Орм проверочная закупка

Энциклопедия решений. Постановление о проведении проверочной закупки

Постановление о проведении проверочной закупки

Согласно ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД проверочная закупка предметов и вещей, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.

Поэтому можно попросить полицейских предъявить Вам этот документ — иногда они его не скрывают.

Однако гораздо чаще сотрудники полиции не предъявляют такое постановление (копию либо подлинник) лицу, в отношении которого оно вынесено. При этом ни Закон об ОРД, ни Закон о полиции, ни какой-либо иной акт не обязывает полицию знакомить продавца или его представителя с данным постановлением (постановления Восемнадцатого ААС от 27.05.2013 N 18АП-3681/13, Третьего ААС от 10.05.2011 N 03АП-1440/11 и от 16.08.2011 N 03АП-3052/11, Семнадцатого ААС от 23.07.2009 N 17АП-4633/09, апелляционное определение СК по уголовным делам Свердловского областного суда от 20.01.2015 по делу N 22-490/2015, постановление Октябрьского районного суда г. Орска от 24.01.2012). Тут уж делать нечего — приходится верить полиции на слово.

Однако вполне возможен последующий контроль за наличием и содержанием постановления о проведении проверочной закупки. Существует несколько способов такого контроля:

— во-первых, можно направить в орган полиции требование о предоставлении соответствующих сведений в порядке ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД: лицо, в отношении которого проведены оперативно-разыскные мероприятия (далее — ОРМ), и виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (то есть либо отказано в возбуждении уголовного дела, либо такое прекращено по реабилитирующим основаниям), вправе истребовать сведения о полученной о нем информации. Даже если полиция откажет в предоставлении запрошенных сведений, по крайней мере станет известно, что происходит — например, проводится ли проверка в порядке ст. 144 УПК РФ и т.п. Кроме того, отказ полиции в предоставлении таких сведений может быть обжалован в суд, который вправе затребовать из полиции оперативно-служебные документы, содержащие информацию о тех сведениях, в предоставлении которых было отказано (ч. 5 ст. 5 Закона об ОРД). Жаловаться нужно в порядке, установленном главой 22 КАС РФ;

— во-вторых, можно пожаловаться в прокуратуру (см. ст. 21 Закона об ОРД, ст. 29 Закона о Прокуратуре, приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15.02.2011 N 33). В течение месяца*(1) прокурор проведет проверку по вашей жалобе, по результатам которой сообщит, установлены ли им факты нарушения закона при организации и проведении данного ОРМ. При ознакомлении с материалами проверки есть вероятность*(2) ознакомиться и с самим Постановлением;

— в-третьих, законность проверочной закупки можно обжаловать в суде в порядке ст. 125 УПК РФ. В этом случае постановление о проведении закупки будет проверено судом, а кроме того, вам, возможно, удастся увидеть его при ознакомлении с материалами дела (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1);

— в-четвертых, если по результатам полицейской проверочной закупки было возбуждено дело об административном правонарушении, то проверка законности постановления возможна в рамках данного дела в суде (сразу, если наказание накладывает суд, и впоследствии, если в суде обжалуется наложенное иным органом взыскание);

— в-пятых, на полицейских можно пожаловаться в вышестоящий орган полиции. Срок рассмотрения — 30 дней (см. ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, п. 91 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России, утв. приказом МВД России от 12.09.2013 N 707), однако рассмотрение не предполагает автоматического ознакомления с постановлением*(3).

Проведение ОРМ Проверочная закупка при отсутствии соответствующего постановления — это серьезное основание для оспаривания законности такого ОРМ. Однако судебная практика знает примеры, когда это не производило на суд никакого впечатления (решение Верховного Суда Чувашской Республики — Чувашии от 12.05.2014 по делу N 12-55/2014).

В постановлении о проведении ОРМ Проверочная закупка должны присутствовать следующие реквизиты:

1. Постановление в своем названии (а также в резолютивной части) может содержать указание на характер проводимого ОРМ (например постановление о проведении негласной проверочной закупки либо с зашифровкой цели мероприятия). Такая формулировка не является нарушением закона и не влечет признание полученных доказательств недопустимыми (постановления Рамонского районного суда Воронежской области от 23.12.2013; Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 10.12.2013 по делу N 5-87/2013, Навашинского районного суда Нижегородской области от 18.07.2013 по делу N 5-81-2013, приговор Советского районного суда г. Челябинска по делу N 1-391/10).

2. Постановление должно быть вынесено руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность (ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД). Однако перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами (ч. 3 ст. 9 Закона об ОРД). В частности, к руководителям органов, осуществляющих ОРД, относятся начальники этих органов (подразделений), а также их заместители (п. 10 Инструкции о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, утв. приказом МВД России, Минобороны РФ, ФСБ России, ФСО РФ, ФТС, СВР РФ, ФСИН, ФСКН, СКР от 27.09.2013 N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68). Следовательно, постановление о проведении проверочной закупки может быть вынесено и заместителем руководителя органа полиции (определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1199-О, от 06.03.2001 N 58-О, от 21.10.2008 N 640-О-О, от 28.05.2009 N 641-О-О, от 27.01.2011 N 56-О-О, от 21.12.2011 N 1798-О-О, от 17.06.2013 N 941-О и др.). Структура органов полиции установлена п. 4 Указа Президента РФ от 01.03.2011 N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (см. также Схемы размещения территориальных органов МВД РФ на районном уровне, подчиненных территориальным органам МВД РФ на региональном уровне, утвержденные приказом МВД РФ от 06.08.2014 N 652).

На практике постановление о проведении проверочной закупки иногда выносится рядовым сотрудником (оперуполномоченным) полиции, а затем визируется (утверждается) начальником; суд не усматривает в этом нарушения закона (постановление Железнодорожного районного суда г. Пензы от 16.05.2012 по делу N 5-16/2012, кассационное определение СК по уголовным делам Ульяновского областного суда от 12.09.2012 по делу N 22-3074/2012, апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 03.09.2014 по делу N 22-898/2014, постановления Кировского районного суда г. Волгограда от 14.03.2013; Президиума Приморского краевого суда от 26.07.2013 по делу N 4У-2590/2013).

В любом случае из постановления должно должны быть известны должность, воинское или специальное звание, фамилия и инициалы лица, его утверждающего.

3. Место и дата вынесения постановления. При этом предполагаемая конкретная дата проведения ОРМ может отсутствовать, что не является нарушением Закона об ОРД и не влечет недопустимость доказательств, полученных в результате проведения ОРМ (кассационное определение СК по уголовным делам Томского областного суда от 12.11.2012 по делу N 22-5339/2012).

4. В описательной части постановления должны быть указаны основания для проведения ОРМ (ст. 7 Закона об ОРД), которые должны иметь место на момент принятия решения о его проведении. Должна быть мотивирована необходимость проведения проверочной закупки.

5. Постановление не обязательно должно быть заверено печатью (постановление Кировского районного суда г. Самары Самарской области от 02.04.2014).

6. Постановление должно быть зарегистрировано в учетных документах в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства (приговор Камышинского городского суда Волгоградской области от 23.04.2014 по делу N 1-52/2014).

7. Постановление должно быть подписано. Если постановление выносится от имени оперуполномоченного, а затем санкционируется начальником органа полиции, то в постановлении должны быть подписи обоих лиц, в противном случае постановление о проведении проверочной закупки имеет существенные недостатки, равнозначные для вывода об отсутствии постановления (апелляционное определение СК по уголовным делам Ростовского областного суда от 24.03.2015 по делу N 22-1166/2015).

______________________________

*(1) Зарегистрированные жалобы на ОРМ рассматриваются и разрешаются в соответствии с общими правилами, установленными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ (п. 2.2 Инструкции об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих ОРД, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15.02.2011 N 33). А общий порядок рассмотрения жалоб установлен п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45, и предусматривает разрешение жалоб в течение 30 дней со дня их регистрации, а в случае необходимости дополнительной проверки срок можно продлить еще на 30 дней (п. 5.8). Кроме того, особенности порядка и сроков рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору РФ, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством электронной почты businesspravo@genproc.gov.ru, регулируются специальным Регламентом рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору РФ (таковой пока не принят) (п. 4 приказа Генеральной прокуратуры от 30.01.2013 N 45).

*(2) Согласно п. 4.15 Инструкции, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если эти документы не содержат гостайну. Решение о возможности знакомиться с документами проверки принимает соответствующий прокурор (п. 4.16 той же Инструкции).

*(3) Согласно п.п. 9.2, 116 Инструкции, утв. приказом МВД России от 12.09.2013 N 707, гражданину, обращение которого рассматривается органом внутренних дел, должна быть обеспечена возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству РФ и если указанные документы и материалы не содержат гостайну. Решение о предоставлении гражданину возможности ознакомления с материалами по обращению или отдельными документами, а также снятии с них копий принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением.

§ 4. Проверочная закупка

Проверочная закупка — это ОРМ, состоящее в специальном возмездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получении услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений.

Указанное OPM предусмотрено не только ст. 6 ФЗ об ОРД, но и ст. 36 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Рассматриваемое OPM предполагает не только совершение сделки купли-продажи, но и осуществление иной формы приобретения товаров, предметов, средств, веществ, препаратов или других материальных объектов у объекта OPM с целью обнаружения конкретного преступления, задержания лица с поличным, а также получения образца для сравнительного исследования.
Проверочная закупка может осуществляться как применительно к находящимся в гражданском обороте, гак и изъятым из него или ограниченным в обороте предметам. В частности, предметами такой закупки могут быть оружие, наркотические средства, психотропные вещества, драгоценные камни и металлы и др.
Законодатель не ограничил объем закупки, поэтому в зависимости от поставленной задачи речь может идти о приобретении как одного предмета или части вещества, материала, который может быть необходим, например, для анализа, испытания, проверки, так и большого количества (партии), осуществлении оптовой закупки. Объем закупок не может ставиться Ij зависимость от вида закупаемых предметов или веществ.
Проведение проверочной закупки предметов, гражданский оборот которых ограничен либо реализация которых запрещена, допускается на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем OPO (ч. 5 ст. 8 ФЗ об ОРД). Применительно к иным предметам такой порядок проведения закупки не является обязательным.
Процедура вынесения постановления обусловлена необходимостью обеспечить неприкосновенность участников мнимой сделки, поскольку сам факт ее осуществления формально может подпадать под признаки состава преступления, а граница между его наличием и отсутствием определяется прежде всего по субъективной стороне.
Проверочная закупка проводится негласно в том смысле, что изначально не предупреждаются лица, в отношении которых она проводится. В зависимости от конкретной цели OPM и обстоятельств
дела факт закупки может не разглашаться либо, наоборот, сразу по завершении сделки может быть объявлено о ее проведении. Последнее чаще всего практикуется при проведении проверочной закупки товаров в сфере торговли. При этом после расчетов продавцу объявляется факт проведения мероприятия, его цель, после чего осуществляются мероприятия по контролю (проверке) купленного товара, расчету его стоимости, определение соответствия цены и качества товара, другие необходимые действия.
В зависимости от предмета сделки и формы проведения OPM закупленные предметы после проведения контрольных мероприятий могут быть переданы продавцу. При проведении OPM с целью отбора образца закупленный предмет передается на исследование. Закупленные предметы, изъятые из оборота, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, хранятся в установленном порядке до передачи их лицу, осуществляющему расследование по уголовному делу. Если дальнейшее использование закупленного предмета или вещества невозможно, они уничтожаются по акту. Продукция, требующая особых условий хранения, может быть передана на временное хранение на предприятия или в организации, имеющие возможность обеспечить соответствующие условия хранения.

По результатам проверочной закупки составляется документ, именуемый актом, с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными правовыми актами контролирующих органов.
Если объектом проверочной закупки, произведенной без вынесения постановления (или утверждения его надлежащим должностным лицом), явились предметы, вещества, запрещенные к свободной реализации, либо их свободный оборот ограничен, то результаты ОРМ, как проведенного с нарушением закона, не будут иметь доказательственного значения. Решение этого вопроса зависит также от характера проверочной закупки — носила ли она гласный или негласный характер. В первом случае к проведению этого OPM привлекаются представители общественности, наблюдающие за контрольной закупкой и удостоверяющие в акте ее результаты своими подписями, а сами акты оглашаются.
Акт, составленный оперативниками или представителями общественности, действовавшими по их поручению, которые удостоверили обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, является таким же документом, как, например, акт контрольной закупки госторгинспектора, акт недостачи товарно-материальных ценностей, составленный работником бухгалтерии.
В одних случаях сразу после производства закупки оперативник с участием общественников составляет акт в присутствии продав
ца или работника, отпустившего товар со склада, из подсобного помещения. В других — для того, чтобы убедиться в том, что обсчет, обвес и продажа товаров, минуя прилавок, осуществлялись систематически, закупки производятся без объявления их результатов. С составленными актами работников торговли, у которых производилась закупка, не ознакомляют.
Акты гласных проверочных закупок можно признавать документами-доказательствами в случае приобщения к уголовному делу при условии соблюдения требований закона, регламентирующего их представление и сбор.
Оглашение акта закупки, удостоверение его результатов лицами, по поводу действий которых был составлен акт, в дальнейшем облегчают следователю задачу, связанную с дачей оценки и проведением проверки документа.
В деятельности работников ДЭБ МВД России практикуется производство нескольких контрольных закупок без их объявления, непосредственно предшествующих гласной. Каждая такая закупка производится различными общественниками. При объявлении последней покупки либо составляются отдельные акты на каждую покупку, либо в акте о результатах последней, гласной покупки отражаются результаты предшествующих, которые тем самым также приобретают гласный характер.
Фиксация в акте действий немедленно после их завершения и его оглашение гарантируют наиболее точное отражение события, его обстоятельств. Доказательственное значение акта подтверждается последующими допросами его составителей в качестве свидетелей.

Правомерно ли проведение орм «проверочная закупка»?

Добрый день.

1) В соответствии с ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»,

Статья 49. Проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях оперативно-розыскной деятельности
В целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение:
проверочной закупки — оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования;

При этом, в соответствии с ФЗ «Об ОРД», проверочная закупка предусмотрена статьей 6 пунктом 4 как одно из ОРМ.

В соответствии со статьей 8 ФЗ «Об ОРД»,

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
Проверочная закупка веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

2) Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; и так далее по тексту ниже. ТО ЕСТЬ, РАПОРТА ОПЕРАТИВНИКА О ТАКИХ СТАВШИХ ЕМУ ИЗВЕСТНЫМИ СВЕДЕНИЯХ БУДЕТ ДОСТАТОЧНО.

3) Данная информация должна быть в установленном порядке рассекречена и приобщена к материалам уголовного дела в следующем порядке:

Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации “О государственной тайне”.

Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия.

Представление результатов включает в себя:

  • вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
  • вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
  • оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).

В каждом конкретном случае возможность представления результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно – технических и оперативно-поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей:

  • вводной, включающей в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления;
  • описательной, в которой указывается, в результате, какого ОРМ получены материалы и, какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.
    Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и ч. 4 ст. 12 Федерального Закона об ОРД.;
  • резолютивной, в которой формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД.
    Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.

В случае необходимости, одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников ОРМ.

3) Проведение ОРМ в отношении одного лица, в ходе которого собрана информация, представляющая оперативный интерес в отношении иного лица, может быть положена в основу обвинения последнего лица в порядке в соответствии с действующим УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ И ОРМ- законодательством.

4) Под руководителем органа, осуществляющего ОРД, понимается ТОЛЬКО его непосредственный начальник.

(!Для сведения: если применять закон по аналогии, то под руководителем следственного органа УПК (пункт 38.1 статьи 5) понимает: «должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель;»

!Однако это лишь мнение, и закон по аналогии здесь может быть применен с большой натяжкой. ).

А вот — выдержка из «разбора полетов» повышения квалификации прокурорских работников: «Постановление о проведении проверочной закупки часто утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД этот вид ОРМ проводится на основании постановления, утверждаемого только руководителем органа, осуществляющего ОРД. Разновидности ошибки: постановление утверждается заместителем начальника» начальником подразделения (например, начальником ОС, МРО) и т. п. Это нарушение закона имеет фатальный характер и может повлечь постановление оправдательного приговора.».

Вам также могут быть интересна и другая правоприменительная практика по интересующему Вас вопросу, информация объемная, приведу ссылку: http://drugstheme.com/publ/laws/narkopravo/proverochnaja_zakupka_narkotikov/50-1-0-579

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *