Макрорегионы России

Татарстан вместе с Пермью и Удмуртией отправят в Волго-Камский макрорегион?

Типичный пример псевдореформы или подготовка к упразднению национальных республик: зачем Россию поделят на 14 частей

Фото: government.ru

Россию поделят на 14 макрорегионов. Это предусматривает «Стратегия пространственного развития», предложенная Минэкономразвития России. В разделении на макрорегионы многие увидели не только способ выравнять социально-экономическую ситуацию в стране, но и цель — укрупнить регионы и ликвидировать национальные республики. Эксперты, опрошенные «Реальным временем», считают, что если это и произойдет, то не при нашей жизни. В целом эффективность будущей реформы они оценили по разному — одни считают, что она будет способствовать подтягиванию регионов-реципиентов, другие видят в этом создание видимости бурной деятельности.

Разделят на 14 частей для создания единого целого

По информации «Коммерсанта», по аналогии с уже устоявшимся выделением Дальнего Востока и Северного Кавказа выделят Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский.

Судя по всему, Приволжский федеральный округ разделят на два: Волго-Камский, Волго-Уральский. Татарстан, видимо, будет принадлежать к Волго-Камскому макрорегиону.

Предполагается, что деление на макрорегионы позволит обеспечить лучшие условия для взаимодействия между субъектами. В состав каждого макрорегиона будет включен хотя бы один крупный центр экономического роста. Это будет способствовать равномерному территориальному распределению инвестиций и в целом социально-экономическому выравниванию.

«Страна в еще большей степени станет единым целым не только в административно-политическом, но и социально-экономическом плане», — так комментировал на парламентских слушаниях о разработке «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» сенатор от Воронежской области Сергей Лукин.

Разговоры о новом территориальном делении начались еще в прошлом году. Телеграм-канал «Методичка» писал, что Аппарат президента до 2024 года наметил задачу по укрупнению регионов. Объединять будут по экономическому потенциалу и отказываться от национально-территориальной модели, а экспериментальной площадкой станет Поволжье. Якобы Татарстан в обмен на роль лидера макрорегиона должен отказаться от выраженной национальной идеологии, поскольку в регион вливаются в том числе национальные республики.

«Никто не собирается отменять территориальное разделение»

Однако эксперты, опрошенные «Реальным временем», считают, что стратегия пространственного развития — это не об укрупнении регионов и тем более не о ликвидации национальных республик.

— Никто не собирается отменять территориальное разделение. На данном этапе речь не идет о том, что будет 14 регионов вместо 85. Если будет в будущем такая идея, то ее нужно очень серьезно прорабатывать и она требует серьезных обоснований. Но на нынешнем этапе и Башкирия, и Татарстан, и все остальные останутся в рамках своих границ и национально-культурных особенностей. Разрушать национально-культурные особенности нельзя, потому что это достояние страны, а не проблемы, — говорит Андрей Колядин, политолог, бывший сотрудник администрации президента РФ, экс-заместитель полномочного представителя президента в УрФО.

По словам Колядина, лидером Волго-Камского макрорегиона может быть Татарстан, если за основу возьмут экономический драйвер.

— То, как он развивается, как выстраиваются взаимоотношения элит, говорит о том, что на этот регион можно опереться как на экономический драйвер. Есть политические точки — это Нижний Новгород, где находится полпредство, основные федеральные ведомства. Но я не могу сказать, что Нижний Новгород сравним по социально-экономическому росту с Татарстаном, тем не менее есть сложившиеся территориально-политические разделения, на которые тоже можно опереться, и в принципе много достойных регионов — и Саратов, и Самара, и Пермь. Думаю, что если определить роль в развитии каждому из регионов, то можно сделать хороший социально-экономический кластер, который будет приносить пользу государству, — говорит Колядин.

Пример Дальнего Востока и Северного Кавказа — эффект не очевидный или его нет

В целом инициативу по созданию макрорегионов политолог оценивает положительно: «Большинство унификаций экономического, социального пространства абсолютно рациональны. Они предполагают, что сначала это экономическое пространство внимательно изучается, взвешивается потенциал, перспективы развития каждого из направлений, а потом формируются некие кластеры, в данном случае 14 кластеров РФ, в которых понятно что делать, понятно во что вкладываться, понятно какие направления развивать. И я думаю, что это нормальное решение, это лучше, чем когда все по-прежнему и никто ничем не занимается».

Однако при этом Колядин отметил, что на Дальнем Востоке и Северном Кавказе, которые стали первыми макрорегионами, не заметен очевидный эффект.

— Сказать, что кардинально изменилась ситуация на Кавказе и Дальнем Востоке, нельзя. Но то, что туда сейчас вкладываются — развитие инфраструктуры, развитие научного кластера, если говорить о Кавказе — то еще наведение порядка, которое предполагает, что не тейпы должны управлять экономикой и геополитикой, а профессионалы. Это только начало пути. И потом это не основные центры развития нашей страны и не клондайки. Это первые шаги в развитии, — говорит Колядин.

Политолог, заместитель председателя Экспертно-консультативного совета при главе Крыма Игорь Рябов считает, что разделение на макрорегионы не предполагает объединение субъектов.

— Субъекты останутся, главы регионов останутся. Не объединили же регионы Северного Кавказа — Чечню и Ингушетию? В этом я не вижу опасности. Может быть когда-нибудь кто-то подумает о том, что бы реализовать предложение Жириновского по ликвидации национальных образований, но не при этом президенте и не при нашей жизни. Это один шанс на миллион, — говорит Рябов.

Деление на макрорегионы, по его словам, мало что даст экономике.

— У нас есть опыт выделения Дальнего Востока и Северного Кавказа. Кто-то считает его удачным. Я не считаю его удачным. С Дальнего Востока население как уезжало, так уезжает — те, кто могут, уехал в Сингапур, Тайланд, Китай, другие в Москву. Единственный регион, который дает прирост населения — это Якутия. Прирост населения, мне кажется, — это и есть реальный показатель устойчивого экономичного развития.

«Это попытка что-то поменять, ничего не меняя»

По словам Рябова, решения для экономического роста должны быть совсем другие.

— Кооперация субъектов — это не главное. Главное — это экономический климат в стране, инвестиционный и бизнес-климат, это отсутствие давления силовых структур, это частная собственность, это уход от чрезмерной бюрократизированности и регламентации бизнеса. Межрегиональная интеграция будет независимо от того, будет формальное деление на макрорегионы или нет. Это попытка что-то поменять, ничего не меняя. Чтобы в стране появились центры экономического роста, надо менять что-то системно. Бюджет Москвы — 2 трлн рублей, есть город Алдан — это «убитый» город. Почему? Потому что компания «Алданзолото» зарегистрирована и платит налоги в Москве, — говорит Рябов.

По словам политолога, проблема экономического роста в концентрации капиталов в столице, и чтобы территории развивались равномерно, мало поделить страну на 14 округов, надо менять экономическую политику.

Политтехнолог Аббас Галлямов скептически отнесся к делению России на 14 макрорегионов.

— Это типичный пример псевдореформы. Они происходят тогда, когда элиты начинают понимать, что ничего не делать уже нельзя, но вот что-то менять по существу им еще страшно. Тогда и рождаются такие идеи — с одной стороны, они не угрожают существующему порядку, а значит, не несут угрозы их авторам, а с другой — избавляют их от обвинений в ничегонеделании, — говорит Галлямов.

Другое мнение у директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова. Исследования, которые проводил Центр говорят о том, что нынешнее состояние региональной политики упирается в ее недифференцированность и пространственное развитие способно выровнять социально-экономическое положение регионов.

— Сложно найти общий подход к развитию, скажем, Еврейской области и Хабаровского края — разные потенциалы. Действительно, для пространственного развития нужны регионы класса А (локомотивы), вокруг которых и будет происходить так называемое пространственное развитие. Например, Сибирь, Енисейская, Байкальская модель — это проекты именно такого уровня, подтягивающие за счёт ресурсных регионов более слабые. За счёт Красноярских инвестиций — Туву и Хакасию, за счёт Иркутской области — Забайкалье и Бурятию. Такие же макрорегионы на Кавказе, на Урале, в центре, помогут развивать страну стратегически и равномерно.

По мнению эксперта, речи об упразднении национальных республик не идет, они останутся и в ряде случаев станут локомотивами макрорегионов.

— Национальные республики останутся и в ряде случаев станут как раз локомотивами. Очевидно, что Татарстан и Башкирия обладают таким потенциалом, а на Кавказе — это Дагестан, Чечня. На Дальнем Востоке такой подход дает эффект — раскрывается потенциал Камчатки (инвестиции в СМП, проект СПГ, туризм), Приморья, Амурской области. Туда пришли инвестиции именно как в макрорегион, и это очень верное решение. Так же развивались США в свое время, страны АТР и так далее, — считает Гращенков.

Дарья Турцева ОбществоВластьЭкономика Татарстан

Макрорегионы России

Главные признаки макрорегиона и экономического района

Территория России делится на крупные экономические зоны, которые имеют характерные для них природные и экономические условия развития производительных сил.

Эти крупные экономические зоны получили название макрорегионов. В пределах России выделяются два больших по площади макрорегиона – Западная часть страны и Восточная часть страны.

Подходы к формированию этих зон не совпадают, потому что ресурсы их развития – природные и демографические – совершенно различны.

Западная зона или Европейская часть России на своей территории сконцентрировала большую часть населения страны, а именно 78%, производит 73% товарной промышленной продукции и 76% сельскохозяйственной продукции с одной стороны, а с другой стороны, эта зона испытывает большой недостаток природных ресурсов и в первую очередь топливно-энергетических.

Восточный макрорегион обеспечивает страну сырьем, топливом, конструкционными материалами, потому что основные природные ресурсы находятся на его территории.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Макрорегионы России 460 руб.
  • Реферат Макрорегионы России 240 руб.
  • Контрольная работа Макрорегионы России 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Этот крупнейший по площади регион дает более 79% угля, нефти вместе с газовым конденсатом 69%, дает 92% газа, 62% продукции цветной металлургии.

Границы между Западным и Восточным макрорегионом проводятся несколько условно, потому что в том и другом есть районы, характеристики которых отклоняются от присущих макрорегиону закономерностей.

Например, арктические районы той и другой зоны по своим природно-климатическим и ресурсным предпосылкам, уровню социально-экономического развития и освоенности, резко выделяются.

Но, совсем не актуально выделять эти арктические районы в самостоятельную макроединицу, потому что их организационные формы жизнеобеспечения и управления жестко привязаны к уже сложившейся структуре административного деления России.

Если взять Поволжье и Урал, то раньше они входили в состав Восточной зоны, а затем были переведены в Западную зону, потому что имели большую схожесть по обеспеченности ресурсами и уровням развития.

Территориальная структура народнохозяйственного комплекса состоит из экономических районов, которые являются её основными элементами.

Каждый район в территориальном разделении труда имеет свою специализацию, сложившуюся на основании сочетания природных ресурсов данной территории и социально-экономических предпосылок.

Признаком экономического района является относительно законченная система воспроизводственного процесса.

Определений экономического района в специальной литературе очень много, но почти все они включают базовые элементы, такие как хозяйственная специализация, территориальное сочетание природных ресурсов и социально-экономические предпосылки развития.

Для определения экономического района принципиальным является комплексный подход к учету всех факторов и предпосылок, которые позволяют выделить его в равноправную территориальную единицу.

Замечание 1

Таким образом, в составе макрорегионов находятся экономические районы и регионы, которые отличаются общими природными условиями, чертами экономики и тенденциями дальнейшего развития. Для выделения макрорегионов главными принципом является уровень хозяйственного освоения территории, а также соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования в хозяйстве.

Макрорегионы России и их характеристика

Исходя из специфики природных условий, факторов развития и размещения производительных сил сегодня в России можно выделить три уровня макрорегионов:

  • Первый уровень включает три макрозоны – европейская часть страны вместе с Уралом, Сибирь и Дальний Восток. Российский Север. Важность и необходимость выделения Российского Севера, связана с тем, что эта территория имеет вечную мерзлоту, крупнейшие углеводородные запасы и необходимость особой стратегии социально-экономического развития данной территории;
  • Второй уровень может быть представлен укрупненными районами – Большим Северо-Западом, Большим Центром, Югом вместе с Крымом, Уралом и Поволжьем, Сибирью и Дальним Востоком;
  • Третий уровень образуют современные 11 экономических районов – Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

Особым видом районирования является выделение программно-целевых народно-хозяйственных зон, например, нечерноземная зона, зона Байкало-Амурской магистрали или территориально-производственных комплексов – Канско-Ачинский ТПК, Южно-Якутский ТПК, Тимано-Печорский ТПК и др.

Крупные экономические районы России можно также подразделить по уровню обеспеченности их полезными ископаемыми, в этом плане выделяется четыре группы:

  • К первой группе относятся районы с широким набором полезных ископаемых и благоприятными условиями для развития производства, они могут опираться на ресурсы Восточной Сибири и Урала;
  • Вторую группу могут образовать районы, имеющие богатые подземные ресурсы и их добычу в крупных масштабах – это Северный, Поволжский Западно-Сибирский, Дальневосточный районы;
  • Третью группу составят районы, имеющие ограниченный круг полезных ископаемых, хотя по отдельным их видам запасы могут быть значительными – Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский районы;
  • Четвертая группа районов имеет очень скудные запасы природных ресурсов – Центральный и Волго-Вятский районы.

Многие виды полезных ископаемых в пределах европейской России имеют только внутрирайонное значение. За исключением Северного района, топливно-энергетические ресурсы здесь очень малы, а основные их запасы сосредоточены в пределах азиатской части страны.

Кроме топливных ресурсов в азиатской части размещаются запасы руд цветных металлов, горнохимического сырья, горнорудного сырья, но месторождения удалены от основных мест расселения и промышленных центров.

Неравномерно размещаются и лесные ресурсы. В восточной зоне сосредоточено 2/3 запасов леса, в то время как в Западной зоне вместе с Уралом только 1/3 этих запасов.

Размещение населения имеет ярко выраженные различия в сдвигах между западом и востоком страны. Численность населения в восточной части России устойчиво падает, а в западной части, исключение составляет Северный район, наоборот устойчиво растет.

Большой поток мигрантов особенно значителен для Центрального и Центрально-Черноземного районов.

Большие диспропорции наблюдаются и в территориальной структуре хозяйства – сдвиг производства происходит в освоенную и заселенную западную часть России и, прежде всего, в Большой Центр.

Внутри экономических районов наблюдается перемещение промышленности к большим городам и агломерациям.

Замечание 2

Все эти особенности говорят о том, в России происходит сужение экономического пространства.

Стратегия пространственного развития России

На сегодняшний день существует «Стратегия пространственного развития», доработанная Министерством экономики России, по которой предлагается разделить территорию России на 14 макрорегионов.

О необходимости таких изменений в мартовском Послании Федеральному Собранию впервые заявил Президент РФ В.В. Путин.

Президент считает, что Стратегия должна быть связана с национальными проектами и с прогнозами по численности населения.

Стратегия имеет цель – раскрыть социально-экономический потенциал территорий страны, в основе которого должна лежать экономическая специализация регионов.

Предлагаемые 14 макрорегионов будут отражать сложившиеся социально-экономические связи, они не будут являться административно-территориальными единицами.

До настоящего времени выделалось два макрорегиона – Северный Кавказ и Дальний Восток. Планируется в дополнение к ним выделить ещё 12 макрорегионов – Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский, Байкальский.

В целом макрорегионы напоминают федеральные округа, но, имеют большее дробление, например, Центральный федеральный округ сегодня это Центральный и Центрально-Черноземный макрорегионы.

Сибирский округ в документе предполагается разделить на три макрорегиона – Южно-Сибирский, Енисейский, Байкальский. Такое деление, считают специалисты, даст возможность обеспечить лучшие условия для межрегионального взаимодействия.

Предполагается, что в составе каждого макрорегиона будет находиться один крупный центр экономического роста.

На сегодняшний день в России насчитывается 14 крупнейших и 6 крупных городских агломераций и 4 минерально-сырьевых центра. Помимо всего в макрорегионе обязательно должны быть объекты инфраструктуры.

Эти объекты будут обеспечивать связанность территорий, и давать выход к международным рынкам или транспортным коридорам Запад-Восток, Север-Юг.

Предложенная Стратегия устроила не всех, например, полпреда Президента в Сибирском федеральном округе – С. Меняйло.

Он считает, что проект Стратегии должен быть откорректирован. По его мнению, если в Сибирском федеральном округе будет три макрорегиона, то произойдет ослабление интеграции межрегиональных процессов.

Кроме этого произойдет усиление проблем сибирских регионов, нарушатся сложные условия хозяйствования и жизнедеятельности.

Он считает, что правильнее на этой территории создать единый сибирский макрорегион, который объединит 12 субъектов России.

Безосновательными являются и разговоры о том, что формирование 14 макрорегионов могут явиться причиной разделения страны на 14 частей.

Замечание 3

В тексте Стратегии подобное утверждение обосновать нечем. Основной принцип Стратегии – обеспечить территориальную целостность, а также единство правового и экономического пространства страны, создать равные возможности для граждан России независимо от их места проживания.

Южный макрорегион

  • Развитие (в том числе на условиях государственно-частного партнерства инфраструктуры) инфраструктуры портов, находящихся в собственности государства;
  • Создание скоростного транспортного сообщения между крупнейшими агломерациями – Ростовом-на-Дону и Краснодаром, развитие такого сообщения между Астраханью и Волгоградом;
  • Развитие транспортной логистики в Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях на основе использования системы международных транспортных коридоров. Развитие интеграции транспортных систем в «Большое Средиземноморье» (Южная Европа, Ближний Восток и Северная Африка), развитие экономических связей со странами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии, что обусловит развитие внешней торговли;
  • Развитие рекреации: наиболее известных «брендов» оздоровительных, горнолыжных и приморских курортов (в том числе курортов Черноморского побережья, Кавказских Минеральных Вод);
  • Увеличение пропускной способности транспортных коммуникаций для обеспечения пассажиропотоков в зоны развития туризма, прежде всего, в Сочи в связи с предстоящей Олимпиадой, а также создание новых транспортных коммуникаций;
  • Аграрный сектор и пищевая промышленность будут развиваться по мере расширения соответствующих товарных потоков за пределы экономического региона.

Правительство РФ утвердило стратегию пространственного развития до 2025 года, которая предусматривает повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей. Это должно происходить за счет социально-экономического развития перспективных центров экономического роста (города, образующие крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации, которые обеспечат вклад в экономический рост от 1% до 0,2% ежегодно).

В стратегии сформированы 12 макрорегионов: Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северный, Южный, Северо-Кавказский, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский, Ангаро-Енисейский, Дальневосточный. Пермский край включен в Волго-Камский регион.

Как сообщает РБК-Пермь, правительство РФ закрепило за регионами производственные специализации, от которых будет зависеть распределение бюджетных средств. Невыполнение рекомендаций может привести к сокращению финансирования. Специализации определялись с учетом конкурентных преимуществ регионов — численности и плотности населения, качества рабочей силы, географического положения, существующей инфраструктуры и др. За Прикамьем закреплена 21 отрасль эффективных экономических специализаций, в их числе: производство компьютеров, электронных и оптических изделий; производство химических веществ и химических продуктов; деятельность в области информации и связи, производство машин и оборудования, лесоводство и лесозаготовки; туризм. Также документом закреплены неперспективные экономические специализации, критически важная для экономики Пермского края, включающие следующие отрасли: производство пищевых продуктов; производство текстильных изделий; растениеводство и животноводство, предоставление соответствующих услуг в этих областях.

Зачем России укрупнение регионов

Правда, при чтении документа несколько разочаровывает «бюрократизм» и некоторый отрешённый формализм языка, которым он изложен. Как человеку, много читавшему документы и аналитические записки дореволюционного Имперского Совета министров, писанных блестящим литературным языком, стало несколько жаль тех руководителей государства, которые должны будут изучать «Стратегию». Лаконичности, деловитости и предметности в ней недостаточно.

Но сам факт появления такого документа и то, что он был «заказан» свыше как программа действий, развивающих именно территорию и людей России, вызывает социальный оптимизм. Сложно было бы представить предыдущих глав Минэкономразвития, таких как Гайдар, Нечаев, Ясин, Уринсон, Греф или Улюкаев, которые могли бы серьезно задумываться о «пространственном развитии» России, с их ориентировкой на банальное встраивание в западное мировое хозяйство.

Заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Фото: www.kremlin.ru

Опасения, что текст будет плохо прочитан, тут же стали оправдываться. Одни начали голосить, что любые стратегии могут быть только в рамках социалистического планирования. Другие забеспокоились, что Якутия, Татарстан или Башкирия не захотят ни с кем объединяться. Третьи, как С. Калашников из Совета Федерации, стали обвинять «Стратегию», что она собирается объединить Красноярский край с Иркутской областью. Хотя в самом документе Красноярский край предлагается соединить с Тывой и Хакасией в Енисейский макрорегион, а Иркутскую область с Забайкальским краем и Бурятией — в макрорегион Байкальский. Но это можно объяснить, повторюсь, скромными литературными качествами языка этого документа — для того, чтобы прочитать его до конца, требуется определённое волевое и антиэстетическое усилие.

Но вот обвинения в том, что формирование 14 макрорегионов может способствовать разделению страны на 14 частей, неосновательны. В самом тексте «Стратегии» такое утверждение обосновать нечем. Основными её принципами декларируются

обеспечение территориальной целостности, единства правового и экономического пространства Российской Федерации» и «создание равных возможностей для граждан Российской Федерации независимо от места их проживания.

Русские цивилизационные базы и предполагаемые макрорегионы

Идейно «Стратегия» вполне укладывается в традицию геостратегического районирования, не раз разрабатывавшегося в России. И П.П. Семенов-Тян-Шанский, и Д.И. Менделеев, и другие антропогеографы занимались этими проблемами.

Любое подобное районирование всегда старалось исходить из исторического формирования территориальных цивилизационных баз, на которых происходило развитие русского государства. А потому необходимо сказать несколько слов об исторической традиции развития русской колонизации.

Изначально нам сильно повезло, что на всей территории восточно-славянских племен, вошедших в политический ареал Киевской Руси, правила одна княжеская династия Рюриковичей. Они владели Русской землей как неким семейным владением. Споры возникали лишь по частным вопросам, например, княжеских столов: кому и где сидеть князем?

Династия Рюриковичей. Фото: www.globallookpress.com

Именно тогда было заложено основание для двух русских цивилизационных баз: Северо-Западной (Новгород — Псков) и Юго-Западной (Киев — Чернигов — Галич), на территориях которых формировалась древнерусская народность. Юго-Западная база по понятным причинам сегодня временно находится под киевским русофобским режимом.

А вот древнерусская Северо-Западная база в «Стратегии» выделена в Северо-Западный макрорегион (Республика Карелия, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, г. Санкт-Петербург).

Дальнейшее развитие русской государственности, татаро-монгольское нашествие и русская колонизация в сторону Владимиро-Суздальских земель, спускавшаяся далее военными засеками на юг, создала в XIII–XV веках третью цивилизационную базу — Северо-Восточную (Московскую), в ареале которой возводилось единое Русское государство.

Последующая борьба с татарами и другими волжскими кочевниками создала к концу XVI века четвертую цивилизационную базу — Средневолжскую (Нижний Новгород, Казань).

Эти четыре старинные русские цивилизационные базы, несколько позже выведшие Русское государство к четырем морям — Балтийскому, Черному, Белому и Каспийскому, — и сформировали ту культурно-экономическую основу, которая позволила России стать по настоящему великой мировой империей.

В «Стратегии» эти две базы московского периода разделены на четыре макрорегиона: из Северо-Восточной выделены Центральный макрорегион (Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г. Москва) и Центрально-Черноземный макрорегион (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области); из Средневолжской — ещё два: Волго-Камский макрорегион (Республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Пермский край, Кировская и Нижегородская области, Удмуртская и Чувашская республики) и Волго-Уральский макрорегион (Республика Башкортостан, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области).

Русский Север в «Стратегии» выделен в особый Северный макрорегион (Республика Коми, Архангельская и Вологодская области, Ненецкий автономный округ).

В XVII веке Русское государство распространилось на всё пространство Сибири. Постепенно осваивая эти безбрежные территории, Российская империя также основала там несколько цивилизационных баз, более или менее развитых в дореволюционных условиях. Пятой русской цивилизационной базой стал Урал, получивший своё культурно-экономическое развитие уже в XVIII столетии. Также были намечены ещё по меньшей мере три цивилизационные базы: шестая — Алтай, седьмая — Туркестан (Семиречье и горный Туркестан) и восьмая — Кругобайкалье (Иркутск и вся Восточная Сибирь). Туркестанская база в результате революций, а затем и распада СССР на сегодня потеряна.

Здесь, в «Стратегии», большое разнообразие. В Сибири и на Дальнем Востоке «нарезаны» шесть макрорегионов: Уральский (Курганская, Свердловская, Челябинская области); Западно-Сибирский (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ); Южно-Сибирский (Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области); Енисейский (Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский край); Байкальский (Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область) и Дальневосточный (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ).

Фото: www.globallookpress.com

Ну и на Кавказе предлагается увидеть ещё два макрорегиона: Южный (Республики Адыгея, Калмыкия и Крым, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, г. Севастополь) и Северо-Кавказский (Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия–Алания, Ставропольский край, Чеченская, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики).

В общем, идея геостратегического и геоэкономического районирования правильная. Вопрос остается только в том, как она будет осуществляться на практике.

Основными принципами формирования макрорегионов показаны следующие: территориальная общность субъектов РФ (соседи), уже имеющийся потенциал взаимодействия и наличие одного или нескольких развитых центров экономического роста.

Как говорил один русский исследователь, «география является «наукой о границах», разуме­ется, границах естественных».

Собственно, «Стратегия» и посвящена формированию естественных экономических границ макрорегионов для более плодотворного их развития.

Немалая роль в «Стратегии» отведена и параллельной задаче — путям сообщения между этими макрорегионами. Россия в этом смысле — уникальное государство. Нет ни одной другой страны, территория которой простиралась бы на такие расстояния. И нет ни одного государства, в котором столь многочисленное население проживало бы в столь высоких широтах. И всё это настоятельно требует разнообразного развития железнодорожных, водных и воздушных путей сообщения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *