Переселение в сельскую местность программа

О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность

О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 мая 1994 года N 533

О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность (с изменениями на 21 декабря 2000 года)

В целях упорядочения льгот для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что переселение граждан и членов их семей в сельскую местность органами Федеральной службы занятости России для работы на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса независимо от их принадлежности и формы собственности, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также для работы в учреждениях народного образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, правоохранительных органах, на предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания и связи на селе (в дальнейшем — хозяйство вселения) осуществляется строго в соответствии с договором о переселении и при обязательном наличии жилой площади в хозяйстве вселения.

2. Предоставить семье, заключившей договор о переселении в сельскую местность для постоянной работы, право на:

  • получение за счет средств федерального бюджета единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в размере 500 рублей и оплату стоимости проезда железнодорожным транспортом, а в местностях, не имеющих этого вида сообщения, — другими видами транспорта, и провоза домашнего имущества весом до пяти тонн на семью от прежнего места жительства до места вселения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 999. — см. предыдущую редакцию);
  • получение отдельного жилого дома (квартиры) с надворными постройками и приусадебным участком на условиях, предусмотренных договором, который заключается между переселяющейся семьей и хозяйством вселения или органом местного самоуправления;
  • бронирование сроком на три года жилой площади (кроме приватизированной) по месту проживания до переселения.
  • Документом, удостоверяющим право на получение этих льгот, является переселенческий билет, выданный органом Федеральной службы занятости России на основании договора о переселении.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и хозяйствам вселения за счет своих средств:

  • выплачивать семьям переселенцев дополнительное безвозмездное пособие, компенсировать расходы по оплате суточных за время нахождения в пути;
  • предоставлять семьям, переселившимся в сельскую местность, долгосрочную беспроцентную ссуду на хозяйственное обзаведение;
  • предусматривать в бюджетах соответствующих территорий в составе расходов на здравоохранение ассигнования на проведение медицинского освидетельствования граждан, переселяющихся в сельскую местность;
  • обеспечивать бесплатно топливом по действующим нормам семьи переселенцев в течение первых двух лет после переселения;
  • выдавать безвозмездно семьям переселенцев для организации личного подсобного хозяйства домашний скот, птицу и в течение первого года после переселения оказывать помощь в приобретении кормов.

4. При нарушении условий договора о переселении по вине органов Федеральной службы занятости России, местного самоуправления или хозяйств вселения переселившимся работникам и членам их семей оплачиваются расходы на переезд и провоз имущества к прежнему месту жительства или новому месту вселения за счет средств виновной стороны.

В случае выбытия семьи переселенцев из хозяйства вселения без уважительных причин до истечения трехлетнего срока с момента вселения с нее полностью взыскиваются финансовые средства, изымаются жилые помещения с надворными постройками и приусадебным участком, предоставленные ей в соответствии с настоящим постановлением.

5. Установить, что льготы, предусмотренные настоящим постановлением, действуют на территории субъектов Российской Федерации согласно Приложению.

6. Министерству финансов Российской Федерации ежегодно по представлению Федеральной службы занятости России и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации при формировании федерального бюджета определять объемы ассигнований, выделяемых для реализации мероприятий по переселению семей, осуществляемых в соответствии с настоящим постановлением за счет средств федерального бюджета.

7. Признать утратившими силу постановления Совета Министров РСФСР от 4 июля 1973 г. N 370 «О льготах по переселению» (СП РСФСР, 1973, N 17, ст. 116), от 8 октября 1985 г. N 440 «О размерах единовременного денежного пособия для семей, переселяющихся в колхозы и совхозы внутри Воронежской и Курской областей» (СП РСФСР, 1986, N 5, ст. 30), от 11 августа 1990 г. N 298 «О льготах по переселению в колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия Челябинской области» (СП РСФСР, 1990, N 19, ст. 143), а также постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 847 «О льготах по переселению семей в сельскую местность внутри Ростовской области» (Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 3345).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

Приложениек постановлению ПравительстваРоссийской Федерации
от 25 мая 1994 года N 533

ПЕРЕЧЕНЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ ДЕЙСТВУЮТ ЛЬГОТЫ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ

Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Калмыкия — Хальмг Тангч
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Татарстан
Республика Тува
Удмуртская Республика
Республика Хакасия
Чувашская Республика
Алтайский край
Красноярский край
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Курганская область
Курская область
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Пермская область
Псковская область
Ростовская область
Рязанская область
Саратовская область
Свердловская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Челябинская область
Читинская область
Ярославская область
Еврейская автономная область

«Кому сто тыщ?» За переселение в сельскую местность предлагают деньги

Фото: yaplakal.com

С 1 апреля этого года в области начинает действовать проект губернатора «Вологодский гектар». По словам заместителя губернатора Эдуарда Зайнака,он предусматривает бесплатную передачу в собственность гражданам или юридическим лицам участков земли величиной до ста гектаров. При этом,уточнил замгубернатора, в качестве одной из задач программы рассматривалось и улучшение демографической ситуации в области, в частности, привлечение граждан из других регионов для занятий сельским хозяйством. «Для тех, кто будет переселяться по программе „Вологодского гектара“, размер подъемных мы предлагаем увеличить вдвое», — пообещал Зайнак.

Предполагается, что переселенцы смогут единовременное пособие в размере десятикратной величины прожиточного минимума или почти 110 000 рублей.

В правительстве региона полагают, что это будет «хорошим стимулом для того, чтобы выбрать в качестве места жительства, места трудовой деятельности именно Вологодскую область».

Всё бы хорошо, но проект «Вологодского гектара» плохо сочетается с введённым 1 марта в стране налогом на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), который может значительно усложнить жизнь тем, кто надеялся жить «плодами рук своих», выращивая овощи или занимаясь животноводством. Прежде ЛПХ не платили никаких других налогов, кроме земельного. Теперь у местных властей появилась дополнительная возможность пополнять бюджеты: те, кто выращивает скот, птицу, ягоды, фрукты, овощи и имеет излишки для продажи, должны оформиться в качестве индивидуальных предпринимателей и купить патент.

При этом вопреки заявлениям депутатов, что платить налог «совсем не трудно», поскольку стоимость патента составит всего около 4000 рублей в месяц или 20 000 рублей в год, эксперты утверждают, что одним патентом дело не ограничится. По нормам Налогового кодекса, кроме стоимости патента, огородникам придется платить ещё и фиксированные страховые взносы, сумма которых в 2019 году составит:

  • на пенсионное страхование — 29 354 рублей + 1% с доходов ИП свыше 300 000 рублей;

  • на медицинское страхование — 6884 рублей.

То есть вместе с патентом в 20 000 рублей получается больше 50 000 рублей или половина подъёмных, выделяемых областным правительством. Но пособие даётся только один раз, а налоги нужно платить постоянно.

При таком раскладе 100 тысяч финподдержки из областной казны начинают напоминать «сыр», заботливо уложенный в мышеловку. Хотя, вероятно, кто-нибудь обязательно «клюнет» и на эту удочку. Найдутся предприимчивые и среди сегодняшних сельчан, тех, кто уже не раз «осваивал» подобные схемы, пользуясь «дармовыми» бюджетными деньгами. Это никак не спасло и, думаем, не спасет умирающее село, потому что люди даже там поняли: дешевле и легче пойти в близлежащий магазин и купить тот же килограмм картошки, моркови или свёклы, не говоря уже о круглогодичных помидорах и вечнозелёных огурцах.

Плохие дороги, традиционно высокий уровень безработицы, нестабильный интернет, неблагоустроенное жильё и, как результат, — стремительное сокращение численности населения—вот то, что отличает сельские территории России от городских. Именно поэтому, по словам главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева, власти решили разработать новую программу поддержки села. Увеличив объемы финансирования в 2019 году на развитие сельских территорий — в 10 раз — до 250 млрд рублей. Прорабатываются «механизмы», о которых пока известно мало, но скорость, с которой должен быть подготовлен новый документ (к 1 июня 2019 года), говорит в пользу того, что кардинальных изменений, видимо, всё-таки не будет.

Сегодня сельские муниципалитеты сами обеспечить себя не могут. Большей частью потому, что налоги с этой территории идут не в казну сельского поселения. В селе есть фермеры, но с их НДФЛ в бюджет поселения пойдет лишь 2%. Есть люди, которые постоянно там живут, но ездят в город на работу, — с их доходов в бюджет поселения не пойдёт ничего. Как и за пользование землёй,которую обрабатывает сельхозпроизводитель, если она находится за пределами сельского поселения. От единого сельхозналога только 30% идёт в бюджет сельского поселения. Кроме того, сельские администрации не могут распоряжаться и получать доходы с государственной, так называемой неразграниченной земли, с бывших колхозных лесов, не говоря уже об общераспространенных полезных ископаемых.

То есть на территории сельского поселения есть много того, что генерирует деньги, но заработать на этом невозможно.

Таким образом, главе сельского поселения нет особой нужды заботиться о развитии экономики, так как бюджету поселения от этого ни холодно, ни жарко. Если там денег хватает только на то, чтобы купить, образно выражаясь, лампочку для здания администрации, то и руководитель чаще всего будет именно с такой компетенцией — лампочку вкручивать и выкручивать.

Есть ещё госпрограммы, в рамках которых периодически выделяются деньги на клубы, дороги, больницы, школы, детские площадки, строительство жилья для молодых специалистов и коммуникации. Но размер поступающих средств всегда настолько ограничен, что на всех и на всё не хватает.

Поэтому чаще всего развитие села у нас заканчивается строительством новых дорог, по которым из села,как отмечают географы и сельские социологи, уезжают в города последние жители. Или приездом из столицы «инвесторов», которые распродают производство до последнего стула, а работников выгоняют «на мороз». Далеко ездить не нужно- стоит только заглянуть в тот же Тотемский район, где, кроме церквей да камня, на котором царь Пётр обедал, и не осталось ничего.

Население глубинки вымирает. Этому в немалой степени способствует и то, что лечить их практически некому. В той же Тотьме, например,врачей — терапевтов не осталось и терапевтический прием в поликлинике сейчас по очереди ведут фельдшеры ФАПов на основании приказа главврача. Разумеется, деревенский ФАП на время дежурства фельдшера в поликлинике, закрывается и селяне остаются без медика.

Что нужно сделать, чтобы сельские территории развивались? Думаем, дать людям работу. Ведь на селе работы нет. От 60% до 70% опрошенных в ходе мониторинга, который ежегодно проводится Минсельхозом РФ, ответили, что на селе нет работы по их специальности и квалификации. Если сравнить с 2000 годом, занятость в сельском хозяйстве сократилась в два раза.

Кстати, достоверность официальных «оптимистических» статистических данных вызывает сомнения. Как рассказали Самолёту в одной из сельских администраций области,вся статистика передаётся в департамент, так сказать, «на глазок».

«Позвонили нам в четверг вечером из департамента и приказали к вечеру пятницы приготовить статистические данные о том, сколько населения у нас числится в „100-500“ населенных пунктах, какой прирост в каждом ожидается в течение ближайших 10 лет, сколько „убудет“ и сколько прибудет вновь, — рассказала сотрудница администрации Ирина Любимова (имя изменено — СамолётЪ). — У нас даже водитель вместе с нами всю ночь сидел и сочинял этот отчет!»

«Для того, чтобы люди ехали в деревню, нужны хорошие дороги, удобный, доступный транспорт, — говорит староста Татьяна Гаврилова. — Нужен хороший интернет, чтобы иметь возможность получать государственные услуги, заказывать товары, смотреть хорошее кино и слушать концерты, получать новости, наконец! Нужен фельдшер и оснащенный необходимым оборудованием кабинет. Нужно хорошее жилье с современными удобствами, нужен детский сад и школа».

Всем перечисленным, скажем прямо, не каждое село может похвастать. Вернее, редкое село может сказать, что всё это там есть, особенно детский сад и школа.

Некоторое время назад, напомним, президент России предложил запустить программу «Земский учитель». По плану главы государства, с 2020 года педагоги, переезжающие работать в отдаленные населенные пункты, смогут получать «подъемные» в размере миллиона рублей. Воспользоваться этим предложением смогут как молодые учителя, так и опытные педагоги. Программа «Земский учитель» повторит работающую с 2012 года программу «Земский доктор» — за время своего существования она позволила привлечь в села и малые города около 29 тысяч врачей.

Однако, как показали опросы, учителя отказываются ехать в село, и никаким калачом даже в виде миллиона их туда не заманить. Как, впрочем, и врачи, которые сегодня на миллион (с которого нужно заплатить подоходный налог), не могут купить даже скромного жилья. Многие из тех, кто приехал, позарившись на государственный «миллион», даже не отрабатывают положенные пять лет, убегают, возвращая в казну то, что получили.

Учитель истории и ОБЖ средней школы Дмитрий Казаков на днях рассказал в эфире ОТР, что 11 лет назад вступил в региональную программу и поехал работать в сельскую школу. Ему было предоставлено жилье, за чтоон должен был отработать на селе 10 лет.

«Я работал в трёх школах, потому что они закрывались и некого было обучать. В первой школе, в которой я работал, было всего лишь 16 детей. И в последней школе, в которой я работал, тоже была угроза закрытия. Отработав 10 лет, конечно, я уехал из этого села в более крупный район, ближе к региональному центру. Село, к сожалению, у нас остается бесперспективным и строить какие-то долгосрочные планы на жизнь очень сложно. В селе просто нет детей, демографическая яма, демографический кризис. В первую очередь, наверное, эту задачу нужно решать», — считает Казаков.

Проблема развития сельских территорий имеет много плоскостей. В каких-то возможны быстрые решения. Но для долгосрочного устойчивого развития нужно выстроить огромное «дерево задач и механизмов». Для этого требуется время, проектная работа «в поле», чтобы проверить адекватность предлагаемых механизмов. Очевидно, что субсидии по 100 тысяч и даже по миллиону — помочь не смогут. И, вероятно, пока чиновники не станут сами жить в селе, эту проблему никто не решит.

Кира Шутинская
СамолётЪ

Твитнуть Поделиться Поделиться Отправить Понравился материал? Поблагодари автора

Съехав из-за пандемии на «удаленку» — из Москвы в деревню, я начал листать, как старые журналы, интернет. И наткнулся на будущее. А именно — свежее исследование Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка», в котором зафиксировали начало запуска в России … деурбанизации. Да, формирование нового уклада жизни. Сельского уклада.

Если бы авторами этого труда были философы-фантасты, я бы не удивился. Но тут — банковские аналитики. А они оперируют фактами, цифрами.

ПОКА РАБОТА ВАЖНЕЙ ПЕЙЗАЖА

На первый взгляд исследование называется скучно: «Топ-5 трендов социально-экономической трансформации на фоне глобальных вызовов». А если вчитаться – дух захватывает от контуров нового мира.

Я тут же разыскал автора доклада — Андрея ДАЛЬНОВА — по телефону, потому что он … тоже на «удаленке». Мы друг друга быстро поняли. Я-то уже начал возделывать грядку под картошку. Поэтому первые строчки исследования: «В обществе существенно возрастет мотивация к переезду в сельскую местность, где привычный уклад жизни гораздо более устойчив, чем в городе», я воспринял уже как первый свершившийся факт.

— К чему нам готовиться? — спросил я банковского аналитика. — По каким признакам можно судить, что наша жизнь начала меняться?

— Мы выделили пять трендов и четыре из них уже сформированы – это:

1) изменение структуры занятости,

2) инвестиции в передачу данных и надстройки интернета, такие, как виртуальная реальность,

3) изменение структуры потребления продовольствия,

4) ускорение роботизации.

Вот вы же видите, что эти четыре тренда уже есть в нашей жизни?

— Вижу. А деурбанизация, миграция из городов в село?

— Это пятый — не самый очевидный, на первый взгляд, тренд, наиболее четко прослеживается в последнее время. Его трудно обосновать, потому что всю историю человечества мы имели дело с абсолютно противоположным процессом. По статистике Всемирного банка, с 1960-х годов, доля людей, живущих в деревне, сократилась с 66% до 44%. Вообще для исследования мы брали открытые данные: статистику Росстата, Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, публикации в деловых и научных изданиях.

— Один мой знакомый демографов уже отследил такое явление, как «недомиграция». Когда горожане вдруг начинают жить на два дома, имея квартиру в мегаполисе и целое хозяйство в деревне. Он связал это с изменением качества жизни, доступностью автомобилей и дорог. Вот у меня дом в 100 километрах от Москвы. Тридцать лет назад, поездка туда была бы целым путешествием, два автобуса, электричка… А сейчас я добираюсь к себе в деревню за час-полтора. Это важный фактор?

— Да, транспортная доступность стала одним из ключевых факторов. Очень заметным. Если в той же Японии пригородный поезд идет со скоростью 200 км/час, то городская агломерация вбирает в себя людей, живущих в радиусе 200 километров. В том числе, и традиционно сельское население. Тренд важный. Развитие транспорта дает возможность работать в городе, формально оставаясь в деревне. И все же в самых развитых странах планеты люди все равно переезжают из деревни в город. Не помогает ни возможность быстро добраться в город до работы, ни красивые пейзажи и тишина. Отток продолжается, и решить эту проблему до сих пор не получалось. Для людей жизнь и работа в городе все-таки более разнообразная, развлечений больше.

ВИРТУАЛЬНЫЕ НАЧАЛЬНИКИ

— Почему же вы сделали вывод, что все вдруг изменится и люди поедут в село? Что даст толчок?

— Развитие технологий и рост мотивации к переезду в деревню по итогам экономического и эпидемиологического кризисов. Потому что образ жизни в деревне более устойчивый, в отличии от городского. Простой пример. Сейчас в деревне вы можете выйти во двор или в лес, пробежаться или просто погулять. То есть, в кризис, вы можете не менять свои привычки.

Одновременно с развитием технологий продолжается рост возможностей. И географическое положение становится уже не столь важным. Например, технология виртуальной реальности, которая вроде бы развивалась давно, теперь получила новых инвесторов – от силовых ведомств, до университетов и создателей контента «для взрослых». Понятно, что если сейчас уже можно создать иллюзию присутствия в тренажерном зале, то пройдет совсем мало времени, когда можно будет создать достоверный эффект присутствия в офисе. И это будет очень серьезный сдвиг!

— И когда он будет? Когда виртуальный начальник будет отчитывать виртуального подчиненного или жать ему виртуальную руку, не боясь вирусов?

— Признаки сдвига уже есть – видеоконференции. Их давно используют многие российские компании. Но технология дополненной реальности развивается дальше. Если кому-то из менеджеров не хватает контроля за подчиненными – эти проблемы будут сняты. Будет еще меньше проблем с коммуникациями — даже с чувством одиночества, которое часто возникает у сотрудников, работающих вне офиса. Поэтому мы взяли на себя смелость такой тренд обозначить. Технологическая возможность переезда из города все время растет.

Развитие транспорта дает возможность работать в городе, формально оставаясь в деревне.Фото: REUTERS

ДОСТАВКА РОБОТОМ

— Ваш прогноз — переезд 2-3 миллионов российских горожан в село.

— Да.

— И чем они там будут заниматься? Просто жить, работая на удаленке? Мне почему-то кажется, что возможен синтез работы с высокими технологиями и возни с сельским хозяйством. Я вот, человек городской, работаю виртуально, а между тем, уже проконсультировался со специалистами – что буду сажать.

— Тут мы говорим уже о следующих трендах — они тоже есть в нашем исследовании: это «изменение структуры занятости» и «изменение структуры потребления продовольствия». Вообще откуда взялась эта цифра в 2-3 миллиона потенциальных возвращенцев-горожан? Из статистики переезда селян в города. Но инфраструктура в селах осталась и без особых инвестиций можно обеспечить обратный переезд горожан.

Эксперт уверен, что по итогу немалая часть офисных работников покинет город насовсем и останется в деревне.Фото: РАСЮК Татьяна Витальевна

Как будет меняться занятость? Первая волна – рост интернет-торговли. До пандемии, по статистике, на нее приходилось всего 2%. Но сейчас она стремительно растет и можно ждать, что к Новому году общий по стране показатель будет уже 5%, как сейчас в регионах-лидерах — Москве и Московской области. А в столице и области — уже движение в сторону показателей развитых стран 15-20%, как в Германии и Великобритании. Понятно, что для обслуживания интернет-торговли требуется масса операторов, курьеров и … роботов.

— А вторая волна?

— Это та самая организация работы в офисе. Сейчас идет очень интересный массовый эксперимент по переводу сотрудников на удаленку. Я вот сейчас на ней…

— И у нас – почти вся редакция.

— Думаю, по итогам этого эксперимента многие сотрудники продолжат и дальше работать удаленно. Будет понятно, что производительность труда та же или выше, а издержки для работодателя меньше – не нужно платить за аренду офиса.

Третья волна — это трансформация логистики. Роботизация сбытовой цепочки, в том числе с внедрением дронов, она уже началась.

Наконец, четвертая волна – рост престижа медицинских и социальных работников в том числе в сельской местности. Доступность дистанционного образования и онлайн консультаций от медицинских “светил”.

Уверен, что по итогу всего этого немалая часть офисных работников покинет город насовсем и останется в деревне

ФЕРМЕР С ИНТЕРНЕТОМ ВМЕСТО СУПЕРМАРКЕТА

— Они, условно говоря, «поднимут сельское хозяйство»?

— И этот тренд тоже сформирован. «Американская ассоциация рестораторов» по итогам 2018 года назвала переход на «локальную еду» — важным событием года. Люди устали от стандартной еды. Они понимают, что на доставку продуктов в магазины тратится очень много денег. Чем более далекая страна снабжает вас продуктами, тем выше вероятность, что они к вам просто не доедут.

— Сужу по своей деревне и очень удивляюсь. У нас очень неплохой сетевой супермаркет, в котором никогда не было местных яблок, картошки, капусты! Единственное, удалось каким-то чудом пропихнуть на прилавок сироп из шиповника местного производства по невероятной цене 23 рубля за бутылочку! Конечно, его сразу разобрали! Я сам сразу купил 10 штук и пил с чаем всю зиму. Но это обидное исключение. Всем известно – мелкому фермеру в крупные торговые сети не попасть. Даже крупному сложно. Поэтому в Пскове можно купить голландскую или израильскую картошку. Но не свою.

— По нашим предположениям, оптовая и мелкооптовая торговля утратят большую часть своего влияния. Вы сами найдете интересного вам производителя еды и будете получать ее от него напрямую.

Продавцы и покупатели на крестьянской выставке-ярмарке в Подмосковье.Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

— Это уже работает. Интернет-агрегаторы подмосковных фермерских хозяйств, продажа продуктов «корзинами», доставка, все что нужно упаковано в вакуум. Я бы на месте сетевиков уже беспокоился…

— Вот видите. А еще есть несетевые рестораны еды из локальных продуктов. Местная сфера услуг и интернет станут важными каналами распространения продуктов в противовес сетевой рознице. А переезд части офисных работников в деревню неминуемо создаст там новые рабочие места — в том числе в сельском хозяйстве.

И, конечно, находясь за городом трудно удержаться от самостоятельного выращивания продуктов. Это какой-то инстинкт, видимо. Я и моя жена — московские офисные работники, но мы держим кур на нашем участке в селе, обеспечиваем себя домашними яйцами круглый год и огурцами, зеленью, ягодами в сезон.

КОНЕЦ ИСТОРИИ ИЛИ НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

— В вашем исследовании есть очень жесткий финальный вывод: «Конец истории города, как главного центра современной жизни». Вам не кажется, что конец городов логичен? Что та же Москва достигла пределов роста?

— В мире есть множество городов, более населенных, чем Москва. Москва даже не входит в топ-10 по этому показателю. Поэтому трудно сказать, где пределы роста для каждой агломерации. Мы всего лишь говорим, что сейчас обозначились процессы, которые могут всерьез все изменить. Раньше технологии выводили людей из деревни, теперь мы видим все больше технологий, которые развернут этот процесс в обратном направлении. Давайте смотреть на кризис, который уже пришел, как на катализатор этих перемен.

Мы начинаем жить в новой реальности. Посмотрите, появился какой-то вирус и горожанин мгновенно лишается своего привычного образа жизни. Такие внезапные события, переворачивающие уклад людей, будут возникать все чаще. Стоит об этом задуматься.

МНЕНИЕ

Каждый час просмотра сериала во время удаленки — ступенька к увольнению

Алена ВЛАДИМИРСКАЯ

А сейчас я побуду злобным капитаном очевидность и испорчу вам праздник от бесплатных онлайн-сервисов. Я с огромным уважением ко всем онлайн кинотеатрам, операм, музеям и обучающим курсам, кто в дни карантина открыл бесплатный доступ для пользователей. И сама на мет.опера онлайн подсела. Но…. (подробности)

Деревня в новом формате

Замглавы кабмина привел неутешительную статистику, согласно которой за последние 25 лет естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 млн человек. По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается 153 тысячи сельских населенных пунктов, из которых почти в 20 тысячах отсутствует постоянное население.

Безработица на селе составляет 8 процентов, что вдвое выше, чем в городе, 20 процентов населения имеет доходы ниже прожиточного минимума (в городе — 11,2 процента), заработные платы почти вдвое ниже средних показателей по экономике страны. Сельские территории слабо обеспечены основными социальными благами, там недостаточно развита инфраструктура, низкое качество жилья, не хватает школ и медицинских учреждений. «В числе последствий этих проблем возникло новое, весьма необычное и не свойственное для нашей страны явление: по рождаемости село впервые уступило городу, — рассказал Алексей Гордеев. — Этот тревожный сигнал заслуживает пристального внимания со стороны государственных органов власти и потребует принятия кардинальных мер, чтобы это явление не стало тенденцией».

Решить эту и другие проблемы российского села призвана новая государственная программа комплексного развития. Осенью прошлого года президент России Владимир Путин по итогам совещания в Ставропольском крае дал поручение правительству разработать и утвердить такой документ. Срок исполнения — 1 июня этого года. «Сроки достаточно сжатые, тем не менее необходимо, чтобы программа комплексного развития сельских территорий в соответствии с поручением президента заработала уже с 1 января 2020 года», — заявил Гордеев. Над проектом работает межведомственная рабочая группа, она уже определила цели программы, в их числе — повышение качества жизни на селе, улучшение демографической и экологической ситуации, диверсификация сельской экономики и стимулирование развития малого бизнеса.

На реализацию этих задач планируется ежегодно направлять по 250 миллиардов рублей, из которых 200 миллиардов — средства федерального бюджета. «Эту цифру еще предстоит защищать в экономическом блоке правительства», — отметил вице-премьер. Реализация программы позволит «кардинально изменить ситуацию в сельской местности и в течение десяти лет достичь заявленных целей», добавил он.

Совет Федерации намерен оказать правительству активное содействие в разработке госпрограммы, заверила спикер Валентина Матвиенко. «Мы все гордимся сельскохозяйственной отраслью, которая в последние годы демонстрирует устойчивые темпы роста, к 2021 году мы должны полностью обеспечить себя основными видами сельхозпродукции, — сказала она. — Для реализации этой программы нужны условия для тружеников села, чтобы они не были дискредитированы».

В России насчитывается 153 тысячи сельских населенных пунктов, из которых почти в 20 тысячах отсутствует постоянное население

Комитету по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поручено собрать и обобщить предложения сенаторов для передачи в минсельхоз. «Эта программа имеет стратегическое значение для всех субъектов РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга», — сказала она.

Отвечая на вопросы журналистов, Алексей Гордеев затронул еще одну острую тему — качество питания в школах, детских садах и больницах. «Это должна быть и обязанность поставщика и, соответственно, право заказчика проводить такие проверки с помощью испытаний в сертифицированных лабораториях», — заявил Гордеев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *