Попечительский совет фонда

Отдельные организационн-правовые формы некоммерческих организаций

Фонд

1. Какая некоммерческая организация является фондом?

Понятие «фонд» дано как в Гражданском кодексе РФ, так и в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Фонд — организация не имеющая членства. Имущество, переданное фонду его учредителем (учредителями), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд должен преследовать в своей деятельности исключительно социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Поэтому в целях контроля за деятельностью фонда законодательство устанавливает специальные требования: наличие попечительского совета фонда, публичную отчетность фонда, особый порядок ликвидации.

2. Какие требования предъявляются к уставу фонда?

Фонд осуществляет свою деятельность на основании устава, в котором должны содержаться: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Законодательство устанавливает особый порядок изменения устава фонда. Устав фонда может быть изменен органами фонда только в том случае, если возможность его изменения предусмотрена уставом. В противном случае устав фонда может быть изменен только по решению суда, право обращения в который принадлежит органам управления фондом или попечительскому совету.

3. Какую систему органов управления должен иметь фонд?

Для некоммерческой организации, созданной в виде фонда, порядок управления регулируется уставом фонда. Однако частью 4 статьи 118 Гражданского кодекса РФ предусмотрено обязательное создание в фонде попечительского совета, осуществляющего надзорные функции. Его компетенция должна быть определена учредителями и отражаться в уставе фонда.

Если фонд создается для осуществления благотворительных целей, то в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в уставе должно предусматриваться образование высшего коллегиального органа управления, формируемого из добровольцев.

4. С какой целью в фонде создается попечительский совет?

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда должен определяться уставом фонда, утвержденным его учредителями.

Функции попечительского совета в каждом конкретном случае зависят от цели, которую ставят перед фондом его учредители. Следует, однако, иметь в виду, что попечительский совет не является органом, реализующим функцию управления юридическим лицом. Как установил ФЗ «О некоммерческих организациях», главная функция попечительского совета — надзор за деятельностью других органов фонда.

5. В каких случаях может быть ликвидирован фонд?

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

— в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Учреждения

6. Что такое учреждение и для каких целей оно создается?

Согласно статье 120 Гражданского кодекса РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (соответственно, государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и иными правовыми актами.

Нормы, определяющие статус частных учреждений, содержатся в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» (в частности, в статье 9 этого закона).

7. Является ли учреждение собственником имущества?

Имущество любого учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Это означает, что учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, и распорядиться по своему усмотрению.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

В настоящее время в теории отсутствует единое мнение по поводу правовой природы доходов, полученных от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности.

Большинство ученых считают, что эти доходы и приобретенное за счет них имущество по-прежнему принадлежат учреждению на праве оперативного управления, расширенного, однако, за счет правомочия самостоятельного распоряжения.

Некоторые ученые полагают, что полученные учреждением доходы и приобретенное за их счет» имущество поступают в хозяйственное ведение учреждения. Таким образом, оно владеет, пользуется и распоряжается имуществом и доходом самостоятельно, за исключением приобретенного за счет этих доходов недвижимого имущества.

Наконец, третья позиция состоит в том, что заработанные средства и приобретенные на них имущество принадлежат учреждению на праве собственности.

По нашему мнению, наиболее правильной представляется первая точка зрения, поскольку согласно статье 120 Гражданского кодекса РФ права учреждения на имущество определяется статьей 296 этого кодекса, которая озаглавлена как «право оперативного управления».

8. Каковы особенности ответственности учреждения и его собственника по обязательствам учреждения?

Поскольку частные учреждения полностью или частично финансируются собственником, они отвечают по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Поскольку учреждение самостоятельно распоряжается доходами от разрешенной ему предпринимательской деятельности и приобретенными за счет этих доходов имуществом, судебная практика рассматривает эти доходы и имущество в качестве имущества, на которое может быть обращено взыскание.

При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную (т.е. дополнительную) ответственность, по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономная некоммерческая организация

9. Что такое автономная некоммерческая организация?

Такая организационно-правовая форма, как автономная некоммерческая организация, не предусмотрена Гражданским кодексом РФ и впервые появилась в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

Понятие ее дано в статье 10 данного закона: автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

10. Что является учредительными документами автономной некоммерческой организации?

Учредительным документом автономной некоммерческой организации является ее устав (ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Закон не устанавливает никаких специальных требований к содержанию устава автономной некоммерческой организации. Вместе с тем из ряда норм Федерального закона «О некоммерческих организациях» следует, что в уставе следует отразить положения, необходимые для функционирования данной организации: какой коллегиальный орган будет высшим органом управления организации (в котором работники автономной некоммерческой организации не могут составлять более чем одну треть числа членов этого органа), порядок его формирования и срок полномочий, порядок принятия им решений; порядок осуществления надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации.

11. Какие права осуществляют учредители в отношении созданной ими автономной некоммерческой организации?

Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. АНО — организация, не имеющая членства, однако законом закреплено право учредителей осуществлять надзор за деятельностью организации, которую они учредили. Порядок осуществления надзора должен быть предусмотрен уставом организации.

Специально закреплено правило о том, что учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (статья 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческие партнерства

12. Какая некоммерческая организация признается некоммерческим партнерством?

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 данного Федерального закона (т.е. для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ).

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

13. Какие партнерства права имеют члены некоммерческого?

Члены некоммерческого партнерства вправе:

-участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

-получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

— по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

— если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

— получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов.

Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

Организация под названием фонд как некоммерческое юридическое лицо

Фонды ведут весьма разнообразную работу от обеспечения граждан финансами, где наиболее известен Пенсионный фонд РФ до осуществления благотворительности и помощи социально ущемленным слоям населения. Именно поэтому как юридическое лицо, действующее в правовом поле, фонд представляет собой интерес с точки зрения целей, задач создания и характеристик.

Что такое фонд

Понятие и цели создания

Фонды как добровольные объединения граждан (не путать с объединением юрлиц)при наличии совокупности систем, частей и элементов, которое работают, как единое целое для решения общих задач в теперешнем облике впервые появились в Англии в позапрошлом веке. Цели и назначение направлений работы весьма разнообразны, но в международном правовом поле они отличаются определенным разнообразием.

  • Например, европейцы и американцы в подавляющем большинстве случаев объединяются для проведения благотворительных акций, улучшения жизни нуждающихся, детей, людей с хроническими заболеваниями.
  • Учитывая особенности развития российского рынка, фонды РФ осуществляют не только общественно значимые задачи, целями функционирования фонда может быть инвестиционная, финансовая, экономическая, благотворительная и другие типы деятельности.

Кроме всего, участие в работе подобной организации не требует членства в фонде.

Про назначение и цели фондов расскажет на конкретном примере это видео:

Правовой статус

Законодательством России четко обозначен правовой статус и другие нюансы создания, организации, работы, ликвидации фондов. В первую очередь, они являются некоммерческими образованиями, в подавляющем большинстве носят статус неприбыльных. Те, которые занимаются предпринимательством, за счет этой деятельности осуществляют только те задачи, которые обусловлены статусом и Уставом фонда.

Нормативные документы — том числе ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» в ст. ст. 3, 7,14, 18, 32 и ст. 118 — 119 ГК России рассматривают создание фондами хозяйственных обществ или участия в таковых. Основным законодательным документом, регламентирующим все внутренние нюансы работы фонда, является Устав.

Разновидности

Все фонды, известные на сегодня обладают четко регламентированными целями, собственниками, каналами и источниками финансового наполнения. Первой ступенью деления является распределение на государственные — бюджетные и внебюджетные и организации частного характера.

В свою очередь также существует несколько типов негосударственных фондов.

  1. Коммерческие компании, фирмы и предприятия, которые непосредственно участвуют в производстве, создают целевые и резервные фонды, позволяющие развивать бизнес в дальнейшем.
  2. Организации некоммерческого типа, обладающие средствами для реализации социальных, общественных, благотворительных задач.
  3. Инвестиционные объединения создаются с целью образования совместного капитала, который впоследствии позволяет производить портфельные вложения в экономику и производство, чтобы получать стабильную прибыль.

Характерные особенности

Главной характеристикой для любого типа фондов является накопление финансовых потоков, аккумуляция денежных средств, чтобы в дальнейшем их распределять согласно целей деятельности. Основные из них фонды:

  • взаимопомощи,
  • трастовые и
  • резервные.

Наиболее ярким примером является МВФ — финансовое объединение, которое кредитует государств при условии упадка платежеспособности.

В современном правовом поле деятельность фондов в общих чертах можно характеризовать как накопление свободных средств, предоставляемых юридическими и физическими лицами на добровольных началах и распределение их нуждающимся. То есть, накопление, аккумулирование, и переориентирование денежных потоков для улучшения жизни населения и отдельных лиц.

Далее мы поговорим про ответственность, права и обязанности участников фонда, их количество (число), состав, реестр, а также выход.

О том, каким может быть устав фонда на примере покажет данный видеоролик:

Участники и их права

Правовая часть учреждения и участия в объединениях, организующихся для реализации переделенных совместных благородных целей, прописана отечественными нормами и актами Правительства.

  • Российское законодательство в части п. 1 ст. № 15 ФЗ » О некоммерческих…» оговаривает, что участниками и учредителями подобных организаций могут быть юридические и физические лица, граждане, достигшие совершеннолетия.
  • ФЗ «О некоммерческих…» ст. 15 п. 2 регламентирован пункт, что количество учредителей не ограничивается.
  • Ст. 15 п. 2 этого же Закона, второй абзац прописана возможность учреждения фонда единолично.

Изменение состава, лиц принимающих участие в учреждении объединения производится двумя путями. Пересматривать состав в законодательном поле можно исключительно до завершения создания и регистрации организации во всех необходимых инстанциях. Учредительский состав может быть исключительно уменьшен при начале процесса ликвидации фонда и в случае смерти гражданина – учредителя.

О том, чей становятся собственностью добровольные взносы участников фонда, а также о видах и правовом режиме капиталов фондов, резервов поговорим ниже.

Имущество и устав

Основные материальные ценности – именно, имущество и капитал формируются участниками на основаниях добровольности. Имущественный взнос дает возможность осуществления комплекса социальных, благотворительных, культурных, образовательных и прочих общественно полезных целей.

После совершения акта передачи имущества фонду, учредитель теряет право собственности на него. Нормами законодательства предусматривают, что учредитель не отвечает по обязательствам образованного фонда. В свою очередь, организация не несет ответственности в отношении обязательств учредителей.

Ст. 118 ГК РФ, п. п. 3, 4 и ст. 3, 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» регламентируют содержание Устава, в котором должно быть следующее:

  • Название организации со словоформой Фонд и содержанием сферы деятельности.
  • Юридический и фактический, почтовый и электронные адреса.
  • Описание предмета и целей деятельности.
  • Распорядок управления работой.
  • Структура объединения и надзорные органы.
  • Порядок формирования органов и имущества, назначение должностных лиц и процесс снятия с должности, имеющиеся филиалы и представительства.
  • Внесение изменений в пакет документов.
  • Имущественный вопрос и описание процесса ликвидации.
  • Прочие пункты, прописанные законодательством и не вступающие с ним в противоречия.

Именно благодаря развитию деятельности фондов в наше время общество имеет возможность отказывать полноценную помощь всем, кто нуждается в материальной и моральной поддержке, начиная от государств и вплоть до каждого человека.

Создание субъекта

Для организации добровольного объединения, первичным документом является Протокол собрания с определением целей круга задач. Основной документ фонда – Устав, утвержденный учредителями.

Для регистрации необходимы копии документов граждан и копии регистрационного пакета для фирм и предприятий. Обычно принимается типовая форма Устава, которая по нормативам законодательства содержит основные данные и четко определяет круг задач и комплекс целей.

О том, как создать фонд, расскажет это видео:

Правовое положение
Фонд представляет собой некоммерческую организацию, не имеющую членства, учрежденную физическими и (или) юридическими лицами на основании добровольных взносов, преследующую благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Его правовое положение определяется ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Закона о НО.

Учредители
Учредителями могут быть граждане и (или) юридические лица, число которых не ограничено. Возможно учреждение фонда одним лицом (ст. 1 Закона о НО).
Учредительные документы
Фонд действует на основе устава, утвержденного учредителями. Устав фонда должен содержать:
— его наименование, включающее слово «фонд»;
— цель его создания;
— cведения об органах фонда, в том числе о попечительском совете;
— порядок назначения должностных лиц фонда и их освобождения;
— местонахождения фонда;
— порядок распоряжения имуществом фонда в случае его ликвидации.
Устав может быть изменен соответствующими органами фонда, органом, уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью фонда, либо по суду при возникновении непредвиденных обстоятельств. Фонд может быть ликвидирован только на основании судебного решения.
Формирование имущества
Имущество, переданное фонду учредителям и, является его собственностью. Фонд должен быть «прозрачным» в финансовом отношении и ежегодно публиковать отчеты об использовании имущества.
Органы управления
Порядок управления фондом определяется его уставом (ст. 29 Закона о НО). В нем может быть предусмотрено образование коллегиального или единоличного исполнительного органа.
Предпринимательская деятельность
Допускается предпринимательская деятельность фонда, соответствующая его целям. Фонды вправе создавать хозяйственные общества и участвовать в их деятельности.
Ответственность
Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам учредителей. Фонд отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание (ст. 25 Закона о НО).
1. Краткий комментарий правовых основ деятельности фондов
Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей для достижения социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных целей (п. 1 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о НО). Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК РФ). Тем самым исключается и их ответственность по долгам фонда.
Фонд создается по решению учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В нем помимо общих для всех юридических лиц данных должны содержаться сведения о целях деятельности фонда, его органах, в том числе о попечительском совете, и о порядке распоряжения имуществом фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения поправок в устав фонда его исполнительными органами, что препятствует изменению статуса фонда вопреки воле учредителей. Изменения могут вноситься указанными органами самостоятельно лишь в тех случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний — только по решению суда при наличии условий, предусмотренных законом (п. 1 ст. 119 ГК РФ).
В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования — государство, его субъекты; административно-территориальные образования — города, поселки, селения и т.д. Учредитель может быть единственным (единоличным).
Важнейшей особенностью фонда является способ формирования его имущества и распоряжения им. Фонд может безвозмездно получать любое имущество от любых физических и юридических лиц в виде пожертвований и самостоятельно осуществлять благотворительную деятельность, передавая имущество кому сочтет нужным, руководствуясь действующим законодательством.
Учредители фонда имеют право и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. Для этого ими создается попечительский совет фонда с участием учредителей или их представителей и иных авторитетных в общественном мнении лиц(п. 4 ст. 118 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона о НО). Попечительский совет, будучи высшим органом фонда, осуществляет надзор за всей деятельностью организации, ее исполнительных органов и должностных лиц. В фонде может образовываться коллегиальный (правление, совет и т. п.) и единоличный (президент, председатель и т.п.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые попечительским советом.
Фонд не может распределять полученное имущество между учредителями или сотрудниками. Наряду со взносами учредителей и другими пожертвованиями он вправе использовать для пополнения своего имущества результаты собственной предпринимательской деятельности. Последняя, однако, обязана непосредственно служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них в качестве «компаний одного лица», будучи их единственными учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 вышеназванного закона). Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о НО, п. 5 ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ‚ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности, при их самоликвидации, ликвидация фонда допускается только по решению суда(п. 2 ст. 12 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона о НО). При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные уставом фонда, или на благотворительные цели, а при невозможности использования его таким образом обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о НО).
В связи с безвозмездным характером деятельности фондов, при котором финансовые и имущественные потоки минуют государственные структуры, очевидно отсутствие заинтересованности государства в увеличении их числа и расширении сферы деятельности. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и закон г.Москвы от 5 июля 1995 г. №11-46-ФЗ «О благотворительной деятельности» существенно ужесточили требования к ней и ограничили ее масштаб. Единственное исключение в силу объективных причин (государство не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства в необходимом объеме) сделано для негосударственных пенсионных фондов.
Существующие в настоящее время так называемые внебюджетные фонды, а именно пенсионный, медицинского страхования, фонд занятости и другие, являются государственными образованиями, что и определяет характер их деятельности. Отчисления в эти фонды являются обязательными, и платежи в них приравнены к статусу налогов (ст. 199 УК РФ).
2. Негосударственные пенсионные фонды
Негосударственное пенсионное обеспечение в РФ не получило широкого распространения. В стране действует не более 300 негосударственных пенсионных фондов (НПФ), число участников (вкладчиков) которых не превышает 2 млн. человек.
Правовое положение
Правовое положение и деятельность НПФ определяются специальным Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон о НПФ).
НПФ — некоммерческая организация, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу его участников (абз. 1 п. 1 ст. 2; здесь и далее в этом разд. все ссылки приведены на статьи Закона о НПФ). НПФ действует на основании лицензии (ст. 5).
Учредители, вкладчики, участники
Учредители — юридические и физические лица, вносящие имущество совокупный вклад учредителей (ст. 19).
Вкладчик — юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников (абз. 3 ст. 3).
Участник — физическое лицо, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключенного между вкладчиком и НПФ договора должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий (абз. 4 ст. 3). Вкладчик может выступать участником, внося вклады в свою пользу.
Взаимоотношения вкладчиков и участников строятся в соответствии со следующей схемой.

Учредительные документы
Специфика правового положения и регламентации деятельности НПФ определяется набором обязательных документов. Основными среди них являются не только устав и учредительный договор, но и правила фонда, пенсионные схемы и пенсионные договоры (ст. 6, 9, 11, 12).
Устав фонда должен содержать:
— полное и сокращенное наименование фонда (должны быть включены слова «негосударственный пенсионный фонд», сведения о его местонахождении;
— положения о предмете и целях деятельности;
— сведения о структуре и компетенции органов управления, нормах представительства в них;
— положения о порядке назначения на должность и освобождения от нее должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизации и ликвидации НПФ, распределения доходов от размещения пенсионных резервов имущества при ликвидации НПФ (п. 2 ст. 6).
В учредительный договор должны быть включены:
— полное и сокращенное наименование фонда, сведения о его местонахождении;
— положения о предмете и целях деятельности;
— сведения о составе учредителей;
— сведения о размере совокупного вклада учредителей при создании НПФ;
— сведения об органах управления фонда и о порядке управления его деятельностью;
— перечень обязательств учредителей фонда по его созданию и обеспечению его деятельности, сведения об условиях передачи учредителями имущества фонду и участии учредителей в формировании совокупного вклада;
— положения о порядке дополнительного приема в состав учредителей фонда и выхода из состава учредителей (п. 3 ст. 6).
Правила фонда должны содержать (ст. 9):
— перечень видов пенсионных схем, применяемых фондом, и их описание;
— положения об ответственности фонда перед вкладчиками и участниками, а также условиях возникновения и прекращения обязательств фонда;
— положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов в фонд;
— положения о направлениях и порядке размещения пенсионных резервов;
— положения о порядке ведения пенсионных счетов и информирования об их состоянии вкладчиков и участников;
— перечень пенсионных оснований;
— положения о порядке и об условиях выплаты негосударственных пенсий;
— положения о порядке изменения или прекращения пенсионного договора;
— перечень прав и обязанностей вкладчиков, участников и фонда; положения о порядке формирования пенсионных резервов;
— положения о порядке расчета выкупной суммы;
— положения о порядке представления вкладчикам и участникам информации об управляющем и о депозитарии, с которыми фондом заключены договоры на оказание услуг согласно требованиям Закона о НПФ;
— методику осуществления актуарных расчетов обязательств фонда нормативы определения размера оплаты услуг фонда, управляющего и депозитария;
— положения о порядке и об условиях внесения изменений и дополнений в правила фонда (п. 1 ст. 9).
Согласно п. 2 ст. 9, внесение изменений и дополнений в правила фонда, затрагивающие права и обязанности вкладчиков и (или) участников, возможно лишь при наличии согласия указанных лиц либо при условии их предварительного уведомления с предоставлением им права выхода из фонда с получением выкупной суммы или ее переводом а другой фонд в случае их несогласия с вносимыми в правила фонда изменениями и дополнениями.

Формирование имущества
Еще одной особенностью НПФ является разделенный правовой статус имущества фонда и установленный законом порядок распоряжения им.
Собственное имущество НПФ подразделяется на две части: имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы для пенсионных выплат участникам фонда.
Органы управления
Органами управления НПФ являются совет фонда и исполнительная (генеральная) дирекция. Органы, контролирующие деятельность НПФ, — попечительский совет и ревизионная комиссия (ст. 28).
Структура, компетенция и порядок формирования органов контроля на управления определяются законодательством РФ и уставом фонда.
Согласно абз. 2 и 3 ст. 31, в попечительский совет фонда входят полномочные представители вкладчиков и участников. При принятии решений последние располагают не менее чем половиной голосов. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.
Ответственность
Фонд отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом (п. 3 ст. 4). Учредители, вкладчики, участники и государство не отвечают по обязательствам НПФ, равно как и фонд не отвечает по их обязательствам (п. 4 ст. 4).
НПФ не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами; отдавать в залог пенсионные резервы; выступать в качестве учредителя в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя); выпускать ценные бумаги. Сделки, совершенные с нарушением данных требований, признаются ничтожными (п. 2 ст. 14).

Положение о попечительском совете фонда

Утверждено

Протокол

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и Уставом Фонда и определяет порядок формирования и деятельности Попечительского совета Фонда.

1.2. Попечительский совет является органом Фонда, осуществляющим контроль за его деятельностью.

1.3. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах. Члены Попечительского совета не вправе получать вознаграждение за выполнение возложенных на них функций.

2. Компетенция Попечительского совета

2.1. К компетенции Попечительского совета относится:

1) осуществление надзора за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом законодательства Российской Федерации;

2) рассмотрение отчетов исполнительного органа Фонда;

3) проведение мероприятий, способствующих повышению эффективности деятельности Фонда;

4) организация взаимодействия Фонда с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с коммерческими и некоммерческими структурами по вопросам деятельности Фонда;

5) предварительное согласование финансового плана Фонда и изменений в него;

6) определение назначения и целей использования дохода от целевого капитала, а также получателей дохода от целевого капитала, срока, на который сформирован целевой капитал, объема выплат за счет дохода от целевого капитала, периодичности и порядка их осуществления в случаях, если договором пожертвования или завещанием не определены указанные условия;

7) предварительное одобрение стандартной формы договора пожертвования, заключаемого с жертвователями при публичном сборе денежных средств на пополнение целевого капитала;

8) утверждение внутреннего документа, определяющего порядок осуществления контроля за выполнением финансового плана некоммерческой организации, в том числе порядок и сроки рассмотрения поступающих жалоб, обращений и заявлений, формы и сроки представления отчетных документов;

9) подготовка предложений о полномочиях Совета по использованию целевого капитала и их представление в высший орган управления Фонда для утверждения;

10) контроль за выполнением финансового плана Фонда и подготовка предложений о внесении в него изменений;

11) иные предусмотренные законом и Уставом Фонда полномочия.

3. Состав Попечительского совета

3.1. Учредители утверждают первоначальный состав членов Попечительского совета в составе членов. В дальнейшем Попечительский совет Фонда формируется за счет кооптации в него новых членов.

3.2. В Попечительский совет могут входить учредители (их представители), инвесторы, представители органов государственной власти и местного самоуправления, .

Количество членов Попечительского совета не ограничено.

3.3. В Попечительский совет не могут входить лица, входящие в состав органов управления Фонда.

3.4. Попечительский совет возглавляет Председатель, избираемый на первом заседании Попечительского совета большинством голосов сроком на .

3.5. Председатель Попечительского совета:

— готовит предложения по повестке дня заседания Попечительского совета;

— председательствует на заседаниях Попечительского совета Фонда;

— представляет Попечительский совет Фонда в органах управления Фонда, государственных, общественных и других организациях;

— обеспечивает контроль за реализацией информационной политики Фонда;

— .

4. Права и обязанности членов Попечительского совета

4.1. Члены Попечительского совета вправе:

— участвовать в заседаниях Попечительского совета;

— участвовать в мероприятиях и программах Фонда;

— получать доступ к имеющимся в распоряжении Фонда информационным базам и ресурсам;

— получать консультационную, экспертную и иную помощь, соответствующую целям и задачам деятельности Фонда;

— вносить на рассмотрение органов управления Фонда предложения по вопросам деятельности Фонда;

— требовать отчеты о деятельности Фонда;

— пользоваться защитой своих интересов со стороны Фонда в рамках его правоспособности;

— выносить предложения на Совет Фонда о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение;

— в любое время прекратить свое членство в Попечительском совете.

4.2. В обязанности членов Попечительского совета входит:

— личное участие в достижении целей и решении задач деятельности Фонда своими финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами;

— содействие привлечению в Фонд добровольных пожертвований и взносов от граждан и юридических лиц;

— способствование распространению информации о деятельности Фонда;

— оказание всестороннего содействия в реализации программ Фонда;

— осуществление надзорных функций за использованием средств, полученных Фондом на целевые программы;

5. Порядок работы Попечительского совета

5.1. Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже .

5.2. Решение о созыве и проведении заседания Попечительского совета принимается Председателем Попечительского совета по собственной инициативе или по заявлению одного из членов Попечительского совета.

5.3. Члены Попечительского совета извещаются о созыве и проведении заседания Попечительского совета Фонда письменно не позднее чем за до дня его проведения.

Извещение о созыве и проведении заседания Попечительского совета Фонда осуществляется путем направления заказных писем, телеграмм, телефонограмм, посредством использования средств факсимильной и иной связи.

В данном извещении обязательно должно быть указано:

— время и место проведения заседания Попечительского совета;

— повестка дня заседания Попечительского совета Фонда.

К извещению прилагаются все необходимые материалы, связанные по вопросам повестки дня.

5.4. Заседание проводит Председатель Попечительского совета, а в случае невозможности его присутствия, член Попечительского совета, назначенный Председателем.

5.5. Решения Попечительского совета Фонда принимаются голосованием его членов, каждый из которых имеет один голос.

5.6. Решения по вопросам повестки дня принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов членов Попечительского совета, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена законом или Уставом Фонда.

5.7. Председательствующий на заседании Попечительского совета организует ведение протокола.

Протокол заседания Попечительского совета составляется не позднее трех рабочих дней со дня проведения заседания в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим и секретарем заседания Попечительского совета.

5.8. В протоколе заседания Попечительского совета указываются:

— место и время проведения заседания;

— общее количество членов Попечительского совета;

— количество голосов, которыми обладают члены Попечительского совета, принимающие участие в заседании;

— председатель, секретарь, повестка дня заседания.

В протоколе должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, принятые решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *