Как перевозить металлолом?

Содержание

369 «V. Документы, необходимые при транспортировке лома и отходов черных металлов»

Привлечение к ответственности за данное нарушение законно.

Согласно п. 24 «Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» при транспортировке лома и отходов цветных металлов организация-перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

а) при перевозке лома и отходов цветных металлов транспортной организацией:

— путевой лист;

— транспортная накладная;

— удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов по форме согласно приложению N 2;

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов цветных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с данными Правилами, либо лома и отходов цветных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов цветных металлов, образовавшихся у них в процессе производства и потребления:

— нотариально заверенная копия лицензии, полученной в соответствии с «Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов»;

— путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);

— транспортная накладная и нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы цветных металлов (абзац 4 подп. «б» п. 24 признан недействующим и не порождающим правовых последствий со дня издания в части слов «нотариально заверенные» решением Верховного Суда РФ от 18 октября 2001 года);

— удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов по форме, предусмотренной приложением N 2.

Аналогичные требования к документам, необходимым при транспортировке лома и отходов черных металлов, предусмотрены пунктом 20 «Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения».

Действительно, из буквального содержания приведенных правовых норм следует, что обязанность по обеспечению перечисленными документами водителя транспортного средства (сопровождающего лица), перевозящего металлический лом, относится к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Тем не менее, эти правовые нормы подлежат применению в соотношении с Общими положениями правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики», а также со статьей 13.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Следует исходить из того, что «транспортировка» охватывается понятием «обращение» с металлическим ломом, а граждане не входят в число субъектов, имеющих право на обращение с металлическим ломом (прием, учет, хранение и транспортировку).

Соответственно граждане не имеют права непосредственно осуществлять транспортировку металлического лома в том значении этого понятия, которое ему придается перечисленными нормативными актами.

Такой подход законодателя к урегулированию порядка транспортировки металлического лома полностью соотносится с частью 3 статьи 1 ГК РФ, согласно которой ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Решение Пермского краевого суда от 03.08.2009 по делу N 7-340/2009 Перевозка лицом лома черного металла без правоустанавливающих документов нарушает нормы действующего законодательства и свидетельствует о событии административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.26 Кодекса РФ об административном правонарушении. При этом отсутствие факта сдачи лома не освобождает лицо от привлечения к ответственности.

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2009 г. по делу N 7-340/2009
Федеральный судья Пермского краевого суда А.В.Железчикова, рассмотрев жалобу П.Э. на решение Юсьвинского районного суда от 01.06.2009 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.26 КоАП РФ, в отношении П.Э., которым постановлено:
Жалобу П.Э. об отмене постановления начальника МОБ ОВД по Юсьвинскому муниципальному району о наложении административного штрафа в размере 2000 рублей, оставить без удовлетворения, а постановление начальника милиции общественной безопасности ОВД по Юсьвинскому муниципальному району Пермского края N 7594800017/381 от 4 мая 2009 года — без изменения.
установил:
постановлением начальника милиции общественной безопасности ОВД по Юсьвинскому муниципальному району Пермского края от 04.05.2009 года П.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 2 000 рублей.
Как следует из постановления, П.Э. 03.05.2009 года в 11.15 часов по автодороге Мелехино — Юсьва Юсьвинского муниципального района на автомашине ГАЗ осуществлял перевозку лома черного металла без документов, устанавливающих права собственности на них. Данным обстоятельством П.Э. нарушил п. 2 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 369 от 11.05.2001 года, в связи с чем признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАП РФ.
Указанное постановление П.Э. обжаловал в Юсьвинский районный суд, поскольку считает, что в его действиях отсутствовал состав административного правонарушения. Кроме того, считает, что требования Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 года N 369, не нарушал.
Юсьвинским районным судом 01.06.2009 года постановлено вышеуказанное решение.
В жалобе П.Э. ссылаясь на неверное применение и толкование судом положений п. 2 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, решения Законодательного Собрания Пермской области от 05.07.2000 года N 1023, отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАП РФ, и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся по административному делу постановление и решение суда о привлечении его к административной ответственности, дело производством прекратить.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, считаю решение Юсьвинского районного суда законным и обоснованным.
Согласно ст. 14.26 КоАП РФ нарушение Правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Согласно пункта 2 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 года N 369 физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.
Решением Законодательного Собрания Пермской области от 05.07.2000 года N 1023 “О приеме от физических лиц лома цветных и черных металлов“ утвержден Перечень предметов, разрешенных к приему от физических лиц, в котором отсутствуют агрегаты и запчасти от сельскохозяйственной техники.
Как следует из материалов дела, 3 мая 2009 года в 11.15 часов на 1 километре автодороги Мелехино — Юсьва Юсьвинского муниципального района в ходе проверки инспектором ДПС ОГИБДД ОВД по Юсьвинскому муниципальному району автомашины ГАЗ под управлением П.Н. в кузове автомашины обнаружен лом черного металла в виде агрегатов и механизмов техники сельскохозяйственного назначения, транспортировка которого производилась П.Э. без документов, устанавливающих право собственности и соответствующего разрешения. Данный факт подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д. 2), протоколом осмотра транспортного средства (л.д. 11), письменными объяснениями П.Н. (л.д. 12). Вследствие чего выводы суда о виновности П.Э. являются обоснованными и правомерными, а доводы жалобы о том, что найденный лом являлся бесхозяйным, им он не распоряжался, транспортировку не осуществлял, не влекущими отмену вынесенных по делу постановления начальника МОБ ОВД по Юсьвинскому муниципальному району и решения Юсьвинского районного суда о привлечении П.Э. к административной ответственности.
Ссылку в жалобе на неверное применение и толкование положений п. 2 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, положений решения Законодательного Собрания Пермской области от 05.07.2000 года N 1023, по тому основанию, что лом П.Е. не сдавал, следовательно, не нарушал и положений приведенных актов, нахожу несостоятельной, основанной на неправильном толковании приведенных норм. П.Э. осуществлял перевозку лома черного металла без правоустанавливающих документов, чем нарушил положения вышеприведенных положений, а потому в его действиях имел место быть состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАП РФ. При этом факт сдачи лома черного металла или его отсутствие не может повлечь для П.Э. последствия в виде освобождения от ответственности.
Таким образом, оснований для отмены постановления начальника МОБ ОВД по Юсьвинскому муниципальному району от 04.05.2009 года о привлечении П.Э. к административной ответственности и решения Юсьвинского районного суда от 01.06.2009 года не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
решение Юсьвинского районного суда от 1 июня 2009 года по жалобе П.Э. на Постановление начальника милиции общественной безопасности ОВД по Юсьвинскому муниципальному району Пермского края от 4 мая 2009 года о привлечении П.Э. к административной ответственности оставить без изменения, жалобу — без удовлетворения.
Федеральный судья
Пермского краевого суда
А.В.ЖЕЛЕЗЧИКОВА

Практически в каждом крупном населённом пункте имеются предприятия, работающие с металлом, и рано или поздно возникнет вопрос о вывозе ненужного металлолома. Перевозка металлолома сегодня не составляет для его хозяев большой сложности – достаточно просто обратиться за помощью в крупную транспортную компанию.

Как правильно перевозить металлический лом.

Что нужно знать при вывозе металлолома

Перевозка металлического лома – это многоступенчатая процедура. Вначале собственник того или иного производства или даже обычный человек нанимают транспортную компанию для вывоза лома со своей территории. Затем уже на пункте приёма данных материалов производятся его сортировка и обеззараживание, а также дальнейшая переправка вторсырья на пункты переработки. Довольно часто крупные пункты приёма лома металла находятся поблизости от пересечения различных путей транспортировки – железнодорожных вокзалов и портов, хотя самым удобным и наиболее распространённым способом доставки является специализированный автомобильный транспорт.

Транспорт

Металлолом относится к нестандартным грузам, и перевозить его самостоятельно крайне сложно. Для этих целей используют:

  1. Автомобильный транспорт. Это наиболее распространённый способ транспортировки. Транспортные компании используют различные типы специализированных машин. Так, до места сбора вторсырья металлический лом обычно доставляют обычными грузовиками открытого типа, например, на самосвале. Для погрузки в данном случае чаще всего используются манипуляторы. Из пунктов сбора металлолом обычно отправляют на специализированных ломовозах или металловозах. Данный вид транспорта обладает повышенной грузоподъёмностью, усиленными бортами и кранами – манипуляторами, которые имеют лепестковый захват. Эти приспособления значительно облегчают процессы погрузки и разгрузки. В пунктах сбора металла для погрузочно-разгрузочных работ применяют стационарные краны, которые оснащены магнитным или грейферным захватом.

При использовании автомобильного транспорта груз перевозится довольно часто навалом, правда, последнее время все чаще требуется производить упаковку лома в связки или брикеты. На пунктах сбора металлолома сотрудники обязаны позаботиться и о размерах лома – слишком большие конструкции необходимо разрезать до нужных габаритов. Такой груз укладывается вплотную, штабелями. Лом особенно мелких размеров перевозится в специальной таре – контейнерах, деревянных ящиках.

  1. Железнодорожный транспорт. Использование данного способа транспортировки наиболее целесообразно при перевозке металлического лома в очень крупных размерах. Груз помещается в вагоны иногда навалом, но чаще всего применяются связки или специальные контейнеры. Преимущество такой доставки – это одновременный перевоз большой массы и практически полное отсутствие форс-мажорных ситуаций. Главным недостатком можно считать невозможность доставки непосредственно в пункт переработки, а значит, и потребность в промежуточной перегрузке на грузовые автомобили.
  2. Водный транспорт. Учитывая огромные размеры нашей страны и наличие множества морей и речных артерий, совсем неудивительно, что этот тип транспортировки лома металла получил довольно широкое развитие. Но он также целесообразен только при масштабных перевозках.

Необходимая документация

Перевозка металлического лома очень четко регламентируется законодательством. Разработан обязательный пакет документов, необходимый для транспортировки, который обязательно должен быть у водителя.

Транспортировка груза своими силами

В том случае, если перевозка будет осуществляться собственными силами, без привлечения посторонней транспортной компании, водителю нужны следующие документы:

  1. Путевой лист. Для ИП данный документ не обязателен. Он оформляется собственником автомобиля по принятым Минтрансом нормам.
  2. Копия лицензии на наличие права заниматься деятельностью, предусматривающей право работы с металлическим ломом. Копия должна быть обязательно официально заверена. Для лиц и предприятий, которые перемещают металлолом как отходы своей производственной деятельности – лицензия не нужна.
  3. Транспортная накладная. Этот документ составляется в трёх экземплярах на каждую партию груза, для каждого автомобиля отдельно. Оформляет накладную та сторона, которая отправляет груз.
  4. Документы, подтверждающие право собственности на перевозимый груз.
  5. Официальное подтверждение о полной безопасности груза (взрывоопасность, радиоактивность). Удостоверение должно быть оформлено с учётом норм и по форме, разработанной Правительством РФ и утверждённой в постановлениях № 369 для лома чёрных металлов и № 370 для цветного лома. Этот документ нужно оформлять для каждого вида лома отдельно. В пунктах приёма обязательно должны быть специалисты, несущие ответственность за осуществление такого контроля.

Транспортировка с привлечением сторонней транспортной компании

При необходимости привлечь к транспортировке стороннюю транспортную компанию экспедитору или водителю необходимо обеспечить следующие документы:

  • путевой лист;
  • транспортную накладную;
  • удостоверение о безопасности груза;
  • любой тип документа, подтверждающий право перехода собственности.

Сегодня очень активно развивается вывоз металлического лома за рубеж. В Европе его охотно берут на вторичную переработку. Отправка туда лома чёрных металлов требует заполнения дополнительных документов, включая и таможенную декларацию.

Риски, связанные с перевозкой

Перевозка металлического лома автотранспортом сопряжена с рядом трудностей, которые необходимо учитывать заранее. К ним можно отнести:

  1. Сложности, возникающие при погрузке. Понятно, что металлический лом крайне редко бывает лёгким, и о ручной погрузке не может идти никакой речи. В тех случаях, если объёмы не слишком большие, вполне возможно использование пухтовозов, оснащённых манипуляторами, или мини-кранов. При погрузке очень больших объёмов возникает потребность в магнитных и грейферных захватах, которыми оснащены стационарные краны и экскаваторы.
  2. Нестандартные габариты лома. Последнее время всё чаще возникает необходимость в демонтаже и вывозе больших металлических конструкций. Это могут быть устаревшие склады, ангары, объекты производства и т. д. Прежде чем приступать непосредственно к грузоперевозке, данные конструкции гораздо лучше разрезать на месте. Перевоз цельных конструкций может стать очень сложной задачей, требующей специального транспорта и особого режима передвижения по дорогам.
  3. Негативное воздействие окружающей среды. Металлический лом, находясь на открытом воздухе, довольно часто подвергается дополнительному загрязнению, что снижает качество металла.
  4. Довольно часто для совершения транспортировки груза на место его вторичной переработки требуется сортировка. Это наиболее актуально при вывозе лома за рубеж. На пункте сбора металлолома нужно иметь специалистов, которые смогут произвести разбор металла грамотно.
  5. Контроль качества. На пункте приёма металлического лома должна в обязательном порядке иметься техника для проведения следующих замеров – степени загрязнения, радиоактивности, чистоты сплавов и т. д.

Нарушения и наказания

В данной сфере предпринимательства, к сожалению, нередко встречаются нарушения – от незначительных до довольно серьёзных. Такая незаконная деятельность предусматривает наказания разной степени. Это могут быть административные виды наказания и даже уголовная ответственность. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся правонарушения и меры наказания.

  1. Работа без лицензии может обернуться конфискацией металлолома, штрафом для организаций до 50000, для индивидуальных предпринимателей и частных лиц – до 5000. Кроме того, может быть применён и арест на полгода.
  2. Отсутствие госрегистрации потребует 2000.
  3. Нарушения в области лицензионных разрешений наказываются приостановкой деятельности пункта приёма на срок до 90 суток или штрафом от 8 до 200 тысяч.
  4. За скупку краденого лома виновному грозит от 2-х лет тюремного заключения и штраф до 40000.
  5. Обычное уклонение от налогов потребует выплаты штрафа до 500000, и даже возможно лишение свободы до 3 лет.

На сегодняшний день правительство рассматривает возможность ужесточения мер наказания за нелегальную работу на рынке сбора металлолома.

На что обращаем внимание, выбирая транспортную компанию для перевозки металлолома

Выбирая транспортную компанию, необходимо в первую очередь проверить наличие всех положенных лицензий и разрешительных документов. В ТК должен быть обширный парк современных специализированных автомобилей с качественной системой погрузки. Немаловажно проконтролировать опыт работы водителей на транспортировке такого «капризного» груза.

Помощь ломосдатчику

Все граждане и юридические лица являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В этом качестве Вы можете быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, предприятий как имущественных комплексов, иметь в собственности оборудование, транспортные средства и другие «средства производства». Ваше Право на частную собственность и Ваше Право распоряжаться ей на своё усмотрение закреплено Конституцией РФ.

То же самое относиться и к МЕТАЛЛОЛОМу. Если Вы являетесь собственником старых отслуживших вещей или механизмов – Вы имеете полное право распорядиться им на свою усмотрение. В том числе продать(сдать) как металлолом. Не существует Закона запрещающего продавать(сдавать) МЕТАЛЛОМ.

Однако существуют ограничения в сфере сбора, переработки и реализации лома черных металлов. Согласно закона такую деятельность можно осуществлять только при наличии соответствующей лицензии. Т.е. продавать Вы можете только металлолом, который образовался у Вас в процессе эксплуатации вашего имущества.

Это закреплено в ПРАВИЛАХ ОБРАЩЕНИЯ С ЛОМОМ И ОТХОДАМИ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ ОТЧУЖДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, принятых решением №25 городской Думы Ростова-на-Дону от 10 августа 2001 года. Правила включают в себя ПЕРЕЧЕНЬ видов лома цветных и черных металлов, образующегося в быту и подлежащего приему от физических лиц.

Железные отходы, возникающие в результате деятельности предприятия или физического лица, нужно утилизировать. Перевозка металлолома автотранспортом производится, если объемы утиля значительные.

Транспортировка старого железа

Постановление Правительства РФ «Обращение с ломом» № 369,370 (Правила) устанавливает нормы перевозки хлама и список документов для сопровождения. ГОСТ 2787-75, 1639-2009 регламентирует методы хранения, подготовку к транспортировке, технические условия погрузки.

Перед отправкой металлолом проходит следующую обработку:

  • членение по химсоставу;
  • выделение отходов, которые прессуются;
  • отсортировка токсичных предметов;
  • проверка взрывоопасности лома.

Перевозят подготовленный утиль автомобилями, в дальние регионы и заграницу железнодорожным и водным путем.

Компании, которые транспортируют утиль, пользуются специальными автомобилями. Машина для перевозки металлолома оборудуется усиленными бортами, краном-манипулятором для захвата (лепестковый вид).

Грузовики открытого типа (самосвалы) используют для доставки старья до пункта приема.
Металловозы (ломовозы), перевозят хлам на место утилизации, способны работать с большими массами.

Металлический лом (МЛ) загружают навалом. Отходы не должны выступать за борта автотехники. Это запрещено ГОСТом. Мелкий хлам, цветные металлы упаковывают в контейнеры.

Большие части лома подлежат разделке до норм малогабаритного груза.

Перевозка железнодорожным транспортом (ЖТ) требуется при крупных объемах лома. Это безопасный вид доставки. ЖТ возит значительные массы металлических остатков при низких рисках потерь (чрезвычайные обстоятельства). Недостаток — необходимость перегрузки отходов на автомобили, чтобы довезти до пункта.

Водная доставка развита благодаря морским, речным путям. Она используется для переправки большого количества лома.

Транспортировка МЛ проходит несколько этапов:

  1. Вывоз от собственника в пункт приема. Металлический мусор можно перемещать самостоятельно или привлекая организации, которые имеют право заниматься такой деятельностью.
  2. Сортировка, обеззараживание, проверка на взрывоопасность возлагается на приемщика старья. Процедура проводится в месте складирования.
  3. Вторичное сырье отправляется на переработку.

Металлолом относится к нестандартным отходам. Его перемещение требует специального транспорта.

Документы для перевозки

Привлекая специализированную компанию для отгрузки МЛ нужно собрать пакет документов, которые требуются для этой цели.

  1. Необходимо заключить договор. Стороны — владелец лома и организация-перевозчик (транспортная компания, юридическое лицо, ИП).
  2. Накладная, копии бумаг, подтверждающие владение МЛ (нотариально оформленные), удостоверение взрывобезопасности (приложение к Постановлению).
  3. Виды бланков и форм для водителя (экспедитора).

Для фирмы, выполняющей перевозку.

  • Путевой лист.
  • Транспортная накладная.
  • Документ, подтверждающий взрывобезопасность лома.

Для юрлиц, предпринимателей.

  • Копия лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке, продаже МЛ (заверена нотариусом);
  • Путевой лист (для юрлиц).

В накладной обязательно указываются: номер, наименование, реквизиты отправителя и получателя, Гознак транспорта, вагон (для ж/д перевозки), дата отгрузки, вид МЛ, вес (форма определена Постановлением № 272). Составляется в 3 экземплярах на каждую партию.

Путевые листы оформляет хозяин транспортного средства согласно Приказу Минтранса № 152.

Удостоверение, что лом не несет опасности взрыва (Приложение к Постановлению № 369, 370) оформляет владелец на каждый вид МЛ отдельно.

Дополнительные документы:

  • При продаже лома физическим лицом в пункте приема необходимо составить закупочный акт. Образец справки работник может написать в свободной форме, руководствуясь нормами закона о бухучете (ФЗ 402).
  • Акт оприходования (согласно ФЗ № 402) при возникновении МЛ после демонтажа основных средств (для организаций).

Транспортировать железо без сопроводительных документов запрещено Правилами.

Ответственность перевозчика металлолома

Пункты 20, 24 Правил определяют перечень необходимых бумаг для осуществления транспортировки МЛ. Обеспечить ими водителя (экспедитора) должна компания-перевозчик, отправитель груза.

Закон про перевозку металлолома (ФЗ «Об отходах производства и потребления») в ст.13.1 указывает на запрет самостоятельной транспортировки МЛ гражданами с привлечением грузового автомобиля без документов. Отсутствие бумаг на старье (право собственности, удостоверение взрывобезопасности) является административным нарушением. Штраф за перевозку металлолома частным лицом имеет размер 2000-2500 рублей. Хлам подлежит конфискации.

Статья 14.26 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение Правил обращения с МЛ (нарушение транспортировки).

Должностное лицо штрафуется на 4000-5000 р.

Частные предприниматели наказываются суммой до 5 тыс. р.

Юридические лица несут взыскание в размере 50 000-100 000 р.

Во всех случаях предусматривается конфискация металлического лома как дополнительное наказания.

Если во время транспортировки не соблюдались экологические, санитарные нормы, то согласно ст. 8.2 КоАП РФ на виновников вменяется денежное взыскание. Деятельность ИП, юрлиц приостанавливается на 90 дней.

Перевозка автотранспортом наиболее распространенная форма перемещения хлама. Заниматься таким видом деятельности могут компании-перевозчики и лицензированные организации. Доставляют МЛ при помощи специальной машины, которая называется ломовоз. Особенность ее — укрепленные борта, большая грузоподъемность.

При несоблюдении Правил обращения с отходами граждане, организации несут административное наказание. Выражается она штрафами, приостановкой работы, конфискацией МЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *