Лишение звания

Лишение воинского звания и его последствия для пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (Корякин В.М.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Лишение воинского звания и его последствия для пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (Корякин В.М.)

Дата размещения статьи: 10.08.2012

В системе пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, имеется немало проблемных, дискуссионных, недостаточно урегулированных в правовом отношении вопросов. Одним из них является проблема реализации права на пенсионное обеспечение лиц, к которым за совершение преступления применено дополнительное уголовное наказание в виде лишения воинского звания <1>.
———————————
<1> В соответствии со ст. 48 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения воинского звания может назначаться за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления военнослужащим, а также гражданам, пребывающим в запасе или в отставке.
В Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»(далее — Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу) данный вопрос урегулирован довольно расплывчато: в ч. 3 ст. 2 указывается, что пенсии бывшим военнослужащим, лишенным в установленном законодательством порядке воинских званий, назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.
1. Право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, лишенных воинского звания за преступления, совершенные после увольнения с военной службы.
Из буквального толкования приведенной выше формулировки Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, военно-пенсионные органы до недавнего времени повсеместно делали вывод, что если военнослужащий или гражданин, уволенный с военной службы, лишается по приговору суда воинского звания, то он утрачивает право на получение военной пенсии; свое конституционное право на пенсионное обеспечение такой гражданин может реализовать только на общих основаниях в рамках законодательства о трудовых пенсиях. Именно в данном направлении до весны 2005 г. развивалась правоприменительная практика: военно-пенсионные органы при получении вступившего в законную силу приговора суда о лишении военного пенсионера воинского звания прекращали выплату пенсии такому гражданину. А если в военный комиссариат обращался за назначением пенсии гражданин, лишенный воинского звания, то ему отказывалось в назначении пенсии. Правовой основой таких решений являлось то обстоятельство, что в соответствии со ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, при исчислении размера пенсий в обязательном порядке учитывается размер оклада в соответствии с присвоенным воинским званием. Поскольку гражданин приговором суда лишается воинского звания, то соответственно он лишается и права на исчисление ему военной пенсии, так как оклад по воинскому званию — неотъемлемая составная часть денежного довольствия, учитываемого при исчислении размера пенсии. Такова была логика военно-пенсионных органов.
Однако в 2005 г. данная правоприменительная практика была существенно скорректирована Конституционным Судом Российской Федерации.
Поводом для рассмотрения Конституционным Судом данного вопроса явилась жалоба гр. В.А. Ефимова, который в 1988 г. был уволен с военной службы в запас и получал пенсию за выслугу лет. В 1998 г. данный военный пенсионер был осужден к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления и приговором суда лишен воинского звания «майор запаса». С этого времени Псковским областным военным комиссариатом выплата ему пенсии была прекращена со ссылкой на ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, поскольку он, как лишенный воинского звания, утратил право на получение пенсии за выслугу лет и его пенсионное обеспечение должно осуществляться на общих основаниях, установленных для назначения гражданам трудовых пенсий.
В.А. Ефимов, будучи несогласным с таким решением, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой указал, что данная норма Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, позволяющая пенсионным органам Минобороны России и судам общей юрисдикции истолковывать ее как предусматривающую прекращение выплаты гражданам, уволенным с военной службы, ранее назначенных им пенсий за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания, противоречит ст. 19 (ч. 1), ст. 39 и ст. 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации, изучив доводы жалобы и проанализировав действующее военно-пенсионное законодательство, в своем Определении от 12 апреля 2005 г. N 184-О <2> отметил, что оспариваемая норма Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, решает лишь вопросы, связанные с назначением лицам, на которых распространяется действие данного Закона и которые в установленном законодательством порядке лишены воинских или специальных званий, а также их семьям, тех или иных видов трудовых пенсий. Она не содержит каких-либо предписаний относительно прекращения выплаты соответствующим лицам ранее назначенных пенсий, в том числе пенсий за выслугу лет. То обстоятельство, что эта норма истолковывается как предусматривающая прекращение выплаты ранее назначенных пенсий за выслугу лет гражданам, лишенным приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы, свидетельствует лишь о ее неправильном применении и не указывает на наличие в ней неконституционных по своей сути положений.
———————————
<2> Определение Конституционного Суда Российской Федерации «По жалобе гражданина Ефимова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 184-О «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что наказание в виде лишения воинского звания закреплено нормами Общей части УК РФ и при его назначении суд применяет непосредственно ст. 48 УК РФ, в соответствии с которой это наказание может назначаться дополнительно к основному виду уголовного наказания лицу, имеющему такое звание и совершившему особо тяжкое или тяжкое преступление. Какие-либо иные, помимо самого факта лишения воинского звания, уголовно-правовые последствия, в том числе прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, уголовный закон в содержание данного наказания не включает. Прекращение выплаты лицу, лишенному по приговору суда воинского или специального звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что в силу ч. 1 ст. 3 УК РФ, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ, недопустимо.
Ранее Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 16 октября 1995 г. N 11-П и от 15 июня 1998 г. N 18-П сформировал правовую позицию, согласно которой права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности; пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. Из этого следует, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают ли они по приговору суда наказание в виде лишения свободы, проживают на территории России либо выезжают на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, — право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями.
В силу приведенных правовых позиций Конституционный Суд Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы гр. В.А. Ефимова в Определении от 12 апреля 2005 г. N 184-О пришел к выводу, что ограничение права граждан на получение заработанной, заслуженной пенсии за выслугу лет путем прекращения ее выплаты только на том основании, что они лишены приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы, не может расцениваться как соответствующее ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Таким образом, ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, не предусматривая возможность ограничения права на трудовую пенсию в качестве последствия лишения воинского звания по приговору суда, не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.
2. Право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, лишенных воинского звания за преступления, совершенные в период прохождения военной службы.
Несмотря на очевидную ясность и определенность толкования Конституционным Судом Российской Федерации смысла и содержания правовых норм, содержащихся в ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, проблемы пенсионного обеспечения лиц, лишенных воинских званий, не были решены до конца. Дело в том, что в указанном выше Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 184-О идет речь о случаях лишения воинских званий за преступления, совершенные военными пенсионерами после увольнения с военной службы. В отношении же военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, лишенных воинских званий за преступления, совершенные в период прохождения военной службы, неопределенность сохранилась.
Военно-пенсионные органы после принятия Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 184-О стали применять дифференцированный подход к вопросу пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, лишенных воинских званий: если гражданин лишен воинского звания за преступление, совершенное после увольнения с военной службы, то выплата ему ранее назначенной пенсии продолжается, если же лишение воинского звания стало следствием преступления, совершенного военным пенсионером в период прохождения военной службы, то выплата пенсии прекращается.
Суды общей юрисдикции в данном случае встали на сторону военно-пенсионных органов и повсеместно отказывают бывшим военнослужащим, лишенным воинских званий за преступления, совершенные в период прохождения военной службы, в удовлетворении их требований о признании незаконными действий, связанных с отказом в назначении или с прекращением выплаты им военных пенсий. Данная судебная практика впоследствии была подкреплена авторитетным мнением Конституционного Суда Российской Федерации.
Так, в июле 2011 г. Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел жалобу гр. А.И. Климовича, в которой он оспаривал конституционность упоминавшейся выше ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
Как следует из представленных материалов, заявитель в период с 1993 г. по май 1995 г. проходил военную службу в должности начальника финансовой службы войсковой части. Приказом главнокомандующего ВМФ от 27 мая 1995 г. он был уволен с военной службы по состоянию здоровья. На день увольнения А.И. Климович имел воинское звание «подполковник». С 28 июня 1995 г. ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. В связи с тем что приговором Советско-Гаванского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2000 г. А.И. Климович был осужден за преступление, совершенное в период военной службы с использованием служебного положения, и приговорен к лишению свободы сроком на шесть лет без конфискации имущества с лишением воинского звания «подполковник», выплата назначенной заявителю пенсии была прекращена с 1 марта 2001 г.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 марта 2009 г. А.И. Климовичу отказано в удовлетворении иска к военному комиссариату Хабаровского края о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возобновлении ее выплаты с 1 января 2009 г. и взыскании недоплаты сумм пенсии за период с 1 марта 2001 г. по 31 декабря 2008 г.
По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение, позволяющее органам, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и судам общей юрисдикции истолковывать его как предусматривающее прекращение выплаты гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления, совершенные в период военной службы, противоречит ст. 19 (ч. 1), ст. 39 и ст. 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации.
Рассмотрев указанную жалобу, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 июля 2011 г. N 863-О-О <3> пришел к следующим выводам.
———————————
<3> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2011 г. N 863-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус.
Военнослужащие, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», обязаны быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, дорожить воинской честью, боевой славой, войсковым товариществом и др. Принося Военную присягу, лицо, поступающее на военную службу, клянется свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество (п. 2 ст. 40 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Тем самым военнослужащий добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать, в частности, тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в тексте Военной присяги.
Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им Военной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей. Таким образом, констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, военнослужащий, совершивший преступление в период военной службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет. Однако при этом он не лишается полностью предусмотренного ст. 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку его пенсионное обеспечение в данном случае осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность восстановления гражданина, лишенного воинского звания, после снятия или погашения судимости в прежнем воинском звании (п. 2 ст. 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Порядок восстановления в воинском звании определен в ст. 25 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. Согласно п. 3 данной статьи гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и социальными гарантиями, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием, к числу которых относится и право на пенсию за выслугу лет по Закону о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
Учитывая, что данная правовая позиция коренным образом отличается от рассмотренной выше позиции, изложенной в Определении от 12 апреля 2005 г. N 184-О, Конституционный Суд Российской Федерации пояснил, что ранее сформулированная правовая позиция не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы. Это обусловлено тем, что в сфере пенсионного обеспечения лица, уволенные с военной службы до возбуждения в отношении их уголовного дела по факту совершения преступления в период ее прохождения и реализовавшие свое право на пенсию за выслугу лет при наличии необходимых для этого условий, в том числе воинского звания, в случае лишения их впоследствии указанного звания в соответствии с приговором суда не могут быть поставлены в иное правовое положение по сравнению с теми, кто уволен с военной службы после вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение воинского звания, и, как следствие, не приобрел право на пенсию за выслугу лет. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях пенсионного обеспечения лиц, фактически относящихся к одной и той же категории — уволенных с военной службы и лишенных воинского звания за совершение преступления в период ее прохождения, и нарушало бы конституционный принцип равенства (ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Относительно мнения заявителя о том, что утрата гражданином права на пенсию за выслугу лет в связи с обвинительным приговором суда является дополнительным наказанием, не предусмотренным УК РФ, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что наличие воинского звания является необходимым элементом статуса военнослужащего, соответственно, лишение воинского звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в том числе как субъекта отношений по пенсионному обеспечению. С учетом этого утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина.
3. Некоторые выводы и предложения.
Таким образом, к настоящему времени сложилась следующая практика пенсионного обеспечения лиц, лишенных приговором суда воинских званий, подкрепленная авторитетом Конституционного Суда Российской Федерации:
а) если гражданин лишен воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, то он не имеет права на назначение ему военной пенсии, а если такая пенсия была назначена, то ее выплата прекращается со дня вступления приговора в законную силу;
б) если уголовное наказание в виде лишения воинского звания применено к гражданину за преступление, совершенное после увольнения с военной службы, то выплата ранее назначенной ему военной пенсии продолжается.
При всем уважении к высшему органу конституционного контроля и надзора следует отметить, что сформулированные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации являются, по нашему мнению, не вполне безупречными.
Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Определении от 5 июля 2011 г. N 863-О-О Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал, по сути, новое, дополнительное условие для приобретения права на пенсию за выслугу лет: помимо наличия установленной законом выслуги лет на военной и (или) правоохранительной службе, право на пенсию за выслугу лет, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, «должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей». Если следовать данной логике, то можно поставить под сомнение легитимность назначения пенсий за выслугу лет всем лицам, уволенным с военной службы в связи с совершением преступлений. Исходя из смысла ст. 48 УК РФ применение судом дополнительного наказания в виде лишения воинского звания носит диспозитивный (необязательный) характер: «С учетом личности виновного суд может лишить его… воинского… звания», т.е. данное наказание применяется во многом по усмотрению суда. На практике это приводит к тому, что за одно и то же преступление (например, мошенничество с использованием должностного положения) один военнослужащий лишается воинского звания, а другой — нет. Примеров тому можно привести немало. Так, например, в 2009 г. за мошенничество в особо крупном размере был осужден к шести годам лишения свободы с лишением воинского звания «генерал-майор» бывший военный комиссар г. Москвы А. Глущенко. В 2011 г. за злоупотребление должностными полномочиями и мошенничество к четырем годам лишения свободы приговорен бывший заместитель начальника Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны России генерал-майор В. Знахурко. Однако дополнительную санкцию в виде лишения воинского звания суд счел возможным к данному должностному лицу не применять. В результате бывший генерал А. Глущенко, помимо отбытия срока лишения свободы, одновременно лишен права на пенсию за выслугу лет, а В. Знахурко имеет полное право на назначение ему данной пенсии как генерал-майор запаса или в отставке. В результате приведенная выше позиция Конституционного Суда Российской Федерации о том, что право на пенсию за выслугу лет «должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей», превращается в фикцию и фарс.
Здесь возникает вопрос о конституционном принципе равенства граждан перед законом, о соразмерности совершенного противоправного деяния и назначенного наказания.
Еще одной стороной рассматриваемой проблемы является право лиц, лишенных воинского звания, на пенсию по инвалидности, а семей указанных лиц — на пенсию по случаю потери кормильца. Дело в том, что в рассмотренных выше актах Конституционного Суда Российской Федерации идет речь только о пенсии за выслугу лет. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца носят, в отличие от пенсии за выслугу лет, более ярко выраженный социальный («вспомощественный») характер. Поэтому возникает вопрос: если инвалид вследствие военной травмы, полученной при участии в боевых действиях, будет лишен воинского звания за совершенное преступление, вправе ли он рассчитывать на получение пенсии по инвалидности? А каковы пенсионные права семьи погибшего военнослужащего, лишенного воинского звания?
Все эти вопросы требуют своего нормативного разрешения.
Кроме того, нуждается в корректировке ч. 3 ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в целях приведения ее содержания в соответствие со сложившейся правоприменительной практикой и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, рассмотренными в настоящей статье.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Все нюансы и особенности лишения специального, воинского и почетного звания, а также государственных наград

Специальные звания

Они присваиваются людям, работающим в определенных структурах – государственных, специальных или правоохранительных.

Эти органы, чаще всего, занимаются осуществлением властных функций, и к ним относятся:

  • органы железнодорожного транспорта;
  • налоговая и дипломатическая службы;
  • органы наркоконтроля и внутренних дел и т.д.

После поступления на службу в одну из данных структур лицу присваивается первое специальное звание, которое должно подходить его должности. Далее, по истечении определенного времени (выслуги лет) ему будут присваиваться очередные специальные звания. После выхода в отставку к специальному званию добавляется соответствующая пометка (например, майор полиции в отставке).

Лишение этого звания связано и с материальной стороной, ведь работники данных органов после увольнения из них получают более высокую пенсию.

Такое наказание может применяться к обвиняемым, преступление которых трактуется как тяжкое (то есть со сроком не более 10 лет) и особо тяжкое (больше 10 лет). При этом учитывается личность виновного, его правовой и социальный статус, а также использование для совершения преступления его служебного положения или привилегий.

Процедура лишения специального звания схожа с лишением всех остальных, поэтому она будет рассмотрена более подробно. В остальных случаях останется лишь обозначить присущие только им особенности.

Решение о применении такого дополнительного наказании в отношении виновного лица выносится в судебном порядке.

В основном суд применяет эту меру, когда наличие звания способствовало преступлению или в дальнейшем может использоваться обвиняемым в корыстных целях.

После этого копия приговора отправляется тому должностному лицу, которое и присвоило ранее обвиняемому это звание. В его обязанности войдет внесение пометки о лишении звания во все необходимые документы.

Далее распоряжение о введении приговора в силу отправляется в органы внутренних дел, расположенные по месту прописки осужденного. Сотрудники этих органов должны изъять у него или членов его семьи удостоверения и документы, которые подтверждают наличие специального звания. Все это, вместе с копией приговора, передается в Службу государственных наград Президента РФ.

Если обвиняемый, имея специальное звание, пользовался какими-то льготами или привилегиями, то вместе со званием он лишается и их. Поэтому органы, применяющие эти льготы, тоже должны быть осведомлены о решении суда.

На выполнение приговора обычно дается один месяц, в течение которого суд нужно известить о его исполнении.

Лишение звания может применяться как к работающим сотрудникам органов, так и к тем, которые уже в отставке или находятся в запасе.

Воинские звания

Присвоение воинских званий происходит во всех войсках Российской Федерации.

Это могут быть:

  • пограничные и внутренние войска;
  • Вооруженные Силы;
  • ФСБ;
  • войска ФАПСИ;
  • Служба внешней разведки и т.д.

Представителям этих служб присваиваются звания от рядового состава (сержанты, матросы) до офицеров (младшие, старшие и высшие).

Считается, что наиболее целесообразным и логичным является лишение званий у офицеров высокого уровня, поскольку им есть что терять. Эти звания считаются почетными и престижными, и их обладатели пользуются многими преимуществами и льготами. Чаще всего преступления, в которых они обвиняются, происходит с использованием воинского звания, что является решающим основанием для решения суда о таком дополнительном наказании.

Процедура лишения воинского звания схожа с предыдущим случаем. После суда копия приговора отправляется должностному лицу, присвоившему ранее звание, для внесения изменений в документы. Также о решении извещается и командование воинской части, являющееся местом службы подсудимого. Удостоверения и документы о воинском звании также конфискуются и отправляются в Службу госнаград.

После этого подсудимый лишается всех имевшихся у него льгот и привилегий, например, военной пенсии по выслуге лет и т.п.

Суд может лишить лицо любого воинского звания, даже самого высокого, например, адмирала, либо генерала.

Классный чин

Сюда относятся разряды, которые присваиваются отдельным категориям служащих, на основании государственно принятого ранжирования.

Их наличие – это подтверждение того, что человек обладает необходимыми знаниями и навыками для выполнения определенной работы.

Они применяются в некоторых госструктурах и определяют, какое положение занимает в ней тот или иной человек.

Примеры данных структур:

  • Муниципальная или гражданская служба;
  • Министерство юстиций;
  • Генеральная прокуратура и т.п.

Процедура лишения чина такая же, только копия решения отправляется в ту структуру, которая ранее присвоила подсудимому соответствующий чин.

Государственные награды РФ

К государственным наградам относятся почетные звания, а также некоторые другие знаки отличия, ордена или медали.

Они выдаются за особые заслуги перед страной, в том числе и в сфере ее защиты, например, Герой РФ или СССР.

Отличительной особенностью процедуры лишения в этом случае является то, что решение об этом может быть принято только Президентом РФ, о чем после издается соответствующий указ.

После решения о лишении наград они должны быть конфискованы у подсудимого или его семьи представителями местных правоохранительных органов и отправлены в Службу госнаград.

Также в соответствующую службу Президента РФ отправляется копия судебного решения.

Почетные звания

Почетное звание является видом государственных наград. Оно присваивается за особые заслуги в одной из областей общественных знаний.

Это может быть:

Всего установлено 50 званий, в каждой из областей. Основанием для их получения являются высокие профессиональные качества, мастерство, многолетний труд. Примерами званий могут быть «Заслуженный экономист России», «Народный художник РФ» и т.п.

После вынесения обвинительного приговора у обвиняемого забирают документы и нагрудный знак, подтверждающие обладание этим званием.

Сведения об этом заносятся в учетную документацию, а также отправляются в президентскую службу.

Какие звания не подлежат лишению?

Существуют определенные звания, которые не относятся к специальным, поэтому их не могут забрать у обвиняемого.

К перечню специальных званий не относятся:

  • научные звания (такие как профессор или доцент);
  • научные степени (кандидат или доктор наук);
  • звания, связанные с квалификацией или профессиональными качествами (например, рабочие разряды токаря или слесаря);
  • спортивные звания (кандидат или мастер спорта).

По закону обвиняемого нельзя лишить ни одного из этих званий, поскольку они не входят в систему государственных. Считается, что их получение оправдано интеллектуальными, научными, трудовыми или спортивными достижениями человека, поэтому их лишение будет незаслуженным и несправедливым.

Единственная мера, которая в этих случаях применяется – это извещение места, где ранее работал подсудимый.

Туда отправляется информация о предъявлении ему обвинений и вынесении судебного приговора.

Также российские государственные органы не могут лишить человека некоторых наград или орденов, если они были выданы отдельными республиками Советского Союза (которые на данный момент не входят в состав России) или же иностранными государствами.

Поскольку эти государства являются самостоятельными, то принимать решение об изъятии награды могут только представители этих стран.

Возвращение чина и награды

Решение о лишении званий не имеет срока и может действовать до конца жизни подсудимого. Однако в некоторых случаях человек может вернуть обратно звания, награды или чин, которых его лишили.

К этим случаям относятся:

  1. Отмена обвинительного приговора, по которому произошло лишение, или закрытие дела.
  2. При решении Президента о помиловании и восстановлении в звании (чине) или о возвращении награды. Данное решение может быть принято после обращения гражданина, и в том случае, если его преступление перестало считаться общественно опасным. Возвращение всех наград вводится в действие указом Президента.

Применение такого наказания является лишь дополнительной мерой, целесообразность применения которой определяется судом в каждом конкретном случае, с учетом всех особенностей дела.

Такая мера направлена воздействовать на человека морально, лишить его преимуществ и льгот, которые он после совершения преступления не заслуживает.

Обязательность ее применения нигде не прописана, и применяется она только в отдельных случаях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *