Лицензия эксперта

Содержание

О лицензировании строительно-технической экспертизы

05 октября 2018

При обращении граждан и организаций за экспертными услугами часто звучит вопрос: ”Есть ли у вас лицензия?” Эта статья написана, чтобы объяснить посетителям сайта, нужна ли лицензия на проведение экспертизы.

Аннотация

В статье устанавливаются виды работ в строительной сфере и области недвижимости, для которых требуется разрешение по состоянию законодательства на октябрь 2018 г.

Описаны действующие виды разрешительных документов. Объясняются отличия экспертизы от других работ в строительстве (недвижимости) по разным аспектам.

Материал статьи оформлен виде таблицы, находящейся в конце текста.

Резюме

Для проведения судебной (досудебной) экспертизы, в том числе строительно технической лицензия, а так же членство в саморегулируемой организации (СРО) — не требуется.

Экспертизу проводит физическое лицо — специалист, который ставит свою подпись и персонально несет уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт получает за свою работу денежное вознаграждение.

Получение лицензии и членство в саморегулируемой организации относится к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые выполняют соответствующие работы для извлечения прибыли.

Судебная (досудебная) экспертиза это исследование, проводимое специалистом для получения ответов на поставленные перед ним вопросы. Задача экспертизы — это установление фактических данных и получение доказательств в судебном процессе.

Работы для проведения которых требуется получение лицензии либо членство в саморегулируемой организации (СРО) — это деятельность направленная для удовлетворения запросов(потребностей) заказчиков либо покупателей.

Методика написания статьи

Исследованы положения законодательных актов и нормативно-технических документов, которые регламентируют проведение экспертизы и других работ в строительной сфере (области недвижимости), и устанавливают требования к разрешительной документации.

Для большей полноты рассмотрены разные виды работ в сфере строительства, для проведения которых требуются разрешительные документы.

Установлены содержание работ, виды разрешительных документов, субъект получения разрешительных документов, результат выполнения работ, правовой статус работ.

I. Виды работ в сфере строительства, для которых требуется разрешение и типы разрешительной документации

1. Государственная судебная экспертиза

Правоустанавливающие требования к государственному судебному эксперту установлены в ст. Ст.12, 13 ФЗ № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

2. Негосударственная судебная (досудебная) экспертиза – не регламентируется действующим законодательством.

3. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Согласно ст. ст. 49.1, 50 Градостроительного кодекса РФ право подготовки заключений экспертизы имеют аттестованные физические лица и аккредитованные юридические лица.

4. Инженерные изыскания, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, снос объектов капитального строительства.

Согласно ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ:

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства,… при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

II. Содержание работ на которые требуется разрешение

1. Судебная экспертиза

Согласно ст. 9 ФЗ № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»:

судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу

2. Досудебная (внесудебная) экспертиза:

Если исключить процессуальный аспект, т. е. факт проведения экспертизы в рамках судебного процесса, то можно уяснить понятие внесудебной или досудебной экспертизы: это действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом.

3. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий:

Согласно ст. 49, ГрК РФ:

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

4. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, снос объектов капитального строительства:

Согласно ГрК РФ Статья 1, ч.13:

строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)

Согласно ГрК РФ Статья 1, ч.14:

реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов

Согласно ГрК РФ Статья 1, ч.14.2:

капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов

Согласно ГрК РФ Статья 1, ч.14.4:

снос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос объекта капитального строительства, в общем смысле относятся к строительным работам.

5. Подготовка проектной документации:

Согласно ГрК РФ, cтатья 48, ч. 1:

Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым…

Проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

6. Инженерные изыскания:

Согласно п. 3.15 СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения:

Инженерные изыскания: Изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

III. Виды правоустанавливающих документов для работ в сфере строительства (недвижимости), требующих специального разрешения

1. Судебная экспертиза

Согласно статьям №№12, 13 ФЗ № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»:

Государственный судебный эксперт должен быть аттестован и иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности.

Деятельность негосударственных судебных экспертов законодательством, действующим на момент написания статьи, не регламентируется.

2. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Согласно ст. ст. 49.1, 50 Градостроительного кодекса РФ право подготовки заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий имеют аттестованные физические лица и аккредитованные юридические лица.

3. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства,подготовка проектной документации, инженерные изыскания

Согласно ГрК РФ Статья 55.17, ч1,ч.4:

Выписка из реестра членов саморегулируемой организации.

IV. Объект получения разрешения.

1. Судебная экспертиза

Согласно статьям №№12, 13 ФЗ № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»:

Аттестацию и дополнительное образование получает специалист, т.е. гражданин (физическое лицо).

2. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Согласно ст. ст. 49.1, 50 Градостроительного кодекса РФ:

Аттестацию получают физические лица, а аккредитацию получают юридические лица.

3. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, подготовка проектной документации, инженерные изыскания

Согласно ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ:

Юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель.

Таким образом, экспертиза проводится специалистом, а лицензия выдается либо юридическому лицу, либо индивидуальному предпринимателю, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Эксперт, это гражданин (физическое лицо), который участвует в ходе экспертизы, т.к. обладает специальными знаниями и получает не прибыль, а заработную плату.

V. Результаты работ

1. Судебная экспертиза

Согласно ст. 25 ФЗ № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Результат экспертизы — заключение эксперта или комиссии экспертов

2. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Согласно ст. 49, ч. 9 ГрК РФ и Приказу Минстроя России от 08.06.2018 N 341 по результатам экспертизы выдается заключение экспертизы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

3. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ:

  1. создание зданий, строений, сооружений;
  2. изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
  3. замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
  4. ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

В общем виде, все это — строительные работы.

4. Подготовка проектной документации

Согласно Ст. 48, ч. 1 Градостроительного кодекса РФ:

Проектная документация применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым.

5. Инженерные изыскания

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ:

Материалы, необходимые для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;

VI. Указанный законом вид доказательства

1. Судебная экспертиза

Согласно ст. 55 ГПК РФ, ст. 64 АПК РФ, ст. 26.2 КоАП РФ заключение эксперта прямо явно указывается как один из видов доказательств.

2. Результаты:

  1. экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий,
  2. строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства,
  3. подготовки проектной документации,
  4. инженерных изысканий.

явно не указаны как вид доказательства.

Понятие лицензии дает ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно ст. 3:

лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа

В ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» где приводится перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, экспертиза (в том числе строительно-техническая) не указана.

Таким образом, согласно действующему законодательству для проведения экспертизы (в том числе для строительно-технической) не требуется получение ни лицензии, ни членство в саморегулируемой организации (СРО).

Эти документы выдаются юридическим лицам, либо индивидуальным предпринимателям. Экспертиза же выполняется специалистом, либо группой специалистов, которые ставят в заключении эксперта личную подпись.

Кроме того, заключение эксперта, как результат независимой экспертизы имеет процессуальный статус доказательства. Этим оно в правовом аспекте отличается от результатов работ по строительству, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий.

Для наглядности положения статьи представлены в виде таблицы:

Вид деятельности

Лицензии

После того как была упразднена лицензия оценщика, в соответствии с законодательством оценщиком может быть как физическое лицо, например индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо у которого со специалистом-оценщиком заключен трудовой договор. При этом для того что бы оценка была легитимной в штате оценочной компании должны быть два оценщика обладающих профильным образованием и состоящих в саморегулируемой организации оценщиков (далее СРО).
В обязательном порядке профессиональная ответственность оценочной организации должна быть застрахована. Минимальная сумма страхования для оценщика согласно законодательству составляет 300 000 рублей, соответственно специалист – оценщик либо его работодатель – оценочная компания могут увеличить этот лимит.
Ответственность нашей компании застрахована на сумму 30 000 000 (тридцать миллионов рублей), что позволяет участвовать в проведении оценки крупных и сложных объектов.

Кто вправе проводить независимую экспертизу?

Независимую экспертизу по ОСАГО может проводить только эксперт-техник внесенный в реестр Министерства Юстиции Росси и имеющий аккредитацию. Все наши специалисты, осуществляющие техническую экспертизу внесены в государственный реестр экспертов-техников и могут проводить оценку ущерба для страховых компаний, оценку ущерба по ОСАГО и независимую экспертизу для РСА.

Лицензия на судебную экспертизу

Законом и подзаконными актами не предусмотрено лицензирование такой деятельности как проведение судебных экспертиз.
Судебная экспертиза может быть назначена любому лицу обладающему необходимыми знаниями в исследуемой области. Достаточность знаний определяет судья. Для помощи судьям в назначении судебных экспертов были созданы различные общества и палаты судебных экспертиз. Общества судебных экспертов занимаются повышением квалификации своих членов, отработкой практических навыков экспертиз.
Наличие сертификатов о членстве в некоммерческом партнерстве судебных экспертов, (одним из самых уважаемых обществ является НП «СУДЭКС») дает судьям возможность убедиться в квалификации и навыках эксперта, что дает гарантию проведения качественной судебной экспертизы.

Не судебные экспертизы и исследования

К не судебным экспертизам и исследованиям относятся те заключения, которые на прямую не регламентированы законом. Такие заключения оформляются в «виде заключения специалиста» или «справки специалиста».
Такие документы чрезвычайно полезны как средства доказывания и могут оказать большое влияние на исход судебного дела.
Не судебные исследования выполняются теми же специалистами что и судебные, для их выполнения эксперт должен обладать достаточной квалификацией.
Документы, подтверждающие право заниматься экспертизой и оценкой
Какое бы исследование для вас не проводили бы наши специалисты неотъемлемой частью подготовленного ими заключения или отчета будет приложение всех необходимых документов и лицензий, подтверждающих их квалификацию и право заниматься соответствующим видом деятельности.
Эти документы всегда смогут заверить суд или проверяющий орган в наличии у эксперта или оценщика достаточного профессионализма для выполнения оценки.

Порядок лицензирования экспертной деятельности

Существует ряд видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию в Российской Федерации. До сих пор не все знают, нужна ли лицензия на экспертную деятельность. Именно этому вопросу будет посвящена данная статья, но сначала, давайте разберемся, кто же такой эксперт и какие у него есть функции.

Что подразумевается под экспертной деятельностью

Слово эксперт образовано от латинского слова — expertus — открытый. Это специалист, выдающий заключение или суждение по тому вопросу, в котором он имеет более высокие знания, опыт и квалификацию, чем прочие граждане, занимающиеся им.

Часто экспертов привлекают для оценки состояния объекта, для принятия объективных и взвешенных решений. Сфера деятельности данных специалистов: судебная практика, управление компаниями, оценка архитектурных объектов, повторные проверки тех объектов, на которые подаются патенты и т.д.

О том, что такое трасологическая экспертиза, можно прочесть .

Существуют также эксперты, которые специализируются в таких областях, как технические или хозяйственные.

Экспертиза — это действие, направленное на тот или иной материальный объект с целью установления его соответствия тем или иным критериям.

Эксперты в юридической области наделяются особыми правами и обязанностями и приглашаются для проведения решений в процессе экспертизы. Среди первых: возможность узнать все детали дела, присутствовать при проведении судебного заседания и т.д. К обязанностям можно отнести обоснованный вывод по заданному вопросу, так как за предоставление ложных данных он несет уголовную ответственность.

Эксперты обладают не только правами, но и обязанностями при осуществлении своей деятельности.

В ФЗ №73 можно найти дополнительные сведения о гос. судебно-экспертной деятельности в РФ:

  • если в процессе судебного разбирательства возник вопрос, требующий рассмотрения специалистом с соответствующим образованием, то привлекается несколько или один эксперт, или целое учреждение;
  • и истец, и ответчик вправе представлять некоторые вопросы для проведения экспертизы, но только суд определяет, какие из них действительно должны ей подвергнуться. Стороны могут ознакомиться с заключением специалиста, оспаривать его решения или задавать вопросы по нему;
  • при отсутствии всех необходимых материалов для экспертизы суд может признать факт ее осуществления необходимым или ненужным.

Нормативные законы и компетенция эксперта

Если говорить о негосударственных компаниях, которые занимаются экспертной деятельностью, то она регулируется:

  • Законом РФ от 7 февраля 1992 года “О Защите прав потребителей”;
  • Конституцией РФ;
  • КоАП РФ и т.д.

Сейчас не существует какого-то единого перечня требований к негосударственным экспертам, именно в нормативно-правовых актах. Поэтому он условен и субъективен:

  • необходимы свидетельства о гос.регистрации юр.лица и о постановке на налоговый учет;
  • в уставе должен значится в качестве вида деятельности производство экспертиз;
  • у экспертов, которые работают в данной организации, должны быть оформлены с ней трудовые отношения, согласно законодательству РФ;
  • таким же образом должно быть выполнено оформление отношений между заказчиком и экспертной организацией;
  • у такого специалиста должен быть диплом о законченном высшем образовании в той области, в которой он и специализируется;
  • наличие опыта работы в конкретной области и прохождение повышения уровня квалификации.

Последние два пункта — особенно важны. От них напрямую зависит качество проводимого исследования, поэтому компании, которые нанимают таких специалистов, как правило, устанавливают очень жесткие рамки отбора.

Для того, чтобы стать экспертом в РФ, нужно получить соответствующее образование и приобрести непосредственный опыт работы.

Для судебных экспертов установлены другие правила. Их статус уже больше зависит от уровня их компетенции, то есть полномочий и знаний, которые просто необходимы в данной области. Они перечислены в ст.55 АПК РФ, ст.25.9 КоАП РФ, ст.57 УПК РФ. Это носится к специалистам, которые осуществляют подобную деятельность в гос.органах и организациях прочего порядка.

По Постановлению Пленума ВАС РФ №66 существуют требования к экспертам в арбитражном процессе:

  • они должны обладать специальными знаниями и быть в составе штата гос. судебно-экспертной организации;
  • специалисты могут быть и из негосударственных учреждений или просто обладающими нужными сведениями. При этом оспаривать их заключения только на том основании, что они работают не в гос.органе, не является правомерным действием.

Все остальные законодательные акты содержат одну формулировку, применимую к судебным экспертам, — наличие специальных знаний.

Что касается их высшего образования, то гос.стандартами были введены новые специальности экспертов, которые могут работать в тех или иных сферах. Время обучения должно составлять 5 лет. Неоконченное высшее образование будет серьезным препоном при устройстве на работу в качестве такого специалиста.

Нужно ли лицензировать экспертную деятельность

В ФЗ №99 от 4 мая 2011 года приведен список тех видов деятельности, которые требуют обязательной процедуры лицензирования. Это те типы, которые каким-либо образом могут угрожать здоровью и правам гражданам РФ, обеспечению безопасности страны или целостности ее государственного строя, а также экологической обстановке внутри страны.

Лицензированию подлежит только та экспертная деятельность, которая осуществляется в определенных законом сферах.

Так как судебно-экспертная деятельность либо какая-либо другая в этой области не отвечает подобным критериям, то она не включена в перечень, который представлен в этом ФЗ.

Однако, есть некоторые виды деятельности, при проведении экспертиз внутри которых, экспертам лицензия понадобится:

  • геодезические и картографические работы на федеральном уровне, которые обладают очень важным значением для всей страны в целом;
  • любая деятельность, связанная с медициной;
  • деятельность, направленная на сохранение объектов культурного наследия;
  • в области промышленной собственности.

Таким образом, лицензия на проведение экспертизы должна выдаваться только на определенные виды деятельности, в которых непосредственно необходимо осуществление подобной процедуры.

Образец заявления на предоставление лицензии есть в этой статье.

Здесь возникает другой вопрос: “Требуется ли тогда наличие сертификата для подобной деятельности?” Снова обратимся за ответом к нормативно-правовым актам РФ. По законам РФ “О защите прав потребителей” и “О сертификации продукции и услуг”, а также Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года наличие такого документа вовсе не является обязательным условием для осуществления экспертной деятельности на территории РФ.

Экспертная деятельность в РФ регулируется разными, но многочисленными законодательными актами. Все они подчеркивают необходимость наличия у специалистов данной области определенных знаний и умений, которые приобретаются в процессе обучения в ВУЗах и при непосредственной работе.

Лицензирование экспертной деятельности, а также ее сертификация, не являются необходимыми процедурами кроме тех случаев, которые закреплены Федеральным законом №99.

Нужна ли лицензия на экспертизу проектной документации?

Проведение экспертизы проектной документации, а также результатов инженерных изысканий, – вид деятельности, характеризующийся высокой степенью ответственности. От качества выполнения этих работ зависит безопасность не только процесса строительства здания, но и его последующей эксплуатации. Поэтому для этой сферы предусмотрен особый порядок государственного контроля.

Лицензия на экспертизу проектной документации

  • Лицензия на экспертизу проектной документации
  • Аккредитация на право проведения экспертизы

Чтобы выяснить, нужна ли лицензия на экспертизу проектной документации, следует обратиться к положениям 99-ФЗ. Это основной нормативный документ, который регулирует вопросы лицензирования в России. В ходе анализа данного закона можно обнаружить, что в ч.49 ст.12 содержится упоминание о необходимости получения лицензии на экспертизу промбезопасности. Однако сведений о лицензировании работ по экспертизе проектов в этом законе нет.

Такая ситуация связана с тем, что для данного вида деятельности получение лицензии действительно не предусмотрено. Однако это не означает, что заниматься им можно без каких-либо разрешительных документов. Проведение экспертиз для проектов и итогов инженерных исследований допускается при наличии свидетельства об аккредитации.

Аккредитация на право проведения экспертизы

Порядок прохождение аккредитации описан в постановлении Правительства № 1070. Этот нормативный акт указывает, что получить аккредитацию в рассматриваемой области могут компании, отвечающие ряду специальных требований. Их перечень, приведенный в ст. 50 Градостроительного кодекса РФ, включает:

  • наличие не менее пяти экспертов по выбранному виду деятельности, для которых работа в данной организации является основной;
  • наличие у компании официального сайта в интернете;
  • разработка и утверждение внутреннего регламента процедуры проведения экспертизы проектов, который затем подлежит размещению на сайте организации.

Компания вправе запросить аккредитацию на проведение экспертизы проектов, итогов инженерных исследований либо по обоим этим направлениям. Решение о предоставлении аккредитации или отказе в ее предоставлении принимает Росаккредитация согласно методике, описанной в постановлении № 1070. В случае положительного решения заявитель получает свидетельство об аккредитации, которое действует в течение пяти лет.

Федеральное государственное бюджетное учреждение
Российский центр судебно-медицинской экспертизы
Минздрава России

Верховный Суд РФ 30.05.2019 вынес Апелляционное Определение по вопросу обязательного лицензирования судебно-медицинской экспертизы (дело № АПЛ19-158)

Верховный Суд РФ 27.02.2019 вынес Решение об обязательном лицензировании судебно-медицинской экспертизы (дело № АКПИ18-1242), в котором решил: «в удовлетворении административного искового заявления автономной некоммерческой организации экспертно-консультационного бюро «Судмедэксперт» о признании частично недействующими приложения к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291, и пункта 7 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. № 121н, отказать»

Суть дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее — Положение).
В приложении к Положению приведен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в который включены в том числе работы (услуги) по судебно-медицинской экспертизе.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее — Минздрав России) от 11.03.2013 № 121н утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее — Требования).
Согласно подпункту 3 пункта 7 Требований при проведении медицинских экспертиз организуются и выполняются работы (услуги), в том числе по судебно-медицинской экспертизе.
Позиция истца.
Автономная некоммерческая организация экспертно-консультационное бюро «Судмедэксперт» (далее — АНО ЭКБ «Судмедэксперт») обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующими приложения к Положению в части включения в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, работ (услуг) по судебно-медицинской экспертизе, и пункта 7 Требований, предусматривающего при проведении медицинских экспертиз выполнение работ (услуг) по судебно-медицинской экспертизе, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, ясности и недвусмысленности нормы, не соответствуют положениям Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (части 1 статьи 1, частям 1, 3 статьи 2, пункту 46 части 1 статьи 12), а также определению медицинской деятельности, данному Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и нарушают права административного истца на участие в судопроизводстве в качестве судебно-экспертного учреждения.
Как указывает административный истец, в соответствии с Уставом и Положением об обособленном подразделении АНО ЭКБ «Судмедэксперт» осуществляет деятельность по организации и производству судебно-медицинской экспертизы по материалам уголовных и гражданских дел. Указанная деятельность осуществляется им без лицензии в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Существующие виды судебно-медицинской деятельности представлены в приложении к Положению и Требованиях отдельными пунктами, их двойное упоминание отдельными пунктами в составе группового понятия судебно-медицинской экспертизы является избыточным. Вместе с тем имеется не упомянутый отдельно вид судебно-медицинской экспертизы — судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел. Судебная экспертиза данного вида назначается по вопросам, для разрешения которых требуются специальные знания в области медицины, и проводится по материалам дела и данным документов без исследования трупов, подэкспертных лиц, вещественных доказательств и биологических объектов. Процессуальное законодательство Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в достаточной мере регулируют назначение и производство данного вида судебно-экспертных исследований. В связи с этим необходимость и возможность использования методов лицензирования в отношении судебно-медицинской экспертизы по материалам гражданских и уголовных дел отсутствует. Действия специального медицинского характера при организации данного вида экспертизы не совершаются и, по существу, данная востребованная судами услуга медицинской деятельностью не является.
Позиция административных ответчиков.
Представители административных ответчиков Правительства РФ, Министерства здравоохранения РФ, заинтересованного лица Министерства юстиции РФ возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Правительства РФ и Министерства здравоохранения РФ, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Позиция Верховного Суда РФ.
Выслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей административного истца АНО ЭКБ «Судмедэксперт», административных ответчиков Правительства РФ и Министерства здравоохранения РФ, заинтересованного лица Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд РФ не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет медицинскую деятельность как профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, в том числе по проведению медицинских экспертиз (статья 2).
Согласно статье 58 названного Федерального закона медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина; к одному из ее видов относится в том числе судебно-медицинская экспертиза.
Следовательно, включение в Перечень работ (услуг) по судебно-медицинской экспертизе соответствует действующему законодательству в сфере охраны здоровья и лицензирования отдельных видов деятельности.
Доводы административного истца о том, что у организации, занимающейся производством судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел, отсутствует возможность получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, поскольку порядок организации и производства данного вида экспертного исследования законодательством в сфере охраны здоровья граждан не определен, соответствующие лицензионные требования не установлены, являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Вместе с тем то обстоятельство, что деятельность по организации и проведению судебно-медицинских экспертиз является процессуальным действием, регулируемым процессуальным законодательством, само по себе не исключает эту деятельность из числа медицинских экспертиз, подлежащих лицензированию.
Применительно к судебно-медицинской экспертизе имеет место разрешение вопросов, требующих специальных знаний в области медицины, которая, в свою очередь, подлежит лицензированию.
Ссылки административного истца на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2006 по делу № ГКПИ2004-738 не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые положения нормативных правовых актов изданы в соответствии с действующим на момент рассмотрения дела законодательством.
Оспариваемые положения нормативных правовых актов являются определенными, поскольку в соответствии с действующим законодательством в сфере охраны здоровья, лицензирования отдельных видов деятельности работы (услуги) по судебно-медицинской экспертизе относятся к медицинской деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд РФ решил в удовлетворении административного искового заявления автономной некоммерческой организации экспертно-консультационного бюро «Судмедэксперт» отказать.
Верховный Суд РФ 30.05.2019 вынес Апелляционное Определение об обязательном лицензировании судебно-медицинской экспертизы (дело № АПЛ19-158), в котором определил: «решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации экспертно-консультационного бюро «Судмедэксперт» — без удовлетворения»
Решение ВС РФ от 27.02.2019 № АКПИ18-1242скачать
Апелляционное Определение ВС РФ от 30.05.2019 № АПЛ19-158скачать
Официальный сайт ВС РФ
главный внештатный специалист по судебно-медицинской экспертизе Министерства здравоохранения Российской Федерации, директор ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук А.В. Ковалев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *