Исполнительный лист пришел с опозданием

В организацию поступил исполнительный лист по судебному решению на удержание с доходов работника 30% с июня 2017 года. Удержания по исполнительным документам связаны с кредитными обязательствами работника.
Каков порядок удержания денежных средств в связи с изменениями Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ?

25 июля 2017

В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 101-ФЗ) лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или его копии от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
Перечислить удержанные денежные средства взыскателю необходимо в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы (ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ).
При этом перевод и перечисление денежных средств производятся только за счет должника.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в силу прямого указания закона обязанность производить удержания из выплачиваемых работнику доходов возникает у работодателя со дня получения исполнительного листа (его копии). Соответственно, впервые произвести удержание необходимо в трехдневный срок со дня первой (ближайшей) выплаты заработной платы после получения исполнительного документа.
Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется исходя из суммы, оставшейся после удержания налогов (второй абзац п. 1 ст. 210 НК РФ, ч. 1 ст. 99 Закона N 229-ФЗ).
Исходя из этого, существует мнение, что удержание с должника соответствующей суммы должно осуществляться один раз в месяц при окончательном расчете его дохода.
Однако, на наш взгляд, такой подход является не совсем верным и может привести к возникновению ситуаций, при которых работодатель будет лишен возможности удержать из заработка работника необходимую сумму. Так, по общему правилу заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ст. 136 ТК РФ). При этом размер заработной платы, выплачиваемой за первую половину месяца (на практике именуется авансом), определяется на основании соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов или трудового договора, однако он не может быть ниже оклада (тарифной ставки) работника в расчете за отработанное время (выполненную работу) (постановление Совета Министров СССР от 23.05.1957 N 566 «О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца», ст. 423 ТК РФ, смотрите также письмо Роструда от 08.09.2006 N 1557-6).
Законодательство не содержит норм, которые указывали бы на возможность выплаты части заработной платы (аванса) сотруднику в размере менее суммы, которая полагается ему за фактически отработанное время в периоде, за который сотрудник получает оплату. При этом у сотрудника до окончания месяца могут быть периоды, в течение которых он не будет работать (например отпуск без сохранения заработной платы), и, соответственно, у него может не быть заработной платы к выдаче по окончании месяца с учетом того, что ранее он уже получил аванс. В таком случае при неудержании сумм по исполнительному листу с выплаты, которая была осуществлена работодателем ранее в том же месяце, складывается ситуация, когда работодатель, при отсутствии до конца этого же месяца отработанных дней и, как следствие, заработной платы за эти дни, не сможет исполнить обязанность по удержанию, которая Законом N 229-ФЗ возлагается именно на него.
Таким образом, по нашему мнению, работодатель должен производить удержание необходимой суммы с каждой выплаты, которая полагается работнику независимо от положений НК РФ, устанавливающего требование о необходимости удержания НДФЛ непосредственно из доходов сотрудника, датой фактического получения которого признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (смотрите определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27.04.2011 по делу N А75-1884/2011, решение Локтевского районного суда Алтайского края от 08.05.2013 по делу N 12-57).
Если исполнительный документ получен работодателем уже после очередной выплаты заработной платы за период, за который в соответствии с исполнительным документом должно быть осуществлено удержание, то осуществить его следует только из следующей выплаты в соответствии с размером, установленным в исполнительном документе.
Рассмотрим на примере.
Исполнительный лист на работника поступил 29 июня 2017 г. Согласно документу работодатель обязан ежемесячно удерживать с работника денежные средства в размере 30% заработка в счет погашения его кредитных обязательств, начиная с июня 2017 г.
Зарплата работника, начисленная за июнь, составила 20 000 руб. 21 июня он получил аванс — 10 000 руб.
Вторая часть зарплаты выплачивается 6 июля (то есть уже после получения организацией исполнительного листа).
В данной ситуации работодатель обязан произвести удержания начиная с заработной платы работника за вторую половину июня и только в том размере, который указан в исполнительном документе.
Следовательно, при выплате 6 июля 2017 г. заработной платы, которая будет исчислена за отработанное работником время во второй половине июня, работодателю следует удержать:
— сумму НДФЛ 2600 руб. (20 000 руб. х 13%) (ч. 1 ст. 99 Закона N 229-ФЗ);
— из оставшейся суммы (с учетом выплаченного аванса) удержать 30% в счет погашения обязательств работника: 2220 руб. (20 000 — 2600 — 10 000) х 30%.
Таким образом, 6 июля работник должен получить на руки: 20 000 — 2600 — 10 000 — 2220 руб. = 5180 руб.
Однако, как уже было отмечено выше, перевод и перечисление денежных средств осуществляются только за счет работника.
При этом ограничения по размерам удержаний (не более 50% от заработной платы) распространяются только на сумму, указанную в исполнительном документе (ч. 2 ст. 99 Закона N 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ). Соответственно, расходы на перечисление (перевод) денежных средств в указанное ограничение не входят. Они представляют собой не удержание, а дополнительные затраты, которые должен компенсировать работник-должник (ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ, письмо Федеральной службы по труду и занятости от 11.03.2009 N 1147-ТЗ).
В связи с этим из причитающейся работнику суммы необходимо вычесть соответствующие расходы (почтовые, банковские и т.п.).
К примеру, размер банковской комиссии составляет 1% от перечисляемой суммы, т.е. 22,20 руб. (2220 руб. х 1%).
Следовательно, на руки работнику будет выдана сумма:
5157.80 руб. (5180 руб. — 22,20 руб.).
В бухгалтерском учете удержание сумм по исполнительному листу будет отражено следующим образом:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 70 — 20 000 руб.
— отражено начисление заработной платы;
Дебет 70 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»
— 2600 руб. — удержан НДФЛ с суммы заработной платы;
Дебет 70 Кредит 76, субсчет «Расчеты по исполнительным документам»
— 2220 руб. — удержана из заработной платы сумма по исполнительному листу;
Дебет 73 Кредит 76, субсчет «Расчеты по перечислению денежных средств по исполнительным документам»
— 22,20 руб. — отражены расходы по перечислению суммы, удержанной с зарплаты работника-должника;
Дебет 70 Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
— 22,20 руб. — погашены из доходов работника расходы по перечислению его задолженности взыскателю.

Документооборот

Все обязательные удержания денежных сумм из доходов работников на основании исполнительного документа осуществляются без издания специального приказа руководителя об удержании и без согласия работника. Основанием для исчисления соответствующих сумм, причитающихся к удержанию, служат сами исполнительные документы.
О поступлении исполнительного документа организация обязана уведомить взыскателя (лицо, в пользу которого осуществляются удержания) и судебного исполнителя. Уведомление может быть оформлено в виде письма, составленного в произвольной форме и направленного в два адреса.
Самого же работника-должника, по мнению Роструда, следует ознакомить под подпись с исполнительным документом (письмо Роструда от 19.12.2007 N 5204-6-0), хотя напрямую такая обязанность законодательством не установлена. Однако поскольку должник, как одна из сторон исполнительного производства, вправе знакомиться с материалами исполнительного производства (ч. 1 ст. 50 Закона N 229-ФЗ), в случае, если работник потребует ознакомить его с поступившим исполнительным листом, работодатель обязан предоставить работнику такую возможность.
Кроме того, согласно части первой ст. 136 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме извещать работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Из этого следует, что законом установлена обязанность работодателя при выплате заработной платы известить работника о том, на каком основании из его заработной платы удержаны те или иные суммы. В рассматриваемой ситуации это означает, что работодатель обязан уведомить работника о поступлении исполнительного листа, в соответствии с которым из заработной платы производятся удержания. Поэтому организация может занять позицию Роструда и при поступлении исполнительных документов ознакомить работника с ними под подпись.
Все исполнительные документы, поступившие в организацию, должны быть обязательно зарегистрированы, во-первых, в общем журнале учета регистрации входящей корреспонденции, а во-вторых, в специальном журнале учета и регистрации исполнительных документов.
Форму журнала учета и регистрации исполнительных документов организация вправе разработать самостоятельно. За основу можно взять форму Журнала учета и регистрации исполнительных документов, утвержденную в Приложении N 1 Порядка ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов…, утвержденного приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 N 5н. Разработанную форму журнала необходимо утвердить в качестве одного из приложений к бухгалтерской учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Учитывая трехдневный срок, в течение которого работодатель должен перечислить удержанные денежные средства взыскателю, полагаем целесообразным разработать ежемесячный регистр удержаний денежных средств из заработной платы работников по исполнительным документам. Форму такого регистра можно утвердить в качестве приложения к учетной политике.
Чтобы не запутаться в расчетах, а также чтобы обосновать судебному приставу-исполнителю оставшуюся задолженность работника или сумму, перечисленную в счет погашения задолженности, считаем целесообразным по каждому исполнительному документу вести отдельный реестр удержания денежных средств из заработной платы должника, в котором указывается:
— размер полученных доходов;
— сумма НДФЛ;
— сумма, удержанная и перечисленная по исполнительному листу;
— дата перечисления и номер платежного документа.
Такой документ может быть представлен в службу судебных приставов либо по их требованию, либо вместе с исполнительным листом по окончании удержаний, либо при смене места работы должника, как того требует п. 4 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ.
Информация об удержанных суммах отражается в ведомостях начисления и выплаты заработной платы (Расчетно-платежной ведомости либо Расчетной ведомости).
Расчеты по удержанию также могут отражаться и в бухгалтерской справке.
Исполнительные документы необходимо хранить, как бланки строгой отчетности — в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность (п. 6.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105). Если должностное лицо организации, ответственное за хранение исполнительного листа или судебного приказа, потеряет его и вина этого лица будет доказана, постановлением судебного пристава-исполнителя может быть наложен штраф (ст. 431 ГПК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

Особенности взыскания по «позднему» исполнительному листу и по нескольким листам

Издательство «Гарант-Пресс»

Рассмотрим отдельные ситуации, связанные с удержанием из заработка сотрудника по исполнительным документам.

«Поздний» исполнительный лист

В исполнительном листе, по которому организация удерживает доходы работника, указывают сумму таких удержаний (в процентах от заработка) и дату, с которой их необходимо производить. организация может получить лист позже даты начала удержаний, обозначенной в нем. Например, по исполнительному листу удержание необходимо производить с октября, а лист поступил в организацию лишь в декабре. Возникает вопрос: нужно ли доудерживать те или иные суммы за период с октября по ноябрь?

Нет, не нужно. По статье 98 Закона № 229-ФЗ организация-работодатель должна производить удержания по исполнительному листу со дня его получения. Только после этого у нее появляется соответствующая обязанность. Следовательно, в приведенном случае доудерживать какие-либо суммы за октябрь и ноябрь не нужно. Все удержания начинаются в месяце поступления исполнительного листа (то есть в декабре).

Если он был получен организацией в середине или конце месяца, то есть до момента начисления сотруднику заработной платы, за этот месяц удержания производятся в полном размере, указанном в листе. Средства по исполнительному листу переводят взыскателю в трехдневный срок.

Задолженность сотрудника, которая сформировалась в период до получения исполнительного листа организацией, определяется судебным приставом-исполнителем (*). Расчет задолженности оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя (**). Поэтому суммы, которые не были удержаны до получения исполнительного листа, могут быть удержаны из заработной платы сотрудника только на основании отдельного исполнительного документа — постановления судебного пристава-исполнителя. В нем должен быть приведен расчет суммы долга.

(*) ст. 102 Закона № 229-ФЗ

(**) ст. 14 Закона № 229-ФЗ

Добавим, что со всеми исполнительными документами, поступившими в организацию, работник должен быть ознакомлен под роспись.

(***) письмо Роструда от 11.03.2009 № 1147-ТЗ

Несколько исполнительных листов. Очередность взысканий

Возникают ситуации, когда в организации находится несколько исполнительных листов на одного сотрудника. При удержании с него средств необходимо учитывать очередность удовлетворения требований взыскателей, которая установлена статьей 111 Закона № 229-ФЗ:

— в первую очередь, удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

— во вторую очередь, удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь, удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь, удовлетворяются все остальные требования.

При распределении каждой взысканной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после погашения задолженности перед предыдущей очередью в полном объеме.

Пример

На сотрудника организации Иванова поступили три исполнительных листа. Первый — на взыскание задолженности по алиментам на содержание несовершеннолетних детей в общей сумме 320 000 руб. В погашение долга взыскивается 70% заработка. Второй — на взыскание задолженности по налогам в общей сумме 24 000 руб. Третий — на взыскание задолженности по кредиту в сумме 45 000 руб. По второму и третьему исполнительным листам взыскивается 20% заработка. Ежемесячная сумма заработной платы Иванова составляет 46 000 руб.

Сумма НДФЛ, которая ежемесячно удерживается из зарплаты Иванова, составляет:

46 000 руб. х 13% = 5980 руб.

Сумма, с которой производятся удержания по исполнительным листам, равна:

46 000 – 5980 = 40 020 руб.

Ежемесячно в счет погашения задолженности по первому исполнительному листу (алименты) с Иванова должно удерживаться:

40 020 руб. х 70% = 28 014 руб.

Удержания в этой сумме будут производиться в течение 11 месяцев. В последующий, двенадцатый, месяц с Иванова должно быть удержано:

320 000 руб. – 28 014 руб. х 11 мес. = 11 846 руб.

Это составляет 29,6% от его заработка. После этого задолженность по первому исполнительному листу будет погашена. В следующем месяце удерживаются суммы в погашение задолженности по второму исполнительному листу (долг перед бюджетом).

Ежемесячно в счет погашения задолженности по второму листу с Иванова должно удерживаться:

40 020 руб. × 20% = 8004 руб.

Удержания в этой сумме будут производиться в течение 2 месяцев. В последующий, третий, месяц с Иванова должно быть удержано:

24 000 руб. – 8004 руб. х 2 мес. = 7992 руб.

Это составляет 19,97% от его заработка. А значит, в этом месяце организация вправе доудержать с него часть задолженности по третьему исполнительному листу (долг перед банком).

Эта сумма составит:

40 020 руб. х 20% – 7992 руб. = 12 руб.

Таким образом, по окончании данного месяца задолженность Иванова перед банком будет равна:

45 000 – 12 = 44 988 руб.

Далее ежемесячно в счет погашения задолженности по третьему листу с Иванова должно удерживаться:

40 020 руб. х 20% = 8004 руб.

Удержания в этой сумме будут производиться в течение 5 месяцев. В последующий, шестой, месяц с Иванова должно быть удержано:

44 988 руб. – 8004 руб. х 5 мес. = 4968 руб.

После этого его задолженность по всем исполнительным листам будет погашена в полном объеме.

Если взысканной с должника денежной суммы недостаточно для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

Пример

На сотрудника организации Иванова поступили три исполнительных листа. Все они выданы на взыскание задолженности по банковским кредитам в размере 50% заработка сотрудника. Общая сумма задолженности составляет 450 000 руб., в том числе:

— по первому листу — 240 000 руб. (53,333% от общей суммы долга);

— по второму листу — 60 000 руб. (13,333% от общей суммы долга);

— по третьему листу — 150 000 руб. (33,333% от общей суммы долга).

Ежемесячная сумма заработной платы Иванова составляет 35 000 руб. Сумма НДФЛ, которая ежемесячно удерживается из заработной платы Иванова, составляет:

35 000 руб. × 13% = 4550 руб.

Сумма, с которой производятся удержания по исполнительным листам, равна:

35 000 – 4550 = 30 450 руб.

Ежемесячно в счет погашения задолженности по первому исполнительному листу с Иванова должно удерживаться:

30 450 руб. × 50% = 15 225 руб.

Этой суммы недостаточно для удовлетворения всех требований первой очереди. Поэтому она распределяется пропорционально их сумме. Ежемесячные выплаты составят:

— по первому исполнительному листу:

Шпаргалка для бухгалтера: удержания по исполнительным листам

Если в организацию приходят исполнительные листы на работников, то именно бухгалтерии приходится разбираться с вопросами удержания по таким документам. Причем ассортимент взысканий весьма широк — это и алименты, и задолженности по кредитам, и долги по квартплате и так далее. Правильно произвести удержания из заработной платы работников-должников поможет наша статья.

Основания для удержания

Когда в организацию поступают исполнительные листы на официальных бланках с гербовой печатью суда или службы судебных приставов, сомнений в легальности удержания не возникает. Но учетным работникам приходится сталкиваться и с другими документами. К примеру, алименты могут уплачиваться без решения суда — по нотариально удостоверенному соглашению супругов. А иногда сознательный сотрудник решает и вовсе не обращаться в официальные инстанции и пишет в бухгалтерию заявление о том, что из его оклада нужно удерживать алименты. Как правильно поступать в таких случаях? Давайте разбираться.

В соответствии с положениями ст. 137 Трудового кодекса удержания из зарплаты возможны только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. При этом удержано может быть не более 20%, а в случаях, предусмотренных законом — не более 50% заработной платы. В исключительных случаях (взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, возмещение ущерба, причиненного преступлением) удержание не может превышать 70% заработной платы (ст. 138 ТК РФ).

Здесь надо учитывать, что указанные нормы трудового законодательства распространяются исключительно на удержания, которые производятся независимо от волеизъявления работника — по решению работодателя или иных уполномоченных органов и лиц. Соответственно, в ситуации, когда основанием для удержания является заявление самого работника, речь идет о распоряжении суммой заработной платы и никакие ограничения ТК РФ не действуют. Поэтому по заявлению сотрудника удержания могут производиться в любых размерах без ограничений, установленных ст. 138 ТК РФ (письмо Роструда от 16.09.2012 № ПР/7156-6-1).

Итак, если речь идет об удержаниях по заявлению самого сотрудника, то бухгалтерия вправе изъять из его зарплаты ровно столько, сколько прописано в заявлении, и направить эти деньги на цели, указанные в заявлении. Теперь посмотрим, каков статус этого заявления с точки зрения законодательства об исполнительном производстве. Это важно, чтобы определить «вес» заявления в сравнении с иными документами, поступающими в организацию от приставов или из судов.

Согласно п. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ) лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Перечень видов исполнительных документов приведен в ст. 12 Закона № 229-ФЗ. В частности, таковыми являются исполнительные листы, судебные приказы и нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (или их нотариально удостоверенные копии), а также постановления судебного пристава-исполнителя. Заявление работника об удержании алиментов среди исполнительных документов не поименовано.

Обратите внимание: нотариальное соглашение об уплате алиментов — это полноценный исполнительный документ. А значит, если сотрудник принес именно такое соглашение, то речь идет уже не о добровольном удержании «по заявлению», а именно об обязанности организации проводить удержания. И в этом случае действуют все ограничения, установленные ТК РФ.

Таким образом, любой из перечисленных выше официальных исполнительных документов по своему статусу будет выше собственноручного заявления сотрудника. А значит, исполнять такие официальные документы организация должна в первую очередь. Поэтому если в отношении того же работника в бухгалтерию поступит, к примеру, постановление судебного пристава-исполнителя об удержании 50% заработной платы (иных доходов) в счет погашения задолженности по кредиту, то организация обязана будет сначала удержать из зарплаты средства в размере, указанном в данном постановлении. А из оставшейся части заработной платы можно будет провести удержание по заявлению работника (если, конечно, он его не отзовет). При этом, как мы уже отмечали, в части «добровольного» удержания никакие ограничения не действуют.

Момент начала удержания

Разобравшись с основаниями для удержания, можно переходить к вопросам, связанным с выполнением требований исполнительных документов. И первые сложности, с которыми сталкивается бухгалтерия сразу же после получения исполнительного документа, — с какого момента производить удержания и нужно ли определять размер задолженности.

Правила определения начальной даты для удержаний из зарплаты приведены в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ. Там сказано, что лица, выплачивающие должнику зарплату, обязаны удерживать из нее денежные средства в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, непосредственно со дня получения исполнительного документа.

Таким образом, начинать удержания нужно именно с момента, когда исполнительный документ попал в организацию. К примеру, если исполнительный лист или судебный приказ поступили в компанию в первых числах апреля, до момента, когда выплачена зарплата за март, то первое удержание будет произведено уже при выплате мартовской зарплаты. А если исполнительный документ поступил после того, как зарплата за март выплачена, то первое удержание будет из апрельского оклада. То есть в этой части все достаточно просто: удержания всегда начинаются только после получения исполнительного документа.

Но в исполнительном документе может быть прямо указано, что взыскания должны проводиться из доходов должника, начиная с определенной даты. И если документ попадает в бухгалтерию гораздо позже, то за работником образуется задолженность. Как быть с ней: обязана ли организация сама рассчитать эту задолженность и удержать ее дополнительно к текущим платежам?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какой именно исполнительный документ поступил в организацию. Если взыскание производится по решению (постановлению) судебного пристава, то задолженность определяется именно приставом и указывается в постановлении (п. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). Соответственно, в этом случае бухгалтер самостоятельно ничего считать не должен — он берет только те суммы, которые указаны приставом в постановлении. И если там задолженность не определена, то и удерживать ее не надо.

А вот если взыскание производится на основании нотариального соглашения, исполнительного листа или судебного приказа, которые поступили в бухгалтерию, то действуют другие правила. В силу п. 3 ст. 102 Закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. И обязанность определить такую задолженность лежит уже на организации, в которую поступил исполнительный документ.

То есть по таким исполнительным документам именно бухгалтерии нужно определить размер задолженности за период с даты, указанной в соответствующем документе, и по дату его поступления в организацию, в течение которого алименты, установленные этим документом, не удерживались. Данная задолженность определяется исходя из заработка сотрудника за указанный период и удерживается из текущих выплат одновременно с текущими выплатами с учетом ограничений, установленных ст. 138 ТК РФ, вплоть до полного погашения.

Обратите внимание, что обязанность по определению задолженности при поступлении в бухгалтерию вышеуказанных исполнительных документов возникает только в отношении алиментов на несовершеннолетних детей (п. 3 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). По любым другим требованиям, включая алименты на содержание совершеннолетних нетрудоспособных родственников, задолженность определяться не должна — это может сделать только уполномоченный орган (пристав, суд и т.п.).

Пределы для удержания

Отдельного внимания заслуживают и лимиты удержания. Хотя, казалось бы, нормы в этой части достаточно просты.

Согласно положениям ст. 138 ТК РФ и ст. 99 Закона № 229-ФЗ в общем случае удерживать можно не более 50% заработка, а в исключительных случаях допускается удержать 70%. И таких случаев всего четыре:

— взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;

— возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;

— возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;

— возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Тем не менее на практике вопросы о величине, которую можно удержать, возникают постоянно, особенно если на одного работника поступило несколько исполнительных документов, каждый из которых предписывает производить удержания в определенном проценте от заработка.

К примеру, как поступить, если на одного работника имеется судебный приказ об удержании алиментов на ребенка в размере 1/3 зарплаты, а также исполнительный лист на взыскание половины заработка в счет задолженности по банковскому кредиту? Ведь, с одной стороны, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей допустимо удержать до 70% заработка. А с другой стороны, при взыскании в пользу банка удерживать более половины заработка уже незаконно. Как определить, какое из взысканий важнее?

Ответ на этот вопрос находим в п. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ, который устанавливает очередность удовлетворения требований по исполнительным документам. Согласно этой норме требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда относятся к первой очереди. А требования банков по взысканию задолженности по договорам — к четвертой.

Одновременно в п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ сказано, что каждая взысканная сумма сначала направляется на погашение требования первой очереди. А требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

Если применить эти правила к нашей ситуации, то получится, что удержанная сумма должна в первую очередь направляться на выплату алиментов. Алименты будут уплачены в полном размере после удержания трети заработка работника. Что касается долга по банковскому кредиту, то на его погашение пойдет половина заработной платы за минусом удержанной суммы алиментов.

А вот более сложная ситуация. С работника удерживаются как алименты на детей, так и алименты на содержание нетрудоспособных совершеннолетних родственников (к примеру, родителей). Здесь проблема заключается в законодательных формулировках. Как мы помним, при взыскании алиментов размер удержания может достигать 70% оклада. Но при этом в ст. 138 ТК РФ и п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ речь идет о взыскании алиментов именно на несовершеннолетних детей. Хотя, как следует из ст. 87 и 90 Семейного кодекса, суммы, выплачиваемые на содержание родителей и бывшего супруга, также признаются алиментами. Но поскольку алиментами на содержание детей они не являются, то для удовлетворения этих требований удержать можно не более половины заработка.

В то же время, устанавливая очередность удовлетворения требований, законодатель не отделил алименты на детей от прочих алиментов. Значит, для целей распределения денег любые алименты относятся к первой очереди. И в игру вступают специальные правила п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ, которые говорят: если взысканной суммы не хватает для того, чтобы удовлетворить всех взыскателей одной очереди, то эта сумма распределяется между ними пропорционально причитающейся каждому из них сумме, указанной в исполнительном документе.

И вот тут бухгалтеру нужно быть особо внимательным, так как распределять между всеми участниками первой очереди надо только сумму в пределах 50% заработка. Ведь совершеннолетние получатели алиментов на большее рассчитывать не вправе.

В этой связи алгоритм действий будет таким.

1. Сначала с учетом величины заработка и доли алиментов определяем величину взыскания в твердой сумме, то есть определяем, сколько именно в рублях в данном месяце должен получить каждый иждивенец.

2. Затем из заработка сотрудника удерживается сумма алиментов на содержание как детей, так и совершеннолетнего получателя в пределах половины оклада. Если этого недостаточно, чтобы выплатить каждому из получателей всю определенную на первом шаге сумму, то удержанное распределяется между ними пропорционально причитающейся каждому из них сумме.

3. А после этого производится доудержание алиментов на детей в части «до 70% заработка». Удержанная сумма направляется только несовершеннолетним детям (если их несколько, то она опять же распределяется между ними пропорционально причитающейся каждому из них сумме).

Проиллюстрируем приведенный алгоритм на числовом примере.

Пример

Предположим, на работника имеется три судебных приказа на взыскание алиментов:

— на несовершеннолетнюю дочь в размере 1/6 заработка;

— на несовершеннолетнего сына в размере 1/4 заработка;

— в пользу бывшей супруги в размере 3000 руб. ежемесячно.

Заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб., и он имеет право на стандартный вычет по НДФЛ на обоих детей. Напомним, что детский вычет на каждого ребенка составляет 1400 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Поскольку по правилам п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ удержания производятся из суммы, оставшейся после уплаты НДФЛ, то в нашем случае удержания будут определяться исходя из 9064 руб. (10 000 руб. – (10 000 руб. – 1400 руб. х 2) х 13%).

Определяем твердые суммы, которые причитаются каждому из взыскателей:

— супруга — 3000 руб.;

— сын — 2266 руб. (9064 руб. х 1/4);

— дочь — 1510,67 руб. (9064 руб. х 1/6).

Значит, сначала удерживаем именно половину заработка (4532 руб.) и распределяем эту сумму между всеми тремя взыскателями пропорционально их требованиям.

Доля супруги составит 2006,30 руб. (4532 руб. : 6776,67 руб. х 3000 руб.).

Доля сына — 1515,42 руб. (4532 руб. : 6776,67 руб. х 2266 руб.).

Доля дочери — 1010,28 руб. (4532 руб. : 6776,67 руб. х 1510,67 руб.).

В итоге супруга получит 2003,30 руб., сын — 2028,04 руб. и дочь — 1352,02 руб.

Плата за перевод

Возникают проблемы с лимитами и в более тривиальных ситуациях. К примеру, как быть с платой за перевод удерживаемых сумм? Они по правилам п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ также подлежат удержанию с должника, так как именно он должен оплачивать перевод и перечисление удержанных средств. И когда зарплаты сотрудника хватает, чтобы «уместить» в отведенный лимит и само удержание, и плату за перевод, все проходит достаточно гладко. А что делать, если исполнительные документы предписывают взыскать с сотрудника максимально допустимую сумму зарплаты? Куда девать расходы на перевод в таком случае? Взыскивать их за пределами лимитов или уменьшать взыскание по исполнительному документу?

Прямого ответа на данные вопросы ни Трудовой кодекс, ни Закон № 229-ФЗ не содержат. Но, устанавливая лимиты удержаний, никаких исключений для платы за перевод нормы законодательства не делают. Значит, взыскивать эти суммы за пределами лимитов нельзя.

В свою очередь, п. 3 ст. 110 Закона № 229-ФЗ говорит, что удержания надо проводить в следующем порядке. Сначала удерживается непосредственно сама сумма долга. И только после этого можно удержать расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор.

Плата за перевод поименована в ст. 116 Закона № 229-ФЗ в качестве расхода по совершению исполнительных действий. Получается, что она взыскивается во вторую очередь, только после взыскания суммы долга. Следовательно, уменьшать сумму основного удержания на плату за перевод тоже неправомерно.

Выход из этого правового тупика находится при внимательном прочтении положений ст. 110 Закона № 229-ФЗ. В ней не говорится о том, что при периодических удержаниях из зарплаты сумма долга обязательно должна быть взыскана в полном размере для того, чтобы осуществить удержание расходов по совершению исполнительных действий. А поскольку закон прямо требует осуществлять перевод за счет должника, то организация все же вправе уменьшить текущее удержание по исполнительному документу на сумму платы за перевод, если обе суммы не укладываются в лимит.

Понятно, что при этом за работником будет образовываться задолженность, и удержания будут продолжаться до тех пор, пока она не будет полностью погашена, в том числе и после совершеннолетия ребенка, на которого удерживались алименты.

Если работника такая ситуация не устраивает, он может написать заявление с просьбой удерживать плату за перевод из его заработной платы дополнительно к удержанию по исполнительному документу. Как мы помним, в таком случае это будет уже не принудительное удержание, а добровольное распоряжение зарплатой, на которое лимиты не распространяются.

Календарь не важен

Еще один вопрос, который возникает у бухгалтеров, если на одного работника поступает несколько исполнительных документов, связан с календарной очередностью исполнения документов. Имеет ли значение, что на дату поступления документа в отношении работника уже есть другие? Нужно ставить новый документ в очередь или надо включать удержания по нему в «общий котел»?

Сразу скажем, что в части исполнения нескольких документов о взыскании Закон № 229-ФЗ вообще не содержит такого понятия, как «календарная очередность». Как уже отмечалось, в ст. 98 Закона № 229-ФЗ содержится общее правило о том, что начинать удержания надо с даты получения исполнительного документа. Без каких-либо оговорок о том, первый это документ в отношении конкретного должника или двадцать пятый.

В свою очередь, в п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ также содержится универсальная норма о порядке распределения сумм между взыскателями по нескольким исполнительным листам. Опять же без какой-либо привязки ко времени поступления исполнительного документа.

Так что в случае с исполнительными документами формировать «очередь на взыскание» в зависимости от даты получения документа не требуется. Как только в компанию поступил очередной такой документ, необходимо приступить к его исполнению наравне с уже имеющимися. При этом новый взыскатель сразу же включается в расчет при определении причитающейся ему доли удержанного. И подобным образом взыскание производится до исполнения в полном объеме содержащихся в каждом из документов требований, после чего этот документ из расчета пропорции для распределения взысканной суммы выбывает и распределение производится между оставшимися взыскателями.

Определяем базу для удержания

Как мы уже сказали, размер удержания из заработной платы должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Данное правило не вызывает вопросов до тех пор, пока у сотрудника не появляются неденежные доходы — материальная выгода или доходы в натуральной форме, НДФЛ с которых удерживается также из заработной платы (п. 4 ст. 226 НК РФ). Учитывать его при исчислении удержаний или в расчет принимается только «чистый» НДФЛ по зарплате?

Закон № 229-ФЗ не дает ответа на этот вопрос. Обратимся к Перечню видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841). В пункте 4 этого Перечня есть оговорка, что база для удержания алиментов определяется после удержания налогов в соответствии с налоговым законодательством, то есть Налоговым кодексом. Отметим, что специалисты Роструда, отвечая на вопрос о порядке определения величины удержаний из зарплаты, также отсылают к положениям НК РФ (письмо от 28.12.2006 № 2261-6-1).

Порядок удержания НДФЛ установлен в ст. 226 НК РФ. Так, налоговые агенты сначала исчисляют НДФЛ (на дату фактического получения дохода), а затем удерживают исчисленную сумму налога непосредственно из доходов физлица при их фактической выплате. При этом оговаривается, что НДФЛ, исчисленный по неденежным доходам, должен быть удержан из любых доходов в денежной форме, выплачиваемых в этот день или позднее налоговым агентом налогоплательщику.

Таким образом, НДФЛ всегда удерживается именно из денег, причитающихся работнику, в том числе из его заработной платы. При этом НК РФ не делает разницы между удержанием НДФЛ по самой заработной плате и исчисленного ранее НДФЛ по неденежным доходам — удержанию подлежит совокупная сумма исчисленного налога.

С учетом изложенного организация, выплачивающая зарплату работнику, удержит из нее как НДФЛ с самого оклада, так и НДФЛ с неденежных доходов. Это, в свою очередь, означает, что по правилам ст. 99 Закона № 229-ФЗ величина удержания по исполнительному документу будет определяться из оставшейся после удержания всей суммы НДФЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *