообще не с круговой порукой?

По словам партнера юрфирмы NOVATOR, адвоката Александра Каткова, уже на начальном этапе возникает масса вопросов к положениям, регулирующим деятельность таких примирителей: «Непонятно, почему же таким образом решен вопрос с оплатой. Примиритель – это своего рода дополнительная опция, к которой могут обратиться стороны. Было бы логично, если бы они сами и оплачивали эту процедуру». Вопрос есть и по поводу монопольного положения на должность примирителя, хотя «работа судьи – это другая деятельность, не все судьи обладают соответствующей компетенцией». Для адекватной и эффективной работы института необходима детализация правил, по которым он будет функционировать, настаивает эксперт. В противном случае это может стать не более чем дорогостоящей – для госказны – формальностью.

По словам юриста Марии Сучковой, деятельность судебных примирителей, по идее, призвана разгрузить суды и их аппарат. И для граждан этот институт привлекательнее медиации, поскольку не нужно платить из своего кармана, а это значит, что спрос на него скорее всего будет выше. «Однако следует учесть, что, возможно, не все судьи в отставке понимают работу примирительных процедур, их технику. Не урегулирован порядок контроля за их деятельностью, не предусмотрено дополнительное обучение. Непонятна и привязка оплаты услуг судебного примирителя к окладу судей», – заявила Сучкова.

Адвокат AVG Legal Игорь Апостол согласен, что регулирующие институт правовые акты довольно сырые. Самый главный вопрос – это госбюджет как источник оплаты. Он тоже считает, что данное бремя надо возложить на стороны, а не на налогоплательщиков. Но эксперт подчеркнул, что деятельность любых примирителей является трудозатратной процедурой, так что не надо говорить, что свои оклады они будут получать за «десятиминутное» дело.

Как пояснил «НГ» управляющий партнер юркомпании «Генезис» Артем Денисов, судебные примирители должны получать достойные оклады, чтобы работать качественно и скрупулезно: «Когда бизнесу приходится действовать в условиях плохо функционирующих судов, примирители должны заменить последних, занять свое место в системе разрешения конфликтов, показать свои преимущества и мобильность». Член Ассоциации юристов России Александр Иноядов напомнил о важности «обеспечить и гарантировать сохранение в тайне содержания того, что стало известно примирителям в ходе процедуры», особенно в случаях, если цели примирения не были достигнуты.

Понятное дело, что власть пытается разгрузить суды от однотипных споров, приостановить рост судейского корпуса, заметил адвокат Антон Задоркин. Для сторон споров новый институт может быть выгоден для снижения транзакционных издержек. Однако этот эксперт, как и остальные, указал на «очередное ограничение конкуренции при отборе профессионалов, которое и так характерно для судейского сообщества». По его словам, «функция, направленная на примирение сторон, и без того осуществляется судьями, которые в каждом своем акте указывают на возможность разрешения конфликта мирным путем». А судебным примирителем, настаивает Задоркин, должен быть «профессиональный переговорщик, обладающий сильными практическими компетенциями и в юриспруденции, и в психологии, владеющий определенными менеджерскими навыками». Он сильно сомневается, что у многих судей есть такие навыки.

В России начали действовать новые примирительные процедуры

Расскажите, что произошло?

Анастасия Бессонова: Приняты серьезные изменения в процессуальное законодательство. В том числе ГПК РФ введена новая глава 14.1 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение».

Какие новации предусматривает глава?

Анастасия Бессонова: Во-первых, расширен сам перечень примирительных процедур, в который помимо медиации вошли переговоры и судебное примирение.

Что из себя представляют переговоры?

Анастасия Бессонова: Данный вид примирительных процедур не предполагает наличие посредника. Процедуру проведения переговоров законодатель полностью оставляет на усмотрение сторон.

Кроме того, переговоры можно будет вести и через судебных примирителей. Чем такое примирение отличается от медиации?

Анастасия Бессонова: Судебное примирение, как и медиация, предполагает наличие посредника в урегулировании конфликта. Однако принципиальное отличие заключается в различных требованиях, предъявляемых к судебному примирителю и профессиональному медиатору. Судебным примирителем может выступать исключительно судья в отставке. Как сказано в законе, порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются правительством Российской Федерации. Иными словами, работа судебных примирителей будет оплачиваться из казны.

В то время как работу медиатора спорящие стороны оплачивают за свой счет. По закону работа медиатора оплачивается участниками спора в равных долях, если стороны не договорились об ином. Требования к профессиональному медиатору предполагают наличие любого высшего образования и дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации.

Теперь судьи в отставке смогут выступать как судебными примирителями, так и медиаторами. Приток людей, имеющих судейский опыт, в медиацию плюс или минус?

Анастасия Бессонова: Профессиональными медиаторами, с одной стороны, критикуется указанный подход в силу того, что судья ввиду профессионального опыта может отдавать предпочтение стороне, чьи аргументы оказываются более убедительными, а не способствует разрешению конфликта. Другими юристами отмечается положительный опыт иностранных государств (ФРГ, Финляндия) по привлечению судей в отставке к деятельности по примирению сторон, как раз по причине их профессиональной юридической подготовки и опыта в сфере разрешения конфликтов.

Какие еще новации, на ваш взгляд, заслуживают внимания?

Анастасия Бессонова: «Во-первых» уже было. Так что сейчас идет во-вторых: важной новеллой является расширение сферы применения примирительных процедур на область административных споров, например, налоговые споры, что безусловно будет способствовать популяризации института примирительных процедур в целом.

В-третьих, предусмотрены экономические стимулы для участия истца в примирительных процедурах. При заключении мирового соглашения в суде первой инстанции, истцу вернут 70 процентов государственной пошлины. При заключении мирового соглашения в апелляции истцу вернут 50 процентов государственной пошлины. При заключении такого соглашения в кассационной или надзорной инстанции, истцу вернут 30 процентов госпошлины.

Кроме того, законом конкретизированы возможные результаты и процессуальные последствия примирительных процедур, которые могут выражаться в заключении мирового соглашения; отказе от иска; признании иска; отказе от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления); признании обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения. Новые правила примирительных процедур направлены на создание эффективного процессуально-правового регулирования примирения, популяризацию примирительных процедур, более результативному их использованию на практике и, как следствие, снижению судебной нагрузки на судей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *