ОДН отопление

Содержание

Нормативы на ОДН, как происходит расчет, что увеличивает расходы

Относительно недавно, 7 лет назад в квитанции на оплату коммунальных услуг появилась строчка «Общедомовые нужды». Такой показатель отражает настоящие расходы на обслуживание многоквартирных домов. Этот показатель имеет свойство меняться и полностью зависит от времени года. У большинства людей данная строка с постоянно меняющейся суммой вызывает бесконечные вопросы. Поэтому в этой статье мы детально рассмотрим, что же такое общедомовые нужды, что в них входит и обязательно ли за них платить?

Понятие общедомовые нужды

Когда человек, получая очередную платёжку, смотрит на цифры в строке расхода «Общедомовые нужды», то зачастую он не может понять, из чего же складывается такая сумма. Важно отметить, что цифры в ней из месяца в месяц меняются. Само собой, большая часть жильцов дома находятся в состоянии недоразумения. Что же заключает в себе сумма, как она рассчитывается и можно ли её снизить?

Согласно статье номер 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, общедомовые нужды или, как указано в платёжных документах ОДН, — это затраты на помещения, которые не считаются частями квартир и служат для использования всеми жильцами дома. Здесь имеется в виду содержание подъездов, чердаков, подвальных помещений, территории многоквартирных домов.

Иными словами, то, что не оснащено индивидуальными приборами учёта — делится между всеми жильцами домов. К примеру, каждая квартира снабжена батареями и каждый её собственник должен платить за отопление в осенне-зимний период. Сам же дом тоже имеет системы отопления, на каждой лестничной клетке стоит радиатор, чтобы тепло было не только в квартире, но и в нём самом. За это тоже платят жильцы.

В эту же статью расходов включены форс-мажорные и аварийные ситуации, например, прорыв трубы водоснабжения, газоснабжения, аварийное отключение электроэнергии, отопления. Сюда же относят и различного рода испытания (инженерные и гидравлические).

Общедомовые нужды. Что туда входит?

В статье номер 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации указан полный список имущества, которое относят к разряду общего.

Общие территории:

  • Парадные, подъезды: лестничные клетки, пролёты, общие коридоры, входные группы.
  • Лифты, их шахты, кабины как пассажирские, так и грузовые.
  • Чердаки и технические этажи.
  • Подвалы.
  • Помещения, в которых находятся инженерные коммуникации.
  • Иные помещения, не относящиеся к жильцам многоквартирных домов. К ним могут относиться: досуговые центры, различного рода культурных мероприятий, залы для занятия спортом и прочее.
  • Территории домов: пешеходные дорожки, клумбы, детские и спортивные комплексы (площадки).

Чтобы всё вышеперечисленное содержать в чистоте, порядке и достойном виде, управляющая компания тратит тоже воду, электричество и другие важные ресурсы.

Общедомовые нужды здесь делятся на группы. Их деление зависит от того типа коммунальных услуг, к которым они имеют непосредственное отношение.

Электричество

Этот ресурс в понятии общедомовые нужды показывает то количество электроэнергии, которое потрачено на освещение подъездов, дворов дома, работу лифтов и прочее.

Холодное водоснабжение

Холодная вода здесь используется:

  • Для уборки помещений.
  • Для полива клумб и газонов.
  • Для промывки инженерных коммуникаций.

Помимо этого, зачастую возникают различные прорывы и протечки труб, эти потери тоже относят к расходам на ОДН.

Горячее водоснабжение и ОДН

В платёжках на оплату коммунальных услуг иногда присутствуют расходы на горячее водоснабжение в общедомовых нуждах. Такое бывает, если горячая вода поступает в дома из котельной. Сюда относят:

  • Потери в связи с авариями или протечками сети.
  • Ремонтные работы на теплосети.
  • Работы, связанные с промывкой инженерных систем.

Отопление в общедомовых нуждах

Температура в подъездах многоквартирных домов по санитарным нормативам не должна быть ниже +16 градусов. Чтобы поддерживать её на должном уровне, на каждой лестничной клетке установлены батареи. Такие расходы тоже относят к ОДН и их делят между жильцами дома.

Общедомовые нужды. Кто за них платит?

Все расходы на общедомовые нужды несут собственники квартир. Это указано в правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям номер 354. Такое правило действует для всех многоквартирных домов, вне зависимости от их типа планировки, типа учётного оборудования и других факторов.

Квитанция за общедомовые нужды всегда оплачивается отдельно от счёта за индивидуальные коммунальные услуги.

Общедомовые нужды. Как они всё-таки рассчитываются?

Чтобы рассчитать этот показатель, нужно использовать формулы и нормативы, которые зависят от конкретного региона. А также расчёт сильно зависит от того, стоят ли счётчики индивидуального учёта в квартирах и приборы учёта в самих многоквартирных домах.

Общедомовой прибор учёта

Здесь всё просто. Если в доме стоит такой счётчик, то для того чтобы рассчитать ОДН, сотрудник управляющей компании каждый месяц должен снимать с него показания. Имея такой прибор, можно легко подсчитать, какое количество таких ресурсов, как вода, газ, электричество и тепло тратит индивидуально каждый жилец, и сколько было потрачено на обслуживание самого дома в целом.

Затем управляющая компания подсчитывает показания по всем персональным приборам учёта расхода за воду, установленных в каждой квартире. А далее эти сведения сравнивают со сведениями общедомового счётчика. Разница между этими показателями называется расходом на общедомовые нужды.

Обратите внимание! Для полноты и точности сведений крайне важно снимать показания с общих и персональных приборов одновременно, в один расчётный период.

Расходы на общедомовые нужды распределяются между всеми жильцами дома в соответствии с площадью их квартир.

Например: общая жилая площадь всех взятых квартир в доме равна 9000 метрам квадратных. Общедомовой счётчик показал, что расход воды в прошлом месяце составил 3000 кубов. Владельцы квартир сняли свои показания с персональных приборов, и общая сумма получилась 2880 кубов. Проводя подсчёт, получаем, что на общедомовые нужды было потрачено 120 кубов воды (3000 — 2880).

Теперь поделим этот объём израсходованной воды на общую жилую площадь квартир: 120/9000 = 0,013 метров кубических. Для того чтобы понять, сколько же нужно заплатить хозяину квартиры с площадью 40 метров квадратных, умножим расход на метр квадратный на площадь квартиры и на установленный в регионе норматив (например, 100 рублей за куб): 0.013*40*100 = 52 рубля.

Ответ: владелец квартиры в 40 м.кв. должен заплатить за воду на общедомовые нужды 52 рубля за прошлый месяц.

А если в квартире нет персонального счётчика?

В случае отсутствия такого прибора в квартире, собственник вынужден будет оплачивать расход водоснабжения согласно установленному нормативу для каждого члена семьи.
Такой расчёт крайне невыгоден хозяину жилья, так как фактический расход воды будет всегда меньше. Задумайтесь над установкой личных приборов, это сильно сэкономит семейный бюджет.

Общедомовой прибор учёта отсутствует. Нужно ли в этом случае платить за ресурсы?

В случае если по каким-то причинам общий счётчик отсутствует в многоквартирном доме, то расчёт расхода и плата за общедомовые нужды ведётся на основе персональных приборов учёта с применением специальных повышающих коэффициентов. Их показатели, как правило, не бывают выше 10%.

К примеру, жильцы дома потратили воду на сумму в 500 рублей. Тогда на оплату ОДН они вынужден будут отдать 50 рублей (500*0,1). Эта сумма может быть и меньше, всё зависит от самого коэффициента, который был установлен. Сам же норматив по потреблению ресурсов устанавливается местными региональными властями в зависимости от региона. Все интересующие размеры тарифов вы сможете посмотреть на сайте вашей управляющей компании.

Мнение эксперта Александров Дмитрий Петрович Практикующий юрист с 15-летним стажем. Специализируется на семейном праве Обратите внимание! Часто фактические данные на оплату могут быть в разы больше, чем при расчёте с использованием формул. Причин тому много, например, сильный износ теплосетей, из-за которого часто возникают аварийные ситуации, связанные с прорывом труб. Всё это ведёт к потере ресурсов. Ещё одна ситуация: некоторые жильцы, неимеющие дома персонального счётчика, оплачивают расход воды по нормативу и прекращают экономить ресурс, забывая закрывать краны после использования. Само собой, общий расход тоже будет расти. Либо в квартире официально зарегистрирован только один жилец, а проживают с ним ещё три. Все квитанции будут приходить с расчётами на одного пользователя, когда по факту нужно платить за четверых.

В доме есть магазин или кафе. Как тут считается ОДН?

Тут ничего сложного нет. Владелец магазина или кафе обязан так же, как и все жильцы дома, оплачивать все коммунальные услуги и общедомовые в том числе. Если же человек снимает у собственника помещение под магазин или кафе, то весь порядок оплаты всегда прописывается в договоре аренды. Размер на ОДН будет определён так же, как и для обычных жильцов — в соответствии с площадью помещения.

Что может увеличить расход на общедомовые нужды?

На практике, расход на ОДН всегда выше, нежели при расчёте его по формуле. Тут много причин для таких серьёзных расхождений. Рассмотрим самые серьёзные факторы.

Погрешность в приборах учёта и их неисправность

По установленным правилам, максимально допустимая погрешность счётчика должна составлять ~2% как в большую, так и в меньшую сторону. Но по факту расхождения, намного серьёзнее — ~ 20%. И приборов с такими неисправностями больше половины!

Очень низкий порог чувствительности у счётчика

Это определённо значимый показатель. Если расход ресурса выше, то прибор без проблем этот момент зафиксирует, а вот нижние границы может вовсе пропустить. То есть если вы решили открыть кран на полную, то счётчик всё отобразит. А вот если ваш кран сломан, и вода, например, льётся малой струёй, то прибор этот факт пропустит. Как итог — потери ресурса.

Сейчас на рынке присутствуют три класса чувствительности приборов учёта:

  1. А-класс — 60 литров в час.
  2. В-класс — 30 литров в час.
  3. С-класс — 15 литров в час.

Почти все владельцы квартир устанавливают первый класс приборов. Их цена гораздо ниже и благодаря ему можно вроде «сэкономить», не понимая, что за недостачу они всё равно будут платить в квитанции за ОДН.

В некоторых квартирах отсутствуют персональные приборы учёта

Не все стремятся установить себе индивидуальный счётчик, желая платить по нормативам. Такие жильцы, как правило, перестают экономить воду, увеличивая общий расход и, как следствие, плату за общедомовые нужды.

Чтобы как можно больше людей хотели поставить себе персональный прибор учёта, уполномоченные организации постоянно повышают норматив потребления. Например, в 2015 году норматив вырос на 20%, а в 2017 — уже на 40%.

Показания с персональных и общего счётчика снимают в разное время

Большинство жильцов снимают показания по желанию, когда захотят. Один делает это вовремя, в один интервал — до 26 числа, а другой — 28 числа. Сотрудники управляющей компании переписывают показатели в промежутке с 24-26-е число. Именно из-за разницы во времени сбора сведений появляется неточность, которая также будет отображаться в квитанции на ОДН. Такая погрешность может достигать до 40%.

Некоторые собственники вовсе забывают снимать показания, кто-то уехал в отпуск, кто-то в командировке. Тут счёт будет сформирован исходя из среднегодового потребления, что также не соответствует действительности.

Аварийные ситуации, износ коммуникаций

Довольно частое явление, за которое тоже придётся платить. Если в доме прорвался водопровод, то потеря воды будет исчисляться десятками кубометров. Все они будут отражены в квитанции на общедомовые нужды.

В самих квартирах тоже возникают мелкие протечки, но не все вовремя их предотвращают.

Мошенничества со стороны владельцев жилья

Сейчас на рынке безумное количество различных приспособлений для того, чтобы остановить работу счётчиков: зажимы, переходники, магниты и прочие гаджеты. Всё это не составит труда найти в интернете и спокойно приобрести себе. При использовании такого хитрого метода все незафиксированные показания будут распределены между всеми жильцами многоквартирного дома.

Существуют собственники, которые намеренно передают в управляющую компанию заниженные сведения. Проверить это крайне трудно, этим они и пользуются. Такие махинации также будут учтены при формировании счёта на оплату общедомовых нужд.

Благодаря таким ухищрениям расхождения между показаниями могут составлять до 50%. Это огромная цифра.

Несанкционированные подключения

Некоторые личности пытаются незаконно подключиться к сетям коммерческих объектов, которые находятся вблизи их домов (мелкие точки торговли, например).

Безответственность управляющей компании. Ошибки

Есть некоторые управляющие организации, которые за счёт жильцов многоквартирных домов пытаются решить свои проблемы, в том числе финансовые. Делают они это путём завышения отдельных статей в платёжных документах, включая ОДН. Для предотвращения подобных махинаций государство внедряет специальную информационную систему. В ней будут отображаться все показания счётчиков и расчёты, которые провели работники, взяв за основу эти сведения.

Важно! Если жильцы не вовремя передают показания со своих приборов в управляющую компанию (после 26 числа), то сперва работники будут считать среднегодовое потребление ресурса, а потом и вовсе могут перейти на установленный в регионе норматив.

Снимать показания с общего счётчика лучше в присутствии уполномоченного лица.
Если вы подозреваете, что, например, владелец магазина, находящийся в вашем доме, незаконно подключается к его ресурсам, то сразу же сообщайте эту информацию в свою управляющую компанию. Такого рода сведения подаются в виде заявления.

Некоторые хотят понять, можно ли сэкономить на общедомовых нуждах. Сэкономить можно, если вы замените старую проводку на новую. Но стало известно, что существенно снизить траты удастся, если в доме будет установленный персональный прибор учёта. Если его нет, то расчёт будет производиться по нормативу.

Ещё лучше будет, если в самом доме установить такой прибор. С его помощью можно фиксировать фактическое использование ресурсов, а также контролировать возможные их потери в силу разных причин.

Такие счётчики нужны, чтобы жильцы не переплачивали за то, чем не пользовались (например, авария на тепловой сети). На данный момент это самый выгодный вариант экономии.

Рейтинг автора Автор статьи Александров Дмитрий Петрович Практикующий юрист с 6-летним стажем. Специализируется на семейном праве Написано статей 84 Следующая ЖКХКак проверить квартиру на арест и залог, способы проверки Отличная статья 0

С 01 января 2018 года коммунальные услуги на содержание многоквартирных домов рассчитываются по-новому. Поэтому нужно определить, как изменилась их оплата, и как подсчитываются месячные взносы.

Изменения в законодательстве нацелены на обеспечение реального учета потребленных энергоресурсов.

Что такое общедомовые нужды

Общедомовые нужды – это понятие, относящееся только к многоквартирным домам. Согласно п.1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, ОДН обеспечивают энергоресурсами работу нежилых пространств общего пользования, сюда относится:

  • подача электроэнергии к лифтам, освещение подвалов, чердаков, парадных;
  • отопление этих помещений в осенне-зимний период;
  • потребление воды при испытаниях и сливах стояков отопления;
  • затраты на содержание придомовой территории.

Изменения в оплате в 2018 году

Количество теплоэнергии, необходимое для обеспечения заданных температур в пространствах домов, является нормативом потребления тепловой энергии. Измеряется в гигакалориях на квадратный метр площади за месяц.

Интервалы допустимых температур в территориях жилых домов указаны в санитарных нормах и правилах № 2.1.2645-10.

С 01 января 2017 года дополнениями в ЖК РФ установлено, что подсчет энергоресурсов, использованных на общедомовые помещения, производится по нормативам.

Право устанавливать такие показатели предоставлено региональным властям. В некоторых областях нормативы не обновлялись, а Управляющие компании выставляли счета на оплату гораздо выше, чем ранее. Подтвердилось это в ходе контрольных мероприятий, проведенных Минстроем РФ в нескольких регионах страны.

29 июля 2017 года был принят закон №258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 ЖК РФ», который окончательно постановил, что подсчет взносов за общедомовые нужды производится на основании показателей приборов учета.

Главный смысл введения нормативов потребления на общедомовые нужды заключается в том, чтобы собственники не платили за перерасход затраченных воды, электричества и тепла.

Тарифы на теплоэнергию и утвержденные показатели потребления общедомовых нужд размещаются в интернете на вэб-сайтах компаний ЖКУ и порталах местных администраций. Располагая этими данными, жильцы могут проверить, верно ли начисляются взносы за энергоресурсы.

Расчет оплаты в многоквартирных домах

При наличии общедомового счетчика расчет оплаты за отопление ОДН производится следующим образом:

  • фиксируются данные прибора учета входящей тепловой сети;
  • фиксируются и суммируются данные квартирных расходомеров;
  • вычисляется разница значений;
  • полученный результат делится на количество квартир с учетом их площади;
  • далее цифры сравниваются с нормативом потребления;
  • если величина расхода не больше установленной нормы, то оплачивается полностью;
  • если величина расхода выше то, собственники платят за тепло по нормативу, сумму свыше установленного показателя платит управляющая организация.

Если общедомовой прибор учета отсутствует, то для подсчета оплаты за теплоснабжение площадь общедомового имущества умножается на тариф тепловой энергии. Затем полученная сумма распределяется по квартирам, пропорционально их площади.

Рассчитать можно и другие услуги на ОДН:

  • за электроэнергию;
  • за водоотведение;
  • за водоснабжение.

Порядок оплаты

С 2018 года расходы на ОДН показываются в квитанциях вместе с общедомовыми затратами. Владельцы оплачивают коммунальные взносы по видам потребленных ресурсов и общедомовых расходов. Для информации граждан, в счетах печатаются сведения о площади здания и общедомовой площади.

В доме, где установлены счетчики на входе в домовую теплосеть, приоритет имеет фактический расход теплоэнергии. Поэтому мероприятия по сбережению тепла (утепление фасадов, крыш, установка стеклопакетов на лестничных клетках, утепление входных дверей) позволят жильцам сэкономить на плате за отопление.

Блог

Яростные споры между потребителями и управляющими организациями (УО), между потребителями и ресурсоснабжающими организациями (РСО), межу органами государственного надзора (ГЖН) и управляющими организациями, в том числе и судебные, о правильности начисления платежей за отопление в многоквартирных домах (МКД) продолжаются не один год.

Верховный и Конституционный суды РФ неоднократно рассматривали дела и принимали весомые для дальнейшей правоприменительной практики судебные акты по данному вопросу, в том числе и по конкретным делам и делам об оспаривании норм действующего законодательства.

В нашем блоге не так давно размещалось несколько статей по данной теме: статья о неначислении платежей за отопление при самостоятельном переходе собственников многоквартирных домов (МКД) на индивидуальное отопление, статья об оплате за отопления при отсутствии радиаторов отопления, статья о признании абзаца 3 пункта 42 (1) Правил 354 неконституционным.

И вот снова очередной спор, вернее, два спора по вопросу начисления за отопление рассмотрены Конституционным судом РФ (далее — КС РФ), в результате которого вынесено Постановление № 46-П/2018 от 20 декабря 2018 года «по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева», которым признан не соответствующим Конституции РФ абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года (далее — Правила 354).

В соответствии с абзацем вторым пункта 40 Правил 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В поданных жалобах потребители обжаловали приведенную норму из-за следующих причин: в квартире В.И. Леоновой, которая ранее являлась нежилым помещением, используемым в качестве магазина, и не была подключена к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и внутридомовым инженерным системам отопления, установка такого источника произведена в 2002 году за счет ее средств на основании разрешения, выданного МУП «Служба единого заказчика» жилищно-коммунального хозяйства города Таганрога, и технических условий, предоставленных ОАО «Таганрогмежрайгаз», по проекту, выполненному НПП «Тагэкспертгаз».

В квартире Н.Я. Тимофеева работы по устройству автономного отопления произведены в 2005 году в соответствии с проектом, выполненным ОАО «Чувашсетьгаз», с учетом технических условий на проектирование газоснабжения, предоставленных филиалом «Канашмежрайгаз» ОАО «Чувашсетьгаз», а также технических условий на перевод жилого помещения на индивидуальное отопление, предоставленных администрацией города Канаш Чувашской Республики.

То есть, переустройство помещений собственников МКД произведено на законных основаниях согласно действующему на тот момент законодательству, до введения действующего Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), Правил 354 и Федерального Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении). Однако с введением данных нормативно-правовых актов (НПА) такой переход на автономное отопление даже при наличии разрешительной документации стал противоречить нормам закона.

Какое-то время после установки автономного отопления платежи за коммунальную услугу по отоплению потребителям не начислялись, однако соответствующие платежи стали начисляться В.И. Леоновой – с января 2017 года управляющей компанией, Н.Я. Тимофееву – с октября 2014 года ресурсоснабжающей организацией.

Оба потребителя подали иски о незаконности начислений и защите своих прав на основании Закона о защите прав потребителей (далее — Закон о ЗПП). В результате судебных разбирательств судами вынесены решения не в пользу потребителей, незаконность переустройства помещений которых была подтверждена в судебных актах. Также суды признали неправомерным неначисление платежей за отопления указанным гражданам. В.И. Леоновой отказали в иске о признании действий УО по начислению платежей за отопление незаконным, с Н.Я. Тимофеева была взыскана задолженность за отопление в пользу РСО за несколько лет.

Неудовлетворенные несправедливым, по их мнению, решением судов, потребители оспорили конституционность абз. 2 п. 40 Правил 354, в силу которой потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Конституционный суд РФ пришел к выводу о неконституционности оспариваемого абзаца второго пункта 40 Правил 354 на основании следующего:

  • на государстве в лице органов законодательной и исполнительной власти лежит обязанность обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества;

  • Конституция РФ возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов, в том числе посредством их учета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, …природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, …каждый обязан бережно относиться к природным богатствам;

  • нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно осуществляться с учетом необходимости соблюдения конституционного права граждан на жилище, охраны частной собственности, рационального использования природных ресурсов – должно основываться … принципах определенности, справедливости и соразмерности вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников данных отношений применительно, среди прочего, к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в МКД коммунального ресурса и взимаемой за него платы (Постановление от 10 июля 2018 года № 30-П, Определение от 10 октября 2017 года № 2256-О и др.);

  • при принятии …нормативных актов, … Правительство РФ не может действовать произвольно, – оно обязано руководствоваться фундаментальными принципами верховенства права, юридического равенства и справедливости, в силу которых ограничения имущественных прав потребителей коммунальных услуг обусловливаются защитой конституционно значимых ценностей, …осуществляемое правовое регулирование должно отвечать требованиям ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам правоотношений из содержания конкретных нормативных положений…;

  • норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам, которые в качестве элемента расчета содержат общую площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД и количество тепловой энергии, необходимой для отопления такого дома в целом (пункты 3 и 18 приложения № 1), и тем самым позволяют исчислять единый норматив потребления данной коммунальной услуги без применения отдельного норматива ее потребления на общедомовые нужды;

  • специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, …обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению и тем самым – невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года № 30-П);

  • действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования;

  • такая правовая модель, будучи основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения МКД и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения, не учитывает возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный источник тепловой энергии – … при этом тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется;

  • одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы;

  • действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. …В настоящее время правовое регулирование …закрепляет основные требования к подключению к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии …при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения;

  • достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в МКД предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха… и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима, …но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения… и т.п.).

  • установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД;

  • необходимость достижения конституционно одобряемых целей… предполагает такое правовое регулирование отношений, …которое учитывало бы при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению возможность установки собственниками и пользователями жилых помещений в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, индивидуальных квартирных источников тепловой энергии для отопления конкретного помещения и обеспечивало бы при установлении факта неиспользования этими лицами тепловой энергии, поступающей в МКД …для обогрева принадлежащих им жилых помещений – если нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены – соразмерное снижение подлежащей внесению ими платы за коммунальную услугу по отоплению, имея в виду возложение на них лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

В итоге КС РФ признал: «…Таким образом, абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1–3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении, с одной стороны, и, с другой – платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения подобного рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения».

Конституционный Суд РФ полагает необходимым установить следующий порядок и особенности исполнения настоящего Постановления:

  • Правительству РФ надлежит …незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений – при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, – лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

  • До внесения в правовое регулирование надлежащих изменений – …собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения МКД, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.

  • Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Соответственно, КС РФ указал на необходимость пересмотра судебных решений в отношении заявителей с учетом признания неконституционности обжалуемой нормы закона. Кроме того, все вынесенные на основании неконституционной нормы решения судов также подлежат пересмотру, если кто-то из сторон заявит об этом в рамках своих дел. При пересмотре таких дел судам необходимо руководствоваться утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ методическими рекомендациями по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые будут (?!) приняты в кратчайшие сроки.

Насколько будут соблюдены указания Конституционного суда РФ о кратчайших сроках и незамедлительном внесении изменений в действующее законодательство РФ увидим в ближайшее время.

После вынесенного 10 июля 2018 года Конституционным судом РФ Постановления о неконституционности абзаца третьего пункта 42(1) Правил 354 только 28.12.2018 года Постановлением Правительства РФ № 1708 внесены изменения, в которых еще предстоит разобраться правоприменителям (вступают в силу с 01 января 2019 года). Хотя в указанном судебном акте и не применялись слова «незамедлительно» и «в кратчайшие сроки».

Насколько затянутся указанные в рассматриваемом Постановлении КС РФ эти «кратчайшие сроки» пока неизвестно. А до этого момента опять никому неясно, каким образом начислять ОДН по отоплению тем потребителям, которые перешли на индивидуальное отопление с соблюдением норм закона.

Было бы разумнее установить конкретные сроки для исполнения Постановления по вопросу внесения изменений в законодательство, но разве можно указывать столпам законодательной и исполнительной власти в нашей стране, даже Высшему суду страны…

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую Ветку-2019». Оформить заявку можно по .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *