ФЗ о внутренних водах

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 4.1)
    • Статья 1. Определение и границы внутренних морских вод Российской Федерации
    • Статья 2. Определение и границы территориального моря Российской Федерации
    • Статья 3. Делимитация территориального моря
    • Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря
    • Статья 4.1. Искусственные острова, установки и сооружения во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации
  • Глава II. Особенности правового режима морских портов Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря (ст.ст. 5 — 21)
    • Статья 5. Правовой режим морских портов Российской Федерации
    • Статья 6. Заход иностранных судов в морские порты
    • Статья 7. Военно-морские базы и пункты базирования военных кораблей
    • Статья 8. Заход иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в морские порты
    • Статья 9. Вынужденный заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты
    • Статья 10. Понятие прохода через территориальное море
    • Статья 11. Мирный проход через территориальное море
    • Статья 12. Право мирного прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов
    • Статья 13. Правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов
    • Статья 14. Плавание в акватории Северного морского пути
    • Статья 14.1. Плавание и стоянка иностранных прогулочных и спортивных парусных судов во внутренних морских водах и в территориальном море
    • Статья 14.2. Плавание судов под флагом иностранного государства во внутренних морских водах и в территориальном море
    • Статья 15. Запретные для плавания и временно опасные для плавания районы
    • Статья 16. Поисково-спасательные и судоподъемные операции, создание, эксплуатация, использование и регистрация искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладка подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море
    • Статья 16.1. Особенности эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, особенности осуществления деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов во внутренних морских водах и в территориальном море
    • Статья 17. Уголовная юрисдикция Российской Федерации на борту иностранного судна
    • Статья 18. Гражданская юрисдикция Российской Федерации в отношении иностранных судов
    • Статья 19. Действия федеральных органов исполнительной власти в отношении иностранных военных кораблей, нарушающих законодательство Российской Федерации в территориальном море, во внутренних морских водах и в морских портах
    • Статья 20. Использование природных ресурсов, охрана окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, осуществление иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море
    • Статья 21. Основные принципы экономических отношений при пользовании природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря
  • Глава III. Прилежащая зона Российской Федерации (ст.ст. 22 — 23)
    • Статья 22. Определение, границы и делимитация прилежащей зоны Российской Федерации
    • Статья 23. Права Российской Федерации в прилежащей зоне
  • Глава IV. Морские научные исследования, морские ресурсные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море (ст.ст. 24 — 31.2)
    • Статья 24. Определение морских научных исследований и принципы их проведения
    • Статья 25. Представление и содержание запроса на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и в территориальном море
    • Статья 26. Порядок рассмотрения запросов
    • Статья 27. Основания для отказа в разрешении на проведение морских научных исследований
    • Статья 28. Обязанности российских и иностранных заявителей, проводящих морские научные исследования
    • Статья 29. Передача и опубликование результатов морских научных исследований
    • Статья 30. Изменения программы морских научных исследований
    • Статья 31. Приостановление или прекращение морских научных исследований
    • Статья 31.1. Морские ресурсные исследования
    • Статья 31.2. Особенности проведения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов
  • Глава V. Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря (ст.ст. 32 — 38)
    • Статья 32. Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря
    • Статья 32.1. Основные принципы защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря
    • Статья 33. Нормирование качества морской среды внутренних морских вод и территориального моря
    • Статья 34. Государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море
    • Статья 35. Государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море
    • Статья 36. Государственный экологический мониторинг внутренних морских вод и территориального моря
    • Статья 37. Захоронение отходов и других материалов и сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море
    • Статья 37.1. Захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море
    • Статья 38. Морские аварии
  • Глава VI. Обеспечение выполнения положений настоящего Федерального закона (ст.ст. 39 — 40)
    • Статья 39. Охрана внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов
    • Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
  • Глава VII. Заключительные положения (ст.ст. 41 — 43)
    • Статья 41. Разрешение споров
    • Статья 42. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 43. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ
«О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

«Комментарий к Федеральному закону от 31 июля 1998 г. n 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (постатейный) (Велиева Д.С.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ
И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 22.04.2003 N 49-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 08.11.2007 N 261-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
1. Согласно преамбуле комментируемого Закона статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, а также права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления определяются не только национальным, но и международным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, государственная территория Российской Федерации «включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними».
Соответственно водная территория включает внутренние воды и территориальное море (территориальные воды).
Статус и правовой режим водных объектов определяются также Водным кодексом РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (в ред. от 19.06.2007) , Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 08.11.2007) , Кодексом внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 N 24-ФЗ (в ред. от 08.11.2007) , Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 26.06.2007) «Об охране окружающей среды» , «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 N 94-ФЗ (в ред. от 30.10.2007) , от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381, N 50. Ст. 5279; 2007. N 26. Ст. 3075.
СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2001. N 22. Ст. 2125; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 15. Ст. 1519, N 45. Ст. 4377; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5581; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 46. Ст. 5557.
СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001; 2003. N 14. Ст. 1256, N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 50. Ст. 5279, N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 27. Ст. 3213, N 46. Ст. 5554, ст. 5557.
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (часть 1). Ст. 25, N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10, N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834, N 27. Ст. 3213.
СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220; 2001. N 1 (часть I). Ст. 2, N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (часть I). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5279, N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5417.
СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5557.
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Понятие общепризнанных принципов и норм дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.
Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН и Статуте Международного суда . Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН , принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. .
———————————
Устав Организации Объединенных Наций (вместе с «Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи») (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 7 — 33.
Международная жизнь. 1970. N 12.
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (подписан в г. Хельсинки 01.08.1975) // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 73 — 79.
В качестве международных принципов названные акты называют следующие: неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение споров, невмешательство, сотрудничество, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву, нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека.
Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.
Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О международных договорах Российской Федерации» — «международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее — иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757; 2007. N 49. Ст. 6079.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.
В числе важнейших международных актов следует назвать Конвенцию ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 года) , Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) от 22 июня 2001 года , Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне (заключена в г. Женеве 29.04.1958) , Конвенция об унификации некоторых правил относительно ответственности, вытекающей из столкновения судов внутреннего плавания (заключена в г. Женеве 15.03.1960) , и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.
СЗ РФ. 2007. N 44. Ст. 5284.
Ведомости ВС СССР. 1964. N 43. Ст. 472.
Собрание постановлений Правительства СССР. 1966. N 20. Ст. 185.
Кроме того, существуют многочисленные двусторонние и многосторонние соглашения, участником которых выступает и Россия.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение и границы внутренних морских вод Российской Федерации
Комментарий к статье 1
1. В ч. 1 комментируемой статьи дается определение внутренних морских вод Российской Федерации, под которыми понимаются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
Четкое определение границ внутренних морских вод необходимо, т.к. они являются составной частью территории Российской Федерации.
Не менее важный вопрос — это морские природные ресурсы, расположенные в пределах территории нашего государства.
Морская периферия России — это акватории 4 внутренних и 10 окраинных морей, омывающих ее территорию, Северного Ледовитого и Тихого океанов в рамках ее исключительной экономической зоны.
Площадь морской периферии России — свыше 6 млн. км — составляет 21% площади шельфа Мирового океана, а площадь ее нефтегазоперспективных акваторий — 4,2 млн. км — сопоставима с площадью нефтегазоперспективных территорий России. Суммарный объем извлекаемых морских ресурсов углеводородного сырья (УВС) России оценивается значением порядка 100 млрд. т н.э. Этот гигантский, но пока минимально задействованный морской потенциал принято рассматривать как самый значительный неосвоенный резерв УВС на планете .
———————————
Новиков Ю.Н., Калист Л.В. Углеводородный потенциал морской периферии России // http://www.stroy-press.ru/print.php?id=8112.
Неизбежность его освоения очевидна как с точки зрения общемировой тенденции неуклонного возрастания роли морской нефтегазодобычи, составляющей сегодня треть суммарной, так и ввиду невозможности обеспечить поддержание, тем более планируемое увеличение объемов нефтегазодобычи в России только за счет ее территорий. Исторически эффективный принцип «Разделяй и властвуй» как методологический подход вполне может быть применим и к решению задачи освоения углеводородного потенциала морской периферии России.
Акватории только 5 из 14 омывающих территорию России морей целиком находятся под ее юрисдикцией. В остальных существуют проблемы делимитации водного пространства и минеральных ресурсов недр с 10 сопредельными государствами.
Доступность морских ресурсов определяется не только минимальным удалением от берега, но и минимальными глубинами моря. Недропользователи при выборе объектов разработки ориентируется прежде всего на техническую доступность и уровень рентабельности освоения морских месторождений. Анализ действующих и подготавливаемых проектов освоения морских ресурсов УВС России позволяет обозначить следующие закономерности и тенденции:
— из 45 открытых на сегодня морских месторождений России, включая 7 подводных продолжений прибрежных месторождений, в распределенном фонде находятся 23;
— из 23 месторождений распределенного фонда — 22 расположены на глубинах моря до 50 м и на расстоянии от первых километров до десятков километров от берега;
— все шесть находящихся в настоящее время в разработке и четыре подготавливаемых к промышленному освоению морских месторождений России приурочены к минимальным глубинам моря или находятся на минимальном расстоянии от берега;
— все 12 морских месторождений, открытых за последние 10 лет недропользователями, расположены на глубинах моря до 35 м и на небольших расстояниях от берега.
Очевидно, что все осваиваемые в настоящее время и подготавливаемые к освоению месторождения, за исключением Штокмановского, находятся в пределах внутренней зоны относительной доступности с минимальными глубинами моря и на минимальном удалении от берега. В ее пределах находятся 22 из 23 морских и прибрежно-морских месторождений распределенного фонда, что наглядно и совершенно определенно демонстрирует выбор недропользователей и основное направление недропользования на акваториях России.
Расположенное на значительном расстоянии от берега (560 км) и на больших глубинах моря (279 — 380 м) Штокмановское месторождение — это гигантский инвестиционный проект, оцениваемый в десятки миллиардов долларов. Для его освоения необходимо создание международного консорциума, разработка и использование уникальных технологий, поэтому не случайно, что этот проект до сих пор не достиг стадии реализации, хотя в меняющихся формах существует почти двадцать лет со времени открытия Штокмановского месторождения в 1988 г.
Сказанное лишь подтверждает, что определение границ внутренних морских вод имеет не только правовое значение, но и политическое, экономическое значение.
2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи внутренние морские воды составляют воды:
во-первых, портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
во-вторых, заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуются один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
в-третьих, заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации. При этом перечень последних устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
В соответствии со ст. 10 Конвенции ООН по морскому праву под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, в соотношении к ширине входа в него, что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.
Для цели измерения площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега углубления и линией, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько входов, за диаметр такого полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.
Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает двадцати четырех морских миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и ограниченные таким образом воды считаются внутренними водами.
Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает двадцать четыре морские мили, прямая исходная линия в двадцать четыре морские мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было ограничено возможно большее водное пространство.
Следует отметить, что вышеизложенные положения согласно Конвенции по морскому праву не распространяются на так называемые исторические заливы или на любые случаи, когда применяется система прямых исходных линий.
Статья 2. Определение и границы территориального моря Российской

Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.08.2019 г.)

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ
О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.08.2019 г.)

О внесении изменений см. Федеральный закон РФ от 16.12.19 г. № 431-ФЗ (вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования).

Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года

Глава I. Общие положения

(статьи 1 — 4.1)

Глава II. Особенности правового режима морских портов Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря

(статьи 5 — 21)

Глава III. Прилежащая зона Российской Федерации

(статьи 22 — 23)

Глава IV. Морские научные исследования, морские ресурсные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море

(статьи 24 — 31.2)

Глава V. Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря

(статьи 32 — 38)

Глава VI. Обеспечение выполнения положений настоящего Федерального закона

(статьи 39 — 40)

Глава VII. Заключительные положения

(статьи 41 — 43)

Настоящий Федеральный закон устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава I.

Общие положения

Статья 1. Определение и границы внутренних морских вод Российской Федерации

1. Внутренние морские воды Российской Федерации (далее — внутренние морские воды) — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

2. К внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *