Оплата труда водителей автобусов

Водителей можно отнести к категории работников, чье рабочее время и отдых подлежат строгой регламентации. Регулярные медицинские осмотры, строго ограниченные часы работы – это основное правило, обеспечивающее минимизацию усталости водителя, в том числе, появления психологической заторможенности.

Оплата труда водителя – это вознаграждение за его работу, которое выплачивается в соответствии с заключенным трудовым договором при полном выполнении стороной работника своих обязанностей. В его заработную плату входят все виды начислений, с учетом доплаты за классность, премий и иных денежных вознаграждений.

Виды пассажирских перевозок городского и пригородного сообщения

Городские пассажирский транспорт – это автобусы, троллейбусы, трамваи, метро. В крупных городах так же существует система маршрутных такси и городского такси от разных перевозчиков.

Оплата труда и особенности ее организации для водителей трамваев и машинистов метро имеет свои особенности. В данной статье будет рассматриваться только оплата водителей пассажирского автомобильного транспорта.

В зависимости от принадлежности пассажирского транспорта к муниципальной или частной собственности, заработная плата работников может существенно различаться. Пригородный транспорт ограничивается автобусами, при этом зарплата шофера будет зависеть не только от вместимости автобуса, но и от дальности поездки и времени суток, в течение которых поездка осуществляется.

На каждом автотранспортном предприятии разрабатывается свое положение, которое учитывает все нюансы конкретной работы. Заключая трудовой договор, человек дает свое согласие на загруженность в соответствии со спецификой работы предприятия. Также он принимает на себя обязательства по добросовестному выполнению своей трудовой функции.

От чего зависит оплата труда водителя пассажирского транспорта

От времени работы:

Зависимость зарплаты от времени имеет под собой серьезную основу, поскольку здоровье водителя целиком зависит от того, сколько времени он находится в напряжении, т.е. за рулем. По нормативам водитель не может быть за рулем более 40 часов в неделю, но фактически водитель междугородних рейсов может быть за рулем до 10-12 часов. Ненормированный рабочий день допускается у водителей, которые обслуживают геологоразведочные партии и экспедиции. За превышение времени работы предусматривается доплата, которая учитывается при расчете заработка.

От места пассажирской перевозки:

В условиях горной или труднодоступной местности, в условиях мороза, сильной жары или перевозке пассажиров в крупногабаритных автобусах (более 9,5 м.) оплата труда может отличаться от заработной платы в условиях крупного города.

Сдельная и повременная оплата труда

Оплата труда шофера может быть как повременной, так и сдельной. Выбор вида оплаты труда остается за работодателем, который руководствуется соображениями наибольшей эффективности сотрудников. Например, в случае наличия обоснованного плана и объема пассажирских перевозок сдельная оплата вполне оправдана, поскольку только от водителей зависит быстрота и качество переезда пассажиров.

  • При расчете сдельной ставки заработной платы учитывается пройденное расстояние (длина поездки) и количество пассажиров;
  • коэффициент выработки каждого члена водительской бригады может исчисляться в индивидуально пройденном расстоянии (километраже) – чаще этот показатель учитывается в пассажирских перевозках на легковых автомобилях. Учитывается только расстояние без простоя автомобиля на отдых пассажиров;
  • пассажирооборот или количество перевезенных пассажиров на конкретное расстояние. Показатель зависит от наполненности автобуса пассажирами, т.е. он будет снижаться, если вместимость автобуса будет значительно превышать количество перевезенных пассажиров.

Повременная оплата выгодна в случае, когда сдельная оплата невозможна или неактуальна для работников. Это те случаи, когда невозможно точно выделить количество пассажиров, перевезенных одним водителем; когда невозможно оценить качество поездки; когда есть вероятность просчета доли участия единичного работника.

Постоянная и переменная часть оплаты работы водителя

Постоянная часть заработной платы водителя неизменна, поскольку сумма вознаграждения за труд закреплена в трудовом договоре. Переменная часть зарплаты включает в себя множество факторов: дальность маршрута, количество пассажиров, сложность дороги и прочее. Зарплата водителя так же включает различные премии, доплаты за совмещение, за сложный характер поездки и проч.

Сравнивая постоянную и переменную часть зарплаты надо сказать, что увеличиваться может лишь переменная часть, поскольку в ней заложено много составляющих, зависящих только от работника. Для сохранения рабочего места водителю важно увеличивать долю переменной части зарплаты без снижения качества работы.

Если постоянная часть варьируется от 30 и до 50% зарплаты, то переменная часть может увеличиваться от 40% до внушительной суммы. Когда водитель показал себя добросовестным работником, ему могут предложить совмещать поездки с пассажирами на разных графиках. Администрация лояльно относится к дополнительным заработкам сотрудников, если они качественно выполняют основную работу.

Премирование входит в состав переменной части заработной платы на всех видах пассажирских перевозок, но в отличие от постоянного оклада, премия полностью зависит от индивидуальных/общих результатов работы, которые измеряются различными показателями. Обычно их привязывают к количеству пассажирооборота.

Варианты показателей для премирования водителей:

  • за выполнение плана пассажироперевозок;
  • за выполнение норм расхода топлива и ГСМ;
  • за вождение без ДТП;
  • за отсутствие нарушений правил пожаробезопасности и охраны труда;
  • за содержание транспортного средства в исправном состоянии и проч.

Премирование может выполняться как индивидуальное, так и бригадное. Индивидуальное премирование начисляется за выполнение плана по выручке денежных средств за поездки и за выполнение количества рейсов по утвержденному плану. Премирование бригады водителей осуществляется по общим показателям и распределяется между работниками в соответствии с долей каждого.

Ми часовом рабочем дне, руб

Расчёт заработной платы водителей и кондукторов

Одним из наиболее простых спо­собов начисления зарплаты води­телей автомобилей является повре­мённая форма оплаты труда с ис­пользованием тарифных ставок.

Тарифными ставками регулируется уровень оплаты труда в зави­симости от их квалификации, условий и интенсивности труда. Та­рифные ставки водителей грузовых автомобилей устанавливаются в зависимости от классификации автомобилей по назначению:

I — бортовые автомобили общего назначения;

II — специализированные и специальные автомобили, самосвалы, фургоны, цистерны, автокраны, тягачи с прицепами и полуприце­пами, а также газобаллонные автомобили;

III — подметально-уборочные автомобили, автомобили по перевозке мусора и других грузов, оказывающих вредное воздействие на ор­ганизм водителя.

Тарифные ставки водителей автомобилей каждой группы диффе­ренцированы в зависимости от грузоподъёмности автомобилей (табл.2.4).

Тарифные ставки водителей автобусов каждой группы диффе­ренцированы в зависимости от габаритных размеров автобусов и ко­личества посадочных мест (табл.2.5).

Оплата труда кондукторов производится в зависимости от класса их квалификации. Установлены два класса квалификации кондукто­ров: 1-ый класс присваивают кондукторам, проработавшим безу­пречно более 1-го года в качестве кондуктора 2-го класса, хорошо

Таблица 2.4

Часовые тарифные ставки водителей грузовых автомобилей 3-го класса при 8-ми часовом рабочем дне, руб.

Группы автомобилей Часовые тарифные ставки ТС, руб.
I II III Одиночные автомобили Автомобили с прицепом
до 1,5 т до 0,5 т 49,5 59,4
от 1,5 до 3 т от 0,5 до 1,5 т до 0,5 т 51,2 61,4
от 3 до 5 т от 1,5 до 3 т от 0,5 до 1,5 т 53,9 64,7
от 5 до 10 т от 3 до 5 т от 1,5 до 3 т 59,6 71,5
от 10 до 20 т от 5 до 10 т от 3 до 5 т 65,9 79,1
от 20 до 40 т от 10 до 20 т от 5 до 10 т 72,9 87,5
свыше 40 т от 20 до 40 т от 10 до 20 т 80,7 96,8

Таблица 2.5

Часовые тарифные ставки водителей автобусов 3-го класса при

знающим маршрут движения автобусов данного предприятия и та­рифную плату за проезд пассажиров и провоз багажа, обеспечиваю­щим высокую культуру обслуживания и систематическое выполне­ние плана. Для дальнейших расчётов часовые тарифные ставки ТС, руб., для кондукторов 1-го и 2-го класса можно принять, соответственно, 45 и 40 руб.

Месячный план выручки кондукторов определяется как сумма сменно-суточных заданий, которые устанавливаются следующим об­разом. Работа автобусов на линии строится по отдельным маршрутам на основе линейного плана эксплуатации. Для каждого маршрута, по данным обследования пассажиропотока и результатов анализа вы­полнения плана перевозок за предшествующий период, устанавлива­ется план перевозок пассажиров и в соответствии с ним определяется величина дохода. Годовой план доходов распределяется по кварта­лам, месяцам, дням с учётом сезонных колебаний и напряжённости пассажиропотоков по дням недели и другим характерным особенно­стям маршрута. Дневной план по маршруту доводится в виде сменно-суточного задания до каждого водителя и кондуктора в соответствии с режимом их работы.

Для дифференцированной оплаты труда водителей автомобилей используют систему надбавок и доплат. Водителям грузовых авто­мобилей и автобусов начисляется ежемесячная надбавка за класс­ность в процентах от тарифной ставки водителя за фактически отра­ботанное время в следующем размере: водителям второго класса — 10%, первого — до 20%. При неполном месяце работы надбавка за классность определяется пропорционально отработанному времени, оплаченному по тарифным ставкам. Водителям автобусов при работе без кондуктора (при условии выполнения обязанностей кондуктора) может дополнительно выплачиваться сумма в размере до 3% от сдан­ной выручки за проданные билеты.

Кроме этого, водителям автомобилей выплачивают премию за экономию автомобильного топлива против установленных норм рас­хода в размере до 75% стоимости сэкономленного топлива и премию за увеличение пробега новых и восстановленных шин в размере до 30% для водителей легковых автомобилей и 40% для водителей ос­тальных автомобилей от суммы экономии эксплуатационных расхо­дов . За увеличение пробега шин, восстановленных методом наложе­ния протектора, премию водителям начисляют в размере 25% от суммы экономии эксплуатационных расходов.

Водителям первого и второго классов за руководство стажёрами в период прохождения ими стажировки на автомобилях также произ­водится в размере до 10-15% от часовой тарифной ставки.

Руководителям предприятий предоставлено также право для во­дителей и кондукторов автобусов, работающих на городских, приго­родных и междугородных линиях, с их согласия, рабочий день разде­лять на две смены с доплатой до 30% тарифной ставки за отработан­ное время.

За руководство бригадой производится доплата в размере 10% при составе бригады от 5 до 10 человек и в размере 15% тарифной ставки водителя-бригадира за фактически отработанное время при составе бригады свыше 10 человек. Конкретные условия доплаты ус­танавливаются руководителями АТП по согласованию с профсоюз­ной организацией с учётом характера и дальности перевозок.

Таким образом, годовой фонд оплаты труда водителей (кондукторов), руб., определяется по формуле:

, (2.37)

При сдельной оплате труда заработная плата водителям начис­ляется по установленным расценкам за единицу выполненной работы и стимулирует материальную заинтересованность работника в увели­чении производительности труда.

Общую сумму заработной платы водителей , руб., при сдельной системе оплаты труда определяют как сумму произведения сдельной расценки за 1 т перевезённого груза РТ на количество пере­везённых тонн Q и сдельной расценки за 1 т.км РТКМ на количество выполненных т.км W, т.е.

, (2.38)

Сдельные расценки за время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой 1 т груза и на 1 т.км определяются умножением минутной тарифной ставки водителя автомобиля СЧ данного типа и грузоподъёмности соответственно на нормы времени погрузки и раз­грузки 1 т груза НТ (формула 2.40) и НТ.КМ (формула 2.41):

или , (2.39)

Для оплаты труда водителей по сдельной системе могут быть ис­пользованы единые нормы времени на перевозку грузов автомобиль­ным транспортом и сдельные расценки. На предприятиях грузового автомобильного транспорта рекомендуется утверждать местные нормы с учётом конкретных условий эксплуатации.

Норма времени погрузки-разгрузки на 1 т груза определяется сле­дующим образом:

, (2.40)

Норма времени на 1 т.км рекомендуется рассчитывать по сле­дующей формуле:

, (2.41)

где VH — расчётная норма пробега (техническая скорость грузового автомобиля по соответствующей группе дорог), км/ч; g — грузоподъёмность ав­томобиля, т.; =0,5 — коэффициент использования грузоподъёмности; = 0,5 — коэффициент использования пробега.

Расчётные нормы пробега VH при расчёте норм на 1 т.км реко­мендуется принимать следующим образом: при работе за городом в соответствии с табл.2.6; при работе в городе, независимо от типа до­рожного покрытия: для автомобилей и автопоездов грузоподъёмно­стью до 7 т (автоцистерны до 6 тыс.л) — 25 км/ч, грузоподъёмностью свыше 7 т (автоцистерны до 6 тыс.л) — 24 км/ч .

При работе автомобилей с загрузкой в обоих направлениях, а также при перевозке в обратном направлении возвратной тары (кон­тейнеров) к расценкам за 1 т.км принимается поправочный коэффи­циент в размере от 0,5 до 1,0 за тонно-километры, выполненные в об­ратном направлении. При перевозке грузов на автомобилях-фургонах нормы времени могут быть увеличены не более чем на 10%; при пе­ревозке грузов, требующих особую осторожность и пересчёта, нормы времени увеличивают, но не более чем на 25%. При работе тягача с прицепом нормы времени на 1 т.км применяются с поправочным ко­эффициентом, равным 1,2 .

Таблица 2.6

2.6. Оплата труда водителей

Для оплаты труда водителей используется повременная, сдельная и бестарифная формы оплаты труда, а также система многообразных повышений тарифных ставок (окладов), надбавок и доплат.

Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того, полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц.

Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц должна быть не менее минимального размера оплаты труда.

На предприятиях и в организациях министерств и ведомств, находящихся на бюджетном финансировании, размер тарифной ставки зависит от присвоенного водителю тарифного разряда Единой тарифной сетки (ЕТС), который присваивается в зависимости от характера выполняемых работ.

На предприятиях и в организациях коммерческой сферы и в организациях, не состоящих на бюджетном финансировании, суммы ежемесячной оплаты труда (в том числе суммы тарифных ставок в месяц) устанавливаются по соглашению между работодателем и трудовым коллективом в разрабатываемых коллективном договоре или иных актах, регулирующих вопросы оплаты труда на предприятии, или непосредственно по соглашению между работодателем и работником.

При этом во всех случаях размер месячной оплаты труда (без учета премий, доплат и надбавок) за полностью отработанную норму рабочего времени за месяц в соответствии с ТК РФ должен быть не меньше размера минимальной месячной оплаты труда.

Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении.

Особенно использование сдельной формы оплаты труда характерно для водителей грузовых автомобилей.

Бестарифная форма оплаты труда вводится, как правило, в коммерческих организациях. При такой форме оплаты труда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия в целом и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.

Гарантированный минимум уровня заработной платы при такой системе оплаты труда все тот же — не менее минимального размера оплаты труда за полностью отработанный рабочий месяц.

Дополнительная оплата труда. При оплате труда водителей наиболее часто используются следующие виды доплат и надбавок:

1) доплата за сверхурочную работу;

2) доплата за работу в ночное время;

3) доплата за совмещение профессий;

4) надбавка за классность;

5) доплата за разделение рабочего дня на части.

Доплата за совмещение профессий устанавливается работникам, выполняющим на одном и том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

Размер доплаты за совмещение профессий устанавливается по соглашению между работодателем и работником. И, как правило, такая доплата устанавливается в пределах заработной платы по штатному расписанию (иному документу) по совмещаемой профессии.

При организации доставок товарно-материальных ценностей с целью экономии рабочего времени других работников водителям может устанавливаться доплата за совмещение профессий (должностей):

а) грузчика на закрепленных за ними машинах при перевозке малых партий и легковесных грузов, а также на ассенизационных автомобилях и автомобилях-мусоровозах;

б) агента, экспедитора, приемосдатчика грузов — за оформление и сдачу товарно-транспортных накладных;

в) ремонтных рабочих (при выполнении всего комплекса ремонтных работ водителям может устанавливаться повышенный разряд по оплате труда);

г) санитара (водителям автомобилей медицинских учреждений);

д) киномеханика (водителям передвижных киноустановок).

Надбавка за классность. Тарификационный разряд водителям устанавливается исходя из наличия у работника 3 класса.

Для работников, которым в установленном порядке присвоен 1-й или 2-й классы, устанавливается (если это предусмотрено соответствующими нормативными актами) надбавка к заработной плате.

Надбавка за классность, как правило, устанавливается в размере: за 2 класс — 10%, за 1 класс — 25% и выплачивается за время работы в качестве водителя (за время ремонта надбавка выплачивается пропорционально фактически отработанному времени на автомобиле).

Квалификация третьего, второго и первого классов может быть присвоена водителям автомобилей, которые прошли соответствующую подготовку и получили удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.

Оплата труда при разделении рабочего дня на части. Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже чем через 4 часа после начала работы.

При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха предоставляется в месте дислокации, а время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Ненормированный рабочий день. Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Режим ненормированного рабочего времени в обязательном порядке должен сопровождаться компенсацией, в качестве которой могут быть:

а) дополнительный отпуск до 12 рабочих дней, присоединяемый к основному отпуску, продолжительностью не менее 24 рабочих дней;

б) установление доплаты (надбавки) за работу в режиме ненормированного рабочего времени.

Если каких-либо компенсаций для работников с ненормированным рабочим днем не предусмотрено, то при выполнении работ сверх норм рабочего времени следует их признать сверхурочными с производством повышенной оплаты труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *