Лицензия на прием макулатуры

Требуется ли лицензия для приема макулатуры?

Открытие приемного пункта для сбора макулатуры – один из прибыльных видов деятельности. Однако, вот вопрос: нужна ли лицензия на сбор макулатуры? Ведь, этот вид сырья признается действующим законодательством отходами производства и потребления, для работы с которыми требуется разрешение.

Для каких видов отходов нужна лицензия?

Прежде всего, стоит заметить, что такого понятия, как «макулатура», в действующем законодательстве нет. Исключение составляет Налоговый Кодекс РФ, который в своей статье 149 указывает, что к макулатуре относятся:

  • отходы из бумаги и картона, возникшие в ходе производства и потребления;
  • бумага, картон, типографские изделия и любые деловые бумаги, которые отбракованы и вышли из употребления.

Макулатура – это отходы, а значит нужна лицензия на отходы

В самом законе №89-ФЗ «Об отходах» действует только общее понятие «отходы», подразумевая под ним любые предметы и вещества, какие появляются в ходе производственных процессов, при выполнении работ или в процессе оказания услуг, либо в процессе потребления. Указанные предметы и вещества подлежат удалению, предназначены для этого или удаляются. При этом не имеет значения, из каких материалов и сырья состоят данные изделия и вещества. Но важно то, к какому классу опасности они относятся, поскольку с этим связана необходимость, в частности, получения лицензии на приём макулатуры или отсутствие данной необходимости.

Выделяют всего 5 классов опасности (на основании статьи 4.1 закона РФ №89-ФЗ), где V-й класс присваивается отходам, не несущим угрозы для экологии.

Однако бумага и картон не обязательно относятся к 5-му классу отходов. Дело в том, что это сырье используется не только в типографиях или при изготовлении коробок. Так, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО – далее) выделяют, например, отходы газет, печатную продукцию с черно-белой печатью, отходы в виде бумажной битумированной упаковки, и т.д. И все это относится к бумажным отходам. А ведь, в частности, в состав типографской краски для печати газет входит свинец, который относится ко 2-му классу опасности; в составе битумированной бумажной упаковки присутствуют нефтепродукты, тоже имеющие высокий класс опасности.

Поэтому ответ на вопрос, нужна ли лицензия на прием макулатуры, на ее вывоз и утилизацию, напрямую зависит от того, к какому классу опасности относятся составляющие ее бумажно-картонные отходы. Дело в том, что согласно статье 12 (пп. 30, п.1) закона №99-ФЗ «О лицензировании» лицензия необходима только на работу с отходами 1-4 классов опасности. А значит, нужно точно знать, с какой макулатурой будет иметь дело приемный пункт. Но, кто даст ответ на вопрос о классе опасности макулатуры?

Порядок отнесения отходов по классам опасности

Он утвержден Минприроды РФ в Приказе №541 от 05.12.14г. На основании его п.6 предприятие (организация или индивидуальный предприниматель), если в процессе его деятельности образуются отходы, для дальнейшей с ними работы должно подтвердить класс их опасности. Для этого указанное лицо должно направить в территориальную структуру Росприроднадзора РФ (по месту своей работы) документы, которые поименованы в п.6 вышеуказанного Приказа, в частности:

  • заявление с указанием потребности в подтверждении класса опасности конкретного вида отходов;
  • сведения о происхождении данного вида отходов;
  • документы, которыми подтверждается химический либо компонентный состав исследуемых отходов, и иную документацию.

Все указанные документы предоставляются в одном экземпляре и на бумаге. И по истечении определенного в Приказе №541 срока предприятие должно получить ответ.

Обязанность по установлению класса опасности отходов должны исполнять все лица, в процессе деятельности которых данные отходы возникли. Это подтверждает и статья 14 закона №89-ФЗ. Но эта обязанность распространяется только на те отходы, какие не включены в ФККО. Таким образом, организации и предприниматели, сдавая приемному пункту свою макулатуру, должны предоставлять сведения о классе ее опасности. В противном случае, об этом должен позаботиться сам приемный пункт. И, если ответ от Росприроднадзора будет не в пользу приемного пункта, т.е. принятая им без лицензии макулатура будет состоять из бумажно-картонных изделий, например, 4-го класса опасности, то появляется риск административного штрафа за работу без лицензии. Поэтому необходимо получить не просто лицензию на приём макулатуры, а на работу с отходами любого класса опасности, чтобы не рисковать.

Лицензия на приём макулатуры распространяется только на ее сбор?

Перевозка макулатуры

Под лицензируемую деятельность подпадает не только прием макулатуры. Поэтому очень важно, подавая документы на получение этого разрешения, указать, какими именно видами деятельности собирается заниматься приемный пункт. И тогда лицензия на сбор макулатуры будет касаться не только ее закупа, но и:

  • транспортировки;
  • обработки, т.е. деятельности по подготовке макулатуры к ее последующей утилизации;
  • самой утилизации. Причем, под утилизацией понимается не уничтожение

отходов, а возможность их повторного использования в производстве, при оказании услуг или в процессе выполнения работы;

  • обезвреживания. Эта процедура включает в себя любые процессы, которые снижают негативную степень воздействия макулатуры на окружающую среду;
  • размещения, т.е. захоронения макулатуры и ее хранения.

Таким образом, заготовка макулатуры – это процесс не только ее сбора. А значит, лицензия должна выдаваться на все возможные операции с данным видом отходов. Кроме того, чтобы получить саму лицензию на приём макулатуры, следует:

  • подать документы в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
  • соответствовать требованиям, какие установлены Правительством РФ в его Постановлении №1062 от 03.10.15г.

Правила оформления лицензии на утилизацию отходов

В законодательстве многих стран прописана необходимость получения специальной лицензии на отходы (утилизация и сортировка). В первую очередь это касается компаний, чья специализация – это работа с мусором: сбор, покупка, прием, хранение, обработка, транспортировка, реализация и поставка его перерабатывающим компаниям для утилизации.

Процесс переработки мусора в Российской Федерации в обязательном порядке требует лицензирования, что прописано в статье 16 ФЗ № 458. Данное положение вступило в действие уже с 1 июля 2015 года. Поэтому соответствующий документ должен быть у любого предприятия, занимающегося утилизацией использованного сырья.

Необходимость лицензии на утилизацию отходов

Так ли необходима лицензия на сбор отходов? Да, поскольку это указ, позволяющий компании заниматься экономической деятельностью, заключающаяся в переработке мусора, который является источником дохода. Переработка необходима для достижения двух целей:

  • сортировка сырья и сохранение (извлечение) из него полезных ресурсов;
  • применения сырья вторично.

Достижение этих целей имеет свои преимущества в экономическом (дополнительные рабочие места, сохранение и экономия ресурсов) и экологическом (сохранение окружающей среды, экономия природных ресурсов) планах. Именно поэтому сбор и переработка мусора, а после и его утилизация – это необходимые процессы, требующие специализированного оборудования.

Разновидности лицензий

Виды лицензий на отходы разделяются по видам деятельности предприятия. Разрешение на работу с мусором требуется для его:

  • сбора;
  • транспортирования;
  • обработки;
  • утилизации.
  • обезвреживания.
  • размещения.

Если компания полного цикла, от сбора до размещения, то ей придется получить разрешение на каждый вид деятельности. Никаких разрешающих документов для утилизации пищевых отходов не требуется, как и для вторичного сырья. Для деятельности с этими видами мусора достаточно оформить частное предприятие.

Стоит упомянуть, что работа с мусором зависит от его класса опасности, по которым его распределяют в зависимости от возможного вреда окружающей среде.

Первый класс

Чрезвычайно опасные, степень их негативного воздействия на окружающую среду крайне высока. В результате их скопления могут произойти необратимые нарушения в экологии, которые не восстанавливаются. Лицензия на сбор отходов такого типа обязательна.

Первый класс отходов

Второй класс

Высокоопасные, чья степень негативного воздействия классифицируется как высокая. Их скопление нарушает экологические системы, а период ее восстановления составляет не менее 30 лет после устранения скопления.

Третий класс

Умеренно опасные, которые имеют умеренную степень вредного воздействия. Период восстановления экосистемы после нарушений от этих отходов составляет от 10 лет. Сбор и заготовка отходов требует разрешительных документов.

Четвертый класс

Малоопасные, поскольку их степень влияния на экосистему очень низкая. Период восстановления после воздействия — от 3-х лет, но лицензия на отходы и работу с ними следует получить.

Пятый класс

Неопасные, ведь их степень воздействия низкая, а скопления не наносят вреда экосистеме.

1-3 классы — это остатки промышленной деятельности. К ним относятся различные масла, нефтяные продукты, кислоты, старые аккумуляторы, приборы, в составе которых есть ртуть или свинец, щелочи и резиновые отходы (в том числе изношенные шины).

Мусор 3-4 группы – это строительные остатки после стройки, сносов, или ремонтов. К ним относятся осколки плитки, стекол и кирпича, древесные отходы, металлолом и пустые упаковки строительных материалов.

А вот 4-5 класс – это твердый бытовой мусор, а также мусор с дорог и крупногабаритные предметы. К ним относится также вторичное сырье и остатки пищевых продуктов. Не требует разрешительных документов лишь деятельность с 5 категорией мусора, для всех остальных — придется получить разрешение.

Как получают лицензию?

Чтобы получить разрешение на подобную работу требуется собрать пакет необходимых документов, а затем обратиться в Росприроднадзор. Именно этот орган выдает разрешительные указы. На сайте Роспотребнадзора можно получить список требующихся бумаг.

Для сбора и переработки мусора 1-4 класса опасности требуются:

  • копии рабочих сертификатов сотрудников штата, которые подтверждают их право работать с отходами 1-4 классов опасности;
  • рабочие контракты сотрудников, которые осуществляют работы по сбору и утилизации;
  • заявление от генерального директора предприятия;
  • описание материально-технической базы компании;
  • выписка из ЕГРПОУ;
  • оригинал и копия договора об аренде;
  • устав организации;
  • форма 2-ТП;
  • заключение и разрешение из санэпидемстанции.

Еще понадобятся копии бумаг, которые подтверждают в материально-технической базе предприятия наличия зданий и помещений, специально оборудованных машин и оборудования, необходимых для выполнения лицензируемой деятельности. В том числе нужны подробные планы карты-схемы размещения объектов. Кроме этих основных документов, потребуются также те, что подтвердят допуск предприятия к опасной деятельности. Об этом также подробно пишется на сайте Росприроднадзора.

План подачи документов

Соискатель должен придерживаться плана подачи:

Получить все необходимые сертификаты и разрешения

  • Получить все необходимые сертификаты и разрешения;
  • Собрать бумаги;
  • Написать заявление в Росприроднадзор;
  • Оплатить госпошлину;
  • Подать весь пакет документов, включая заявление и чек об оплате пошлины;
  • Получить бумагу по окончании установленного срока рассмотрения заявления.

Работа с отходами (особенно опасными) подразумевает наличие у компании строгой техники безопасности и сотрудников за нее ответственных. Весь штат должен иметь соответствующие документы и допуски, подтверждающие их квалификацию, следует также знать о регулярных проверках Росприроднадзора для контроля за соблюдением правил и техники безопасности.

Лицензия на вторсырье и работу с ним предполагает не только наличие всех требующихся документов, но и больших территорий под хранение. Лицензия на вторсырье получается в 3 этапа:

Субъект хозяйствования должен:

  • получить разрешение на использование определенных мест и строительство на них (хранилища, полигоны и т.п.);
  • обеспечить работникам соответствующее обучение;
  • Пройти государственную экологическую экспертизу в уполномоченном центральном органе власти на территории по вопросам экологии;
  • Отправить все бумаги в Росприроднадзор и получить лицензию на вторсырье по окончании установленного срока.

Таким образом, получить лицензию на вторсырье и его утилизацию, как и на работу с другим мусором, легко, главное — собрать все необходимые документы.

Сроки и стоимость

Разрешение на сбор и заготовку отходов ожидают в течение 45 рабочих дней после подачи заявления в Росприроднадзор. Срок действия — 5 лет, после которых требуется обновление разрешения, т.е. сбор нового пакета бумаг и перерегистрация в Росприроднадзоре.

Получение лицензии на отходы предполагает оплату государственной пошлины. На 2017 год ее размеры составляют:

Стоимость лицензии зависит от количества предоставленных документов

  • получение указа — 7500 руб.;
  • переоформление — 3500 руб.;
  • выдача дубликата утерянного документа — 750 руб.

Стоит отметить, что только сбор и транспортировка отходов может предусматривать получение бессрочного разрешения. Для этого следует доказать и предоставить соответствующие документы, что предприниматель будет заниматься сбором. Стоимость этого — 300 000 рублей.

Нужна ли лицензия на сбор, переработку и размещение (утилизацию) макулатуры?

Все зависит от класса макулатуры. Советую ознакомиться со следующей практикой:

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2008 г. N Ф 09-5948/08-С 1

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей, рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Николь-Пак» (далее — общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.04.2008 по делу N А 07-3509/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2008 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

От общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учалинский межрайонный прокурор (далее — прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.04.2008 заявленное требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2008 решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Кодекса, Федерального закона от 09.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 128-ФЗ), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ), а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального Закона. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует читать как 8 августа 2001 г.

Как следует из материалов дела, Учалинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения обществом законодательства о лицензировании, по результатам которой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.03.2008 по факту совершения обществом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности по сбору, использованию, транспортировке и размещению опасных отходов (макулатуры) без специального разрешения (лицензии).

Указанный вывод был сделан на основании полученных в ходе проверки данных о том, что обществом, осуществляющим деятельность по оказанию снабженческих услуг, сбытовых услуг (обслуживание по обеспечению приобретения и сбыта продукции, сырья, материалов и др.), был заключен с обществом с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» договор комиссии от 01.11.2004, в соответствии с которым общество приобретает сырье и материалы для комитента.

Кроме того, в силу договора поставки от 31.08.2007 N 83/07, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Экология» (поставщик) и обществом (покупатель), покупатель покупает на свой склад макулатуру.

В связи с изложенным и на основании ст. 23.1 Кодекса прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14. 1 Кодекса.

Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из доказанности прокурором в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, а также из того, что сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ст. 4 Закона N 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В силу подп. 74 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ и ст. 9 Закона N 89-ФЗ деятельность по использованию опасных отходов подлежит лицензированию.

В соответствии со ст. 2 Закона N 128-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом.

Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

В состав макулатуры МС-5 Б согласно п. 3 Межгосударственного стандарта «Макулатура бумажная и картонная. Технические условия. ГОСТ 10700-97», введенного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 23.08.2002 N 311-ст, входят отходы производства и потребления гофрированного картона, бумаги и картона, применяемых в его производстве. В состав макулатуры МС-8 В входят отходы производства и потребления газет и газетной бумаги.

При этом согласно п. 5.1 указанного Межгосударственного стандарта макулатура является пожароопасной, взрывоопасной.

В силу ст. 14 Закона N 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными Федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 N 786, отходы упаковочного гофрокартона, отходы печатной продукции (черно-белая и цветная печать) относятся к отходам 5 класса опасности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что отходы, входящие в состав макулатуры, относятся к 5 классу опасности, являются пожароопасными и взрывоопасными (то есть обладают опасными свойствами в соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ), их использование при осуществлении предпринимательской деятельности в виде использования в производстве продукции подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и временному хранению опасных отходов. Однако лицензия на осуществляемую деятельность по использованию и хранению указанных отходов у общества отсутствует.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил: решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.04.2008 по делу N А 07-3509/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Николь-Пак» — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *