Права ребенка на отдых

Право ребенка на отдых, досуг и культурную жизнь

Право ребенка на отдых, досуг и культурную жизнь

Во всем мире детство признано важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств. Каждое государство заботится о благосостоянии детей, старается максимально защитить права ребенка, воспитать в нем чувство патриотизма и гражданственности.

Одним из прав детей является право на отдых, досуг и культурную жизнь. Некоторым людям кажется, что данному праву не стоит уделять много внимания. Мы в своей работе хотим опровергнуть это мнение, показать значимость этого права для ребенка.

Отдых необходим любому человеку для успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Он имеет перед собой цель достижение работоспособного состояния организма. Досуг — свободное время, которое чаще всего направлено на воспитание и развитие личности. Культура также включает все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, то есть способствует духовному развитию ребенка.

Таким образом, тема действительно актуальна. Гармонично развитые дети являются в первую очередь достижением семьи и достоянием государства.

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. В связи с этим Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Однако декларация не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:

— признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;

— приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, общества, семьи, религии.

Данная Конвенция провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Признала, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Каждому из нас действительно повезло. Мы — дети, и у нас много прав. Ребенок имеет право на жизнь, образование, заботу родителей и другие права. Мы решили рассмотреть интересное и важное право ребенка-право на отдых и культурную жизнь. Его необходимость для детей заключается в том, что каждый ребенок имеет право на детство. А детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения экскурсий, музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. Все это способствует социализации человека, а, значит, становлению его как личности.

Рассматриваемое нами право на отдых и культурную жизнь закреплено в «Конвенции ООН о правах ребенка».

Этой стороне жизни ребенка посвящена 31 статья из Конвенции.

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействует предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Таким образом, это право является законодательно закрепленным для каждого несовершеннолетнего человека. Мы предлагаем рассмотреть данное право подробнее.

Ребенку предоставляется право отдыхать, выбирать себе досуг, свободно заниматься искусством. Мы можем посещать разного рода кружки, проявлять себя. Родители дают нам возможность заниматься любимым хобби и спасибо им за это. Государство всегда поощряет участие детей в различных конкурсах, проектах. Ему нужны образованные, умные, творческие люди. Творчество-процесс создания материальных и духовных ценностей. Без творчества не будет ни развитой экономики, ни развитой культуры. Самому ребенку важно творчество для того, чтобы удовлетворять свою потребность в самовыражении, расширять свой кругозор, повышать умственные возможности. Благодаря творческим конкурсам ребенок адаптируется в социуме. Участие в конкурсах, исследовательских работах готовит детей к будущей жизни, позволяя испытать свою конкурентоспособность, без которой в современном мире необычайно сложно достичь успеха.

Дети и подростки начинают создавать и пополняют свое портфолио. Напомним, что портфолио – обязательное требование для выпускника школы, наряду с аттестатом об образовании. Творческая и исследовательская деятельность повышает интерес ученика к познанию. И главное – предоставляется возможность для всестороннего развития детей и подростков.

Школа дает простор для развития творческих способностей детей. В нашем учебном заведении постоянно проводятся различные мероприятия, в которых все мы с большим удовольствием принимаем участие.

На первый взгляд, кажется, что право ребенка на отдых, досуг и культурную жизнь никогда не нарушается и ущемляется. Попробуем разобраться, так ли оно на самом деле.

В качестве примера можем привести свою собственную ситуацию. У нас есть свободное время, которого пусть и немного, но которое мы можем использовать по своему усмотрению. То есть, если ребенок скажет, что после школы сядет за компьютер и будет играть в течение нескольких часов, его могут осудить, но прислушиваться ко мнению окружающих людей, или нет – дело самого ребенка. Родители, конечно же, могут повлиять на этот процесс – они обладают огромным количеством рычагов для этого — но здесь самое главное просто не перегибать палку. Компьютер – не что-то из ряда вон выходящее, сейчас если ты в него играешь, то не проявляешь асоциального поведения. Такое поведение будет проявляться в случае, если ребенок ничем, кроме игры в компьютер, не занимается. Даже если взять не компьютер, а что-то другое – чтение книг, писательство, даже занятия спортом – все это в чрезмерном количестве будет вызывать недовольство родителей. Мы считаем, что ограничитель, которым в данной ситуации выступают родители, нужен, но не стоит забывать о том, что ребенок имеет право на досуг и отдых. Во всем нужна гармония, но родители должны помнить, что воспитывают личность, а не раба, который привыкнет лишь выполнять указания, не имеющего своего мнения. Ребенку важно дать свободу в принятии решений, а это научит его принимать их в будущем. Если взять любого адекватного человека, то он не сможет сидеть за компьютером круглые сутки. Дайте ребенку один день просидеть за компьютером – этот плод сразу перестанет быть запретным, а значит и сладким.

Перейдем к разбору понятий проведению границы между понятиями «досуг» и «культурная жизнь». Что же является досугом для ребенка? То, что ему нравится делать. Чем заняться в качестве досуга любой человек выбирает самостоятельно. А что же такое «культурная жизнь»? Это то, как человек взаимодействует с культурой своего народа, нации и человечества в целом. Если ребенок не хочет читать Ф.М. Достоевского на досуге, а хочет смотреть фильмы и сериалы, то его право на их просмотр фактически защищено статьей 31 «Конвенции о правах ребенка». Но взаимодействие с культурой означает и внесение собственного вклада в нее. Ребенок имеет право в свободное время заниматься искусством, а значит оказывать не очень значительное, но влияние на дальнейшее формирование культуры всего мира. Во втором пункте той же статьи Конвенции говорится об уважении права ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой деятельности и содействии государств в предоставлении возможностей для такой деятельности. Это означает то, что каждый ребенок не только имеет право на участие в формировании всемирной культуры, но и может рассчитывать на помощь государства.

Также одним из пунктов государственного содействия является предоставление равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Приведем пример для подтверждения того, что этот пункт не исполняется большинством стран. Возьмем в качестве примера семью, которая не обладает достаточным количеством денежных средств для обучения своего ребенка в обыкновенной детской школе искусств. Это совершенно не справедливо. В таком случае государство должно оплачивать обучение детей из малоимущих семей в таких школах.

Если же взять досуг и отдых, то в настоящее время стоимость услуг, связанных с ними весьма высока. Многие родители не могут водить своих детей в театры и музеи, совершать поездки в культурные столицы страны по причине высокой стоимости этих мероприятий. Например, стоимость одного билета на постановку «Горе от ума» в Малом Театре составляет от 1500 рублей (без льгот).

Мы считаем, что уважение к ребенку в такой важной сфере, как отдых и участие в культурной жизни, позволяет сформировать правильное отношение детей к государству и обществу в целом, показать наглядный пример поддержки и взаимопомощи в современном обществе. Когда мы уважаем права человека, не ущемляя их из-за некоторых принципов, сформированных вследствие каких-то собственных комплексов, таких как «Мужчина не должен плакать», «Девушка должна быть домохозяйкой». Вообще, в нашей жизни никто никому ничего не должен, поэтому совершенно неправильно требовать от ребенка проводить свое свободное время только в соответствии с интересами родителей. Ребенок хочет пробовать что-то новое, а многие окружающие люди ограничивают его. Это необходимо делать в допустимых пределах. В особенности для формирования настоящих моральных принципов, таких как уважение к личности другого человека, осознание своих негативных эмоций и преобразование таковых в положительные, решение конфликтов за счет глубокого психологического анализа, а не применения насилия.

Человек, живущий в обществе, должен подчиняться законам, а значит не нарушать их. Если же его поведение не является опасным для общества, то какой смысл ограничивать выбор личности? Пусть ребенок поймет, как важно принимать решения и нести за них ответственность. И хорошо, если он поймет это в детстве, а не когда ему выдадут паспорт вместе с букетом новых прав, которыми он не знает, как распоряжаться.

Среди учащихся 9-х классов (всего 85 человек) нашей школы был проведен опрос на тему права ребенка на отдых, досуг и культурную жизнь (см. Приложение 1).

Перейдем к анализу данных опроса.

1) Учащиеся не знают о наличии у них права на отдых и культурную жизнь.

2) После объяснения учащимся значения данного права большинством из них было принято решение о том, что это право ущемляется.

3) Семья в большей мере ущемляет право детей на отдых. Вероятнее всего это связано с нежеланием некоторых родителей прислушиваться к мнению ребенка о выборе им формы отдыха. Часто родители решают за ребенка, каким видом спорта или искусства должен он заниматься. Родителей можно понять. Но они не должны забывать о другом праве, имеющимся у ребенка, на свободу мнения (ст. 57 СК РФ, ст. 12 Конвенции ООН о правах детей).

4) Анализ данных об увлечениях детей во время отдыха позволяет сделать вывод о том, что на первом месте среди увлечений стоит игра в компьютерные игры. Играя, ребенок развивает свое воображение, социализируется, примеряет на себя некоторые социальные роли. У наших родителей не было компьютеров, и мы не можем сказать, каким образом они проводили бы свой отдых, если бы он у них был. Наверное, для того, чтобы спрашивать что-либо с детей, необходимо с самого детства воспитать в них любовь ко всему тому, что вы хотите в нем видеть. Хотите, чтобы ваш ребенок был хоккеистом, встаньте сами на коньки, водите его на хоккейные матчи, вызовите в нем интерес, и тогда когда-нибудь вам откроется тайное желание ребенка стать великим и знаменитым хоккеистом.

5) Мы все хорошо знаем, что государство является важнейшим политическим институтом. От его политики зависит благосостояние всей нации. Дети — будущее страны. Соответственно государство должно заботиться об их жизни. Если мы хотим создать здоровую нацию, необходимо следить за состоянием детских лагерей. Если мы хотим создать творческих, одаренных, культурных детей, государство должно побеспокоиться о стоимости представлений для ребят. Нашему поколению очень хочется посещать экскурсии, но стоимость этих экскурсий и волокита с оформлением документов на них заставляет всех задуматься, а надо ли это?

В связи с вышесказанным, мы предлагаем следующим образом решить проблему права ребенка на отдых, досуг и культурную жизнь.

1) Государству следует ответственно подходить к правам ребенка в нашей стране. В 2013 году Генпрокуратурой РФ выявлено свыше 13 тыс. нарушений прав детей на отдых. В частности это касается подготовки оздоровительных лагерей к приему детей. Нельзя забывать о том, что здоровые дети — здоровая нация!

2) Государству необходимо вводить льготы для детей в досуговой сфере, если оно желает воспитать образованных и культурных граждан (низкие цены на представления, бесплатные или дешевые путевки в детские лагеря и т.д.).

3) Семья должна предоставить своим детям право на выбор формы досуга и отдыха.

4) Школе также нужно уважительно относиться к правам ребенка на отдых. Например, нарушением является факт принуждения учащихся приходить на каникулах в школу на консультации или уборки классов.

5) Школа и семья должны заняться повышением политической и правовой культуры детей через их участие в конкурсах, классных часах и различного рода проектах.

6) Уделение особого внимания воспитанию личности ребенка.

Ребенок имеет множество прав. И необходимо понимать, что все они являются главными. Мы в своей работе доказали важность права детей на отдых, досуг и культурную жизнь. Общество должно учитывать интересы ребенка, разнообразить их культурную жизнь и главное – сделать эту жизнь доступной.

Дети – это будущее нашей страны. Нам бы очень хотелось, чтобы государство, семья и школа заботились, уважительно относились к правам детей и отдавали всю свою любовь и заботу им. Следует вспомнить пословицу: «Все лучшее — детям!».

Список использованной литературы

1. Конституция РФ, 2013 г.

2. Семейный кодекс РФ, 2013 г.

Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
.

Интернет-ресурсы

1. http://www.garant.ru.

2. http://school-sector.relarn.ru/prava/konvenc/

Презентация

Приложение 1.

Опрос » Право ребенка на отдых, досуг и культурную жизнь»

Знаешь ли ты о том, что у тебя есть право на отдых и культурную жизнь? (Да, нет)

Ущемляется ли данное право? (Да, нет)

Кто больше всего ущемляет твое право на отдых? (Семья, школа, государство).

Как ты большего всего реализуешь свое право на отдых? (играю в компьютер, гуляю, рисую, читаю)

Как государство должно способствовать реализации права ребенка на отдых и культурную жизнь? (дешевые путевки в лагерь, низкие цены на представления, низкая стоимость обучения в дополнительных кружках).

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его правового статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере детства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Конституцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Российской Федерации.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка:
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).
Кроме того, Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на имя;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение (ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции).

Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (ст. 1 СК РФ).

Использованные материалы:

1)

«Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012);

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *