Право на бесплатное высшее образование

Бесплатное высшее образование

10 мая 2017 15:16

Бесплатное высшее образование

Несмотря на активную государственную политику, направленную на пропаганду среднего профобразования, число тех, кто стремится иметь высшее образование, не снижается.

Получение высшего образования – это всегда ответственность. Практика показывает, что обучение исключительно ради диплома имеет свои подводные камни. Выбирая вуз, куда проще поступить или где дешевле оплата, человек впоследствии сталкивается с двумя главными проблемами. Ему либо приходится работать по «нелюбимой» специальности, так как никуда не удалось устроиться, либо приходится переучиваться, а на это нужны деньги, причем гораздо больше потраченных на первое образование, ведь стоимость обучения повышается ежегодно, это ни для кого не секрет. Кстати, статистика свидетельствует, что «в специальности» чаще всего остаются медики и педагоги. К особой категории относятся военные, но о них мы скажем отдельно.

Учеба на бюджете имеет свои преимущества. Только бюджетникам выплачивают стипендию и материальную помощь. Различные формы поддержки и поощрений чаще всего касаются тоже только «бюджетников». Стипендиальный фонд рассчитан только на них. А это денежные выплаты, различные поездки. Например, за отличные успехи студентов могут поощрить отдыхом на море. Не так много вузов, где материально стимулируют «платников». Заочники стипендий не получают, но на бюджете они имеют право на бесплатный учебный отпуск, на платном – исключительно за свой счет.

Главное правило, которое нужно знать и понимать, звучит так: любой россиянин имеет гарантированное право на бесплатное высшее образование, получаемое впервые.

Поясним, что это означает. Закон об образовании ясно говорит о праве человека бесплатно получать первое образование один раз на каждом уровне. Например, вы поступили на платное и успешно получили диплом бакалавра/специалиста. В этом случае вами утрачено право на бесплатную учебу, так как любое другое обучение в бакалавриате/специалитет уже будет вторым. К вопросу можно ли бесплатно получить второе высшее образование, мы вернемся чуть позже. При этом право на бесплатную магистратуру сохраняется: это иной уровень образования. Поэтому, чтобы реализовать право бесплатного обучения в «вышке» изначально стоит пытаться поступить на бюджет.

Рассмотрим сложный случай. Например, студентка училась на бюджете и отчислилась с 4 курса. Затем она решила снова учиться, опять поступила на бюджет, уже в другой вуз. Далее она восстановилась в первом вузе на платное и получила диплом. Во втором вузе после этого стали требовать перевода на платное. Кто прав? Формально, прав вуз, ведь по закону выходит, что первое высшее у нее есть, значит, теперь она учится повторно, а получение бесплатно второго высшего образования законом не предусмотрено. Поэтому ей придется доучиваться платно либо отчисляться.

Вопрос, как получить бесплатно второе высшее образование, — один из самых популярных. В каких же случаях это возможно? Лично для вас вторая «вышка» может оказаться бесплатной, если за нее заплатит ваша организация. Но есть еще особая категория – военнослужащие. И у них есть свой федеральный закон, где прописано, что если эти самые военнослужащие имеют только военное среднее профобразование или военное высшее, но не имеют «гражданского» диплома, то они могут бесплатно учиться в гражданском вузе. И по факту выходит, что они могут иметь бесплатно второе высшее.

Итак, государством гарантируется бесплатное получение только первого высшего. Поэтому не стоит от этого права отказываться, если есть возможность это право реализовать. Однако и «просто так» занимать бюджетное место тоже не стоит. Лучше изначально получать образование, интересное лично вам, дабы работа по специальности в дальнейшем приносила удовлетворение и давала возможность самореализации.

Портал ВСЕОБУЧ

Кто и какое второе высшее образование сможет получить бесплатно?

Министерство культуры России разработало законопроект, который позволит россиянам получить бесплатно второе или последующее высшее образование в области искусств. Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Изменения предлагается внести в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 «Об образовании в Российской Федерации». Сейчас он предусматривает, что гражданам России могут на конкурсной основе предоставить бюджетное место в вузе, но только в том случае, если высшее образование они получают впервые.

Вопрос-ответ Можно ли учиться в двух магистратурах одновременно?

С инициативой о внесении поправок в закон выступил президент России Владимир Путин. Глава государства дал соответствующее поручение правительству в декабре 2019 года. Оно было сформулировано по итогам встречи Путина с мастерами, выпускниками и студентами ВГИКа в октябре 2019 года.

На какие специальности и вузы будет распространяться нововведение?

Законопроект предлагает позволить бесплатно получать второе или последующее высшее образование «по специальностям и направлениям подготовки в области искусств, реализуемым в образовательных организациях высшего образования». Отмечается, что перечень этих специальностей и направлений подготовки, а также вузов должно утвердить правительство отдельным актом.

В поручении президента кабмину говорилось о том, чтобы предоставить возможность получать бесплатно второе или последующее высшее образование в ведущих федеральных государственных вузах, которые реализуют программы подготовки режиссеров театра, кино и телевидения, дирижеров, композиторов, литературных работников и переводчиков художественной литературы.

Вопрос-ответ Виды и размеры стипендий в России. Инфографика

Кто сможет повторно поступить на бюджет?

Законопроект не ограничивает число граждан, которые смогут повторно получить бюджетное место в вузе. В документе сказано, что такую привилегию получат «лица, имеющие высшее профессиональное образование». Повторно поступать в вуз они смогут на конкурсной основе.

Кто будет финансировать обучение в вузе?

Минкульт предлагает реализовывать право на повторное получение бюджетного места в вузе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Право на образование и законодательство об образовании

Право на образование гражданам Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Конституция РФ как источник права на образование

В ч.1 статьи 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование:

  • в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и

  • Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Право на образование — это право человека на получение:

  • определенной суммы знаний,

  • культурных навыков,

  • профессиональной ориентации,

  • необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Под образованием в Конституции РФ понимается:

  • целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,

  • сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, что удостоверяется соответствующим документом.

В ч.2 статьи 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность:

  • дошкольного,

  • основного общего и

  • среднего профессионального образования

  • в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения.
Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10—11 классов является личным делом каждого.

В ч.3 статьи 43 Конституции РФ государство гарантирует:

  • получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые;

  • гражданам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени;

  • послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

В ч.4 статьи 43 устанавливается:

  • что основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными;

  • основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы;

  • в 10, 11-е классы прием учащихся осуществляется только по их желанию;

  • конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей, или лиц, их заменяющих.

Частью 5 статьи 43 предусматривается:

  • что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты;

  • государственный образовательный стандарт — это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом;

  • федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;

  • применение национально-регионального компонента образования обеспечивает учет интересов национальных культур и региональных культурных традиций, потребность личности в национальной самоидентификации;

  • федеральный и национально-региональный компонент стандарта реализуется, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в перечне (предметном наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план;

  • при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

Статья 43 Конституции РФ

  1. Каждый имеет право на образование.

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Право на образование и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии:

  • с законодательством Российской Федерации и

  • нормами международного права.

Основным актом, регулирующим отношения в области образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

В ст.1 Закона об образовании сфера образования рассматривается в качестве приоритетной, требующей первоочередного обеспечения.

В этом Законе определены принципы государственной политики в области образования:

  • гуманистический характер образования;

  • приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • единство федерального, культурного и образовательного пространства;

  • защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования;

  • приспособленность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

  • светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

  • свобода и плюрализм в образовании;

  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

  • автономность образовательных учреждений.

Все субъекты Российской Федерации, образовательные учреждения, органы местного самоуправления обязаны в своей деятельности проводить в жизнь эти принципы.

Часть 3 статьи 5 Закона «Об образовании» возлагает на государство гарантировать общедоступность и бесплатность:

  • начального общего,

  • основного общего,

  • среднего (полного) общего образования и

  • начального профессионального образования.

Гражданам Российской Федерации на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо:

  • от расы, национальности, языка, пола, возраста;

  • состояния здоровья,

  • социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения;

  • места жительства;

  • отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование:

  • по признакам пола,

  • возраста,

  • состояния здоровья,

  • наличия судимости

могут быть установлены только в соответствии со ст.5 Закона «Об образовании».

Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР» (1991г.):

  • Граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке,

  • а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст.6 Закона «Об образовании».

Общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Под системой образования понимается совокупность:

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

  • реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются ст.9 Закона «Об образовании».

Реализуются образовательные программы в образовательных учреждениях следующих типов:

  • дошкольных;

  • общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

  • начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

  • дополнительного образования взрослых;

  • специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

  • дополнительного образования;

  • для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

  • дополнительного образования детей и других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:

  • государственными,

  • муниципальными,

  • негосударственными (частными, общественных и религиозных объединений).

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Основой государственных гарантий получения гражданами образования является:

  • государственное и

  • муниципальное финансирование образования.

Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений:

  • освобождаются от уплаты всех видов налогов,

  • включая плату за землю.

Негосударственные образовательные учреждения:

  • вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги,

  • в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов.

Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим:

  • уровень образования,

  • сроки обучения,

  • размер платы за обучение и иные условия.

Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы общего и профессионального образования:

  • возмещаются гражданину государством,

  • в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи:

  • государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования;

  • категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.

Статья19 Закона «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования:

  • лишь до достижения обучающимся 15 летнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее;

  • получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается 18 летним возрастом обучающегося;

  • для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен;

  • по взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший 15 летнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.

Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона «Об образовании»:

  • Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом;

  • Постановлениями Правительства РФ от 12 августа 1994г. утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

  • от 18 августа 1995г. — Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.

Государственные образовательные стандарты:

  • являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования;

  • государственные органы управления образованием контролируют соблюдение государственных образовательных стандартов.

В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.10 Закона «Об образовании» освоение образовательных программ в различных формах:

  • в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства;

  • в форме семейного образования, самообразования, экстерната, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке;

  • при этом допускается сочетание различных форм получения образования, но для всех форм в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

Текст Ст. 43 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Ст. 43 Конституции Российской Федерации

1. Согласно комментируемой норме каждый имеет право на образование. Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры*(211). Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами»*(212).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. N 393, иными законодательными актами, а также указанными выше нормами международного права.

Особо следует отметить важность и перспективность осуществляемого с 1 января 2006 г. приоритетного национального проекта «Образование», первоочередная задача которого — дать отечественной системе образования стимул к движению вперед.

Система российского образования представляет собой совокупность:

образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):

а) основное общее образование;

б) среднее (полное) общее образование;

в) начальное профессиональное образование;

г) среднее профессиональное образование;

д) высшее профессиональное образование;

е) послевузовское профессиональное образование.

Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя права на:

дошкольное образование;

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее (полное) общее образование;

профессиональную подготовку;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное образование;

послевузовское профессиональное образование;

дополнительное образование.

Федеральный закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования:

право на уважение человеческого достоинства;

на свободу совести;

на свободу информации;

на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;

право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

право на охрану здоровья.

Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Правительство РФ осуществит меры реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:

бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ;

равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Государство гарантирует гражданам доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Федеральный закон «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не гарантирует бесплатности дошкольного образования, а бесплатность среднего профессионального образования гарантируется на конкурсной основе. Согласно ст. 18 этого Закона, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон*(213).

Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. В той части, в которой текущее законодательство не обеспечивает конституционные права граждан, оно нуждается в совершенствовании, а конституционные нормы имеют прямое действие.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе, посредством предоставления им специальных государственных стипендий.

Основа государственных гарантий получения гражданами России образования — его государственное или муниципальное финансирование. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

4. Согласно комментируемой норме обязанность получения детьми обязательного основного общего образования лежит на родителях или лицах, их заменяющих.

Основное общее образование — это вторая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационные технологии, история, обществоведение (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (изобразительное и музыкальное искусство), технология, физическая культура.

Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей: заботиться об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, в силу установленной законом обязанности они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Часть 2 ст. 63 СК РФ, по сути, повторяет смысл комментируемой конституционной нормы, однако делает это более категорично и однозначно: если в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ указывается на то, что «родители обеспечивают получение детьми основного общего образования», то, согласно ч. 2 ст. 63 СК РФ, «родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования».

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

5. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980-х — начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Россия провозглашает область образования приоритетной. Одним из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, является принцип единства федерального образовательного пространства.

Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ, опирающееся в своей деятельности на российское законодательство и Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Задача законодательства в области образования — обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней. В законах, законодательных актах и федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе — бесплатность и других ступеней образования.

Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.

С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая современная форма, как дистанционное обучение (ДО). Изменения и дополнения, внесенные в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что, в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ, теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов вуза. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *