Отмена исполнительного производства

Содержание

Процедура завершения исполнительного производства судебными приставами

ПРОЦЕДУРА ЗАВЕРШЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ

Сроки и основания закрытия исполнительных производств судебными приставами

Завершение исполнительных производств считается их обязательной стадией. Оно может выполняться в двух видах: прекращение или окончание исполнительных производств.

Считается, что актуальным законодательством на сегодняшний момент в недостаточной мере разграничиваются понятия прекращения и окончания исполнительных производств и фактически только просто перечисляются их основания.

С определённой долей условности как о критериях, по которым возможно разграничивать рассматриваемые институты, следует сказать про субъекты, уполномоченные прекращать или оканчивать исполнительные производства. Так, если прекращения исполнительных производств возможны и по решениям судов, и по решениям судебных приставов-исполнителей (хотя и при помощи императивно установленных оснований для каждого из них), то окончание исполнительных производств возможно только в соответствии с инициативами судебных приставов-исполнителей.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона об исполнительном производстве исполнительные производства прекращаются судами в следующих ситуациях:

-после смерти граждан-взыскателей (гражданин-должников), объявления их умершими либо признания их отсутствующими без вести, если установленные судебными актами, актами других органов или должностных лиц обязанности и требования не могут быть переданы правопреемникам и не могут быть выполнены доверительными управляющими, которые назначены органами опеки и попечительства;

-после утраты возможностей исполнения исполнительных документов, которые обязывают должников совершать необходимые действия (воздерживаться от совершения необходимых действий);

-после отказа взыскателей от получения вещей, которые изъяты у должников в процессе исполнения исполнительных документов, содержащих требования о передаче их взыскателям;

-в прочих ситуациях, когда в федеральном законодательстве предусматривается прекращение исполнительных производств (к примеру, исполнительные производства по взысканиям штрафов за преступления подлежат прекращению при отмене приговоров в части присуждения штрафов, при этом должны быть возвращены все денежные средства, которые взысканы в процессе исполнения в соответствии с частью 14 статьи 103 Федерального закона об исполнительном производстве).

Гражданским процессуальным законодательством установлено, что вопросы прекращений исполнительных производств рассматриваются судами, на подведомственных территориях которых исполняют свои обязанности судебные приставы-исполнители, в срок 10 дней. Об этом должны извещаться взыскатели, должники, судебные приставы-исполнители, при этом их неявки не считаются препятствиями для разрешения вышеуказанных вопросов. В соответствии с результатами рассмотрений заявлений о прекращениях исполнительных производств судами выносятся определения, которые направляются взыскателям, должникам, а также судебным приставам-исполнителям, отвечающим за исполнительное производство. На вышеуказанные определения судов могут быть поданы частные жалобы в соответствии со статьёй 440 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Необходимо заметить, что в тех ситуациях, когда вопросы о прекращениях исполнительных производств разрешаются в судах, имеется презумпция их рассмотрения в судах общей юрисдикции, на подведомственных территориях которых исполняют свои обязанности судебные приставы-исполнители в соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона об исполнительном производстве.

Прекращения исполнительных производств, которые возбуждены на основании исполнительных документов, выданных арбитражными судами, производятся теми же арбитражными судами либо арбитражными судами, на подведомственных территориях которых исполняют свои обязанности судебные приставы-исполнители в нижеследующих ситуациях:

-при исполнениях актов органов, которые выполняют контрольные обязанности, или судебных решений, актов прочих органов и должностных лиц по административным делам, или актов прочих органов в случаях, которые предусмотрены в федеральном законодательстве — по отношению к организациям или гражданам, ведущим предпринимательскую деятельность без получения статуса юридических лиц;

-при исполнениях постановлений судебных приставов-исполнителей согласно части 16 статьи 30 Федерального закона об исполнительном производстве в случаях, если должниками являются организации или граждане, ведущие предпринимательскую деятельность без получения статуса юридических лиц.

Заявления о прекращениях исполнительных производств рассматриваются в срок 10 дней в порядке, который предусмотрен в статье 324 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, т. е. с извещением взыскателей, должников и судебных приставов-исполнителей. Неявки вышеуказанных лиц, которые извещены соответствующим образом о месте и времени проведения судебных заседаний, не являются препятствиями для рассмотрения заявлений. В соответствии с результатами их рассмотрения выносятся определения, копии которых направляют взыскателям, должникам и судебным приставам-исполнителям.

При этом определения арбитражных судов о прекращениях исполнительных производств или об отказах в прекращениях исполнительных производств могут быть обжалованы в соответствии со статьёй 327 Арбитражно-процессуального кодекса РФ.

Исполнительные производства прекращаются судебными приставами-исполнителями в нижеследующих ситуациях:

-при принятии судами актов о прекращениях исполнений выданных ими исполнительных документов;

-при принятии судами отказов взыскателей от взысканий;

-при утверждении судами мировых соглашений между взыскателями и должниками;

-при отмене судебных актов, на основании которых выданы исполнительные документы;

-при отмене или признании недействительными исполнительных документов, на основании которых возбуждены исполнительные производства;

-при прекращении в соответствии с основаниями и порядком, которые установлены в федеральном законодательстве, исполнения судебных актов, актов прочих органов или должностных лиц по делам об административных правонарушениях судами, прочими органами или должностными лицами, выдавшими исполнительные документы.

В соответствии со статьёй 31.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судьи, органы, должностные лица, которые вынесли постановления о назначениях административных наказаний, прекращают исполнения постановлений в нижеследующих ситуациях:

-при издании актов амнистии, если такие акты устраняют использование административных наказаний;

-при отмене или признании утратившими силу норм законодательства, которые устанавливают административную ответственность за совершённые правонарушения;

-в случаях смерти лиц, которые привлечены к административной ответственности, либо объявления их законодательном порядке умершими;

-при истечении сроков давности исполнения постановлений о назначениях административных наказаний, которые установлены в статье 31.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ;

-при отмене постановлений, при вынесении в случаях, которые предусмотрены в административном законодательстве, постановлений о прекращениях исполнений постановлений о назначениях административных наказаний.

Следовательно, можно прийти к выводу, что судебные приставы-исполнители обычно имеют права на прекращение исполнительных производств при наличии соответствующих судебных актов.

Порядок прекращения исполнительных производств судебными приставами

Заявления о прекращении исполнительных производств рассматриваются судебными приставами-исполнителями в срок 10 дней с момента поступлений к ним заявлений. В соответствии с результатами рассмотрений заявлений судебные приставы-исполнители выносят постановления о прекращении исполнительных производств или об отказе в их прекращении в соответствии с частью 4 статьи 45 Федерального закона об исполнительном производстве.

Судебные акты, акты других органов или должностных лиц о прекращении исполнения исполнительных документов подлежат немедленному исполнению при их получении судебными приставами-исполнителями.

В Федеральном законе об исполнительном производстве содержатся прямые указания правовых последствий прекращений исполнительных производств, главным из которых считается отмена любых назначенных мер принудительных исполнений, в т. ч. ареста имущества, а также ограничений, которые установлены для должников. Однако это должно указываться в постановлениях судебных приставов-исполнителей о прекращении исполнительных производств в соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона об исполнительном производстве.

Вместе с вынесением постановлений о прекращении основных исполнительных производств, судебные приставы-исполнители возбуждают исполнительные производства по не полностью либо частично исполненным постановлениям о взысканиях с должников расходов на совершение исполнительных действий, исполнительских сборов и штрафов, которые наложены судебными приставами-исполнителями при исполнении исполнительных документов. Исключениями считаются прекращения исполнительных производств в связи с отменами судебных актов, на основании которых выданы исполнительные документы, а также с отменами или признаниями недействительными исполнительных документов, на основании которых возбуждены исполнительные производства.

В случаях, если после прекращения основных исполнительных производств возбуждаются исполнительные производства, то ограничения, которые установлены для должников в процессе основных исполнительных производств, сохраняются судебными приставами-исполнителями, но только в размерах, которые необходимы для исполнения вновь возбужденных исполнительных производств.

Копии постановлений судебных приставов-исполнителей о прекращениях исполнительных производств, об отменах мер принудительных исполнений и о возбуждениях исполнительных производств направляются взыскателям, должникам, судам, другим органам или должностным лицам, которые выдали исполнительные документы, а также органам (лицам), исполняющим постановления об установлениях для должников ограничений, в срок 3 дня с момента вынесений постановлений о прекращениях исполнительных производств.

Важнейшей нормой законодательства об исполнительном производстве считается положение о том, что исполнительные документы, по которым исполнительные производства прекращены, остаются в материалах прекращенных исполнительных производств и не могут быть в последствии предъявлены для исполнения в соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона об исполнительном производстве. Помимо этого, имеется норма, в соответствии с которой прекращённые исполнительные производства не могут быть возбуждены снова.

Порядок окончания исполнительных производств судебными приставами

Судебными приставами-исполнителями исполнительные производства оканчиваются в следующих ситуациях:

-При фактических исполнениях требований, которые содержатся в исполнительных документах. Здесь важнейшую значимость для судебных приставов-исполнителей имеют факты наличия документальных подтверждений оплаты задолженностей (квитанций об оплате, чеков и т. п.).

-При фактических исполнениях за счёт одного либо нескольких должников требований о солидарных взысканиях, которые содержатся в исполнительных документах, объединённых в сводные исполнительные производства.

-При возвращениях взыскателям исполнительных документов на основаниях, которые предусмотрены в статье 46 Федерального закона об исполнительном производстве.

-При возвращениях исполнительных документов по требованиям судов, других органов или должностных лиц, которые выдали исполнительные документы.

-При направлениях исполнительных документов из одних подразделений судебных приставов в другие.

-При ликвидациях организаций-должников и направлениях исполнительных документов в ликвидационные комиссии (к ликвидаторам), кроме исполнительных документов, которые указаны в части 4 статьи 96 Федерального закона об исполнительном производстве.

-При признаниях организаций-должников банкротами и направлениях исполнительных документов конкурсным управляющим, кроме исполнительных документов, которые указаны в части 4 статьи 96 Федерального закона об исполнительном производстве.

-При направлениях копий исполнительных документов в организации для удержаний периодических платежей, которые установлены в исполнительных документах.

-При истечениях сроков давности исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц по делам об административных правонарушениях (при учёте норм, которые предусмотрены в части 9 статьи 36 Федерального закона об исполнительном производстве) в независимости от фактических исполнений этих актов.

Следует учесть, что исполнения солидарных обязанностей в полном объёме одним из должников освобождает прочих должников от исполнений обязательств. Соответственно, в случаях, если другое не вытекает из взаимоотношений между солидарными должниками:

-должники, которые исполнили солидарные обязанности, имеют права на регрессные требования к прочим должникам в равных долях за вычетом долей, падающих на них самих;

-неуплаченные денежные средства одним из солидарных должников должникам, исполнившим солидарные обязанности, надают в равных долях на этих должников и на прочих должников в соответствии со статьёй 325 Гражданского кодекса РФ.

Несмотря на то, что в статье 47 Федерального закона об исполнительном производстве имеется закрытый перечень оснований для окончаний исполнительных производств, в этом же законе существуют дополнительные основания. Так, в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона об исполнительном производстве, после установления местонахождений должников и их имущества судебные приставы-исполнители оканчивают исполнительные производства, если должники и их имущество находятся на неподведомственных им территориях и не имеется обстоятельств, которые предусмотрены в части 6 этой статьи.

Помимо этого, в части 15 статьи 103 Федерального закона об исполнительном производстве устанавливаются дополнительные основания для окончаний исполнительных производств по исполнительным листам о взыскании штрафов за совершение преступлений. К ним следует отнести:

-выплату штрафов в полных объёмах;

-замену штрафов другими видами наказаний или отмену наказаний в форме штрафов при амнистиях или помилованиях;

-передачу исполнительных документов в другие подразделения судебных приставов (в случае исполнений в общем порядке);

-смерть должников-осуждённых или объявление их умершими.

Если при прекращениях исполнительных производств исполнительные документы остаются в материалах дел во всех случаях, то при окончаниях исполнительных производств подлинники исполнительных документов остаются в оконченных исполнительных производствах в случаях, которые предусмотрены в пунктах 1, 2, 8 и 9 части 1 статьи 47 Федерального закона об исполнительном производстве. В прочих ситуациях в оконченных исполнительных производствах остаются только копии исполнительных документов.

Об окончаниях исполнительных производств выносятся постановления, содержащие указания на исполнения требований, которые имеются в исполнительных документах в полных объёмах либо частично или на их неисполнения. В случаях окончания сводных исполнительных производств по исполнительным документам, которые содержат требования о солидарных взысканиях, в постановлениях указывают, с каких должников и в каких размерах произведены солидарные взыскания.

В постановлениях об окончаниях исполнительных производств отменяют розыск должников, их имущества, а также установленные для должников ограничения, в т. ч. ограничения на выезд за границу и ограничения прав должников на их имущество. При окончаниях исполнительных производств в связи с их передачей в другие подразделения судебных приставов на основаниях, которые установлены в Федеральном законе об исполнительном производстве, отмена розыска должников и их имущества, а также установленных для должников ограничений не производится. В этих случаях полномочия по отмене розыска, а также по отмене и изменению ограничений переходят к судебным приставам-исполнителям, которым переданы исполнительные производства.

Одновременно с вынесениями постановлений об окончаниях основных исполнительных производств судебные приставы-исполнители возбуждают исполнительные производства по неисполненным частично или полностью постановлениям о взысканиях с должников расходов на совершение исполнительных действий, исполнительских сборов и штрафов, которые наложены судебными приставами-исполнителями при исполнениях исполнительных документов. Постановления о возбуждениях таких исполнительных производств направляются вместе с постановлениями об окончаниях основных исполнительных производств должникам, а в случае необходимости и прочим лицам.

В этих случаях ограничения, которые установлены для должников в процессе основных исполнительных производств, сохраняются судебными приставами-исполнителями в размерах, которые необходимы для исполнений вновь возбужденных исполнительных производств.

Копии постановлений судебных приставов-исполнителей об окончаниях исполнительных производств не позднее дня, который следуют за днём их вынесения, направляют:

-взыскателям и должникам;

-в суды, другие органы либо должностным лицам, которые выдали исполнительные документы;

-в банки или прочие кредитные организации либо органы, которые исполняли требования по установлению ограничений по отношению к должникам и их имуществу;

-в организации или органы, которые осуществляли розыск должников и их имущества.

Мерой, которая направлена на самое полное и верное исполнение исполнительных документов, является норма Федерального закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой на протяжении сроков предъявлений исполнительных документов для исполнения постановления судебных приставов-исполнителей об окончаниях исполнительных производств могут быть отменены старшими судебными приставами по личной инициативе или по заявлениям взыскателей при необходимости повторных совершений исполнительных действий и применений, в т. ч. повторных, мер принудительных исполнений в соответствии с частью 9 статьи 47 Федерального закона об исполнительном производстве.

По оконченным исполнительным производствам о взысканиях периодических платежей судебные приставы-исполнители имеют права на проведение проверок правильности удержаний и перечислений финансовых средств по судебным актам, актам других органов или должностных лиц по заявлениям взыскателей или по личной инициативе. При этом указанные исполнительные действия судебные приставы-исполнители имеют право производить в самостоятельном порядке либо поручить их выполнения соответствующим судебным приставам-исполнителям в соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона об исполнительном производстве.

Постановление об окончании исполнительного производства

Отмена исполнительного производства

Процесс отмены ИП может быть прекращен судом или судебным приставом по ряду причин, указанных в статье 43 Федерального закона № 229-ФЗ. А также возобновлен в случаях, когда судебное решение или обстоятельства, ранее являвшиеся основанием для прекращения, изменились. Кроме того, возобновление возможно по заявлению со стороны взыскателя или по инициативе пристава.

ФЗ об окончании исполнительного производства

В соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ окончание ИП находится в полномочиях судебного пристава. В его полномочиях вынести постановление об окончании процесса в случаях:

  • исполнение требований;
  • возвращение взыскателю исполнительного документа (далее – ИД);
  • признание несостоятельности должника;
  • отправка копии документа в соответствующее ведомство для дальнейшего удержания с должника периодических платежей;
  • истечение давности судебного акта.

Данный документ в исполнительном производстве (далее – ИП) выносится после окончания процесса. В нем указывается фактическая степень исполнения (полная или частичная). Копии постановления в обязательном порядке направляются:

  • должнику;
  • суду или другому органу, должностному лицу, который выдал исполнительный документ;
  • кредитной организации, если она исполняла требования по установке ограничений к должнику;
  • органам, которые занимались розыском должника, его собственности и т. д.;
  • взыскателю.

Скачать постановление об окончании исполнительного производства

Что значит прекращено взыскание по исполнительному производству?

В статье 44 Федерального закона № 229-ФЗ поясняется, что в таком случае пристав-исполнитель выпишет соответствующее постановление, в котором им будут отменены все ранее предписанные к исполнению меры и ограничения к должнику. А также в документе проставляется отметка о полном или частичном исполнении требования. Документ, по которому были прекращены действия, сохраняется, и по нему невозможно повторное исполнение.

Основания и причины для прекращения исполнительного производства судебным приставом

Пристав обладает полномочиями для законодательного прекращения ИП. Наиболее часто это происходит в следующих случаях:

  • суд принял решение о прекращении исполнения, выданного им ранее документа;
  • взыскатель в судебном порядке отказался от взыскания;
  • стороны достигли мирового соглашения;
  • произошла отмена или признание недействительности судебного акта, документа к исполнению;
  • задолженность была признана безнадежной;
  • прекращение обязательств по алиментам в соответствии со ст. 120 СК РФ.

Прекращение исполнительного производства в связи с исполнением

В случае если требования ИД выполнены в полном объеме, то в соответствии со статьей 47 Федерального закона № 229-ФЗ ИП подлежит окончанию судебным приставом.

Как прекратить исполнительное производство?

Пристав уполномочен инициировать окончание процесса в связи с полным исполнением требований. Если требования не были исполнены, то ИП может быть прекращено только в судебном порядке или судебным приставом по причинам, перечисленным в 43 статье закона № 229-ФЗ.

В каких случаях исполнительное производство прекращается судом?

Суд прекращает ИП в случаях:

  • смерти или пропажи без вести должника;
  • невозможности фактического исполнения требований;
  • прямого отказа взыскателя от получения.

Исполнительное производство должно быть завершено в течение

Согласно статье 36 закона № 229-ФЗ требования должны быть исполнены приставом в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения процесса.

Прекращение исполнительного производства за невозможностью взыскания

На основании постановления Пленума ВС РФ № 50, если у должника отсутствует в собственности имущество, подлежащее взысканию, то это может являться основанием к окончанию производственных действий в том случае, если пристав предпринял все допустимые меры по его розыску, но не достиг результата.

Прекращение исполнительного производства по заявлению взыскателя

Процесс взыскания также может быть прекращен по инициативе взыскателя, в случае его обращения в суд с отказом от взыскания или отказа от получения собственности, изъятой у должника в его пользу.

Порядок отмены исполнительного производства

Данный вопрос регламентируется статьей 440 ГПК РФ. Решение о приостановлении или прекращении ИП принимается судом с обязательным извещением пристава, должника и взыскателя. Для возобновления необходимо определение того же суда.

Как отменить исполнительное производство судебных приставов?

  1. Взыскатель решает отказаться от своих претензий и взысканий, и/или происходит заключение мирового соглашения между сторонами ИП (ст. 439 Гражданско-процессуального кодекса РФ).
  2. Истек срока взыскания.
  3. Ответчика не ознакомили с судебным приказом, вследствие чего он не знает о его существовании.
  4. Необходимо написать заявление о приостановлении ИП на имя пристава, который возбудил ИП. После чего следует отправить заказным письмом заявление в службу судебных приставов.

Узнать у специалиста

Срок прекращения исполнительного производства

Прекращается ИП после фактического исполнения требований или его прекращает суд, или судебный пристав на основании наступления ряда случаев, описанных в статье 43 Федерального закона № 229-ФЗ. Однако временные рамки исполнения требований ограничены законом и составляют 2 месяца.

Последствия окончания исполнительного производства

С окончанием процесса будут отменены розыск должника, его собственности, а также сняты ограничительные меры, включая запрет на выезд из страны.

Истечение срока исполнительного производства

Срок совершения исполнительных действий по закону (Федеральный закон № 229-ФЗ ч. 1 ст. 36) составляет 2 месяца с момента начала процесса.

Незаконное окончание исполнительного производства

В ситуации, когда окончание процесса было произведено с нарушениями или действия (бездействия) пристава носили противозаконный характер, то необходимо через суд обжаловать незаконное постановление. Если же имела место возможная ошибка, то следует запросить сверку, а затем на ее основании составить заявление об отмене постановления.

Где получить постановление о прекращении исполнительного производства?

Документ можно получить у судебного пристава, который возбудил ИП.

Исполнительное производство окончено фактическим исполнением

В случае фактического выполнения требований одним или несколькими должниками, производство подлежит окончанию (статья 47 Федерального закона № 229-ФЗ).

С какой суммы задолженности начинается банкротство юридических лиц?

Инициация банкротства юрлица возможна в том случае, если размер задолженности превышает 300 тысяч рублей. В эту сумму входят не только долги перед кредиторами, но и проценты по задолженности, штрафы, а также пени.

Согласно судебной практике небольшие компании с долгами менее 300 тыс. рублей также могут подать заявление о признании себя банкротом.

Минимальный размер задолженности для признания организации банкротом

Делопроизводство о признании юридического лица банкротом возбуждается арбитражным судом в следующих случаях:

  • обязательства не исполняются в течение 3 месяцев;
  • размер долгов составляет не менее 300 тыс. рублей.

Когда приставы закрывают исполнительное производство?

Исполнительное производство прекращается приставами-исполнителями вследствие причин, указанных в ч. 2 ст. 47 Закона № 229-ФЗ.

Как быстро закрыть исполнительное производство у судебных приставов?

Исполнительное производство заканчивается в тех случаях, когда исполнены абсолютно все требования ИД, предусмотрены статьей 47 Закона № 229-ФЗ.

Через сколько времени приставы прекращают исполнительное производство?

Действующим законодательством РФ установлены временные рамки, для того чтобы судебные приставы-исполнители прекратили ИП. Так, эта норма прописана в статье 36 Закона № 229-ФЗ. Максимальный срок для исполнения требований составляет 2 месяца.

Статья № 43 Федерального закона об исполнительном производстве

Настоящая статья состоит из 3 частей. В первых частях рассмотрены случаи прекращения ИП со стороны суда и приставом-исполнителем. В последней части рассматриваются условия возобновления ИП, в случае если причиной приостановления является отмена судебного акта.

Статья № 47 Федерального закона об исполнительном производстве

Рассмотрены условия окончания производства судебным приставом. Перечислены исполнительные документы и соответствующие отметки, которые ставит пристав. Окончанию основного производства сопутствует возбуждение ИП по исполненным частично (или не исполненным) постановлениям о взыскании исполнительского сбора. Возможна отмена постановления об окончании исполнительного производства.

У вас есть вопросы? Напишите нам

Возможна ли отмена исполнительного производства по судебному приказу, если должник не согласен с мнением суда?

Для оперативности принятия судами решений, по многим делам существует приказное производство. Данное явление далеко от совершенства, особенно в моментах, связанных с надлежащим уведомлением должников о существовании в отношении них судебных приказов.

Основное отличие судебного приказа от остальных решений судов, заключается в том, что они выносятся судом в результате упрощенного порядка рассмотрения дел. Упрощенный порядок предусмотрен не только для его принятия, но и отмены.

Как отменить исполнительное производство по судебному приказу

Перед тем, как перейти к трактовке алгоритма процедуры, необходимой для отмены и прекращения производства принудительного взыскания, нужно отметить ряд факторов.

Дело в том, что существует несколько вариантов развития событий.

Они зависят от следующих обстоятельств:

  1. Момента, когда именно должник узнал о существовании в отношении него судебного приказа.
  2. Каким органом было принято такое решение.

Если в отношении вас ФССП начала исполнительное производство, значит, у пристава были на то основания. Другими словами, у него на руках имеется исполнительный документ.

Однако часто случается, что данный документ недействителен. Судебные приставы редко утруждают себя выяснением всех обстоятельств дела. В итоге получается так, что производство принудительного взыскания возбуждено незаконно.

Обратите внимание! Для более точного определения законности действий сотрудника ФССП, лучше проконсультироваться с юристом.

Кроме того, необходимо тщательно разобраться со сроком возбуждения исполнительного производства по судебному приказу.

Сроки возбуждения исполнительного производства

Время, отведенное для возбуждения судебным приставом исполнительного производства, составляет три дня с момента поступления к нему исполнительного документа.

Вместе с тем, должен быть установлен срок для проявления добровольного характера исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Как правило, он не превышает пяти дней. После вынесения такого постановления, судебный пристав направляет весь пакет документов должнику.

После рассмотрения срока возбуждения исполнительного производства по судебному приказу, отведённого для принятия решения судебным приставом, необходимо коснуться законности действий судебного пристава.

Как уже было сказано выше, если должник не был ознакомлен с исполнительным документом, момент вступления в законную силу не произошёл. Следовательно, ФССП возбудило исполнительное производство безосновательно.

В таком случае, для того чтобы отменить исполнительное производство, необходимо добиться отмены судебного приказа. Чтобы узнать, как это сделать читайте статью дальше.

Отмена судебного приказа

К данной проблеме следует подходить с рассмотрения срока вступления судебного приказа в законную силу. Этот момент неразрывно привязан к получению должником судебного приказа.

После получения документов, должник вправе в течение десяти дней представить суду свои возражения, относительно содержания исполнительного документа. Если такие возражения поступят, суд выносит постановление об отмене судебного приказа.

В случае если все сроки, для надлежащего уведомления должника прошли, но судебный приказ так и не был им получен, он считается не имеющим юридической силы.

В таком случае, должнику, необходимо обратиться в суд с заявлением о выдаче копии судебного приказа. Этим действием должник, даёт старт отсчёту времени для представления своих возражений, относительно содержащихся в приказе требований.

Вслед за этим, необходимо написать заявление об отмене судебного приказа, в котором изложить свои возражения.

На основании этого суд должен отменить судебный приказ. Данное постановление, необходимо отнести судебному приставу, который обязан прекратить исполнительное производство.

К слову сказать, законом предусмотрены и другие способы отмены исполнительного производства, например, посредством заключения мирового соглашения.

Мировое соглашение

В случае если судебный приказ обрёл законную силу исполнительного документа, то действовать нужно в направление заключения мирового соглашения.

Часто для того, чтобы начать переговоры с взыскателем, люди прибегают к помощи профессионального юриста. Такой вариант наиболее подходящий.

  1. Потому что отношения между должником и взыскателем уже носят «натянутый» характер.
  2. Квалифицированному специалисту, легче оперировать различными аргументами. Ведь он опирается и на профессиональный опыт и на имеющиеся знания.

Необходимым условием для отмены и прекращения исполнительного производства, после заключения мирового соглашения, является обязательное заверение соглашения судом. Только в этом случае у пристава-исполнителя будут все законные основания для прекращения принудительного взыскания.

Некоторые важные моменты исполнительного производства

Сначала, поговорим о других обстоятельствах, наличие которых влечёт за собой прекращение исполнительного производства по судебному приказу.

Вот некоторые из них:

  1. Исключение из ЕГРЮЛ. В случаях, когда судебный приказ вынесен в отношении юридического лица.
  2. Признание исполнительного документа недействительным. Такое может произойти, одно из условий было указано выше. Для консультаций, непосредственно по вашему вопросу, позвоните нам.
  3. В случае смерти взыскателя или должника.
  4. Истечение срока давности для возбуждения исполнительного производства.

Кроме всего прочего необходимо отразить ещё один вопрос, который имеет далеко не второстепенное значение. Он касается взимания исполнительского сбора.

Момент, который считается началом для возможного начисления такого сбора, является окончание срока на добровольное исполнение требований судебного приказа.

Такой подход установлен законодательством. Несмотря на то, что он не вполне справедлив, его нужно признать оправданным. Ведь взыскатель тоже уплатил госпошлину. И только потому, что судебный приказ оплачен,его выдали истцу.

Олег Владимирович Росляков. Источник: yur-usl.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Прекращение и окончание исполнительного производства. Просто и доступно.

Иван Александрович6.06.19

Как отменить исполнительное производство? Приветствую уважаемые читатели блога юридической компании «Вертум»! Сегодня пойдет речь об исполнительном производстве и возможно ли его отменить? Говоря образно, то это последняя стадия процесса, при котором в дело вступают судебные приставы. Этой стадии предшествуют судебные – вынесение решение суда или выдача судебного приказа. Мы не будем сильно углубляться в стадии гражданского процесса – апелляционное и кассационное производство. Исполнителю попадают решения (приказы) вступившие в законную силу. Это такая категория, по которым срок обжалования уже пропущен или применен порядок апелляционного обжалования.

Еще иногда ее именуют стадией принудительного исполнения судебного акта. Вместо истца возникает взыскатель, а вместо ответчика появляется должник. Судебному приставу-исполнителю отведена роль инспектора, образно говоря. Последний наделен правами и обязанностями: привлечение сторон к ответственности, обращение взыскание на имущество, наложение запретов, ограничений. Далеко не исчерпывающий перечень. В своей деятельности он руководствуется гражданским законодательством. В частности, Гражданским кодексом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О судебных приставах». Должностное лицо действует в отношении граждан, юридических лиц и государственных органов. Требования пристава обязательны для всех без исключения, государственных органов, должностных и частных лиц.

С чего начинается исполнительное производство?

Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.

В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.

Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.

Особенно привлекательно для должника. Ведь пока устраняются препятствия можно не исполнять решения суда законно. Берите на заметку уважаемые читатели!

Прекращение исполнительного производства. Общие сведения.

Кстати, нет такого понятия «отменить исполнительное производство». В законе Вы такого не найдете. Однако закон позволяет окончить дело, прекратить или приостановить. Все зависит от задачи и стечения обстоятельств, при которых возможно применить одну из процедур. В Частности нас интересуют ст. 43 и 47 Закона (прекращение и окончание).

Начнем с первой: прекращение.
Такое действие может принять суд или самостоятельно судебный пристав. Статья 43 содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым дело может быть прекращено.

Суд может прекратить дело в следующих случаях:

  • Умер взыскатель или должник или объявлен безвестно отсутствующим и не назначен правопреемник;
  • Невозможно исполнить требования в тех условиях, которые существуют на данный момент. В пример можно привести следующую ситуацию. Должника обязали снести незаконную постройку. Однако комиссия, дала заключение, что снести постройку невозможно из-за вероятности оползневых процессов. Заключение экспертов явилось основанием для обращения должника в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. Суд первой инстанции в требованиях отказал. Однако суд апелляционной инстанции, проверив законность решения, отменил его и принял новое – об удовлетворении требований.
  • Отказ взыскателя от получения предмета, изъятого у должника. Думаю тут все понятно. Например, передача автомобиля от должника к взыскателю. Если взыскатель отказывается от получения автомобиля делопроизводство должно прекратиться. Вышесказанное совсем не означает, что дело прекращается «автоматически». Для этого стороне необходимо подготовить документы и обратиться с ходатайством в суд.

Теперь рассмотрим основания, по которым пристав имеет право самостоятельно принять решение:

  • Вынесение определения судом о прекращении судебного акта, на основании которого возбуждено делопроизводство
  • Взыскатель отказался от взыскания в судебном порядке
  • Стороны (истец и ответчик) утвердили мировое соглашение по вопросу исполнения решения
  • Отмена судебного акта на основании, которого ведется дело.

Нет смысла перечислять все основания, при необходимости каждый из нас может заглянуть в закон и посмотреть весь список.

Основание №1 — отмена судебного приказа.

Что такое судебный приказ и порядок его отмены рассмотрен в нашей статье. При вынесении судебного приказа мировым судьей стороны о рассмотрении не извещаются. Рассматриваемый документ принимается в отсутствии сторон, судом единолично. Но ведь должен должник должен узнать о существовании судебного приказа и как следствие наличие задолженности? У суда есть обязанность направить копию должнику. С момента получения копии должнику дается срок для его отмены – 10 дней с момента получения.

Не секрет, что почта у нас в стране работает не всегда хорошо. Важные отправления порою не доходят до адресатов. Приходится часто наблюдать ситуацию, при которой должник не знает о вынесенном приказе и возбужденном делопроизводстве. Обращаясь в суд, должник, отменяя судебный приказ, получает соответствующее определение.

Это определение и будет являться основанием для прекращения исполнительного производства. Получив такое определение на руки, необходимо самостоятельно направить его в структурное подразделение приставов. Направить определение необходимо с ходатайством об прекращении дела. Лучший способ – нарочно через канцелярию с отметкой о принятии определения и ходатайства.

Основание №2 — восстановление пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы.

Решение суда так просто не отменить, как и исполнительный лист. Если для судебного приказа достаточно наличие спора о праве (несогласие с суммой взыскания), то для решения суда все иначе. Как отменить решение суда, подробно описано в этой статье. Нужно понимать, что к приставу попадают документы, вступившие в законную силу. В случае с решением суда истец или ответчик лишен возможности направить апелляционную жалобу в установленный законом срок – 30 дней. Могут возникнуть проблемы с почтовой связью или работники суда не проконтролируют отправку. Все мы люди, человеческий фактор.

При этом может возникнуть ситуация: лист уже направлен в подразделение. Истец или ответчик имеет право направить ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков на обращение с апелляционной жалобой. Если срок будет восстановлен, апелляционную жалобу передадут в суд вышестоящей инстанции. Если суд примет решение ее удовлетворить это будет означать, что у должника появится шанс прекратить исполнительное производство.

Кстати, если пристав примет процессуальное решение о прекращении делопроизводства, то он обязан снять все аресты, запреты и ограничения.

Основание №3 — утверждение мирового соглашения.

Закон позволяет взыскателю и должнику договориться на стадии исполнения решения суда о добровольном (мировом) порядке исполнения решения. Для утверждения мирового соглашения в суд необходимо направить ходатайство и проект соглашения. Заявление необходимо направлять в суд, который ранее рассматривал дело. Это далеко не быстрый процесс, поскольку утверждение мирового соглашения происходит по правилам рассмотрения иска с извещением сторон и организацией заседания.

К участию в рассмотрения ходатайство в качестве заинтересованного лица будет привлечен пристав, в производстве которого находится дело. Он вправе высказать свое мнение (предоставить отзыв) относительно условий заключения мирового соглашения. Суд обязан проверить законность соглашения. Если окажется, что условия не соответствуют закону, то суд обязан отказать в утверждении соглашения. После утверждения суд выносит соответствующее определение. Оно будет являться основанием для прекращения исполнительного производства.

В нашей практике был случай, когда должник – физическое лицо и взыскатель ПАО «Сбербанк» договорились об утверждении мирового соглашения. Речь шла о задолженности лица, образовавшейся в результате тяжелого финансового положения. На кону была квартира, поскольку являлась предметом залога по ипотеке. Суд не утвердил соглашение. О чем вынес соответствующее определение. Определение обжаловалось в кассационной инстанции, отменено не было.

ВАЖНО: В случае неисполнения условий мирового соглашения сторона имеет право обратиться в суд с ходатайством о выдаче исполнительного листа. В таком случае дело может быть возбуждено повторно. Следовательно, стоит внимательно отнестись к условиям соглашения, чтобы снова не оказаться в статусе должника.

Окончание исполнительного производства.

Необходимо отметить, что пристав ведет производство 2 месяца. За это время он обязан принять конечное решение и окончить исполнительные действия. Закон обязывает его либо окончить производство фактическим исполнение (например, полностью взыскать денежные средства), либо возвратить исполнительный документ взыскателю без исполнения. Вы спросите, что значит без исполнения? Все очень просто. Проведя набор необходимых исполнительных действий: не выявив имущество, не установив должника, денежные средства пристав имеет право окончить дело актом о невозможности исполнения. Дорогие друзья, поэтому еще на судебной стадии необходимо смоделировать ситуацию на будущее. Заранее позаботьтесь о том, чтобы должностное лицо не смогло выявить какое-либо имущество. Тогда велика вероятность, что пристав напишет акт, в котором укажет, что имущества за счет которого можно исполнить решение нет.

В завершение.

Читайте наши статьи, мы подробно рассказываем людям, как вести себя с представителями власти. Так же мы анонсируем новое направление в деятельности нашей компании. Мы предоставляем видео консультации. Юристы юридической компании «Вертум» обладают необходимыми знаниями и практическими навыками для решения большинства задач гражданско-правового характера. Мы – профессионалы своего дела! Одновременно у специалистов нашей компании находится не более 5-6 дел. Это позволят с наибольшей отдачей подходить к решению проблемы. Консультацию можно получить по телефону указанного ниже.

Прикрепленные документы

Понравилась статья? Расскажите о ней другим

Подпишитесь на нашу рассылку!

Один раз в неделю только полезные юридические статьи и никакого спама.

Бесплатная консультация юриста

Не откладывайте решение своей проблемы на потом — позвоните нам прямо сейчас:
+7(351)215-97-00 Задать вопросЗадайте вопрос онлайн или напишите в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *