Ответственность родителей за неуспеваемость детей в школе

Ответственность школы за неуспеваемость ученика

Добрый день!

Школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса.

Что касается ответственности именно за неуспеваемость, то такую ответственность несут только родители.

ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Причем ответственность это может самой различной — в зависимости от последствий. В отдельных случаях предусмотрена даже уголовная ответственность

Любой родитель, воспитывающий ребенка-школьника, хотя бы раз сталкивался с проблемой — наказывать или нет сына или дочь за плохие оценки? Прежде чем хвататься за ремень, что в принципе недопустимо в воспитании, или лишать ребенка компьютера за принесенную из школы двойку, попробуйте разобраться в себе. Почему этот факт вас так задевает? Также не будет лишним прояснить причины плохой успеваемости чада.

Важность отметок в школе

Учеба в жизни ребенка школьного возраста играет важную роль, но далеко не главную. Чаще всего плохие оценки расстраивают больше родителей. Психологи советуют не акцентировать излишнее внимание на двойках, если ребенок лишь изредка получает плохие отметки. Но если низкая успеваемость в школе приобрела систематический характер, стоит принять меры. Прежде всего нужно выяснить причину такого поведения и объективность отметок. Нередки случаи, когда плохие оценки ставятся ученикам несправедливо. Но если двойки вполне заслуженные, стоит подумать, почему вас так ранит этот факт?

Практически все родители мечтают, чтобы их дети учились в школе на «хорошо» и «отлично». Они переживают за будущее и карьеру своего чада, и это нормально. Но стоит ли придавать цифрам в дневнике такое большое значение? Не будем вспоминать великих гениев-двоечников, но факт остается фактом — успеваемость в школе не является 100% счастливым билетом в безбедное и успешное будущее. Гораздо важнее развивать способности и таланты ребенка.

Некоторые психологи советуют нанимать репетиторов или самостоятельно уделять внимание изучению именно тех предметов, к которым у ребенка есть склонности. Развивая свои таланты, сын или дочь смогут глубже познать предметы, которые в будущем помогут им в карьере. Успевать по всем предметам на «5» чаще всего не имеет смысла. Это лишь ввергает ребенка в дополнительный стресс и мотивирует не на получение качественных знаний, а на механическую охоту за красивыми отметками в дневнике.

Причины плохой успеваемости в школе

Если ребенок плохо учится, причин может быть несколько:

  • Школьник потерял мотивацию и интерес к учебе.
  • Плохие отметки могут стать следствием демонстративного поведения ребенка.
  • Учитель преподносит материал недостаточно компетентно.
  • Ребенок находится в хроническом стрессе.

  • Школьнику тяжело даются новые знания, нет навыков эффективного усвоения информации.
  • Напряженные отношения с учителем или сверстниками.
  • Родители придают завышенное значение отметкам.

Устранив причины плохой успеваемости в школе, вы сможете значительно улучшить ситуацию с отметками.

Наказывать ли за плохие оценки?

Мы подошли к самому главному — наказывать ли ребенка за плохие оценки? И вообще, как реагировать на успеваемость в школе? Психологи советуют не наказывать ребенка за двойки, а реагировать на лень и расхлябанность. Если вы видите, что ребенок раньше учился на «хорошо» и «отлично», а теперь стал скатываться вниз, стоит срочно найти причину такого поведения, пока ситуация не усугубилась.

Если главные причины плохих отметок — излишняя увлеченность компьютерными играми, продолжительные прогулки с друзьями на улице, то стоит ограничить именно это, а не ругать за двойки. Выясните причину потери мотивации к учебе и только после этого принимайте превентивные меры.

Стоит помнить, что все дети разные. Для кого красная отметка в дневнике — большой стресс, для кого-то — незначительное событие, которому не стоит придавать значение. Особенно остро на отрицательные оценки реагируют младшие школьники. Постоянное наказывая ребенка за двойки без выяснения причин, и не поддерживая его морально, вы вгоняете его в еще большее напряжение.

Закончил четверть на «5»? Держи планшет!

Не стоит также заниматься профилактикой двоек, поощряя хорошую успеваемость материальными благами и другими бонусами. Такое поведение родителей вынуждает ребенка механически получать отметки в школе, не углубляясь в предметы. Все мы помним свое детство и товарищей, которые выпрашивали у учителей хорошие оценки слезами, манипуляциями и другими нездоровыми способами.

Хвалите ребенка за успехи, сравнивая его «сегодняшнего» со «вчерашним». Не ставьте в пример более успешных сверстников, это ранит детскую психику и душевно отдаляет вас от ребенка. Чаще употребляйте в речи слово «зато». «Да, ты плохо рисуешь, зато по математике одни пятерки», «Да, ты получил тройку, зато в этот раз сделал уже меньше ошибок» и т. д.

Помните, что мотивация к учебе зависит от отношения учителя к своему предмету, отношения родителей к учебе и личностного стимула школьника. Альянс этих факторов дает отличные результаты. Не контролируйте излишне школьника, особенно в младших классах. Не стоит делать за него уроки, только проверяйте выполнение заданий.

Пусть школа не будет тяжкой повинностью, а мотивация к учебе — избеганием наказания за двойки. Тогда ребенок сможет развить в себе здоровый интерес к новым знаниям, получая при этом истинное удовольствие от учебы.

Как наказать ребенка за плохие оценки за четверть?

В моей семье две дочери. Разные оценки бывали за время учёбы. Но мы никогда не наказывали детей за низкие баллы в школе. Не орали, в углы не ставили и, уж тем более, не били. Во-первых. Совершенно разные могут быть причины такой ситуации. И дети не всегда учили урок, были невнимательны или поленились. Но ведь и сам преподаватель может быть не прав — плохо объяснил, не объяснил вообще тему, но ответов требует, не исключено и предвзятое отношение к ученикам. Также бывает у детей и усталость, апатия, потеря интереса к учёбе, проблемы со здоровьем, не замеченные вечно занятыми родителями — всё так, как это бывает и у взрослых людей.

В нашей семье мы всегда старались выяснить причину, что случилось, почему ребёнок не осилил всё. Всегда садились и говорили, расспрашивали, пытались объяснить, почему учёба, знания — это важно. Когда и наши упущения выявлялись. А иногда выяснялись и такие вопросы, что приходилось решать всему классу в присутствии директора. Например, у старшей, когда она в школе училась, весь класс не успевал по английскому языку. Только 4 человека имели нормальные оценки. Оказалось, что учитель сама саботирует уроки, а упор делает на платное репетиторство. Те, кто у неё занимался за деньги, те и успевали. Сменили преподавателя и оценки выровнялись почти у всех учеников.

А вот соседка рассказывала (дети у неё уже давно взрослые), что учительница жаловалась всё время на одну из её дочерей. Она боялась этой оценки таким важным человеком и дочку лупила после каждой жалобы, била головой о стену. Потом подруги дочери ей рассказали, что просто классный руководитель очень девочку не любит и о её проступках просто врёт.

Поэтому, считаю, что за оценки нельзя наказывать такими способами. Нужно выяснить причину и работать над ней. Может не только в ребёнке дело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *