Государственная регистрация ограничения права

Содержание

Что значит государственная регистрация ограничения права?

Что это — государственная регистрация ограничения (обременения) права

Виды ограничения (обременения) прав

Признаки ограниченных вещных прав

Когда госрегистрация ограничения прав обязательна

Основания для госрегистрации ограничения прав

Документы, представляемые для госрегистрации ограничения прав, требования к ним

Особенности регистрации ограничения прав

Как узнать о государственной регистрации ограничения прав

Что это — государственная регистрация ограничения (обременения) права

Определение понятия «ограничение (обременение) права» было дано в ст. 1 закона «О государственной регистрации…» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ныне утратившего силу в связи с началом действия закона «О государственной регистрации недвижимости» от 03.07.2015 № 218-ФЗ, далее — закон № 218-ФЗ). Это наличие запретов и условий, стесняющих определенного правообладателя конкретной недвижимости в ходе пользования объектом или осуществления иных правомочий.

Такие условия и запрещения появляются:

  • по прямому указанию, содержащемуся в законодательных нормах;
  • на основании соглашения субъектов;
  • по инициативе уполномоченных органов.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ ограничения прав нуждаются в государственной регистрации:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • для недвижимости — в обязательном порядке;
  • для движимых вещей — в случаях, определенных законом.

Кроме того, в той же норме имеется положение, согласно которому кроме общей госрегистрации для некоторых видов недвижимого имущества может вестись отдельный (специальный) учет. Например, учет жилищного фонда в соответствии с постановлением Правительства РФ «О государственном учете…» от 13.10.1997 № 1301.

Как и любые правила, порядок регистрации ограничения прав подразумевает исключения. Так, не регистрируется обременение коммерческим наймом жилого помещения, если такое соглашение заключено на срок меньше года.

Вывод! Таким образом, в действующем законодательстве отсутствует определение понятия «обременение права», но полагаем, что использование старого определения не будет противоречить реальной практике.

Виды ограничения (обременения) прав

Основными видами ограничения прав собственника являются:

  • сервитут;
  • ипотека;
  • доверительное управление;
  • аренда;
  • концессионное соглашение;
  • арест имущества и др.

Все они имеют разную правовую природу:

  • сервитут — это ограничение вещного права; о сервитутах более подробно читайте готовое решение КонсультантПлюс. Оформить бесплатный доступ к системе К+ на 2 дня можно .
  • ипотека — обеспечение исполнения обязательств;
  • доверительное управление, аренда, концессионное соглашение — договорные обязательства.

Что касается ареста, то это мера процессуального характера, принимаемая должностным лицом, направленная на полное, можно сказать, всестороннее ограничение прав собственника. Собственник ничего не может сделать со своим имуществом, поэтому в юридической литературе арест нередко называют обременением в чистом виде.

Способы установления ограничения прав также различаются. Так:

  • для предоставления кредитору преимущественного права на погашение задолженности должником из стоимости заложенного имущества заключается договор об ипотеке (который регистрируется в Росреестре);
  • для получения права использовать чужой земельный участок для прохода или проезда заключается соглашение между соседями или принимается соответствующий судебный акт.

Важно! В любом случае в результате принятия мер по ограничению прав права собственника имущества сжимаются, а у правомочных лиц появляются ограниченные права — вещные или обязательственные.

В юридической литературе по объектам ограниченных вещных прав выделяют 4 группы:

  • право на использование чужих земель и других природных ресурсов;
  • право на использование чужих помещений;
  • обеспечительные права;
  • право на хозяйствование с имуществом собственника.

В них входят все виды ограничения прав, указанные в ГК РФ и других законах.

В некоторых случаях наличие обременения остается даже тогда, когда собственник имущества меняется (например, ст. 586 ГК РФ).

Признаки ограниченных вещных прав

Анализ нормативных актов и юридической литературы позволяет выделить следующие признаки ограниченных вещных прав:

  1. В отношении имущества ограничить могут только вещные права.
  2. Появляющиеся у правомочного лица возможности всегда ограниченные, узкие.
  3. Ограниченные вещные права могут появиться, только если будет право собственности на эту вещь. Сами по себе они возникнуть не могут, но могут продолжать действовать при смене собственника.
  4. Характер и содержание обременения и ограниченных вещных прав определяются только законом.
  5. Действует принцип публичности — обязательная регистрация прав, их ограничения и т. д. на недвижимое имущество. Всю эту информацию может получить любой обратившийся.

Вывод! Таким образом, в целях защиты прав и интересов участников гражданского оборота вопросы обременения (ограничения) прав регулируются исключительно на законодательном уровне.

Когда госрегистрация ограничения прав обязательна

Госрегистрация ограничения прав на недвижимость обязательна в случаях, определенных законом:

  1. Установление сервитута (ст. 274 ГК РФ).
  2. Заключение договора найма жилого помещения на срок больше года (п. 2 ст. 674 ГК РФ).
  3. Заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (п. 4 ст. 91.1 Жилищного кодекса РФ).
  4. Заключение договора об ипотеке (ст. 19 закона «Об ипотеке…» от 16.07.1998 № 102-ФЗ).
  5. Заключение договора лизинга на транспортное средство (п. 48 приказа МВД РФ «О порядке…» от 24.11.2008 № 1001).
  6. Ограничение прав на воздушное судно (п. 9 ст. 33 Воздушного кодекса РФ).
  7. Заключение концессионного соглашения (ч. 15 ст. 3 закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ) и т. д.

Основания для госрегистрации ограничений прав

В соответствии с п. 6 ст. 1 закона № 218-ФЗ основаниями для госрегистрации ограничений прав служат:

  • акты органов государственных и муниципальных властей;
  • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества.

Кроме того, основаниями для госрегистрации ограничений прав могут служить (ст. 14 закона № 218-ФЗ):

  • свидетельства о приватизации жилых помещений;
  • свидетельства о праве наследства;
  • судебные акты, в т. ч. третейских судов;
  • наступление обстоятельств, указанных в законе;
  • другие документы и акты.

Документы, представляемые для госрегистрации ограничения прав, требования к ним

Согласно ст. 18 закона № 218-ФЗ для госрегистрации обременения прав в Росреестр представляются следующие документы:

  • заявление по установленной приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920 форме на бумажном носителе или в электронном виде;
  • документы, являющиеся основаниями для проведения госрегистрации ограничения прав (в 2 экземплярах);
  • доверенность, если документы подает не заявитель, а его доверенное лицо.

В зависимости от способа представления вышеуказанный список документов может быть дополнен копией паспорта.

Если документы отправляются по почте, то их подлинность, в т. ч. подлинность подписи заявителя, заверяется нотариусом (п. 12 ст. 18 закона № 218-ФЗ).

В случаях, которых обременение накладывается не по воле собственника имущества, для проведения его госрегистрации будет достаточно получения:

  • постановления судебного пристава-исполнителя, если обременение возникает в целях исполнения исполнительного документа;
  • судебного решения, если одна из сторон уклоняется от проведения такой госрегистрации.

Обратите внимание! Все документы должны соответствовать требованиям российского законодательства, должны быть написаны разборчиво, с полными реквизитами заявителей, не иметь подчисток, приписок и зачеркнутых слов.

Особенности регистрации ограничения прав

Особенности регистрации ограничения прав изложены в отдельных положениях закона № 218-ФЗ.

  1. Каждая запись об обременении прав идентифицируется с помощью неизменяемого и неповторяющегося номера регистрации.
  2. Запись об обременении прав содержит в себе информацию об основаниях возникновения и виде ограничения права, дату и номер проведенной регистрации ограничения, о лицах, у которых появляются ограниченные вещные права.
  3. Если обременение возникает в связи с принятием соответствующего акта органом госвласти или местного самоуправления, то он (орган) в течение 5 дней после принятия такого решения должен направить в Росреестр заявление о проведении госрегистрации с приложением документов (п. 2 ст. 19 закона № 218-ФЗ).
  4. Вместо совместного заявления от займодавца и заемщика о регистрации обременения жилого помещения, если выданный/полученный заем является целевым, такое заявление может быть подано нотариусом (п. 3 ст. 59 закона № 218-ФЗ).
  5. Госпошлина за госрегистрацию ограничений прав устанавливается НК РФ. В настоящее время для физических лиц ее размер составляет 2 000 руб., для организаций — 22 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Как узнать о государственной регистрации ограничения прав

До начала действия закона № 218-ФЗ Росреестр должен был уведомлять собственников о проведенной госрегистрации ограничения их прав, если это произошло не по их воле (приказ Минэкономразвития России от 31.12.2013 № 802, утративший силу). Сейчас такой обязанности у него нет.

Зная о вероятности наложения обременения на имущество, собственник может направить в Росреестр запрос на получение сведений, содержащихся в ЕГРН (подробнее об этом читайте в нашей статье Как заказать и получить выписку из ЕГРН (ЕГРП)?).

Информацию о состоянии дел в отношении своей недвижимости правообладатель получает по личному выбору: в виде выписки или получения доступа к ФГИС ЕГРН.

Выписка может быть сформирована и отправлена в бумажном виде или электронной форме.

Предоставление доступа к ФГИС может осуществляться в виде направления уведомлений об изменении информации, содержащейся в ЕГРН (подп. 3 п. 16 порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968).

Вывод! Таким образом, предоставление сведений, в т. ч. уведомление о проведенной госрегистрации обременения недвижимости, возможно только заявителям.

***

Еще раз вернемся к вопросу, что это — регистрация ограничения (обременения) права? Определение этого понятия дается в п. 3 ст. 1 закона № 218-ФЗ и звучит так: это юридический акт признания и подтверждения ограничения прав и обременения имущества.

Условия и запрещения, ущемляющие права собственника какого-либо имущества, в частности недвижимого, и их госрегистрация осуществляются только в порядке и формах, установленных законом. Основаниями для госрегистрации являются акты госорганов и должностных лиц, договоры и иные документы.

В зависимости от вида обременения и оснований внесения информации о нем заявление в Росреестр подается правообладателем, правоприобретателем, органом госвласти, должностным лицом.

Ограничения и обременения на недвижимость. Как проверить?

В настоящее время операции и сделки с недвижимостью, достаточно, упростились, благодаря открытым данным Росреестра и другим источникам. Но всё равно остается какой-то риск. Чтобы его избежать, можно обратится к профессиональным риэлторам или адвокатам. Можно уменьшить расходы на оплату специалистов, часть работы сделать самому за меньшие деньги. Это касается проверки объектов недвижимости на ограничения и обременения, чтобы в дальнейшем не столкнуться с неприятностями. Ведь риэлторы берут информацию из тех же источников, о которых мы расскажем в этой статье.

Виды ограничений и обременений

Ипотека на недвижимость или залог в силу закона

На данный момент самый распространенный вид ограничения. Означает, что данная недвижимость в собственности у владельца, но распоряжаться полностью он ей не может. Продавать, сдавать или какого-либо регистрировать до полной выплаты без разрешения кредитора (банк, частное лицо) владелец не имеет права, если обратное не прописано в договоре. Накладывается на определенный период или до полной выплаты. Возможно и досрочное снятие ограничения.

Аренда

Предоставление одним лицом другому лицу участка, дома, жилого или нежилого помещения во временное пользование за плату или без неё. Если договор аренды составляется более чем на один год, то он подлежит обязательной регистрации в Росреестре, о чем делается соответствующая запись в выписке ЕГРН. Важно, собственник может продавать, либо отчуждать данную недвижимость, при этом арендатор не теряет право пользования до конца действия договора.

Арест объекта недвижимости и Запрет на регистрационные действия

Устанавливается судебным приставом исполнителем по решению суда. Дела могут быть как гражданские, так и уголовные. В основном, накладываются из-за появления задолженности или невозможность обеспечить свои обязанности перед кредиторами. Понятия очень похожие, но есть некоторые отличия. Арест, как правило, ограничивает права собственника и запрещает ему какие-либо действия с недвижимостью. В то время как Запрет адресуется именно Росреестру проводить регистрацию прав на недвижимое имущество. Собственник, конечно, может продать свою недвижимость, но Реестр такую сделку не зарегистрирует.

Рента

В этом виде ограничений покупатель не только приобретает недвижимость и становится собственником, но и обязуется оплачивать бывшему владельцу определенную сумму до момента смерти. Также, за прежним владельцем остается право на проживание на этой жилплощади.

Сервитут

Подразумевает ограниченное пользование чужим объектом, например, для прохода, проезда, для прокладки коммунальных сетей. А собственник вправе требовать компенсации за пользование. Бывает частный и публичный.

Также, есть доверительное управление – передача временных прав на пользование, без права осуществления любых сделок, и опека и попечительство – собственность принадлежит несовершеннолетним или недееспособным гражданам, объект недвижимости культурного наследия – накладывает обязательства по сохранению объекта. И все сделки проходят, только, с разрешения органов опеки.

Как проверить ограничение и обременения

Имеются или не имеются ограничения, можно проверить несколькими способами:

Ограничения в выписке единого государственного реестра недвижимости (выписка ЕГРН, ЕГРП)

Из выписки ЕГРН можно получить следующую информацию об обременениях и ограничениях на недвижимость онлайн (содержится в Разделе 2, пункте 3 или 4):

  • вид ограничения (аренда, арест, ипотека);
  • дата и номер регистрации в Росреестре;
  • на какой срок установлено ограничение. Может быть установлен период, до какого-то числа или бессрочно;
  • в чью пользу установлено ограничение (банк, арендатор);
  • документ основание (договор аренды, постановление о запрете).

Если в графе «Ограничение прав и обременение объекта недвижимости» стоит запись «не зарегистрировано», значит обременений и ограничений нет.

Для получения выписки ЕГРН необходимо пройти по , выбрать вид документа и заполнить несколько полей на форме заявки:

  • кадастровый номер;
  • адрес объекта;
  • вашу электронную почту, имя и телефон;

В течение 5-24 часов, в зависимости от загруженности Росреестра, вы получите официальный документ, подписанный электронной подписью (ЭЦП).

Ограничения на сайте службы судебных приставов

Для этого необходимо знать фамилию собственника или номер исполнительного производства. Фамилию собственника можно узнать в течение 15 минут. Номер исполнительного производства, иногда, указывается в Выписке ЕГРН.

Но данным способом можно проверить только аресты и запреты на совершение регистрационных действий. Преимущество этого способа, что здесь можно узнать полное содержание ограничения. В то время как в выписке ЕГРН указывается, только, вид, дата ограничения, и фамилия должностного лица, установившего его. Проверить Аресты и Ограничения наложенные судебными приставами можно на сайте ФССП.

Если у вас остались какие-либо вопросы или необходима более полная и развернутая информация — можете обратиться к нашим специалистам.

§ 6. Государственная регистрация обременений (ограничений) прав на недвижимое имущество
Наряду с государственной регистрацией прав на недвижимость и отдельных видов сделок с ней государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлежат ограничения (обременения) прав на недвижимость. К последним относятся установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном порядке различного рода запрещения, которые стесняют правообладателя при реализации принадлежащих ему вещных прав на конкретный объект. Примерный перечень таких ограничений дан в ст. 1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которой государственной регистрации подлежат (сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, арест имущества и др.). Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции от 12.11.2004 установлена обязанность государственной регистрации таких обременений как концессия участка лесного фонда и безвозмездное пользование участком лесного фонда.
Общим для всех указанных выше ограничений (обременений) является так называемое «право следования», суть которого состоит в том, что при переходе прав на объект недвижимости автоматически переходит и соответствующее ограничение (обременение), независимо от того есть ли положение в договоре о переходе прав, которое предусматривало бы такой переход. Цель их государственной регистрации и состоит в том, чтобы потенциальный приобретатель недвижимого имущества знал об их наличии еще до заключения сделки. При этом регистрация ограничений (обременений) прав возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Ограничения (обременения) также объединяет то, что они носят вещно-правовой характер. А значит тот, к кому переходит недвижимость по сделке, получает ее вместе с соответствующими ограничениями (обременениями), даже если на этот счет ничего не говорится в сделке, на основе которой этот переход происходит*(256).
Предусмотренные в Законе о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ограничения вещных прав имеют различную правовую природу. Так, сервитут является ограниченным вещным правом, ипотека — способом обеспечения исполнения обязательств, аренда и доверительное управление — договорными обязательствами. Следует иметь в виду, что регистрация таких сделок с недвижимостью как аренда или ипотека юридически приравнена к регистрации обременений с аналогичным названием вещных прав собственника или субъекта права хозяйственного ведения, а регистрация сервитута как вещного права является одновременно регистрацией сервитута как обременения. Это приводит к возникновению коллизии между правом указанных лиц заключить (следовательно и зарегистрировать) любое число договоров по поводу этого имущества и недопустимостью регистрации всех этих договоров, поскольку такие обременения не могут существовать одновременно.
Среди упомянутых ограничений следует обратить внимание на арест имущества, который можно рассматривать как ограничение в чистом виде. Арест имущества означает запрет распоряжаться имуществом (то есть продавать его, менять, дарить, передавать под выплату ренты, передавать его в залог, аренду, доверительное управление и т.д.). Он применяется судом как мера по обеспечению иска при принудительном исполнении судебных решений (ст. 45 Закона РФ «Об исполнительном производстве»)*(257), как способ обеспечения исполнения решения о взыскании налога (применяется налоговым или таможенным органом с санкции прокурора в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество (ст. 77 Налогового кодекса РФ), следователем в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества.
Конкретный порядок государственной регистрации ограничений (обременений) установлен соответствующими статьями Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также Правилами ведения единого государственного реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в редакции от 12.11.2004.
Следует отметить, что законодательство, регулирующее порядок государственной регистрации обременений, страдает непоследовательностью. Так, нельзя не обратить внимания на существовавшее противоречие между ГК РФ, установившим обязанность регистрировать только договор аренды (п. 2 ст. 609) и ранее действовавшей редакцией Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором говорилось о регистрации права аренды (ст. 26), при этом последняя не раскрывала содержание права аренды.
Однако для того, чтобы окончательно устранить какие-либо сомнения по этому поводу соответствующие изменения были внесены в ст. 26 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Правила ведения ЕГРП
Таким образом, аренда в случае регистрации договора аренды выступает как обременение. Поскольку это является ограничением прав, то для того чтобы его зарегистрировать необходимо зарегистрировать соответствующее вещное прав (например, право собственности арендодателя на арендуемое имущество). Таким образом, логическое и систематическое толкование норм ГК РФ, Закона о государственной регистрации прав и Правил ведения Единого государственного реестра прав позволяют сделать вывод, что никакого нового права аренды, подлежащего регистрации Закон о государственной регистрации не устанавливает*(258).
На практике возникает вопрос о правовом статусе регистрации договоров аренды, заключенных до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В п. 2 Информационного письма ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. N 29 отмечено, что регистрация договоров аренды нежилых помещений, проводившаяся в субъекте Российской Федерации до вступления в силу Закона о государственной регистрации, не являлась государственной регистрацией, исходя из смысла положений Гражданского кодекса, и отсутствие такой регистрации не порождает последствий, установленных в пункте 3 статьи 433 ГК. Для обоснования этой позиции приводится следующий пример.
Общество с ограниченной ответственностью (арендатор) обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу (арендодателю) о вселении в нежилые помещения, арендуемые у ответчика на основании договора аренды от 17.04.97 сроком на 5 лет, из которых оно было выселено арендодателем.
Ответчик, возражая против иска, сослался на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 609 ГК договор аренды нежилого помещения подлежал государственной регистрации. Поскольку договор аренды не был зарегистрирован, то согласно пункту 3 статьи 433 ГК он является незаключенным, и, следовательно, истец на основании этого договора не имеет право требовать от ответчика предоставления нежилого помещения во владение и пользование.
Арбитражный суд первой инстанции иск удовлетворил. При этом суд исходил из того, что договор аренды являлся заключенным и у истца возникло право требовать от ответчика передачи арендованного нежилого помещения во владение и пользование. Положения первой части Гражданского кодекса о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества применяются с учетом требований статьи 8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», устанавливающей, что до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. Договор аренды был заключен до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав, который установил порядок государственной регистрации и отнес нежилые помещения к недвижимому имуществу.
Поэтому регистрация договоров аренды нежилых помещений, осуществлявшаяся в субъекте Российской Федерации до введения в действие Закона о государственной регистрации на основании нормативного акта правительства субъекта Российской Федерации в целях учета этих объектов имущества, не являлась государственной регистрацией, исходя из смысла положений Гражданского кодекса. Следовательно, при отсутствии такой регистрации договор аренды не может считаться незаключенным на основании пункта 3 статьи 433 ГК.
В Законе о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним говорится о государственной регистрации сервитутов и как обременений, и как ограниченных вещных прав. При этом регистрация сервитута как ограничения (обременения) возможна только после регистрации права собственности на недвижимость в Едином государственном реестре прав на недвижимость. В статьях ГК, посвященных сервитуту, о необходимости государственной регистрации сервитутов ничего не говорится. Такая обязанность вытекает из смысла ст. 131 ГК, согласно которой право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество (в том числе и право сервитута), ограничения этих прав подлежат государственной регистрации.
ЗК РФ, следуя общему правилу п. 2 ст. 8 ГК РФ, вводит обязательность государственной регистрации сервитута и его прекращения в соответствии с нормами Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Сам сервитут возникает, изменяется, прекращается только с момента государственной регистрации. Непосредственно о необходимости государственной регистрации сервитутов говорится в ст. 23 ЗК РФ (причем в указанной статье ЗК говорится о государственной регистрации только публичных сервитутов), а в ст. 1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним говорится о государственной регистрации установленных уполномоченными органами запрещений и ограничений, в том числе сервитутов. Кроме того, есть специальная статья указанного закона (27), посвящена порядку государственной регистрации сервитутов. Наконец, в п. 2 ст. 13 этого закона в общем виде говорится о порядке государственной регистрации ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц.
Регистрация сервитута возможна либо по заявлению лица, в пользу которого установлен сервитут либо по заявлению собственника, чьи права на недвижимость ограничиваются. При этом в отношении такого собственника не делается оговорки о наличии у него соглашения об установлении сервитута. Однако в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор решается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Конкретный порядок совершения регистрационных действий регулируется Правилами ведения единого государственного реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в редакции от 12.11.2004. Лицу, в пользу которого установлен сервитут, выдается свидетельство о государственной регистрации права.
Государственной регистрации подлежит также и прекращение сервитута. В этом случае соответствующая запись в Едином государственном реестре прав погашается специальным штампом погашения регистрационной записи.
Государственной регистрации подлежат прежде всего частные сервитуты, однако в случаях, установленных законом регистрируются и публичные сервитуты. Иногда понятие сервитутов, подлежащих государственной регистрации, конкретизируется. Так, письмом Госстроя РФ от 20 марта 2000 г. N НМ-1082/2 установлен перечень так называемых градостроительных ограничений и сервитутов, которые должны учитываться при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Среди них можно указать на следующие сервитуты: ограничением на использование объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, находящихся в муниципальной или государственной собственности, расположенных на земельном участке, предоставленном в собственность, владение, пользование или аренду юридическому или физическому лицу;
ограничением на использование земельного участка в связи с расположением на нем зданий, строений и сооружений, не принадлежащих собственнику, владельцу, пользователю или арендатору данного участка;
условием соблюдать ограничения на использование земельного участка, расположенного в зоне охраны памятников истории и культуры, на территории особо охраняемого природного объекта, в водоохранной зоне, в границах территории, подверженной воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных территорий, ограничения на использование которых устанавливается в законодательном порядке.
Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация сервитута проводится на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте (п. 1 ст. 27).
Неисполнение этого правила на практике приводит к следующим спорам. ООО «Горно-лыжный курорт «Гладенькая» г. Саяногорска обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к ОАО «Саянмрамор» с требованиями обязать ответчика беспрепятственно пропускать через контрольно-пропускной пункт транспорт клиентов, посетителей курорта и служебный транспорт ООО «ГК «Гладенькая» по автодороге, ведущей на территорию курорта, зарегистрировать (публичный) сервитут (право проезда на транспортных средствах по автодороге предприятиями, учреждениями и гражданами к горно-лыжному курорту).
Из материалов дела следовало, что по земельному участку, предоставленному в бессрочное постоянное пользование ОАО «Саянмрамор», проходит единственная автомобильная дорога, ведущая к горно-лыжному курорту, при этом дорожное полотно с одной стороны ограничено обрывом (горным отвалом), а с другой стороны — горным массивом. Администрация Бейского района 15 сентября 2000 г. приняла Постановление N 405 «Об обременении части земельного участка ОАО «Саянмрамор» бессрочным сервитутом». По мнению истца, был установлен публичный сервитут, а ответчик считал, что Постановление администрации является незаконным.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований истца отказал, а апелляционная коллегия Арбитражного суда это решение оставила без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения, указав (наряду с другими доводами), что регистрация сервитута производится на основании заявления собственника дороги, которым ответчик не является*(259).
Следует отметить, что при заключении договора ипотеки государственной регистрации подлежит как сам договор ипотеки (ст. 10 Закона об ипотеке), так и ипотека как обременение. Это два разных, хотя и взаимосвязанных действия. Государственная регистрация осуществляется на основании заявления залогодателя или залогодержателя. Закон об ипотеке более не требует нотариального удостоверения, однако если стороны все же удостоверили в нотариальном порядке договор ипотеки, то государственная регистрация может осуществляться на основании заявления как залогодателя, так и залогодержателя.
В качестве особого случая государственной регистрации ипотеки как обременения следует упомянуть ипотеку, возникающую при долевом участии в строительстве. Так, в результате заключения договора о долевом участии возникают залоговые отношения, в которых в качестве залогодателя выступает застройщик, а в качестве залогодержателя — участник долевого строительства. В данном случае говорится об особой разновидности залога недвижимости (ипотеки), возникающей в силу закона, предметом которой являются земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости. Право ипотеки возникает у участников долевого строительства с момента государственной регистрации договора о долевом участии.
В тех случаях, когда застройщик начал строительство объекта недвижимости, но не закончил его, однако зарегистрировал право собственности на него, заложенным считается сам объект незавершенного строительства. Согласно п. 2 ст. 5 Закона об ипотеке правила Закона об ипотеке должны применяться и к залогу незавершенного строительством недвижимого имущества, которое возводится на земельном участке, отведенном на строительство в установленном законодательством РФ порядке. Последнее означает, что земельный участок предоставлялся с целью строительства и что были получены все необходимые разрешения на строительство со стороны соответствующих государственных органов. Согласно п. 2 комментируемой статьи объект незавершенного строительства считается находящимся в залоге у участников долевого строительства с момента государственной регистрации права собственности застройщика на такой объект.
После того, как застройщик зарегистрировал право собственности на жилые и (или) нежилые помещения, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строительство (создание) которых осуществлялось с привлечением денежных средств участников долевого строительства, уже указанные помещения считаются находящимися в залоге у участников долевого строительства с момента такой регистрации.
Регистрация доверительного управления как обременения осуществляется на основании договора доверительного управления. По этому договору собственник передает имущество доверительному управляющему не в собственность, а лишь для осуществления в течение определенного срока управления этим имуществом в интересах учредителя или указанного им лица. Этим данный договор отличается от договоров, направленных на переход к приобретателю права собственности на передаваемое имущество (купля-продажа, дарение и др.). Доверительный управляющий получает имущество не только для осуществления правомочия пользования, как при аренде, но реализует от своего имени все правомочия собственника, включая распоряжение этим имуществом (п. 1 ст. 1020 ГК РФ). Однако у доверительного управляющего не возникает вещного права на полученное имущество, как это имеет место при хозяйственном ведении или оперативном управлении.
По данному договору передаются все правомочия собственника без передачи самого права собственности. Таким образом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении переданного имущества все юридические и фактические действия в соответствии с договором в интересах выгодоприобретателя от своего имени. Однако законом или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом. В частности, доверительный управляющий осуществляет распоряжение недвижимым имуществом в случаях, предусмотренных договором доверительного управления. Права и обязанности, приобретенные доверительным управляющим, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества и исполняется за его счет.
Термины «ограничения» и «обременения» используются в действующем законодательстве как синонимы. Обычно ограничение применимо к правам, тогда как слово «обременение» сочетается с объектом недвижимости.
Было высказано предложение кардинально изменить систему государственной регистрации обременений*(260). В частности такие обременения как ипотека и рента (право на получение ренты) предлагается рассматривать как не имеющие вещной природы субъективные гражданские права, осуществление которых связано с объектами, признаваемыми гражданским законодательством недвижимыми вещами. Сюда же следует отнести так называемое право владения, под которым понимается титульное юридическое владение, принадлежащее не собственнику, которое возникает из предусмотренных законом оснований и обременяет право собственности. В качестве примера приводится владение на основании договоров аренды, ссуды, доверительного управления.
В остальных случаях вместо регистрации обременений предлагается ввести систему отметок, которые вносятся в ЕГРП, но не являются записями о регистрации. Значение этих отметок, по мнению авторов Концепции, состоит в том, что они обеспечивают публичность оборота недвижимых вещей и могут рассматриваться в качестве доказательств в случае возникновения спора. Такие отметки должны делаться в отношении фактов, имеющих юридическое значение для осуществления субъективных гражданских прав в отношении недвижимости в случаях, прямо указанных в законе.
В частности предлагается это делать в отношении следующих фактов:
а) беститульное владение, когда лицо не имеет правового основания для владения имуществом, однако владелец является добросовестным владельцем и в будущем может стать законным владельцем этой недвижимости в силу приобретательной давности;
б) арест как мера обеспечения;
в) запрет регистрационных действий (в случаях, когда в реестре не зафиксирован собственник вещи;
г) случаи, когда договор или акт государственного органа, являющийся основанием возникновения прав на недвижимую вещь, признан судом недействительным;
д) решение об изъятии (принудительном выкупе) земельного участка;
е) случаи, когда по решению уполномоченного государственного органа недвижимое имущество (здание, сооружение) подлежит уничтожению;
ж) решение о принятии на учет бесхозяйного имущества;
з) предъявление в суде иска, оспаривающего зарегистрированное право на недвижимую вещь.
Практическая целесообразность такого нововведения вызывает сомнения. По существу речь идет только об изменении названия, а не об изменении системы регистрации.
Требование о государственной регистрации ограничений (обременений) вещных прав содержит ряд исключений. Так, например, не подлежат государственной регистрации обременения, вытекающие из договора социального или коммерческого найма жилого помещения, договора безвозмездного пользования и договора аренды зданий и сооружений, заключенного на срок менее года. Исключение составляет аренда, которая согласно ст. 26 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежит регистрации как обременение независимо от срока. Представляется, что это недоработка законодателя, поскольку и договоры найма жилого помещения и договор аренды несомненно обременяют недвижимое имущество.

Регистрация обременений недвижимости

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Регистрация обременений недвижимости

Помимо государственной регистрации вещных прав, уполномоченные органы осуществляют регистрационные действия в отношении обременений (ограничений) таких прав на объекты недвижимости. Несмотря на существующий общий порядок, регистрационные действия с обременением прав имеют свои особенности.

Понятие обременений (ограничений) прав на недвижимость

Определение термина «обременение» содержится в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». По мнению законодателя, обременение подразумевает наличие определенных условий или запретов, ограничивающих правообладателя при осуществлении своих прав на объект недвижимого имущества. Исходя из этого определения, можно выделить основные признаки обременения:

  • Устанавливается в отношении конкретного объекта недвижимости
  • Может быть установлено нормативным актом, решением уполномоченного органа или условиями договора
  • Содержит перечень запретов для правообладателя на осуществление вещного права.

Когда необходима регистрация обременений?

Так как наличие обременений стесняет субъекта в реализации принадлежащих ему прав, оно неразрывно связаны с основным правом. Поэтому случаи, когда проведение государственной регистрации обременений является обязательным, соответствует аналогичному порядку для основного права на объект недвижимости. Это правило прямо предусмотрено ст. 131 Гражданского кодекса РФ – регистрации подлежат любые ограничения вещных прав в отношении объектов недвижимости.

Законодатель устанавливает тождественность понятий «обременение» и «ограничение» прав, поэтому для целей регистрации применяются оба этих термина.

Следует перечислить случаи, когда проведение регистрации прав, а также их обременений является обязательным:

  • Ипотека. Для целей обязательной регистрации неважно, возникает ипотека в силу договора или в силу закона.
  • Доверительное управление.
  • Права, вытекающие из договора ренты
  • Арест и иные запреты на заключение сделки. Устанавливаются и снимаются решением уполномоченных органов.
  • Права требования, предъявленные в порядке судебного производства
  • Решение уполномоченного органа об изъятии земельных участков у правообладателей
  • Сервитуты (публичные, частные)
  • Особый режим пользования земельными участками в санитарно-защитных и охранных природных зонах
  • Особые условия охраны объектов природы и окружающей среды
  • Иные случаи, предусмотренные законодательством.

Указанные выше виды обременений имеют разную юридическую природу: некоторые из них связаны с обеспечением исполнения обязательств, другие содержат прямые запреты на совершение юридически значимых действий. Кроме того, существуют разные по времени случаи регистрации обременения:

  • Одновременно с регистрацией основного права. В этом случае обременение возникает одновременно с возникновением основного права и является обязательным условием вплоть до снятия ограничения
  • Самостоятельно и независимо от основного права. В данном случае обременение возникает в ходе реализации основного права и является сопутствующим условием распоряжения правом

Порядок регистрации обременений и перечень необходимых документов

Помимо общих требований к регистрации вещных прав на объекты недвижимости, действия уполномоченных органов в части регистрации обременений имеют следующие особенности:

  • Заявление о регистрации обременения подается лицом, в пользу которого оно установлено
  • Регистрация запретов или арестов производится на основании заверенной копии решения уполномоченных органов
  • Сведения о регистрации обременений, вносимые в ЕГРП, должны содержать информацию в отношении обеих сторон установленного ограничения
  • Наличие судебного спора в отношении объекта недвижимости влечет возникновение обременения только в случае вынесения судебного акта о запрете на совершение конкретных действий по распоряжению имуществом
  • При оформлении регистрации обременения права, регистратор должен убедиться, что условия о таком ограничении действительно предусмотрено условиями договора, нормами акта государственного органа либо судебным решением
  • Снятие зарегистрированного обременения возможно только по заявлению лиц, являвшихся субъектами установленного ограничения, а также решения уполномоченного органа о снятии запретов или арестов на имущество

Юридические последствия регистрации обременений и уклонения от нее

Факт государственной регистрации обременения и внесение соответствующих сведений в ЕГРП подразумевает возникновение комплекса ограничительных мер по распоряжению вещными правами. Основным юридически значимым последствием регистрации обременения является полный или частичный запрет на совершение распорядительных сделок в отношении объекта недвижимости.

В случае обращения за регистрацией сделок по распоряжению имуществом, в отношении которого установлено обременение, регистрационные органы в ходе проведения правовой экспертизы представленных документов устанавливают факт ограничений путем получения сведений из ЕГРП. Это будет являться основанием для вынесения отказа в регистрации перехода прав по сделке.

Сведения о зарегистрированном обременении вносятся в ЕГРП и неразрывно связаны с основным право на объект недвижимости. Любая информация, получаемая из ЕГРП в отношении данного объекта, обязательно будет содержать указание на установленное обременение.

Установленное обременение сохраняет свою силу до момента снятия такого ограничения путем совершения соответствующих регистрационных действий.

В случае уклонения от регистрации обременения требовать совершения такого действия имеет право лицо, в пользу которого существует данное ограничение, либо государственный орган, вынесший акт о наложении запрета. Это требование может быть заявлено в судебном порядке.

Также уклонение от регистрации обременения может повлечь изменение основного права на объект недвижимости, если условие о возникновении данного ограничения являлось обязательным условием сделки либо было предусмотрено, как основание для вынесения акта уполномоченного органа по распоряжению объектом недвижимости.

Что такое уведомление о проведенной регистрации ограничения права?

Это значит, что судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства, по которому Вы являетесь должником, обнаружил, что вы являетесь собственником этой квартиры. И чтобы защитить интересы взыскателя на получение присужденной суммы вынес соответствующее постановление и направил его в Росреестр. С этого момента Вы не сможете совершать с Вашей квартирой действия, которые требуют государственной регистрации (переход права собственности — продажа, мена, дарение. также не можете передавать её в залог). Приставы делают это для того, чтобы должники не избавлялись от материальных активов с целью уклонения от уплаты долга.
На официальном сайте службы судебных приставов fssprus.ru/iss/ip/ найдите себя и узнайте какое исполнительное производство и на какую сумму возбуждено в отношении Вас. Дальше уже решайте по обстоятельствам, если есть долг — то будете Вы его платить добровольно или нет, если считаете, что долг неправомерен — то можете его обжаловать.
Удачи. Надеюсь, что помог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *