Налог на безработных в России

Содержание

Безработных предложили штрафовать за неуплату взносов

Не прошло и дня после новостей о повышении почти в два раза пособия по безработице, как в «Единой России» уже захотели вернуть деньги обратно.

Реклама

Депутат Сергей Вострецов предложил заставить трудоспособных неработающих граждан самостоятельно платить за себя все страховые взносы в социальные фонды. Речь идет о взносах в Пенсионный фонд, а также фонды обязательного медицинского и социального страхования. Если человек не будет этого делать, то к нему могут быть применены штрафные санкции, как при уклонении от уплаты налогов.

«Такое предложение содержится в законопроекте «О внесении изменений в статью 23, статью 419 и статью 425 Налогового кодекса Российской Федерации, в части расширения перечня плательщиков страховых взносов и расчета тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков», — сообщает «Российская газета».

Ежегодно эта инициатива может принести в бюджеты фондов более 734 миллиардов рублей, считает депутат.

По информации издания, такая обязанность не будет распространятся на получателей пособия по безработице, социальной пенсии и пенсии по старости, а также на лиц, находящихся на иждивении.

Впрочем, некоторые депутаты считают, что эта инициатива есть не что иное, как очередная попытка государства отказаться от своих социальных обязательств.

«Вопрос можно было бы рассмотреть, но при соблюдении двух условий. Во-первых, государство должно сделать все для того, чтобы неработающие граждане стали работающими. Пока мы не видим серьезной работы по созданию рабочих мест. Например, соответствующие цели в рамках предыдущих майских указов не достигнуты.

Второе условие — прежде чем искать деньги у беднейших слоев населения (а большинство неработающих все же очень бедные люди), нужно их поискать у богатейших.

Как минимум необходимо ввести прогрессивную ставку НДФЛ, убрать регрессивную ставку взносов в ПФР. Тогда люди увидят справедливость в действиях государства», — сказал «Газете.Ru» член комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов.

По словам Вострецова, сегодня около 18 миллионов россиян трудоспособного возраста не имеют официальной работы, и многие из них являются самозанятыми, то есть работают на себя.

По информации Минструда, проблема теневого сектора стоит достаточно остро. «По оценке, за 15 млн человек, находящихся в трудоспособном возрасте, не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд России», — рассказали ранее «Газете.Ru» в ведомстве.

Напомним, что на прошлой неделе в отношении таких граждан был одобрен Госдумой соответствующий закон о налоге на профессиональный доход. Зарегистрированные в установленном порядке самозанятые налогоплательщики будут платить 4% при работе с физлицами и 6% — с организациями. Деньги пойдут в бюджеты регионов и 1,5% в фонд Обязательного медицинского страхования, но в Пенсионный фонд ничего перечисляться не будет. Правда, пока этот эксперимент, который продлится 10 лет, распространится всего на четыре региона, включая Москву.

При рассмотрении закона основным аргументом в пользу его принятия была необходимость легализовать самозанятых, которые не платят никаких налогов и взносов, соответственно, у них не формируется пенсия и официальный стаж, ранее пояснил «Газете.Ru» Ярослав Нилов. Достигнув пенсионного возраста, самозанятые не смогут получить страховую пенсию, сказал депутат.

Здесь есть риски для тех людей, которые сегодня работают по гражданско-правовым договорам, например водители, уборщики и дворники. «Если сегодня работодатель платит за них взносы во внебюджетные фонды, формируя их пенсии, то с вступлением в силу нового закона он может сказать своим сотрудникам, чтобы те перевели свой статус (в связи с новым налоговым режимом — ред.), но при этом продолжали работать, возможно, что с большей зарплатой, но будущая пенсия формироваться не будет», — объяснил Нилов свою позицию. В данном случае такие методы будут дисбалансировать рынок труда.

Кроме того, в понедельник премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о минимальном и максимальном размере пособия по безработице на 2019 год.

С 1 января 2019 года размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, признанных в установленном порядке безработными, повышаются с 850 до 1500 рублей и с 4900 до 8000 рублей соответственно, разъясняется в сообщении Минтруда.

При этом появляется пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста, чего ранее не было. Для этой категории граждан минимальное пособие составит 1500 рублей, как и для остальных россиян. Максимальное же повышено до 11 280 рублей, что равно 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал 2018 года. Речь идет о людях, у которых остается пять лет до пенсии.

«Численность безработных граждан предпенсионного возраста может возрасти, но мы не ожидаем существенного роста регистрируемой безработицы в целом. С учетом изменений в пенсионном законодательстве в федеральном бюджете заложены достаточные средства на выплату пособий по безработице, в том числе и этой категории граждан», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Минтруда России.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации организовать дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31 декабря 2020 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 апреля 2020 г. N 460

Временные правила
регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

1. Настоящие Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее — центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

2. Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее — заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее — информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

3. Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения — физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы граждан, относящихся к категории инвалидов, осуществляется при представлении инвалидом заявления в электронной форме, а также при наличии в центре занятости населения выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, полученной центром занятости населения в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

4. Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).

5. Пенсионный фонд Российской Федерации представляет запрашиваемую центрами занятости населения информацию, указанную в пункте 4 настоящих Временных правил, не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса.

6. Работодатель по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации, представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации информацию в случаях приема на работу и увольнения гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), а также иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

7. При наличии в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения — работодателей сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, для замещения которых работодатель согласен на проведение собеседования в электронной форме и которые являются подходящими для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, центры занятости населения в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы формируют 2 предложения подходящей работы, в электронной форме уведомляют граждан и предлагают им в течение 3 дней со дня их выдачи в дистанционном режиме пройти собеседование с работодателем.

8. Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.

9. В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала.

10. При постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.

11. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.

12. Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы (службы) сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие но безработице начисляется начиная с 1-го дня по истечении указанного периода.

13. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением граждан, указанных в пунктах 14 — 16 настоящих Временных правил, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо к среднему заработку, исчисленному центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

Пособие по безработице начисляется в первые 3 месяца в размере 75 процентов среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия) этих граждан, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо их среднего заработка, исчисленного центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, в следующие 3 месяца — в размере 60 процентов указанного заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

14. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 342 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые 3 месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо их среднего заработка, исчисленного центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, в следующие 4 месяца — в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем — в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 статьи 342 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», увеличенных на размер районного коэффициента.

Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 342 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, определенной в соответствии с пунктом 5 статьи 342 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», увеличенной на размер районного коэффициента.

15. Впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости устанавливаются и выплачиваются в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 341 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

16. Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 341 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, прекратившим иную не противоречащую законодательству Российской Федерации деятельность, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую, как правило, трудовой доход (вознаграждение), гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, а также гражданам, сведения о среднем заработке (денежном содержании, довольствии) которых отсутствуют, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Период выплаты пособия по безработице указанным категориям граждан не может превышать 3 месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

17. Центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности.

18. Центры занятости населения согласно статье 23 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» осуществляют направление безработных граждан на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в дистанционной форме или по индивидуальному учебному плану и назначение стипендии.

Начисление стипендии гражданам, проходящим такое обучение, осуществляется центром занятости населения на основании сведений об успеваемости и посещении занятий, полученных в дистанционном режиме от организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В случае прекращения (приостановки) указанного обучения выплата стипендии не осуществляется.

19. В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке.

По всем случаям получения гражданами пособия по безработице (стипендии) обманным путем соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.

Новые меры поддержки граждан и бизнеса: кому полагаются выплаты от государства

Для родителей:

Вдвое повышается минимальный размер пособия по уходу за ребенком — с 3375 рублей до 6751 рубля. Такое пособие получают неработающие граждане, в том числе студенты.

Ранее было объявлено, что семьи, имеющие право на материнский капитал, могут в течение трех месяцев — с апреля по июнь — получать по 5 тысяч рублей на каждого ребенка в возрасте до 3 лет. Теперь этот порядок распространяется и на семьи, где ребенок родился до 1 января 2020 года (до той даты, с которой введен новый порядок предоставления материнского капитала, в том числе и на первого ребенка). То есть выплаты по 5000 рублей на ребенка в месяц смогут получить все семьи, имеющие детей в возрасте до трех лет.

С 1 июня все семьи с детьми с трех лет до 16 лет включительно получат разовую выплату в 10 000 рублей на каждого ребенка.

По 3000 в месяц на каждого несовершеннолетнего ребенка положено семьям, где родители временно потеряли работу. Такие выплаты также осуществляются в течение трех месяцев.

Семьи, где доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, смогут оформить выплаты на детей с трех до семи лет включительно не с 1 июля, как было предусмотрено ранее, а с 1 июня.

Для предприятий и НКО:

С 1 июня запускается специальная кредитная программа поддержки занятости. Воспользоваться ею смогут все предприятия в пострадавших отраслях, а также социально ориентированные НКО. Объем кредита будет рассчитываться по формуле 1 МРОТ на одного сотрудника в месяц исходя из шести месяцев. Срок погашения кредита — 1 апреля 2021 года. Конечная ставка для получателей кредита — 2 процента, все, что выше, субсидирует государство. Проценты не надо будет платить ежемесячно, они капитализируются.

Если в течение всего срока действия кредитной программы предприятие будет сохранять занятость на уровне 90 процентов и выше от своей нынешней штатной численности, то после истечения срока кредита сам кредит и проценты по нему будут полностью списаны. Эти расходы возьмет на себя государство. Если занятость будет сохранена на уровне не ниже 80 процентов от штатной численности, то списывается половина кредита и процентов по нему. Кредит можно будет использовать как непосредственно на выплату зарплат сотрудников, так и, например, на рефинансирование, на погашение ранее взятого беспроцентного, так называемого зарплатного кредита.

Предприятия пострадавших отраслей уже получили отсрочку по налогам и страховым платежам на шесть месяцев с возможностью гасить их затем плавно, в течение года. Теперь предлагается такие платежи за второй квартал нынешнего года полностью списать, за исключением НДС. Эта мера распространится на индивидуальных предпринимателей, на компании малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях и на социально ориентированные НКО.

Для самозанятых:

Самозанятым гражданам будет возвращен их налог на доход, уплаченный в 2019 году в полном объеме. Всем самозанятым будет предоставлен так называемый «налоговый капитал» в размере одного МРОТ, за счет которого они смогут в этом году проводить налоговые платежи.

Индивидуальным предпринимателям, которые заняты в наиболее пострадавших отраслях, предоставляется налоговый вычет в размере одного МРОТ в отношении страховых взносов.

Для сотрудников социальных учреждений:

Специальная доплата на три месяца — с 15 апреля по 15 июля — для сотрудников социальных учреждений. Для врачей, которые работают в социальных учреждениях, доплата составит 40 тысяч рублей за двухнедельную смену. В случае если они непосредственно оказывают помощь больным, заражённым коронавирусом, — 60 тысяч рублей. Для социальных и педагогических работников, среднего медицинского и административного персонала — 25 тысяч рублей. А если они работают с заболевшими людьми — 35 тысяч рублей. Для младшего персонала — 15 и 20 тысяч рублей соответственно. Для технического персонала — 10 и 15 тысяч рублей.

Налог для безработных в России — введут ли «налог на тунеядство»?

Информация о новом законопроекте облетела уже всю страну. Но никто из граждан не знает точно, в чем суть такого решения, на кого оно направлено, сколько придётся платить в казну и когда вступит в силу налог для безработных. Эта статья содержит всю имеющуюся информацию по данному вопросу. Давайте узнаем, что к чему и стоит ли бояться тунеядцам.

С чего всё начиналось

Ситуация с людьми, трудящимися неофициально или не работающими вовсе, назревала давно. И с каждым годом их число только увеличивается. Причин тому может быть несколько. Но одной из них является возможность не платить личные деньги в бюджет (социальные организации, страховые и пенсионные фонды). Это позволяет экономить средства на прочие нужды.

Однако правительству подобное поведение не нравится. Депутаты считают, что из-за ухода безработных от налогов бюджет страны теряет более 730 миллиардов рублей. По их подсчётам на сегодняшний день в России проживают 18 миллионов человек трудоспособных, но безработных.

Попытка обязать неработающих россиян платить за «свою лень» была осуществлена ещё в мае 2015 года. Тогда «Роструд» выступил с предложением узаконить «социальный платёж». Идея заключалась в том, чтобы принудить к его выплате совершеннолетних трудоспособных граждан, не работающих официально и не стоящих на учёте в Центре Занятости. То есть если человек не является студентом, пенсионером, инвалидом или не может подтвердить это документально, он обязан вносить в бюджет государства некую сумму, точный размер которой так и не был обозначен. Рассмотрение инициативы отложили на неопределенный срок. Вероятно, сейчас эта тема вновь заинтересовала правительство.

В качестве эксперимента недавно Госдумой был принят закон о налоге на профессиональный доход самозанятых. Речь идёт о тех гражданах, которые имеют постоянное, но неофициальное место работы или другой источник заработка, и не скрывают этого. Например, репетитор с 10-летним стажем преподавательской деятельности в течение такого большого срока не оформил себя как индивидуального предпринимателя. При этом педагог не числится в какой-либо организации, а действует самостоятельно. Он не платит НДФЛ, работает на себя, рекламируя свои услуги.

Для таких лиц теперь установлен обязательный порядок регистрации частной деятельности в налоговой инспекции. За работу с физическими лицами налог будет составлять 4%, а за сотрудничество с организациями – 6% от общей зарплаты. Полученные средства планируется пустить на развитие регионов, участвующих в данном мероприятии. Пока их всего четыре, в том числе и Москва.

Примечание. Накануне объявления о разработке положения для неработающих партия «Единая Россия» решила повысить пособия по безработице в два раза. И уже на следующий день в СМИ появились сообщения о том, что Госдума готовит встречный закон. На этот счёт у народа сформировалось чёткое ощущение, что государство дурит население. Одной рукой даёт, а другой – забирает. И остается при этом ещё и в плюсе.

К слову, в Белоруссии уже давно практикуется налог на безработицу. Население таким положением дел очень недовольно и платит деньги с большой неохотой, но правительство никак не реагирует на мнение общественности и отменять платежи тунеядцев не собирается.

Суть инициативы: кто предложил и кого касается

Депутат Сергей Вострецов вновь выступил с инициативой ввести налог на тунеядство в России. При этом он уточнил, что «бездельниками» в данном случае являются:

  • самозанятые граждане, то есть те люди, которые работают неофициально;
  • совершеннолетние, не имеющие статуса студента;
  • здоровые, но безработные граждане, не являющиеся инвалидами.

Вострецов предложил узаконить положение, согласно которому все люди, трудоустроенные неофициально, должны будут самостоятельно производить взносы в пенсионный фонд и в фонд обязательного медицинского страхования, а также платить налог на доходы физических лиц. В случае отказа безработных платить государству к ним будут применены меры наказания, как и к обычным неплательщикам налогов. Он аргументировал своё решение тем, что человек не может жить без средств к существованию. Следовательно, если гражданин долгое время не работает официально, значит он имеет иной источник дохода и «чёрную» зарплату. С данным суждением согласно большинство депутатов Госдумы.

Сторонники подобной инициативы считают несправедливым, что официально безработные люди, уклоняющиеся от налогов, всё же пользуются бесплатными услугами, предоставляемыми государством: учатся в институтах, обращаются за медицинской помощью, получают пенсию. Аргументы депутатов весьма убедительны: за счёт того, что большая группа людей только берёт средства и возможности из бюджета, но не вкладывает в него ни копейки, в экономике страны образуется большая финансовая дыра. Государство просто вынуждено принимать какие-то меры, чтобы выровнять ситуацию. Так, например, увеличение пенсионного возраста является одним из вариантов пополнения казны. Не исключено, что в дальнейшем Госдумой будут рассматриваться и другие решения возникшей проблемы.

Есть и ещё одна категория чиновников, которые выступают за утверждение нового закона. Но их доводы совсем иные. Они выражают беспокойство за будущее самозанятых. Ведь работая нелегально, они лишают себя пенсионных выплат в старости.

Что же касается точной суммы налога для безработных, то она пока не установлена. Сначала от одного из чиновников прозвучала цифра в 20 000 рублей в год. Но такой размер выплат ни на чём не основан и буквально был взят «с потолка». Несогласные с ним коллеги заявили, что для большей части неработающих граждан эта сумма будет непосильной. После чего прозвучали предложения установить налог в 10 000 – 15 000 рублей, ссылаясь на стоимость медицинской страховки, которой пользуются все безработные. Также думали над суммой в 8000 рублей. Затем один из депутатов выступил с инициативой установить налог в 500 рублей на период тестирования законопроекта. Но это лишь варианты. На сегодняшний день точная сумма платежа не установлена.

Положение о введении налога на безработицу уже внесли в законопроект «О внесении изменений в статьи 23, 419 и 425 Налогового Кодекса Российской Федерации». Но как будет выглядеть постановление в законченном виде — покажет время.

Кого освободят от налогов по безработице

Несмотря на то, что для многих идея введения налога для безработных является бредовой, в ней всё же есть доля справедливости и разумности. Обязательства по платежам за неофициальный труд грозят не всем. В Госдуме выделили группы граждан, на которых будет распространяться освобождение от данного налога:

  1. Несовершеннолетние. При этом не имеет значения, работает ребенок или нет.
  2. Студенты дневной формы обучения (работающие и безработные).
  3. Граждане, стоящие на учёте в Центре Занятости и получающие пособие по безработице.
  4. Пенсионеры, как работающие, так и не работающие.
  5. Лица, получающие социальные пенсии.
  6. Люди, не работающие в связи с обучением, повышением квалификации.
  7. Граждане, не работающие в связи с заботой и уходом за больным родственником.
  8. Матери-одиночки.
  9. Лица, находящиеся на иждивении.
  10. Женщины, ухаживающие за детьми до 7 лет, не посещающими детский сад или школу.
  11. Инвалиды.
  12. Владельцы патентов, получающие с него доход.
  13. Люди, занимающиеся сельским хозяйством.

Противники инициативы и их аргументы

Как и предполагалось, у самих «тунеядцев» новый закон вызывает не столько негодование, сколько недоумение. Сама фраза «налог для безработных» звучит противоречиво и абсурдно. Ведь подразумевается, что люди и так не имеющие источника дохода, вынуждены платить за это.

По словам многих неофициально трудящихся, они были вынуждены искать место работы самостоятельно, поскольку Центр Занятости даёт всего несколько вариантов для трудоустройства. И если среди предложенных вакансий не окажется подходящей, то с человеком попрощаются и откажут в ежемесячных социальных выплатах. Так государство показывает, что не намерено долго платить тунеядцам.

Максимальный срок выплаты пособия по безработице составляет 1 год. Получается, что создаётся скорее видимость содействия в поиске работы, чем фактическое трудоустройство населения. А потом правительство требует выплат за то, что человек не нашёл работу.

Отказ от предлагаемых вакансий зачастую вовсе не лень или пренебрежение. Люди не хотят работать за копейки, но официально. Чтобы потом получать такую же мизерную пенсию. Поэтому делают выбор в пользу достойной жизни в настоящем. Ситуация неоднозначная и требующая личных решений каждого человека. Но в скором времени за трудящихся будет решать закон.

Примечание. Согласно Трудовому Кодексу и конституции РФ, принуждение граждан к труду запрещено. А инициатива по введению налога на тунеядство как раз подразумевает эффект давления, вынуждающий людей официально устраиваться на работу. Это является противоречием, которое, скорее всего, впоследствии будет устранено путём внесения поправок в законы.

Нашлись депутаты, которые полностью солидарны с такими самозанятыми гражданами. Они утверждают, что данная инициатива выглядит, как очередная попытка государства снять с себя социальные обязательства и пополнить казну за счёт простых людей со скромным доходом. Кроме того, депутаты-противники считают, что если и закрывать дыры в бюджете, то делать это следует, начиная с самых богатых людей в России.

Есть в правительстве и скептики, считающие, что нововведения приведут к острой нехватке рабочих мест. Ведь тунеядцы массово начнут устраиваться в организации и на предприятия. А оставшиеся безработные во избежание уплаты налога будут вставать на учёт в Службу Занятости. В результате сложившейся ситуации государству придётся выплачивать пособие этим людям бесконечно, несмотря на установленный временной предел в 1 год. Это нанесёт урон бюджету страны.

Когда закон вступит в силу

Пока точно неизвестно, когда появятся точные данные и будет принят новый закон. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, данная инициатива имеет лишь основу, которую следует доработать. Необходимо детально прояснить и оговорить все стороны будущего постановления, оформить нормативную базу. По примерным расчётам на полноценную подготовку постановления уйдёт 2-3 года. То есть полного внедрения закона следует ожидать в 2020 году. За это время тунеядцам можно официально трудоустроиться.

Дмитрий Медведев также отметил, что данный закон вряд ли будет назван «налогом на тунеядство», поскольку цель новых правил – не борьба с ленивыми людьми и принуждение их к работе, а пополнение казны за счёт увеличившихся налоговых поступлений. Можно предположить, что это постановление не будет распространятся на отдельные категории самозанятых граждан. Например, неработающий человек сдаёт квартиру и живёт на эти средства. При этом он исправно платит НДФЛ (налог на доходы физических лиц) и производит взносы в Пенсионный Фонд. Такие граждане, вероятно, будут освобождены от налога на тунеядство.

Также депутаты считают, что уже сейчас пора искать работающих в тени граждан. Планируется создать специальную базу для данной категории людей. Также Госдуме необходимо разработать систему, с помощью которой можно будет легко вычислять безработных среди всего населения страны.

Несмотря на то, что утверждение налога ещё только предполагается, активисты в Госдуме не намерены отступать или откладывать разработку законопроекта в долгий ящик. Каждый день депутаты на законодательных собраниях озвучивают свои идеи в отношении мер к самозанятым гражданам.

В этой статье мы рассказали вам всё о готовящемся законопроекте с учётом множества нюансов. Но стоит быть готовыми к тому, что содержание постановления и его нормативная база будут частично изменены на момент официального утверждения. Неизвестно и то, приживётся ли законопроект на территории России. Возможно, за время его подготовки изменятся внешние обстоятельства или самозанятые придумают новые способы и обходные пути, чтобы избежать уплаты налогов.

Иван Дорохов

к.э.н., Интернет-предприниматель, Организатор онлайн-конференций

Налог на тунеядство в России вступил в силу 1 мая 2019 года

Налог на тунеядство в России вводится с 1 мая 2019 года, как и сообщалось об этом ранее. Такое решение было принято и поддержано депутатами Госдумы. Большинство из них, как и сами авторы законопроекта, склонны считать, что новая мера станет действенной и поможет наполнить государственную казну за счет тех граждан, которые трудоустроены не официально, и по большому счету, являются тунеядцами.

Что представляет собой налог на тунеядство в России в 2019 году

Налог на тунеядство – это ничто иное, как новая мера борьбы российского правительства с гражданами, которые отказываются работать на государство. Тем не менее, в документе, регламентирующем основные положения, четко сказано, что есть существенная разница между теми, кто вовсе отказывается работать по каким-либо причинам, и категорией рабочих, которые получают зарплату в конвертах.

Именно последние, несмотря на парадокс, попадают под действие закона о тунеядстве. Дело в том, что, согласно Конституции РФ, каждый гражданин вправе выбирать время и возможности, которые он определяет самостоятельно для того, чтобы трудиться или отдыхать. Другими словами, каждый может индивидуально решить, будет он работать или же источником его прибыли станут альтернативные доходы. Таким образом, тунеядцем того, кто несколько лет находится дома и не работал, назвать, согласно главному закону страны, нельзя.

Тунеядцами, по решению российских чиновников, с 1 мая 2019 года в стране будут являться те, кто трудится, однако работает на собственника без официального оформления. Проще говоря, государство решило разоблачить всех, кто получает заработную плату в конвертах, и обложить их дополнительным налогом.

Сколько будет составлять налог на тунеядство в России в 2019 году

Получать дополнительную прибыл в государственный бюджет, а тем самым направлять ее на социальное развитие, планируется путем выявления граждан, которые трудоустроены в России неофициально. По данным статистики, таких в настоящее время по всей стране можно насчитать порядка 18 млн. человек.

По предварительным данным, налог на тунеядство будет составлять весьма значительную сумму. В случае, если гражданин не работал более полутора лет, он вынужден будет заплатить 21400 рублей налога, который пойдет в госбюджет. Также следует иметь ввиду, что для того, чтобы оспорить такое решение, необходимо предоставить соответствующие документы, подтверждающие наличие постоянного места работы.

В случае, если налог не будет уплачен вовремя, он будет облагаться штрафными санкциями. За один день так называемой «просрочки» придется отдать еще 0,2% от общей суммы начисленного налога.

Преимущества и выгода государству за счет введения налога на тунеядство в России в 2019 году

От введения налога на тунеядство в России с 1 мая 2019 году государство в любом случае рассчитывает получить определенную весомую выгоду. Какой именно она будет, пока никто не подсчитывал. Тем не менее, как утверждают эксперты, новшество в первое время вряд ли удастся обойти.

Данной мерой власти страны планируют не столько наказать неработающих граждан, как заставить официально платить налог тех, кто пока еще получает заработную плату в конвертах. Именно они, а также работодатели, ежемесячно уклоняются от наполнения госбюджета, что предусмотрено действующим законом.

В любом случае, под действие нового документа попадаю обе категории граждан. Те, кто работает неофициально и не платит налоги в бюджет, по мнению аналитиков, вынуждены будут просить у работодателя большего размера оплаты собственного труда для того, чтобы погасить новый налог на тунеядство с 1 мая 2019 года. Также это может стать определенной мотивацией самим работодателям для того, чтобы задуматься над официальным трудоустройством рабочих, чтобы не нарушать в будущем законодательство России.

Официально безработных заставят платить налог на тунеядство

Налог на тунеядство в России 2019 все-таки может быть введен через несколько лет. Правда, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, это – не взимание платы с неработающих граждан, а «вовлечение в систему платежей за социальные услуги тех, кто за них не платит».

Сенаторы решили вплотную заняться проблемой нехватки социальных отчислений. Законопроект о введении так называемого налога на тунеядство в 2019 году не только масштабно обсуждается, но и вовсю готовится к публичному представлению.

Совет Федерации планирует за 2-3 года пересчитать всех неработающих граждан, выявить тех из них, кто не оплачивает соцвзносы, но пользуется медицинской помощью и другими социальными привилегиями, и заставить «тунеядцев» заплатить.

Предполагается, что со вступлением в силу закона, граждане будут обязаны выбрать для себя один из вариантов:

  • устроиться на работу;
  • зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и оплачивать взносы в пенсионный и медицинский фонды;
  • приобрести патент;
  • купить полис на медобслуживание самостоятельно.

Решать, кто освобождается от налога на тунеядство 2019, будут также на основании закона. Если, допустим, официально зарегистрированный безработный гражданин не может трудоустроиться по объективным причинам (нет вакантных мест по его специальности, чрезмерно низкий уровень оплаты труда и пр.), то его, вероятно, от уплаты налога освободят. Не платить смогут и граждане, которые по закону имеют право не работать: пенсионеры, инвалиды и пр.

Введение данного закона позволит добирать в год порядка 45 млрд. рублей – именно столько регионы тратят за оказание медицинской помощи неработающим гражданам. Чиновники убеждены, что спешка в данном вопросе неуместна. Важно выявить именно тех граждан, которые способны оплачивать соцвзносы, но в силу различных причин этого не делают. Это сложную задачу планируют получить Федеральной налоговой службе.

Налог на тунеядство считают социальной справедливостью

Российский премьер-министр Дмитрий Медведев на предложение губернатора Ставрополья Владимира Владимирова ввести налог на тунеядство в России в 2019 году дал комментарии, поясняющие суть проблемы и опровергающие формулировки, которые у всех на слуху.

Глава правительства предложил не использовать фразу «налог на тунеядство», так как в современной России не предусмотрено наказание за тунеядство, а вести речь о привлечении к социальной ответственности тех, кто пользуется «социалкой», имеет возможность отчислять взносы, но этого не делает.

Ранее о введении обязательных платежей для трудоспособного населения заявляла вице-премьер Ольга Голодец. Она предупреждала, что власть «видит» списочный состав, условия проживания, возраст и возможности 68 млн. человек, которые не работают, не регистрируются в качестве безработных, не оформляются как ИП. На данный момент никаких механизмов привлечения данной части населения к ответственности не существует, поэтому вопрос, по мнению Голодец, надо обсуждать и принимать по нему решение.

Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко неоднократно высказывалась по поводу разработки законопроекта, который заставит «молодых тунеядцев» платить взносы в ФОМС.

Эксперты считают, что для решения проблемной ситуации требуется объемная подготовительная работа. В частности, необходимо выделить ряд категорий неработающих граждан на основе причин, которые позволяют им «лентяйничать»:

  • получение процентов от банковских вкладов, дивидендов, ренты недвижимости (со своих доходов эти лица и так платят налоги, поэтому дополнительные платежи для них неуместны);
  • сельские жители, живущие от продажи выращенных овощей, пойманной рыбы или забитого бычка;
  • лица, не имеющие возможности работать из-за необходимости ухаживать за больными родственниками или малолетними детьми;
  • (список можно и нужно продолжить).

Экспертное мнение сводится к тому, что введение обязательных отчислений должно быть поэтапным, а начинаться сумма должна с символических 400-500 рублей в год. Если запустить проект в качестве пилотного, то он сможет показать эффективность данной системы.

К чему приведет налог на тунеядство в России

В Госдуме предложили безработным россиянам платить за себя страховые взносы. В противном случае их будут штрафовать. С такой инициативой выступил член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов. По его замыслу, закон должен будет вывести миллионы самозанятых россиян из «серой зоны». Больнее всего «налог на безработных» ударит по жителям малых городов, чем вызовет протестные акции по всей стране, считают эксперты.

В настоящее время по действующему налоговому законодательству социальные взносы за трудоустроенных россиян перечисляет работодатель: 22% — в Пенсионный фонд, 5,1% — в Фонд обязательного медстрахования и 2,9% — в Фонд социального страхования. Согласно предложению депутата, размер социальных выплат для неработающих граждан будет рассчитываться из минимального размера оплаты труда. Эта обязанность не будет распространяться на людей, получающих пособие по безработице, соцпенсии и пенсии по старости, а также инвалидов, несовершеннолетних и студентов.

«Такой опыт есть в соседней Белоруссии, где ранее Александр Лукашенко точно также пытался собрать дополнительные налоговые платежи с граждан, — замечает старший эксперт Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. — Нельзя сказать, что он от этого разбогател, но социальную напряженность этим указом Лукашенко, определенно, повысил».

Очень скоро по Белоруссии прокатились акции протеста. Через два года действие закона было приостановлено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *