Объявление амнистии

Объявление амнистий в России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Амнистия (от греч. amnhsteia — прощение, забвение) — одна из мер, применяемых государством к лицам, подвергшимся наказанию за совершение преступления. Заключается в полном или частичном освобождении от наказания, его смягчении, прекращении преследования, снятия судимости, а также освобождении от уголовной ответственности. В отличие от помилования, распространяется «на индивидуально неопределенные категории лиц». Амнистия не означает реабилитации и является лишь прощением за совершение преступления.

Применяется в отношении уголовно наказуемых деяний, совершенных до объявления амнистии или вступления ее в силу.

В Российской Федерации Государственная Дума в соответствии со статьей 103 Конституции РФ принимает постановления об объявлении амнистии и о порядке ее исполнения. Проект постановления вносится в Государственную Думу РФ и рассматривается ею в том же порядке, как и все законопроекты, вносимые на рассмотрение. Постановление принимается большинством голосов от общего числа депутатов, подписывается председателем Госдумы и вступает в силу с момента его опубликования. При этом утверждения постановления Советом Федерации и президентом не требуется.

Первые амнистии

Первые две амнистии в Российской Федерации были объявлены 23 февраля 1994 г. Тогда Государственная дума РФ первого созыва приняла постановления «Об объявлении политической и экономической амнистии» и «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции РФ». Первая амнистия коснулась участников попытки государственного переворота 19-21 августа 1991 г. (т.н. «дело ГКЧП»), столкновений демонстрантов и работников правоохранительных органов на Гагаринской площади в Москве 1 мая 1993 г., а также событий 21 сентября — 4 октября 1993 г. в Москве. В отношении этих лиц амнистия применялась со дня опубликования постановления, в отношении других категорий граждан в течение полугода. Так, под амнистии подпали совершившие экономические преступления, ветераны войны, лица, награжденные боевыми орденами и медалями, несовершеннолетние, инвалиды и др. Были освобождены 36 участников событий 1991 и 1993 гг. В целом, из мест заключения вышли 23,1 тыс., освобождены от исправительных работ 112,7 тыс., сокращен срок наказания для 13,2 тыс. человек. Прекращены дела в отношении 42,5 тыс., судами амнистия применена к 3 тыс. гражданам. Всего под амнистию подпали более 345 тыс. человек.

К чему были приурочены амнистии

В последующие годы шесть амнистий распространялись на лиц, принимавших участие в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе, в том числе Чечне, Дагестане, или совершивших преступления во время проведения контртеррористических операций. Впервые такая амнистия была проведена 13 декабря 1994 г. для участников незаконных вооруженных формирований в Чечне, добровольно сложивших оружие. Впоследствии амнистии в отношении лиц, принимавших участие в вооруженных конфликтах, проводились в 1996, 1997, 1999, 2003, 2006 гг.

Четыре амнистии в РФ были приурочены к дням Победы в Великой Отечественной войне (1995, 2000, 2005, 2010, 2015), две — к юбилейным датам: 100-летию Государственной думы РФ в 2006 г. и 20-летию конституции в 2013. Они касались лиц, совершивших нетяжкие преступления или впервые преступивших закон, участников Великой Отечественной войны, бывших узников концлагерей, блокадников и др., ветеранов боевых действий и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров и др.

Трижды амнистии проводились для определенных категорий граждан: тех, кто совершил преступления, не представляющие большой общественной опасности, для женщин, несовершеннолетних, инвалидов и др. (1997, 1999, 2001).

Одна распространялась на лиц, осужденных за «экономические» преступления (мошенничество, уклонение от уплаты налогов и др.), она была проведена в 2013 г.

Количество амнистированных

Самой масштабной в России стала амнистия, объявленная 26 мая 2000 г. в честь 55-летия Победы: в целом она распространилась на 877 тыс. человек, из них 188,1 тыс. были освобождены из мест лишения свободы. Под амнистию, объявленную 9 февраля 1996 г., подпали лишь 11 человек — участники нападения на дагестанский г. Кизляр и с. Первомайское 9-18 января 1996 г. Спустя десять дней амнистированных обменяли на 12 новосибирских милиционеров, захваченных боевиками в с. Первомайском и удерживаемых на территории Чечни.

Амнистия к 70-летию Победы

24 апреля 2015 г. Государственная дума приняла постановление об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне (опубликовано и вступило в силу в тот же день сроком на шесть месяцев). Она стала 19-й по счету в современной России, после принятия конституции 1993 г.

Под амнистию подпали участники боевых действий по защите Отечества; лица, проходившие службу за границей в период ведения там боевых действий (в частности, в Афганистане); участники контртеррористических операций на Северном Кавказе; имеющие госнаграды; ликвидаторы последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы. Также она коснулась осужденных на срок до пяти лет за совершения преступлений по неосторожности; несовершеннолетних и лиц старшего возраста, инвалидов, беременных женщин и др.

Тема амнистии заключенных «ушла», заявил “Ъ” глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев. По его мнению, массового освобождения из российских колоний, приуроченного к 75-летию Великой Победы, не состоится из-за нежелания «законодательных институтов» заниматься этим вопросом. Депутат Госдумы и экс-судья Зариф Байгускаров сообщил “Ъ”, что в повестке ближайшего заседания нижней палаты, назначенного на 12 мая, «вопрос амнистии не стоит». Он отметил, что у законодателей до сих пор нет ни одного проекта амнистии для рассмотрения. Источник “Ъ” в Кремле уверен, что у россиян в принципе нет запроса на амнистию.

Глава СПЧ Валерий Фадеев, комментируя по просьбе “Ъ” подготовку советом проекта амнистии заключенных в 2020 году, сообщил, что акта освобождения может не быть вовсе: «Тема амнистии ко дню Победы уже ушла, нет ее. Скорее всего, никакой амнистии не будет. Фундаментальные предложения по амнистии были озвучены членами СПЧ еще в декабре 2019 года, но законодательные институты власти не хотят амнистию проводить».

Напомним, господин Фадеев ранее заявлял только о том, что «предложения направлены» в Кремль и Госдуму, но не конкретизировал, подчеркивая лишь, что выступает «против амнистирования участников летних протестов в Москве».

В поддержку «широкой амнистии» Московской Хельсинкской группы (МХГ) для граждан, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, в марте выступали члены СПЧ Николай Сванидзе, Леонид Никитинский и Наталия Евдокимова.

1 апреля “Ъ” сообщал об обсуждении на площадке совета проекта амнистии для шести категорий заключенных: совершивших ненасильственные преступления, людей в возрасте от 60 лет, страдающих тяжелыми заболеваниями, инвалидов I, II и III групп, имеющих несовершеннолетних детей, а также всех несовершеннолетних.

Глава комиссии СПЧ по взаимодействию с ОНК Андрей Бабушкин рассказал “Ъ”, что президиум СПЧ возвращался к теме амнистии во вторник, но к единому мнению не пришел. По его словам, обсуждались варианты как «амнистии для всех имеющих право на условно-досрочное освобождение» (УДО), так и сокращение сроков «не злостным нарушителям». «В условиях эпидемии коронавируса остро стоит вопрос о существенном сокращении количества заключенных и в СИЗО, и в колониях (проект амнистии по «разгрузке» СИЗО и переводе заключенных под домашний арест ранее предлагала член СПЧ Ева Меркачева.— “Ъ”),— рассказал господин Бабушкин.— Какой будет выбран способ амнистии, пока вопрос открытый».

Валерий Фадеев признался, что больше склоняется не к проекту амнистии, а к работе по линии УДО:

«Люди, имеющие соответствующие характеристики и такое право, не выходят, потому что суды не принимают решения (в период пандемии.— “Ъ”). Карантин нужно использовать в том числе, чтобы продумать процедуры освобождения по УДО, не останавливать их».

По словам господина Фадеева, член СПЧ и омбудсмен Свердловской области Татьяна Мерзлякова в среду сообщила ему о «введении в регионе практики дистанционного рассмотрения судами дел об УДО». По данным главы СПЧ, суды в Свердловской области рассмотрели 41 заявление о досрочном освобождении «и вынесли положительные решения по 19 из них». «Такую практику мы бы хотели распространить во всей России»,— заключил Валерий Фадеев.

Член комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, экс-судья Зариф Байгускаров, комментируя “Ъ” возможную инициативу СПЧ об освобождении всех, кто имеет право на УДО, напомнил, что на него могут претендовать люди, в том числе совершившие тяжкие преступления: убийства и изнасилования, а также пожизненно осужденные. Потому без учета таких обстоятельств, как признание вины, поведение в колонии и возмещение ущерба, инициатива «нецелесообразна», считает господин Байгускаров. «В целом документов по амнистии у нас нет, проекты мы (в Госдуме.— “Ъ”) не рассматривали и до 12 мая собираться не будем, только если не появятся срочные законы. Вопрос амнистии в плане не стоит»,— сказал Зариф Байгускаров.

«В России треть заключенных отбывает сроки по ч. 3 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств.— “Ъ”), в которой нет потерпевших, а значит, некому сказать, как того требует закон, он «за» или «против» УДО для осужденного,— обращает внимание глава НКО «Комитет против пыток» и член СПЧ Игорь Каляпин.— И в этих случаях, вероятно, имеет смысл трактовать закон в пользу осужденного, освобождая его и разгружая таким образом колонии. Это помогло бы формировать резервные помещения в учреждениях ФСИН для изоляции тех, кто заболеет, в случае вспышки коронавируса». Такого резерва, по словам господина Каляпина, в системе ФСИН «сегодня не существует», потому следует включать в проект амнистии заключенных из группы риска — «старше 60 лет, как и предлагалось ранее».

Игорь Каляпин также напомнил, что решение об амнистии, как правило, принимается лично президентом России. Источники “Ъ” в администрации президента не смогли прокомментировать возможную отмену амнистии в 2020 году, ссылаясь на отсутствие информации.

Один из собеседников, впрочем, отметил, что согласно данным социологии у граждан России сейчас нет запроса на амнистию.

О деталях социологического исследования АП подробностей не последовало.

Член комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Сергей Иванов (ЛДПР) уверен, что представители «Единой России» «не получили политического решения от исполнительной власти»: «Они говорят, что законодательство и так либерализовали, поэтому пусть сидят».

Как ранее сообщал “Ъ”, депутат Госдумы Сергей Шаргунов (КПРФ) еще в начале марта внес проект амнистии к 75-летию Победы. Он среди прочего предлагает прекратить дела участников летних московских протестов 2019 года и освободить от наказания лиц, осужденных в связи с ними по разным статьям УК РФ. Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия») 20 марта заявлял, что считает маловероятным объявление амнистии к 75-летию Победы. Позднее Павел Крашенинников сказал “Ъ”, что внесенные проекты об амнистии не прошли согласование с Минюстом и ФСИН, а соответствующих проектов постановлений сейчас нет: «Я всегда за амнистию, но есть процедурные моменты, а есть сущностные. Сущностные заключаются в том, что мы не можем все время проводить амнистии по одним и тем же статьям (в 2013 и 2015 годах под амнистию попали ряд осужденных на срок до пяти лет, политические активисты, пенсионеры, беременные, инвалиды I и II групп.— “Ъ”). Честнее было бы их декриминализовать. Что касается процедурных моментов, пока нет ни проектов, ни обоснования, говорить о том, что мы сейчас что-то будем принимать, не приходится».

Мария Старикова, Кира Дюрягина, Андрей Винокуров

Публикации

Госдума 16 апреля 2010 года объявила амнистию в связи с 65-летием Победы для участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, которые работали не менее шести месяцев в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, жителей блокадного Ленинграда, бывших узников концлагерей и гетто: всего для 100-200 человек.

Ниже приводится справочная информация о том, в каких случаях объявляется амнистия.

Амнистия (по-гречески это слово означает «забвение, прощение») является одним из видов внесудебного (т.е. производимого не по решению суда) освобождения от ответственности и/или от наказания.

Наличие обстоятельств, устраняющих наказание, допускалось уголовным законодательством начиная с глубокой древности. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов — высших органов государственной власти и управления. Чаще всего акты амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни государств.

Длительное время законодательство России не содержало легального определения амнистии, хотя амнистия и применялась. Так, Стоглавый Собор в XVI веке объявлял амнистию к церковному празднику Пасхи, по которой освобождались все тюремные сидельцы, кроме осужденных за убийство и разбой.

Со времен Бориса Годунова стали обычными амнистии по поводу восшествия на престол, болезни или выздоровления царя или членов его семьи, рождения наследника, за помин души и т.п. Иван Грозный завещал после его смерти освободить всех заключенных.
Петр Великий к таким поводам добавил амнистии в честь викториальных дней — побед в сражениях.

Впервые определение амнистии в России появилось в марте 1917 года в принятом Временным правительстве указе об амнистии.
В Российской Федерации основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения амнистии, являются: Конституция Российской Федерации; Уголовный Кодекс РФ; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Постановления Государственной Думы.

В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации право объявления амнистии принадлежит Госдуме.

Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (статья 84 Уголовного кодекса). Т.е амнистия применяется не конкретному человеку, а к группе лиц, совершивших одинаковые преступления.

Амнистия распространяется на неопределенный круг лиц, совершивших преступления, например, на всех женщин, на всех мужчин в возрасте старше 60 лет или на лиц, осужденных к лишению свободы за неосторожные преступления на срок до пяти лет, и так далее.

Актом об амнистии соответствующие категории лиц могут быть освобождены от уголовной ответственности, они могут быть полностью или частично освобождены от наказания, с них может быть снята судимость. Освобождение от уголовной ответственности по амнистии может касаться только тех лиц, которые совершили указанные в акте об амнистии преступления до вступления постановления Госдумы в законную силу.

Освобождение от уголовной ответственности по амнистии означает, что уголовные дела соответствующих категорий, еще не рассмотренные судами, подлежат прекращению.

Амнистия не является доказательством незаконности или необоснованности приговора суда. Амнистия является прощением и надеждой государства, что человек осознал свое преступление и раскаялся. Государство дает человеку шанс жить дальше, не отбывая все наказание.

Для проведения амнистии издается постановление Государственной Думы «Об объявлении амнистии… «. Например, «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин», «Об объявлении политической и экономической амнистии», «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа «.

Часто Постановления «Об объявлении амнистии… » принимаются в связи с какими-либо торжественными случаями или важными датами, как, например, постановления Государственной Думы от 23 февраля 1994 года «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации», думское постановление от 19 апреля 1995 года «Об объявлении амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов «, постановление Госдумы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов «, постановление от 20 апреля 2005 года «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», постановление от 19 апреля 2006 года «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России «.

Все они предусматривали освобождение от уголовной ответственности, от наказания и сокращение неотбытого срока наказания. Амнистия объявляется в отношении определенного круга лиц, отмеченных в самом акте амнистии, при этом также указывается, к какой категории лиц акт не применяется (как правило, деяния, отнесенные к категории тяжких и особо тяжких преступлений).

Акт амнистии имеет, как правило, универсальный характер. Он может быть применен как к лицам, находящимся под следствием, так и к осужденным. В первом случае решается вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности, а во втором — об освобождении от наказания. В отношении лиц, дела которых находятся в суде, но не начаты рассмотрением, выносится определение (постановление) об их освобождении от уголовной ответственности, а в отношении лиц, дела которых начаты рассмотрением, выносится обвинительный приговор и осужденный освобождается от наказания (часть 3 статьи 5 УПК РСФСР). Лица, приговоры в отношении которых провозглашены, но еще не вступили в законную силу, подлежат освобождению от наказания.

Как правило, акт амнистии содержит не только указание об освобождении от уголовной ответственности или наказания, но и положения, касающиеся сокращения назначенного наказания или его замены более мягким видом наказания. Амнистией может быть решен вопрос об освобождении от дополнительных видов наказания. Отдельными актами амнистий решается вопрос о снятии судимости с лиц, отбывших наказание.

Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Амнистия есть форма государственного прощения лиц, совершивших преступления.
Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется. В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.
Постановление об объявлении амнистии в соответствии со ст. 169 Регламента подписывается Председателем Государственной Думы и публикуется в течение 3-х дней после принятия. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев. Как следует из содержания ст. 84 УК РФ, актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.
Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 УК РФ как более льготные.
Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.

Если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства дела по существу, то освобождение от уголовной ответственности подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания, органа предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Следует отметить, что в ст. 24 УПК РФ в перечне оснований прекращения уголовного дела такое основание, как акт амнистии, отсутствует. Если подозреваемый (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК РФ).
Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ). Но наличие обвинительного приговора вряд ли может рассматриваться как освобождение от уголовной ответственности.
Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями.
Если акт об амнистии издан после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу, суд второй инстанции оставляет обвинительный приговор без изменения и освобождает осужденного от отбывания наказания (п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ), если приговор не подлежит отмене или изменению по другим основаниям.
Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат.
С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии. Как сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П, постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом. Принятие Государственной Думой РФ постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности. Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.
Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.
Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание).
Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к справедливо осужденному лицу.
Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.
Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается. К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы.
Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.
Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения.
В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.
Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления. Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.
Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *