Порядок возбуждения административного дела

Возбуждение дела об административном правонарушении

Процесс привлечения к ответственности неотделим от такой стадии, как возбуждение дела об административном правонарушении.Именно она является началом процедуры производства по административному делу. А значит, уже на этой стадии и потенциальный правонарушитель, и потерпевший должны знать и понимать свои права.

Административная ответственность в большинстве случаев влечет назначение административного наказания. Но до вынесения какого-либо решения (постановления) органы власти должны обеспечить законность каждой стадии дела об административном правонарушении.

С чего начинается привлечение к административной ответственности

Фактически поводов для начала производства по делу об административном правонарушении достаточно много.

Самый очевидный – непосредственное выявление правонарушения. Например, человек курит в неположенном месте и этот факт обнаружили полицейские. В этом случае те лица, которые уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении (а иметь такие полномочия – необходимость) и обнаружили противоправный факт.

Поводом станет и выявление неуполномоченными на составление протокола лицами факта совершение правонарушения. Правда, для возбуждения дела потребуется обратиться к уполномоченному лицу. А последний должен еще доказать событие (факт) правонарушения.

Начать производство по делу уполномоченный сотрудник может и по заявлению третьих лиц. Причем как информации от государственных и муниципальных органов власти. Так и от граждан, организаций, общественных объединений и публикаций в СМИ. Часто жалоба в государственный орган инициирует процедуру привлечения к административной ответственности. Конечно, она должна быть обоснованной и подкреплена материалами и подробными сведениями.

Ну и безусловно, возбуждение дела об административном правонарушении в сфере ПДД и в сфере благоустройства территории может начаться с поступления сведений с видеокамер. Конечно, это специальные камеры. Но и процесс рассмотрения дела тоже имеет свои особенности.

Как проходит возбуждение дела об административном правонарушении

Не всегда возбуждение дела начинается с составления протокола. Хотя это, безусловно, самый распространенный вариант. Помимо протокола, уполномоченный сотрудник может начать дело путем составления:

  • протокола осмотра места совершения нарушения
  • применения мер обеспечения (задержание, досмотр и т.п.)
  • постановления о возбуждении дела (составляет прокурор)
  • определения о возбуждении дела (при необходимости административного расследования)

Иногда на месте сразу выносится постановление по делу об административном правонарушении. Это случаи выявления правонарушения, которое влечет предупреждение или штраф. И если нарушитель не оспаривает факт совершения такого правонарушения. Например, при превышении скорости сотрудник ГИБДД при согласии с нарушением вынесет сразу постановление. Каждый протокол имеет свои особенности составления. Их закрепляет глава 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кто уполномочен на возбуждение дела об административном правонарушении

Итак, любое привлечение к ответственности начинается с момента возбуждения дела. И вправе это делать только уполномоченный сотрудник. Наибольшим объемом полномочий обладают сотрудники полиции. Перечень правонарушений, которые они могут выявлять и рассматривать обширен. Статья 28.3 КоАП приводит полный перечень со ссылкой на статьи. Это и мелкое хищение, и нарушения на транспорте и т.п. Помимо сотрудников полиции дело об административном правонарушении могут начать сотрудники налоговой инспекции, федерального казначейства, трудовой инспекции, таможенных и пограничных органов, социальной защиты, Роспотребнадзора и т.д. Скачать бланки:

Определение о возбуждении дела

Определение об отказе в возбуждении дела

Как вести себя правильно при возбуждении дела

Во-первых, не стоит нервничать. Если человек согласен с правонарушением и не готов обжаловать привлечение к административной ответственности, достаточно подписать все документы и исполнить наказание.

Если же нет, то с момента возбуждения дела об административном правонарушении человек может привлечь защитника, заявлять ходатайства и предоставлять доказательства. Он вправе заявить о наличии обстоятельств, при которых дело прекращается. А также оспаривать порядок привлечения к административной ответственности. Существенное нарушение такого порядка (когда не разъясняют права, отсутствуют понятые, не уведомили о месте и времени составления протоколов), станет для суда (или вышестоящего органа) основанием отменить наказание.

Обратите внимание: перечень должностных лиц, которые могут начать производство по делу и рассмотрение самого дела утверждают сами органы власти (ст. 28.3 КоАП). Убедитесь, что возбуждение дела начато неуполномоченным лицом, и шанс “выйти сухим из воды” существенно увеличится.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении

1. Понятие административного права2. Взаимодействие административного права с другими отраслями права3. Система административного права4. Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности5. Понятие и источники АП6. Понятие и виды административно-правовых отношений7. Административно-правовые отношения, особенности8. Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений9. Понятие и виды субъектов административного права10. Органы исполнительной власти как субъекты административного права11. Виды органов исполнительной власти12. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти13. Компетенция правительства РФ14. Центральные органы федеральной исполнительной власти15. Федеральные территориальные органы исполнительной власти16. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации17. Административно-правовой статус юридического лица18. Административно-правовой статус общественных объединений19. Административно-правовой статус религиозных объединений20. Административно-правовой статус средств массовой информации21. Административно-правовой статус граждан РФ22. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства23. Специальные административно-правовые статусы24. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления25. Формы и методы защиты нарушенных прав и свобод человека от неправомерных действий должностных лиц26. Государственная служба: понятие и принципы27. Понятие и виды федеральных государственных служащих28. Права и обязанности государственных служащих29. Прохождение государственной службы30. Дисциплинарная ответственность государственных служащих31. Понятие административно-правовых форм и методов деятельности органов исполнительной власти32. Формы осуществления исполнительной власти33. Требования предъявляемые к актам государственного управления и последствия34. Методы осуществления исполнительной власти35. Понятие и виды актов исполнительной власти36. Процессуальная деятельность органов исполнительной власти37. Понятие и сущность убеждений в государственном управлении38. Чрезвычайное положение. Военное и особое положение39. Режим закрытого административно-территориального образования40. Режим охраны государственной границы РФ41. Понятие и виды административного принуждения42. Административная ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности43. Юридический состав административного правонарушения44. Субъекты административного права45. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях46. Понятие и цели административного наказания47. Виды административного наказания48. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях49. Общие правила назначения административного наказания50. Производство по делам об административных правонарушениях51. Освобождение от административной ответственности 52. Участники производства по делам об административных правонарушениях53. Порядок возбуждения дела об административном правонарушении54. Рассмотрение дел об административных правонарушениях55. Пересмотр постановления56. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях57. Сроки давности исполнения. Исполнение постановлений о штрафе, аресте58. Административные правонарушения против порядка управления59. Способы обеспечения законности в государственном управлении60. Государственный контроль: понятие и виды61. Судебный контроль в сфере исполнительной власти62. Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ63. Понятие и сущность межотраслевого государственного управления64. Понятие и виды социального управления

Статья 28.7. Административное расследование
Комментарий к статье 28.7
Комментируемая ст. 28.7 КоАП РФ посвящена порядку проведения административного расследования.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
По смыслу ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование — особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения, однако в своей совокупности еще недостаточных для составления протокола об административном правонарушении.
При этом положения ст. 28.7 КоАП РФ не устанавливают конкретного перечня процессуальных действий, которые должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано совершить в ходе проведения административного расследования (решение Московского городского суда от 26.05.2017 по делу N 7-6616/2017).
Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Цель административного расследования — сбор дополнительных сведений и материалов, получение которых требует значительных временных затрат, основной его целью является накопление такой совокупности доказательств, которые бы позволили административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Понятие административного расследования существенно отличается от понятия проверки, которая представляет собой действия должностных лиц по проведению оценки деятельности хозяйствующих субъектов, направленные на установление соответствия их деятельности (производимых или реализуемых товаров) обязательным требованиям (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ установлено, что административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 6.1.1, 7.27 КоАП РФ. В таких случаях административное расследование проводится после выявления административного правонарушения в области законодательства:
1) антимонопольного законодательства;
2) патентного законодательства;
3) законодательства о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.15 КоАП РФ);
4) законодательства о естественных монополиях;
5) законодательства о рекламе;
6) законодательства об акционерных обществах;
7) законодательства о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах;
8) страхового законодательства;
9) законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности;
10) законодательства о выборах и референдумах;
11) законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
12) законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 КоАП РФ);
13) законодательства о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1 КоАП РФ);
14) законодательства о противодействии коррупции;
15) трудового законодательства;
16) законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
17) законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах;
18) законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях;
19) законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр;
20) миграционного законодательства;
21) валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
22) законодательства о защите прав потребителей;
23) законодательства о техническом регулировании, об аккредитации в национальной системе аккредитации;
24) законодательства об организации и о проведении азартных игр;
25) законодательства об охране здоровья граждан;
26) законодательства об авторском праве и смежных правах;
27) законодательства о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;
28) законодательства в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
29) законодательства в области налогов и сборов;
30) законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений;
31) законодательства в области общественной нравственности;
32) законодательства в области таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги);
33) законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
34) законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;
35) законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
36) законодательства в области пожарной безопасности;
37) законодательства в области промышленной безопасности;
38) законодательства о безопасности гидротехнических сооружений;
39) законодательства в области использования атомной энергии;
40) законодательства об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о газоснабжении;
41) законодательства о градостроительной деятельности;
42) законодательства в области дорожного движения и на транспорте;
43) законодательства в области несостоятельности (банкротства);
44) законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа;
45) законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
46) законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
47) законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
48) законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
Также административное расследование проводится после выявления административного правонарушения против порядка управления (в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.5 КоАП РФ).
Помимо вышеуказанного, административное расследование проводится в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 6.1.1 «Побои» и 7.27 «Мелкое хищение» КоАП РФ.
Не являются административным расследованием действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках досудебного производства по уголовному делу, в результате которых должностным лицом определяется наличие или отсутствие признаков состава преступления.
Указанный подход соответствует пп. «а» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Административное расследование по делу об административном правонарушении вправе проводить должностное лицо, которое уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются:
а) дата и место составления определения;
б) должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;
в) повод для возбуждения дела об административном правонарушении;
г) данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
д) статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении (ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ).
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ).
Административное расследование проводится:
а) либо по месту совершения;
б) либо по месту выявления административного правонарушения.
Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).
Указанной частью установлена альтернативная территориальная подведомственность проведения административного расследования, которое может быть проведено как по месту совершения, так и по месту выявления административного правонарушения. Закрепление альтернативной территориальной подведомственности позволяет органам, осуществляющим различные процессуальные действия, решать эти вопросы с учетом конкретных обстоятельств: условий сбора доказательств, места нахождения субъекта, привлекаемого к административной ответственности, технических возможностей (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2012 по делу N А42-3737/2011).
Согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать 1 месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:
1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более 1-го месяца;
2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до 6-ти месяцев;
3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до 6-ти месяцев;
4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до 6-ти месяцев.
Нарушение административным органом срока проведения административного расследования, предусмотренного ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, не является безусловным основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности (решение Московского городского суда от 04.04.2018 по делу N 7-2827/2018).
Вопросы для продления сроков административного расследования относятся к исключительной дискреции административного органа и могут повлечь длительное рассмотрение дела в случае, если указанное продиктовано его сложностью и требует от административного органа полной, всесторонней и объективной оценки материалов дела.
Частью 5 ст. 28.7 КоАП РФ установлен лишь предельный срок, отведенный на продление административного расследования (соответственно, он не может быть продлен более чем на месяц), однако КоАП РФ не содержит запрета на неоднократное продление сроков административного расследования при соблюдении административным органом месячного срока, на него отведенного. При этом исключительность оснований для продления соответствующих сроков определяется административным органом. Сроки, отведенные на административное расследование, не являются пресекательными, соответственно, их неоднократное продление не исключает производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 5.1 ст. 28.7 КоАП РФ решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются:
а) дата и место составления определения, должность;
б) фамилия и инициалы лица, составившего определение;
в) основания для продления срока проведения административного расследования;
г) срок, до которого продлено проведение административного расследования.
Определение о продлении срока проведения административного расследования является процессуальным документом, цель которого — документально закрепить основания продления срока и определить новый период проведения административного расследования.
Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ руководителем или его заместителем.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7, ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, завершающим административное расследование, и в нем фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения и характеризующие лицо, привлекаемое к ответственности, полученные в ходе расследования.

Согласно статье 28.1. КоАП, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 КоАП, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *