Пенсия морякам

Условия досрочного назначения пенсии плавсоставу

Работа моряка во все времена считалась одной из самых сложных и тяжелых. Это риск, это труд в любых погодно- климатических условиях, в длительном отрыве от земли, с ограниченными возможностями для отдыха. Поэтому правительство РФ предоставляет льготные пенсии для плавсостава и людям, занятым в этой профессии.

Кто имеет право на льготные пенсии для плавсостава

По действующему законодательству правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуется плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности ( за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет. Обязательным условием при этом является наличие трудового стажа не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на данных судах и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет, соответственно для каждого пола.

Экипажи указанных судов приобретает право на льготные пенсии для плавсостава обеспечение независимо от того, какие работы выполняет судно: перевозку грузов, пассажиров или добычу, обработку рыбы и морепродуктов и другие работы, а так же независимо от наименования профессии или должности, ни то, к какой службе судна относятся.

Полезная статья по теме: «Пенсия для моряков, ходивших под иностранным флагом»

Отдельные моменты, влияющие на получение льготной пенсии для плавсостава

Для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда необходимо, чтоб работник был зачислен в плавающий состав, а судно, на котором он работает, не относилось к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным, пригородного и внутригородского сообщения

В стаж для назначения досрочной трудовой пен­сии для плавсостава по старости не включаются периоды работы в составе ремонтных, подменных экипажей (команд), задачей которых является выполнение ремонтных работ.

Необходимо помнить, что не все лица, работающие на борту судна, входят в плавающий состав судна. Под плавсоставом понимается экипаж судна, состоящий из капитана, других лиц командного и рядового состава, обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров. Плавсостав на каждый вид судна определяется судовладельцем или вышестоящей организацией и как правило состоит в штате экипажа судна.

Работники, которые не состоят в штате экипажа судна, хотя и входят в список лиц (судовая роль), находящихся на борту судна, не являются плавающим составом судна и поэтому правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются.

ПО ЛЮБОМУ ВОПРОСУ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРЯКОВ НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ ПРЕДОСТАВЯТ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

По различным причинам суда могут длительное время находится в отстое, на консервации (для чего издается приказ судовладельца) или длительное время стоять у причальной стенки в ожидании выхода в плавание. Во всех случаях такие суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, следовательно, такие периоды в специальный стаж не засчитываются, но должны быть отражены в справке, подтверждающей льготный стаж, которую в обязательном порядке необходимо предоставить при назначении пенсии.

Новость от Минтруда 02.04.19

Сани летом. Все, что важно знать моряку о своей пенсии!

Меньше всего в такие моменты думается о своем будущем лет этак в 65 и о том, какого размера пенсия будет «капать» каждый месяц. Это не просто наши рассуждения или досужие соображения. Недавно проведенный в соцсетях опрос показал — точно знают, какие отчисления и в каком размере делает судовладелец в Пенсионный фонд России, не больше четверти моряков. Около 66 процентов — не в курсе, хотя сочли вопрос интересным и важным. Есть и такие, кто принципиально не интересуется этой темой.
Дело осложняется еще и тем, что пенсии для моряков, по крайней мере, для определенной их части, начисляются по несколько иной схеме, чем для остальных граждан России. Искать точную информацию об этом, вникать в детали мало кто хочет — проще махнуть рукой.
Именно поэтому «Корабел.ру» решил сам разобраться в вопросе с моряцкими пенсиями. Итак, рассказываем все, что выяснили.

Начнем с азов
Практически все сегодня уже знают, что пенсия у россиян состоит из двух частей — страховой и накопительной. Исключение составляют граждане, родившиеся ранее 1967 года. У них накопительная часть отсутствует, все взносы идут только в страховую.
Страховая часть является базовой, она формируется из отчислений, которые делает ваш работодатель, пока вы у него трудитесь. За врачей, к примеру, платит больница, а за моряков — судовладелец.
Накопительная часть пенсии куда меньше по размеру (обычно), но отличается она тем, что взносы туда может делать кто угодно. Как правило, у большинства этот ручеек тоже наполняет работодатель. Но теоретически вы вправе и сами добавлять в накопительную часть энное количество рублей ежемесячно, если, конечно, карман позволяет.
Сколько именно платит работодатель за своих сотрудников в Пенсионный фонд? Общая сумма составляет 22 процента. Из них 6 процентов уходит в накопительную часть вашей пенсии, остальное — в страховую. Вернее, так было до недавнего времени, пока в 2014 году не ввели мораторий на накопительную часть. Теперь эти 6 процентов тоже отправляются в страховую часть.
Кстати, сделаем здесь небольшое отступление и развеем слухи, которые бродят в последние месяцы — мол, накопительную часть отменили, деньги пропали и т.д. Их распространяют агенты частных пенсионных фондов, убеждающих граждан изъять свои накопления из государственной кубышки и отдать им. Дело это добровольное, хотите — пользуйтесь частными инструментами. Важно только знать, что никакого «сгорания» денег в ПФР нет, просто их пока нельзя пополнять в накопительной части.

«Крузенштерн» в Польше / «Росрыболовство»

Но возвращаемся к работодателям. Помимо этого, не помешает знать, что взносы идут еще и в Фонд социального страхования (2,9%) и на обязательную медицинскую страховку (5,1%).

Теперь переходим к нюансам формирования пенсий у моряков. В свое время было принято постановление, по которому часть судовладельцев получила полное освобождение от пенсионных отчислений за моряков. Вот как обрисовал эту ситуацию Пенсионный фонд России, куда «Корабел.ру», готовя этот материал, обратился за разъяснениями:
«В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации пониженные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах Российской Федерации), за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна – в отношении данных выплат и вознаграждений.
Согласно подпункту 2 пункта 2 данной статьи для указанных плательщиков тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в течение 2017–2027 гг. устанавливаются в размере 0 процентов».
Если не все удалось понять, пересказываем своими словами. В Налоговом кодексе есть пункт, разрешающий определенной категории судовладельцев вообще не платить за моряков в Пенсионный фонд. Подпадают под эту роскошную льготу те, кто зарегистрировался в Российском международном реестре судов.

Не путать с Морским регистром!
Какие суда могут быть занесены в этот реестр? Перечисляем:
1. Суда для международных перевозок и буксировок. Важно: не относится к судам старше 15 лет на момент регистрации и к судам, уже фигурирующим в иностранных реестрах.
2. Суда для каботажных перевозок и буксировки в каботаже. Здесь то же требование — им не должно быть более 15 лет.
3. Спецсуда для разведки и разработки морского дна и его недр, для гидротехнических и подводно-технических работ, а также для обеспечения этих работ.
4. Суда для торгового мореплавания, построенные на российских верфях после 1 января 2010 года. Для самоходных есть ограничение по минимальной мощности главного двигателя — не менее 55 кВт. Для несамоходных другое ограничение — вместимость не менее 80 тонн.
5. Суда, используемые для торгового мореплавания (кроме рыбопромысловых) и принадлежащие на праве собственности российским лицам.
6. Суда иностранных реестров, используемые для торгового мореплавания (кроме рыбопромысловых), возрастом не более 25 лет на дату заявки, которые зафрахтованы по бербоут-чартеру юрлицами, зарегистрированными в свободных экономических зонах.
7. Суда, используемые для регулярных перевозок грузов, пассажиров и их багажа и буксировки в каботаже (при продолжительности рейса до 24 часов), принадлежащие на праве собственности российским лицам или зафрахтованные ими по договорам бербоут-чартера.
Если ваше судно относится к одной из этих категорий, скорее всего, ваш работодатель не делает ни копейки отчислений на вашу пенсию. Значит ли это, что лишаетесь пенсии? Нет, поскольку в этом случае предусмотрена компенсация от государства.

— Судовладельцы, эксплуатирующие российские суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (не путать с Российским морским регистром судов!), не уплачивают взносов во внебюджетные фонды, включая ПФР. Но они сдают отчеты о начисленной морякам заработной плате и начисленных взносах в ПФР, с тем чтобы эти взносы были учтены на персонифицированных счетах моряков. Суммы выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда компенсируются за счет федерального бюджета путем перечисления межбюджетных трансфертов бюджету ПФР. Стаж работы моряков на таких судах засчитывается в страховой стаж, на основании которого назначаются пенсии. Таким образом, права моряков в данном случае не нарушаются, — рассказывает «Корабелу» первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук.
Как он поясняет, единственный платеж, который такие судовладельцы обязаны вносить самостоятельно — это страхование в ФСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
— В свое время, при подготовке закона об РМРС, была идея о том, чтобы за моряков на этих судах вообще не вносились платежи в ПФР («как на судах под удобным флагом» — такой был довод), но реализована не была, в том числе и вследствие позиции РПСМ, — вспоминает Игорь Ковальчук.

Будут «конверты», не будет пенсии!
Стало быть, особой проблемы нет, и моряку, в принципе, можно ни о чем не волноваться? Да, если сумма его зарплаты в точности соответствует тем данным, что подает судовладелец в Пенсионный фонд. Но вот тут-то и кроется важный подвох. Не секрет, что у многих моряков есть заметные расхождения между деньгами, выданными на руки, и цифрами в платежных ведомостях.
— Я работаю в компании «Афалина» на рефрижераторах, — рассказывает моряк Вячеслав Соколов. — Сам по образованию штурман, работал пару контрактов в должности 4-го помощника на танкерах. Так жизнь сложилась, что туда больше не попал. Сейчас работаю матросом, пришлось идти с понижением.
О пенсии он пока особо не задумывается, но в целом с системой, по которой она начисляется, знаком. Про опасность зарплат «в конвертах» тоже в курсе, но опыт показывает — избежать таких «подводных камней» удается не всегда.
— Конечно, когда по контракту у тебя зарплата восемь тысяч, а реально платят 1300 евро, это неправильно. Случись какая-то проблема с работодателем, мне бы выплатили 32 тысячи рублей за четыре месяца и все. Да и не только в этом проблема. Лучше, чтобы зарплата была официальная по курсу, с нее ведь как никак идут отчисления. Но на тот момент я только начинал на флоте, из-за отсутствия опыта было не из чего выбирать, — объясняет Соколов.— Сейчас бы так работать уже не пошел. Хотя… Если бы не было денег и нужно было куда-то срочно идти…

Студенты ВГУВТ на плавательной практике / ВГУВТ

Об этом же строго предупреждают в РПСМ:
— Моряку следует обратить внимание на то, какая заработная плата прописана у него в трудовом договоре. К сожалению, мы часто встречаемся с практикой, когда в договоре указана зарплата от 5 до 15 тыс. рублей, а остальное предполагается выплачивать иным способом. С таких доплат не только не уплачиваются взносы в ПФР, но их могут вообще не выплатить при первых признаках финансовых проблем у судовладельца.
Для того, чтобы проконтролировать, уплачиваются ли взносы и в каком размере, нужно периодически запрашивать ПФР о состоянии своего индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, рекомендует профсоюз.
А напоследок приведем полезную информацию о том, кому из моряков полагается досрочная пенсия. За сведения спасибо Игорю Ковальчуку!
«Моряки входят в дополнительный список для досрочного выхода на пенсию, могут оформить ее в 55 лет, при условии, что отработали непосредственно на судне 12,5 лет. Это законодательство сформировано еще при СССР и пока продолжает действовать. Но всяческие нововведения по требуемому общему стажу работы и подсчету баллов могут не позволить реализовать это на практике. Эти новации, собственно, и направлены на общее повышение пенсионного возраста.
Действующим законом «О страховых пенсиях» у моряков сохранено право на досрочный выход на пенсию при условии величины индивидуального пенсионного коэффициента равной 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам — 50 если они проработали соответственно 12 лет и 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе морских судов (за исключением портовых судов, служебно-вспомогательных и разъездный и т.п) и имеют страховой стаж 25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин.
Кроме того, право на досрочное назначение пенсии имеют мужчины и женщины, отработавшие 25 и 20 лет соответственно на отдельных видах судов морского флота — газовозах, химовозах, нефтеналивных, судах постоянно работающих в Арктике и др. Это так называемая пенсия за выслугу лет.
Досрочно назначается также пенсия морякам мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет отработавших на Крайнем Севере 15 лет и 20 лет в районах приравненных к ним. Если такие моряки имеют также стаж работы на морских судах 12 лет и 6 месяцев и 10 лет соответственно мужчины и женщины, то льготы в таком случае суммируются и тогда мужчины имеют право на досрочный выход на пенсию с 50 лет и женщины с 45 лет».

Южная территориальная организация Российского профсоюза моряков

В молодости мало кто задумывается о том, как и на что жить после завершения карьеры. «Совкомфлот» и Российский профсоюз моряков (РПСМ) стремятся облегчить работникам переход на новый жизненный этап. Пенсионные программы, действующие для моряков группы СКФ, – проявление социальной ответственности компании и реальный пример заботы о людях. «Вестник СКФ» подводит итоги корпоративных пенсионных проектов, которые реализуются уже больше 10 лет.

Однажды придет время

У моряков торгового флота с пенсией особая история. Работая под иностранным флагом, они зачастую не являются налоговыми резидентами РФ. Это значит, что за них не отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд России. Если моряк не успел накопить необходимый трудовой стаж для получения страховой пенсии (в 2019 году – 10 лет, к 2024 году повысится до 15), он сможет рассчитывать лишь на минимальную социальную пенсию по старости, право на которую он получит только через 5 лет после достижения общеустановленного пенсионного возраста. Остается самостоятельно откладывать деньги на пенсию, но, как показывает статистика, делают это немногие, ведь хочется жить здесь и сейчас.

Группа «Совкомфлот» – крупнейшая судоходная компания нашей страны – нанимает только россиян и крайне заинтересована в том, чтобы в составе экипажей судов были лучшие кадры. Негосударственная пенсионная программа для моряков группы СКФ действует с 1 января 2007 года и реализуется совместно с компанией «Ингосстрах-Жизнь». Страховые взносы не удерживаются из зарплат: «Совкомфлот» из собственных средств производит ежемесячные отчисления в пользу моряка пропорционально отработанному на судне времени.

На протяжении 12 лет действия программы условие получения страховой суммы остается неизменным: достигнув пенсионного возраста, участник в любое время может забрать накопленные средства полностью или оформить пожизненные ежемесячные выплаты. Можно получать накопленную за время участия в программе сумму и равными долями в течение установленного строка (при выборе этой схемы невыплаченный остаток страховой суммы может быть унаследован). Если моряк покидает компанию до достижения пенсионного возраста, он исключается из программы и теряет право на выплату.

На конец 2018 года около 5 тысяч работников плавсостава группы СКФ являлись участниками пенсионной программы. А с начала действия программы 341 моряк получил пенсионные выплаты на общую сумму 87 млн рублей.

С профсоюзом рука об руку

Дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение – большое подспорье в начале нового жизненного этапа. Кроме того, это эффективный инструмент мотивации. В «Совкомфлоте» каждый моряк может рассчитывать на пенсионную выплату. Если программа «Ингосстрах-Жизнь» охватывает командный состав, донкерманов, боцманов и поваров, то матросы, мотористы и буфетчики включены в пенсионную программу, которую компания реализует совместно с Российским профсоюзом моряков.

– РПСМ и «Совкомфлот» – давние партнеры, – говорит председатель профсоюза Юрий Сухоруков. – Мы постоянно ведем диалог. Если посмотреть на коллективный договор с СКФ, то он по всем пунктам отвечает требованиям Международной федерации транспортных рабочих (МФТ), говорим ли мы об оплате труда или социальных гарантиях. Недавно мы подписали новый договор на четыре года, и в нем зафиксировано ежегодное увеличение заработной платы, в том числе базовой ставки, что очень важно. Ведь от этой суммы рассчитываются другие составляющие заработной платы.

С 2010 года мы реализуем совместную пенсионную программу для рядовых моряков СКФ. При выходе на пенсию моряк, отработавший в компании более 10 лет, получает единовременную денежную выплату, которая формируется из собственных средств профсоюза и средств компании. Сумма выплаты для всех одинакова, но в дальнейшем мы планируем применять дифференцированный подход к ее исчислению – в зависимости от стажа работы.

Некоторые территориальные организации РПСМ в дополнение к этому предоставляют морякам, выходящим на пенсию, одноразовую компенсацию стоимости оздоровительного отдыха. Мы не просто перечисляем человеку деньги, а торжественно провожаем его на заслуженный отдых, благодарим за многолетний добросовестный труд и верность профессии. Такие церемонии уже стали доброй традицией, и для пенсионера это – событие.

Наша совместная пенсионная программа для рядовых – уникальное явление в мировой судоходной отрасли. Мы также высоко оцениваем усилия «Совкомфлота» по реализации совместной программы с негосударственным пенсионным фондом. По нашим данным, в российской судоходной отрасли подобных примеров просто нет. А в мире похожие условия предлагают своим работникам лишь некоторые компании первого эшелона, причем используются разные шкалы в зависимости от национальности моряка.

Компания не отказывается от исполнения своих обязательств даже в период низких фрахтовых ставок. Участие всех без исключения моряков в пенсионных программах демонстрирует реальную заботу о людях, и в этом направлении «Совкомфлот» и РПСМ идут рука об руку.

Пенсия: проверено на себе

Старшие механики судов «Совкомфлота» Сергей Супрун и Владимир Пляка, а также боцман Валентин Ружицкий недавно перешагнули условную черту и проверили на себе механизм работы пенсионной программы, которую реализуют компания и Российский профсоюз моряков (РПСМ). По биографиям наших собеседников можно с легкостью проследить историю компании. Морю они отдали по 30-40 лет.

Флотская карьера Владимира Александровича Пляки началась в 1977 году. После мореходной школы он пошел работать мотористом. Получил высшее образование и поднялся по карьерной лестнице. Работал на таких легендарных крупнотоннажных судах компании, как «Маршал Говоров», «Маршал Василевский», «Александр Покрышкин». Стармехом стал на танкере «Академик Пустовойт», в последнее время руководил машинной командой «СКФ Алтай».Владимир Пляка вспоминает лозунг, которым в 70-е годы встретила его мореходная школа: «Помни, моряк: романтика моря в большом труде!». Он часто вспоминался на пике карьеры, когда времени на отдых стало оставаться все меньше.

– Раньше суда нечасто меняли, вот и я на танкере «Маршал Говоров» отработал 20 лет, от приемки до сдачи «на иголки», – рассказывает Владимир Александрович. – За всю карьеру сменил всего семь судов. На берегу уже четыре месяца, и снова хочется в море, но понимаю, что нужно поберечь себя. Что ни говори, а наша работа здоровья не добавляет. Помню времена, когда на флоте было психологически легче, даже в увольнения на берег ходили в обязательном порядке. С появлением первых компьютеров мы наивно надеялись, что вот теперь избавимся от бумажной работы, но с каждым годом нагрузка только возрастала. Стало много проверок, усложнилась отчетность. Сегодня в рейсе дни летят один за другим. Представьте: за годы работы в должности старшего механика я был в увольнении на берегу всего четыре раза. Чтобы пенсия была в удовольствие, по нашим временам нужно или иметь солидные накопления, или в течение жизни инвестировать во что-то надежное. Знаю таких предусмотрительных моряков, но большинство просто улучшают текущие условия жизни. Хорошо, что компания взяла на себя поддержку ветеранов. Со временем каждый работник это оценит.

– В молодости мало кто думает о том, что здоровье нужно беречь. Раньше на конвенциональных судах были полноразмерные спортзалы, бассейны – было проще поддерживать форму, – говорит Сергей Николаевич. – Впрочем, старшему поколению грех жаловаться. В жизни мы повидали много интересного, есть что рассказать внучкам, а у меня их три. Кто еще сможет похвастаться тем, что избороздил весь мир? Не был только в Австралии и Новой Зеландии. Внес свой вклад в мировую историю: во время вооруженного конфликта в Никарагуа мы возили туда топливо для военной техники.

Сергей Николаевич Супрун всю жизнь работал на судах Новороссийского морского пароходства. В 1984 году окончил НВИМУ, трудился на танкерах различных серий: «Победа», «Николоз Бараташвили», «НС Сильвер». Старшим механиком стал на «Валерии Чкалове», где отработал 10 лет. А в 2008 году его, как одного из самых опытных и квалифицированных старших механиков, направили на новый продуктовоз «НС Стрим».

Валентин Алексеевич Ружицкий ходил в море 40 лет. Начинал матросом на рыбном флоте, в 90-е перешел на танкеры. 15 контрактов отработал на танкере «Петропавловск», а на пенсию вышел в должности боцмана танкера «СКФ Самотлор».

– Хотелось бы еще поработать, и здоровье позволяет, но ничего не поделаешь, – объясняет Валентин Алексеевич. – Молодым необходимо больше думать о своем будущем, ведь жизнь в 60 не заканчивается. Они живут сегодняшним днем, будто завтра не наступит! Это мировая тенденция.

Ветераны СКФ призывают коллег не забывать о тех, кто ждет их на берегу: «Ориентация только на материальные ценности – тупик, жизнь более сложна и многогранна. С возрастом приходишь к тому, что главное – это твои близкие, – делится с нами Владимир Александрович. – Очень жалею о том, что на протяжении многих лет не было возможности участвовать в семейных праздниках, видеть, как растут дети. Это бесценно».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *