Независимая экспертиза аккумуляторов

Экспертиза АКБ

АКБ в состоянии глубокого разряда не может признаваться как дефектная. В этом со-стоянии АКБ (какого бы исполнения она ни была) не имеет показателей работоспособности и выявление возможных дефектов практически становится невозможным. Разряд может быть случайным.

На практике довольно часто глубокий разряд АКБ принимается как ее дефект. Уверенные в исправности электрооборудования автомобиля владельцы иногда создают по этому по-воду конфликтную ситуацию. Выход один: отправить АКБ на независимую экспертизу. Экспертиза АКБ не может проводиться случайными, некомпетентными, не имеющими опыта работы с этими изделиями специалистами. Наличие необходимых для измерения показателей АКБ приборов и оборудования, их грамотное применение — обязательное условие.

На экспертизу АКБ представляется с гарантийным талоном, полностью оформленным при покупке данной АКБ, а также устной, либо письменной информацией владельца о режиме эксплуатации автомобиля, характере отказа.

Экспертиза начинается с идентификации данных гарантийного талона и имеющихся на корпусе АКБ; наличие необходимых этикеток на корпусе; отсутствие механических повреждений (следов ударов, вмятин, оплавлений, вздутий корпуса, трещин на крышке или боковых сторонах бака).

Далее производится измерение показателей состояния: ЭДС, плотность, уровень и температура электролита в каждой банке (при наличии пробок). Отмечается цвет индикатора (при его наличии), состояние вентиляционных отверстий на торцевых сторонах крышки. При отсутствии пробок в крышке извлечение индикатора позволяет произвести измерение плотности электролита в этой банке и сопоставить ее значение с величиной ЭДС. Далее разряд в течение 8-10 сек. током 100-150А и значение напряжения на полюсных выводах АКБ при этом подскажет направление дальнейших действий: поставить АКБ на стационарный за-ряд или подвергнуть вскрытию для установления дефекта.

После снятия нагрузки необходимо на ощупь проверить, нет ли нагрева полюсных выводов. При наличии дефекта в каком-либо полюсном выводе он нагревается. В случае, когда нет пробок и нет индикатора, можно на крышке по выверенным точкам произвести сверления (диаметр сверла 7~8 мм) для измерения плотности электролита и выявления дефектной банки. Если во всех банках АКБ плотность электролита не имеет значительных различий, то АКБ н-обходимо ставить на стационарный заряд. В процессе заряда при измерениях плотности электролита необходимо оценивать его цвет. Темный (или просто черный) цвет электролита характеризует прошедший режим эксплуатации АКБ и опытный специалист-аккумуляторщик знает, что можно ждать от такой АКБ при последующем испытании на разряд (на нагрузку).

Длительная работа АКБ с низкой заряженностью (50-60%), периодические глубокие (полные) разряды, образование льда в банках в зимнее время — все это приводит к ускоренному оплыванию активной массы с пластин. Активная масса положительных пластин, отслоившись от поверхности (иногда и от жил решеток) выпадает в осадок (образуется шлам) и окрашивает электролит в темный цвет при заряде (когда электролит «кипит»). При бездействии АКБ электролит становится прозрачным (шлам оседает).

Сливать темный электролит путем переворачивания корпуса нельзя, так как это действие может вывести АКБ из строя: шламовый осадок окажется на крышке (внутренней поверхности), а потом на верхних кромках пластин, не защищенных сепараторами. Короткие замыкания пластин шламом в банках выведут батарею из строя. А замене по гарантии такие АКБ не подлежат.

Если АКБ при эксплуатации подвергалась заряду (перезаряд, при повышенном значении зарядного напряжения, либо при интенсивном режиме работы автомобиля — режим «так-си»), может оказаться, что уровень электролита в банках ниже верхних кромок пластин. В этом случае и сверления в крышке не помогают замерить плотность электролита. Необходимо дистиллированной водой восстановить уровень жидкости над блоками пластин в банках, АКБ поставить на подзаряд с целью выравнивания плотности электролита в банках по всему объему. Значение массы АКБ (до сверления), количество залитой дистиллированной воды и показатель массы данного типа АКБ по каталогу фирмы позволяют сделать заключение о режиме работы данной АКБ. В случаях, когда уровень электролита снижается на 20-30 мм ниже верх-них кромок пластин в блоках, происходит спекание сепараторов в этих местах. Такие повреждения сепараторов приводят к замыканию пластин в блоках. Доливка дистиллированной воды в таких случаях не предохраняет АКБ от выхода из строя. После подзаряда напряжение на полюсных выводах может быть менее 12,5 В, а нагрузку разрядом АКБ не держит, отмечается «кипение» электролита. Вскрытие АКБ и констатация возникших дефектов завершает процесс испытания.

Особенности некоторых зарядных устройств

Известно, что восстановление работоспособности стартерной АКБ, оказавшейся в раз-ряженном состоянии, производится путем заряда. Способы заряда известны (указаны в инструкции), а конечная цель — достижение плотности электролита во всех банках не менее 1,27 г/см3 (+25оС). Напряжение на полюсных выводах АКБ при этом достигает величины 16,2…16,5 В. Заряд можно прекращать, батарею ставить на автомобиль, устранив причину на нем, чтобы вновь не разрядить аккумулятор.

В некоторых ситуациях АКБ подвергается чрезмерно глубокому разряду (ЭДС при этом может быть менее 10В) и в состоянии разряда АКБ находится длительное время (2…3 недели и более). При постановке на заряд у такой АКБ напряжение на полюсных выводах может быть 15…16В и более. Это совсем не значит, что АКБ заряжена, просто ее внутреннее со-противление увеличилось при хранении в разряженном состоянии. Некоторые образцы современных зарядных устройств не включают на заряд, если ЭДС АКБ ниже 10,5В, а при достижении зарядного напряжения 14,5В ее отключают как готовую.

В первом случае АКБ не включается на заряд (ее обвиняют, что она не принимает за-ряд), а в другом случае только что включенная на заряд АКБ объявляется готовой. Вот чудеса: АКБ не может питать лампочку, а ее объявляют готовой к работе. Все дело в том, что создатели некоторых современных устройств для заряда стартерных АКБ не знают реальных характеристик этих изделий и создают зарядные устройства, пригодные не для всех случаев, в которых оказываются автолюбители в реальной жизни.

Николай Курзуков, зав. Аккумуляторной лабораторией ФГУП НИИАЭ

Приобрел некачественный автомобильный аккумулятор

Здравствуйте Андрей!

Если товар с недостатком, Вы вправе обменять его в течении гарантийного срока. На основании ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В случае спора Продавец обязан направить товар на экспертизу за свой счет, результат экспертизы Вы вправе оспорить, на экспертизе имеете право присутствовать. Замену должны произвести в течении 7 дней, а при проверке качества в течении 20 дней (ст. 21 Закона).

а на время проведения экспертизы другой аналогичный товар, но б/у

Андрей

В соответствии со ст. 21 Закона:

Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона.

Претензию продавец принял и написал, что все измеренные характеристики в норме и своей вины он не видит.

Андрей

Продавец должен провести экспертизу за свой счет или заменить товар. При неудовлетворении требования, Вы вправе обращаться в суд.

Если я самостоятельно проведу независимую экспертизу и она докажет, что товар неисправен, могу я рассчитывать на компенсацию затрат от продавца?

Андрей

Да, можно сделать экспертизу за свой счет. Деньги можно будет вернуть в судебном порядке.

С Уважением, Надежда.

Экспертиза технического состояния АКБ 6-СТ60

На основании определения мирового судьи Константиновского р-на, Ростовской области, в соответствии со ст. 14, 19, 41 Федерального закона №73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» производство экспертизы по материалам гражданского дела по иску гражданина К.К.К. к ООО «ААА», поручено ООО «Независимая экспертно-оценочная организация «ЭКСПЕРТ».

На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:

Фото: ya.ru

  1. Имеются ли недостатки (дефекты, неисправности) в аккумуляторной батарее «Электроисточник 6 СТ-60А 13»? Если имеются, то какие?
  2. Если да, то являются ли имеющиеся в указанной аккумуляторной батареи недостатки (дефекты, неисправности) «заводским браком» или результатом неправильной эксплуатации?

Можно ли сдать?

Приобретая новый аккумулятор, вместе с ним покупатель получает гарантию на определенный срок. В зависимости от производителя он составляет от 1 года до 5 лет. Автолюбителю необходимо понимать, что гарантия, независимо от ее длительности, распространяется только на заводские дефекты аккумулятора.

Только в этом случае возможно обратиться к продавцу с просьбой об устранении неполадок. В иных ситуациях, при нарушениях в работе АКБ, возникших по вине собственника автомобиля, продавец вправе отказать на законных основаниях.

По закону

Гарантия на АКБ распространяется согласно ГОСТ Р 53165-2008 (видео внизу статьи).

Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

Мск +7 (499) 938 5119

Спб +7 (812) 467 3091

Фед +8 (800) 350 8363

Ситуация с возвратом аккумулятора при наличии производственных дефектов регулируется Законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1. Конкретно о возможных вариантах действий говорит ст. 18 закона. Согласно статье, владелец авто имеет право:

  • заменить товар аналогичным приобретенному;
  • заменить товаром другой марки с зачетом стоимости первого;
  • соразмерное ущербу уменьшение цены;
  • устранение дефектов продавцом или же возмещение убытков, понесенных потребителем в связи с самостоятельным устранением недостатков;
  • расторгнуть договор, вернуть товар и уплаченную при приобретении цену.

Помните: отсутствие товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя.

Владелец авто вправе самостоятельно выбрать, каким образом действовать. Он не обязан требовать первоначального устранения дефекта, а убедившись в невозможности ремонта АКБ, обратиться за заменой или возвратом.

Поэтому, если продавец будет отказывать в возврате батареи, предлагая провести ремонт, его действия нельзя назвать законными.

Список дефектов аккумулятора, которые подпадают под гарантию, законодательно не определен. Обычно они указываются самим производителем в гарантийном талоне либо на сайте компании.

Сроки и особенности возврата АКБ

Исходя из технических характеристик аккумулятора, производственные дефекты станут проявляться уже через полгода его активного использования.

Если новый агрегат эксплуатировать не сразу, то срок увеличивается до года. Учитывая эти данные, можно утверждать, что разумной будет именно годичная гарантия.

Ее увеличение до двух, трех лет является ничем иным, как маркетинговым ходом, чтобы повысить шансы компании среди конкурентов. С течением времени увеличивается вероятность отказа в принятии АКБ, поскольку растет и шанс того, что дефект возник по вине потребителя.

При покупке нового автомобиля его гарантия распространяется на все комплектующие, в том числе аккумулятор. Условия оказания услуг аналогичны применяемым при приобретении аккумуляторной батареи.

Некоторые дилеры обязывают покупателя ежегодно проходить техническое обслуживание в своих салонах при установлении гарантии больше двух лет. При нарушении данного условия продавец снимает с себя все гарантийные обязательства. Данное положение прописывается в соглашении. Всегда внимательно читайте договор.

Какие дефекты устранят?

Выше уже оговаривалось, что список гарантийных дефектов определяется самим производителем. Перечень размещен на официальном сайте и указан в талоне.

Распространенные дефекты:

1. Короткое замыкание.

Появляется по причине небольшого расстояния между пластинами. Из-за этого в значительной степени снижается мощность аккумуляторной батареи, она быстро разряжается.

Еще одна причина замыкания – это повреждение сепаратора при неправильном размещении пластин. Данный дефект проявляется практически сразу после начала использования АКБ.

Короткое замыкание легко выявить по кипению электролита в поврежденной банке при разряде пусковым током.

2. Обрыв цепи.

Блоки в банке аккумулятора соединены с блоками противоположной полярности в другой банке специальными креплениями. При производстве изделия они могут непрочно привариться в результате окисления. В ходе эксплуатации через них проходит стартерный ток, как следствие, большой нагрев и дальнейшее окисление. Спустя какое-то время соединения обрываются.

Этот дефект проявляется в первые полгода использования машины.

Следующие неисправности также входят в категорию производственного брака, однако доказать их происхождение непросто:

  • обрывы электродов в блоках;
  • неотформированная активная масса;
  • протекание электролита через соединения корпуса батареи.

В каком случае могут отказать?

Гарантия на аккумулятор распространяется только на производственные дефекты.

Соответственно, если при диагностике будет установлено, что неполадки вызваны некорректным использованием автомобиля, то в гарантийном обслуживании потребителю откажут.

На заметку: существуют ситуации, когда невозможно однозначно определить, по какой причине нарушена работа АКБ. Например, замерзание электролита может произойти как по причине низкого заряда батареи, так и вследствие небольшой плотности. Как поступить в таком случае, непонятно.

Как поменять в магазине?

Согласно 2 п. 5 ст. 18 ЗоПП продавец обязан принять неисправный товар, а в случае сомнения – провести проверку качества.

Основываясь на данных положениях законодательства, возражения продавца незаконны. Закон декларирует обязанность продавца взять аккумулятор для выявления причин возникновения дефекта. При этом экспертиза проводится за счет продавца.

В случае если экспертиза, проведенная дилером, показала, что недостатки товара возникли вследствие неправильной эксплуатации аккумулятора, владелец лишается права на гарантийное обслуживание. Однако если у потребителя имеются достаточные основания полагать, что причиной неполадки является производственный брак, он может обратиться за проведением независимой экспертизы. Она проводится за счет заказчика.

Аккумулятор необходимо сдать вместе с заполненным гарантийным талоном. Если он будет отсутствовать, а также электролит в АКБ, то результат автоматически не покажет правоту потребителя.

Эксперт может попросить владельца автомобиля разъяснить условия его эксплуатации. Лучше оформить пояснения заранее в письменной форме.

Этапы:

  1. Сверяются записи из гарантийного талона и этикеток аккумулятора. Затем происходит осмотр аппарата для выявления механических повреждений. При этом лучше присутствовать лично и внимательно проверять, что эксперт записывает в акт осмотра. Допустим, царапины на АКБ являются эксплуатационными повреждениями, поскольку не оказывают влияние на технические параметры батареи и не препятствуют нормальной работе. Однако эксперт может занести их в акт как механические повреждения, что повлечет дальнейшие сложности для владельца.
  2. Производятся замеры ЭДС, плотности, температуры, цвета и уровня электролита в каждой банке, проверяется состояние вентиляционных отверстий. Длительность экспертизы обычно не превышает двух недель, в зависимости от загруженности организации.

Претензия и суд

В случае если независимая экспертиза показала производственный брак, необходимо повторно обратиться к продавцу с письменной претензией. К ней приложить копию экспертного заключения.

В большинстве случаев компании соглашаются с потребителем и возвращают стоимость аппарата.

Иногда дилер продолжает настаивать на своем. Поэтому приходится обратиться в суд. Сколько будет продолжаться разбирательство, сказать сложно. Это зависит от позиции ответчика.

В случае положительного решения для истца продавцу придется возместить не только стоимость поврежденного аккумулятора, но и расходы по оплате независимой экспертизы, госпошлины и юридических услуг.

Полезное видео

В ролике сказано, как правильно заменить АКБ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *