Какие обязанности гражданина?

Обязанности россиян согласно Конституции РФ. Справка

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Ее не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав и свобод других лиц

Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В частях 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности граждан:
1. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12–17).

Получение основного общего образования

Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родителей или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ.

Забота о памятниках истории и культуры

Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Уплата налогов и сборов

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Охрана природы и окружающей среды

Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обязанность конкретизирована ФЗ РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Защита Отечества

Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Исполнение этой обязанности регулируется ФЗ РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Обязанность не является обязательной для всех граждан РФ

На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.

Указом Президента РФ от 25 января 1996 года отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

Порядок прохождения альтернативной службы устанавливается в соответствии с ФЗ РФ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Какие обязанности есть у граждан России,в частности и у вас?

Какая связь существует между политической идеологией и политической партией? Срочно даю 15 баллов ! составьте схему исполнительной власти РФ с подписями о полномочиях и функции отдельных органов исполнительной власти Как вы думаете, почему именно сейчас, в условиях пандемии коронавирусной инфекции, особенно важной стала забота о пожилых гражданах нашей страны? Прив едите пример героизма наших граждан, заботящихся о пожилых людях, нуждающихся в помощи. Помогите плис Чем полезен в разрешении конфликта посредник?+пример.Заранее спасибо.​ Пж 48 баллов Как Великая Отечественная война повлияла на развитие культуры нашей страны? Какие традиции сложились в нашем городе связанные с праздн иком великой победы? Выписать особенности защиты прав человека в мирное время​ ДАЮ 25 БАЛЛОВ! №4. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5—7 предложений) сообщение о нашей стране, используя все приведённые ниже понятия:Россия, многонациональное государство, государственные символы, герб, флаг, гимн. Подготовьте выступление «о пользе конфликта» Прочитайте текст из Международного пакта об экономических социальных и культурных правах Сравните этот​ ПОМОГИТЕ ОТДАМ 20 БАЛЛОВ Выбери человека которого ты считаешь сильной личностью.Напиши план рассказа об этом человеке.

Основные обязанности человека и гражданина

Обязанности — составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и граждани­на, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы челове­ка и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обя­занностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Принцип равенства обязанностей, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касает­ся каждого гражданина России и непосредственно связан с ра­венством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся граж­данами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанно­стей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только граж­данам (защищать Отечество и др.).

Основные конституционные обязанности:

    1. соблюдение Конституции и законов;
    2. уважение прав и свобод других лиц;
    3. забота о детях и нетрудоспособных родителях;
    4. получение основного общего образования;
    5. забота о памятниках истории и культуры;
    6. уплата налогов и сборов;
    7. сохранение природы и окружающей среды;
    8. защита Отечества

Соблюдение Конституции и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов — всеобщее правило, не знающее исключений.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

Уважение прав и свобод других лиц

Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого — закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан:

    1. родители обязаны заботиться о детях, их воспитании;
    2. трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). Указом Президента РФ от 20 феврадя 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны.

Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина РФ» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечество — это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности. Но защита Отечества и несение военной службы — это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено в Конституции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.). Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подведомственных органам исполнительной власти, в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.

Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в качестве специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости и Министерство обороны РФ. Те федеральные органы исполнительной власти, которые заинтересованы в прохождении альтернативной службы гражданами в подведомственных им организациях, представляют соответствующие предложения по видам работ, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отметил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоотношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения.

Гражданин РФ обязан:

— (ст. 15) строго соблюдать Конституцию РФ и законы;

— (ст. 17) не допускать нарушения прав и свобод др. лиц. при осуществлении своих прав и свобод;

— не допускать пропаганды возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную вражду;

— (ст. 38) заботиться о своих детях, их воспитании;

— (ст. 38) по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях;

— (ст. 43) получить основное (9 кл.) общее образование;

— (ст. 44) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории;

— (ст. 57) платить законно установленные налоги и сборы;

— (ст. 58) охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

— (ст. 59) защищать Отечество и нести военную службу;

Билет №18

1. Права ребенка.

Ребенком ООН считает человеческое существо от рождения до 18 лет.

В Конвенции о правах ребенка можно все права ребенка распределить по основным группам:

— базовые права (на жизнь, на имя, приобретение гражданства, на равенство)

— право на благополучную семейную жизнь (забота родителей, помощь государства)

— права, обеспечивающие свободное развитие личности ребенка (свободно выражать свое мнение,

свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и мирных собраний, на объединение)

— право на сохранение и укрепление здоровья

— право на образование и культурное развитие (на бесплатное образование, использование

достояния культуры и науки)

— права защищающие ребенка (от экономической и др. эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, в экстремальных ситуациях: в суде, заключении, на войне).

2. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование.

Труд — это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращения их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей.

Трудовое право — это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, то есть общественные формы труда. С этой точки зрения труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду.
Предметом трудового права являются трудовые отношения, возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми.

К ним относятся:

o отношения между работником и работодателем;

o организационно-управленческие отношения профсоюзного органа, представляющего интересы трудового коллектива, с администрацией предприятия по поводу улучшения условий труда, быта и отдыха работников;

o отношения по перераспределению рабочей силы;

o отношения по поводу занятости и трудоустройства;

o отношения, связанные с возмещением материального ущерба;

o процессуальные отношения, возникающие при разрешении трудовых споров.

Билет №19

1. Федерация, ее субъекты.

Федерация — это форма государственного или национально-государственного устройства, основанная на политических образованьях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности — субъектах федерации.

Специфическими признаками федеративного государства являются:

— территория состоит из территорий субъектов федерации, которые не являясь государствами в

полном смысле, обладают определенной самостоятельностью в решении государственных вопросов

— существование двух систем государственных органов: федеральной и субъекта федерации

— существование двух систем права, но законы субъекта не должны противоречить федеральным

— возможно существование двух гражданств (федерации и субъекта)

— не допускается выход субъекта федерации из состава федерации

— организация государственной власти и система органов в ней определяются федеральными законами

— на федеральном уровне функционируют общие властные структуры, предписания которых обязательны для всех субъектов; субъекты обязаны согласовывать собственное законодательство с федеральным

— система органов субъекта учреждается им самостоятельно в соответствии конституцией федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти;

— функционирование органов государственной власти федерации и ее субъекта осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между властями

— субъекты федерации обязательно представлены в федеральных органах государственной власти

Федеративное устройство России — 89 равноправных субъектов (самостоятельно действующих частей):

— республик

— краев

— областей

— автономных областей

— автономных округов

— городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)

— каждая республика имеет свою конституцию, законодательство, а остальные субъекты — устав и
законодательство

— Россия имеет государственную целостность, т.е. она как государство едина и неделима

— Конституция РФ и федеральные (общегосударственные) законы имеют верховенство на всей
территории России

— государственную власть в субъектах федерации осуществляют образуемые ими органы гос. власти

— Конституция РФ имеет прямое действие, иными словами, в случае нарушения какого-либо ее
положения любой гражданин России может пойти в суд и возбудить соответствующее дело.

Однако РФ не обладает всеми признаками федерации. Так:

— субъекты Федерации не имеют собственной судебной системы (названия «областной суд» и т.д.
указывают не на их принадлежность, а на их уровень

— субъекты Федерации, кроме республик, не имеют собственного гражданства

— налоги в РФ, хотя и могут взиматься в пользу субъекта, все равно устанавливаются Федерацией.

2. Право на образование: содержание, гарантии.

Под образованием понимают целенаправленную позна­вательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его самообразовании.

Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процес­са обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколениям опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующе­го в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравствен­ное состояние.

Функции образования:

1) создание условий и предпосылок для социальной мо­бильности человека или социальной группы,

2) сохранение и ретранслирование культурного досто­яния общества из поколения в поколение,

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и от­дельных индивидов, являясь одним из важнейших эта­пов в длительном процессе их социализации.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной по­литики. В настоящее время образовательная политики в РФ строится на следующих принципах:

l) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитием;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

7) светский характер образования в государственных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образователь­ных учреждений;)

Конституция РФ ст. 43:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

В соответствии со ст. 1, 2, 4, 5, 6 Закона «Об образовании» Российской Федерации государственная политика в области образования основывается на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Они предусматривают воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Эти принципы обеспечивают свободу и плюрализм в образовании, демократический, общественно-государственный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Государство гарантирует гражданам возможность получения общедоступного и бесплатного образования в начальной, основной и средней школе, системе среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, возраста, состояния здоровья и социально-имущественного положения.

Таким образом, государственная политика, закрепленная в Законе «Об образовании» Российской Федерации, соответствует основным нормам Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека.

Билет №20

1. Предпринимательская деятельность: сущность, функции.

Предпринимательская деятельность — это определенный способ хозяйствования на свой страх и риск с целью получения прибыли.

Предприниматель — главное действующее лицо и стержень любой экономической системы, построенной на конкурентных началах. Он производит товары и доводит их до конечного потребителя, оказывает разнообразные услуги гражданам и другим предпринимателям, содержит органы государственной власти, уплачивая значительную часть налогов. Предпринимательская деятельность предполагает участие ее субъектов в гражданских правоотношениях. Предпринимательскую деятельность могут осуществлять не только граждане, но и юридические лица.

Субъект предпринимательской деятельности должен:

· заниматься хозяйственной деятельностью (т. е. производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ);

· осуществлять хозяйственную деятельность от своего имени;

· осуществлять хозяйственную деятельность на постоянной основе;

· иметь целью извлечение прибыли;

· нести ответственность по обязательствам.

Предпринимательскую деятельность можно подразделить по кругу ее субъектов на: индивидуальное и коллективное предпринимательство граждан; предпринимательскую деятельность юридических лиц. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таковым признается и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

К предпринимательской деятельности юридических лиц применяются правила ГК РФ, регламентирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Гражданин, в том числе и индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом за исключением того, на которое не может быть обращено взыскание. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, может быть признан несостоятельным (банкротом ) по решению суда. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельность и в качестве участника хозяйственного товарищества или общества, члена производственного кооператива.

Государство поддерживает предпринимательскую деятельность граждан, создавая для ее развития соответствующие условия.

К субъектам малого предпринимательства относятся и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Государственная поддержка малого предпринимательства предусматривает: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий пользования субъектами малого предпринимательства государственными, финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования, предоставления бухгалтерской и статистической отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности; подготовка кадров. Субъекты малого предпринимательства привлекаются к выполнению государственного заказа.

2 Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ.

Законодательная власть — это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе — парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент — Федеральное Собрание:

— состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы

— является постоянно действующим органом

— Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

— заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

— палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

— члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органовгос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной — мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

— одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

— утверждение изменения границ

— утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

— назначение выборов Президента РФ

— назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

— отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

— принятие федеральных законов

— дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

— решение вопроса о доверии Правительству РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

— объявление амнистии

— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть — это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов — органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность — правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из:

— Председателя Правительства РФ

— заместителей Председателя Правительства РФ

— федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Полномочия Правительства РФ:

— разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

— обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

— обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

— обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

— управляет федеральной собственностью

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

— организует охрану собственности и общественного порядка

— в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

— издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

— имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

— в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ — система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

— Конституционный Суд РФ

— Верховный Суд РФ

— Высший Арбитражный Суд РФ

— система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

— система арбитражных судов

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрешает дела:

— о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ

— не вступивших в силу международных договоров

— споры между федеральными органами власти

— споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти

— споры между высшими гос. органами власти субъектов

— проверяет конституционность законов

— дает толкование Конституции РФ

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

— никакой гос. орган , должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов

— основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты

— судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком

— судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны

— судья не может быть привлечен к административной ответственности

— к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей — органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *