Посещение урока завучем

Регламент и правила посещения уроков

Регламент и правила посещения уроков

Аннотация.

Сколько напрасных треволнений и негативных переживаний связано с посещением урока. А нельзя ли организовать эту процедуру так, чтобы она не предвещала неприятных сюрпризов? Именно такое решение и предлагают авторы статьи.

Позитивные оценки — вначале, критика — потом

На урок ходят с разными целями. К примеру, родители — за тем, чтобы увидеть, как учится их ребенок, а методисты — для знакомства с педагогической новацией. В любом случае учитель нуждается в том, чтобы его обязательно и заранее извещали о цели посещения. Обычно посещение регулируют специальными планами-графиками, которые доводят до сведения каждого педагога. Заметим: извещая учителя об этом, недопустимо даже интонационно выражать ему недоверие или неприязнь. Опытный методист сопроводит свое сообщение фразами «если не возражаете», «с вашего позволения».

Содержание учебного материала влияет на методы и приемы преподавания. Поэтому для посещения отбираются уроки, на которых ярче и полнее реализуются опыт и новации учителя. Выбор определяется и тем, какое педагогическое явление планируется наблюдать. Так, об организации познавательной деятельности можно судить только по нескольким урокам с разным составом знаний, а о методах формирования системного знания — по урокам освоения теоретического материала. Обобщая инновационный опыт или интересуясь конкретным методом, необходимо иметь представление о сути изучаемых педагогических явлений. Пусть даже интуитивное ощущение этого, но оно обязательно должно быть. Наблюдение без определенной цели — непродуктивный путь. Нужно знать и те новые подходы к проблеме, которые используют другие педагоги.

Право ознакомиться с планом урока действует исключительно в день посещения. Недолжностному лицу документы (в том числе планы) учитель показывает по своему усмотрению. Информацию об уроке посещающий записывает на бумаге, а на диктофон или видео — только с согласия учителя. Целесообразно использовать таблицы, карты, другие трафареты: они облегчают и запись, и обобщение результатов.

В зависимости от целей фиксируется весь ход урока (например, при изучении формирования системности знаний), его фрагменты (скажем, в связи с методикой актуализации изученного) или одна из сторон учебного процесса (к примеру, учебная деятельность учащихся). Записи делаются в специальных журналах или тетрадях, что особенно важно соблюдать в период аттестации. Записывается название предмета, темы, фамилия, имя и отчество учителя, дата проведения (посещения) урока. В некоторых случаях — порядковый номер урока (первый… пятый…), количество учащихся, время, затраченное на тот или иной вид работы. Оценочные суждения, не связанные с запланированными целями, подлежат обязательному уточнению и подтверждению. Отмечаются и педагогически грамотные, и слабые моменты урока. Шум, отсутствие внимания и интереса к рассказу учителя обязательно фиксируются. При изучении позитивного опыта учитываются только методические недостатки.

Анализ урока, если он дается на конференции или семинаре, начинается с самоанализа учителя. Потом урок оценивают посещавшие его. Должностные лица (методисты, завуч) имеют право рекомендовать, все остальные только советуют — или по своему усмотрению, или по просьбе учителя. После этого педагог может высказать свое согласие или несогласие с критикой и замечаниями. Неукоснительно соблюдается и такое правило анализа: позитивные оценки — вначале, а критика — потом. Негативную информацию о своем уроке учитель имеет право получать в частной беседе. Замалчивание недостатков наносит существенный урон учебно-воспитательному процессу.

Все эти правила — только рекомендации, неписаные законы. А для гарантированной защиты учебно-воспитательного процесса и его субъектов требуются правила, принятые компетентным органом (педсовет, совет директоров и т.д.). Предлагаем примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий, который может быть положен в основу этого документа.

Примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий

1. Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки.

1.1. Без разрешения (согласия) учителя его уроки и внеклассные мероприятия могут посещать руководители школы и управления образования, работники методических кабинетов (центров).

1.2. Другие работники (ученые, журналисты, педагоги) посещают уроки и внеклассные мероприятия с разрешения директора школы и учителя.

1.3. Родителям для посещения урока в классе, где обучаются их дети, согласия и разрешения учителя и руководства не требуется.

1.4. Не допускается посещение урока и внеклассного мероприятия лицами, не имеющими отношения к учебно-воспитательному процессу и его субъектам.

1.5. Не допускается посещение уроков учащимися других классов.

1.6. Посещать открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.д. разрешается всем участникам.

1.7. По уважительным причинам (болезнь учителя, отсутствие на уроке большого количества учащихся из-за эпидемии и т.д.) учитель имеет право просить перенести посещение урока должностными лицами на другое время.

2. Посещение урока или внеклассного мероприятия.

2.1. Посещение уроков и внеклассных мероприятий должностными лицами регулируется специальным планом, утвержденным компетентным органом (педсовет) или должностным лицом (директор или его заместитель).

2.2. График посещения уроков и внеклассных мероприятий в рамках плановых проверок доводится до сведения учителей в начале учебного года (сентябрь).

2.3. Учителя дополнительно информируют о посещении накануне урока или в более ранние сроки (за неделю, за несколько дней).

2.4. Посещающие обязаны убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь учителя, низкая температура в классе и т.д.).

2.5. Учителя обязательно заранее знакомят с целями посещения урока или внеклассного мероприятия.

2.6. Учитель вправе знать имя и место работы посещающего, если тот является работником другой организации, и требовать от него предъявления служебного удостоверения.

2.7. Должностное лицо, обладающее правом контроля, может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планами учителя, с учебной программой.

2.8. Другие работники к ознакомлению с этими документами допускаются только с разрешения учителя.

3. Ограничения для процесса наблюдения на уроке.

3.1. Запрещается появляться на уроке (внеклассном мероприятии) после его начала.

3.2. Запрещается покидать урок до его завершения.

3.3. Руководство школы может прервать свое посещение только в исключительных ситуациях (несчастный случай и т.п.).

3.4. Запрещается вмешиваться в ход урока или внеклассного мероприятия.

3.5. Во время урока запрещается беседовать с учащимися, задавать им вопросы и т.д.

3.6. Запрещается выражать свое отношение к учителю, учащимся и к уроку выражением лица, мимикой и т.п.

3.7. Посещающий обязан выключить свой мобильный телефон.

3.8. Во время письменных работ (самостоятельных, контрольных) посещающий по предварительному соглашению с учителем может наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по классу.

3.9. В исключительных случаях – для эвакуации детей при возникновении угрозы их жизни и здоровью – должностное лицо может прервать урок.

3.10. Фотосъемки, аудио-, видеозаписи на уроке разрешаются только с согласия учителя и руководства школы.

4. Наблюдение учебного процесса на уроке.

4.1. Посещающий ведет запись своего наблюдения; должностные контролирующие лица делают записи в специальных журналах (тетрадях).

4.2. Аудио-, видеозаписи и фотосъемки не должны нарушать ход урока и создавать помехи для восприятия учебного материала учащимися.

4.3. Ученикам запрещается вести аудио- и видеозапись урока.

4.4. В конце урока (но не в перемену) посещающий по согласованию с учителем и руководством школы может задать вопросы учащимся или предложить им выполнить мини-задания.

4.5. Запрещается изменять ход и структуру урока по просьбе (требованию) посещающего.

4.6. Посещающему отводится отдельный стол позади ученических парт; сидеть за одной партой с учеником запрещается.

4.7. Посещающий имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения.

4.8. Посещающему запрещается задерживать учащихся после звонка на перемену.

5. Статус информации, полученной при посещении урока.

5.1. Информация, полученная должностным лицом школы, обладает статусом внутренней информации в рамках школы; информация, полученная работниками управления образования — внутренняя информация этого органа.

5.2. Информация посещающего об уроке открыта для членов педагогического коллектива и управления образования.

5.3. Члены педагогического коллектива и работники управления образования вправе ознакомиться с информацией об уроке, на котором был посещающий.

5.4. Руководство школы и управления образования может ограничить распространение этой информации из соображений педагогической целесообразности и такта.

5.5. Информацию посещающего об уроке категорически запрещается доводить до сведения учащихся и родителей.

5.6. Фото, аудио- и видеоматериалы с информацией об уроке могут использоваться в средствах массовой информации с разрешения учителя, руководства школы, управления образования и посещающего.

5.7. При использовании фото, аудио-, видеоматериалов в СМИ обеспечивается соблюдение авторских прав учителя.

6. Анализ посещенного урока.

6.1. Должностные лица, посетившие урок, обязаны дать анализ урока.

6.2. Работники других организаций дают анализ лишь по просьбе учителя.

6.3. Родители в интересах своего ребенка имеют право доводить свое мнение об уроке до сведения учителя и руководителей школы.

6.4. Педагогам школы, посетившим урок, дается время на подготовку анализа и своего выступления по нему.

6.5. Посетившим урок запрещается давать его анализ на перемене.

6.6. Анализ дается в день урока (единственного или завершающего серию посещений) по окончании всех учебных занятий; отодвигать срок не рекомендуется.

6.7. В ходе анализа не разрешается выступать работникам, не посещавшим урок; руководители школы, не посещавшие урок, могут участвовать в анализе в качестве ведущих.

6.8. Педагог имеет право слушать анализ и оценку своего урока посещавшими этот урок.

6.9. Учитель имеет право на самоанализ своего урока перед выступлениями посещавших его урок и на заключительное слово о своем согласии или несогласии с выступавшими.

6.10. Учитель обязан реализовать рекомендации и замечания, высказанные должностными лицами.

6.11. Учитель сам решает, участвовать ли ему в обсуждении его урока, проходившего в рамках научно-практической конференции, семинара, обмена опытом.

6.12. Посещающий, который изучает позитивный или инновационный опыт учителя, обязан довести до сведения учителя свое мнение об этих сторонах его урока.

6.13. Посетившие урок недолжностные лица могут по своему усмотрению дать рекомендации по улучшению учебно-воспитательного процесса.

6.14. Посещение уроков в период аттестации завершается составлением заключения о соответствии педагогической деятельности учителя квалификационным требованиям той или иной категории.

7. Документы, отражающие посещение уроков.

7.1. Записи, сделанные должностными лицами при посещении уроков, обладают статусом документа и должны иметь признаки документа.

7.2. Сроки хранения таких документов – 5 лет, т.е. продолжительность межаттестационного периода.

7.3. Посещение уроков в рамках аттестации и других плановых проверок завершается составлением справки, имеющей статус и признаки документа.

7.4. Учитель имеет право ознакомиться с содержанием записей посетивших его урок в рамках аттестации или плановых проверок.

7.5. Учитель обязательно и под роспись должен быть ознакомлен со всеми документами, составленными после посещения его уроков.

7.6. Решение вопроса об ознакомлении с этими документами других членов коллектива находится в компетенции руководства школы.

7.7. Запрещается знакомить родителей и учащихся с документами, характеризующими урок учителя.

8. Сроки действия регламента и порядок его изменения.

8.1. Регламент утверждается педагогическим советом школы.

8.2. Изменения (дополнения) в регламент вносятся педагогическим советом школы.

8.3. Срок действия настоящего регламента не ограничен.

Правила посещения и анализа уроков

Отсутствие документа, регламентирующего посещение урока, — это источник конфликтных ситуаций и субъективных оценок работы учителя. Наблюдатель на уроке — ситуация стрессовая, она наносит неоспоримый вред здоровью учащихся и учителя, негативно отражается на знаниях, умениях и навыках учеников. Конечно, настроение, психическое состояние учителя, урок которого наблюдают, зависит не только от наличия и выполнения регламента. Регламент не устранит ханжество. Нужны здоровые взаимоотношения педагогов и руководителей школы. Предлагаем примерный свод правил, способствующих этому и распространяющихся на посещение уроков.

• Не возлагать функции контроля на педагога, находящегося в конфликте с коллегами.

• Начинать анализ урока с позитивных оценок.

• Не сравнивать одного учителя с другим.

• Не использовать суждения типа «мне этот методический прием понравился», вызывающие сомнение в объективности оценки.

• Не перечислять использованные учителем методические, технические, наглядные приемы и средства обучения, не описывать структуру урока. Вкладывать эту информацию в содержание оценочных суждений.

• Оценивать педагогические явления только с точки зрения грамотности применения.

• Строить оценочные суждения на основе научно-методической терминологии.

• Давать конкретные и вежливые оценки.

• Наблюдатель, преподающий другой предмет, не вправе анализировать урок; по просьбе учителя он может только дать оценку с общепедагогических позиций.

• Директор и его заместители, преподающие другой предмет, обязаны давать квалифицированный анализ урока.

• Посещающий педагог должен знать школьные основы науки, заложенной в учебный предмет.

• Должностное лицо высказывает свое мнение последним, после других выступающих.

• Анализ проходит под руководством «ведущего» — руководителя методобъединения, кафедры или замдиректора, курирующего предмет.

• Анализ урока протоколируется; учитель, урок которого анализировался, должен быть обязательно ознакомлен с протоколом.

• С протоколом обсуждения урока имеют право ознакомиться посещавшие урок педагоги.

• Выступающий не повторяет оценки других выступавших, высказывает лишь согласие или несогласие с ними. В случае несогласия с мнением других обязательно обосновывает и доказывает свою позицию.

• Каждый выступающий может высказывать свою точку зрения, принимать участие в возникающих спорах.

• Перед или в процессе анализа каждый может обратиться к учителю с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.

Анализ урока

Иванова Людмила Анисимовна

заместитель директора МБОУ «СОШ № 29»

город Стерлитамак Республика Башкортостан

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА

  1. Анализ цели урока.

Вопросы для анализа:

  1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений учащихся; места урока в системе уроков по данной теме; подготовленности класса; возможностей самого учителя; прогнозов на конечный результат обучения.

  2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

  3. Степень достижения поставленной цели.

II. Анализ структуры и организации урока.

Вопросы для анализа:

1. Соответствие структуры урока его цели и типу.

2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.

4. Рациональность использования оборудо­вания кабинета.

5. Научная организация труда учителя и учащихся.

6. Организация начала и конца урока.

7. Опти­мальный темп ведения урока.

8. Наличие плана и степень его выполнения.

Ш. Анализ содержания урока.

Вопросы для анализа.

1. Соответствие содержания урока требованиям стан­дарта.

2. Логичность изложения.

3. Доступность изложе­ния (соответствует ли уровень изложения материала учи­телем уровню понимания содержания учениками).

4. На­учность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изло­жения содержания в учебнике).

5. Выделение ведущих идей по данной теме.

6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.

7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащих­ся средствами самого урока.

IV. Анализ методики проведения урока (деятель­ность учителя).

Вопросы для анализа:

1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: темы урока; цели урока; возможностей класса; возможностей самого учителя; учебно-материаль­ной базы.

2. Разнообразие методов и приемов, применяе­мых на уроке.

3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил основные понятия для данной те­мы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

4. Актуализация опор­ных знаний (как учитель работает с разнообразными точ­ками зрения по теме урока).

5. Качественное освоение но­вого материала (как определяется учителем качество освоения).

6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).

7. Организация учителем самостоятельной работы уча­щихся (характер тренировочных упражнений, виды само­стоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный гюдход к заданиям, инструктаж и др).

8.Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования спе­циальной терминологии, умения в личностном общении, приемы влияния на учащихся.

V. Анализ работы учащихся на уроке.

Вопросы для анализа:

1. Активность и работоспособность учащихся на раз­ных этапах урока.

2. Интерес к теме и уроку.

3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уро­ке). Культура труда на уроке.

4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к уча­щимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех пред­метников вашей школы).

5. Наличие навыков самоконтро­ля.

6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осоз­нанность знаний, умение вычленять главное, применять знания и умения в различных ситуациях).

7. Умения само­стоятельно приобретать знания, самостоятельность сужде­ний.

8. Культура межличностных отношений.

9. Реакция на оценку учителя.

VI. Анализ домашнего задания.

Вопросы для анализа:

1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей у учащимися.

3. Объем до­машнего задания (чем определяется).

4. Характер домаш­него задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).

5. Посильность до­машнего задания для всех учащихся.

6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

7. Методика задава­ния на дом, инструктаж.

8. Предполагаемая отдача от за­данного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»).

VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Вопросы для анализа:

1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

2. Соот­ветствие мебели возрасту учащихся.

3. Уровень освещен­ности, чистота помещения.

4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.

5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

6. Режим проветривания, проведение физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

7. Применение на­глядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

VIII. Психологический анализ урока

(проводится со школьным психологом при наличии соответствующего образования).

Вопросы для анализа:

1. Психологическое состояние учащихся перед нача­лом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на про­исходящее на занятии).

2. Развитие внимания, устойчи­вость внимания на разных этапах урока, приемы привле­чения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произ­вольного и непроизвольного внимания.

3. Развитие и тре­нировка памяти учащихся; как организация урока способ­ствовала развитию всех видов памяти (механически-смыс­ловой, произвольной, непроизвольной, краткозрительной), организации основных процессов памяти восприятия, за­поминания, сохранения и воспроизведения.

4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мысли­тельных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, созда­ние условий для развития творческого мышления.

5. Раз­витие воображения учащихся через образную подачу ма­териала.

6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мысли­тельную деятельность.

8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

9. Знание учителем возрастной психологии и пси­хологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувствами ка­ждого ученика, педагогический такт учителя.

Готовые рекомендации и замечания для анализа и разбора посещенного урока

ГОТОВЫЕ КЛИШЕ

Рекомендации для недопущения в дальнейшем ошибок в реализации целей урока:

— предусматривать на уроках оказание помощи учащимся для целостного представления проекта изучения темы;
— организовывать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;

-обеспечивать применение учащимися знаний и способов действий
в разнообразных ситуациях, вариантах, подходах;

• организовывать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний;
• организовывать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
• обеспечивать более качественную проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме ;
• четче организовывать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

Лишь единство в реализации отмеченных (и иных) предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.

РЕКОМЕНДАЦИИ

при допущенных ошибках на этапе планирования

урока и подготовки к нему учителя

Производить более тщательный отбор оптимального содержания материала урока, расчлененять его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей.

Систематически производить дидактическую обработку урока на этапе его планирования.

(ЗАМЕЧАНИЕ) В поурочном плане нет списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности.

Ошибка, допускаемая при реализации организационного этапа урока.

— Нет единства требований к учащимся;

— Учителем не стимулируется познавательная активность детей.
Ошибки, допускаемая при проверке ЗУН

Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок
Однообразие уроков и методов опроса;

Отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала.

Репродуктивный характер вопросов и заданий

Ошибки, допускаемые на этапе усвоения новых знаний

— Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным;

— учителем используется недоступный для учащихся уровень изложения;

— отсутствие (недостаточное неуместное, ошибочное) использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала;

— учитель не обеспечивает должной научности, доступности и систематичности изложения материала.

— отсутствует концентрация внимания на главном в изученном.

— темп и система методов изучения нового материала не оптимальны для данного класса.

— отсутствуют или слабо используются ТСО и средств наглядности

— учитель не спрашивает слабых (сильных) учеников,

класс не привлекается к оценке ответов учеников,

— по ходу проверки усвоения новой темы учитель не добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала;

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Учителю (ФИО) принять к сведению, что основной критерий выполнения дидактической задачи — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников

При подготовке к уроку готовить вопросы, требующие активной мыслительной деятельности учащихся;

Создавать на уроках нестандартные ситуации при использовании знаний;

Чаще обращаться к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.;

Учитывать дополнительные ответы по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала

ОШИБКИ НА ЭТАПЕ закрепления нового материала

Учащиеся не умеют

— соотносить между собой факты, понятия, правила;

— воспроизводить основные положения нового материала,

— выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.

Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала.

Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. упор делается не на главном.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Активизировать работу по закреплению у учащихся те знаний и умений, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

Проработать методику закрепления изучения нового материала;

Отрабатывать умения учащихся оперировать ранеее полученными знаниями.

Учить детей решать как практические, так и теоретические задачи.

Шире использовать разнообразные формы закрепления знаний.

ОШИБКИ на этапе информирования учащихся о домашнем задании

Информация о домашнем задании после звонка.

Большой объем и высокая сложность.

Несоответствие домашнего задания с целями и задачами урока.
Отсутствие инструктажа по выполнению домашнего задания, ясности цели и способов его выполнения

Скомканность этапа подведения итогов.

Подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа.

Расплывчатость в оценке деятельности уч-ся на уроке;

необъективность в оценке, отсутствие поощрения.

Сообщая учащимся о домашнем задании, учитель не разъяснил методику его выполнения.

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

При задавании домашнего задания, инструктировать учащихся по способам его выполнения.

Проверять понимание учащимися содержания домашней работы и способов ее выполнения.

Схема поурочного плана (по М.И. Махмутову)

І.Тема урока ( в соответствии с календарно-тематическим планированием)
1. Цель урока:
образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…)
развивающая ( какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат)
воспитательная ( какие качества личности формируются)
2. Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид)
З. Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии
4. Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения

II. Актуализация
( указывается время, отводимое на актуализацию, опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогает в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету — сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировка задачи, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи)

III.Формирование новых понятий, способов действия ( указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков -указывается углубление и расширение знаний; формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемые приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы)

IV. Применение (формирование умений и навыков)
(указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулировать вопрос, устанавливать причинно-следственные связи. классифицировать, сравнивать; намечаются способы получения обратной связи, указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.)

V. Домашнее задание( указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания, продумывается объем домашнего задания -не превышает 2/3 того, что сделано в классе)

Схема плана-конспекта урока

Самоанализ урока

Справка по итогам посещённых уроков

Справка

по итогам посещения уроков учителей начальных классов

——— учебный год.

В соответствии с планом внутришкольного контроля было проведено посещение уроков учителей начальных классов.

Цель:

1) знакомство с системой преподавания учителей начальных классов;

2) осуществление единых педагогических требований к образовательному процессу;

3) соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Методы проверки: наблюдение, знакомство с классной документацией, посещение уроков по всем предметам, собеседование с учителями.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время в связи с модернизацией образования, постепенным введением стандартов второго поколения задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом. Важнейшей задачей педагога становится формирование у обучающихся универсальных учебных действий на уроке и во внеурочное время.

1,2,3,4 классы работают по ФГОС. Анализ рабочих программ, календарно-тематического планирования показал, что они составляются учителями в соответствии со стандартами.

В ходе проверки установлено, что учителя, работающие в начальных классах проводят уроки в соответствии с требованиями ФГОС, применяют разнообразные приёмы и методы активизации познавательной деятельности учащихся. В классах созданы благоприятные условия для нормального развития детей, учителя используют все возможности для успешного овладения учащимися программного материала, для формирования у учащихся универсальных учебных действий.

Преподавание уроков в МБОУ СОШ № 5 в 1а,в, 2, 3, 4 классах ведётся по УМК «Перспективная начальная школа»,1б класс по УМК «Перспектива».

Требования, предъявленные учителями, едины и учащимися выполняются.

Каждый урок начинается с организации класса (проверяется наличие письменных принадлежностей, учебника, тетради и т. д.).

На уроках в обязательном порядке проводятся физминутки протяженностью по 1-2 минуты в игровой форме. Классные комнаты проветриваются по графику, во время перемен, без присутствия детей. Уровень освещенности классных комнат удовлетворительный.

Следует отметить доброжелательность учителей, взаимопонимание с учащимися. Уроки проходят в хорошем темпе.

Тематические планы уроков учителей грамотно отражают содержание учебного материала. На уроках используются красочные наглядные пособия и раздаточный материал, интерактивное и мультимедийное оборудование (компьютерные презентации, интерактивные доски, мобильный компьютерный класс).

На уроках русского языка и обучения грамоте учителя осуществляют индивидуальный подход к учащимся, в соответствии с разным уровнем подготовки и знаний учеников применяются разные формы обучения, в большой степени используется наглядность.

Уроки математики учителями планируются грамотно, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Дети четко выполняют требования учителей, с удовольствием участвует в математических играх.

Были посещены следующие уроки:

3.———— (Окружающий мир) Вода в природе. Использование ИКТ 10.2014

4.————(Математика) Минута, секунда. Использование Response 10.2014

5.————(Окружающий мир) Как зимуют животные. 19.12.2014

7.—— (Окружающий мир) Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие. 12.02.2015

8.———- (Литературное чтение. Обучение грамоте(чтение)) Звук и буква «Щ». 20.02.2015

9.——— (Русский язык) Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. 26.02.2015

10.——— (Окружающий мир) Человек в ответе не только за тех, кого приручил. 4.03.2015

11.————. (музыка) Музыка и кинематограф. 21.11.14

Итоги посещения уроков.

Урок музыки ——— построила на основе деятельностного подхода. На уроке организована работа в группах, познавательная и игровая деятельность. Дети слушали музыку, пели хором, узнавали классическую музыку на слух, перевоплощались в режиссёров, оценивали деятельность одноклассников, что говорит о формировании коммуникативных УУД. Речь учителя, манера поведения, профессиональные умения служат позитивным примером для подражания.

———— на уроке окружающего мира по теме » Жизнь лесных зверей» с помощью загадок предложила ученикам сформулировать тему урока. Урок проведён методически грамотно, поставленные цели – достигнуты, носит воспитательный, развивающий и обучающий характер. Речь учителя чёткая, ясная, правильная. При работе с учебником детям понравилось узнавать следы зверей, много ребята рассказывали о своих личных наблюдениях.

———— строит свои уроки, используя проблемно-диалогическое обучение. Она тщательно подбирает задания, анализирует их с точки зрения практической направленности на формирования УУД на уроке. Отличный, творческий урок. Чётко определены тема и цели урока. Урок построен методически грамотно и доступно. Правильно использовано ИКТ. На уроке организована деятельность в парах, в группах, чтение хором. Учитель строит работу так, что заставляет учеников наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

У учителя ——— хорошо получились мотивация на получение новых знаний, актуализация изученных знаний (познавательные УУД). Урок проведён в оптимальном темпе, выдержаны все структуры урока, поставлены и достигнуты цели. Разнообразные виды учебной деятельности обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы. Речь учителя понятна, доступна, вовремя делаются выводы. Индивидуальный контроль побуждает к высказыванию своего мнения. При чтении слогов и слов учитель добивается чёткости в произношении и прочтении, объясняя лексическое значение трудных слов. Урок носит развивающий и обучающий характер.

Перед школой 21 информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

Сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу педагога, помогают совершенствовать и развивать своё мастерство.

При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать, и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

——————— проводили уроки с тесным использований ИКТ и их возможностей. Проведенные уроки показали, что учителя владеют методикой преподавания предметов на достаточном уровне, обладают профессиональной компетентностью. Уроки отличались высокой плотностью, доступностью изложения материала, эффективностью методов и приёмов работы, целесообразностью распределения времени, логической последовательностью и взаимосвязью этапов.

Ученики показали активность на уроках, проводимых с использованием средств ИКТ. Они продемонстрировали владение коммуникативными навыками, использовалась информация из Интернет-ресурсов. Живой интерес учащихся вызвали работа с интерактивной доской, средствами тестирования, работа с датчиками.

Анализ уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, средствам обратной связи дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Однако, при разработке уроков с использованием ИКТ необходимо уделять особое внимание здоровью детей. Обязательно включать физические и динамические паузы, зарядку для глаз.

Интересно прошёл урок по окружающему миру на тему «Человек в ответе не только за тех, кого приручил» у ——— Дети показали хорошие знания ранее изученного материала. На уроке активность была высокой благодаря умению учителя привлекать и поддерживать внимание учащихся техническими средствами, продуманным рядом вопросов для учащихся. Изучаемый материал понятен, посилен, интересен детям, имеет практическую направленность. Рационально и эффективно используется время урока. Требования к учащимся соответствуют новым образовательным стандартам.

———— стремится обучать детей на уроках, не перегружая, учитывая их психологические и возрастные особенности, развивая их индивидуальные способности. На уроке в течение всего времени поддерживалась атмосфера радостного, искреннего общения. Для обеспечения активности и самостоятельности мышления планировались проблемные вопросы, стимулировалась поисковая деятельность детей. Урок грамотно построен, правильно поставлены цели. Материал усвоен учащимися, замечательно проведена рефлексия. На уроке использовано большое количество наглядного материала.

Учитель ——— тщательно продумывает вопросы и задания для учащихся на развитие речевых, учебно-языковых и правописных умений. Ученики работали не только с учебником, но и со словарём Активность ребят высокая. Диалог учителя с учащимися доброжелательный, спокойный, чёткий и понятный. Атмосфера в классе рабочая. Постоянно прослеживаются межпредметные и обратная связи, учителем создаётся проблема, к решению которой привлекаются учащиеся.

Рекомендации:

  1. Учителям начальных классов продолжить обучение детей в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием различных педагогических технологий, с использование различных приёмов и методов для активизации познавательной деятельности учащихся.

  2. Рационально использовать оборудование кабинета.

  3. Следить за распределением времени по этапам урока, не забывать о физминутках.

  4. Планировать и организовывать работу на уроке с детьми, обучающимся по программе 7 вида, используя развивающие технологии.

  5. Чаще посещать уроки друг друга с целью обмена опытом.

Заместитель директора: Раздайводина М.С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *