Педагогический отпуск

Комментарий к статье 335

1. Порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразования России или в отношении которых Минобразования России осуществляет полномочия учредителя, определяются Положением «О порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года», утвержденным Приказом Минобразования России от 7 декабря 2000 г. N 3570.

Предоставление длительного отпуска педагогическим работникам иных образовательных учреждений определяется решением учредителя образовательного учреждения и уставом учреждения.

2. Длительный отпуск предоставляется педагогическому работнику по его заявлению и оформляется приказом. Длительный отпуск ректору, директору, начальнику образовательного учреждения, заведующему образовательным учреждением оформляется приказом Минобразования России.

3. Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательного учреждения.

4. Очередность и время предоставления длительного отпуска, его продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные названным Положением, определяются уставом образовательного учреждения.

5. Длительный отпуск сроком до 1 года предоставляется при условии занятия педагогической должности в соответствующем образовательном учреждении и наличии непрерывного стажа преподавательской работы. По смыслу ст. 335 ТК право на длительный отпуск не связано с обязательным 10-летним непрерывным стажем преподавательской деятельности. Закон предусматривает периодичность предоставления длительного отпуска, определяя ее не чаще чем через 10 лет непрерывной преподавательской работы. Впервые такой отпуск может быть предоставлен и работнику, не имеющему 10-летнего непрерывного стажа преподавательской работы. Однако Положение, утвержденное Приказом Минобразования России, однозначно ориентирует на наличие 10-летнего стажа как на обязательное условие предоставления такого отпуска.

6. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных Перечнем, прилагаемым к названному Положению. Перечень состоит из двух групп должностей.

Первая группа включает должности, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской деятельности независимо от объема преподавательской работы: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент, учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки), педагог дополнительного образования, руководитель физического воспитания, мастер производственного обучения, старший тренер-преподаватель, тренер-преподаватель, концертмейстер, музыкальный руководитель, воспитатель.

Вторая группа должностей, время работы в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской деятельности при условии выполнения педагогическим работником в каждом учебном году на должностях, указанных выше, преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в следующем объеме: не менее 150 часов — в учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов; не менее 240 часов — в учреждениях начального и среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного образования; не менее 6 часов в неделю — в общеобразовательных и других образовательных учреждениях. Вторая группа включает следующие должности:

Ректор, директор, начальник образовательного учреждения, заведующий образовательным учреждением;

Проректор, заместитель директора, заместитель начальника образовательного учреждения, заместитель заведующего образовательным учреждением, деятельность которых связана с образовательным процессом;

Директор, начальник филиала образовательного учреждения;

Заведующий филиалом образовательного учреждения;

Старший мастер;

Управляющий учебным хозяйством;

Декан, заместитель декана факультета;

Заведующий, заместитель заведующего кафедрой, докторантурой, аспирантурой, отделом, сектором;

Заведующий, заместитель заведующего кабинетом, лабораторией, отделением, учебно-консультационным пунктом, логопедическим пунктом, интернатом при общеобразовательном учреждении;

Ученый секретарь ученого совета;

Руководитель (заведующий) производственной практикой;

Методист;

Инструктор-методист;

Старший методист;

Старший воспитатель;

Классный воспитатель;

Социальный педагог:

Педагог-психолог;

Педагог-организатор, старший вожатый;

Инструктор по труду;

Инструктор по физической культуре.

7. Продолжительность стажа непрерывной преподавательской работы устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов. Вопросы исчисления стажа непрерывной преподавательской работы рассматриваются администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом.

8. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитываются:

Фактически проработанное время;

Время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);

Время, когда педагогический работник проходил производственную практику на оплачиваемых преподавательских должностях в период обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, аспирантуре и докторантуре;

Время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность), и он получал пособие по государственному социальному страхованию, за исключением времени, когда педагогический работник находился в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

9. Названное Положение содержит специальные случаи перерыва непрерывного стажа преподавательской работы для целей предоставления длительного отпуска.

10. Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, последний продлевается на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией переносится на другой срок. Длительный отпуск не продлевается и не переносится, если педагогический работник в указанный период ухаживал за заболевшим членом семьи.

Как работнику образовательной сферы уйти в длительную вакацию? Можно ли уйти на отдых, если еще не завершен учебный год? Как составить и подать заявление? Все подробности в материале ниже.

Длительный отпуск педагогических работников

По Трудовому Кодексу сотрудники образовательной сферы имеют по умолчанию право на продленный отдых. Все нюансы педагогической работы выделены в законе статьей № 335. Учитываются различные нюансы работы, в том числе проработанный период, период практики и замещения других сотрудников.

Кто может рассчитывать на длительный отпуск?

Работники дошкольных и школьных учреждений, а также иных образовательных имеют право на оплачиваемый продленный отдых сроком в сорок два календарных дня.
На отдых 56-дневный имеют право служащие начальных, средних и высших образовательных классов, обучающие учеников в мастерских и других курсах повышения профессиональных навыков, путем обучения.

А также работники служб поддержки и психологической помощи при школе или ином образовательном учреждении, и служащие в медучреждении направленном она обучение.
По закону, служащим при учете отдельных критериев, имеют основание получить отпуск сроком до 365 дней, через каждую проработанную десятилетку.

Особенности отпуска педагогических работников

По определению, служащие работающие в образовательной сфере, имеют преимущество перед остальными категориями работников. Их базовый отдых увеличен на срок от 42 до 56 дней в течении календарного года. Срок определяется типом организации и постом, который занимает сотрудник. Это право дается по причине повышенной психоэмоциональной нагрузки, которая присутствует у преподавателей во время работы.

Продолжительность

Педагоги – отдельная категория служащих, вакации которых продлены по умолчанию, То есть, она дольше 28 календарных дней изначально. У педагогического отгула есть минимальная и максимальная продолжительность, определенная ст.335 ТК РФ.

Минимальная длина дополнительного отпуска для педагога составляет сорок два календарных дня. Максимально – пятьдесят шесть календарных дней. Раз в десять лет, сотрудник образовательной сферы имеет право на оплачиваемый отдых длиной до одного календарного года.

Может ли учитель взять отпуск во время учебного года?

Педагог имеет право взять длительный отгул во время учебного года, при этом организации этот фактор урона не наносит урона организации, и рабочее место и количество часов сохраняется за учителем. При этом направление на другое место работы, должность или сокращение по желанию начальства недопустимо. (исключение – закрытие образовательного учреждения).

Как оформить длительный отпуск педагогических работников до 1 года?

Чтобы продлить базовый отдых, добавив к нему дополнительные сутки, нужно направить прошение руководителю учреждения. Учитывается стаж трудовой деятельности, период простоя и трудовой практики. После этого руководитель издает приказ о назначении сотруднику отгула сроком до одного года.
Такие факторы как оплата отдыха, период, очередь и иное определяются в трудовом уставе организации либо локальным нормативным актом.

Заявление на длительный отпуск – образец

Заявление на длительный отгул имеет установленный ГОСТом образец.
В акте указываются Ф.И.О. начальника либо замещающего лица и полное наименование учреждения. Личные данные и должность служащего, в основе – прошение о предоставлении дополнительного отгула, период, и право на удовлетворение заявления – десятилетний рабочий стаж. Ниже – Ф.И.О. и подпись составителя.

Заявление на длительный отпуск – образец

melena1001

Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой: лучше много больших отпусков. Но «Трудовой кодекс» – штука бессердечная.

Он дает нам на отдых всего месяц в году с возможностью дробить его по своему усмотрению с согласия работодателя. Тут уж каждый выкручивается, как может. Кто-то предпочитает отдыхать редко, но «на полную катушку», другие отправляются в погоню за впечатлениями ненадолго несколько раз в году, третьи делят отпуск таким образом, что он достигает микроскопических размеров. Давайте посмотрим, какой тип отпуска позволяет лучше отдохнуть и отвлечься от рабочих будней.

Долгий отпуск

Наверное, большинство российских работников предпочитают отдыхать редко, но «по полной». И по качеству, и по количеству отпускных дней. Поэтому многие берут отпуск не менее чем на две недели. Как говорила одна моя знакомая: «Не вижу смысла отдыхать меньше. Ведь в течение первой недели отпуска мне все равно снится работа». Реже работники отправляются отдыхать на целый месяц – не каждый работодатель готов отпустить сотрудника так надолго. Но такие путешественники тоже встречаются.

В долгих, но редких отпусках есть свои плюсы. Во-первых, человек действительно успевает отдохнуть и отвлечься от работы. Во-вторых, успевает пройти акклиматизацию без вреда для здоровья. В-третьих, за такой долгий период можно многое успеть: и на пляже полежать, и новых впечатлений набраться. После такого долгого отпуска работники обычно возвращаются свежими, отдохнувшими и готовыми к новым трудовым подвигам.

Но есть в этом типе отдыха и свои минусы. За месячный отпуск можно и «переотдыхать» – отвыкнуть от рабочего ритма, в который потом трудно будет вернуться. Да и весь остальной год без отпуска может привести к чувству хронической усталости и даже профессиональному выгоранию.

А нехватка новых впечатлений – к творческому кризису. Так что, даже выбирая долгие, но редкие отпуска, стоит давать себе возможности иногда уезжать на выходные или праздники, чтобы отвлечься от работы.

Много маленьких

Вообще-то, согласно «Трудовому кодексу», один из отпусков должен быть не меньше 14 календарных дней. Но если работник хочет разбить его, работодатель часто идет навстречу – отпускать работника на короткий период всегда проще, чем на долгий.

Одна моя коллега говорила: единственный способ без стресса пережить российское межсезонье – несколько раз в осенне-зимний период отправляться в отпуск в теплые страны. Так она и поступала: делила свой годовой отпуск на четыре недели и каждый месяц поздней осенью и зимой отправлялась на юга. В таком подходе есть свои плюсы. Короткий отпуск позволяет зарядиться позитивными эмоциями и получить массу новых впечатлений. Частые отпуска не дают начать хандрить в довольно депрессивное время года, когда нам остро не хватает солнца.

Но и минусов тоже хватает. Во-первых, при таком отпуске человек не дает себе время на акклиматизацию, а постоянная смена климата – стресс для организма. Во-вторых, много маленьких отпусков – это всегда дороже, чем один большой. То есть, позволить себе короткие поездки могут только очень здоровые и обеспеченные люди. Ну и, в конце концов, недельного отпуска может не хватить для полноценного отдыха и психологической разрядки.

Один день – тоже отпуск

Летом некоторые работники выбирают экстремальный вариант – берут отпуск по одному дню и работают четыре вместо пяти дней в неделю. А на трехдневные выходные уезжают на природу. Чаще всего – на дачу.

В определенных случаях такой отдых имеет смысл. Например, когда какие-то объективные причины в любом случае не дают возможности отправиться в путешествие: работа, финансы, маленькие дети или домашние животные. Или когда для человека любимое место отдыха – собственный домик в деревне. Такой подход к отпуску вряд ли позволит человеку полностью переключиться на режим отдыха. Но если работа любимая, и она не становится источником постоянных стрессов, то, может, это и необязательно.

Кроме вопроса «сколько отдыхать», важно еще и то, как это делать…..

Приложение. Порядок предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года

Приложение

Порядок
предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2016 г. N 644)

1. Порядок предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года устанавливает правила и условия предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года (далее соответственно — длительный отпуск, организация, Порядок).

2. Педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381) (далее соответственно — педагогические работники, Номенклатура), имеют право на длительный отпуск не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы.

3. Продолжительность непрерывной педагогической работы устанавливается организацией в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих факт непрерывной педагогической работы.

4. При предоставлении длительного отпуска сроком до одного года учитывается:

4.1. Фактически проработанное время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору. Периоды фактически проработанного времени замещения должностей педагогических работников по трудовому договору суммируются, если продолжительность перерыва между увольнением с педагогической работы и поступлением на педагогическую работу, либо после увольнения из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, при условии, что работе в указанных органах предшествовала педагогическая работа, составляет не более трех месяцев;

4.2. Время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) (в том числе время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы, переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, время, когда педагогический работник находился в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет);

4.3. Время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору в период прохождения производственной практики, если перерыв между днём окончания профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и днём поступления на педагогическую работу не превысил одного месяца.

5. Продолжительность длительного отпуска, очерёдность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска, работающим по совместительству, оплата за счёт средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, не предусмотренные настоящим Порядком, определяются коллективным договором.

6. Длительный отпуск предоставляется педагогическому работнику на основании его заявления и оформляется распорядительным актом организации.

7. За педагогическими работниками, находящимися в длительном отпуске, сохраняется место работы (должность).

За педагогическими работниками, находящимися в длительном отпуске, сохраняется объём учебной нагрузки при условии, что за этот период не уменьшилось количество часов по учебным планам, учебным графикам, образовательным программам или количество обучающихся, учебных групп (классов).

Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе работодателя за исключением ликвидации организации.

_____________________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *