Приказ минздрава 707

Изменения в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н, несомненно заслуживают качественного анализа, поскольку Факультет медицинского права неоднократно (например, в серии статей, посвященных профессиональным стандартам) указывал на необходимость внесения изменений в приказ Минздрава России № 707н.

Новые специальности и старые ошибки

Итак, какие же изменения были внесены Минздравом в упомянутый указ? В первую очередь, необходимо отметить появление в Квалификационных требованиях шести новых специальностей: «Леченое дело»; «Медико-профилактическое дело»; «Медицинская биохимия»; «Медицинская биофизика»; «Медицинская кибернетика»; «Сестринское дело»; «Фармация». Особенностью данных специальностей является то, что работа по ним предполагает получение высшего образования (специалитета, кроме «Сестринского дела» для которого предусмотрен бакалавриат) без прохождения интернатуры/ординатуры. Безусловно, включение данных специальностей в Приказ № 707н можно приветствовать, поскольку этим достигается хотя бы частичное соответствие медицинских и фармацевтических специальностей высшего образования приказу Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» и приказу Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование». Кроме того, приказ № 328н устранил ряд расхождений между приказом Минобрнауки России №1061 и приказом Минздрава России №707н. Так, следует отметить, что изменения, внесенные приказом № 328н частично решили проблему смешения двух различных специальностей «педиатрия» (мы писали об этом в статье «Особенности профессионального стандарта врач-педиатр участковый»).

Напомним, что согласно приказу Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» имеется две одноименные квалификации «врач-педиатр». Так, квалификация «врач-педиатр» присваивается в случае получения высшего образования в форме специалитета по специальности 31.05.02 «Педиатрия». Но в тоже время квалификация «врач-педиатр» присваивается и после подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.19 «Педиатрия». Таким образом, сложилась недопустимая ситуация, когда одним термином обозначают две абсолютно разные квалификации, соответствующие двум разным специальностям и разным уровням подготовки.

Новый приказ № 328н внес изменения в квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, добавив в него специальности не требующие получения послевузовского образования в форме ординатуры/интернатуры. При этом в отношении педиатров он не добавлял новую специальность (что вряд ли можно считать правильным), а внес в текст приказа примечание согласно которому «для лиц, получивших образование по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета) после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста, подготовка в интернатуре/ординатуре не является обязательной при замещении должностей врача-педиатра участкового». Указанное изменение приводит приказ Минздрава России №707н в соответствие с приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061. Однако, на наш взгляд, внесенные изменения недостаточны. Хотя они и дают возможность молодым выпускникам медицинских ВУЗов без последипломного образования работать на должности участкового врача-педиатра, само наименование должности, предложенное в приказе № 328н неудачно, поскольку совпадает с наименованием должности на которой работают педиатры, закончившие ординатуру. Мы полагаем, что такое неудачное наименование должности может привести к нарушению права пациента на получение, при выборе врача, информации о врачах, об уровне их образования и квалификации. В этом случае пациент не сможет понять кого обозначает должность «врач-педиатр участковый» – врача без последипломного образования или врача уже закончившего ординатуру. Да и врачам, получившим постдипломное образование должно быть справедливо обидно такое положение дел.

Фигаро здесь, Фигаро там

В отношении других нововведенных специальностей, приказ №328н, очевидно, все же решил ориентироваться на недавно принятые профессиональные стандарты и повторил ряд ошибок, содержащихся в этих стандартах. Так, повторились ошибки, допущенные в соответствующих профстандартах: неправильное наименование должности выпускников-стоматологов без послевузовского образования как «врач-стоматолог» ( по нашему мнению, такую должность необходимо предоставлять лишь врачам, закончившим ординатуру) вместо «врача стоматолога общей практики»; возможность занимать одну и ту же должность «провизора-технолога» как фармацевтам только что окончившим ВУЗ без последипломного образования, так и фармацевтам, окончившим ординатуру/интернатуру; возможность занимать одну и ту же должность «врача-терапевта участкового» врачам, имеющим абсолютно разную квалификацию (специалитет по «лечебному делу», ординатуру по «терапии», ординатуру по «общей врачебной практике (семейной медицине)»). Подробнее об этих ошибках можно прочитать в наших статьях «Анализ профстандартов «Врач-стоматолог» и «Провизор»: ошибки законодателя» и «Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый») и его особенности».

Что же касается должностей, которые могут занимать выпускники специальности «Медико-профилактическое дело», то тут нормы приказа №328н противоречат даже сравнительно недавно утвержденному соответствующему профессиональному стандарту (Приказ Минтруда России от 25.06.2015 №399н). Так, согласно указанному профстандарту специалист в области медико-профилактического дела, окончивший специалитет может работать на 18 различных должностях. В то же время, согласно приказу Минздрава России № 328н предусмотрено только 2 должности – «врач по общей гигиене» и «врач-эпидемиолог». Факультет медицинского права поддерживает сокращение количества должностей, предусмотренных для специалистов в области медико-профилактического дела (и считает, что изменения, направленные на сокращение количества возможных должностей должны быть внесены и в профстандарт), однако не может согласиться с выбранными в приказе №328н должностями. Во-первых, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело, утвержденный Приказ Минобрнауки России от 16.01.2017 № 21 не ограничивает круг профессиональных задач специалиста, прошедшего соответствующее обучение, исключительно гигиеной и эпидемиологией. Во-вторых, должность «врач по общей гигиене» также предусмотрена для выпускников интернатуры/ординатуры по специальности «общая гигиена», а «врач эпидемиолог» – для выпускников интернатуры/ординатуры по специальности «эпидемиология», что может привести к работе на одних и тех же должностях (с одинаковыми трудовыми и/или служебными обязанностями) врачей разных квалификаций. Очевидно авторы приказа хотели приблизить терминологию к приказу Минобрнауки России № 1061, однако не учли, что им устанавливается квалификация, а не должность. Следует отметить, что Факультет медицинского права всегда считал необходимым сочетать разумную критику тех или иных положений нормативно-правовых актов с конструктивными предложениями по их усовершенствованию. В данном случае нам кажется наиболее рациональным предусмотреть единое название должности для выпускников по специальности «медико-профилактическое дело» – врач по медицинской профилактике. Такая должность присутствует в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, но до сих пор так и не была упомянута ни в первоначальном тексте приказа Минздрава России № 707н ни в изменениях, внесенных приказом №328н

Также неудачными следует признать предложенные в приказе №328н наименования должностей для выпускников специалитета по специальностям «Медицинская биохимия»; «Медицинская биофизика»; «Медицинская кибернетика» (профстандарты для данных специальностей пока что не утверждены).

Так, например, для выпускника медицинской кибернетики предлагается должность «врач-статистик». Однако такая же должность предусмотрена для 2 (!) специальностей, предусматривающих завершение ординатуры: «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы». Кроме всех прочих, на должность врача-статистика могут претендовать и окончившие интернатуру по специальности «Управление сестринской деятельностью». Довольно спорной является и название должности – «врач-статистик». Ведь профессиональные задачи, на решение которых ориентированно обучение по специальности «Медицинская кибернетика» не ограничены медицинской статистикой. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по специальности 30.05.03 Медицинская кибернетика (уровень специалитета), утвержденному Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 № 1168, выпускник, освоивший программу, должен быть готов решать такие профессиональные задачи как: диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов; проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний среди населения; анализ, создание, внедрение и эксплуатация медицинских информационных систем и коммуникационных технологий; соблюдение основных требований информационной безопасности к разработке новых методов и технологий в области здравоохранения и многое другое. Отмечаем, что указанные профессиональные задачи не имеют прямого отношения к медицинской статистике – и тем более странным представляется название должности для такого специалиста.

Что же касается выпускников «Медицинской биохимии» и «Медицинской биофизики» – то наименования их должностей тоже совпадают с наименованиями должностей специалистов, закончивших ординатуру: соответственно, врачом клинической лабораторной диагностики может быть как только что окончивший специалитет по медицинской биохимии, так и уже закончивший ординатуру по «клинической лабораторной диагностике»; врачом функциональной диагностики может быть как только что окончивший специалитет по медицинской биофизике, так и так и уже закончивший ординатуру по «функциональной диагностике».

Учитывая склонность к дублированию ошибок в Квалификационных требованиях и профессиональных стандартах, мы имеем все основания опасться того, что будущие профессиональные стандарты специалистов по медицинской кибернетике, медицинской биохимии и медицинской биофизики получат «в наследство» все ошибки, совершенные при подготовке приказа Минздрава России №328н.

Квалификационные требования и… гендерная дискриминация

Впрочем, в приказе № 328н в отношении новых специальностей имеются и свои собственные ошибки, и неточности, никак не связанные с профстандартами. Наиболее ярким примером является наименование должностей выпускниц по специальности «сестринское дело» (предусматривает окончание бакалавриата). Согласно приказу № 328н данная специальность предусматривает работу на следующих должностях: «медицинская сестра общей практики», «медицинская сестра по паллиативной помощи», «медицинская сестра по профилактике», «медицинская сестра по реабилитации». Из названия этих должностей становится понятно, что Минздрав хотел скоррелировать должностные обязанности медсестер и разновидности медицинской помощи, закрепленные в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Тем не менее они не имеют ничего общего с терминологией должностей среднего медицинского персонала, закрепленного в законодательстве. Так, например, приказ Минобрнауки России № 1061 предусматривает для обучившихся по направлению «сестринское дело» получение квалификации «академическая медицинская сестра». Конечно же, можно возразить, что квалификация и должность – это не одно и тоже (хотя у медицинских работников, их названия достаточно часто совпадают). В номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников утвержденной приказ Минздрава России от 20.12.2012 №1183н встречаются 22 должности медицинских сестер. Однако ни «медицинская сестра общей практики» ни «медицинская сестра по паллиативной помощи» ни «медицинская сестра по профилактике» в ней не упоминаются. Следует признать, что номенклатура все-таки содержит должность «медицинской сестры по реабилитации», однако относит ее к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием, что противоречит приказу № 328н. Наконец, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н также, во-первых, относит все медсестринские должности (за исключением главной медицинской сестры) к должностям среднего и младшего медицинского персонала, а во-вторых вообще не содержит должностей упомянутых в приказе № 328н.

Кроме того, следует обратить внимание и на то, что авторы приказа не предусмотрели ситуации, когда специальность «сестринское дело» получает мужчина. В приказе Минобрнауки России № 1061 было предусмотрено, что в таком случае, для лиц мужского пола наименование квалификации звучит как «академический медицинский брат». Что же касается недавнего приказа Минздрава России № 328н, то, учитывая предложенные названия должностей, либо вообще предполагается отказ брать мужчин на такие должности (что является серьезной гендерной дискриминацией), либо предлагается называть мужчин-медработников на данных должностях «медицинскими сестрами» (что, учитывая отечественные культурно-лингвистические особенности, также может рассматриваться как насмешка и дискриминация).

Конечно, включение в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» требований к специалистам, окончившим бакалавриат является правильным. Ведь высшее медицинское (фармацевтическое) образование не ограничивается специалитетом и ординатурой. Вместе с тем, в приказе Минздрава России № 328н была полностью проигнорирована магистратура. Согласно приказу Минобрнауки России № 1061 существует магистратура по специальностям 32.04.01 «Общественное здравоохранение», и 32.04.01 «Промышленная фармация». Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», магистратура относится к высшему образование. Таким образом, Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» должны логично включать в себя и требования к медицинским и фармацевтическим работникам, закончившим магистратуру.

Остеопатия – без права на работу

Еще хуже ситуация сложилась с остеопатией (профстандарт по этой специальности в настоящее время отсутствует). Новый приказ № 328н расширил перечень специальностей высшего образования, которое открывает доступ к работе по специальности «остеопатия». Теперь к специалитету по «Лечебному делу» и «Педиатрии» добавился специалитет по «Стоматологии» (хотя идея переквалификации стоматолога на остеопата все же вызывает ряд сомнений – если такой остеопат будет заниматься исключительно остеопатией челюстно-лицевого аппарата, более разумно выделить для этого отдельную специализацию, если же остеопатия будет применяться в полном объеме – непонятно, достаточно ли будет объема знаний, полученных на стоматологическом факультете). Однако главный недочет приказа № 328н в отношении остеопатии состоит в том, что в нем просто забыли о том, что с 10.04.2017 в приказе Минобрнауки № 1061 предусмотрен специалитет по остеопатии (специальность 31.05.04). Таким образом, создалась парадоксальная ситуация: согласно приказу Минздрава №707 с учетом изменений, внесенных приказом №328н., выпускник, окончивший специалитет по остеопатии не имеет ни права работать по специальности (и приказ №707н, и приказ №1061 предполагают обязательное окончание ординатуры по остеопатии) ни права поступать в ординатуру по остеопатии (согласно приказу №328н ординатура по остеопатии предназначена для специалистов по «лечебному делу», «педиатрии» и даже «стоматологии», но не предназначена для имеющих диплом по «остеопатии»).

Изменения в переподготовке

Значительным изменениям подвергся перечень специальностей, по которым могли проходить переподготовку стоматологи. Так теперь, согласно приказу Минздрава России №328н стоматологи не смогут сменить свою специальность на такие специальности как «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», «Рентгенология», «Физиотерапия», «Функциональная диагностика». Решение ограничить возможности переподготовки для стоматологов выглядит на наш взгляд, по крайней мере не обоснованным. И если указанные шаги еще можно понять в отношении спортивной медицины (хотя даже в этом случае стоматологов нельзя назвать профанами – профессиональные заболевания (особенно травмы) спортсменов нередко касаются зубов или челюстей и относятся к компетенции стоматолога), то почему было решено запретить возможность переподготовки стоматолога на рентгенолога?

Внесение подобных изменений, на наш взгляд, не позволяет исключить неблагоприятных последствий, касающихся доверия к целям приказа. Ведь некоторые представители медицинского и околомедицинского сообщества вполне могут принять такие непродуманные «новации» за результат лоббистской деятельности профессиональных сообществ (в приведенном примере – рентгенологов), стремящихся монополизировать возможность получения специальности «рентгенология» (а, следовательно, и рынок услуг в сфере рентгенодиагностики) и дискриминирующих врачей других специальностей, лишая их возможности пройти переквалификацию на рентгенолога. Мы весьма опасаемся того, что предположения о возможности проведения лоббистской деятельности в Минздраве России могут значительно ударить как по авторитету некоторых профессиональных кругов, допускающих нечистоплотную конкуренцию и нарушающих основы врачебной этики, так и по авторитету самого Минздрава России (чего на наш взгляд необходимо избежать любой ценой – например, признанием непродуманности внесенных запретов на переквалификацию стоматологов и их отменой).

Во-первых, непонятно, почему по мнению авторов приказа № 328н специальность стоматолога ближе к остеопату чем к рентгенологу? Ведь стоматолог ежедневно встречается с различными видами рентгенологических снимков зубочелюстного аппарата, на их основании он ставит диагноз, проводить расчеты, разрабатывает тактику лечения. К остеопатическим же процедурам стоматолог не имеет прямого отношения, остеопатические техники и методики в стоматологии не используются. Тем не менее авторы приказа Минздрава № 328н почему-то посчитали, что дипломированный стоматолог вполне сможет освоить профессию остеопата, на не сможет освоить специальность рентгенолога.

Во-вторых, приказ Минздрава № 328н оставил возможность переподготовки по рентгенологии для медицинских работников, имеющих специализации «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика». Вполне заурядной является ситуация, когда врач-биофизик или врач-кибернетик выполняют работу, совершенно не связанную с рентгенологическими исследованиями, но, тем не менее, возможность смены специализации на рентгенолога приказ им оставил.

А вот поле возможностей для получения специальности «рефлексотерапия» было значительно расширенно. Приказ Минздрава России №328н разрешил врачам, имеющим подготовку в ординатуре/интернатуре по таким специальностям как «Инфекционные болезни», «Психиатрия», «Психиатрия-наркология» менять свою профессию на «рефлексотерапию». Факультет медицинского права поддерживает подобные изменения, поскольку в настоящее время рефлексотерапия широко используется при нетяжелых психических заболеваниях (в т.ч. депрессиях), в качестве составной общеукрепляющего лечения – при инфекционных заболеваниях, а также применятся при борьбе с никотиновой зависимостью.

НМО не для всех?

Также следует приветствовать появление в приказе Минздрава России №328н упоминаний о непрерывном медицинском образовании (НМО) предусмотренном частью 2 статьи 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Упоминание о непрерывном повышении квалификации в течение всей трудовой деятельности встречается по отношению к 9 специальностям, предусматривающим работу после окончания ВУЗа без послевузовского образования (ординатуры): «Леченое дело»; «Медико-профилактическое дело»; «Медицинская биохимия»; «Медицинская биофизика»; «Медицинская кибернетика»; «Педиатрия»; «Сестринское дело»; «Стоматология общей практики»; «Фармация». В то же время для специальностей, предусматривающих образование в ординатуре, требования к повышению квалификации формулируются как «повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности» (слово «непрерывное» уже не используется). На наш взгляд подобное различие в формулировках создает иллюзию, что после окончания ординатуры требования к непрерывному медицинскому образованию смягчаются, что противоречит духу и букве Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», предполагающего непрерывное медицинское образование непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации для всех медицинских и фармацевтических работников.

Другие изменения

Из других изменений, внесенных приказом Минздрава России № 328н, необходимо отметить приведение терминологии в соответствие с законодательством. Так, например, весьма туманное словосочетание «основные специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки» (какую специальность можно считать основной?) было заменено на «укрупненные группы специальностей «Клиническая медицина» или «Науки о здоровье и профилактическая медицина». Упомянутые группы специальностей содержаться в приказе Минобрнауки России № 1061 и представляют собой четкий закрытый перечень, исключающий возможность неоднозначных толкований.

Кроме того, приказ Минздрава России № 328н внес ряд технических изменений, направленных на исправление несоответствий, возникших в ходе реформы медицинского образования и отказа от интернатуры. Так, были удалены упоминания об интернатуре как об одном из уровней профессионального образования из тех специальностей, где на практике не осуществлялся выпуск интернов («Нефрология»), была удалена норма, предполагающая прохождение ординатуру по специальности «Косметология» (ранее косметологи могли получать свою специальность либо путем прохождения ординатуры по косметологии либо через ординатуру по «Дерматовенерологии» и переподготовку по «Косметологии»; тем не менее на практике, подавляющее большинство косметологов получало свою специальность вторым путем, так как у закончивших ординатуру по косметологии полностью отсутствовала возможность смены квалификации в будущем; кроме того в силу отсутствия косметологических стационаров и сложностей организации ординатуры, и сами учебные заведения предпочитали организовывать курсы повышения квалификации дерматовенерологов вместо специализированной ординатуры по косметологии); была добавлена возможность работать по специальности «Педиатрия» не только тем врачам, кто прошел переподготовку по соответствующей специальности в ординатуре, но и в интернатуре (с 2016 года интернатура в России не существует, но ведь врач мог пройти переподготовку до 2016 года) и т.д.

Выводы

Таким образом, приказ Минздрава России № 328н имеет неоднозначный характер. С одной стороны, он вносит в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Минздрава РФ от 8 октября 2015 г. № 707н необходимые и давно назревшие изменения (введение новых специальностей, предполагающих возможность работы сразу же после окончания специалитета; упорядочивание изменений, связанных с повышением квалификации в ординатуре/интернатуре; приведение терминологии в соответствие другими законодательными актами и т.д.). С другой стороны, объем внесенных изменений явно недостаточен, многие значительные коллизии с другими нормативно-правовыми актами (например, с приказом Минобрнауки № 1061) сохранились и требуют срочного внесения дополнительных изменений в Квалификационные требования (примером может служить ситуация с остеопатом, когда нормы Квалификационных требований, утвержденных приказом Минздрава России № 707 полностью противоречат приказу Минобрнауки России №1061 и ставят под сомнение для выпускников медицинских ВУЗов по специальности «остеопатия» как право работать после окончания вуза, так и право продолжать обучение и поступать в ординатуру по «остеопатии»).

Более того, весьма негативной тенденцией является закрепление в квалификационных требований ошибок, совершенных при подготовке профстандартов ряда медицинских специальностей («педиатра», «врача-лечебника (врача-терапевта) участкового», «врача стоматолога», «провизора»). Вместо критического анализа указанных профстандартов, авторы приказа Минздрава России № 328н просто механически перенесли их нормы в Квалификационные требования, отчего одну и ту же ошибку (например, одинаковое название должности для врачей с различными специальностями и квалификациями) теперь придется исправлять в двух нормативно-правовых актах: как в профстандарте, так и в Квалификационных требованиях.

Некоторые нормы Приказ № 328н формально не имеют недостатков с юридической стороны, однако входят в противоречие с практической деятельностью врачей, не учитывают ее специфики (например, не учитывается то, что врачи-стоматологи при осуществлении врачебной практики гораздо чаще работают с результатами рентгеновских исследований, чем врачи-статистки (специальность «медицинская кибернетика») и т.д.).

Недостатки Квалификационных требований и их несогласованность с другими актами в сфере образования, здравоохранения и трудовой деятельности усугубляется неразрешенностью вопроса об обязательности соответствия Квалификационным требованиям. На сегодняшний момент в соответствии со статьями 57, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса РФ, обязательный характер имеют лишь квалификационные требования, закрепленные в профессиональном стандарте или едином квалификационном справочнике. Квалификационные требования, утвержденные приказом Минздрава России № 707н и дополненные приказом № 328н не являются профессиональным стандартом или частью единого квалификационного справочника и, следовательно, федеральные законы не устанавливают их обязательности. Более того – как указывалось нами выше, ряд норм приказа Минздрава России № 707н (с учетом изменений, внесенных приказом № 328н) противоречит ряду норм Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н, а также некоторым нормам соответствующих профессиональных стандартов. Таким образом, в случаях коллизий с перечисленными нормативными актами, нормами приказа Минздрава России № 707н руководствоваться нельзя. Данный фактор подрывает доверие к Квалификационных требованиям, утвержденным приказом Минздрава России № 707н и провоцирует игнорирование указанных требований.

Учитывая изложенное выше, можно констатировать, что невзирая на ряд позитивных изменений, внесенных приказом Минздрава России № 328н, Квалификационные требования, утвержденные приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н все еще остаются далеки от совершенства. Их исправление возможно путем подготовки еще одного, в этот раз намного более комплексного, проекта изменений в Квалификационные требования. Но, стоит отметить, что, на наш взгляд, подготовка подобных изменений должна рассматриваться Минздравом России не как устранение технических ошибок (а именно это было заявлено Минздравом в Пояснительной записке к проекту приказа № 328н в качестве цели проекта акта), а как одна из ключевых составляющих усовершенствования системы подготовки медицинских и фармацевтических специалистов в Российской Федерации.

Источник: kormed.ru Полина Габай, Генеральный директор «Факультета медицинскогоправа»

Содержание

707 н приказ минздрава с изменениями 2019 консультант

➤ Новая номенклатура медицинских специальностей 2019

Правительство подготовило новую номенклатуру специальностей медицинских и фармацевтических специалистов. После утверждения нормативно-правового акта, действующий приказ Минздрава России от 7.10.

2015 № 700н отменят.

Эта информация будет полезна не только руководителям медицинских учреждений, но и желающим пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации по медицинским специальностям

★ Проект приказа Минздрава РФ о номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников

Три категории медицинских специальностей

Проект Приказа Минздрава «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» предусматривает выделение трех категорий специальностей специалистов (подготовлен Минздравом России 26.02.2019):

  • основные специальности;
  • базовые специальности;
  • специальности, требующие специализированной подготовки.

Согласно указанной классификации к основным отнесены специальности высшего образования уровня специалитет.

К базовым — специальности, получение права на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, по которым возможно после обучения по программам ординатуры.

К третьей категории относятся такие специальности, которые требуют специализированную подготовку в ординатуре с сокращенным сроком на основе одной из базовых специальностей.

Для специальностей третей категории также предусмотрена возможность пройти обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки. Но пройти переподготовку смогут лишь те, у кого есть стаж работы в определенных должностях и наличие ординатуры по базовой специальности.

Новый список медицинских специальностей

Первая категория: основные медицинские специальности

1. Лечебное дело

2. Педиатрия

3. Медико-профилактическое дело

4. Фармация

5. Стоматология

6. Медицинская биофизика

7. Медицинская биохимия

8. Медицинская кибернетика

9. Сестринское дело

Базовые специальности

1. Акушерство и гинекология

2. Аллергология и иммунология

3. Анестезиология-реаниматология

4. Гастроэнтерология

5. Гематология

6. Генетика

7. Дерматовенерология

8. Детская хирургия

9. Инфекционные болезни

10. Кардиология

11. Клиническая лабораторная диагностика

12. Клиническая фармакология

13. Медицинская микробиология

14. Неврология

15. Нейрохирургия

16. Неонатология

17. Нейропсихология

18. Общая врачебная практика (семейная медицина)

19. Общая гигиена

20. Онкология

21. Организация здравоохранения и общественное здоровье

22. Остеопатия

23. Оториноларингология

24. Офтальмология

25. Патологическая анатомия

26. Пластическая хирургия

27. Педиатрия

28. Промышленная фармация

29. Психиатрия

30. Радиология

31. Рентгенология

32. Сердечно-сосудистая хирургия

33. Скорая медицинская помощь

34. Стоматология общей практики

35. Спортивная медицина

36. Судебно-медицинская экспертиза

37. Терапия

38. Торакальная хирургия

39. Травматология и ортопедия

40. Урология

41. Управление и экономика фармации

42. Управление сестринской деятельностью

43. Фармацевтическая химия и фармакогнозия

44. Физическая и реабилитационная медицина

45. Фтизиатрия

46. Хирургия

47. Челюстно-лицевая хирургия

48. Эндокринология

49. Эпидемиология

Перечень медицинских специальностей, по которым можно пройти профессиональную переподготовку, смотрите в памятке «Специальности третей категории»

Зачем Минздрав меняет номенклатуру специальностей

Предусмотренная проектом приказа градация специальностей необходима, чтобы обеспечить медицинских и фармацевтических работников широким спектром образовательных траекторий, при котором каждый из специалистов получит право на изменение специальности в соответствии со своими предпочтениями. Также она позволит им в сокращенные сроки получить право замещать должности медицинских и фармацевтических работников, где есть кадровый дефицит.

Изменения в профстандарты медицинских работников

Если новую номенклатуру специальностей утвердят, то потребуется внести изменения в действующие профессиональные стандарты. Это нужно, чтобы расширить требования к образованию по ряду специальностей.

Новые медицинские специальности в номенклатуре

Подготовленный проект новой номенклатуры не будет отменять какие-либо специальности. Все они останутся. Но появится новая «Физическая и реабилитационная медицина». Данную специальность отнесли к категории базовых.

Обновление Приказа №707н и новые квалификационные требования к медработникам

Одновременно обновят и Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 года № 707н также ожидают изменения.

Такие обновления необходимы, чтобы во время разработки отраслевых профессиональных стандартов, произошли изменения в требованиях к медицинским работникам, а именно врачам и провизорам. Напомним, что с 2016 года следование требованиям профстандартов обязательно для некоторых должностей.

Необходимость изменений можно проиллюстрировать актуальностью квалификационных требований к специалистам, которые завершили профессиональное обучение до и после 2016 года. Так те, кто получил базовое медицинское образование до 2016 года, могут пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Дерматовенерология».

А вот для тех, кто получил профессиональное медицинское образование после 2016 года, нужно пройти первичную аккредитацию и обучение в ординатуре по специальности «Дерматовенерология» в той части, которая касается профессиональных компетенций, описанных в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».

Как врачу получить новую специальность «Физическая и реабилитационная медицина»

Выпускники медвузов после 2016 года могут освоить специальность «Физическая и реабилитационная медицина», пройдя обучение в ординатуре.

Что делать тем врачам, у которых есть на руках сертификаты по следующим специальностям:

  • «Лечебная физкультура и спортивная медицина»;
  • «Мануальная терапия»;
  • «Рефлексотерапия»;
  • «Физиотерапия».

Им достаточно будет пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по направлению «Физическая и реабилитационная медицина». Пока такая учебная программа еще не разработана в ЦОКО и будет введена в перечень курсов профессиональной переподготовки после утверждения вышеназванного проекта приказа о номенклатуре медицинских специальностей.

Новая номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников

Проект приказа предусматривает также изменения приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Новая Номенклатура должностей будет дополнена новым разделом «Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, выполнивших федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «бакалавр», в связи с появлением в отрасли специалистов с новой подготовкой».

Также введут ряд новых должностей специалистов с высшим (немедицинским) образованием в связи с развитием медицинской реабилитации:

  • эрготерапевт,
  • кинезотерапевт,
  • медицинский психолог.

В новой номенклатуре должностей появиться такая должность, как «врач-ординатор». На эту должность будут назначать специалистов, которые завершили подготовку по программам высшего образования и имеют свидетельство о первичной аккредитации специалиста.

В этот период времени они смогут исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста, только под руководством наставника (врача-специалиста), имеющего сертификат специалиста (свидетельство об аккредитации) по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Одновременно учтены отдельные требования к занятию должностей, по которым в Минздрав России поступало большее количество обращений от работодателей и медицинских работников. Например, закреплена возможность занятия должности заведующего клинической лабораторией специалиста с высшим немедицинским образованием).

707 н приказ минздрава с изменениями 2019 консультант

Уровень профессионального образования

Высшее образование — специалитет по специальности «Стоматология»

Подготовка в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Стоматология», «Стоматология общей практики»

(Раздел в редакции, введенной в действие с 15 июля 2017 года приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года N 328н.

03 Стоматология (уровень специалитета) после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста, подготовка в интернатуре/ординатуре не является обязательной при замещении должностей врача-стоматолога.

Позиция дополнительно включена с 15 июля 2017 года приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года N 328н)

Уровень профессионального образования

Высшее образование — специалитет по специальности «Медицинская биофизика»

Дополнительное профессиональное образование

Непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности

Должности

Врач функциональной диагностики

________________ Для лиц, получивших образование по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 30.05.02 Медицинская биофизика (уровень специалитета) после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста.

Сноска дополнительно включена с 15 июля 2017 года приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года N 328н)

Дополнительное профессиональное образование

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности Непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности

(Раздел в редакции, введенной в действие с 15 июля 2017 года приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года N 328н.

03 Стоматология (уровень специалитета) после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста.

707 н приказ минздрава с изменениями 2019 консультант плюс

Таким образом, создалась парадоксальная ситуация: согласно приказу Минздрава №707 с учетом изменений, внесенных приказом №328н.

, выпускник, окончивший специалитет по остеопатии не имеет ни права работать по специальности (и приказ №707н, и приказ №1061 предполагают обязательное окончание ординатуры по остеопатии) ни права поступать в ординатуру по остеопатии (согласно приказу №328н ординатура по остеопатии предназначена для специалистов по «лечебному делу», «педиатрии» и даже «стоматологии», но не предназначена для имеющих диплом по «остеопатии»).

Изменения в переподготовке

Значительным изменениям подвергся перечень специальностей, по которым могли проходить переподготовку стоматологи.

707 н приказ минздрава с изменениями 2018 консультант

На сегодняшний момент в соответствии со статьями 57, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса РФ, обязательный характер имеют лишь квалификационные требования, закрепленные в профессиональном стандарте или едином квалификационном справочнике.

Квалификационные требования, утвержденные приказом Минздрава России № 707н и дополненные приказом № 328н не являются профессиональным стандартом или частью единого квалификационного справочника и, следовательно, федеральные законы не устанавливают их обязательности.

Более того – как указывалось нами выше, ряд норм приказа Минздрава России № 707н (с учетом изменений, внесенных приказом № 328н) противоречит ряду норм Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н, а также некоторым нормам соответствующих профессиональных стандартов.

Таким образом, в случаях коллизий с перечисленными нормативными актами, нормами приказа Минздрава России № 707н руководствоваться нельзя. Данный фактор подрывает доверие к Квалификационных требованиям, утвержденным приказом Минздрава России № 707н и провоцирует игнорирование указанных требований.

Учитывая изложенное выше, можно констатировать, что невзирая на ряд позитивных изменений, внесенных приказом Минздрава России № 328н, Квалификационные требования, утвержденные приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г.
№ 707н все еще остаются далеки от совершенства. Их исправление возможно путем подготовки еще одного, в этот раз намного более комплексного, проекта изменений в Квалификационные требования.

Позиция дополнительно включена с 15 июля 2017 года приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года N 328н)

Уровень профессионального образования

Высшее образование — специалитет по специальности «Медицинская биохимия»

Дополнительное профессиональное образование

Непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности

Должности

Врач клинической лабораторной диагностики

________________ Для лиц, получивших образование по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 30.05.01 Медицинская биохимия (уровень специалитета) после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста.

Так, например, весьма туманное словосочетание «основные специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки» (какую специальность можно считать основной?) было заменено на «укрупненные группы специальностей «Клиническая медицина» или «Науки о здоровье и профилактическая медицина». Упомянутые группы специальностей содержаться в приказе Минобрнауки России № 1061 и представляют собой четкий закрытый перечень, исключающий возможность неоднозначных толкований.

Кроме того, приказ Минздрава России № 328н внес ряд технических изменений, направленных на исправление несоответствий, возникших в ходе реформы медицинского образования и отказа от интернатуры.

Приказ Минздрава 707н Об утверждении квалификационных требований к медицинским работникам

Приказ 707н Минздрава содержит квалификационные требования к медработникам. Этим документом руководствуются медорганизации при составлении штатного расписания.

Однако специалисты сталкиваются с рядом несостыковок, которые не смогли устранить даже внесенные в приказ 707н правки. С какими недоразумениями сталкиваются медработники и как применять приказ?

↯Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Приказ 707н об утверждении квалификационных требований к медицинским работникам

Приказ 707н содержит ряд спорных моментов, которые не до конца устранены последними правками.

Расскажем, какие ошибки продолжают путать медработников и организаторов здравоохранения.

Противоречия документа

До того, как в приказ 707н внесли изменения с помощью другого документа Минздрава – №328н и других, он содержал ряд противоречий.

Основной претензией было несоответствие перечисленных медицинских должностей номенклатуре приказа №1183.

Однако оказалось, что правки эти противоречия не только не устранили, но даже несколько усугубили ситуацию. Недовольными оставались врачи-педиатры – специализации было две, а позиция одна. За бортом рабочей деятельности оставались остеопаты.

Недавнее заявление телеведущей Елены Малышевой, вычеркнувшей остеопатов из официальной медицины, подтверждает те коллизии, которые содержали противоречащие друг другу документы и большое число несостыковок. Каково сегодняшнее состояние квалификационных требований?

✔ Как клиники повышают квалификацию сотрудников уже сегодня, расскажем в журнале «Здравоохранение»

Квалификация медика: все нормативы

Приказ 707н – не единственный документ, который определяет требования к квалификации медперсонала. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 541н утвержден Единый квалификационный справочник, в одном из разделов которого содержатся квалификационные характеристики для работников сферы здравоохранения.

Отдельный документ (приказ Минздрава РФ № 83н) содержит требования к квалификации среднего медперсонала.

↯ Действующая версия приказа 707 доступна в Системе Главный врач

707н с изменениями

707 н приказ Минздрава с изменениями 2018 года утвержден приказом Минздрава № 328н. Нововведения можно разделить на 4 группы.

1. Изменения требований к подготовке по некоторым специальностям.

Теперь для получения допуска к работе по ряду специальностей медработник должен:

  • пройти курс дополнительного профессионального образования (переподготовку) если это предусмотрено требованиями;
  • закончить ординатуру или интернатуру если это является обязательным по требованиям.

Исключением являются случаи, когда переподготовка не определена, как обязательное квалификационное требование.

2. В приказ 707н введены новые специальности. Требования установлены для таких специальностей, как «Медико-профилактическое дело», «Фармация», «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Медицинская биохимия» и т.д.

В качестве дополнительного требования к новым специальностям установлено обязательное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности.

Например, должность врача-статистика по новой версии приказа 707н об утверждении квалификационных требований к медицинским работникам может занимать специалист, имеющий высшее образование по направлению «Медицинская кибернетика».

Врач должен повышать свою квалификацию в течение всей профессиональной деятельности.

3. В ряде специальностей исключена интернатура или добавлена ординатура (изменен уровень профессионального образования).

Несколько примеров:

  • по специальности «Управление и экономика фармации» добавили ординатуру;
  • по специальностям «Эндоскопия» и «Нефрология» исключили ординатуру.

4. В новой редакции приказа 707н исключен специалитет «Стоматология» из уровня профессионального образования. Например, так дело обстоит также со специальностями «Рентгенология» и «Физиотерапия».

И, наоборот, в специальность «Остеопатия» включен специалитет «Стоматология».



Требования к медицинским и фармацевтическим работникам

К медицинским и фармацевтическим работникам предъявляются особые требования в плане уровня образования и знаний.

Быть медицинскими работниками могут быть лица, получившие необходимое образование (среднее профессиональное или высшее) и имеющие на руках действующее аккредитационное свидетельство.

Кроме того, до 1 января 2026 года сохранят свой допуск к медицинской деятельности специалисты, которые получили сертификат специалисты.

После этого для продолжения работы придется получать свидетельство об аккредитации.

Диплом специалиста подтверждает, что врач освоил программу высшего медицинского образования. Конкретная специальность позволяет занимать должность в медицинской организации согласно Номенклатуре должностей медработников.

Как проводят независимую оценку квалификации работников, пошаговый алгоритм в Системе Главный врач

Свидетельство об аккредитации или сертификат специалиста в отличие от диплома – временный документ.

Он подтверждает полученные медработником навыки, умения, а также теоретические знания в течение 5 лет, его соответствие выбранной специальности.

Сейчас аккредитация и сертификация проводятся параллельно. Однако, уже к 2026 году все практикующие специалисты должны будут получить аккредитацию.

Аккредитация – это профессиональный экзамен, суть которого практически идентична сертификации, за исключением структуры экзамена.

Выделяют три вида аккредитации:

  1. Первичная (для выпускников медвузов и медиков, получивших образование до 2016 года).
  2. Первичная специализированная (для медиков, которые прошли профессиональную переподготовку).
  3. Периодическая (в случае окончания срока действия предыдущего свидетельства об аккредитации).

Для прохождения аккредитации медработник должен обратиться в аккредитационную комиссию. После определения сроков аккредитации в назначенный день проводятся этапы экзамена: тест, работа в симуляционных условиях и решение ситуационных задач.

Главные слухи о профстандартах, аккредитации и НМО. Чем Минздрав успокоил главврачей, узнайте в журнале «Здравоохранение»

Если все этапы пройдены успешно, комиссия оформляет свидетельство об аккредитации. Если один из этапов «завален» – его можно пересдать через 30 дней.

Приказ 707н об утверждении квалификационных требований к медицинским работникам упоминает еще одно новое для медработников понятие – непрерывное медицинское образование.

Во время действия сертификата у медработника есть 5 лет на прохождение индивидуального цикла обучения, общая трудоемкость которого оценивается в 250 асов.

В цикл входят общеобразовательные мероприятия, курсы и мастер-классы, интерактивные модули. После сбора материала и окончания срока действия сертификата назначается периодическая аккредитация.

Зарегистрированные Министерством юстиции РФ приказы Минздрава по аккредитации предусматривают также порядок прохождения первичной специализированной аккредитации для врачей, которые на работали по профессии больше 5 лет.

Специалистам, которые будут проходить аккредитацию, рекомендуется начинать сбор портфолио для подтверждения своей квалификации.

Единой формы портфолио на данный момент нет, но Минздрав может выпустить документ, который распространит свое действие на правоотношения до вступления этого документа в силу.

Для вступления в систему непрерывного медицинского образования медик должен зарегистрироваться на портале edu.rosminzdrav.ru и подобрать материалы и курсы по своей специальности.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Медики и их квалификация сегодня

Сегодня система НМО – экспериментальный формат обучения. Многие специалисты уже зарегистрировались в системе, но каждый делает это добровольно.

Однако, не все главврачи это понимают, и часто допускают ошибки следующего характера.

1. Главврачи издают приказы, которые обязывают подчиненных вступать в систему НМО.

Напомним, что на сегодня нет ни одного нормативного акта, который делал бы систему НМО общеобязательной.

Единственный приказ Минздрава – № 837, говорит о том, что модель непрерывного медицинского образования является экспериментальной, а на портале Минздрава идет ее отработка.

В соответствии с письмом Минздрава РФ № 16-2/2048112 до появления нормативной базы врачи участвуют в НМО добровольно.

Отменят ли баллы по НМО? Ответ в журнале «Здравоохранение»

Раскрыть материал

2. Врачей обязывают оплачивать обучение за вой счет.

В системе НМО есть платные циклы, за счёт которых медработники набирают необходимые для аккредитации баллы.

С формальной точки зрения работодатели, которые не хотят оплачивать обучение врачей, не нарушают приказ 707н об утверждении квалификационных требований к медицинским специалистам.

Тем более, что на образовательном портале Минздрав указывает, что обучение может быть оплачено за счет физических лиц.

Однако, в ФЗ «Об охране здоровья» закреплено право медработников обучаться и проходить переподготовку за счет работодателя.

Это соответствует и требованиям ТК РФ. В ч. 4 ст. 196 Кодекса сказано о том, что именно работодатель за свои средства должен обучать персонал, если такое обучение – обязательное условие деятельности.

Кроме того, есть риск, что Минздрав закрепит эту обязанность, выпустив нормативный акт, который распространится на все ранее возникшие правоотношения по оплате обучения и окажется, что медучреждения обязаны оплачивать обучение врачей. Тогда все врачи предъявят свои чеки за обучение работодателю.

Один из вариантов, как поступить – оплачивать обучение врачей за счет нормированного страхового запаса ТФОМС по постановлению Правительства РФ № 332.

✔ Новые профстандарты для врачей: алгоритм внедрения, а также комплект приказов и должностных инструкций в Системе Главный врач

3. Врачей заставляют учиться в свободное от работы время. Модель НМО предполагает, что врач может учиться как без отрыва от работы, так и в свободное от нее время. Поэтому у врача есть право учиться, не покидая рабочее место для прохождения курсом, тем более, что дистанционная форма обучения этому не мешает.

4. Выпускникам с выпиской из протокола аккредитационной комиссии отказывают в трудоустройстве.

В 2016-2017 году, когда аккредитация только начиналась, многие специалисты получили вместо аккредитационного свидетельства выписки, потому что готовых бланков в учебных заведениях на тот момент не было.

Минздрав в письме № 16-5/10/2-4889 настоятельно рекомендовал принимать таких выпускников на работу. Отказ может быть без проблем обжалован соискателем в трудовой инспекции или суде, что может создать большие проблемы для медорганизации.

Какие нововведения ожидаются

Предполагается, что приказ 707н об утверждении квалификационных требований к медицинским работникам будет постепенно обновляться.

Минздрав уже подготовил три проекта приказов, которые касаются квалификационных требований и номенклатуры специальностей.

  1. Новая иерархия должностей и специальностей позволит специалистам немедицинских специальностей в короткое время перепрофилироваться и занимать медицинские должности. Например, развитие медицинской реабилитации делает востребованными такие должности, как кинезотерапевт, эрготерапевт, медицинский психолог.
  2. Номенклатуру должностей медработников дополнят новым разделом – «Должности специалистов с высшим медицинским образованием, выполнивших ФГОС по направлению «бакалавр» в связи с появлением в отрасли специалистов с новой подготовкой.
  3. В номенклатуру введут должность «Врач-ординатор».
  4. Одна из новых специальностей, которую внесут в приказ 707н – «Физическая и реабилитационная медицина». При этом проект Минздрава не предполагает исключения тех специальностей, которые уже есть в номенклатуре.
  5. В связи с разработкой и внедрением профессиональных стандартов будут уточнены некоторых требования к квалификации врачей и провизоров. Свои поправки в проект внесло профессиональное сообщество.

В целом номенклатуру ложностей планируется расширить до 101 специальности. Одно из важных нововведений – добавление бакалавров и синхронизация квалификационных требований с требованиями профстандартов.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *