Повышение налоговой ставки

Минэк предложил максимальный за пять лет рост налогов на малый бизнес

Исходя из этих цифр можно рассчитать, что при прочих равных условиях в 2020 году ЕНВД, патент и торговый сбор увеличатся на 4,9%. В частности, для ЕНВД это будет самым значительным повышением с 2015 года (тогда этот налог вырос на 7,5%).

Рост ЕНВД в 2020 году будет выше ожидаемой инфляции 2019 года (Минэкономразвития прогнозирует инфляцию на конец года в 3,8% и 4,7% в среднем за год). РБК направил запрос в Минэкономразвития.

Как Минэкономразвития определяет величину индексации

Налоговый кодекс не содержит точного правила, на сколько следует индексировать налоги для малого бизнеса. Показатель индексации лишь «учитывает изменение потребительских цен». В 2010 году Минэкономразвития уточняло в письме, что ЕНВД индексируется по формуле, которая учитывает прогнозную оценку среднегодового индекса потребительских цен в году установления коэффициентов. Если применить эту формулу к текущим значениям, действительно получается 4,9% на 2020 год.

Но власти вправе вообще не учитывать инфляцию при определении коэффициентов для ЕНВД — в 2016–2017 годах правительство заморозило индексацию ЕНВД.

Кроме федерального коэффициента-дефлятора (К1) к единому налогу для малого бизнеса применяются муниципальные корректирующие коэффициенты (К2). Они, напротив, уменьшают сумму налога, так как не могут превышать единицу. Их устанавливают местные власти и только для отдельных категорий налогоплательщиков.

Кроме ставок по специальным налоговым режимам для бизнеса, на те же 4,9% в следующем году вырастет фиксированный авансовый платеж по НДФЛ. Его платят иностранные работники на патенте, прибывшие в Россию без визы. Базовая сумма фиксированного платежа установлена в размере 1200 руб. и индексируется на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент, который устанавливают власти субъектов. Например, в Москве в 2019 году платеж составлял около 5 тыс. руб.

Нагрузка на малый бизнес возрастет

Хотя в абсолютном выражении рост налоговой нагрузки не так уж велик, практика показывает, что микробизнес часто страдает и в таком случае, отмечает эксперт компании — разработчика онлайн-сервисов для бухгалтерии и бизнеса «СКБ Контур» Наталья Никитченко.

Условно, если налоговая база составляет 1 млн руб., то на ЕНВД предпринимателю придется платить 157 363 руб. вместо 150 тыс., на патенте — 62 925 руб. вместо 60 тыс. Торговый сбор максимальный при отсутствии торгового зала — 85 тыс. вместо 81 тыс. руб.

ЕНВД — самый популярный налоговый режим в секторе малого бизнеса. «Очередное повышение выбьет из колеи предпринимателей, во всяком случае какую-то их часть», — прогнозирует эксперт.

Патентную систему применяют только индивидуальные предприниматели. Например, для ИП на патенте с максимальным годовым доходом 1 млн руб. повышение коэффициента-дефлятора приведет к росту платежей на 5%.

Рост налоговой нагрузки особенно отрицательно скажется на работе предпринимателей в сфере торговли, прокомментировал РБК первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.

«Мы потеряли за два года более 200 тыс. малых торговых предприятий, и дополнительное увеличение , естественно, ни к чему хорошему не приведет. Хотя их не так много осталось, наверное, решили, что они не нужны, обойдемся сетевыми структурами», — отметил эксперт.

Повышение ставок не должно превышать уровень инфляции, подчеркнул он. «Дефлятор должен соответствовать уровню инфляции или быть меньше его, потому что покупательная способность населения тоже не увеличивается», — резюмировал вице-президент «Опоры России».

ЕНВД исчисляется не из фактического, а из потенциально возможного дохода, который определяет государство. К тому же предпринимателю заранее известна сумма налога, отчетность перед госорганами минимальная. ЕНВД применяется в розничной торговле, общепите, услугах по ремонту, гостиницах и т.д. ЕНВД отменят с 2021 года, в Москве он уже не действует. Главная причина — борьба с уклонением от уплаты налогов. Поскольку ЕНВД не зависит от реальной выручки, он часто используется при дроблении бизнеса.

Патенты могут применять только индивидуальные предприниматели, у которых не более 15 наемных работников, в услугах ремонта, ателье, парикмахерских, сдачи в аренду недвижимости и т.д. Это единственная система налогообложения в России, при которой не нужно сдавать отчетность (налоговую декларацию). Предприниматель может оплачивать стоимость патента по частям или всю сумму сразу. Патент можно приобрести по месту деятельности, а не регистрации ИП. Зарегистрированные ИП на патентах могут рассчитывать на налоговые каникулы со ставкой 0%.

Торговый сбор может вводиться только в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Пока он применяется только в Москве. Сбор обязаны каждый квартал платить все организации и ИП, которые занимаются торговлей в магазинах и киосках (за исключением автозаправочных станций), палатках, прилавках, на рынках, «с колес» и со склада (включая интернет-магазины). Размер сбора зависит от вида торговли, площади торгового объекта.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Оптимизация налогов

Повышение налогов всегда оборачивается негативной реакцией налогоплательщиков. Вынужденные отчислять в пользу государства часть своей зарплаты, прибыли, стоимости имущества, дохода от ценных бумаг граждане и организации рассматривают налоги в качестве «дозволенной формы грабежа». Однако любое повышение налогов – это вовсе не способ обездолить граждан страны, а обоснованная и продуманная экономическая мера, преследующая конкретную цель. В связи с этим стоит разобраться более детально в причинах роста налоговых ставок.

Почему растут налоги в России?

Прежде чем разбираться в глубинных причинах роста налоговых платежей в РФ, важно разграничить понятия прямых и косвенных налогов.

Прямые налоги имеют четко определенный объект обложения и предусматривают совпадение субъекта и плательщика налога. Например, налог на прибыль, взимается в виде процента от итогового финансового результата деятельности фирмы, начисляется в отношении компании и ею же выплачивается.

Повышение прямых налогов преследует своей целью сдерживание экономического роста, пополнение бюджетного дефицита и достижение социально справедливости (низкие налоги на бедных и высокие на богатых).

Косвенные налоги не имеют четко определенного объекта и предусматривают различие между субъектом и плательщиком налога. Например, НДС взимается в виде процента от добавленной стоимости, которую при этом еще необходимо посчитать. Субъектом обложения выступают фирмы, но фактическими плательщиками являются покупатели продукции, поскольку фирма включает налог в ее стоимость.

Повышение косвенных налогов преследует своей целью сдерживание потребления определенных товаров и услуг, а также регулирование экспорта и импорта (таможенные пошлины также относятся к числу косвенных налогов).

В рамках фискальной политики государства рост налогов применяют для сдерживания экономической активности в периоды «бума». Однако, отчего же тогда растут налоги в России в условиях очевидной стагнации национальной экономики?

В настоящее время можно выделить несколько общих объективных причин увеличения налоговых платежей.

  • Во-первых, в условиях экономического спада объем налоговых платежей в казну сокращается в связи с ростом безработицы (подоходный налог) и закрытием предприятий (НДС и налог на прибыль), что стимулирует значительный бюджетный дефицит. Последний же приводит к тому, что государство становится неспособным в полной мере выполнить все взятые на себя обязательства (профинансировать оборону. выплатить пенсии и пособия и др.).
  • Во-вторых, при наличии значительной инфляции возникает необходимость в регулярной индексации пенсий и пособий, что формирует дополнительные затраты для государственного бюджета;
  • В-третьих, в условиях кризиса требуется выплата большего числа пособий по безработице, предоставления дотаций проблемным отраслям, что формирует новые статьи бюджетных расходов;
  • И, наконец, в последние годы имело место снижение цены на нефть, что также привело к сокращению денежных поступлений в бюджет.

При таком раскладе повышение налоговых ставок представляется важным фактором удержания экономики на плаву, а не способом дополнительно обременить граждан и усложнить условия функционирования бизнеса.

Почему налог на квартиру стал больше?

Более частным случаем повышения налоговых платежей в России стало увеличение отчислений по налогу на недвижимое имущество. Как известно, с начала 2016 года его стали рассчитывать не по инвентаризационной, а по кадастровой (близкой к рыночной) стоимости. В чем причина таких нововведений? В основном она связана с достижением социальной справедливости.

  • Во-первых, основная налоговая нагрузка ляжет на плечи владельцев большого числа дорогих квартир;
  • Во-вторых, собственники небольших (площадь 20 кв. м не облагается налогом) и старых жилых объектов могут рассчитывать на минимальные налоговые платежи или полное освобождение от налогов.

Стоит добавить, что существенные налоговые льготы затронули таких субъектов налогообложения, как малоимущие граждане, пенсионеры и многодетные семьи. При этом они касаются только одной квартиры, которая используется в качестве места для проживания.

Почему растет транспортный налог?

Для того чтобы выявить причины роста транспортного налога следует определиться с тем – на что в конечном итоге направляются средства этого обязательного платежа в казну. Как правило, они расходуются на ремонт дорожного покрытия, прокладку новых трасс и обустройство старых.

Более того, в последние годы можно наблюдать две важные тенденции:

  • увеличение числа транспортных средств на дорогах страны неблагоприятно влияет на состояние дорожной сети, а возникновение заторов требует строительства новых магистралей;
  • автомобили, выпущенные 10 и более лет назад, неблагоприятно влияют на экологическую обстановку.

В связи с этим рост транспортного налога ставит своей целью стимулирование граждан к приобретению новых и экологически чистых видов транспорта (ставка зависит от объема двигателя и года выпуска), а также привлечению средств в казну на создание качественной и современной дорожной сети.

Почему растет налог на имущество физических лиц?

Налог на имущество всегда выступал идеальным способом уравнивания материального положения низшего и высшего классов и достижения социальной справедливости. Им облагаются не только квартиры, но иные виды недвижимого имущества, принадлежащего гражданам. В связи с этим:

  • основная налоговая нагрузка ложится на крупных собственников;
  • социально незащищенные слои (ветераны, инвалиды, семьи погибших военнослужащих и др.) освобождаются от его уплаты.

Следует добавить, что в России отсутствует прогрессивная шкала обложения налогом (чем больше объект, тем выше ставка). В этих условиях налог на имущество становится способом формирования устойчивого среднего класса – гарантии стабильной социально-экономической системы.

Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. Следовательно, повышение налоговых ставок следует рассматривать через призму социальных и экономических перемен, которые станут его результатом. Даже в условиях экономической рецессии рост налоговых ставок по отдельным видам обязательных платежей – важный компонент социальной и экономической стабильности.

Россиян ожидает новый рост налогов

Глава Минфина Антон Силуанов размышляет
о дополнительном повышении налогов
в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Фото РИА Новости

Стабильность налоговой нагрузки в России в ближайшие годы, судя по всему, не гарантирована. К такому выводу пришли эксперты Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), проанализировав «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». О вероятном повышении налогов на несырьевой бизнес говорят и заявления министра энергетики Александра Новака, который добивается снижения налогов для нефтяников, аргументируя это невозможностью поддержания нынешнего уровня добычи нефти. Если учесть, что нынешние расходы госбюджета в реальном выражении не достигают показателей 2012 года, то рост налоговой нагрузки на население и бизнес стимулирует не рост экономики и благосостояния людей, а стагнацию. А также обнищание всех тех, кто отдает нашему государству гораздо больше, чем получает от него.

Подготовленные в ведомстве Антона Силуанова документы содержат сигнал о повышении в ближайшие три года налоговой нагрузки в России как для бизнеса, так и для граждан, отмечают в ИКСИ. «Несмотря на то что в «Основных направлениях…» много внимания уделяется национальным целям развития (таким, как вхождение России в пятерку ведущих стран мира, повышение производительности труда, увеличение объема инвестиций до 25% ВВП и т.д.), фактически целый ряд предложений Минфина указывает на рост фискальной нагрузки на экономику», – утверждают экономисты. При этом они напоминают, что налоговая нагрузка на экономику за последние годы уже выросла. «Если в 2015 году налоговые доходы бюджета составили 28,97% ВВП, то в 2018 году – уже 32,72% ВВП», – пишут эксперты.

В ИКСИ полагают, что по итогам этого года показатель станет еще выше. «Учитывая повышение НДС до 20%, а также индексацию акцизов, страховых взносов, продолжение роста нагрузки по имущественным налогам и т.д.», – напоминают они,

Ожидания экономистов подтверждаются и данными фискальных служб. Так, по итогам восьми месяцев в консолидированный бюджет РФ поступило налогов на сумму 15,37 трлн руб., что на 10,9%, или на 1,5 трлн руб., больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в федеральный бюджет за тот же период поступило 8,3 трлн руб. налогов, что на 10,6%, или 0,8 трлн руб., больше. Как отмечается, без учета акциза на переработку нефтяного сырья (который возвращается налогоплательщику в виде компенсации разницы между экспортной и внутренней ценой на автобензин и дизтопливо) темп роста поступлений в консолидированный бюджет составил бы 13,6%, а в федеральный бюджет – 17,5%.

Что касается сборов НДС (налога на добавленную стоимость), то они за восемь месяцев этого года увеличились на 17%, или на 383 млрд руб., и достигли 2,6 трлн руб.

Увеличение налогов происходит на фоне роста сомнений экономистов в такой уж необходимости наращивания фискальной нагрузки, притом что государство нехватки средств в целом и не испытывает (см. «НГ» от 24.09.19).

В ИКСИ считают, что тенденция к росту налоговой нагрузки продолжится и в следующие три года.

«В частности, Минфин планирует продолжить индексацию акцизов и страховых взносов, осуществить перевод более широкого круга объектов имущества на налогообложение по кадастровой стоимости, а также ввести новый туристический сбор, который должен иметь более широкое применение, чем существующий сейчас курортный сбор», – говорится в обзоре института.

В том, что собираемость налогов в РФ увеличивается, согласен и завлабораторией бюджетной политики Института Гайдара Сергей Белев. «Отчасти двузначный рост объясняется повышением ставок НДС и НДПИ. И не только благодаря автоматизированной системе контроля за возмещением НДС, но и потому, что ЦБ взялся за чистку банков и обналичка стала дороже. Соответственно ее объем уменьшился, то есть в значительной части сборы растут за счет сокращения операций теневого сектора», – объяснял Белов.

На фоне роста собираемости сама налоговая нагрузка в стране также увеличивается. Так, налоги на малый бизнес со следующего года вырастут почти на 5%. Речь, в частности, идет об индексации единого налога на вмененный доход (ЕНВД), патентной системы налогообложения (ПСН) и торгового сбора на 2020 год. Совокупно увеличение составит 4,9% после роста на 2,5% в 2019 году. Для ЕНВД, как отмечается, это увеличение станет самым значимым после 2015 года.

Глава Минэнерго Александр Новак
рассчитывает на снижение налогов ради
сохранения уровня нефтедобычи.
Фото со страницы Министерства
энергетики РФ в Twitter

Впрочем, говорить о повсеместном повышении фискальной нагрузки не приходится. В РФ остаются целые сектора экономики, которые, как считают сами власти, требуют не повышения, а понижения налогового гнета. В частности, глава Минэнерго Александр Новак в недавнем интервью агентству Reuters указал, что для поддержания текущего уровня добычи нефти необходимо «скорректировать налоги». «У нас самая высокая нагрузка для нефтяной отрасли в мире. В среднем она составляет 68–70% от выручки. А если брать месторождения в Западной Сибири, которые не имеют никаких льгот, там нагрузка составляет 85% от выручки», – заметил он.

Министр также отметил, что половина существующих в РФ запасов черного золота при текущей фискальной системе нерентабельна. «Если не менять налоговую систему и не стимулировать разработку действующих месторождений в Западной Сибири и Арктике, мы уже через несколько лет не сможем поддерживать существующий уровень добычи», – считает Новак.

По мнению министра, необходимо расширить применение налога на добавленный доход вместо налога на добычу полезных ископаемых, основанного на объемах добычи, а не на рентабельности проекта. Кроме того, считает он, Россия также должна предоставлять налоговые льготы на геолого-разведочные работы, разработку небольших месторождений и передовые технологии нефтедобычи, позволяя амортизировать и вычитать эти расходы из НДПИ.

Все эти меры, говорит Новак, позволят нарастить маржу прибыли производителей на 3–5 долл. за баррель, сделать российскую нефть более конкурентоспособной и ввести в эксплуатацию до 10 млрд т новых резервов, которые могли бы принести РФ дополнительные 4 трлн долл.

В целом можно говорить о тотальном росте фискальной нагрузки для сохранения бюджетного профицита и в целом финансовой стабильности даже в ущерб экономическому росту, считают эксперты «НГ». «К сожалению, действительно, налоговая нагрузка на реальный сектор экономики растет и, по всей видимости, будет расти и дальше. Это обуславливается как непосредственным ростом налогов и квазиналоговых платежей, так и «увеличением собираемости», – говорит начальник отдела инвестиций компании «БКС Брокер» Нарек Авакян.

При этом нельзя сказать, что налоги для нефтяной отрасли снижаются, считает старший аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Суверов. «Так, недавно Минфин сделал временную надбавку к НДПИ, который является основным налогом для нефтянки, постоянной», – напоминает он. Кроме того, указывает эксперт, Россия может столкнуться с падением добычи углеводородов после 2022 года, и налоговое бремя для отрасли действительно надо снижать.

В конечном счете именно население в заплатит за возможное снижение фискальной нагрузки в нефтянке, прогнозирует аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Собственно, других источников и нет – либо недра, принадлежащие государству (то есть, по идее, самому народу), либо сами граждане через налоги, акцизы, пошлины и тарифы. Рост налоговой нагрузки на бизнес в этом плане не должен нас обманывать, так как бизнес переложит это бремя на потребителя через тарифы и цены. А там, где это невозможно сделать, разорится или уйдет в тень», – считает он.

«Рост субсидий нефтяникам оплатит именно несырьевой сектор, так как в нынешних российских реалиях невозможно сокращение одних налогов без увеличения других. И, к сожалению, такой шаг в очередной раз ударит по доверию делового сообщества к политике властей и еще больше будет давить на деловую и инвестиционную активность бизнеса», – считает Авакян. И это при том что при имеющемся профиците бюджета и накопленных резервах вполне можно было бы пойти на смягчение налоговой политики, отмечает Калачев. «Достигнутый уровень наполнения российский Минфин считает нормой. А всякие новые льготы, которые отраслевым лоббистам удается пробивать через самый верх государственной власти, называет выпадением бюджетных доходов. И тут же стремится распределить выпадающую часть между другими источниками. Отсюда мы наблюдаем рост ставок акцизов, НДС и НДПИ, а также повышение возраста выхода на пенсию. Если нужно будет, государство не остановится и перед поднятием ставок НДФЛ на 1–2 процентных пункта», – не исключает эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *